Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ветхий денми. Икона VII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) (церковнослав.-      , рус.- Ветхий днями), в основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение В. д., одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат , митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии); «                  » (литийная стихира на «И ныне:»). Самое раннее из известных изображений - икона VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющая В. д. во славе. Надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа. Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова (Patm. 171. Fol. 449, IX в.) - В. д. представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри к-рого 9 ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского мон-ря (Vatop. 590, XII в.) - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия сер. XI в. (Paris. gr. 74) В. д. изображен дважды: с надписью « παλαις τν μερν» (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея (Fol. 1) в медальоне, сидящим на троне, здесь же - 2 медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (Fol. 167) - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, В. д.- с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее 2 др. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI вв. (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), В. д. следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда В. д. изображен на фреске ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г. Тема Второго пришествия выражена и в росписи 2-й пол. XII в. в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, где В. д. представлен в Деисусе.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗМАРАГД» древнерус. четий некалендарный дидактический сборник относительно устойчивого состава. Основные темы статей «И.» - наставление в благочестии, польза «почитания книжного», регламентация семейного уклада, обличение пороков и др. «И.» сформировался в русской письменности на основе сложившегося к XIV в. корпуса учительных гомилий - переводных визант., а также южнослав. и древнерус. Значительная часть статей «И.» надписана именами раннехрист. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , прп. Ефрема Сирина и др., однако установлено, что большинство поучений сборника создано и обработано южнослав. и рус. книжниками: святителями Климентом Охридским , Серапионом Владимирским, Иоанном (Илией) и др., мн. произведения анонимны. Известно не менее 150 списков «И.» XIV-XIX вв. Рукописная традиция сборника в полной мере не исследована, отсутствует научное издание. Не до конца решены основные проблемы лит. истории «И.»: время и социальная среда происхождения, соотношение постоянной и изменяемой частей сборника, связь с др. четьими сборниками и др. «И.» был открыт А. Х. Востоковым ( Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 233-235). Первым вопросы лит. истории сборника поставил В. А. Яковлев, выделивший 2 основные редакции «И.» По мнению ученого, 1-я редакция в составе 88 глав появилась в XIV в. среди белого духовенства, 2-я редакция из 165 глав была составлена в кон. XV в. С мнением ряда ученых о связи древнейшей редакции с новгородско-псковским движением стригольников ( Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности//ТОДРЛ. 1934. Т. 1. С. 128-130; Попов Н. П. Памятники лит-ры стригольников//ИЗ. 1940. 7. С. 34-45) полемизировали позднейшие исследователи (см.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 41-42; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 385-388).

http://pravenc.ru/text/293896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны ( Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III ( Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца. В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. 398. С. 403; 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына . Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. ( Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. 398. С. 403; 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. 402. С. 411).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ († ранее 1219), свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский. 4-й епископ на Смоленской кафедре, занимал ее после Симеона (после 1180 - не ранее 1197), ранее Лазаря (после 1205 - ок. 1219). (В справочной лит-ре XIX в. время жизни святителя ошибочно относили к 1-й пол. XII в.; см., напр.: ИРИ. Ч. 3. С. 65.) Вероятно, И. до своего поставления на кафедру являлся настоятелем Смядынского во имя святых князей Бориса и Глеба монастыря (создан на месте убиения св. Глеба) и участвовал в освящении монастырского храма в честь св. князей Бориса и Глеба. Освящение состоялось в 1191 г. при кн. Давиде Ростиславиче, когда в мон-рь из Вышгорода были перенесены старые раки князей-страстотерпцев. Смядынский игум. Игнатий назван в проложном сказании о перенесении рак ( Воронин Н. Н., Жуковская Л. П. К истории смоленской лит-ры XII в.//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 69-79; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 450). Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Свт. Игнатий, еп. Смоленский. Фрагмент иконы " Прп. Авраамий, святители Игнатий и Ефрем Смоленские " . 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Авраамиева мон-ря, Смоленск) Хиротонию И. во епископа Смоленского возглавил Киевский митр. Никифор II или его преемник Матфей (вопрос о том, кто занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210, остается невыясненным). Об И. сообщается в летописании Сев.-Вост. Руси в связи с похоронами во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре 19 марта 1205 (6713) г. 1-й жены Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича кнг. Марии Шварновны (в иночестве прп. Марфы): «Божиим же промышлением приключися тогда быти Смоленьскому епископу Игнатью, игумену Михаилу Отрочья монастыря, занеже пришла быста к великому князю Всеволоду молиться о мире от Мстислава Володимерича (ошибочно вместо «Мстислава Романовича».- М.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ [греч. Ιερ Επισκοπ Καρπασας], епархия Кипрской Православной Церкви История епархии Античная Карпасия, Карпас или Карпасий (Καρπασα, Καρπασεα, Κρπασος, Καρπσιον), находилась на одноименном полуострове в 5 км к северу от совр. г. Ризокарпасо (Сев. Кипр). Точное время основания К. е. неизвестно. Первый упоминаемый в источниках епископ - церковный писатель свт. Филон - был рукоположен свт. Епифанием Кипрским до 382 г. (Vita S. Epiphanii. 49, 57//PG. 41. Col. 85, 96). Однако нек-рые исследователи считают, что из текста Жития свт. Епифания Кипрского не следует, что до этого Карпасийская кафедра не существовала ( Σπυριδκης. 1947. Σ. 19 (1-я паг.); Γεωργου. 2010. Σ. 128-129). Неофит Родинос в соч. «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, которые произошли с острова Кипра» (Рим, 1659) и архим. Киприан (Куриокуритис) в «Хронологической истории острова Кипр» (Венеция, 1788) пишут, что во Вселенском I Соборе в Никее (325) принимал участие Карпасийский еп. Сосикрат ( Κυπριανς. 1902. Σ. 532; Βαλτας. 1979. Σ. 197-198). Хотя источник их сведений неизвестен, возможность участия Сосикрата в I Вселенском Соборе не отвергали историки Дж. Хакетт и Н. Каппёйнс ( Hackett. 1901. Р. 7; Cappuyns. 1935. P. 501). В числе 12 кипрских епископов, присутствовавших на Сардикийском Соборе (343), назван еп. Сосикрат ( Mansi. T. 3. P. 69), но не указана кафедра, к-рую он занимал. В перечнях святых кипрских епископов в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. MS 34554 (XVI в., прототип XIII в.), в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в Синодиках Сосикрат упоминается после Карпасийских епископов Филона и Синесия (время жизни последнего также неизвестно) ( Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28; Cappuyns. 1935. P. 500). Свт. Филон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. XI в. Свт. Филон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

П.В. Долгоруков Бароны Корфы Фамилия Корф (Korff) принадлежит к древнейшему германскому дворянству: начало её исчезает во мраке средних веков, но уже в тринадцатом столетии мы находим фамилию Корф в Вестфалии, в сословии тамошнего дворянства (ritterstand). Матвей Корф получил от Императора Германского Леопольда I, 10 марта 1692 года, грамоту на Баронское Римской Империи достоинство для всего рода своего. В этой грамоте сказано: und wollen dass sie dem obgenannten Mathias Korff und seinen etlicben leibes erben, seines stammes, geschlecht und derselben erbens erben, für und für, Mann und Frauens-Personen in ewiger zeit, bey allen diensten abgeschrieben unsern gaben, erhebung in den Freiherrenstand. Баронское достоинство утверждено за фамилиею Корф указом правительствующего сената курляндскому дворянскому комитету, от 21 сентября 1853 года, во исполнение Высочайшего указа 10 октября 1852 года, (см. Сенатские ведомости 1852 года). Николай Корф переселился из Германии в Курляндию во второй половине XV века, и подучил в лен, от гермейстера Бернгарда Берха, в 1483 году, поместье Преекульн, в последствии обращенное в майорат, и ныне принадлежащее потомку его в двенадцатом колене, барону Николаю Николаевичу Корфу. Вышеупомянутый Николай Корф женат был два раза: на Анне Паткуль и на Маргарите Ламздорф; от 1-го брака имел двух сыновей: Николая и Оттона. Старший из них, Николай, имел сына Христиана и внука Николая, который от брака с Гертрудою Розен имел трёх сыновей: 1) Христиана, женатого на Лукрецие-Доротее Шверин; 2) Николая, воеводу лифляндского, сенатора польского, женатого на Екатерине Ефферн (см. далее), и 3) Вильгельма, женатого 2 раза: на Елисавете Шверин и на Марие Борх. Воевода лифляндский Николай (см. выше), прославился подвигами на поле ратном, был послом польским при заключении договора с Россиею пол Смоленском, в 1634 году, и вообще принимал значительное участие в политических событиях своего времени. Он имел сына Николая, женатого на Магдалине Раппе, и внука Николая, который, от брака с Анною- Доротеею Корф, оставил четырёх сыновей: 1) Христиана; 2) Фридриха-Генриха; 3) Николая (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

62. 1441 г. Послание великого князя Василия Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов Из Актов Исторических, т. I, 39, где издано было «из сборника, составленного из разных тетрадей второй половины XV века (in 8 , на 495 лист.), хранящегося в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря под 30 (л. 1–12)». Тоже самое послание, обращенное к лицу греческого императора, находится во второй софийской летописи (Пол. Собр. Лет. т. VI. стр. 162–167). Варианты этого издания отмечены буквой Л. О времени изготовления и дальнейшей судьбе послания см. ниже, стр. 529, примеч. 1. Святейший мой владыко и отче, и вселенский патриарше, правителю душ православного христианства! 2506 Сын святого ти владычества 2507 , великий князь московский и всея Руси Василие 2508 , достойное поклонение 2509 творит 2510 святому ти владычеству. 2511 Вемы убо известно от божественного писания, яко преже, Божьей волей и многими его и неизреченными щедротами, истинное благочестие и еже в Господа нашего Иисуса Христа, в Троице славимого, истинная православная христианская и непорочная вера право воссия 2512 и возрасте в Царствующем преименитом граде, в отечествии святого царя греческого 2513 , от благочестивого и святого самодержца всей вселенной великого царя Константина. По многих же паки временах и летах, прародитель наш, святой и равный Апостолам, якоже есть нам достойно сице глаголать о нем, великий князь Владимир киевский и всея Руси, еще в поганстве сый, осиянием же пресвятого и живоначального Духа, начат посылать во вся страны и дальние градовы и места, искать и испытывать, кая есть вера блага и богоприятна? Посылание же о том и изыскание намнозе имеяше, до Рима ж убо и до иных многих мест, еже видеть латынскую веру и арменскую и иудейскую 2514 , не токмо ж се, но и богомерзского Моамефа повеле видеть веру и служение. И сих испытав и видевся, яко не суть добра, ниже богоприятна, но и паче богоненавидима; латыньской убо и арменьской ереси никакоже внят 2515 , иудейская же обычая и 2516 окаянного 2517 и богомерзского Моамефа злочестивую ересь всячески поплевав, отверже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Кирилловский собор. Вид с юго-зап. стороны. Фотография. 1984 г. Упоминание о храме св. Кирилла на Дорогожичах содержится под 1171 г. в Киевской летописи XII в. (по Ипатьевскому летописному изводу XV в.): «Сняшася братя Вишгороде, и пришедше сташа на Дорогожичи под святом Курило» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 194 об.). В той же летописи под 1169 г. (текст относится к событиям 1167 г.) назван «Всеволож монастырь», также с указанием его географии - «на Желяни» («Ярополк же с берендичами настигоша Владимира на Желяни, и не даша берендичи стрилятися с ними, бяху берендичи льстяче. И тако ехаша берендичи по ни до Всеволожа монастыря» - Там же. Л. 191); Желянь (Желань) - летописная местность неподалеку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от р. Лыбедь и тянувшаяся до К. м. по течению ручья Желянь, от к-рого и получила название (см.: Закревский. 1868. С. 342; Добровольский Л. П. Летописный Дорогожич. К., 1914; Петров. 1897. С. 41; др. версии локации см.: i . М. [и др.] Emuмoлoriчhuй словник лimonuchux reorpaфiчhux назв Nibдehhoï Pyci/Ред.: О. С. Стрижак. К., 1985. С. 59). На то, что основателем мон-ря был кн. Всеволод Ольгович, помимо летописной записи 1167/69 г. о мон-ре «Всеволож» ( Марголина. 1993. С. 19-26; О. Певна ошибочно относит упоминание 1167/69 г. к Выдубицкому мон-рю, основанному кн. Всеволодом Ярославичем - Pevny. 1995. P. 44) указывают: летописный текст под 1194 г. о погребении кн. Святослава Всеволодовича в стенах обители, созданной его отцом («в монастыре у церкви святого Кирилла юже бе создал отец его»; ПСРЛ. 1997. Т. 1. Стб. 412); освящение храма во имя патронального святого князя - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского; крепостной характер церковного сооружения, поставленного на важном со стратегической т. зр. месте в период междоусобных войн за Киев - на подступах к городу, в урочище Дорогожичи, к-рое было, с одной стороны, ключом к Подолу, с другой - надежным оборонительным пунктом (здесь проходили пути в Вышгород и далее в Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск). В 1139 г. Дорогожичи стали плацдармом для черниговского кн. Всеволода в борьбе за Киев, открывшим ему путь на киевский престол. Непосредственное участие кн. Всеволода в основании, построении, формировании архитектурной и иконографической программы собора и руководство всем процессом могут подтверждаться наличием предназначенной для князя площадки-балкона в южной апсиде, которая не имеет аналогов в древней церковной архитектуре; включением в роспись диаконника цикла, посвященного небесным покровителям кн. Всеволода святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, ктиторской композиции, изображения кн. Всеволода с сыновьями в сценах «Шествие князей», а также граффити 1-й пол. XII в. ( Высоцкий. 1985. С. 85-89; Maproлiha. 2001. С. 18-24, 33-59, 80-123; Марголина, Корниенко. 2012. С. 33-44). Т. о., храм выполнял функцию монастырского собора, княжеской церкви, а также родовой усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ имя 2 серб. книжников, монахов Хиландарского мон-ря. 1. Переводчик на слав. язык книг ВЗ, книгописец (2-я пол. XIV в.- после 1412). В 1412 г. сделал беловой список (ГИМ. Син. 202) перевода Книги Иова с толкованиями Никиты, митр. Ираклийского, на основе толкований диак. Олимпиодора (названного автором в заглавии) и ряда др. авторов ( Горский, Невоструев. Описание. С. 56). Г. снабдил текст предисловием. Недовольный переводом, сделанным ранее («на словенское издадесе некыим приснопаметным не веде, зело умалене и тесноразумне»), он создал свою редакцию, сверив текст с греч. рукописью из мон-ря Эсфигмен. В основу слав. текста был положен древний болг. перевод Х в., сохранившийся в рус. списках XIV-XVI вв. (старший 1394 г.- ГИМ. Чуд. 6). На полях рукописи Г. поместил варианты текста древних переводчиков: Акилы, Симмаха и Феодотиона, обозначенные начальными буквами их имен, о чем он сообщил в предисловии. Таким же образом был расположен текст в серб. списке 1418 г. Книг Царств с толкованиями (ОГНБ. 1/106); автор этого перевода, выполненного в 1416 г., неизвестен (ПЭ. Т. 5. С. 143). Г. отредактировал перевод книги Премудрости Соломоновой, о чем стало известно из позднейшего (XV в.?) списка, от к-рого сохранилось лишь послесловие писца (РГБ. Григор. 53. II/М. 1734. II). В древнерус. традиции переводы Г. известность не получили. На основании тождества почерка и сходства иллюминации Г. как писцу атрибутируются часть Сборника богослужебного (Служебник с дополнениями - ГИМ. Хлуд. 114), датируемого по пасхалии ок. 1404 г., и отрывок, хранившегося, возможно, в рум. собраниях, сборника, состоящего из 16 Слов Григория Богослова с толкованиями (ГИМ. Щук. 895). Почерк Г.- хорошо разработанный, но не каллиграфический полуустав, каким писались обычно четьи книги. На примере этого сборника заметно стремление писца графически выделить основной текст и толкования (последние пишутся с большим числом курсивных элементов). Г. является ранним представителем последовательно выдержанной реформированной ресавской орфографии. Скромное украшение его рукописей (киноварные заставки - в основном узкие плетеные, тонкие инициалы с орнаментальными отростками) выполнено, вероятно, самим книжником.

http://pravenc.ru/text/161273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКИЕ (АЛАМАНСКИЕ) СВЯТЫЕ [греч. Αλαμνοι γιοι τς Κπρου] (VII в.?), 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами. Впервые упоминаются в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. Ms. 34554, XVI в. (протограф XIII в.). Оба текста восходят к источнику, составленному между 1222 и 1264 гг. Среди этих святых были архиереи, священники и миряне. Они разошлись по острову, поселились в уединенных местах и пещерах по одному или по неск. человек и вели отшельническую жизнь. В тексте не уточняется, о каком именно завоевании Св. земли арабами идет речь: в 638, 1187 или 1291 г. К. Сафас датирует переселение 300 святых на Кипр 90-ми гг. VII в. ( Sathas. 1884. P. 407-408), С. Папагафангелу - временем 2-го крестового похода - 1147-1149 гг. ( Παπαγαθαγγλου Σ. Μορφς πο γασαν τν Κπρο. Λευκωσα, 1988. Σ. 503-508). В «Хронике» Леонтия Махераса перечислены имена 42 подвижников ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30-32, 34, 36, в рукописи из Британского музея из-за утраты последнего листа названо 35 святых): прп. Анастасий из Перистероны (пам. кипр. 17 сент.), мч. и св. воин Константин Ормидийский (пам. кипр. 1 июля), сщмч. Ферапонт (пам. 25 мая; пам. кипр. 14, 26, 27 мая, 26 июня, 14 окт.), прп. Созомен из с. Потамия (пам. кипр. 21 нояб.), прп. Епиктет (пам. кипр. 12 окт.), подвизавшийся близ сел. Казафани (совр. округ Кириния), прп. Иларион Новый (пам. кипр. 21 окт.), прп. Епифаний Хитрский (без дня памяти), преподобные Ираклий, Лаврентий, Елпидий, Христофор, Орест и Димитриан , жившие близ с. Кофину (без дня памяти), прп. Евфимиан (пам. кипр. 14, 20 нояб.), преподобные Варнава и Иларион из Перистероны (пам. кипр. 21 окт.), 4 преподобномученика (или преподобных), называемые Илиофотами (пам. кипр. 13 июля), свт. (?) Курнут , еп. (без дня памяти), свт. (?) Ириник (без дня памяти), прп. Ферапонт , подвизавшийся близ с. Килани (без дня памяти), преподобные Феодосий и Полемий , проживавшие близ Морфу (без дня памяти), прп.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010