74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 1. M., 1874. 75. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина . Кн. 2. M., 1874. 76. Слова преподобного Симеона Нового Богослова : Вып. 1, 2-е изд. M., 1892. 77. Слова преподобного Симеона Нового Богослова : Вып. 2. 2-е изд. M., 1890. 78. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917. 79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. M., 1898, 80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. M., 1898. 81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. M., 1898. 82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. M., 1899. 83. Собрание писем святителя Феофаиа. Вып. 5. M., 1899. 84. Собрание писем святителя Феофаиа. Вып. 6. M., 1900. 85. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. M., 1900. 86. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. M., 1901. 87. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?/Письма еп. Феофана. 5-е изд. M., 1904., 88. Внутренняя жизнь: Слова епископа Феофана. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. M., 1893. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. M., 1883; 3-е изд. M., 1895. 90. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. M., 1884. 91. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. M., 1888; 3-е изд. M., 1900. 92. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. M., 1889. 93. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. M., 1890; 3-е изд. M., 1900. 94. Писание мужей апостольских/ Ерм . Паегырь/Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 95. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 7-е изд. Ч. 1, 2. M., 1897. 96. Глинский патерик/Прил. к диссертации свящ. Александра Чеснокова «Глинская пустынь». Загорск, 1990. (Машинопись. Ин. 200276). 97. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. M., 1845. 98. Древний патерик. M., 1874. (Он же Скитский патерик). 99. Древний патерик: Избранные сказания. M., 1914. 100. Жизнь пустынных отцев/Творение пресвитера Руфина. ТСЛ, 1898. 101. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве евхаристии в творениях св. Афанасия Великого //Богословский вестник. Сергиев Посад, 1902. 12. С. 461–477. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии/Пер. с франц. Г. В. Вдовиной под ред. А. И. Кырлежева. М.: Центр по изучению религий, Издательское предприятие «Путь», 1994. Кузнецов А. В. Эволюция понятия материи в философском и естественнонаучном знании. Диссертация… кандидата философских наук. СПб., 2005. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом/Пер. с франц. О. Николаевой; Вступ. ст. А. Сидорова . М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. Лосев А. Ф. Античная философия и общественно-исторические формации//Он же. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 398–452. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития в 2-х книгах. М.: Изд-во Искусство, 1992, 1994. Кн. 1, 2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8-ми т. М.: Изд-во Искусство, 1975. Т. IV. Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8-ми т. М.: Изд-во Искусство, 1988. Т. VII. Кн. 2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Изд-во Искусство, 1980. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Изд-во Искусство, 1979. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Изд-во Ладомир, 1994. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.: Изд-во. МГУ, 1979. Лосский В. Н. Боговидение/Пер. с франц. В. А. Рещиковой//Он же. Богословие и Боговидение/Общ. ред. В. Пислякова. М.: Изд-во. Свято-Владимирского братства, 2000. С. 112–272. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия. Догматическое богословие. М.: Изд-во Центр СЭИ, 1991. Лосский В. Н. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник /Пер. с франц. В. А. Рещиковой, Ю. Малкова//Он же. Богословие и Боговидение. М.: Изд-во. Свято-Владимирского братства, 2000. С. 222–237. Лурье В. М. История византийской философии. СПб.: Изд-во Аксиома, 2006. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология свт. Григория Нисского . М.: Изд-во Паломник, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Славянским ее текстом он занимался и книжно, сличая и исправляя его. С любовью он отнесся к мысли о переводе Псалтири на татарский язык, как к одному из полезнейших изданий Переводческой Комиссии. Он неустанно следил за ходом перевода, весь его перечитал, поправил и в последние дни своей жизни порадован был полным изданием Псалтири на татарском языке. За тем, согласно желанию и по воле Николая Ивановича, приступлено было в декабре 1891 года к составлению перевода Евангелия. Первые два листа Евангелия от Матфея он успел, лежа на смертном одре, в последние минуты своей жизни, просмотреть и одобрить. А за тем перевод сего Евангелиста, согласно сделанным им указаниям, с Божиею помощью, был доведен до конца. Перевод Евангелия сделан с церковного, грекославянского текста, в духе и при постоянном пособии святоотеческого понимания и толкования его. Чувашские издания Вторыми, по важности, являются издания чувашские. Еще в начале текущего столетия, по Высочайшему повелению, чувашские переводы были сделаны одновременно в Казани и Оренбурге, но они оказались неудовлетворительными. Под влиянием переводов на татарский язык первые чувашские переводы стали появляться в 1867 году; здесь, как и в татарских переводах, главным вдохновителем и двигателем был Николай Иванович , привлекший к этому делу Н.И. Золотницкого, а затем И.Я Яковлева; чувашские издания до 1877 года большею частью печатались за счет Министерства Народного Просвещения И.Я. Яковлева С 1867 по 1877 г религиозно-вероучительных книг на чувашском языке напечатано: 15 названий в 19 изданиях, а именно: 1 . Календарь на чувашском языке. 2 издания 1867 и 1874 гг. 2 . Букварь для чувашских детей. 3 издания 1867, 1870 и 1875 гг. 3 . Молитвенник. 2 изд. 1870 и 1871 г. 4 . Поучение о поклонении Богу. 1 изд. 1876 г. 5 . Два поучения – в день Вознесения и Сошествия Святого Духа. 1 изд. 1870 г. 6 . Поучения в день Богоявления Господня. 1 изд. 1871 г. 7 . Христос воскресе! Объяснение праздника Пасхи, – в вид стенной таблицы, – 1 изд. 1871 г. 8 . Жития Святителей Христовых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев, с прибавлением сведений об Авраамие, Мученике Булгарском. 1 издание 1874 г. 9 . Учение пред Св. Крещением. 1 изд. 1876 г. 10 . Начальное учение о Православной Христианской Вере. 1 изд. 1873 г. 11 . Главные Церковные Праздники Господни и Богородичны. 1 изд. 1877 г. 12 . Священная история В. и Н. Завета. 1 издание 1876 г. 13 . Пасхальная служба. 1 изд. 1873 г. 14 . Евангелие от Матфея. 1 изд. 1873 г. 15 . Евангелие от Марка и Луки. 1 изд. 1875 г. С открытия Комиссии по май 1891 года напечатано 21 название, в 40 изданиях, всего в количестве 155,140 экземпляров, а именно: 1 . Евангелие от Матфея. 1 изд. 1879 г. – 5.000 экз. 2 . Евангелие от Иоанна. 1 изд. 1880 г. – 1,200 экз. 3 . Господа Нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 1 изд. 1890 г. – 41,000 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

The Hague, 1971; Walz A. Von Cajetans Gedanken über Kirche und Papst//Volk Gottes: Zum Kirchenverständnis der katholischen, evangelischen und anglikanischen Theologie. Freiburg etc., 1967. S. 336-360; McCanles M. Univocalism in Cajetan " s Doctrine of Analogy//The New Scholasticism. 1968. Vol. 42. N 1. P. 18-47; McNally R. Pope Adrian VI (1522-1523) and Church Reform//AHPont. 1969. Vol. 7. P. 253-285; Minnich N. H. Concepts of Reform Proposed at the Fifth Lateran Council//Ibid. P. 163-251; idem. The Participants at the Fifth Lateran Council//Ibid. 1974. Vol. 12. P. 157-206; Selge K.-V. Die Augsburger Begegnung von Luther und Kardinal Cajetan im Oktober 1518//Jb. der hessischen kirchengeschichtlichen Vereinigung. Darmstadt, 1969. Bd. 20. S. 37-54; Bodem A. Das Wesen der Kirche nach Kardinal Cajetan: Ein Beitrag zur Ekklesiologie im Zeitalter der Reformation. Trier, 1971; Gargan L. Lo Studio teologico e la bibliotheca dei domenicani a Padova nel Tre e Quattrocento. Padova, 1971; O " Malley J. W. Preaching for the Popes//The Pursuit of Holiness in Late Medieval and Renaissance Religion/Ed. Ch. Trinkaus, H. A. Oberman. Leiden, 1974. P. 408-440; O " Connell M. Cardinal Cajetan: Intellectual and Activist//The New Scholasticism. 1976. Vol. 50. N 3. P. 310-322; Roover R., de. Cardinal Cajetan on «Cambium» or Exchange Dealings//Philosophy and Humanism: Renaissance Essays in Honor of P. O. Kristeller/Ed. E. P. Mahoney. Leiden, 1976. P. 423-433; Wicks J. Thomism between Renaissance and Reformation: The Case of Cajetan//ARG. 1977. Bd. 68. S. 9-32; idem., ed. Cajetan Responds: A Reader in Reformation Controversy. Wash., 1978; idem. Cajetan und die Anfänge der Reformation. Münster, 1983; idem. Fides sacramenti - Fides specialis: Luther " s Development in 1518//Gregorianum. R., 1984. Vol. 65. N 1. P. 53-87; idem. Thomas de Vio Cajetan (1469-1534)//The Reformation Theologians: An Introd. to Theology in the Early Modern Period/Ed. C. Lindberg. Oxf.; Malden, 2002. P. 269-283; Iserloh E., Hallensleben B.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Et per che il tempo è breve et già doveria essere in Padova all afficio et vocatione mia io promettovi avanti dio et di buona fede mundarvi da Padova tutti li luoghi, argomenti et raggioni et autorità de dottori, che mi parirano esser repugnanti alla vostro oppenione, acciò possiate ben considerar larticolo, et con la gratia de Dio ad ogni spirito satisfera, acciò siamo un medemo corpo et spirito in lesu Christo nostro Signor, a cui sia honor et gloria in secoli. Amen. Per il tutto vostro Matibeo Gribaldo,manu propria. II. Carissimo Ioanni Calvino praeceptori Georgius Blandrata S. D. Cum Iesus mundo alium Deum praeter Patrem suum nusquam manifestaverit; Iudaeis quoque, qui illum nuum Deum colebant simpliciter protatum juxta Mosis dictum: Deus tuus Deus unss est, dixerit: quem Deum vestrum esse dicitis, ille pater mens est; et Apostolus, cum ex professo de uno Deo tractarit, dixerit: Unus nobis est Deus, qui est Pater a quo omnia; et alibi: Unus dominus, una tides, unum baptisma et unns Deus pater omnium est; et semper initio epistolarum scripserit: Deus Pater vel Daus et Pater; et passim dicat: Deus Domini nostri I. Christi et Pater; – quaeritur: An quaerendus nobis alius Deus praeter Patrem Domini nostri I. Christi, et quo pacto intelligi dubeant Christi et Apostolorum dicta, cum de Patre loquuntur. Nam si relative Pater semper pro persona accipitur, videamus, an liceat adorare personam, cum dixit: Veri adoratores adorabunt Patrem? item cum ait: Petite Patrem in nomine meo, an persona petenda? iterum an oranda sit persona et non Deus, cum inquit: Orantes dicite, Pater noster? Potuisset facillime dicere: Deus nosier, qui es in coelis. Item cum dicimus: Credo in unum Deum Patrem, an credamus in personam? Iterum cum ait: hoc est vita aeterna, ut credant in te solum verum Deum, videtur explicare, quid sit Pater; non ait eum Personam, sed solum verum Deum: fortius etiam visus est nobis proppnere et ostendere, qualis fucrit Pater ille, cum inqnit: Ascendo ad Patrem moum et Deum meum, qui erit etiam et est Pater vestor ot Deus vester.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1905. Vol. 1. P. 154-156; Vol. 3. P. 365-371; D ö lger F. J. Das Sonnengleichnis in einer Weinachtspredigt des Bischofs Zeno von Verona: Christus als wahre und ewige Sonne//Antike und Christentum. Münster, 1940/1950. Bd. 6. S. 1-56; Grazioli A. S. Zenone di Verona//La Scuola Cattolica. Mil., 1940. Anno 68. P. 174-199; idem. Il culto di S. Zenone//Ibid. P. 290-301; idem. La giurisdizione metropolitana di Milano a Verona all " epoca di S. Ambrogio//Ibid. P. 372-379; Pesci B. De Christianarum antiquitatum institutionibus in sancti Zenonis Veronensis episcopi sermonibus//Antonianum. R., 1948. Vol. 23. P. 33-42; Stepanich M. The Christology of Zeno of Verona. Wash., 1948; Bardy G. Zénon de Vérone//DTC. 1950. T. 15. Col. 3685-3690; Ederle G. San Zeno: La vita e le opera. Verona, 1954; Pighi G. B., ed., comment. Versus de Verona: Versum de Mediolano civitate. Bologna, 1960; idem. Sancti Zenonis Veronensis episcopi historica popularisque persona//Latinitas. R., 1972. Vol. 20. P. 121-134; Rosini R. Il primato di Cristo secondo S. Zeno, vescovo di Verone//Studia Pataviana. Padova, 1963. Vol. 10. P. 3-36; Duval Y. M. Les sources grecques de l " exégèse de Jonas chez Zénon de Vérone//VChr. 1966. Vol. 20. P. 98-115; idem. L " influence des écrivains africains du IIIe siècle sur les écrivains chrétiens de l " Italie du Nord dans la seconde moitié du IVe siècle//AAAd. 1974. Vol. 5. P. 191-225; Vokes F. E. Zeno of Verona, Apuleius and Africa//StPatr. 1966. Vol. 8. P. 130-134; De Paoli G. P. L " iniziazione nei Sermoni di S. Zeno di Verona//Riv. Liturgica. Padova, 1967. Vol. 54. P. 407-417; idem. I sermoni di San Zeno di Verona: Contributo alla storie d. catechesi e d. liturgia d. iniziazione cristiana: Diss. R., 1969; L ö fstedt B. Zur Sprache des Zeno Veronensis//AClass. 1969. Vol. 12. P. 87-102; idem. Zwei Patristica//Arctos. Helsinki, 1975. Bd. 9. S. 57-60; Palanca L. The Prose Rhythm and Gorgianic figures in the sermons of St. Zeno of Verona: Diss.

http://pravenc.ru/text/199839.html

С. 5-45; Соколов В. В. Николай Кузанский//История диалектики XIV-XVIII вв. М., 1974. С. 35-51; он же. Пантеистическая трансформация средневекового философствования в ренессансное в творчестве Николая Кузанского// Он же. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984. С. 41-65; Biechler J. E. Nicholas of Cusa and the End of the Conciliar Movement: A Humanist Crisis of Identity//Church History. 1975. Vol. 44. N 1. P. 5-21; Kuhnekath K. D. Die Philosophie des Johannes Wenck von Herrenberg im Vergleich zu den Lehren des Nikolaus von Kues: Diss. Köln, 1975; Hagemann L. Der Kur " an in Verständnis und Kritik bei Nikolaus von Kues: Ein Beitrag zur Erhellung islamisch-christlicher Geschichte. Fr./M., 1976; Bodewig M. Zur Tugendlehre des jungen Cusanus//Mitt. und Forschungsbeiträge der Cusanus-Gesellschaft. 1978. Bd. 13. S. 214-224; Hopkins J. A Concise Introduction to the Philosophy of Nicholas of Cusa. Minneapolis (Minn.), 1978; idem. Nicholas of Cusa on God as Not-Other. Minneapolis, 1979; Oide S. Der Einfluss der galenischen Pneumatheorie auf die cusanische Spiritustheorie: Eine Anmerkung zu «De quaerendo Deum»//Mitt. und Forschungsbeiträge der Cusanus-Gesellschaft. 1978. Bd. 13. S. 198-207; Stieber J. W. Pope Eugenius IV, the Council of Basel, and the Secular and Ecclesiastical Authorities in the Empire: The Conflict over Supreme Authority and Power in the Church. Leiden, 1978; idem. The «Hercules of the Eugenians» at the Crossroads: Nicholas of Cusa " s Decision for the Pope and against the Council in 1436/1437: Theological, Political and Social Aspects//Nicholas of Cusa: In Search of God and Wisdom. 1991. P. 221-255; Nikolaus von Kues: Einf. in sein philosophisches Denken/Hrsg. K. Jacobi. Freiburg; Münch., 1979; Saffrey H. D. Pietro Balbi et la première traduction latine de la Theologie platonicienne de Proclus//Miscellanea codicologia F. Masai dicata/Ed. P. Cockshaw, M.-C. Garand, P. Jodogne. Ghent, 1979. Vol. 2. P. 425-437; Sambin P. Nicolò da Cusa, studente a Padova e abitante nella casa di Prosdocimo Conti suo maestro//Quaderni per la storia dell " Università di Padova.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Антоний Падуанский. Миниатюра. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Мощи святого хранятся в базилике св. Антония в Падуе, в отдельном реликварии находится его язык. В 1263 г., при перенесении мощей святого в этот собор, обнаружилось, что язык А. П. остался нетленным. В 1981 г. специальная комиссия, в состав к-рой входили медики, подтвердила нетленность его голосовых органов, установив при этом, что гробница не вскрывалась с сер. XIII в. (Ricognizione del corpo di S. Antonio di Padova: Studi storici e medico-antropologici. Padova, 1981). Почитание А. П. распространилось и за пределами канонических территорий католич. Церкви. В XIV-XV вв. в генуэзской фактории Тана (близ совр. с. Недвиговка в Ростовской обл.) существовал храм св. Антония Падуанского, действовало братство св. Антония Падуанского. В его честь на территории совр. Белоруссии и Украины было возведено неск. католич. храмов: в Полосне под Слуцком (1598), в Мирополе на Волыни (1600), во Львове (1617), в Витебске (1685); в XIX в. были построены еще 6 храмов. В нач. XX в. сосланными в Сибирь поляками были построены деревянные храмы в честь А. П.: в Мариинске (Томская губ., 1904), в пос. Белостоцкий (Томская губ., 1908) и в пос. Креславский (Иркутская губ., 1908). В наст. время в России существуют приходы св. Антония Падуанского в Городовиковске (Калмыкия), Краснознаменске (Калининградская обл.) и мон-рь в С.-Петербурге. В Служебнике кон. XVII в., находившемся в собрании КДА, имелась служба А. П. на церковнослав. языке ( Лебедев А. Рукописи церк.-археол. музея Имп. Киевской Духовной Академии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 27-28). Лит. наследие А. П. составляют 2 собрания проповедей, Sermones Dominicales (Воскресные проповеди) и Sermones festivi (Проповеди на праздники), написанные с целью создать образец - «модель» церковной проповеди для обучения проповедников-францисканцев: проповедь раскрывает смысл евангельского чтения, соответствующего данному празднику литургического года, будучи тесно связанной с интроитом (входным стихом), апостольским посланием и чтением на утрене того же дня.

http://pravenc.ru/text/116094.html

PlanEpist Maximi monachi Planudis epistulae, ed. P.A.M.Leone. Amsterdam 1991. [ca 1300] PlanId Maximi Planudis Idyllium, rec. Ph.Pontani. Università di Padova, Ist. di studi biz. e neogreci, Quaderni 7. Padova 1973. [ca 1300] PlanOv Publii Ovidii Nasonis Metamorphoseon libri XV graece versi a Maximo Planude, ed. J.F.Boissonade. Paris 1822. [ca 1300] PlanSprich Die Sprichwörtersammlung des Maximus Planudes, erläutert von E.Kurtz. Leipzig 1886. [ca 1300] PLaur Dai Papiri della Biblioteca Medicea Laurenziana, ed. R.Pintaudi. I–IV. Firenze 1976–1983. PLBatXXV Papyri, ostraca ... in the Leiden Papyrological Institute, ed. F.A.J.Hoogendijk and P.van Minnen. Leiden 1991. Plethon Pléthon, Traité des Lois, ed. C.Alexandre. Paris 1858. [seitengleicher ND in R.Brague, Pléthon. Traité des Lois. Paris 1982] [s.XV] PLond Greek Papyri in the British Museum. I– . London 1893– " > Greek Papyri in the British Museum. I– . London 1893– (siehe auch PAphr). PlusDial Johannes Plusiadenos, Dialexis. PG 159,960–1024. [s.XV] PMich Michigan Papyri. I– . Ann Arbor 1931– . PMonac Die Papyri der Bayerischen Staatsbibliothek München. Griechische Papyri I–III. Stuttgart 1986. PNaqlun I T.Derda, Deir El-Naqlun: The Greek Papyri. Warszawa 1995. PoemApost G.Schirò, Un poemetto bizantino inedito per gli apostoli Pietro e Paolo. Atti Ist. Veneto, Cl. Scienze mor. e lett. 115 (1956/7) 187–209. [ca 1200] PoemAstr E.Miller, Poèmes astronomiques de Théodore Prodrome et de Jean Camatère. Notices et extraits XXIII 2. Paris 1872. [s.XII] PoemMor E.Miller, Poème moral de Constantin Manassès. Annuaire Assoc. ét. gr. 9 (1875) 23–75. [s.XIII?] PoesSal A.Acconcia Longo, Un nuovo codice con poesie salentine (Laur. 58,25) e l’assedio di Gallipoli del 1268–69. RSBN N.S.20–21 (30–31) (1983–1984) 123–170. [s.XIII] PoetItal G.Luongo, Due preghiere in versi di un poeta italobizantino. Annali fac. lett. Univ. Napoli 22 (1979–1980) 77–176. [s.XII] PoetOtr Poeti bizantini di Terra d’Otranto nel secolo XIII, ed. M.Gigante. Napoli 1979 (Index 217–242). [s.XIII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1211 Biblioteca ambrosiana. Catalogus codicum graecorum Bibliothecae Ambrosianae/A. Martini, D Bassi. Mediolani, 1906 (repr.: Hildesheim; N.Y., 1978); Formentin M. I codici greci di medicina nelle tre Venezie. Padova, 1978 (Studi bizantini e neogreci; 10). 1212 Biblioteca nazionale marciana. Bibliothecae Divi Marci Venetiarum codices Graeci manuscripti/Recensuit E. Mioni. Roma, 1960–1973; Biblioteca nazionale marciana. Bibliothecae Divi Marci Venetiarum Codices Graeci manuscripti/Recensuit E. Mioni. Roma, 1981– ; Biblioteca nazionale marciana. Catalogus codicum Graecorum qui in Bibliothecam D. Marci Venetiarum inde ab anno 1740 ad haec usque tempora inlati sunt/Recensuit et digessit C. Castellani. Venetiis, 1895; Biblioteca nazionale marciana. I codici greci in minuscola dei sec. 9 e 10 della Biblioteca nazionale marciana/Descrizione e tavole a cura di E. Mioni e M. Formentin. Padova, 1975; Furlan I. Codici greci illustrati della Biblioteca marciana. Milano, 1978–1981; Labowsky C. Bessarion’s library and the Biblioteca Marciana: six early inventories. Roma, 1979 (Sussidi eruditi. 31); Manoscritti ed edizioni veneziane: di opere liturgiche e ascetiche greche e slave. Venezia [s.n.], 1963. 1213 Bandinius A.M. Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae varia continens opera Graecorum Patrum/Bandinius A.M. eiusdem Bibliothecae Regius praefectus recensuit, illustravit, edidit. Florence, 1764–1770; Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae/Accedunt supplementa tria ab Rostagno E. et Festa N. congesta necnon additamentum ex inventariis Bibliothecae Laurentianae depromptum. Lipsiae, 1961 (Catalogi codicum Graecorum lucis ope reimpressi). 1214 Cm.: Bancalari F. Index codicum graecorum Bibliotecae Casanatensis. [Romae], 1894 (Studi Italiani de Filologia Classica, v. 2); Devreesse R. Les manuscrits grecs de l " ltalie meridionale (histoire, classement, pateographie). Citta del Vaticano, 1955 (StT [Biblioteca apostolica vaticana] 183); Eleuteri P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010