А. П. Лопухин. Фотография. 2-я пол. XIX в. Александр Павлович (1.10.1852, с. Митякино Камышинского у. Саратовской губ. (ныне Руднянский р-н Волгоградской обл.) - 22.08.1904, дер. Тюрисевя близ С.-Петербурга (ныне пос. Ушково в черте города)), правосл. богослов, библеист, историк, проф. СПбДА. Л. род. в семье священника Саратовской губ. В 1866 г. окончил Камышинское ДУ, в 1874 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду, поступил на казенное содержание на церковно-историческое отделение СПбДА (ЖЗС СПбДА. 1874. С. 166, 186), но в февр. 1876 г. отказался от казенной стипендии в пользу более бедных однокурсников (Там же. 1876. С. 29-30). По свидетельству его друзей, Л. обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью и добрым, отзывчивым сердцем», а также невероятной энергией и работоспособностью ( Потехин. 1904. С. 7-8). На 3-м курсе Л. написал канд. соч. «О гражданских законах Моисея», удостоившееся похвальной оценки профессора библейской истории Ф. Г. Елеонского (Там же. 1877. С. 237-239), и получил за это сочинение денежную премию (ЖЗС. 1878. С. 202-203); неполностью работа была опубликована в ж. «Христианское чтение». Еще во время учебы Л. начал сотрудничать в академических журналах «Христианское чтение» и «Церковный вестник», не только занимаясь корректорской работой, но и публикуя свои научно-публицистические и литературно-критические статьи (более 100), включая крупный труд о ветхозаветных пророках. Окончил СПбДА в 1878 г. с ученой степенью кандидата богословия, в к-рой был утвержден митр. Исидором (Никольским) 2 июня 1878 г., и с правом защищать магист. диссертацию без дополнительного экзамена (Там же. С. 249). Как знаток англ. языка, он был назначен 7 июня 1879 г. псаломщиком в рус. православную миссионерскую церковь в Нью-Йорке (Там же. С. 30, 181). Л. не только участвовал в издании англоязычного ж. «The Oriental Church Magazine» (Журнал Восточно-Православной Церкви), посвященного преимущественно рус. церковной жизни, но и вел подробные заметки, впосл. ставшие основой комплекса статей, путевых очерков и публичных лекций. Л. старался познакомить рус. читателей с особенностями амер. религ. жизни и духовным опытом амер. народа. По его мнению, Америка - «классическая страна сектантства», ее пример показывает, «к каким результатам может повести господство личного разума в духовно-религиозной жизни, при отсутствии прочных церковных начал» (Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1886. 11/12. С. 621). Невмешательство гос-ва в религию Л. трактовал как одну из форм рационального взаимодействия с церковью, построенную на признании ее независимости (Свобода религиозной совести в Америке. М., 1881).

http://pravenc.ru/text/Лопухина.html

Марьинка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Белокаменная церковь имеет два придела. В 1 пол. XIX в. церковь была расширена, возведена колокольня в стиле ампир. Храм закрыт в 1930-х гг. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (Павелецкое). – М.: Компания Спутник, 2003. С. 35. По преданию, село названо по имени дочери владельца Ивана Хлопова — Марьи, неудачной невесты царя Михаила Федоровича, которую под предлогом неизлечимой болезни сослали вместе с родными в Тобольск. Владения перешли к Бутурлиным как приданое Анны Васильевны Хлоповой, вышедшей замуж за Дмитрия Ивановича Бутурлина. Он в 1748 г. построил ныне существующую белокаменную трехпрестольную церковь в честь Воздвижения Креста Господня (И.Благовещенский указывает, что храм был освящен во имя Святой Троицы с приделами во имя Архангела Михаила и апостолов Петра и Павла). Петр Михайлович Бутурлин возвел большую колокольню, его отец построил сохранившиеся до наших дней оригинальные конный двор и службы. Вероятно, автором проекта конного двора был знаменитый русский зодчий В.И.Баженов. В 1890 г. к церкви был рукоположен студент Московской Духовной семинарии, священник Николай Боголепов. В 1891 г. он построил новое здание церковноприходской школы. К храму села Марьинка был приписан древний деревянный храм села Заворино на берегу реки Северки, возобновленный в 1762 г. при архимандрите Вонифатии, в 1895 г. — реставрирован. По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский простился с полками великого князя Димитрия, шедшими на Куликово поле. В советское время храм Преображения был уничтожен, а храм села Марьинка закрыт и разграблен. Построена в 1748 году тщанием коллежского ассесора Дмитрия Ивановича Бутурлина. В церкви были устроены три придела: центральный, - в честь Воздвижения Креста Господня, правый - в честь Архистратига Михаила, левый - в честь апостолов Петра и Павла. До 1802 года была приписана к Преображенской церкви села Заворина, которая находилась в 1,5 верстах от церкви на запад.

http://sobory.ru/article/?object=04538

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «OSSERVATORE ROMANO» [Итал.- «Римский обозреватель»], ежедневная газета Папского престола. Не является его офиц. печатным органом, имеет собственную издательскую политику. Основана в 1861 г. Выходит ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней (по гос. календарю Ватикана ). Издается на итальянском, а также на др. языках: с 1949 г.- на франц. языке (по четвергам; распространяется в 132 странах мира по подписке), с 1968 г.- на англ. языке (по пятницам; распространяется во всех странах мира, печатается также в США и Индии), с 1969 г.- на испан. языке (по пятницам; распространяется во всех странах мира по подписке, печатается также в Аргентине, Мексике и Перу), с 1970 г.- на португ. языке (по четвергам; распространяется в 136 странах мира по подписке, с 2006 печатается также в Бразилии), с 1971 г.- на нем. языке (с 1986 печатается в Германии), с 1980 г. раз в месяц выходит на польск. языке, с 2009 г. издается в Индии (в шт. Керала) на языке малаялам. Офиц. папские документы публикуются во всех еженедельных изданиях на языке оригинала. В рубрике «Наша информация» газета публикует офиц. коммюнике, сведения о папских аудиенциях и назначениях. С 1949 г. по четвергам выходит еженедельное приложение на итал. языке. Предшественником «O. R.» была католич. газета с тем же названием, основанная в Риме в 1849 г. и выходившая под рук. аббата Франческо Баттелли. В 1852 г. ее закрыли по требованию министра иностранных дел Савойской монархии Массимо Тапарелли, маркиза д " Адзельо, из-за публикаций, показавшихся оскорбительными членам королевского дома. Появление в 1-й пол. XIX в. католич. прессы не было случайным явлением: во мн. европ. странах католич. газеты и журналы служили противовесом светской прессе, имевшей антиклерикальную направленность. «O. R.» основали на частные средства адвокат Н. Дзанкини и журналист Дж. Бастиа. Их инициатива поддержана министром внутренних дел Папского гос-ва Маркантонио Пачелли, к-рый сначала предлагал назвать газ. «L " Amico della Verità» (итал.- «Друг истины»). Целью нового католического издания было «опровержение широко распространившейся клеветы на Римского понтифика». Первый номер «O. R.» вышел 1 июля 1861 г., спустя несколько месяцев после создания объединенного Итальянского королевства (17 марта 1861). Газета имела подзаголовок «Политико-религиозная газета», в 1862 г. к нему добавили 2 эпиграфа: «Unicuique suum» (лат.- «Каждому свое») и «Non praevalebunt» (лат.- «Не одолеют» (имеется в виду цитата: «...и Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата Ада не одолеют ее» - Мф 16. 18)).

http://pravenc.ru/text/2581649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАШИНСКИЙ (Кожин Василий Ананьевич; † ок. 1419-1421, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина), св. прав. (пам. 1 июня), отец прп. Макария Калязинского . Принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике (см. Патерик Иосифо-Волоколамский ) именует прп. Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником прп. Макария. С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки. Краткие сведения о В. К. содержатся в житии прп. Макария Калязинского и биографической заметке о преподобном, написанной со слов его родственницы - мон. Евфросинии. В семье В. К. и его супруги св. Ирины Кашинской было 4 детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Александр продолжил род Кожиных. Сохранилась жалованная купчая грамота тверского вел. кн. Бориса Александровича на проданное Александру Кожину с. Настасово «с другими сельцами и пустошами». Племянник прп. Макария - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским вел. кн. тверского Михаила Борисовича. Григорий (в иночестве Геннадий) являлся архимандритом тверского Отроча мон-ря, в 1461-1477 гг.- Тверским епископом. Ксения вышла замуж за Ивана Гавренева, угличского землевладельца; их сын Павел принял монашеский постриг, стал известен как прп. Паисий Угличский . Ок. 1420 г. Матвей Кожин удалился в мон-рь, через год или незадолго до 1420 г. скончались его родители. Ежегодно 1 июня прп. Макарий приходил в родное село и служил панихиду по родителям. После преставления преподобного игумены Калязинского мон-ря, выполняя его «уложение», совершали в этот день крестный ход в Кожино. В 1610 г. обитель была разорена поляками (см. ст. Смутное время ). Игум. Антоний, восстановивший мон-рь, хотел прекратить совершение панихид по родителям прп. Макария, но Иван Васильевич Кожин, потомок В. К., обратился к Патриарху Филарету (Романову) , и Патриарх специальной грамотой повелел «служити архимандриту панихиду и литургию в селе Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» ( Лебедев. С. 131). Совершение панихид возобновилось в 1632 г., спустя какое-то время прекратилось и вновь возобновилось во 2-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/150809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛЬТИСОН Гольтисон Михаил Александрович [до перехода в Православие Михель Хацкельвич] (16.10.1870 - 15.02.1914, С.-Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9-летнего возраста в течение 16 лет пел в с.-петербургской синагоге. В 1894 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию в класс пения проф. С. И. Габеля. В 90-х гг. увлекся правосл. церковным пением. Вместе с другом, воспитанником Придворной певческой капеллы и буд. регентом народного хора при Троицкой ц. в С.-Петербурге И. А. Смолиным, начал знакомиться с певч. лит-рой, затем перешел к серьезному изучению правосл. богослужебного пения под наблюдением Ю. К. Арнольда . Г. принимал участие в службах консерваторского церковного хора в качестве регента-репетитора, в эти же годы стал регентом хора в Александровской общине сестер милосердия Красного Креста. По окончании консерватории в 1901 г. по классу пения (посещал также занятия класса теории композиции проф. Н. Ф. Соловьёва) Г. пел 2 года в одном из частных оперных театров С.-Петербурга, но главным в карьере певца стало участие в вокальных квартетах, смешанном (1901-1910) и мужском (1902-1914), причем последним он сам руководил. Г. часто совершал гастрольные поездки по городам России, участвовал в различных концертах в столице, приглашался на записи компанией «Граммофон». Из церковных песнопений Г. опубликовал с июля 1901 (дата выхода 1-го песнопения «Верую») по нояб. 1913 г. (дата выхода последнего песнопения «Да исправится молитва моя» 2) Литургию свт. Иоанна Златоуста (заупокойную) и 53 духовно-муз. сочинения. Являясь сотрудником ж. «Музыка и пение», Г. занимался подготовкой и изданием наследия композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. и найденных им, в частности в сев. мон-рях, новых материалов. Под ред. Г. опубликованы произведения А. Л. Веделя , С. А. Дегтярёва , Дж. Сарти , прот. Петра Турчанинова , архим. Феофана (Александрова) , свящ. Василия Старорусского , А. П. Есаулова , П. J. Кочановского и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/165329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРЕЕВ Поликарп Миронович (ок. 1876, с. Ольховец Елецкого у. Орловской губ. (ныне Лебедянского р-на Липецкой обл.) - 10.04.1952, Ленинград), издатель духовно-музыкальных сочинений. Биографических сведений о К. сохранилось немного. С детских лет пел в сельском церковном хоре. Подростком отправился в С.-Петербург, надеясь приобрести к.-л. специальность. Летом 1907 г. опыт певчего помог ему поступить в С.-Петербургский митрополичий хор в партию басов (регент И. Я. Тёрнов ). К. занялся изучением хранившихся в б-ке хора рукописных партитур, партий и сборников церковной музыки - от произведений композиторов 2-й пол. XVIII в. до сочинений М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова . К. также заинтересовали местные напевы и мелодии, отражавшие певч. традиции разных регионов России. К. собирал материал в нотных б-ках мон-рей, соборов и церквей. Интерес К. к наследию прошлого определил содержание изданных им сборников. В 1911 г. вышла 1-я серия сборников К. в 4 выпусках, имевшая заголовок «Духовно-музыкальная хрестоматия». В 1912-1918 гг. была издана 2-я серия в 28 выпусках с названием «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов». К. составлял сборники, а в качестве редакторов и аранжировщиков приглашал опытных с.-петербургских духовных композиторов и регентов. Редактором 1-й серии был М. А. Лагунов , помощник регента С.-Петербургского митрополичьего хора, в работе над 2-й серией принимали участие Е. С. Азеев , Н. Д. Лебедев , прот. сщмч. Георгий Извеков , С. В. Панченко , В. А. Фатеев (см. в ст. Фатеевы ), И. Г. Ельцов , А. Е. Туренков . Партитуры гравировались и печатались акционерным об-вом «Самообразование» в нотопечатне «Энергия», большая часть выпусков была переиздана. Сборники были адресованы смешанным, 3- или 4-голосным муж., жен. или детским хорам. Певч. материал распределялся по литургическому принципу и в зависимости от состава хора. Основу сборников составили сочинения авторов XVIII-XIX вв., к ним были добавлены обиходные местные напевы и отдельные произведения совр. композиторов (в т. ч. редакторов).

http://pravenc.ru/text/1840159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Ф. Калашников. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в. Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в., г. Николаевск Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии . Биографические данные о К. отрывочны. В нач. ХХ в. жил в Киеве. Место рождения К. известно из записи в рукописном Октае, выполненном им в 1905 г. в Киеве (ЕИХМ. 7139. Кн. 253; см.: Юхименко. 2008), и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской ц. и в это время имел семью с 8 малолетними детьми (Тернистый путь. 1915. С. 755, 757, 759). Это последнее обстоятельство и участие К. в первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время. В нач. ХХ в. К. занимался переписыванием книг, гл. обр. богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого Октая 1905 г. известна каллиграфически образцовая рукопись Обедницы (1904), сохранившаяся в книжнице киевской Успенской ц. (на ее основе было выпущено одноименное печатное издание 1909 г.; см.: Таранец. 2007. С. 171). После издания Указа о веротерпимости (1905) старообрядцы смогли легализовать адм. деятельность и богослужение, печатать певч. книги, историческую лит-ру, периодику и т. д. К. учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909) и «Старообрядческая мысль» (с 1910; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу ( Починская). К. принял решение издавать старообрядческие певч. книги, поскольку их 1-е печатное издание, осуществленное ОЛДП на средства А. И. Морозова (Круг церковного пения. СПб., 1884. 6 вып.; т. н. морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нем были изложены в сокращении (Тернистый путь. 1915. С. 751). К. планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) Октае и в Ирмосах. Для составления оригиналов изданий К. избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской ц.: «...прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1319935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ [Греч. Μεθδιος] (28.11.1771, о-в Наксос - 24.06.1850, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 13 мая 1823). В 1-й пол. XIX в. Антиохийская Православная Церковь (АПЦ) пребывала в полной зависимости от К-польского Патриархата. Антиохийские патриархи избирались решением К-польского Синода из среды греч. клира и, пребывая на Патриаршестве, продолжали сохранять тесные связи с Фанаром - все это наглядно проявилось в церковной карьере М. Сын священника, М. получил начальное образование под рук. своего покровителя митр. Неофита Паронаксийского. В 1788 г. принял сан диакона, в 1793 г.- иерея, позже стал архимандритом. В 1811 г., после кончины митр. Неофита, отклонил предложение занять его место и переехал в К-поль, где стал протосинкеллом Кесарийского митр. Филофея. Поскольку Кесарийский митрополит как один из первенствующих членов Синода (геронтов) постоянно пребывал в столице, М. управлял делами его епархии. В июне 1814 г. он был возведен в сан митрополита Анкирского, после чего остался в К-поле, где участвовал в работе Синода, надзирал за казной Патриархии, храмами и школами, расположенными в столице и ее предместье Катастенон. С началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829) более 80 православных иерархов подверглись самосуду мусульман и были убиты, но М. избежал этой участи. В 1823 г., после кончины Антиохийского патриарха Серафима , К-польский Синод поднял вопрос о замещении вдовствующего престола. Ввиду жестоких гонений и поборов, к-рым подвергалась АПЦ в годы Греческого восстания, все предложенные кандидаты отказались от Патриаршества. По словам К. М. Базили, только увещевания Синода и угрозы церковных наказаний заставили М. согласиться возглавить АПЦ в столь тяжелое время ( Базили. 2007. С. 511). Впрочем, сам патриарх в беседе с архим. Порфирием (Успенским) говорил, что вступил на престол по своему желанию ( Порфирий (Успенский). 1894. Т. 1. С. 263).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Альбер Камю в Париже. Фотография И. Бидерманаса. 1952 г. [франц. Camus] Альбер (7.11.1913, Мондови, ныне Дреан, Алжир - 4.01.1960, окрестности Вильблевена, Франция), франц. писатель и драматург, публицист, философ, общественный деятель; ведущий представитель франц. экзистенциализма ; лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1957). Жизнь и сочинения К. происходил из семьи французов, переселившихся в Сев. Алжир в 1-й пол. XIX в.; предки К. по линии отца, Люсьена Огюста Камю (1885-1914), были выходцами из Бордо и Юж. Франции; предки по линии матери, Катрины Сентес (1882-1960), были уроженцами испан. о-ва Мальорка (см.: Lottman. 1997. P. 9-13). Вскоре после рождения К. его отец был призван на военную службу; он получил тяжелые ранения в битве на Марне (5-12 сент. 1914) и скончался в военном госпитале 11 окт. 1914 г. Т. о., К. знал отца лишь по семейным воспоминаниям; тема отсутствующего отца прослеживается во мн. сочинениях К. вплоть до его последнего, неоконченного романа «Первый человек» (подробнее см.: Sarocchi J. Albert Camus et la recherche du père. Lille, 1979). Детские годы (1915-1924) После смерти отца К. жил с бабушкой, матерью, ее братом и со своим старшим братом, Люсьеном Камю (1910-1983), в небольшой трехкомнатной квартире в рабочем квартале г. Алжира - Белькур. Материальные условия жизни были довольно тяжелыми: К. с матерью и братом занимал одну маленькую комнату; в квартире не было ни водопровода, ни электричества. Не менее тягостной была и домашняя обстановка: власть в семье принадлежала бабушке К., строгой и грубой женщине, при необходимости применявшей к внукам физические наказания, хотя по-своему любившей их и требовавшей от них ответной любви (см.: Камю. Ирония//Соч. Т. 1. С. 86). Мать К., после смерти мужа ставшая крайне замкнутой и молчаливой, работала уборщицей и отдавала все свои силы заботе о семье. Во многих сочинениях К. присутствует сложный образ матери, в к-ром горечь от осознания отчужденности между матерью и сыном соединяется с глубоким сыновним уважением и привязанностью к матери, упорно выполняющей свой жизненный долг ( Gay-Crossier.

http://pravenc.ru/text/1470171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНАВЫ АПОСТОЛА ПОСЛАНИЕ [греч. Βαρναβα πιστολ], произведение неизвестного автора (II в.) , адресованное христ. общине. Традиция текста Полный греч. текст В. а. П. сохранился в 2 рукописях, обнаруженных во 2-й пол. XIX в.: в Синайском кодексе Библии, IV в. (S (или a ) - послание следует за текстом НЗ и предшествует отрывку из Пастыря Ермы ), и в кодексе Hieros. Patr. 54, 1056 г. (H). Еще в 9 греч. рукописях, имеющих общий архетип - Vat. gr. 859, XI/XIII в. (G - текст В. а. П., начинающийся со слов «τν λαν τν καινν» (5. 7), непосредственно примыкает к Посланию к Филиппийцам сщмч. Поликарпа Смирнского, обрывающемуся на полуфразе). Лат. версия, сохранившаяся в петербургской рукописи Х в. из Корби, Сев. Франция (L - первые 17 глав), вероятно, восходит к более древнему переводу III в. К нему близок греч. папирусный фрагмент PSI VII 757, IV/V в. (P - 9. 1-6, с пропусками). О сир. версии см. статью А. Баумштарка (Oriens Chr. 1912. Bd. 2. S. 235-240). Ценность рукописи S признается вне всякого сомнения. Рукопись H родственна с S. Архетип семейства G, вероятно, родствен с лат. версией L. Последняя, в свою очередь, обнаруживает значительную близость к P, что дает основания предположить древность чтений, предложенных в L, и не позволяет отвергать их без критического анализа. Древнейшее свидетельство о В. а. П. принадлежит Клименту Александрийскому (III в.) ( Clem. Alex. Strom. II 6-20; V 8-10), к-рый приводит из него избранные места, посвященные аллегорическому пониманию Свящ. Писания (напр., Clem. Alex. Strom. II 18; V 10). Согласно Евсевию Кесарийскому , Климент был склонен признавать автором послания ап. Варнаву, упоминаемого в Деяниях святых апостолов и в Послании к Галатам (2. 1, 9, 13). Евсевий помещает В. а. П. то среди спорных, то среди неподлинных писаний ( Euseb. Hist. eccl. VI 13. 6; 14. 1; ср.: III 25. 4). Характерно, что он называет неподлинным и Послание к Евреям, авторство к-рого Тертуллиан (нач. III в.) приписывал ап. Варнаве ( Tertull. De pudic. 20).

http://pravenc.ru/text/Варнавы апостола ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010