7 дек. 1949 г. епархиальное собрание в Праге приняло решение о выделении О.-Б. е. из состава Пражской епархии. В новосозданную епархию были включены 15 общин, в которых служили 14 священников. 3 янв. 1950 г. на 1-м епархиальном собрании О.-Б. е. ее епископом был избран соратник сщмч. Горазда - прот. Честмир (Крачмар). 5 янв. того же года в Оломоуце его епископскую хиротонию (после принятия монашества) совершили митр. Елевферий (Воронцов), митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и архиеп. Львовский, Тернопольский и Мукачевско-Ужгородский Макарий (Оксиюк). К кон. 1950 г. количество приходов О.-Б. е. достигло 23. Новые общины открывались гл. обр. для реэмигрантов, прибывавших с Волыни. Общее количество верующих О.-Б. е. в 1950 г. оценивалось в 31 тыс. чел. Еп. Честмир (Крачмар) руководил епархией до июля 1953 г., когда ушел на покой по собственному желанию. По словам митр. Елевферия (Воронцова), причины этого шага носили политический характер. Сын еп. Честмира состоял в Коммунистической партии Чехословакии и обучался на политических курсах. Гос. власти считали возможной его дальнейшую учебу только при условии отказа еп. Честмира от активного церковного служения. Кафедра вдовствовала более года. В окт. 1954 г. епископом Оломоуцко-Брненским стал еп. Климент (Келли) - бывш. греко-католич. священник из Вост. Словакии, в 1950 г. перешедший в Православие. Он управлял епархией до 30 июня 1959 г., после чего также ушел на покой по собственному желанию. Причиной его ухода, по мнению исследователей, стал конфликт с местными клириками. После этого О.-Б. е. оставалась вакантной до 1982 г. В этот период епархией руководили временные администраторы в сане протоиереев: Карел Росак (1959-1971 и 1972-1976), Ростислав Хоффманн (1971-1972), Павел Аксман (1976-1982). В 70-х гг. в ее состав входили 21 община и 9 филиалов, в которых действовали 14 храмов и 8 богослужебных помещений; духовенство составляло всего 11 чел., средний возраст которых превышал 53 года,- О.-Б. е. была самой малочисленной правосл. епархией в Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

В качестве апостольского делегата Франц. Африки Л. представлял Папский престол от лица 26 апостольских вик-ств и 17 апостольских префектур в странах Франц. Зап. Африки, Франц. Экваториальной Африки, а также в Марокко, в странах Сахары и на Мадагаскаре. Согласно данным папой Пием XII директивам, Л. поручалось развивать структуры католич. Церкви в Африке путем реорганизации католич. миссий в самостоятельные диоцезы, на кафедры в к-рых он должен был подобрать кандидатуры из числа клириков, принадлежавших к коренному населению стран, поощрять развитие миссионерства и деятельность светских католич. орг-ций. Стараниями Л. были созданы апостольские вик-ства и префектуры (всего - 21), а также учреждены 11 архиеп-ств и 30 еп-ств, рекомендованы к назначению в качестве правящих епископов 37 кандидатур, в основном из числа местного населения. Л. способствовал учреждению 3 епископских ассамблей (Мадагаскара, Франц. Зап. Африки и Франц. Экваториальной Африки), однако настаивал на вспомогательном и координационном характере их деятельности, подчеркивая, что правящий епископ диоцеза обладает властью и независим по отношению к структурам епископских ассамблей. Успешная деятельность Л. была отмечена папой Пием XII, который привлек его в качестве советника при подготовке энциклики «Fidei donum» от 21 апр. 1957 г., посвященной католич. миссиям в Африке. В нач. 1959 г. Л. выразил желание оставить один из своих постов, и 22 июля 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII освободил его от должности апостольского делегата Франц. Африки, оставив правящим архиепископом Дакара. 15 нояб. 1960 г. Иоанн XXIII сделал его ассистентом папского трона. Как представитель франкоязычных стран Зап. Африки, Л. был назначен в Центральную подготовительную комиссию II Ватиканского Собора, созданную в соответствии с motu proprio «Superno Dei nutu» от 5 июня 1960 г. Во время сессий комиссии Л. выступал с критикой отдельных проектов документов (схем), в т. ч. о реформе литургии (с т. зр. Л., введение в богослужение народных языков вместо латыни разрушило бы символ единства в католич. вере разных народов), об апостольстве мирян (архиепископ высказался против предоставления светским католич. орг-циям большей автономии от церковных властей), а также о религ. свободе (в этом проекте документа Л. видел противоречие с социальным учением Римских пап со времен Пия IX , осуждавших принципы религ. либерализма, свободы совести и светского гос-ва). Уже на 1-й сессии комиссии 15 июня 1961 г. Л. указал на недопустимость включения в состав подготовительных комиссий Собора в качестве консультантов тех теологов, чьи работы были подвергнуты церковной цензуре за несоответствие католич. вероучению, прежде всего подразумевая доминиканца пресв. Ива Конгара и иезуитов Анри де Любака и Карла Ранера .

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Греческая Церковь отмечает день памяти Е. 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) он обозначен под 24 июля. В монофизитских календарях память Е. находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в 2 Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но,- 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля. В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) Е. чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления Е. с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). В календаре РПЦ Е. именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество муж. и жен. мон-рей, однако в Житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Годом смерти Е. принято считать 413 г., Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский, указывает 410 г. Греч. служба Е. была составлена во 2-й пол. XIX в. игуменией мон-ря во имя Е. на о-ве Докос (один из Саронических о-вов, к западу от о-ва Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г. Ист.: BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721; MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735; SynCP. Col. 840-841; Vita St. Euphrasiae virginis//PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития]; PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II]; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189); ЖСв. Ил. С. 571-597; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Laty š ev. Menol. T. 2. P. 210-214; Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 105-106; Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284; Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne//AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29; Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie//Ibid. 1961. T. 79. P. 160; Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde//DHGE. Т. 15. P. 1411-1412; Lucchesi G. Euprasia//BiblSS. Vol. 5. P. 233-235; Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia//VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203; Επραξα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 148; Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype//DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337; Fiey J. M. Saints Syriaques/Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76; Ordained Women in the Early Church: A Documentary History/Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

http://pravenc.ru/text/187261.html

В некоторых рукописях (древнейшая - Paris. Abbadie. 66, XV в.) эфиоп. версии копто-араб. Синаксаря в числе его составителей наряду с Михаилом, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), назван «Иоанн, епископ Бурлуса». Однако вопрос о тождественности этого епископа и И. остается открытым (Oriens Chr. 1904. Bd. 4. S. 433; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 467). Соч.: Graf G. Zwei dogmatische Florilegien der Kopten//OCP. 1937. Vol. 3. N 3/4. P. 401-402; Lantschoot A., van. Fragments coptes d " une homélie de Jean de Paralos contre les livres hérétiques//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 1. P. 296-326. (ST; 121). Ист.: SynAlex. Vol. 2. P. 486-489; SynAlex (Forget). Vol. 1: [Textus]. P. 165-166; [Versio]. P. 250-251; Le Synaxaire éthiopien/Éd. S. Grébaut, trad. G. Nollet. P., 1946. Turnhout, 1997r. Vol. 4. Pt. 2. P. 20-24. (PO; T. 26. Fasc. 1); History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1907. [Vol.] 2. P. 477. (PO; T. 1. Fasc. 4). Лит.: Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 248-249; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 466-468; M ü ller C. D. G. Die alte koptische Predigt: Versuch eines Uberblicks: Diss. Hdlb., 1954. S. 102-103, 150-156, 300-349; idem. Einige Bemerkungen zur «Ars Praedicandi» der alten koptischen Kirche//Le Muséon. 1954. Vol. 67. P. 231-270; idem. Die Engellehre der Koptischen Kirche. Wiesbaden, 1959. S. 13-16; idem. Die koptische Kirche zwischen Chalkedon und dem Arabereinmarsch//ZKG. 1964. Bd. 75. S. 271-308; idem. John of Parallos, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1367-1368; Zanetti U. Jean (Saint), évêque de Paralos//DHGE. T. 27. Col. 421-422. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/469418.html

В 1953 году отец Илиан был назначен настоятелем Подворья Пантелеимонова монастыря в Константинополе. Но турецкие власти не согласились с его кандидатурой и не дали разрешения на занятие этого поста отцом Илианом, и 1 июля он вынужден был вернуться в Руссик. 3/17 августа 1958 года скончался игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иустин (Соломатин). 3 октября 1958 года в обители состоялись выборы нового игумена. Большинством голосов на его место был избран отец Илиан и возведен в сан архимандрита. Многими были замечены выдающиеся человеческие свойства отца Илиана. Вот что пишет о нем писатель Анатолий Даров: «Глаза у архимандрита Илиана очень спокойные, а когда не спокойные, то строго-ласковые. Сколько ему лет — трудно сказать, а спросить у него — еще труднее. Есть такие люди: у них легко просить, но трудно спрашивать. Какой-то мягкий и тонкий запрет светился в его глазах. Нет, это не резкая, аскетическая отрешенность отца Михаила [андреевского игумена. — Сост.], не детская и вместе мудрая доверчивость отца Николая [ильинский игумен. — Сост.], — это печально-озабоченная, вкрадчивая одухотворенность». И далее он пишет следующее: «Отец Илиан изнуряет себя службами. Умрет — такого другого игумена на всем свете не сыщешь». Отцу Илиану довелось управлять русской святогорской обителью в крайне сложный период. С момента богоборческой революции 1917 года прекратился приток новых насельников из России. Количество братии монастыря с каждым годом катастрофически умалялось, оставались одни немощные старики, приходил в упадок и сам монастырь. Обитель оказалась на грани полного вымирания и разорения. Продолжая курс своего предшественника отца Иустина на восстановление связей с Россией, игумен Илиан 29 октября (11 ноября) 1959 года писал на имя руководства Русской Православной Церкви: «Наш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки этого древнего русского достояния, созданного трудами и жертвами многих поколений русского православного верующего народа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Все другие религии суть этапы в направлении к этой цели, но доводит до цели только Его путь» (Ibid. Bd. 3. S. 776). 3 июля 1952 г. папа Римский Пий XII назначил К. титулярным епископом Ливиады и коадъютором епископа Санкт-Пёльтена с правом наследования кафедры. Епископское рукоположение К., совершённое 31 авг. того же года в кафедральном соборе Санкт-Пёльтена, возглавил еп. Михаэль Мемелауэр. К. участвовал в работе конференции епископов Австрии (см. Епископские конференции ), по инициативе К. в сент. 1953 г. при конференции епископов была создана Ассоциация католич. семей Австрии. Продолжая научную работу, в 1956 г. составил и издал «Религиеведческий словарь: Основные понятия» (Religionswissenschaftliches Wörterbuch: Die Grundbegriffe), в том же году возглавил редакцию религиеведения во 2-м издании нем. богословской энциклопедии «Lexikon für Theologie und Kirche» (Freiburg i. Br., 1957-19682. 10 Bde). 10 мая 1956 г. папа Пий XII назначил К. преемником скончавшегося Венского архиеп. кард. Теодора Иннитцера . 17 июня того же года К. вступил в управление диоцезом. На консистории 15 дек. 1958 г. папа Римский Иоанн XXIII возвел его в достоинство кардинала и 18 дек. объявил кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Евсевия на Эсквилине. Одной из первоочередных задач К. в качестве архиепископа Вены было урегулирование отношений с австр. правительством, к-рое признало юридическую силу за конкордатом между Папским престолом и Австрией 1933 г. и в 1960 г. подписало соглашение, дополнявшее этот конкордат новыми условиями. 21 февр. 1959 г. папа Иоанн XXIII назначил Венского архиепископа 1-м военным викарием австрийской армии. Занимая эту должность до 8 мая 1969 г., К. принял меры по реорганизации пастырской работы с военными. Он также являлся ординарием (правящим епископом) для католиков визант. обряда в Австрии. К. принадлежал к числу влиятельных участников подготовки и проведения Ватиканского II Собора (1962-1965), внес существенный вклад в создание соборных документов, касающихся Откровения, а также мариологии, вопросов религ.

http://pravenc.ru/text/1684299.html

поступил в ЛДА, которую окончил экстерном в 1950 г. со степенью кандидата богословия. В 1950-1952 гг. служил настоятелем Князь-Владимирской ц. пос. Лисий Нос под Ленинградом, возведен в сан протоиерея. С 1952 г.- настоятель Крестовоздвиженского собора и благочинный г. Петрозаводска Карельской АССР. В 1953-1956 гг. служил настоятелем Спасо-Преображенского собора в Житомире, был секретарем Житомирского еп. Владимира (Кобца ; с 1954 архиепископ) . В 1956-1958 гг.- настоятель Казанского собора г. Вел. Луки, благочинный; в 1957 г. некоторое время был секретарем Великолукского еп. Доната (Щёголева ; впосл. архиепископ). В 1958 г. переведен настоятелем церкви в г. Нов. Ладога Ленинградской обл. Затем служил в храмах Ленинграда: в Спасо-Преображенском соборе, Никольской Большеохтинской ц. и Троицкой ц. «Кулич и Пасха». С дек. 1959 г. настоятель Казанской ц. пос. Вырица Ленинградской обл., с 5 июля 1960 г. священник в Князь-Владимирском соборе, с 30 сент. 1960 г.- в Никольской Большеохтинской церкви Ленинграда. 1 февр. 1962 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Проявил себя как ревностный проповедник и заботливый попечитель своих прихожан. 11 авг. 1962 г. пострижен в монашество с именем Никон, 14 авг. возведен в сан архимандрита. 26 авг. 1962 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возглавил Ленинградский митр. Пимен (Извеков ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). На следующий день Н. был назначен временно управляющим делами Рижской епархии. 16 нояб. того же года после изменения титула стал именоваться епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с 3 авг. 1963 г.- правящий епископ Рижской и Латвийской епархии. Отказался дать согласие на закрытие Троице-Сергиева жен. мон-ря в Риге, несмотря на давление со стороны властей. 27 янв. 1966 г. назначен епископом Архангельским и Холмогорским. В то время в этой обширной епархии оставалось 16 приходов, в Архангельске действовало всего 3 небольших храма.

http://pravenc.ru/text/2577565.html

15 сент. 1956 г. резолюцией Патриарха Алексия I Д. был освобожден от должности инспектора и чтения лекций с назначением ученым секретарем Учебного комитета, а также зам. председателя ОВЦС. По воспоминаниям студентов, многие «сожалели, что он уходит. Казалось, что теперь что-то изменится в той благоприятной атмосфере, какая установилась благодаря его авторитету, его эрудиции, снисходительности к некоторым недостаткам учащихся. Он пользовался такой любовью и уважением, что каждый старался так себя вести, чтобы не обидеть своего инспектора. Поэтому дисциплина держалась не на страх, а на совесть». На новой должности Д. составил проекты уставов духовных академий и семинарий, в к-рых большая часть положений была разработана заново. Существенным отличием проектов его уставов от др. уставов духовных школ стали содержащиеся в них основы методики семинарского преподавания, описание порядка проведения экзаменов, установление критерия балловой оценки знаний учащихся. В 1956 г. в связи с ухудшением здоровья Д. Патриарх Алексий I назначил ему персональную пенсию. Награжден орденом св. первоапостолов Петра и Павла Антиохийского Патриархата (1951). 30 июля 1959 г. отпевание Д. было совершено в Богоявления соборе в Елохове протопр. Н. Ф. Колчицким . Похоронен в Москве. Арх.: Архив МДА. Д. Николай Петрович Доктусов. Соч.: Встреча трех Патриархов//ЖМП. 1950. 9. С. 3-20; Пострижение в монашество//Там же. 4. С. 19; Бортнянский Д. С.//Там же. С. 49-52; [Рец. на кн.:] РПЦ в борьбе за мир: Постановления, послания, обращения, призывы, речи и статьи (1948-1950 гг.) Изд. МП, 1950//Там же. 12. С. 60; Православная Церковь и мир//Там же. 1951. 1. С. 8-10; В МДАиС//Там же. 1952. 11. С. 57; Митр. Крутицкий и Коломенский Николай, как церк.-общественный оратор//Там же. 5. С. 51-59; Магистерский коллоквиум: [Прот. А. М. Державин. «Четьи-Минеи» свт. Димитрия Ростовского как церк.-ист. и лит. памятник]//Там же. 1954. 4. С. 75-76; Защита магист. дис.: [Доц. А. И. Иванов. «Критические изд-я новозаветного текста и принятый Правосл. Церковью текст»]//Там же. 1956. 6. С. 16-17.

http://pravenc.ru/text/178764.html

Сразу же после освобождения И. уехал из Владимира. Преподавал в Ярославском педагогическом ин-те (1931-1932), в Ростовском педагогическом и Северо-Кавказском горском научно-исследовательском ин-тах (1932-1942). В 1937 г. получил ученую степень канд. исторических наук. В 1939-1941 гг. в Ростове-на-Дону был издан подготовленный И. курс истории средних веков. Во время оккупации Ростова-на-Дону нем. войсками (1941-1943) И. являлся зав. подотделом вероисповеданий и б-к при отделе народного образования бургомистерства, занимался регистрацией б-к и церквей, руководил восстановлением православных храмов. В нач. февр. 1943 г. уехал в Германию, затем обосновался в г. Мельник (Чехословакия), где 27 сент. 1945 г. был арестован советскими властями; обвинялся в добровольном сотрудничестве с немцами, в членстве в комиссии при казачьем штабе войска Донского, в публикации статей антисоветского характера. 18 июля 1946 г. И. был осужден военным трибуналом войск МВД по Ростовской обл., окончательная мера наказания определена Военной коллегией Верховного суда СССР 31 дек. 1946 г.: 5 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере с конфискацией имущества (реабилитирован 10 июля 1996). В 1951-1956 гг. И. являлся доцентом кафедры византологии и греч. языка МДА, одновременно исполнял обязанности секретаря Учебного комитета Свящ. Синода. В 1952 г., после защиты дис. «Критические издания греческого Нового Завета и общепринятый православною Церковью текст», получил ученую степень магистра богословия. В диссертации И. критиковал нем. протестант. библеистов за субъективизм, отрицательно оценивал издание НЗ под ред. Э. Нестле, считал наиболее авторитетным визант. текст (textus receptus), указывал на важность для текстологии НЗ лекционариев . И. высказал предположение о происхождении ряда древнейших кодексов, в частности Синайского, Ватиканского, из «неправославных кругов». И. принадлежит ценный обзор древних новозаветных рукописей и переводов: «Текстуальные памятники священных новозаветных писаний» (БТ. 1959. Сб. 1. С. 53-83). Проблемам текстологии Свящ. Писания посвящен ряд статей И., опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» : «К вопросу о восстановлении первоначального греческого текста Нового Завета» (1954. 3. С. 38-50); «Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея» (1954. 4. С. 45-55; 5. С. 38-47); «Новое критическое издание греческого текста Нового Завета» (1956. 3. С. 49-58; 4. С. 49-58; 5. С. 43-52); «О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности» (1959. 8. С. 79-80) и др. Концепции И. подверглись критике правосл. библеистов (см.: К. Л. [Логачёв К. И.] Критические издания текстов Священного Писания, III: (Критические издания греч. текста Нового Завета)//ЖМП. 1972. 9. С. 78).

http://pravenc.ru/text/200477.html

Индонезии: бима-сумбанские народы - 1,1%, амбонцы - 0,1, тиморские народы - 1,4% и др. Северохальмахерские народы составляют 0,1%, тиморо-алорские народы - 0,1, южнохальмахерские и западноновогвинейские народы - 0,1%. Папуасы Нов. Гвинеи составляют 0,2% (в т. ч. дани - 0,1%). В И. живут также китайцы (4,1%), арабы (0,1%), тагалы, хиндиязычные группы и др. Замедление темпов естественного прироста населения вызвано постепенным снижением уровня рождаемости, в связи с развитием системы здравоохранения понижается показатель смертности. Согласно данным ООН на 2009 г., рождаемость составила 18,8 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 6,3 на 1 тыс. жителей; средний уровень прироста населения - 1,18% в год. Средний возраст населения - 27,9 года. В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 27,0%, лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 66,9%, лиц 65 лет и старше - 6,1%. Средняя продолжительность жизни - 70,7 года (мужчины - 68,7 года, женщины - 72,7 года). Средняя плотность населения И. составляет ок. 120 чел. на кв. км (2009). Острова И. заселены крайне неравномерно: наиболее плотно заселены т. н. внутренние острова (Ява, Мадура и Бали), самый густонаселенный из них, о-в Ява, имеет среднюю плотность населения 980 чел. на кв. км (в нек-рых районах - 3 тыс. чел. на кв. км), при этом плотность населения о-ва Калимантан - ок. 25 чел. на кв. км; принадлежащей И. зап. части о-ва Новая Гвинея - ок. 6 чел. на кв. км. На протяжении 2-й пол. XX в. в разных регионах страны проводилась политика целенаправленных переселений жителей с о-вов Ява и Мадура в менее населенные районы, однако с кон. 90-х гг. XX в. данный процесс прекращен ввиду неблагоприятных последствий, возникших в экономической и социальной сфере. Доля городского населения в 2007 г. составляла 50,4%, рост городов обусловлен постоянной миграцией сельских жителей. Президентский дворец Мердека в Джакарте Согласно Конституции от 18 авг. 1945 г. (с 27 дек. 1949 по 5 июля 1959 в стране действовали др. конституции), И.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика.

http://pravenc.ru/text/389581.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010