Как мученик с крестом в руке Н. изображается в произведениях различных видов визант. искусства: на иконе XI в. «Святые Прокопий, Димитрий и Нестор», из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Σωτηρου Γ., Σωτηρου Μ. Εκνες τς Μονς Σιν. Αθναι, 1956-1958. Τ. 1. Σ. 64; Τ. 2. Eik. 47); на фресках 3-й четв. XI в. Сакли-килисе в Гёреме (капелла 2). В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) образ Н. встречается в разных компартиментах и различается внешним обликом и деталями одеяния: на подпружной арке купола и в крипте он в хитоне и плаще, с крестом в правой руке, в юго-западной капелле кафоликона представлен в полный рост в воинском облачении - в кольчуге, коротком хитоне, плаще, с копьем и со щитом ( Chatzidakis-Bacharas Th. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athens, 1982. Р. 97-99). Его лик с усами и темной клинообразной бородой в крипте отличается от традиц. иконографии ( Connor C. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium. Princeton, 1991. P. 14-15). Редкий вариант с усами и едва обозначенной бородкой сохранился в ц. свт. Николая Касницис в Кастории (посл. треть XII в.) ( Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria: Mosaics Wall Painting. Athens, 1985. P. 60-61), на фресках парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы рядом с кафоликоном монастыря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Георгий Критянин). С бородой Н. также изображен в сцене казни в росписях ц. Митрополии в Мистре в составе цикла Жития вмч. Димитрия (ок. 1312). В Ерминии же святой описан в чине мучеников как «юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 164). Как воин Н. предстает во мн. монументальных декорациях: в Палатинской капелле в Палермо (50-60-е гг. XII в.) в соборе в Чефалу (1148) на Сицилии, в ц. во имя вмч. Пантелеимона в Нерези (1164), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии (1259, см.: Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928. Pl. XV), в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Кифера (XIII в.) ( Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce. L " ile de Cythère. Athènes, 1997. P. 61. Pl. 5), в ц. во имя свт. Власия в Верии (XIII в.), в ц. во имя св. Климента (Перивлепты) в Охриде (1294/95), в ц. во имя праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (мастера Михаил и Евтихий, 1314), в ц. во имя св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. во имя св. Димитрия в Пече (ок. 1345), в ц. Таксиархов (1359) и в ц. во имя св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (ок. 1384-1385), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре Гонья (Крит) на о-ве Кифера (юг Пелопоннеса) (XV в.) (Ibid. P. 246-249. Pl. 4, 6); в сербских мон-рях - в Успенской ц. в мон-ре Грачаница (ок. 1320), в Вознесенской ц. в мон-ре Дечаны (ок. 1348-1350), Троицкой ц. в мон-ре Ресава (до 1418).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

В слав. переводе сохранилось еще одно пространное Житие М., М. и Л. (его инципиты не совпадают с инципитами Жития (BHG, N 2257)), оно было включено в домакариевские Четьи-Минеи (в т. ч. в РГБ. Вол. 594. Л. 57-58, посл. четв. XV в.) под 6 февр. и в РГБ. МДА. 92. 1. С. 80-82, 1-я четв. XV в. под 5 февр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 519; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 83). По содержанию оно представляет собой незначительно расширенную версию синаксарных Житий. В заглавии Л. назван «Укарион чернец», а в тексте - «мал детищ черноризец» и «скрестник» М. и М. (РГБ. МДА. 92. 1. С. 80, 81 (ркп. имеет постраничную нумерацию)). Объем текста увеличен за счет диалогов и нового сюжета - появления на месте казни матери М. и М., укреплявшей их на подвиг. Житие приводит предсмертные молитвы М. и М. Подвешенные на крестах девы и Л. были обезглавлены. Эти Четьи-Минеи стали в XII в. одним из источников создания русскими книжниками пространной редакции нестишного Пролога. Память М., М. и Л. была включена в него без Жития под 6 февр. (Юрьевский Пролог//РГАДА. Ф. 381. 153. Л. 260а, XIV в.). Это пространное Житие представлено в ВМЧ под 5 февр. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 449 (1-я паг.)), под 8 февр. там содержится Житие М., М. и Л. из стишного Пролога (Там же. Стб. 455 (1-я паг.)). Пространное Житие пересказано под 6 февр. в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, в тексте которого уточняется, что святые жили в «Асийстей стране», а Л. был братом М. и М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 172 об.). Те же сведения содержатся под 6 февр. в «Житиях святых на русском языке изложенных, по руководству Четиих Миней свт. Димитрия Ростовского». В Четьих-Минеях говорится, что М., М. и Л. «прободени быша на крестех... мечом от спекулатора», т. е. «мечника», палача (Там же), а в «Житиях святых...» сообщается, что М. и М. были «прободены на крестах», а Л. «усечен воином мечом» (ЖСв. Февр. С. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2562514.html

представлен на миниатюрах (напр., в месяцеслове Служебного Евангелия - Vat. gr. 1156. Fol. 248v. К-поль, кон. XI в.; в Минологиях - ГИМ. Греч. 175. Л. 100, посл. четв. XI в.; Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.; в греко-груз. рукописи - РНБ. O.I.58. Л. 82 об., кон. XV в.); в росписи храмов (напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318); на минейных иконах (напр., на годовой минее, нач. XIX в., УКМ). Лит.: Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts//Art Studies. Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147; 1929. Vol. 7. P. 3-29; Hunger H., Wessel K. Evangelisten//RBK. 1971. Bd. 2. S. 452-507; Lechner M. Lukas Evangelist//LCI. 1974. Bd. 7. Sp. 448-464; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994; она же. Новоприобретенная икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери» в собр. М. Е. Елизаветина и изображения св. Луки-иконописца в правосл. искусстве Позднего Средневековья: Некоторые замечания//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 320-335; Weitzmann K. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jh. W., 1996; Б. Грачаница: Сликарство. Приштина, 1999. С. 81, 83-85, 93, 94. Ил. VI-VII, 19, 25, 131; Попова О. С. Византийские и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 123-182; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 54, 78, 91, 109-110, 250; Попова О. С. и др. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/text/2110770.html

После завоевания в 1018 г. Болгарского царства Византийская империя на этих землях установила свое правление. В кон. XI в. (после 1089 ) дуклянский кн. Бодин присоединил Боснию к своей державе и поставил там кн. Стефана. В XI в. территория совр. БиГ была разделена между Диррахийской К-польского Патриархата и Сплитской (с 1060 под рим. юрисдикцией) архиепископиями; в составе последней существовала Боснийская епископия. После разделения 1054 г. усилилось противостояние между христианами, совершавшими службу на слав. языке и пользовавшимися глаголической, в дальнейшем кириллической письменностью, и сторонниками лат. богослужения. Разрыв между православными и католиками позднее привел к формированию в Боснии 2 этнических групп: боснийских сербов (православных) и боснийских хорватов (католиков). С 1078 г. часть Боснии находилась также в юрисдикции архиепископа Дубровника, положение и права к-рого были укреплены папой Урбаном II в противовес Сплитскому архиепископу, пользовавшемуся покровительством королей Венгрии. В 1089 г. по просьбе кн. Бодина антипапа Климент III возвел в ранг архиепископии еп-ство в Баре, куда как провинция входила и Босния, однако из-за политического ослабления Дуклянского княжества после смерти Бодина (1101) создание нового церковного центра не имело последствий. Босния входила в состав единого серб. гос-ва (Дуклянское княжество, Зета) до рубежа XI-XII вв. (правление кн. Бодина), районы к востоку и югу от нее - Хум, Требине, Конавле и Стон с долиной р. Неретвы (буд. Герцеговина) - оставались в Сербии на протяжении неск. последующих веков. В посл. четв. XII - 2-й четв. XIII в. этими областями владели брат жупана Сербии Стефана Немани кн. Мирослав и его потомки. В 90-х гг. XII в. они были формально выведены в удел младшему сыну Немани Растко (см. Савва I Сербский), но из-за его пострижения в монахи этот переход на деле не состоялся. В 1219 г. свт. Саввой на территории совр. БиГ были основаны Дабарская (позже переименованная в Дабро-Босанскую) и Захумская правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Исследователи датируют ц. св. Таксиарха (т. е. арх. Михаила) в Харуде кон. XI в., хотя архитектурные особенности позволяют отнести строительство к нач. XII в. Размер постройки свидетельствует об амбициях заказчика - это один из самых больших по размеру храмов типа вписанного креста на п-ове Мани. В структуре объемов, композиции и оформлении фасадов господствует элладская строительная традиция, апогеем которой является барабан афинского типа с тонкой мраморной арочкой над концентрическими кирпичными арками. Мраморные украшения и легели внутри здания сочетаются с обильно украшенными вставными архитектурными деталями на фасадах. Церковь свт. Николая Чудотворца в Охье (ок. сер. XII в.) имеет общие типологические и конструктивные черты с храмами посл. четв. XI в., а также с памятниками 2-й пол. XII в., гл. обр. в плане оформления фасадов горизонтальными элементами. Кирпичные и облицовочные фризы с орнаментами меандра и с керамической плиткой перекликаются с декором ц. вмц. Варвары в Эримосе. Планировка ц. вмц. Варвары в Эримосе (3-я четв. XII в.), изящные пропорции, структура объемов, богатство резного декора, оформление фасадов фризами, где господствует тенденция к разнообразию и декоративности, ставят храм в один ряд с современными ему памятниками Эллады. Эволюция композиционных принципов ц. вмц. Варвары прослеживается в современном ей храме мучеников Сергия и Вакха (или Трулоти) в Ките. Пропорции постройки, декоративные средства и внимание к оформлению фасадов придают памятнику оригинальный вид. Нижняя часть здания сложена из больших каменных блоков. Верхняя часть стен в местах угловых перекрытий и сводов отделена от основной каменной кладки орнаментальным поясом, выложенным из кирпича (с мотивами поребрика и «пунктирного шва»). Стены в верхней части здания облицованы диагонально уложенной квадратной плиткой и отделены от перекрытий небольшим карнизом, выступы которого выразительно подчеркивают очертания кирпичных арок окон и ниш в рукавах креста и барабане. Церковь великомучеников Сергия и Вакха в Ките. 3-я четв. XII в.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Θεοφνους (          . [  ]    ), ирмос: Θαλσσην τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τριδος τν μοναρχαν, Αγιοι, θεολογοντες σεπτς (          ); 2 самогласна, цикл из 3 стихир-подобнов, светилен. В последовании также содержатся стихиры Божией Матери (для пения их вместо стихир Октоиха при совершении службы с «Аллилуия»; в греч. книгах отсутствуют). В греч. рукописях сохранился др. канон Г., С. и А., 4-го (т. е. 8-го) плагального гласа, акростих: Υμν Σαμωνν, Αββιβον κα Γουραν. Ιωσφ (Пою Самона, Авива и Гурия. Иосиф), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Υμνολογαις ερας τιμσωμεν (Песнословиями священными да чествуем) (Ταμεον. Σ. 95). А. А. Лукашевич Иконография Образы Г., С. и А. распространены в восточнохрист. искусстве в монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Как правило, святые изображаются вместе: Г.- седовласым старцем с длинной бородой, С.- средовеком с темными, реже с седыми волосами и небольшой бородой, А.- юным, безбородым, иногда с гуменцом на голове. Г. и С. облачены в хитоны и гиматии, в правой руке у каждого крест, А. в соответствии с чином диакона в стихаре, с кадилом в руке или с крестом и кадилом. Готский воин приносит клятву перед мощами святых Гурия, Самона и Авива. Фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII d/ Готский воин приносит клятву перед мощами святых Гурия, Самона и Авива. Фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII d/ В визант. и поствизант. искусстве образы святых наиболее часто встречаются в настенной живописи. В XI в. в каппадокийских церквах: Ала-килисе в дер. Белисырма; св. Феодора (Тагар) в дер. Ешилёз; св. Георгия в Ачиксарае. С XII в. их изображения становятся особенно многочисленны: в кафоликоне мон-ря Дафни, Греция (ок. 1100), в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в парекклисионе Богоматери мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (ок. 1200); в сев.-зап. части ц. Христа в Веррии (XIII в.); в ц.

http://pravenc.ru/text/168390.html

В., положенная им в основу его одноименного сочинения. Примерно в то же время сделан и перевод беседы 19, «На святых 40 мучеников», содержащийся в старослав. Супрасльской рукописи (Минее-Четьей на март) XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 81-97); та же редакция перевода вошла в состав Великих Миней-Четьих. Возможно, современен ей и перевод беседы 27, «На святое Рождество Христово» (нач.: «Христово рождьство еже убо свое и прьвое и особное...»), представленный целым рядом серб. и рус. списков XIV-XVI вв. (см.: Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen Literatur. W., 1981. S. 163), в т. ч. очень древним по составу серб. Торжественником посл. четв. XIV в. (Загреб. Архив ХАЗУ. III С. 22) и тоже помещенный в Великих Минеях (во 2-й пол. XIV в. обе беседы были переведены заново). Не позднее сер. X в. был осуществлен также перевод Пространных монашеских правил В. В., сохранившийся в старослав. кириллическом отрывке XI в. (Афон. Зограф. 281) - «Зографские листки» (см.: Минчева А. Старобългарски кирилски откъслеци. София, 1978. С. 40-42). Большинство переводов полных текстов сочинений В. В. сделано южнослав. книжниками в XIV в. Не позднее середины того столетия в Болгарии (либо болгарами на Афоне) был выполнен слав. перевод «Аскетикона», вошедший в рукописную традицию под названием «Книга о постничестве». Этот перевод сохранился в неск. десятках списков XIV-XVII вв. и был положен в кон. XVI в. в основу печатного издания. Древнейшие списки памятника: среднеболг. извода (Лондон. Британская б-ка. MS Add. 27, 442, 2-я четв. или сер. XIV в.; Афон. Зограф. 3 (I. б. 3), 1368 г.; РГБ. собр. ТСЛ. 129, посл. четв. XIV в.), рус. списки с посл. четв. XIV в. (ГИМ. Чудовское собр. 10, 1388 г.; ГИМ. Собр. А. С. Уварова, 506-1°, 1397 (?) г.; ЦМиАР. КП 952, не позднее 1406 г.), серб. с рубежа XIV-XV вв. (РНБ. собр. М. П. Погодина. 979; Афон. Зограф. 126; Хиландар. 396 - все того же времени). Не позднее конца века серб. книжниками (возможно, на Афоне) были переведены 9 бесед «Шестоднева» В.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Прав. Захария. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Прав. Захария. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) На миниатюре из Христианской топографии Космы Индикоплова (посл. четв. IX в.) З. представлен в уникальной композиции «Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча, Захария, Елисавета, Анна и Симеон» (Vat. gr. 699. Fol. 76; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 68. Табл. 97). Изображение прор. З. включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 36). Как пророк со свитком в руке З. изображен на 2-сторонней иконе-таблетке «Избранные святые - Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (кон. XV - нач. XVI в., ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь. 2000. С. 266). Богоматерь, Иисус Христос, святые Иоанн Креститель, Захария и Елисавета. Фрагмент миниатюры из Христьянской топографии Космы Индикоплова. Посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 76) Богоматерь, Иисус Христос, святые Иоанн Креститель, Захария и Елисавета. Фрагмент миниатюры из Христьянской топографии Космы Индикоплова. Посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 76) Единоличные изображения З. входят в состав минейных циклов на сент.: в настенных минологиях (в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718), на миниатюрах (в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 245v, К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 48 об., 79)), в иконописи (на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)). Житийные сцены Основу изображения житийного цикла З. составили тексты канонических Евангелий, гл. обр. Евангелия от Луки, дополненные сюжетами из «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.): «Введение Богородицы во храм» (Протоевангелие. Гл. 7. 2-3), «Обручение (вручение) Марии Иосифу» и «Моление о жезлах» («Чудо о процветшем жезле») (Мф 1. 18; Лк 1. 27; Протоевангелие. Гл. 8, 9), «Благовестие Захарии» (Лк 1. 8-20), «Немой Захария перед народом» (Лк 1. 21-22), «Встреча (целование) Захарии и Елисаветы» (Зачатие св. Иоанна Предтечи) (Лк 1. 23-24), «Рождество Иоанна Предтечи» и «Захария называет имя Иоанна» (Лк 1. 57, 62-63), «Убиение Захарии на пороге храма» (Мф 23. 35).

http://pravenc.ru/text/182665.html

Для ряда памятников преимущественным стало изображение мученичества святых. В лицевых месяцесловах сцена усекновения глав Н., Г., П. и К. представлена: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 114, 1-я четв. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 85r, посл. четв. XI в.), в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг.); в росписи храмов, напр., в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350). Нередко в минейные циклы включаются полноростовые или полуфигурные изображения всех 4 святых с соответствующими атрибутами их мученического подвига - крестами: на миниатюрах - напр., в Минологии из Венской нац. б-ки (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 103r, 2-я пол. XI в.), в Минологии из ГИМ. (Греч. 175. Л. 79v, посл. четв. XI в.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, кон. XI в.); в настенных росписях храмов, напр. в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/1318). В западноевроп. церковном искусстве изображения Н., Г., П. и К. широко распространены и представлены в монументальной живописи, мозаике, скульптуре, на миниатюрах из рукописей, витражах. Как правило, образы святых составляют 2 устойчивые пары: Г. и П., Н. и К., что связано с их раздельным почитанием. Одним из главных мест почитания мучеников оставалась базилика Сант-Амброджо в Милане. В конхе ее апсиды была выполнена мозаичная композиция, где Г. и П. (XIII в.) предстоят Спасителю на престоле. На стукковом рельефе X в. на юж. стороне алтарного кивория в базилике работы мастера Вольвиния Г. и П. изображены справа и слева от свт. Амвросия Медиоланского; скульптуры XIV в. Г., П. и свт. Амвросия помещены на портале храма. Ранние примеры изображения святых (напр., Г. и П. на миниатюре из Молитвослова Арнульфа, архиеп. Милана - Lond. Brit. Lib. Egerton. 3763. Fol. 113v, между 998 и 1018) также связаны с местами их почитания. Однако с ростом популярности «Золотой легенды» Иакова из Варацце, где было помещено Сказание о святых, появились многочисленные сцены их жития и мученичества (напр., на миниатюрах из франц.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Распятие. Икона. Посл. четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Распятие. Икона. Посл. четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) «Входя в мир», Христос обращается к Богу Отцу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Т. о., разъясняется в Послании к Евреям, Он «отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр 10. 5-7, 9-10). Евр 10. 5-7 свидетельствует о вольном самоотвержении И. Х., Его глубочайшем смирении, безусловном послушании и покорности воле Божией ради спасения человека. Вольные страдания, мучения, скорби до смерти крестной принял Спаситель во искупление человека (ср.: Ис 53. 4-8). «...Христос пострадал за наши грехи, не быв причастен никакому греху, по слову апостола Петра... (1 Петр 1. 18-19). Также и Иоанн Креститель свидетельствует, что Иисус Христос, будучи Сам невинен и безгрешен, пострадал за грехи наши. Вот его слова: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин 1. 29). Пострадал же Он добровольно, как Сам говорит... (Ин 10. 18)» (Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Серг. П., 1995. Вопр. 45. Отв.). В Ин 10. 17-18 содержится утверждение Самого Спасителя о вольном характере Его самопожертвования, которое целиком в Его власти: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». В Томосе свт. Льва сказано: «...то истощание, по которому невидимый соделался видимым и по которому Творец и Владыка всех тварей восхотел быть одним из человеков, было снисхождением Его милосердия, а не недостатком могущества» (ДВС. Т. 3. С. 233). (Подробнее см. в ст. Кеносис .) Обожение человеческой природы И. Х. Человеческая природа Бога Слова находилась в состоянии обожения с момента Его воплощения. Бог Слово приходит в мир, чтобы вернуть человеку утраченную им благодать Божию.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010