38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

48 Блаженный Августин. О заслугах и отпущении грехов, к Марцеллину. Его же О браке и вожделении, к Валерию//Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Т. 3. – Киев, 1885. С. 444—445. 49 Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 13. Гл. 15. 50 Блаженный Августин. О нравах кафолической церкви и о нравах манихеев. – Гл. 22. 51 Свт. Ириней Лионский Против ересей. Кн. 3. Гл. 22. 52 Архим. Сергий (Страгородский) Православное учение о спасении. – 1895. – С. 146—147 53 Гусев Д.. Антропологические воззрения Блаженного Августина в связи с учением пелагианства. Ч. 2.//Православный собеседник. 1876. С. 276, 284—285. 54 Блаженный Августин. Исповедь. Кн. 10 Гл 29. 55 Блаженный Августин. Письмо. Гл. 157. С. 2. 56 Незавершенное сочинение Гл. 1. С. 104. 57 Блаженный Августин Послание к Виталу Карфагенскому: «Все те, кто спасаются, спасаются единственно потому, что Бог хочет их спасения», см. также Малиновский. Православное догматическое богословие. Т. 3. С. 367—368. 58 Свт. Ириней Лионский. Против ересей 5, 1, 3; Ч. 15. – С. 3. 59 Беседа во время голода и засухи//Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1, § 92. 60 Свт. Григорий Богослов. Слово 40-е на святое Крещение, п. 32. 61 Об употреблении в Церкви этого последнего выражения: весьма ценный труд профессора А. Л. Катанского. Учение о благодати Божией в творениях древних святых отцов и учителей Церкви до Блаженного Августина. СПб., 1902. — С. 33. 62 Макарий, митрополит. Там же. Т. 1. – СПб., 1883. – § 193. С. 288. 63 Малиновский Н. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. – 1909. § 109. С. 389—390. 64 Учение святого апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой//Христианское чтение. 1904. 7. – С. 30. 65 Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950. – С. 225. 66 Символы веры//Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец Догмат 630-ти святых отец Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского. 67 В. В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви. ?. 4. – С. 293—295.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

47. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Ч. I. 48. То же, 1858. Ч. 2. 49. То же, 1859, Ч. 3. 50. Творения святого Исидора Пелусиота . М., 1859. Ч. 1. 51. То же, 1860. Ч. 2. 52. То же, 1860. Ч. 3. 53. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина . 2-е изд. М., 1892. 54. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. М., 1892. 55. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископа христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 56. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина . СПб., 1874. 57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. 58. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания. 10-е изд. М., 1913. 59. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917. 60. Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. 61. То же, 1892. Вып. 2. 62. Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина . М., 1874, Кн. I. 63. То же, 1874. Кн. 2. 64. Невидимая брань. Творения преподобного Никодима Святогорца . М., 1904. 65. Св. Григорий Палама . Гомилии. Монреаль. 1865. 66. Добротолюбие. М., 1883 или 3-е изд. М., 1895. Т. I. 67. То же, 1885. Т. 2. 68. То же, 1889. Т. 3. 69. То же, 1889. Т. 4. 70. Тоже, 1890. Т. 5. 71. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791. 72. Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1874. 73. Древний Патерик. Избранные сказания. М., 1914. 74. Палладия, епископа Еленопольского Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1850. 75. Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад, 1915. 76. Собеседования о жизни италийских отцов. Римский Патерик, Казань, 1859. 77. Жизнь пустынных отцов. Сергиев Посад, 1898. 78. История боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853. 79. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Соч.: О некоторых эолических и дорических календарях: Эпиграфич. исслед. СПб., 1883; Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Petropoli, 1885-1890. 2 vol.; Inscriptiones graecae in oris Bospori Cimmerii et Chersonesi Tauricae per annos 1881-1888 repertae. Petropoli, 1890; Scythica et Caucasica e veteribus scriptoribus graecis et latinis et cum versione rossica. Petropoli, 1893-1900. Vol. 1. Fasc. 1-3; 1904-1906. Vol. 2. Fasc. 1-2; Этюды по визант. эпиграфике//ВВ. 1894. Т. 1. С. 657-672; 1895. Т. 2. С. 184-188; 1899. Т. 6. С. 337-369; Заметки к христ. надписям из Крыма//ЗапООИД. 1897. Т. 20. С. 149-162; 1898. Т. 21. С. 225-254; Жития святых епископов Херсонских: Исслед. и тексты. СПб., 1906; Сборник палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907-1913. 2 вып.; Заметки к агиол. текстам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 133-140; Кн. 3. С. 1-17; Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. (ППС; Вып. 58); PONTIKA: Изборник науч. и крит. статей по истории, археологии, географии и эпиграфике Скифии, Кавказа и греч. колоний на побережьях Черного м. СПб., 1909; Две речи Феодора Дафнопата. СПб., 1910. (ППС; Вып. 59. 1); К истории христианства на Кавказе: Греч. надписи из Ново-Афонского мон-ря//Сб. археол. статей, поднесенный гр. А. А. Бобринскому. СПб., 1911. С. 169-198; Страдание св. славного вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату. СПб., 1911. (ППС; Вып. 59. 2); Menologii anonymi Byzantini saec. X quae supersunt. Petropoli, 1911. Fasc. 1: Menses Februarium et Martium continens; 1912. Fasc. 2: Menses Junium, Lulium, Augistum; О житиях прп. Давида Солунского//ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251; Житие св. епископов Херсонских в грузинской Минее//ИИАК. 1913. Вып. 49. С. 75-83; Четьи-минеи Иоанна Ксифилина: (Предв. сообщ.)//ИИАН. Сер. 6. 1913. Т. 7. 4. С. 231-240; Визант. «царская» минея. Пг., 1915; Мученичество св. и славные вмц. Фотины Самарянки и чад и сестер ее, с нею пострадавших//Палестинский патерик. СПб., 1914. Вып. 21; Неизд. греч. агиогр. тексты. СПб., 1914; Житие прп. Феодора Студита в Мюнхенской ркп. 467//ВВ. 1915. Т. 21. Вып. 3/4. С. 222-304; О житиях св. вмч. Евсигния//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 55. Февр. С. 65-91; Ad Nicetae David Paphlagonis laudationes ss. Apostolorum//ИИАН. Сер. 6. 1916. Т. 10. 16. С. 1505-1522; Мефодия, патриарха К-польского, Житие прп. Феофана Исповедника: По моск. ркп. 159. Пг., 1918. (ЗапИФО; Т. 13. 4); Новые христ. греч. надписи из Крыма//ИТУАК. 1918. 54. С. 33-46; Критические заметки к письмам Феодора Дафнопата//ИИАН. Сер. 6. 1920. Т. 14. С. 393-398; Очерк греч. древностей. СПб., 1997. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

48. Каравидопулос И. Патриаршее издание Нового Завета (1904): Проблемы текста и перевода в православном мире: [Докл. на совещании «European and Middle East Committee on Translation». Константинополь, 5–6 сент. 1990 г.]/Пер. с англ.: Е. Б. Смагина//МБ. 1997. Вып. 4. С. 36–39. 49. Мецгер Б. М. Введение к «Текстологическому комментарию на греческий Новый Завет »/Пер. с англ.: игум. Иннокентий (Павлов)//МБ. 1995. Вып. 3. С. 32–39. 50. Мецгер Б. М. История издания греческого текста Нового Завета/Пер. с англ.: В. Кузнецов//МБ. 1997. Вып. 4. С. 30–35. 51. От Святой земли ко всем народам: Распространение христианства в первые века нашей эры//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 153–154. 52. Селезнев М. Г. Textus receptus, критический текст Нового Завета и «текст большинства»: (Справка)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 102–103. 53. Стэнтон Г. Q /Пер. с англ.: Г. Ястребов//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 323–334. Анализ группы речений Иисуса Христа из Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. (Ст. из словаря «Иисус и Евангелия».) См. также 2944–2946 (древнееврейский язык), 2947– 2949 (древнегреческий язык). Русский перевод 54. Аверинцев С. С . [Рец. на кн.:] Канонические Евангелия/Пер. с греч.: В. Н. Кузнецова; Ред.: С. В. Лёзов, С. В. Тищенко. М.: Наука, 1992. 320 с.//АиО. 1994. 2. С. 107–116. 55. Бычков А. В., пресв . Книга книг: (Из истории переводов Священного Писания в России)//МБ. 1993. Вып. 1. С. 75–78. А. В. Бычков – пресв. Всероссийского Совета Евангельских христиан-баптистов. 56. Десницкий А. С. Текстологическая основа Синодального перевода: (Ветхий Завет): [Докл. на Междунар. конф. «Русские переводы Священного Писания». Москва, 10–14 июня 1996 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 329–337. 57. Журинская М. А . Плевелы, тернии, волчцы//АиО. 1999. 4(22). С. 246–255. Семантика употребления слов в Священном Писании . 58. Иванов М. С. Гебраизмы русского перевода Библии Синодального издания//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 4–19. 59. Иннокентий (Павлов), игум . К публикации новых переводов Священного Писания//Страницы. 1996. 3. С. 5–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

49 Там же. 50 здесь: в сущности. 51 Слово 5-е, гл. 6. 52 Беседа 7, гл. 7. 53 Collatio VII, caput XIII. 54 См. Слово о смерти. 55 Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые отцы. 56 Беседа XVI, гл. 8. 57 Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28:3; Лк. 24:4; Ин. 20:12; Деян. 1:10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 58 В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе IV беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, прп. Кассиан, прп. Макарий Египетский приписывали ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст полагали их «бестелесными и существами простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третией главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других. Отнюдь не в виде толкования, а как прямое предание Православной Церкви, излагает Дамаскин учение о ангелах в упомянутых книге и главе. «Бестелесным и невещественным, — говорит он, — называется ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

И хто у них в тех селах и в деревнях учнет житии людей, и наместници наши рязанския и их тиуни тех их людей не судят ни в чем, оприче душегубства и розбоя с поличным, а ведает и судить игумен Афонасей з братьею тех своих людей сами во всем или кому прикажут» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 1917. Л. 54-55). Грамота 1527 г. свидетельствует о том, что мон-рь не имел освобождений от к.-л. налогов и не принадлежал к числу привилегированных обителей. В 1553 г. за И. Б. м. числилось 3648 четв. пашни, в 90-х гг. XVI в.- 3547 четв. пашни. К 1553 г. основной комплекс владений, как и сам монастырь, находился в Окологородном стане (2 села, 13 деревень и 10 пустошей) и по размерам значительно превышал владения в Пониском стане (с. Пощупово и 2 деревни). Настоятели по-разному использовали эти владения. Так, земли вокруг с. Тепловодья были хозяйственно освоены, вспаханы. Др. часть земель, запустевшая к 1553 г., была «роздана детем боярским» (в частности, членам известного рода Сумбуловых), к-рые обязывались платить обители ежегодный оброк - «нагодчину». Подобный тип отношений был обусловлен пограничным положением земель, неоднократно разоряемых татар. набегами. В том же Окологородном стане имелись владения, принадлежавшие мон-рю еще со времен Рязанского княжества, к-рыми фактически распоряжались рязанские князья, передавая их «в держание» по своей воле. В грамоте Рязанского вел. кн. Иоанна Иоанновича 1519 г. даже не упоминалось о принадлежности дер. Псарёво монастырю. Однако держатели этих земель должны были выплачивать «нагодчину». Такую практику унаследовала и московская великокняжеская власть, раздававшая эти земли в поместья, хотя собственность И. Б. м. на эти земли признавалась. В описании 1553 г. они фигурируют как монастырские, указаны и размеры оброка, который выплачивали помещики. При описании Рязанского у. в 1568/69 г. эти земли были отобраны у И. Б. м. и стали обыкновенными поместьями. Впоследствии из этих владений монастырю удалось вернуть лишь с. Глинище. Описание 1572/73 г. характеризует перемены в хозяйственном положении владений обители после очередного разорения татарами Рязанской земли.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Л. Актовые печати Др. Руси, X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 47, 176, 264; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 78, 179). К времени управления Д. Новгородской кафедрой относятся первые печати владычных наместников в Торжке. По предположению В. Л. Янина , эта должность появилась в 1316 г. и заменила новоторжских посадников ( Янин. Актовые печати. Т. 2. С. 61-66). Церковное строительство, шедшее в Новгороде при Д., преимущественно отражает его связи с боярством Неревского конца, где архиепископ имел свое подворье. В 1310/11 г. по заказу Д. была возведена каменная ц. во имя равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на воротах «от Неревьского конца» (НПЛ. С. 93), который незадолго до этого сильно пострадал от пожара и грабежей. В 1311/12 г. архиепископ заложил каменную ц. во имя свт. Николая «на своемь дворищи» в Неревском конце (церковь сохр.), храм был освящен в следующем году, при нем архиепископ учредил Белый во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь («и створи в неи (церкви) вседеньную службу, и черньци совъкупи» - см.: НПЛ. С. 94, 335). Никольский Белый (Неревский) мон-рь, находившийся в юрисдикции Неревского конца, стал одним из крупнейших в Новгороде (его церковь, освященная Д., сохр. до наст. времени). В 1323/24 г. Д. освятил «Христову камену церковь» (Там же. С. 97, 339) на Торговой стороне (на месте сгоревшей в 1311 деревянной церкви). Д. погребен в Корсунской паперти Софийского собора (зап. притворе), рядом с архиеп. Климентом . Ист.: НПЛ (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1 (по указ.). Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 51, 94-96; Кучкин В. А. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003. С. 21-23, 45, 47-49, 54, 55. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168494.html

1781. Максимов Ю. В. Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств//АиО. 1998. 3(17). С. 261–293. 1782. Максимов Ю. В. Образ рая в христианстве и исламе//АиО. 1999. 2(20). С. 271–279. 1783. Мейендорф И. , протопр. Византийские представления об исламе/Пер. с англ.: Н. В. Поляков, Я. Г. Тестелец//АиО. 1995. 4(7). С. 97–108; 1996. 2/3(9/10). С. 131–140. 1784. Талби М. Вера Авраама и мусульманская вера/Пер. с фр.: М. Л. Темина//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 602–607. Ст. из кн.: Христиане и мусульмане: Проблемы диалога. М., 2000. См. также 2801, 2823. Буддизм 1785. Аникеева Е. Н. Безличный и а-субстанциальный характер сверхсущего в буддийском умозрении//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 56–59. 1786. Шохин В. К. Мнимые влияния//АиО. 1997. 3(14). С. 274–307. О совр. попытках отыскать буддийские «корни» в христианстве. Индуизм 1787. Аникеева Е. Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания в их сопоставлении с христианским богословием//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 273–274. 1788. Аникеева Е. Н. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 52–55. 1789. Аникеева Е. Н. Основные черты индийских космогоний и их антикреационистский характер//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 84–90. 1790. Дворкин А. Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 269–273. 1791. Резник М. И. Учение о личности в современном индуизме//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 60–63. 1792. Саирсингх К. Христос и карма: Религиозные поиски в индуизме/Пер. с англ.: Г. Ястребов//Страницы. 1996. 2. С. 43–56. 1793. Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли//АиО. 1999. 1(19). С. 242–256. П. Хакер (1913–1979) – ведущий нем. индолог. 1794. Явиц С., прот. Учение о спасении в «Бхагавадгите»//ТКДА. 1997. 1. С. 156–174. См. также 2802. Восточные культы и верования 1795. Августин (Никитин) , архим. Тэй Нинь – духовный центр каодаизма//Страницы. 1996. 2. С. 132–140. 1796. Аникеева Е. Н. Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий)//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 51–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) святитель Иоанн Златоуст (+ 407) – скончался в ссылке в Команах; 6) священномученик Мартин, папа Римский (+ 655) – скончался в ссылке в Херсонесе; 7) преподобный Максим Исповедник (+ 662) – скончался в ссылке в Мингрелии в Иверии; 8) святитель Стефан, архиепископ Сурожский (+ 750); 9) преподобный Иосиф Песнописец (+ 883) – в 831-842 гг. был в ссылке в Херсонесе; 10) равноапостольные Мефодий (+ 885) и Кирилл (+ 869), учители славянских народов. Все эти и многие другие святые 8 , просиявшие своими подвигами в землях нашего Отечества, почитались нашими предками сразу после принятия Русью христианства, поэтому и ныне в день памяти Всех русских святых наша Церковь молитвенно обращается и к ним, считая их своими святыми 9 . Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси 10 . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира – страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы " упреждая церковную канонизацию " , началось сразу после их убиения ( 23 , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I " с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира – Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно " ( 10 , кн. 2, 54–55). Примерно в то же время, около 1020–1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( 10 , кн. 2, 58, 67; 23 , 40).

http://pravoslavie.ru/2367.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010