Владимиров А. П. История располячения западно-русского костела//Русское обозрение. 1896. Кн. 4. С. 739–763; кн. 5. С. 283–309; кн. 6. С. 556–580; кн. 7. С. 166–189; кн. 9. С. 164–184; кн. 10. С. 581–604; кн. 11. С. 231–256. Литва после 1866 г. Владимиров А. П. Как пишется история?//Русское обозрение. 1897. Кн. 10. С. 837–847. Критическая оценка статей М. М. Кояловича «Юдифь с берегов Двины» (о генерал-губернаторе А. Л. Потапове) и «Отставка диктатора» (о М. Н. Муравьеве), вышедших отдельной книгой «За кулисами истории. Из истории Северозападного края». СПб., 1896. Владимиров А. П. О введении русского языка в богослужение католической и протестантской церквей в Северо-Западном крае//Вестник Европы. 1881. Кн. 3. С. 366–375. Владимиров А. П. О положении Православия в Северо-Западном крае (1863–1892 гг.)//Русское обозрение. 1893. Кн. 2. С. 620–652; кн. 3. С. 186–211; Кн. 4. С. 671–702. Владимиров А. П. Со Жмуди. Замена русских письмен латинскими//Русское обозрение. 1893. Кн. 2. С. 980–983. Владимиров А. П. Толстовцы на подгорье Северного Кавказа//Русское обозрение. 1898. Кн. 1. С. 593–599. Колония толстовцев близ Нальчика в 1896–1897 гг. Водовозов В. Как производятся выборы в Государственную Думу по закону 3 июня 1907 года?//Народное право. СПб., 1907. Воинская повинность и духоборы//Русский вестник. 1898. Т. 253. Февраль. С. 368–374. Полемика со статьей в «Вестнике Европы», возражавшей против ссылки сектантов за отказ от воинской службы на 18 лет в Якутию. Володин. Собор и патриаршество//Современный мир. 1912. С. 284–295. Вопрос о всеобщем обучении на киевском съезде естествоиспытателей и врачей//Мир Божий. 1898. 10. Отд. 2. С. 18–19. Краткое изложение докладов Трегубова, Белоконского и Бориневича. Вопрос о языке преподавания в низших и средних школах для нерусского населения. Совещание Министерства народного просвещения по вопросу о школьном образовании в Царстве Польском//Русская школа. 1907. 2. Отд. 2. С. 74–75. Вопросы начальной школы на II съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию//Русская мысль. 1896. Кн. 4. Отд. 2. С. 79–94. Отчет о работах IX сессии съезда, изложение доклада Вахтерова о всеобщем начальном обучении и тезисы других докладов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Афанасий), 80 (архим. Пахомий был на коронации ц. Феодора Алексеев. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Павел подписался под грам., данною в 1614 г. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому); 1789 г., XI, 243 (архим. Иосиф, с 1642 г. патриарх Москов.), 244 (архим. Мисаил, с 1667 г. еписк. Коломен.), 329 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 134 (архим. Савва, с 1544 г. еписк. Крутицкий), 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына), 449 (соборное деяние 1681 г. об уничтож. местничества; подписался архим. Гавриил); XIX, 380 (надписи, находящиеся в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 170 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас.; а на Симоново к пречистой даю свое село Велино и здеревн.); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; отказано село Богоявленское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Бор. Волоцкого; на Симоново 10 руб.); 1789 г., V, 11, 13 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются дер. Окишева Ваталинского села и сельцо Андомское), 100 (поручн. запись 1506 г. кн. Конст. Ив. Острожского; архим. Варлаам), 106 (духовн. около 1509 г. Дм. Ив. Углицкого), 135 (поручн. запись 1522 г. кн. Вас. Вас. Шуйского; архим. Герасим), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Пречистой на Симоново 10 руб.), 203 (поручн. запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Филофей); 1790 г., VI, 13 (поручи. запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; архим. Трифон), 46 (поручн. запись 1561 г. кн. Вас. Мих. Глинского; архим. Филофей), 89 (поручн. зап. 1562 г. кн. Ив. Дм. Бельского, архим. Филофей), 158 (поручн. зап. 1565 г. бояр. Ив. Петр. Яковлева; архим. Феоктист), 260 (поруч. зап. 1566 г. кн. Мих. Ив. Воротынского; архим. Феоктист); 1791 г., VII, 3 (архим. Феоктист в 1566 г. подписал приговорн. грам. о походе войною на Польшу), 67 (поручн. запись 1571 Ив. Фед. Мстиславского; архим. Иов), 144 (приговорн. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Гермоген), 160 (о том же грам. 1584 г.; архим. Иосиф); “Переписн. книги Москвы”, I, 5 (в 1626 г. м-рь имел подворье в Кремле); “Русск. истор. Библиот.”, I, 203, 232 (памятн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

170 Собр. л. 3, 65; 4, 44; 1, 282. Никон. л. 3, 89–92. О Ногае Бутков в север. архиве 1824 г. ч. 12–14. 177 Сочин. Курб. 2, 16. 96. Память св. к. Феодора – в святцах устава 16 в. г Толстого 1. 100, и псалтыри 16 в. Толстого 1. 1/3. 178 См. о пр. Никите мая 24 житие благов. кн. Михаила, описан. духовником его епископом Иоанном напеч. в Чернигов. епарх. извес. 1864 г. описание Андрея в сборнике новгор. б-ки 15 в. (Извес. акад. 6:310), с синод. б. 556. Оно же в собр. л. 5, 182–184; 7, 150–156. В степ. кн. 1. 340–353. составлена из того многоречивая повесть, где составитель собственные мысли и слова выдает за мысли и слова мучеников. 182 Собр. л. 5, 182–184; 7, 154–156. Сказание духов. Иоанна епископа, нап. в черниг. епарх. изв. 1864 г. 183 К сожалению, оскорбительные отзывы о св. князе не раз высказаны были печатно, Полевым, Арцыбашевых и другими. Истор. рус. ц. 2, 15. 16. 192 Собр. л. 7, 155. Иоанн. «и снем кочь свой, поверже им». – Кочь – княжеский епанча или мантия. В духов. завещании 1331 г. вел. кн. Иоанн отдаст сыновьям своим «коць великой с бармами» (собр. гос. гр. 1:31). Волынская летопись называет эту княжескую одежду западным названием – мятлею mantel «и виде Ярослава седяща на огне месте в черни мятли и в клобуце». Собр. л. 2, 72. 194 Никон. л. 3, 26. 26. «Призвав же Михаил священника своего, святых и божественных тайн от него причастися». Современник говорит другое. Даже степ. кн. 1, 351 не говорит здесь о священнике. После св. Михаила князья наши действительно являлись в орду с своими духовниками и даже был сарайский епископ. – Но этим одолжены была твердости св. кн. Михаила. 195 Собр. л. 1, 201; 2, 181; 4, 38; 7, 156. Никон. л. 3, 25. Плано Карпини также пишет, что князя Михаила побуждал к подвигу мужества русский вельможа, и что последний лишен был головы, как и князь. 197 В новгор. служебнике 15 в. в молитве пред литургией призываются в помощь наряду с другими святыми св. кн. Михаил и боярин Феодор. – Изв. акад. н. 6, 317. 199 У св. кн. Михаила было 5 сыновей и 2 дочери, кн. Ростислав, к. Роман, к. Семен глуховский и новосильский, к. Мстислав карачевский и козельский, к. Юрий торусский, к. Феодулия – св. Евфросиния, к. Мария – супруга св. кн. Василька ростовского. О потомках см. в 10 кн. времен. общ. ист. родословную стр. 46–50, 66–71, 155–157, 240–244. К. П. Долгорукого родословную кн. 1, 47–120. В синодиках: елецком («с древле составленных уписанном»), северском и любецком, поминали родственников и потомков св. к. Михаила, «к. Димитрия Мстиславича черниг. убиенного от татар за православную веру» (неизвестного Строеву и Погодину), «к. Иоанна путивльского страстотерпца и чудотворца, убиенного от татар за христианы» (сына кн. Романа Игоревича, скончавшегося в 1211 г.), «к. Иоанна минского, кн. Романа новосильского, приимшего ангельский образ (внука св. кн. Михаила), кн. Иоанна (Титовича) козельского, приимшего ангельский образ» (правнука к. Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. блгв. кн. новгородский Василий (3 июля – Собор Новгородских святых). † после 1219, 23 сентября Прп. Авраамий, игумен ярославский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † до 1224, 21 августа Прп. Авраамий Смоленский. XIII в. († после 1224 г.) Прп. Ефрем Смоленский (21 августа). † 1224, 24 июня Прп. Антоний Дымский (17 января). † 1226, 22 мая Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский (10 мая). † 1228, 25 июня Св. блгв. кн. муромский Петр (Давид). † 1228, 25 июня Св. блгв. кнг. муромская Феврония (Евфросиния). Св. блгв. кн. новгородский и галицкий Мстислав Удалой (10 февраля, 4 октября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1221, 1 апреля Св. мч. Авраамий Болгарский, Владимирский. † после 1229 г. Свт. Иоасаф, еп. Владимиро-Волынский (19 ноября, 10 октября – Собор Волынских святых). † 1232, 8 октября Свт. Антоний, архиеп. Новгородский (10 февраля, 4 октября). Прп. Акинидин II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (2 ноября, 28 августа – Собор Дальних пещер). † 1233, 5 июня Св. блгв. кн. новгородский Феодор. 660 Св. блгв. кн. зарайский Феодор мученик (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв кнг. зарайская Евпраксия мученица (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). Св. блгв. кн. зарайский Иоанн постник , младенец, мученик Рязанский (21 декабря, 10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. рязанский Георгий мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. пронский Олег (в крещении Косма) мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (рязанский) Роман мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (коломенский) Глеб мученик (10 июня – Собор Рязанских святых. † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кн. (муромский) Давид мученик (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. сщмч. Евфросин, еп. Рязанский (10 июня – Собор Рязанских святых). † 1237, ок. 21 декабря Св. блгв. кнг. рязанская Агриппина мученица (10 июня – Собор Рязанских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

град Иерусалим» («Чтения в Общ. Истории», кн. III); «Замечание об известном пешеходе-паломнике Василии Григорьевиче Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения» (там же, кн. IV); «Память о царице Евдокии Феодоровне в Мещовском уезде, на месте ее родины» («Русский Архив. кн. IV); «Юшковы и Самарины» («Русская Старина», кн. 7). В 1874 году: «Благовещенский иерей Сильвестр и его писания» («Чтения в Общ. Истории», кн. это исследование было начато Д. П. Голохвастовым в 1849 г., но докончено архим. Леонидом в 1873 году; «Царская жалованная грамота думному дьяку Емельяну Украинцеву по заключении мира с Польшею», 31 января 1687 года (там же); «К биографии кн. А. Д. Меншикова», из столбцов Воскресенского монастыря, 1699 г. («Русская Старина», кн. «Презентальные деньги» 1716 г. (там же); «Петровские и другие бумаги», 1708–1720 гг. («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Архимандрит Варлаам, духовник императрицы Анны Иоанновны», биографический очерк («Русский Архив», кн. 3); «Изъяснение раскола, именуемого «христовщина или хлыстовщина», составленное Иоанном Сергеевым, бывшим самовидцем всех таинств оного раскола» («Чтения в Общ. Истории», кн. III). В 1875 г.: «К столетию Московского корпуса», переписка с М. Д. Хмыровым и А. Н. Корсаковым («Русский Архив», кн. 5); «Один из указов Петра Великого против пьянства» (там же, кн. 7); «Описание Лихвинского Петровского мужского монастыря» («Чтения в Обществе Истории», кн. IV). Просвещения», 1877 г., кн. 1878 г., кн. 3). В том же 1877 году архимандрит Леонид указом Св. Синода от 3 июня назначен был на важный и почетный пост наместника Троице-Сергиевой лавры, на место скончавшегося 12 мая архимандрита Антония, занимавшего этот пост в течение сорока шести лет, «пользовавшегося большим авторитетом в благочестивых сферах московского общества и заслужившего уважение и приязнь московского митрополита Филарета». Будучи сам строгим монахом, о. Леонид требовал и от других строгого отношения к исполнению своих обязанностей. Он ввел строгий порядок в жизнь обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Род пана Александра Солтановича, состоявший из Карпа и Анисии, зачеркнут. Род Данила Семеновича Коурчова: Мария, Тимофей, Феодосия, Даниил. Род священноинока Родиона Вас. Згодкина из Стародуба: Василий, Варвара... Род п. Александровое Ходкевича пане Василисы Ивановны Ярославича: королевое Елены князя Ярослава, кн. Василия, кн. Феодора, кн. Иоанна, кн. Михаила, кн. Петра, кн. Григория, кн. Михаила, кн. Марии, кн. Василису, кн. Елену, кн. Оулианноу, кн. Марию, княжну Анну, кн. Софию, Марию, Илоила, Иоанна, Алексея, Василия, Леона, инокиню Анну, Пераскеву, Анну, Иринну, Григория, Стефана, Евфимию, Екатерину, Оулианоу, Анастасию, Пелагию, князя Федора, кн. Пераскевы, княжны Александры Романовыя. Род пана Григория Воловича Городничаго Городенского: Тимофея, Ермлая... Род Панашинского Молевича Тивоуна и Городничего Виленского: Симеона, Пераскевы, Епистомии. Род князя Юрья Семеновича Слудского: князя Симеона, нареченного в святом крещении Прохора, скимницы княжны Настасии, князя Юрья, Стефана, Пелагию. Род Петра и Мищоуты з Городка: Ирины. Род Иакова Давыдовича Солтанов: Преосвященного Епископа Иосифа, Лазаря.... Иоанна (Лаптян), Александра (Семча), Иоанна (Булгак).... Род Брядника дворов церковных петров, прозывающего Афона Глебова из земли рязанские: Стефана... Род Родиона Михальчюкова и сына его Кмиты: Михаила Родиона. Род Боброви Кмити на зятя: Антония... Род князя Глазьмин и брата его князя Ивана Позыни: Иоанна, Юрия... Род Вакохов: Зеновии, Огафии... Род Сенков Азанковяновича Солешевич: Симеона, Захарии. Зде род Пафнотиев и пана Ивана Сегеневича и с братьями его. Род Сергиев Архимандрита: Иоанна, Пераскевы... Род Климонта священноинока: священноскимника Иоанна, Акилины.... Род зде постригшихся черноризцев и служащих храму сему: Захариа, Тотианы... (почти на двух страницах). Род Андрея Хозрина: Прокопия... Род князя Василия Полубенского: князя Елевферия, княжню Анну, кн. Ксению... Род Василия Ивановича слуги церковного: иерея Иоанна, Михаила... Род пана Ивана Вас. Скрьебы врядника Муровецкого: Иоанна...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

с толкованием; 16 нояб. – Евангелие Матфея с толкованием; 1 декабря – кн. прор. Наума, 2 дек. кн. прор. Аввакума, 3 дек. кн. прор. Софонии. 16 дек. кн. прор. Даниила, повести о Виле и Сусанне; 5 янв. кн. прор. Михея; 9 янв. кн. прор. Захарии, 21 янв. кн. прор. Ионы, 25 янв. Евавгелие Марка с толк.; 1 мая кн. прор. Иеремии, 6 мая – кн. Иова, 9 мая – кн. прор. Исайи с толков.: 15 июня – кн. прор. Амоса, 30 июня – Апостол с толков.; 21 июля – кн. прор. Иезекииля; 31 июля – Екклисиаст с толков.; 1 авг. – 1 и 2 кн. Маккавейские; 14 авг. – кн. пр. Михея, 20 авг, – 1 и 2 кн. Царств, Псалтирь с толк. Афанасия, Брунона и Феодорита. 184 Есть следы сербского происхождения этого перевода: мимоиде уже зима, пролетие же вниде, и зрим тварь всю ботеющу. Л. 57 об. 185 Послание ап. Павла к Евр.13:11 приводится так: повинуитеся игуменом вашим и покоряитеся. Особенный вид евангельского текста Учительного Евангелия обратил на себя внимание московских издателей этого Евангелия 1652 г., и они сделали попытку привести его к виду общепринятого текста. В послесловии к этому изданию (лл. 536 об. – 537) сказано, что в прежних трех выходах этой книги (1629, 1633, 1639 гг.), одни евангельские тексты были напечатаны согласно с чтением напрестольного евангелия, а другие несогласно с ним; и по благословению и свидетельству п. Иосифа и всего с ним собора ныне текст на 15 неделю издан согласно с евангелием напрестольным, а толкование на эту неделю взято из повседневного толкового печатного евангелия, а другое место взято из евангельских бесед св. Иоанна Златоустог о, предисловие же и нравоучение в конце оставлено прежнее. «К сему же да не усумнишися. православный читателю, егда обрящеши в книзе сей исправления речений, в клонениих изменения и другая таковая, и возмниттися нова быти самосмышлена, но несть сице: понеже за их святительским благословением со многих переводов свидетельствование исаравлена суть». 187 Перечень богослужебных книг московской печати этого времени собирается дать в описании Типографской Библиотеки А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

При государствовании же его попущением Божиим» Кн.). А по нем сын его Феодор малы дни точию царствия именование на ся прием, венца ж возложити не доспе. Понеж в тогдашнее время попущением Божиим некто от простых воин глаголемый Гришка Отрепьев, во иноцех («бывый во мнишестве» Кн.) Герман, возложи на ся имя царского сына Димитрия Ивановича, иже убиен бысть на Углече, и всем показася, яко (вст.: «истинно» Кн.) той есть избежавый убийственных дланий царя Бориса; и прииде в («Польшу и Жигимонта короля Польскаго обольсти» Кн.) Литовские грады, и Полского краля оболсти, и великую руку помощи от него прият. По малу ж («по малу же» нет в Кн.) и царствующаго града Москвы достиже, и царского престола коснуся (в Кн. вставка далее, см. стр. 6–7) и царь помазася, и в царьская вшед, преже бывшаго же царя Борисову супругу и сына его Феодора удавлением сканчати («скончаша, а сестру его царевну Ксению во мнишеская одеяти повеле. Царьствова» Кн.) повеле, и царствова точию лето едино. И той беззаконно по вся дни («по вся дни» нет в Кн.) упиваяся и игры творя пустошные (вст.: «по вся дни»Кн.), о вере же хрестиянстей никако ж («нимало» Кн.) прилежа, но и зело ругаяся, и латынных учителей ис Полши приведе, и с ними советуя и покушаяся («и покушаяся» нет в Кн.) како бы благочестивое царьствие разрушити и веру чюжу привести и отеческия законы ни во что ж положити; сотвори ж некое бесовское игралище по образу («подобием» Кн.) ада всеядца и оттуду хитростию некоею огнь изводя, и неволне от диавола влеком, пророчествуя о себе, яко наследник тому хощет быти. По мале ж и исчезе от жития Рострига Гриша, мнимый Дмитрий, убийством скончеваетца окаянный, и в преже соделанном от него адцком киотище («ларе» Кн.) огнем сожигаетца («созжеся. Царствия же» Кн.) и царство того рассыпася; царствия ж скипетр великого Росииского царствия прием некто от боляр князь Василей Иванович зовомый Шуйский. Древний же враг диавол, на хрестьян воюя, не почиваше («не почиваше» нет в Кн.), паки воздвиже крамолу на тогда царьствующаго, и паки мятежи и брани составляхуся, и крови повсюду проливахуся, и отцы на чада оружия воздвигоша, сынове ж отцем меча подложиша, и всюду вопль и убийства и кровем течения, яко реки проливашеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010