Во второй период Патриаршества А., после начала в 1958 г. адм. и экономических репрессий со стороны гос-ва, положение Церкви стало крайне тяжелым: количество храмов в 1958-1964 гг. сократилось почти наполовину: с 13 324 до 7873, соответственно уменьшилось и число служащих священников и диаконов: к 1961 г. оставалось лишь 8252 священника и 809 диаконов. Количество духовных учебных заведений уменьшилось с 10 до 5 (5 семинарий: Ставропольская, Саратовская, Киевская, Луцкая, Жировицкая - были закрыты), сократился прием в духовные семинарии. По всей стране под разными предлогами происходило закрытие церквей. В Кировской епархии из 75 правосл. приходов, существовавших в 1959 г., к 1964 г. осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная в кафедральном городе - взорвана, в остальных 32 богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии в 1959-1963 гг. было закрыто более половины церквей. Особенно сильно пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской епархии в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. осталось всего 49. В Киеве у Церкви был отобран Андреевский собор. Сократилось число епископов РПЦ, многими епархиями стали управлять архиереи, занимавшие соседние кафедры. Эта участь постигла Новгородскую, Ульяновскую, Днепропетровскую, Сумскую, Донецкую епархии. Количество мон-рей в 1958-1964 гг. уменьшилось с 69 до 16, число монашествующих сократилось с 3 тыс. примерно до 1,5 тыс. Особенно тяжелым ударом для Церкви явилось закрытие в 1963 г. древней святыни Руси - Киево-Печерской лавры. Лавра была временно закрыта на ремонт, но реставрацию не начинали, храмы и пещеры оказались в угрожающем состоянии как раз после прекращения в ней богослужений и ухода монахов. Предпринята была попытка закрыть и почаевскую Успенскую лавру , но насельники во главе с настоятелем архим. Севастианом сумели ее отстоять. Негативное влияние на церковную жизнь оказало принятое под давлением гос. власти на Архиерейском Соборе 18-19 июля 1961 г.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Еп. Дамиан (Говоров; ок. 1919), еп. Нифонт (Фомин; до 1922), еп. Трофим (Якобчук; 1923-1924), еп. Тихон (Русинов; 4 июля 1924 - 22 дек. 1925, в. у.), еп. Нифонт (Фомин; 1925-1927, вторично), еп. Арсений (Смоленец ; 14 нояб. 1927 - 8 июля 1930), еп. Димитрий (Добросердов; 8 июля 1930, назначение отменено), еп. Феодосий (Вощанский ; 26 авг. 1930 - 5 сент. 1930, назначение отменено), архиеп. Петр (Соколов ; 5 сент. 1930 - 23 апр. 1935), еп. Антоний (Романовский ; 8 дек. 1935 - 15 янв. 1937), архиеп. Филипп (Перов ; с 15 янв. 1937). После 1937 г. кафедра не замещалась. С окт. 1942 г. Сталинградской епархией управляли архиереи Астраханской и Саратовской епархий: еп. Григорий (Чуков; 1942-1944), архиеп. Филипп (Ставицкий; 26 июня 1944 - 30 окт. 1947), еп. Николай (Чуфаровский ; 30 окт. 1947 - 12 дек. 1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12 дек. 1947 - 12 дек. 1952, вторично), архиеп. Гурий (Егоров ; дек. 1952 - июнь 1953), еп. Леонид (Лобачёв ; 7 июня 1953 - 9 февр. 1954), еп. Сергий (Ларин ; 9 февр. 1954 - 31 июля 1959). В 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена. Восстановлена 31 янв. 1991 г., с этого времени ею управляет Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 72, 93, 100, 110, 122, 316, 317, 325, 342, 6284. Ист.: Всероссийское Св.-Владимирское правосл. братство: Ко дню 15-летия братства и 80-летия Председателя его Высокопреосвященнейшего Дамиана, архиеп. Царицынского. Асеновград, 1936. Лит.: Дорина М. М. Религ. политика Сов. власти в Нижневолжском крае в 30-е гг.//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 85-93; Редькина О. Ю. РПЦ в 1944-1949 гг. на Н. Волге: По мат-лам Фонда уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР в Сталинградской обл.//Там же. 1998. Вып. 2. С. 64-75; она же. Религ. организации и голод в Царицынской губ. 1921-1922 гг.: По мат-лам местной период. печати//Там же. 2000. Вып. 3. С. 194-225; Тюменцев И. О. Первое известие о церкви в Царицыне//Там же. 1998. Вып. 2. С. 28-34; Материкин А. В. Храм Иоанна Предтечи. Волгоград, 1999; Кузнецова Н. В. Гос.-церк. отношения в первые послевоен. годы, 1945-1948 гг.: (На мат-ле Сталинградской обл.)//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-236; Биогр. справ. царицынских священнослужителей/Авт. и сост.: А. В. Материкин, Л. А. Материкина. Волгоград, 2001; Тюменцев И. О. и др. Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003.

http://pravenc.ru/text/155146.html

Леонтий (Бондарь Леонид Фадеевич), еп. Оренбургский и Бузулукский Родился в 1913 году в местечке Меркино, Тройского уезда, б.Виленской губернии, в семье псаломщика. В 1935 году окончил Виленскую духовную семинарию, а в 1939г. – православный богословский факультет Варшавского университета со степенью магистра богословия. С 1940 по 1942 г. проходил клиросное послушание в Виленском Святодуховском монастыре. В 1943 г. пострижен в монашество и 26 дек.1943 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 2 янв.1946 г. назначен ректором Богословско-пастырских курсов при Жировицком монастыре, с возведением в сан игумена, а затем исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии. С июля 1947 г. по ноябрь 1949 г. священствовал в селе Холхло, Молодечненской обл. и в селе Ястребль, Брестской области. С ноября 1949 г. – преподаватель и инспектор Минской духовной семинарии. С июля 1953 г. – наместник Жировицкого монастыря в сане архимандрита. 10 авг.1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, вик. Минской епархии. Хиротония состоялась в Минске. Чин хиротонии совершали: митрополит Минский и Белорусский Питирим, епископ Виленский и Литовский Алексий, епископ Куйбышевский и Сызранский Митрофан и епископ Великолукский и Торопецкий Мстислав. С 19 сент.1960 г. – временно управл. Минской епархией. С 5 мая 1961 г. назначен епископом Новосибирским и Барнаульским. С 14 мая 1963 г. назначен епископом Оренбургским и Бузулукским. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1956, 9. «Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Польше». И ЖМП» 1959, II. Литература: «ЖМП» 1956, 9, стр.9–12. -«- 1959, 7, стр.31, 32. -»- 1960, I, стр.18–29. -«- 1960, 10, стр.4. -»- 1961, 6, стр.4. -«- 1963, 6, стр.9. -»- 1963, 9, стр.24, 25. «Журнал Засед. Св. Син.» 1956 г., от 23 июля. МР 1968, 3, 4. МР 1979, 11, 4. Am 9.9.1971 wurde er zum Erzbischof erhoben (МР 1971,10,1). Am 7.5.1983 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Klasse (МР 1984,2,5). Furov zählt ihn zur 2. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat gegenüber loyal, aber kirchlich sehr eifrig sind. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нестор (Сидорук ; 3 июня 1948 - 1 окт. 1951), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 27 дек. 1951 - 8 дек. 1958; с 1954 епископ Курский и Белгородский, с 25 февр. 1957 в сане архиепископа). Курские и Белгородские: еп. Роман (Танг; 9 дек. 1958 - 21 мая 1959), еп. Леонид (Поляков ; 11 июня 1959 - 9 апр. 1962), архиеп. Серафим (Никитин; 8 июля 1962 - 25 июня 1971; с 25 февр. 1968 в сане архиепископа), еп. Николай (Бычковский; 28 июля 1971 - 3 сент. 1974), архиеп. Хризостом (Мартишкин; 3 сент. 1974 - 26 дек. 1984; со 2 сент. 1977 в сане архиепископа), митр. Ювеналий (Тарасов; 26 дек. 1984 - 17 авг. 2004; с февр. 1993 архиепископ Курский и Рыльский, с 25 февр. 2000 в сане митрополита). Курский и Рыльский митрополит: Герман (Моралин; с 17 авг. 2004 в сане архиепископа, с 1 авг. 2012 в сане митрополита). Монастыри Действующие: рыльский во имя свт. Николая (близ Рыльска, мужской, упом. в 1505, закрыт в 1926, возобновлен в 1991), Курская Коренная пуст. (мужская, в мест. Свобода, основана в 1597, закрыта в 1923, возобновлена в 1989), курский в честь иконы Божией Матери «Знамение» (мужской, в Курске, основан в 1613, закрыт в 1924, возобновлен в 1992), курский во имя Св. Троицы (женский, в Курске, упом. в 1623, закрыт в 1923, действовал в 1942-1950, восстановлен в 1994), Белогорский во имя Николая Чудотворца (мужской, близ совр. с. Горналь Суджанского р-на, основан в 1672, упразднен в 1785, возрожден в 1863 как Белогорская Николаевская пуст., закрыт в 1922, восстановлен в 2001), Александро-Невский скит курского Свято-Троицкого мон-ря (женский, в дер. Шуклинка Курского р-на, основан в 1890, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 2003), Казанской иконы Божией Матери (женский, в с. Большегнеушеве Рыльского р-на, основан в 1996), Алексия, человека Божия , (женский, в пос. Золотухино Золотухинского р-на, основан в 1998). Упраздненные монастыри в современных границах К. и Р. е.: курский Нижне-Троицкий Борисоглебский (мужской, в Курске, основан в 1598-1605, упразднен ранее 1742), Амонская Николаевская пуст.

http://pravenc.ru/text/Курская и ...

Варламов Иван Васильевич – член ОВЦС. Советник делегации Русской Православной Церкви на 1-м (1961 г.) Всеправославном совещании на о. Родос. Василий (Кривошеин Всеволод Александрович; Санкт-Петербург, 17 июля 1900 г.– Ленинград, 22 сентября 1985 г.), архиепископ. Сын министра (главноуправляющего) землеустройства и земледелия. Учился на историко-филологических факультетах Петроградского и Московского университетов. С 1920 г. жил в Париже. Окончил филологический факультет Сорбонны (1924 г.) и Сергиевский Богословский институт в Париже. С 21 ноября 1925 г.– послушник русского Панте- леимоновского монастыря на Афоне. 6 апреля 1926 г. пострижен в рясофор, 18 марта 1927 г.– в мантию. В 1929–1942 гг. исполнял обязанности монастырского секретаря по переписке (на греческом языке) с церковными и гражданскими учреждениями. В 1937 г. избран членом монастырского совета (соборным старцем). Оставался на Афоне до сентября 1947 г. 22 мая 1951 г. рукоположен во иеромонаха, назначен священнослужителем домового Никольского храма Московского Патриархата в Оксфорде (Великобритания). С апреля 1957 г.– архимандрит, с марта 1959 г.– настоятель Благовещенского храма Оксфорда. 26 мая 1958 г. определен викарием Патриаршего Экзарха Западной Европы, с титулом епископа Волоколамского и пребыванием в Париже. Из-за задержки в получении французской визы рукоположение состоялось 14 июня 1959 г., в Лондоне. С 30 мая 1960 г.– епископ Брюссельский и Бельгийский, с 21 июля 1960 г. архиепископ. Доктор богословия Ленинградской ДА (9 октября 1964 г. за труд «Огласительные слова святого Симеона Нового Богослова ». Т. 1–3 [на франц, яз.//Sources Chretiennes. 96, 104, ИЗ. Paris/1963–1965]). Много лет возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». Член Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Автор многочисленных научных трудов, участник различных богословских конференций. Входил в состав делегаций Русской Православной Церкви на 1-м (1961 г.), 2-м (1963 г.) и 3-м (1964 г.) Всеправославных совещаниях на о. Родос и на 4-м совещании (1968 г.) в Женеве (Шамбези). Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора (включен к январю 1964 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иов (Кресович) Иов (Кресович Владимир Адрианович), архп. б. Казанский и Марийский. Родился в 1898 году на Волыни, в семье священника. Окончил Волынскую духовную семинарию. В 1922 году принял священный сан. В 1942 году овдовел и принял монашество. 24 июля 1942 года хиротонисан во епископа Луцкого, вик. Волынской епархии. Хиротония состоялась в Почаево-Успенской Лавре. В 1943 году – епископ Кременецкий и Дубенский. В 1945 году – епископ Измаильский. В начале 1946 года уволен на покой в один из монастырей Кишинёвской епархии. С июля 1946 года – епископ Лысковский. В 1948 году временно управлял Горьковской епархией. В 1950 году – епископ Великолуцкий и Торопецкий. С 20 июля 1951 года – епископ Чебоксарский и Чувашский. С 28 янв. 1953 года – епископ Казанский и Чистопольский и временно управлял Чебоксарской и Чувашской епархией. 25 февраля 1954 года возведён в сан архиепископа. С 26 дек. 1957 года переименован в архиепископа Казанского и Марийского. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В марте 1960 года освобождён от управления. Проживает во Львове. Преосвященный Иов – человек невысокого роста, но довольно плотный и широкий в плечах. Во время его служения в епархиях, пользовался репутацией красноречивого проповедника. По поводу его красноречия рассказывают один случай, имевший место, когда преосвященный Иов был епископом Чебоксарским и Чувашским. Однажды туда приехал из Казани архиепископ Сергий (Королев) и по этому случаю епископ Иов встретил почётного гостя приветственной речью, в которой восхвалял достоинства архиепископа. Гость нашёл эти похвалы чрезмерными и прервал приветственную речь самым неожиданным образом; он, архиепископ, поклонился в ноги епископу Иову и пояснил смутившемуся хозяину: «Кланяюсь твоему дару красноречия. Я его не имею». Думается, этот маленький эпизод до некоторой степени характеризует обоих святителей. Литература «ЖМП» 1946, 5, стр. 15. 1946, 8, стр. 6. 1953, 3, стр. 13. 1954, 3, стр. 7. 1958, 1, стр. 24. 1959, 4, стр. 9. 1959, 11, стр. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К сер. марта 1944 г. вся территория Херсонской обл. (учреждена 30 марта) была освобождена от немецких и румынских войск. В состав новосозданной области вошли 13 правобережных и левобережных районов Николаевской обл. и 6 районов Запорожской обл. В 1944-1945 гг. шла регистрация действующих церквей и молитвенных домов РПЦ. На территории Н. и Г. е. были зарегистрированы приходы: в Каховском р-не - 7, в Бериславском р-не - 3, в Нововоронцовском р-не - 2, в Большеалександровском р-не - 7, в Геническом р-не - 13, в Большелепетихском р-не - 5, в Нижнесерогозском р-не - 2, в Сивашском р-не - 3, в Ивановском р-не - 3, в Калининском р-не - 1, в Горностаевском р-не - 3, в Ново-Троицком р-не - 3, всего 52 прихода (Там же. Д. 119. Л. 1). К 1 мая 1945 г. были зарегистрированы еще 4 прихода (2 - в Большелепетихском р-не, приход в Нижнесерогозском и приход - в Нововоронцовском р-не) (Там же. Л. 44-45). С кон. февр. 1945 г. фиксируются отказы в регистрации религ. орг-ций под всевозможными предлогами. 27 февр. 1945 г. отклонено заявление прихода в с. Золотая Балка Нововоронцовского р-на, заявление общины с. Ивановка того же района не принято к рассмотрению. 5 марта сняты с рассмотрения заявительные документы правосл. общины с. Князе-Григоровка, 1 нояб. повторное заявление было отклонено. 30 апр. отказано в регистрации приходу в с. Чапаевка Калининского р-на (повторный отказ в 1946). В июне 1945 г. не получили регистрацию общины в с. Константиновка Горностаевского р-на и в с. Торгаи Нижнесерогозского р-на. 17 сент. отказано в регистрации правосл. общине совхоза «Красный Маяк» (бывш. Григорие-Бизюков мон-рь), по повторному заявлению прихожан в 1946 г. решение не было принято. 18 дек. 1945 г. не принято к рассмотрению заявление прихода в с. Зап. Каиры (Там же. Д. 121. Л. 49). В 1944-1945 гг. шло восстановление довоенных благочиннических округов. В нояб. 1944 г. при Александровском молитвенном доме в с. Б. Александровка был зарегистрирован в качестве благочинного прот. Константин Омельяновский. В 1945-1955 гг. в Александро-Невском храме служили благочинные округа свящ. Николай Зимовец, свящ. Алексий Скляренко, прот. Матфей Жеглов, свящ. Сергий Ноздряков, прот. Иоаким Олексюк (Там же. Д. 6. Л. 11-12, 15-17, 21, 85-91, 94-98, 119-125). К 1 мая 1945 г. благочинными в сев.-вост. районах Херсонской обл. были прот. Петр Коломенский (Троицкая ц. в с. Любимовка Каховского окр.), прот. Борис Буцинский (Петропавловская ц. в с. Громовка Генического окр.), свящ. Владимир Соколов (Николаевская ц. в Н. Рогачике Большелепетихского окр.), свящ. Николай Зимовец (ц. Александра Невского в Б. Александровке Большеалександровского окр.) (Там же. Д. 119. Л. 44-46). Благочинными Каховского окр. являлись архим. Назарий (Осипов) (весна 1947 - 5 марта 1951), прот. Даниил Савельев (1951-1959), свящ. Борис Панов (29 июля 1959 - 19 мая 1960) (Описание монастырей, семинарии и храмов//Б-ка Одесской ДС. С. 346).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Мы с Люб[овью] Вл[адимировной] очень довольны, что навестили тебя, и ехали с хорошим настроением. Были успокоены, видя, что ты окружен заботой и вниманием, что в нашем возрасте очень важно. Господь наградит всех за заботу. А тебе Господь пошлет силы – выполнить тот тяжелый труд, который тебе поручили. Преп[одобный] Сергий твой постоянный помощник. Нас вспоминай в своих молитвах; у меня часто бывают скорби, а они необходимы, а я очень на них реагирую. Чувствую, что я не могу относиться к ним с таким терпением, как было раньше. Годы свое берут. Бросить мою работу сейчас не вижу возможности, хочется выполнить все, что наметил. Видно, покойный о. Серап[ион] и о. Георгий поручили мне это. Просим твоих молитв за нас. А мы также будем вспоминать тебя. Наше намерение – побывать еще – надеюсь, выполним. Люб[ящие] Валентин и Люб[овь]. 1/VI–56 г. Д. 15. Л. 57–58. Подлинник. Автограф. 13. 3 июля 1959 г. 409 Дорогой Владыка! С печальным известием мое письмо: о. Петр скончался 2/VII в 2½ ч[аса] утра. Похороны завтра – 4/VII, я и Люб[овь] Влад[имировна] – поедем на погребение его. По приезде из Москвы – мы 30/VI поехали навестить о. Петра, он был в больнице, около Боровска; положение его было очень тяжелое: у него белокровие; вливание крови по указанию проф. Егорова – мужа сестры о. Петра – уже не дало желательных результатов. Он очень был слаб; нас он узнал и оч[ень] был рал, когда мы сказали, что были у тебя и привезли благословение от Тебя. Он немного поговорил с нами; в его разговоре была забота о храме, о том, что нет службы. Да – светильники угасают; вот за короткое время у нас уже трое умерли. Очень жаль о. Петра. Но воля Божия. Помолись о упокоении его души. Просим твоих молитв. Всем привет. К 18/VII надеемся выбраться в Заг[орск]. Искр[енне] уваж[ающие] и люб[ящие] Валентин и Люб[овь]. 3/VII Д. 40. Л. 36–36 об. Подлинник. Автограф. 14. 14 ноября 1959 г. Дорогой Владыка! Здравствуй! Пишу тебе просьбу – помолиться о последнем оптинском иеросхимонахе Мелетии 410 . Умер он 12/XI, ему было около 100 лет. Твое поручение одно выполнил – переписал службу прав[едному] Лаврентию. Пошлю посылкой с поручением Люб[ови] Влад[имировне]. Меня пока не оставляют в покое, были из М[осквы] с ревизией дел нашего Владыки и кстати и меня зацепили. Пока еще нет оттуда ничего; но нужно ждать ответа. Помолитесь за нас. Ничего не пишет Елис[авета] Петровна 411 , не знаю, что с ними; м[ожет] б[ыть], заболела.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Манглисские: еп. Христофор (Цицкишвили) (титулярный, 19 марта - 13 июня 1922); еп. Сухумо-Абхазский Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 4 июля 1927); митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (4 июля 1927 - 21-22 июня 1932); он же, как католикос-патриарх (21-22 июня 1932 - 3 февр. 1952); вдовствовала (3 февр. 1952-1959); митр. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани) (1959-1972); он же, как католикос-патриарх Давид V(VI) (Девдариани) (1972-1974); еп. (с 1978 - митрополит) Георгий (Гонгадзе) (13 янв. 1974 - 1 окт. 1980); архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (1 окт. 1980 - 25 авг. 1986); митр. Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе) (25 авг. 1986 - 15 мая 1992); еп. Иов (Акиашвили) (17 мая 1992 - 25 дек. 1992); архиеп. Анания (Джапаридзе) (25 дек. 1992 - 17 июня 1995); Манглисско-Цалкский: архиеп. (с 15 нояб. 2001 - митрополит) Анания (Джапаридзе) (17 июня 1995 - 11 окт. 2013); Манглисско-Тетрицкаройский: митр. Анания (Джапаридзе) (с 11 окт. 2013). Арх.: ГЦИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 460. Л. 8; Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 31; Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2; Арх. Груз. Патриархии. Д. 621. Л. 28; Д. 1819; Д. 1973. Л. 5; Д. 1839. Л. 28; Д. 1859; Арх. Службы госбезопасности Грузии. Протокол 49; Протокол 51; Протокол 68. Лит.: Карбелашвили П. Грузинские духовные и светские наречия. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Описание рукописей/Кутаисский ист. музей. Тб., 1953. Т. 1. С. 205 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории рос.-груз. отношений 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960. С. 232 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тб., 1978. С. 119 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), митр. Церковь св. Георгия Квашвети в Тбилиси. Тб., 1994 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковные Соборы Грузии. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. С. 341, 368; Т. 2: Соборы IV-XVIII вв. С. 233 (на груз. яз.); Матешвили Л., диак. Манглисско-Цалкская епархия//Карибче (Врата). Тб., 2005. Вып. 19 (на груз. яз.); Талаквадзе Н. Из дневника гражданина-священника. Тб., 2013. С. 210 (на груз. яз.). Г. Мачуришвили

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАВРИИЛ (ОГОРОДНИКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Вологодский и Череповецкий Гавриил (Огородников), 1953 год. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Преосвященный Гавриил в Красноборске, 1953 год. Фото священника Владимира Жохова. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии За время пребывания на Вологодской кафедре с 28 января по 24 июля 1953 года временно управлял Архангельской , в 1957 году – Кировской , в 1958 - 1959 годах – Ижевской епархиями. Имеются сведения, что из Вологодской епархии в Астраханскую он был отправлен как «неугодный» — в ссылку. 27 июля 1959 года был переведен на Астраханскую кафедру . 25 февраля 1960 года возведен в достоинство архиепископа . На Астраханской кафедре владыка Гавриил пробыл менее года, но благодаря своим духовным качествам успел запомниться астраханцам. Здесь он также оказался «нарушителем духовного законодательства», т.к. широко творил благотворительность, помогая служителям Церкви, прихожанам и приезжим не смотря на выговоры уполномоченного . Следствием этого последовал перевод на Ташкентскую кафедру 15 сентября 1960 года. Верующие астраханцы плакали при расставании с архиепископом Гавриилом, не желая его отпускать. В Ташкенте владыка прослужил еще десять лет. Из-за неподходящего для него климата он получил инфаркт во время службы литургии 8 февраля 1970 года. Скончался архиепископ Гавриил (Огородников) 28 февраля 1971 года в Ташкенте . Погребен был около часовни в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости» , рядом с могилами поборников Православия в годы обновленческой смуты – митрополитов Арсения (Стадницкого) и Никандра (Феноменова) . Характеристика Архиепископ Гавриил был необычайно светлым человеком. Все знавшие его люди отмечали его смирение, всепрощение, терпение, кротость и милосердие. Его простота приводила в умиление.

http://drevo-info.ru/articles/14656.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010