К. Р. и Фавста , еп. Рейского (см. ст. Молинизм ). В 1652 г. Гене попытался снять с И. К. Р. обвинения в ереси и доказать древность традиции его почитания, а также собрал сведения о чудесах святого. Сочинение Гене было подвергнуто критике кард. Генри Норисом (Historia Pelagiana auctore F. Henrico de Noris. Pisa, 1764. P. 231-242. (1-e изд.: Padova, 1673)). Отметив порочность богословской позиции И. К. Р., Норис тем не менее признал его святость (Ibid. P. 395). Книга Нориса также вызвала полемику, однако папа Климент X поддержал его мнение. В нач. XVIII в. К. Уден, католич. монах, перешедший в протестантизм, объявил И. К. Р. еретиком и попытался оспорить доказательства его почитания в эпоху раннего средневековья ( Oudin C. Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis. Lipsiae, 1722. T. 1. P. 1133-1163). Болландисты, опираясь в основном на сведения, собранные Гене, опровергли утверждения Удена и высказались в пользу признания святости И. К. Р. (ActaSS. Iul. T. 5. P. 458, 480-482). Споры о святости И. К. Р. фактически прекратились после суждения кард. Просперо Ламбертини (впосл. папа Бенедикт XIV ) о том, что почитание церковных деятелей, участвовавших в полемике с блж. Августином и его учениками, существует издавна и не может быть оспорено ( Benedictus XIV. Doctrina de servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Romae, 17492. P. 132). Однако и впосл. отдельные католические богословы высказывали мнение о недопустимости почитания И. К. Р. (см., напр.: Fessler J. Institutiones Patrologiae. Innsbruck, 1851. T. 2. P. 758-761). Память «св. Кассиана, пресвитера и исповедника» была включена в «Перечень святых» Петра Наталиса (нач. XV в.- Petrus de Natalibus. Catalogus Sanctorum. Ingolstadt, 15432. VII 59). Однако дискуссия о святости И. К. Р. и локальный характер его почитания способствовали тому, что память святого не была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). Ф. Феррари включил И. К. Р. в перечень местночтимых святых, отсутствующих в Римском Мартирологе ( Ferrarius F.

http://pravenc.ru/text/471291.html

Marsilius of Padua: The Defender of Peace. N. Y., 1951. Vol. 1: Marsilius of Padua and Medieval Political Philosophy; Lewis E. The «Positivism» of Marsiglio of Padua//Speculum. Camb. (Mass.), 1963. Vol. 38. N 4. P. 541-582; Енько А. Г. Борьба империи против светских притязаний папства в 1-й пол. XIV в. и «Defensor pacis» Марсилия Падуанского: АКД. М., 1965; Pincin C. Marsilio. Torino, 1967; Quillet J. La philosophie politique de Marsile de Padoue: Diss. P., 1970; Condren C. Marsilius of Padua " s Argument from Authority: A Survey of Its Significance in the «Defensor Pacis»//Political Theory. Beverly Hills, 1977. Vol. 5. N 2. P. 205-218; Nederman C. J. Nature, Justice, and Duty in the «Defensor Pacis»: Marsiglio of Padua " s Ciceronian Impulse//Ibid. 1990. Vol. 18. N 4. P. 615-637; Dolcini C. Introduzione a Marsilio da Padova. Bari, 1995; Piaia G. Marsilio e dintorni: Contributi alla storia delle idee. Padova, 1999; idem. The Shadow of Antenor: On the Relationship between the Defensor Pacis and the Institutions of the City of Padua//Politische Reflexion in der Welt des späten Mittelalters: FS J. Miethke/Hrsg. M. Kaufhold. Leiden, 2004. S. 193-208; Simonetta S. Dal difensore della pace al Leviatano: Marsilio da Padova nel Seicento inglese. Mil., 2000; Merlo M. Marsilio da Padova: Il pensiero della politica come grammatica del mutamento. Mil., 2003; Battocchio R. Ecclesiologia e politica in Marsilio da Padova. Padova, 2005; Cadili A. Marsilio da Padova amministratore della Chiesa di Milano//Pensiero Politico Medievale. 2005/2006. N 3/4. P. 193-225; Garnett G. Marsilius of Padua and «the Truth of History». Oxf., 2006; Maiolo F. Medieval Sovereignty: Marsilius of Padua and Bartolus of Saxoferrato. Amst.; Delfi, 2007; Syros V. Die Rezeption der aristotelischen politischen Philosophie bei Marsilius von Padua: Eine Untersuchung zur ersten Diktion des Defensor pacis. Leiden; Boston, 2007; Гладков А. К. Власть и память в Ср. века (по мат-лам трактата «De translatione Imperii» Марсилия Падуанского)//Cursor Mundi: Человек античности, средневековья и Возрождения.

http://pravenc.ru/text/Марсилий ...

1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927; Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927; Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927; Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928; Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929; Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1 том не был создан]. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930; Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997) Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001; Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты; Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933; [Встреча]: Повесть. Название дано А.А. Тахо-Годи. Написана в 1933; Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.; Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933–1934. 1-е изд.: Москва, 1993. 4–8; Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994; Диалектические основы математики. Написано к 1936 г. 1-е изд.: Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999; Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков; М.: Фолио; Эксмо, 2005; Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996; Жизнь: Повесть. 1942; Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. 1-е изд.: Ученые записки МГПИ им.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Соч.: Иосиф Симон: Biblioteca Orientalis Clementino-Vaticana. R., 1719-1728. Hildesheim, 1975r. 4 vol.; Rudimentae linguae arabicae cum catechesi christiana. R., 1732; S. Ephraemi Syri Opera omnia quae extant. R., 1732-1746. 6 vol.; Italicae historiae scriptores. R., 1751-1753. 4 t.; Kalendaria Ecclesiae Universae. R., 1755-1757. T. 1-6: De Slavica Ecclesia sive Graeco-Moscha [болг. пер. под ред. В. Тыпковой-Заимовой. София, 1987]; Bibliotheca juris Orientalis canonici et civilis. R., 1762-1766. 5 t. Aalen, 1969r; De sacris imaginibus et reliquiis. R., 1776; Китаб ат-табиа. R., б. г.; Стефан Эводий: Bibliothecae Mediceae Laurentianae et Palatinae codicum manuscriptorum orientalium catalogus. Florentiae, 1742. 2 vol.; Acta Sanctorum Martyrum Orientalium et Occidentalium. R., 1748. 2 vol. Farnborough, 1970r; Assemani S. E. , Assemani J. S. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codicum manuscriptorum catalogus. R., 1756-1759. 3 t. P., 1926r; Catalogo della biblioteca Chigiana. R., 1764; Иосиф Алоизий: Codex liturgicus Ecclesiae Universae in XV libros distributus. R., 1749-1766. 12 vol. P.; Lpz., 1902r. Farnborough, 1968-1969r; De sacris ritibus dissertatio. R., 1757; Commentarius theologico-canonicus criticus de ecclesiis, earum reverentia et asylo atque concordia Sacerdotii et Imperii. R., 1766; Dissertatio de unione et communione ecclesiastica. R., 1770; Dissertatio de canonibus poenitentialibus. R., 1770; De Catholicis seu Patriarchis Chaldaeorum et Nestorianorum commentarius historico-chronologicus. R., 1775. Farnborough, 1969r; De Synodo Diocesana Dissertatio. R., 1776; Ebedjesu Collectio Canonum Synodicorum//Scriptorum veterum nova collectio/Ed. A. Mai. R., 1825. T. 10. Pars I. P. VII-VIII, 1-168; Pars II. P. 1-268; Симон: Saggio storico sull " origine, culto, letteratura e costumi degli Arabi avanti Maometto. Padova, 1787; Catalogo dei codici manoscritti orientali della biblioteca Naniana. Padova, 1787-1792. 2 pt.; Globus caelestis cufico-arabicus Veliterni musei Borgiani…, praemissa de Arabum astronomia dissertatione. Patavii, 1790; Illustrazione della patena mistica creduta di S. Pier Grisologo la quale si conserva nella chiesa cattedrale d " Imola. Padova, 1804; Se gli Arabi ebbero alcuna influenza sull " origine della poesia moderna in Europa? Padova, 1807; Sopra le monete Arabe effigiate. Padova, 1809.

http://pravenc.ru/text/76680.html

Лит.: Laufer B. Was Odoric of Pordenone ever in Tibet?//T " oung Pao. Leiden, 1914. Vol. 15. P. 405-418; Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra santa e dell " Oriente francescano. Quaracchi, 1919. T. 3. P. 374-393; Свет Я. М. Путешествие на Дальний Восток Одорико де Порденоне// Он же. После Марко Поло: Путешествия зап. чужеземцев в страны трех Индий. М., 1968. С. 109-117; Brincken A.-D., von den. Die «Nationes Christianorum Orientalium» im Verständnis der Lateinischen Historiographie: Von der Mitte des 12. bis in die zweite Hälfte des 14. Jh. Köln, 1973. (Kölner hist. Abhandl.; 22); idem. Odorich//LTK. 19983. Bd. 7. Sp. 980; Monaco L. I volgarizzamenti italiani della relazione di Odorico da Pordenone//Studi mediolatini e volgari. Pisa, 1979. T. 26. Р. 179-226; Odorico da Pordenone e la Cina: Atti del conv. storico intern. (Pordenone, 28-29 maggio 1982)/A cura di G. Melis. Pordenone, 1983; Reichert F. Eine unbekannte Version der Asienreise Odorichs von Pordenone//DA. 1987. Bd. 43. S. 531-573; idem. Odorico da Pordenone über Tibet//AFH. 1989. Vol. 82. S. 183-193; idem. Begegnungen mit China: Die Entdeckung Ostasiens im Mittelalter. Sigmaringen, 1992. (BGQMA; 15); Gr ö chenig H. Ein Fragment einer deutschen Übersetzung des Chinareiseberichtes von Oderico de Pordenone//FS f. I. Reiffenstein/Hrsg. K. Stein u. a. Göppingen, 1988. S. 565-572; Jandesek R. Odoricus von Pordenone//LexMA. Bd. 6. Sp. 1362-1363; M ü nkler M. Erfahrung des Fremden: Die Beschreibung Ostasiens in den Augenzeugenberichten des 13. und 14. Jh. B., 2000; Gianni L. Le note di Guglielmo da Cividale, 1314-1323. Udine, 2001; Dolso M. T. La Chronica XIV generalium//Il difficile percorso dell " unità nella storia franciscana. Padova, 2003; Beltrami С. А. Beato Odorico da Pordenone//Atti della ricognizione scientifica del corpo del Beato Odorico da Pordenone. Padova, 2004. P. 523-527; Tilatti A. Odorico da Pordenone: Vita e miracula. Padova, 2004 (Idem//Atti della ricognizione scientifica del corpo del Beato Odorico da Pordenone. Padova, 2004. P. 313-474); Di Palma E. La redazione di Enrico di Glatz e la Recensio Germanica della Relatio di Odorico da Pordenone: Diss. Udine, 2005; Andreose A. Oralità e scrittura nella genesi della Relatio di Odorico da Pordenone: Ipotesi sulla composizione e sulla prima circolazione del capitolo «De reverentia Magni Chanis»//«L " ornato parlare»: Studi di filologia e letterature romanze per F. Brugnolo/Ed. G. Peron. Padova, 2007. P. 469-487; Marchisio A. Il volgarizzamento tedesco della Relatio di Odorico da Pordenone e il suo modello latino//Filologia mediolatina. Spoleto, 2011. Vol. 18. P. 305-358; O " Doherty M. The Indies and the Medieval West: Thought, Report, Imagination. Turnhout, 2013.

http://pravenc.ru/text/2578221.html

De oratione dominica, изд. J. F. Callahan, GNO VII/2, Leiden 1992, стр. 1–74. De perfectione, изд. W. Jaeger, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 173–214. De professione Christiana, изд. W. Jaeger, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 129–142. De Pythonissa, изд. H. Hörner, GNO III/2, Leiden 1987, стр. 99–108. De sancto Theodoro, изд. J.P. Cavarnos, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 59– 71. De spiritu sancto sive in Pentecosten, изд. D. Teske, GNO X/2, Leiden 1996, стр. 271–292. De tridui inter mortem et resurrectionem domini nostri Iesu Christi spatio (vulgo In Christi resurrectionem oratio I), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 273–306. De virginitate, изд. J.P. Cavarnos, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 247–343; изд. M. Aubineau, SC 119, Paris 1966. De vita Gregorii Thaumaturgi, изд. G. Heil, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 1–57. De vita Moysis, изд. H. Musurillo, GNO VII/1, Leiden 1964; изд. J. Daniélou, SC 1bis, Paris 1955 (=SC 1ter, Paris 1968); изд. M. Simonetti, Fondazione Lorenzo Valla, A. Mondadori editore (место издания не указано) 1984. Epistula canonica ad Letoium episcopum, PG 45, Paris 1858, 221–236. Epistulae, изд. G. Pasquali, GNO VIII/2, исправ. изд. Leiden 1998. Explicatio apologetica ad Petrum fratrem in Hexaemeron, PG 44, Paris 1858,61–124. In ascensionem Christi oratio, изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 323–327. In Basilium fratrem, изд. O. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 107–134. In Canticum canticorum, изд. H. Langerbeck, GNO VI, Leiden 1960. In diem luminum (vulgo In baptismum Christi oratio), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 221–242. In diem natalem, изд. F. Mann, GNO X/2, Leiden 1996, стр. 145–269. In Ecclesiasten homiliae, изд. P. Alexander, GNO V, Leiden 1962, стр. 277–442. In illud: Quatenus uni ex his fecistis mihi fecistis (vulgo De pauperibus amandis oratio II), изд. A. van Heck, GNO IX, Leiden 1967, стр. 111– 127. In illud: Tunc et ipse filius, изд. J.K. Downing, GNO III/2, Leiden 1987, стр. 1–28. In inscriptiones Psalmorum, изд. J. McDonough, GNO V, Leiden 1962, стр. 24–175.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Темною силою внутренних духовных раздоров греков и Магометова меча осквернена и поражена была в Константинополе Святая София, как хранительница Православия и усыновительница власти Им­ператорской от Бога; но тогда же со светлою славою и с еще большей силою возрождены ее священные идеалы на Святой Руси событиями, последовавшими за таинством брака последней греческой царевны Софии с Иоанном III, Великим Государем всея Руси. Это свидетельствует нам история и в этом наглядно убеждает даже внешний, выше здесь изображенный, величественный вид настоящего Российского герба! Слава ему на веки! Слава идеям его навсегда! Царям Русским, Православным Слава! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! Источниками и пособиями при написании настоящего очерка служили: Собрание Государственных Грамот и Договоров, хранящ. в Государств. Коллегии иностран. дел. Москв. изд. с 1813 г. части I–IV. Памятники Дипломатическ. сношений древн. России с державами иностран­ными. Изд. по Высочайшему повел. II отд. С. Е. И. В. К. в 1851 г. том 1-й. Первое и второе Полное Собрание Законов Российской Империи. Свод Законов Российской Империи. Изд. 1892 года, том I-й, часть 1-я. Свод Морск. Постановлен, кн. X, Морской Устав, изд. 1886 г. Полн. Собр. Руск. Летописей, изд. по Высоч. пов. Археогр. Ком. 1853 г. Том. VI, Софий. летоп. Уложение Е. В. Государя В. К. Алексея Михайловича, по которому суд и расправа во всяких делах в Росс. государстве производится. Изд. 1737 г. Им. Ак. Наук. Его И. В. Регламент генеральный или Уст. Госуд. Коллегиям. Изд. 1737 г. Андреевского: Государственное право. Изд. 1866 г. том 1-й. Загоскина: Истории права Московского Государства. Изд.1877 г. том 1-й. Романовича-Славятинского: Система Русского Государственного права в его историко-догматическом развитии. Изд. 1886 г. часть 1-я. Градовского: Начала Русск. Государствен, права. Изд. 1892 г. том 1-й. Алексеева, орд. профес.: Лекции Русск. Госуд. права. Изд. 1892 г. Владимирского-Буданова: Обозр. Истории Русск. права. Изд. 1888 г. Пирлинга: Россия и Восток. Иван III и София Палеолог. Изд. 1892 г. Исследование по иностранным документам. Успенского: Как возник в России Восточный вопрос. Изд. Спб. Слав. Благ. Общ. 1887 г. Лакиера: Русская геральдика. Изд. 1855 г. Снегирева: Еще несколько слов о Российск. гербе. В 69 Моск. Вед. 1853 г. Литер, отдел. Забелина: Домашний быт Русск. Царей. Изд. 1895 г. Винклера: Государственный орел и герб. В Энциклопедич. Словаре, проф. Андреевск. и Арсен. Изд. Брокгауза и Ефрона, 1892 – 1893 г. Языкова: О Русском Государствен, цвете. Изд. 1858 г. С. Е. И. В. Канц. Вельтмана: Моск. Оруж. Палата. Печат. по Высочайшему соизвол. 1860 г. Гербештейна: Записки о Московии. Изд. 1866 г. с лат. 1556 г. Соловьева: История России. Изд. 1882 г том V. Иловайского: История России. Издан. 1884 г., том II. Карамзина: История Государства Российского. Изд. 1892 г., том VI. Диаконова: Власть Московск. государей до конца XVI века. Изд. 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

51. Правила наружного поведения для новоначальных иноков. Составлены епископом Игнатием (Брянчаниновым). — М.: тип. И. Ефимова, 1881. — 44, II с. 52. Слово о смерти и прибавление к нему. — 4-е изд., испр. и пополн. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1881. — 269 с. 53. О кончине мира: Три поучения из соч. епископа Игнатия (Брянчанинова). — 2-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1882. — 39 с. 54. О терпении скорбей, учение святых Отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым. — 2-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1882. — 135 с. 55. Приготовление к таинствам исповеди и Святого Причастия: Из соч. епископа Игнатия Брянчанинова. — 2-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — 79 с. 56. Правила наружного поведения для новоначальных иноков. Составлены епископом Игнатием (Брянчаниновым). — 4-е изд. — СПб.: типолитогр. Я. И. Либермана, 1886. — 48 с. 57. Слово о смерти и прибавление к нему. — 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — 245 с. 58. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым)/Вступ. и заключение свт. Игнатия. — 3-е изд., испр. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1891.— VIII, 512 с, 3 с. факс. — На шмуцтит. загл.: Отечник, составленный епископом Игнатием Брянчаниновым. 59. О кончине мира: Три поучения из соч. епископа Игнатия (Брянчанинова). — 3-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1891. — 39 с. 60. О терпении скорбей, учение святых Отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым. — 3-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1893. — 167 с. 61. Правила наружного поведения для новоначальных иноков. Составлены епископом Игнатием (Брянчаниновым). — 5-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1894. — 48 с. 62. О кончине мира: Три поучения из соч. епископа Игнатия (Брянчанинова). — 4-е изд. — СПб.: изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1899. — 38 с. 63. Правила наружного поведения для новоначальных иноков. Составлены епископом Игнатием (Брянчаниновым). — 2-е изд. — Сызрань: тип. Е. М. Синявского, 1900. — 34, II с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В.И. Ленина. Т. 72. Вып. 3. М.: МПГИ им. Ленина, 1953; (Совм. с А.А. Сонкиной, Н.А. Тимофеевой, H. М. Черемухиной). Греческая трагедия. 1-е изд.: М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1953; Эстетическая терминология ранней греческой литературы. 1-е изд: Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М.: МПГИ им. Ленина, 1954. С. 37–262; Введение в античную мифологию. 1-е изд.: Ученые записки Сталинабадского Государственного педагогического института. Филологическая серия. Сталинабад: СГПИ, 1954. Вып. 5. С. 193–306; Античная мифология в ее историческом развитии. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1957; Гомер. 1-е изд.: М.: ГУПИ, 1960; Античная музыкальная эстетика. 1-е изд.: М.: Музгиз, 1960; Введение в общую теорию языковых моделей. 1-е изд.: М.: МГПИ им. Ленина, 1968; История античной эстетики. Ранняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1963; (Совм. с В.П. Шестаковым). История эстетических категорий. 1-е изд.: М.: Искусство, 1965; История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. 1-е изд.: М.: Искусство, 1968; Проблема Вагнера в прошлом и настоящем. 1-е изд.: Вопросы эстетики. М., 1968. Вып. 8. С. 67–196; (Совм. с А.А. Тахо-Годи, А.А. Сонкиной, Н.А. Тимофеевой, H. М. Черемухиной). Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973; (Совм. с М.А. Тахо-Годи). Эстетика природы: Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. Написано в 1970-гг. 1-е изд: Киев: Collegium, 1998; История античной эстетики. Высокая классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1974; История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. 1-е изд.: М.: Искусство, 1975; Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976; Античная философия истории. 1-е изд.: М.: Наука, 1977; (Совм. с А.А. Тахо-Годи). Платон. Жизнеописание. 1-е изд.: М.: Детская литература, 1977. Позже переиздано в серии «Жизнь замечательных людей» как часть книги «Платон. Аристотель»; Эстетика Возрождения. 1-е изд.: М.: Изд-во МГУ, 1978; История античной эстетики. Ранний эллинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1864. τ. Β. Σ. 43. Славянский текст см.: Смеловский А. Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе//Журнал Министерства народного просвещения. 1845. 45. C. 60). Среди его публикаций по этому вопросу см.: ΠλουμδηςΓ. Σ. Αι πρξεις εγγραφς των Ελλνων σπουδαστν του Πανεπιστημου της Παδοης, Μρος A " Artisti 1634–1782, Επετηρς Εταιρεας Βυζαντινν σπουδν. 1969–1970. τ. 37. Σ. 196–206; idem.Αι πρξεις εγγραφς των Ελλνων σπουδαστν του Πανεπιστημου της Παδοης, " Μρος Β " Legisti 1591–1809, Επμετρον, Μρος A " Artisti " , Επετηρς Εταιρεας Βυζαντινν σπουδν. 1971. τ. 38. S. 84–195; idem. Αι πρξεις εγγραφς των Ελλνων σπουδαστν του Πανεπιστημου της Παδοης, " Μρος A " Artisti (Συμπληρωματικ: τη 1674–1701) " , Θησαυρσματα, 1971. τ. 8. S. 188–204; idem. Gli scolari Greci nello Studio di Padova//Quaderni per la storia dell " Università di Padova. 1971. τ. 4; idem. Gli scolari Oltramarini a Padova nei secoli XVI e XVII//Revue des Études Sud-Esteuropéennes. 1972. Vol. 10. S. 257–270; idem.Οι λληνες σπουδαστς του Πανεπιστημου της Πδοβας//Δωδνη. 1938. Vol. 12. S. 236–281. См., например: MartellozzoForinE. (acuradi). Acta graduum academicorum Gymnasii Patavini ab anno 1471 ad annum 1500, Antenore. Roma; Padova, 2001. P. 113. Место их проживания в Венеции также неизвестно. Иоанникий в своей челобитной В. Голицыну в 1688 г. лишь указывает, что дети его живут в Венеции, по-видимому, у сестры Лихудов. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. C. 50; Παπουλδης Κ. Οι αδελφο Λειχοδαι//Γρηγριος ο Παλαμς. τ. 53. Θεσσαλονκη, 1970. Σ. 333. См.: Рамазанова Д. Н.«Мечец духовный»… С. 459. В противоположность бытовавшему мнению о ее позднем происхождении время составления этой справки, по мнению Рамазановой, локализуется между 1691 и 1700 гг. Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Т. 10. СПб., 1871. Ст. 1314. Этот факт говорит о том, что его брак в 1670 г. едва ли был первым, а потому его рукоположение в священство с канонической точки зрения может вызывать сомнения.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010