Св. Василий Великий. Беседа на Шестоднев, 9//Творения Святых Отцев. Год третий. Кн. 1. М., 1845. С. 173. Св. Иоанн Дамаскин. Об образах, III, 18.//PG, t. 94. Col. 1940AB. Подобные же высказывания позднее мы находим и у преп. Симеона Нового Богослова: «образ Отца — Сын, а образ Сына — Дух Святой. Поэтому видевший Сына видел Отца, видевший Духа Святого видел Сына, ибо апостол хорошо сказал, что Дух есть Господь в Его вопиянии “Авва, Отче!” Не так, будто Сын есть Дух, да не будет! Но что во Святом Духе — видим и созерцаем Сына Божия. И что никогда Сын без Духа или Дух без Сына не открывается кому-нибудь, но что Сын в Самом Духе и посредством Духа вопиет Сам “Авва, Отче!”» (Нравственные слова. — Eth. 3, 361—374); все тексты преп. Симеона даются здесь в переводе архиепископа Василия Кривошеина (далее — а. В. (К.)) и опубликованы им в книге: Преподобный Симеон Новый Богослов. 949—1022. Париж, 1980. Данный текст цит. по: а. В. (К.). С. 244. [Существует также более позднее издание: Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). Нижний Новгород, 1996]. О Сыне как единосущном образе Отца см. также: Протоиерей Николай Озолин. Богословие иконы//Искусство христианского мира. Вып. VI. М., 2002. С. 6—8. В качестве примеров можно указать миниатюру греческого Евангелия 64 в Национальной библиотеке в Париже, нач. XI в. (воспр.: Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1, 2 (Таблицы). М., 1986. Т. 2. Табл. 118); миниатюру греческой рукописи Нового Завета в Национальной библиотеке в Вене, втор. полов. XII в. (воспр.: Троица Андрея Рублева. Антология… Илл. 11); мозаику «Сошествие Св. Духа» собора в Гроттаферрате: «Ветхий Деньми» на престоле со Христом, держащим голубя, символизирующего Св. Духа, посл. четв. XII в. (воспр.: Лазарев В.Н. Указ. соч. Т. 2. Табл. 386); оправу рукописи в монастыре св. Павла на Афоне, венецианской работы, XIII в. (?) (воспр.: Ryzycka-Bryzek A. Byzantynsko-Ruskie malowidla w kaplicy zamku lubelskiego. Warszawa, 1983, il. 104); известную новгородскую икону «Отечество», перв. треть XV в., ГТГ (воспр.: Троица Андрея Рублева. Антология… Илл. 28).

http://pravoslavie.ru/49214.html

IV в.), рельефах саркофагов , украшает евхаристические сосуды. Иногда А. изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер (LCI. Bd. 1. Ill. 1)), но обычно А.- муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми). Среди вариантов изображения жертвоприношения А. чаще всего встречается композиция, где А. левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от А. у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади А. изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве. С IX в. А. начинает изображаться с нимбом (Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699). Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Син. Греч. 129. Л. 105об.); фреска собора Софии Святой собор в Киеве , сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове, 1313 г.). С XII в. А., как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения А. в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов , Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ГИМ. Син. Греч. 210. Л. 91); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.). Др. сюжет - Явление трех ангелов А., или Гостеприимство А. (см. Троица Пресвятая . ). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом А.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и 2 «царских» псалмов - 19-го и 20-го (содержащих слова:             и          ), Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращенной сугубой ектении (Часослов. С. 38-43); во время Д. священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что Д. впервые появилось в т. н. имп. мон-рях, ктиторами к-рых были визант. василевсы ( Mateos. 1961. P. 201). Однако наиболее ранние свидетельства о Д. сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы ( Petit. 1900. P. 73-74) и Богородицы Евергетиды ( Gautier. 1982. P. 27) посл. четв. XI в.- эти мон-ри не были императорскими, хотя и получили определенные привилегии от визант. государей. Согласно Типикону мон-ря Богородицы Елеусы, Д. начиналось с Трисвятого, за к-рым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном Ταχ προκατλαβε (    ), 24-кратное «Господи, помилуй» . Возможно, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохр. в слав. переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй» ( Слива. 1999. С. 94). В Типиконе мон-ря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс 19 здесь указан и Пс 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (может быть, установление этого священнодействия во время Д. было связано с влиянием песненного последования , т. е. кафедрального обряда К-поля, согласно к-рому в конце совершавшейся в нартексе 1-й ч. утрени (ее можно сопоставить с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к Д.) иерей кадил весь храм; см.: PG. 155. Col. 641); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет Д. и в др. Типиконах, основанных на Евергетидском, напр. в Типиконе мон-ря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) сер. XII в. ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 24; по неясной причине Пс 19 упом. здесь после тропарей) и в Типиконе мон-ря Хиландар, составленном свт. Саввой Сербским во 2-й пол. XII в. ( 1928. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/171521.html

Дальнейшая судьба В. и его статус неясны. Вероятно, он добровольно или вынужденно оставил престол в Зете и жил в одном из своих уделов в материковой Сербии. 3 июня 1208 г. клятву на верность венецианскому дожу Пьетро Зиани принес в качестве короля Зеты сын В. Георгий, хотя он сам еще именовался вел. князем в надписи 1209 г., обнаруженной в нач. 50-х гг. XX в. в Богородичной церкви в Студенице ( С. и kohзepbaцuja фресака у Студеници//Конзерваторски и испитивачки радови. Београд, 1956. С. 38-40). В связи с тем что после смерти В. верховная власть в Сербии окончательно утвердилась за св. Стефаном Первовенчанным и его потомками, в родословах, созданных в посл. четв. XIV в., В. вопреки исторической истине иногда называют 2-м сыном Немани. Из Жития деспота св. Стефана Лазаревича, содержащего один из таких родословов (см.: Куев К. , Петков Г. Събр. съч. на Константин Костенечки. София, 1986. С. 354, 357, 372), эта версия попала в Русский Хронограф (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 395-396. Гл. 194) и Никоновскую летопись (ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. С. 42, 48). Двое из прямых потомков В., его младший сын жупан Дмитрий (мон. Давид, основатель мон-ря Давидовица) и правнучка последнего, жена кн. мч. Лазаря Милица (мон. Евгения, великосхимница Евфросиния),- местночтимые святые Сербской Церкви (см.: Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 188, 202). Изображения В., отличающиеся устойчивостью иконографии, восходящей к прижизненному портрету в Студенице, известны в составе композиции «Лоза Неманина», в частности во фресках в Пече (1330) и в Дечанах (1350). Лит.: Руварац И. Вукан hajcmapuju син Стефана и Николе Београд, 1888. 10. С. 9-11; И. О noлoжajy Зете у државе гласник. 1950. 1-2. С. 111-112; Глагола «работати» у студеничком натпису из 1209 г.//Зограф. 1967. 2; Ucmopuja Црне Горе. Титоград, 1970. 2. Т. 1. С. 5-8; Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. С. 187-194, 196-199, 203-208; Le ny R. Studia nad pocztkami serbskiej monarchii Nemaniczów: poowa XI - koniec XII w. Wrocaw etc., 1989. S. 180, 197, 205-207, 213, 214, 225, 232; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 86, 90, 106, 128, 357; Запис старца Симеона у Вукановом 2002. 67. Св. 1-4. С. 64, 69, 71-73, 76; Флоря Б. Н. У истоков религ. раскола слав. мира: XIII в. СПб., 2004. С. 44-49.

http://pravenc.ru/text/160993.html

В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теорет. взгляды и лит. техника древнерусского писателя). М., 1998 (по указ.); Левшина Ж. Л. Славянское грамматическое сочинение «О восьми частях слова»: (Археогр. обзор)//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 66-76; Суханова Е. Н. О первоначальной редакции слав. перевода «Диалектики» св. Иоанна Дамаскина XIV в.//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 324-336; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); Баранкова Г. С. О лексической правке в списках Богословия Иоанна Дамаскина//Рус. язык в науч. освещении. М., 2001. 2. С. 168-190; Сапожникова О. В. Вопросы текстологии Богословия Иоанна Дамаскина в пер. Болгарского экзарха Иоанна//Palaeobulgarica. 2005. N 4. С. 3-29; она же. Работа митр. Даниила над Богословием Иоанна Дамаскина//ДРВМ. 2007. 3(29). С. 94-96; она же. Несостоявшееся издание XVII в.: «Богословие» Иоанна Дамаскина в пер. Иоанна Экзарха Болгарского//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 99-126; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008 (по указ.); Уханова Е. В. Об одном киевском скриптории посл. четв. XI - нач. XII в.//Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Мат-лы Междунар. науч. конф. М., 2008. С. 225-229; она же. Древнейшие изображения св. кн. Бориса: К истории б-ки Владимира Мономаха//Борисо-Глебский сб.=Collectanea Borisoglebica. P., 2009. Вып. 1. С. 117-156. Согласно палестинскому календарю X в., сохранившемуся в груз. переводе ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 108-109), память И. Д. отмечается 4 и 9 дек. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 116, 124) И. Д. упоминается 29 нояб. и 4 дек. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 299-300) память И. Д. празднуется 4 дек.; последование И. Д. соединяется со службой Октоиха и последованием вмц. Варвары и включает канон (общий вмц. Варваре и И.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Кафоликон мон-ря Осиос Мелетиос Мон-рь окружен укрепленной стеной, к-рая в плане образует трапециевидный прямоугольник (42×56,5 м). В юж. стене находятся 2 входа: древний, достаточно широкий, и построенный позднее - более узкий, расположенный восточнее первого. Внутренний двор с 3 сторон окружен кельями, с зап. стороны - трапезная, кухня и хозяйственные постройки. Центр монастырского двора занимает кафоликон. Это 3-апсидный крестовокупольный храм типа вписанного креста, его свод поддерживают 4 мраморные колонны; алтарная часть удлинена и напоминает ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Осиос Лукас (X в.). А. Орландос датировал строительство собора посл. четв. XI в. или нач. XII в. ( Ορλνδος. 1939/1940. Σ. 59). Первоначально храм был посвящен Спасителю или св. Таксиархам, в наст. время освящен во имя прп. Мелетия, основателя мон-ря. Сохранились небольшие фрагменты мозаичного пола наоса, выполненного из разноцветного мрамора. Ок. 1150 г. нартекс кафоликона был перестроен в просторный притвор-лити, его своды опираются на 2 колонны. Ранее западная стена нартекса находилась на месте, где сейчас расположены колонны. Об этом свидетельствует, в частности, сохранившаяся напольная мозаика между входом в храм и основанием колонн с изображением 5 хлебов. С сев. стороны лити находится аркосолий с саркофагом прп. Мелетия; часть пространства под лити занимает крипта. На вост. стене лити имеется фронтальное изображение прп. Мелетия, благословляющего правой рукой, в левой он держит исписанный свиток. К сев. приделу храма впосл. была пристроена часовня вмч. Георгия Победоносца, в к-рую ведет лестница, из-за чего северная и восточная части крыши кафоликона приподняты. В 1200 г. с зап. стороны к кафоликону был пристроен 2-этажный экзонартекс (внешний притвор); его 1-й этаж оформлен в виде галереи с колоннами, на 2-м этаже с юж. стороны, вероятно, располагалась б-ка, с сев. стороны были устроены покои, куда ведет наружная лестница, через которую можно попасть в южную часть 2-го этажа. В XVIII в. из-за угрозы разрушения в результате землетрясения проходы между колоннами на 1-м этаже были заложены, а с юж. стороны была пристроена подпорная стена. В настоящее время 3 прохода на западе и 1 на юге вновь открыты, т. о., внешний облик кафоликона стал более напоминать первоначальный, хотя надстроенные лити исказили облик здания: с южной и северной стороны появились 2 крыла; с юж. стороны также сооружена колокольня. Внешнее оформление храма характерно для XII в.: в частности, под черепицей крыши вместо обрамляющих карнизов видна зубчатая лента. Кафоликон сильно пострадал во время землетрясения в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/2581615.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл. Основан в нач. XIII в. Точное время и обстоятельство устроения Е. м. неизвестны, летописных сведений об этом не сохранилось. Принятая в исторической лит-ре дата основания - 1207 г. впервые и без ссылки на источники приведена в сочинении ключаря Богородице-Рождественского собора А. Фёдорова XVIII в. «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суздале»: «Монастырь девич Положения Ризы Пресвятыя Богородицы древняго строения, построенный в лето 6715 (т. е. 1206-1208 гг.- А. М.) близ стены, что в старый по кремле земляный вал» ( Фёдоров. 1855. С. 56-57). Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Прп. Евфросиния Суздальская с видом на Ризоположенский мон-рь. Литография. XIX в. (ГПИБ) Е. м. известен прежде всего как место иноческих подвигов в 1-й пол. XIII в. прп. Евфросинии Суздальской, предания о к-рых и чудеса, современные агиографу, впервые записал насельник Евфимиева суздальского монастыря инок Григорий в XVI в. Преподобная была канонизирована предположительно в 1576 г., мощи обретены 18 сент. 1698 г. В наименовании мон-ря имя святой появляется, очевидно, с посл. четв. XVI в. Существование Е. м. в XIII в. косвенно подтверждается результатами археологических раскопок, проведенных в 1990-1991 гг. под рук. М. В. Седовой : установлено, что на рубеже XI и XII вв. в районе обители находился курганный могильник, на месте к-рого с сер. XII в. была улица, застроенная усадьбами посадских. В нач. XIII в. происходит перепланировка участка, улица исчезает. По мнению Седовой, это произошло в связи с основанием прп. Евфросинией рядом с Е. м. Троицкого мон-ря для пострига «мужатых жен» ( Седова. 1997. С. 141-143). В 1764 г. Троицкая обитель была упразднена, а ее насельницы переведены в Е. м., Троицкая ц. бывшего мон-ря стала приходской и приписывалась к Е. м. дважды: с нач. 40-х гг. XIX в. до 1851 г. и с 6 нояб. 1871 г. до упразднения мон-ря в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/187868.html

В. О. Кириков. Фотография. 1955 г. Василий Осипович (9 мая 1900, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 6 февр. 1978, Москва), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911-1914), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г. К.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИиАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской ц. в Ст. Ладоге, в 1934 г.- ц. Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих икон XII-XV вв.: в 1948-1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ); совместно с др. реставраторами ЦГХРМ принимал участие в расчистке икон Божией Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1-я треть XIII в., ГТГ), вмч. Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), Божией Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского мон-ря (ок. 1288 (?), ГТГ), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1408, ГТГ), «Собор Божией Матери» из Пскова (посл. четв. XIV в., ГТГ). В ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий (80-90-е гг. XIV в.?) и Васильевский (20-е гг. XV в.) чины и др.

http://pravenc.ru/text/1840249.html

XV в. При этом оно не включено в домакариевские Минеи-Четьи и входит в их состав лишь начиная с ВМЧ (ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 2198-2210). История и обстоятельства перевода исследованы недостаточно. Это Житие вошло в начальный том Сборника прп. Нила Сорского посл. четв. XV в. (РГБ. Троиц. Фунд. 384), своеобразного преподобнического Торжественника минейного. Краткое Житие К. О. переводилось на слав. язык 4 раза - в XII в. на Руси или для Руси в составе нестишного Пролога и трижды в XIV в. в редакции стишного Пролога: в Болгарии или на Афоне («тырновская» редакция), в Сербии, известен еще один болг. перевод при служебных Минеях. Из этих переводов на Руси получил известность только 1-й (старший список - РГБ. Троиц. Фунд. 717, 1429 г.). Служба К. О. помещена уже в древнейшем переводе служебных Миней, начиная с комплекта 90-х гг. XI в., принадлежавшего новгородскому Лазареву мон-рю (РГАДА. Ф. 381, 84, ок. 1095 г.). Служба этому святому была вновь переведена на Балканах (в Болгарии или на Афоне) в 1-й пол. XIV в. в составе комплекта служебных Миней по Иерусалимскому уставу. Вопрос о посвящении К. О. храмов у юж. славян, а также на Руси не исследован. А. А. Турилов Ист.: BHG, N 463-464; ActaSS. Sept. 1760. T. 7. P. 142-152; Vita et conversatio S. Cyriaci Anachoretae//PG. 115. Col. 920-944; Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима Иорданского. СПб., 1895. (Палестинский Патерик; 6); Παπαδπουλος-Κερμευς Α. Ανλεκτα Ιεροσολυμιτικς σταχυολογας. Πετροπολις, 1897. T. 4. Σ. 175-184; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. СПб., 18982. (Палестинский Патерик; 2); Житие прп. Кириака Отшельника. СПб., 1899. (Палестинский Патерик; 7); SynCP. Col. 87-89; Cyr. Scyth. Vita Euthym.; idem. Vita Cyriac.; Garitte G. La version Géorgienne de la vie de S. Cyriaque par Cyrille de Scythopolis//Muséon. Louvain-la-Neuve, 1962. Vol. 75. P. 399-440; Имнаишвили. В. Жития отцов. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Древние метафрастические сборники. Тбилиси, 1986 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Первое письменное упоминание о К. на Руси содержится в 1-й Новгородской летописи в связи с захватом Новгорода полоцким кн. Всеславом Брячиславичем в 1066 г.: «Приде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии...» (ПСРЛ. 1841. Т. 3. С. 2). В Житии прп. Антония Римлянина († 1147) говорится о звоне К. к утрене во мн. новгородских церквах (см. изд.: ПС. 1858. Ч. 2. С. 164). К. в Киеве впервые упоминаются в 1146 г., когда они были захвачены кн. Изяславом Мстиславичем (ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 27). В ходе археологических раскопок было найдено 3 целых К. (из Десятинной ц. и с Хоревой ул. в Киеве, из Городеска, близ совр. с. Городск Коростышевского р-на Житомирской обл. (Украина)), 1 деформированный при пожаре (из усадьбы Десятинной ц.) и фрагменты еще ок. 40 К. домонг. периода. Сохранился еще один целый К. из Антониева мон-ря в Новгороде (см.: Бондаренко. 2012. С. 71-72, 85). Их размеры (нижний диаметр - 13,5-61 см), состав (оловянистая бронза с 20-24% олова), форма («улей» и «сахарная голова») и надписи (латиницей или кириллицей) свидетельствуют о том, что К. в этот период привозили из Зап. Европы или изготовляли по тому же стандарту, что и западноевропейские, а конструкции старейших колоколен и изображения из Лицевого летописного свода (XVI в.; см.: Бондаренко. 2012. С. 134-180) - о том, что на Руси звонили в К. так же, как и на Западе,- раскачивая их. В посл. четв. XI в., следуя иностранным образцам, рус. ремесленники-металлисты стали отливать К., а к сер. XII в. их производство на Руси достигло существенных успехов. Первое летописное свидетельство отливки К. в Др. Руси относится к 1259 г., когда в пожаре в г. Холм погибли К., привезенные из Киева и отлитые на месте по повелению галицко-волынского кн. Даниила Романовича («...колоколы принесе из Кыева, другие ту солье» - ПСРЛ. 1843. Т. 2. С. 196). В сообщении о последовавшей менее чем через 30 лет смерти племянника Даниила кн. Владимира Васильковича упоминалось, что он для ц. вмч. Георгия в Любомле «...полия же и колоколы дивны слышанием, такых же не бысть в всей земли» (Там же. С. 223).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010