Свт. Григорий Богослов. Икона из Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. Дионисий и мастерская. 90-е гг. XV в. (?) или 1502-1503 гг. (ГРМ) Свт. Григорий Богослов. Икона из Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. Дионисий и мастерская. 90-е гг. XV в. (?) или 1502-1503 гг. (ГРМ) В кон. XI в. в монументальной живописи появилась алтарная композиция «Служба св. отцов» (или «Поклонение Жертве»). На начальном этапе ее формирования только святители Василий Великий и Иоанн Златоуст представлены в 3/4-ном повороте, в рост, со свитками в руках, тогда как образы др. святителей, в т. ч. Г. Б., сохраняли фронтальное положение, в руках изображалось Евангелие (напр., в ц. Богородицы Елеусы в Велюсе, ок. 1080). С окончательным сложением композиции, в к-рой все святители, изображенные в 1-м регистре декорации центральной апсиды, включены в литургическое действо, образ Г. Б. устойчиво встречается в 4-фигурном изводе: в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164; самое раннее изображение с развернутыми свитками с текстами евхаристических молитв); в ряде росписей XIV в.: в парекклисионе св. Евфимия в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.), в церквах св. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), св. Таксиархов (Чиноначальников; 1359) и св. Афанасия «ту Музаки» (1384-1385) в Кастории (Греция), Богородицы Перивлепты в Мистре (2-я пол. XIV в.) - везде в полиставрии, и др. Об определенном месте изображения Г. Б. в святительском чине (за образом свт. Василия Великого, как правило слева от центра апсиды; встречаются исключения, напр., в ц. Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, Грузия - за свт. Иоанном Златоустом, слева) можно говорить после установления в Византии в 1084 г. праздника Трех святителей, разрешившем споры о мере достоинств пред престолом Всевышнего Василия Великого, Иоанна Златоуста и Г. Б. С учреждением праздника связано создание отдельного извода, где 3 святителя изображены вместе фронтально в рост (напр., на миниатюре «Три святителя» из Псалтири из Ватопедского мон-ря на Афоне (Vatop.

http://pravenc.ru/text/166811.html

С. 48-57); на иконе из московского Сретенского монастыря (сер. XVII в., ЦМиАР) - на обеих в предстоянии образу Божией Матери «Знамение»; на иконах той же иконографии, но в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте (2-я пол. XVII в., ГММК) или Св. Троице (новозаветной) (2-я пол. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); поздний вариант иконографии представлен, напр., на иконе из фамильной часовни-усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых, находилась над могилой М. Ю. Лермонтова (1-я пол. XIX в., Музей-заповедник «Тарханы»). Иногда программа икон, связанных с царственными особами, расширялась, как, напр., на иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле, с избранными святыми» (2-я пол. XVII в., СИХМ) - фигуры прп. Алексия и М. Е., подчеркивая парность одинаковым жестом сложенных крестообразно на груди рук, показаны в 1-м ряду, они фланкируют образы 5 святых; на иконе «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Св. Троице (новозаветной)» (2-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ) и на сходной с ней по программе иконке из черного глинистого сланца (ГРМ. ДР/КАМ 126) - вверху Св. Троица (ветхозаветная), в среднем ряду - 3-фигурный Деисус, в состав к-рого введен свт. Алексий, в нижнем - М. Е., прп. Алексий и прп. Сергий Радонежский (см.: Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в слав. рецензии визант. культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 116 - предложена датировка после сер. XV в.). Вместе с творцом Покаянного канона свт. Андреем Критским М. Е. представлена на иконах, создаваемых в т. ч. как аналойные образы 1-й седмицы и четверга 5-й седмицы Великого поста: напр., на иконе из Воскресенского Кириллова Новоезерского монастыря на о-ве Красном (2-я пол. XVII в., ЧерМо, см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 62. Ил. 64) - предстоят образу Божией Матери «Знамение». Образы свт. Андрея Критского и М. Е. есть на иконе, написанной Симоном Ушаковым для деревянной соборной Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

В миниатюрах Физиолога из Евангелической школы в Смирне (B 8. Pl. 70, 3-я четв. XI в.) А. В. изображен во время проповеди; в рукописи гомилий свт. Григория Богослова (ГИМ. Греч. 61. Л. 181, 3-я четв. XI в.; Paris. gr. 543. fol. 260v) - композиция «Успение Афанасия Великого». Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции: в житийном цикле свт. Кирилла Александрийского в Кирилловской ц. в Киеве, 2-я пол. XII в.; в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с деисусом и избранными святыми», кон. XIV в. (ГТГ); в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «святые Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец», XV в. (НГОМЗ), на минейной иконе на январь 1-й пол. XVI в. (ГРМ), на дробнице на епитрахили 1546 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ), на единоличных иконах 1-й пол.- сер. XVI в. (ЦАК МДА) - в рост, и сер.- 2-й пол. XVI в. (ГИМ) - поясной образ, на левом столбике царских врат 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - изображен в саккосе; на дробнице кон. XVI в. на окладе для иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублева из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ) - вкладе царей Бориса Годунова, Михаила Романова; на минейных иконах на январь и май кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе А. В. из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске, ок. 1606 г., строгановской мастерской (ГТГ); на иконе кон. XVII в. из иконостаса ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (ГИМ) - оплечное изображение. Лит.: Ерминия ДФ. С. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94; Stransky A. Les ruines de l " eglise de St. Nicolas de Melnic//Atti del V Congresso intern. di studi bizantini. R., 1940. Vol. 2. P. 422-427; Менолог. С. 194-195, 204-205; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийского в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 52-60; Pelekanidis S. , Chatzidakis M. Kastoria. Athena, 1985. P. 68, 95; Jolivet-L é vy C. Les Églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. S. 103, 138, 203, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 270, 299.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Евангелисты в Симоновском Евангелии (РГБ. Рум. 105, 1270 г., писец Георгий по заказу Симона, инока Юрьева мон-ря) имеют много общего с краснофонными новгородскими иконами 2-й пол. XIII в.- «Спас на престоле, с избранными святыми на полях» (ГТГ), «Св. Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (ГРМ). Святые изображены во весь рост также в Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124 - святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, венчаемые Христом) и в Соловецком Служебнике - благословляющий свт. Иоанн Златоуст (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об.). В Лобковском Прологе (ГИМ. Хлуд. 187. Л. 1, 1262 (или 1282) г.) на заставке воспроизведена композиция, близкая к композиции 2-сторонней иконы 2-й пол. XII в. «Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту» (ГТГ). Традиционным для Новгорода становится обращение к византийским и южнославянским источникам при создании рукописного орнамента, который нередко синтезирует языческие и христ. формы. Книжное искусство вновь развивалось с XIV в. в связи с активным строительством новых церквей во 2-й пол. столетия. В Хлудовской (Симоновской) Псалтири (ГИМ. Хлуд. 3, кон. XIII - нач. XIV в. или 1-я четв. XIV в.) основная часть миниатюр выполнена в традициях XIII в.: с характерными укороченными фигурами, отчетливым контуром, резкой экспрессией лиц и декоративной яркостью цвета. В ту же рукопись вшита миниатюра со сценой «Явление Христа женам-мироносицам», образный и стилистический строй которой представляет собой живой отклик на традиции раннепалеологовского искусства. К архаическим чертам данной миниатюры относятся симметричные фигуры жен, плоскостный фон и отсутствие пейзажных и архитектурных элементов. Миниатюры Евангелия-апракос из собрания А. И. Хлудова (ГИМ. Хлуд. 30, сер. XIV в.) с изображениями евангелистов представляют собой пример художественной интерпретации местными мастерами элементов современного им визант. искусства. Крупный масштаб фигур и тяжеловесная монументальность образов сосуществуют с такими особенностями, как передача пространства через развитые архитектурные фоны, особое понимание светового строя, а также интерес к разнообразным ракурсам предметов и фигур.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

11 . Апостол Павел. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 12 . Пророки Даниил, Давид и Соломон. Икона пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г. ГТГ. 13 . Царские врата с изображением Благовещения и двух святителей: Василия Великого и Иоанна Златоуста . Новгород. 1-я пол. или сер. XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 14 . Царские врата с изображением Благовещения, причащения апостолов и четырех евангелистов. Новгород. Нач. XVI в. ГРМ. 15 . Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Псковская икона XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 16 . Рождество Богоматери. Мозаика. XI в. Церковь Успения в Дафни. 17 . Введение во храм. Новгородская (?) икона. Сер. XVI в. ГРМ. 18 . Благовещение. Миниатюра армянского евангелия. Кон. XIV-haч. XV в. Ереван, Матенадаран. 19 . Благовещение. Миниатюра армянского евангелия. 1297 г. Ереван, Матенадаран. 20 . Устюжское Благовещение. Новгородская (?) икона. Кон. XII в. ГТГ. 21 . Благовещение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 22 . Благовещение Иосифу. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекциоиарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон. 23 . Путешествие в Вифлеем. Мозаика. Ок. 1316–1321. Константинополь, Кахрие-Джами. 24 . Рождество Христово. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 25 . Рождество Христово. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 26 . Рождество Христово. Псковская икона XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 27 . Пастухи, ожидающие в полях. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 28 . Поклонение волхвов. Миниатюра из коптского евангелия XII в. Париж, Национальная библиотека. 29 . Сретение. Миниатюра. Могнинское евангелие. Сер. XI в. Ереван, Матенадаран.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Лит.: Martin J. R. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954; Д. Црква у Нови споменик сликарства Моравске Републичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1956. 1. С. 147-155; Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских письма К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 171-198; Д. Jobah Лествичник у buзahmujckoj и cmapoj cpnckoj Београд, 1968; Heppell M. The Rila Manuscripts of the «Lestvica» (Scala Paradisi)//Bsl. 1971. Vol. 32. P. 276-283; Попов Г. В. Дионисий и моск. миниатюра: Иллюстрация «Лествицы» в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. С. 256-286; Г. О портретима у и jeдhoм виду инвеституре владара//ЗЛУ. 1979. С. 151-177; Лихачева В. Д. Болгарская миниатюра 2-й пол. XIV в. с изображением Иоанна Климакса//Българско средновековие: Българско-съветски сб. в чест на 70-годишнината на проф. Ив. Дуйчев. София, 1980. С. 349-353; Саенко Л. П. К истории слав. перевода «Лествицы» Иоанна Синайского//Русско-болг. связи в области книжного дела. М., 1981. С. 51-57; Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски кирилски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 308-325; Рус. искусство XV-XX вв.: Из фондов ГРМ. Л., 1989. С. 25-216. Ил. 3; Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст./ГРМ. Спб., 1993. С. 169. Кат. 376; Платонов В. Г. Иконопись//Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 15. Примеч. 37; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. Кат. 1, 2, 13; Пуцко В. Г. Лествица райская Иоанна Лествичника в ранней старообрядческой иконописи//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы 6-й науч.-практ. конф. М., 2002. С. 293-298; То же//Кижский вестн. Петрозаводск, 2002. 7. С. 148-152; Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 239. P. 383-384; Образы и символы старой веры: [Кат. выст.]. Спб., 2008. Кат. 182; Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. Кат. 1. С. 36-39; Русские иконы в собрании М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 106, 159; Тысяча лет рус. паломничества: [Кат. выст.]/ГИМ. М., 2009. Кат. 651.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

2002. Вып. 6. С. 170-174; она же. Прп. Кирилл Белозерский: Житие в иконе. СПб., 2009; Враская О. Б. Об орнаментации рукописных книг из Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 267-276; Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416; Popova O. Altrussische Buchmalerei 11. bis Anfang 16. Jh. Leningrad, 1984; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988; она же. Мат-лы к истории худож. мастерской Кирилло-Белозерского мон-ря в XVII-XVIII вв.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 157-180; она же. Рус. классический иконостас: Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. М., 2011. 2 т.; Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. Л., 1988; она же. «Успение» из Кирилло-Белозерского мон-ря и проблема традиции в рус. живописи 1-й пол. XV в.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 16-29; она же. Аникиево Евангелие: Малоизв. памятник моск. книжной миниатюры и орнаментики 1-й трети XV в.//Там же. 1997. [Вып.]: Исслед. и атрибуции. С. 171-192; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988; Лелеков Л. А. Истоки архит. декора заволжских мон-рей//ДРИ. 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 320-332; Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//Там же. С. 131-142; Петрова Г. Д. «Похвала Богоматери» с Акафистом из Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. С. 143-156; Тарабукин Н. М. Искусство Севера//Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. С. 319-356; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ: Кат. СПб., 1995; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Орлова М. А. О группе произведений древнерус. серебряного дела кон. XIV - нач. XV в.: (К проблеме генезиса стиля орнамента)//ДРИ. 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 148-170; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Миниатюра из Лицевого жития свт. Николая Чудотворца. 70-е гг. XVI в. (РГБ. Больш. 17. Л. 2 об.) В эту же эпоху, на рубеже XIV и XV вв., на иконах, созданных в ведущих художественных центрах Др. Руси, иллюстрируются чудеса Н., к-рые восходят к греч. событиям, но не имеют изобразительных аналогий в визант. житийных циклах. Помимо Чуда спасения Димитрия от потопления к числу чудес, совершённых в К-поле, относится Чудо о ковре, иллюстрации к-рого известны по росписям Бояны и по неск. рус. житийным иконам Н.: из новгородской Борисоглебской ц. в Плотниках (ок. 1377 (?), ныне в НГОМЗ), из Николо-Угрешского мон-ря (ок. 1380, ныне в ГТГ), из Георгиевской ц. Теребушского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ныне в ГРМ), из Борисоглебской ц. Каргачского погоста, из с. Б. Соли. Это чудо попадает в житийные циклы икон Н., созданных в т. ч. на землях Зап. Руси, напр., в Галиции, где в целом состав клейм остается в течение веков традиционным: икона с 9 клеймами жития из Галиции (возможно, из окрестностей Калуша, XV-XVI вв., ныне в ГРМ). К «местным» чудесам относится прежде всего Чудо о киевском младенце, представленное на иконах, созданных в среднерус. землях, Ростове или Москве, а именно на иконах из Угрешского мон-ря и из Георгиевской ц. Теребушского погоста, а также на иконе с образом в среднике Н. и святителей Леонтия и Исаии Ростовских и житийными клеймами Н. на полях (рубеж XIV и XV вв., ныне в ГТГ) - поясной образ Н. в изображении этого чуда представлен на стене собора Св. Софии в Киеве (см.: Смирнова. 2007. С. 186-195). В новгородских житийных иконах Н. нашел отражение известный еще по греч. сказанию о Чуде от иконы Н. в Африке (XI в.) сюжет с Чудом о половчине: иноверец, поклявшийся у образа Н. в Киеве и не сдержавший слова, был посрамлен явлением ему святителя и выполнил обет. Этот сюжет представлен на иконе из Борисоглебской ц. в Плотниках в 2 клеймах, к-рые располагаются на боковых полях на уровне головы святителя. В новгородской живописи его можно увидеть на иконе (ок.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

рукописей 2-й пол.- кон. XIV в. Фронтиспис (Л. 14 об.) украшен орнаментальной композицией в виде 3-купольной церкви, в центре которой оставлена пустая «ниша», предназначенная для живописно исполненной фигуры или композиции - это были пишущие евангелисты (как в Рогожском Евангелии московской рукописи кон. XIV-XV в.) или царь Давид и пророки (как в новгородской Псалтири Иоанна Грозного ( Вздорнов. 1980. Он же. Феофан Грек: Творческое наследие. М., 1983. С. 261-262)). В виде «плетенки», нанизанной на 2 фигуры, подобные сфинксам, выполнена заставка перед началом «икоса» арх. Михаилу - «творение вселенского патриарха кир Исидора» ( Соловьева. 1984. С. 220-221; Русские мон-ри. 1997. С. 43 (с датой 1408 г.)). В подражание тератологическому орнаменту исполнена единственная заставка пергаменного Канонника 1422 г., написанного иноком Мартинианом (буд. прп. Мартинианом Белозерским) (ГРМ. Др./гр. 14. Л. 6), к-рая представляет собой композицию из плетенок и побегов, окруженную рамкой ( Вздорнов. 1980. Соловьева. 1984. С. 222), но она не похожа на тот искусный «звериный» стиль, к-рый был характерен для Канонника прп. Кирилла 1407 г.; письму того же прп. Мартиниана Белозерского принадлежит Канонник 1-й четв. XV в. (ГИМ. Муз. 1311; см.: Вздорнов. 1980. С. 129 Две заставки Евангелия-тетр (нач. XV в., ГРМ. Др./гр. 12. Л. 94, 227) сохраняют принципы тератологического стиля, но «звериные» мотивы в них заменены растительными; заставка перед Евангелием от Матфея (Там же. Л. 4) выполнена в балканском стиле: белые, с киноварным тонким рисунком, вписанные друг в друга круги по желтому или синему фону; сочетание декоративных элементов в разных стилях И. Д. Соловьёва характеризует как признак переходного периода в искусстве книжной иллюминации ( Соловьева. 1984. С. 222). Об искусстве мастеров-книгописцев, украшавших рукопись хотя бы только киноварными инициалами, свидетельствует рукопись Слов огласительных прп. Феодора Студита (1417, РГБ. Ф. 178. Муз. 8460). Тонкие буквицы многообразны по формам, демонстрируют безграничную фантазию средневек.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

(икона кон. XV - нач. XVI в., ГТГ). Встречается редкий для иконографии Г. атрибут - шлем, к-рый падает с головы святого (икона кон. XV - нач. XVI в., КМРИ) и заменяется небесным мученическим венцом (шитая пелена из Коневецкого мон-ря на Ладожском оз., нач. XVI в., ГРМ). К нач. XVII в. изображение чуда обрастает подробностями: вместо башни, с к-рой на избавление царевны смотрит царь, появляется город с жителями, также наблюдающими за чудом (икона строгановских писем мастера Никифора Савина, 1-я пол. XVII в.); на иконе из Н. Новгорода (кон. XVI - нач. XVII в. «Чудо вмч. Георгия о змии с 9 праздниками», частное собрание, Москва) изображено конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу Г.; на нижнем поле Г. представлен в 3 клеймах, продолжающих сюжет средника: Г., пеший воин, поражает копьем змея в озере, сон Г., беседа с царевной. Для иконографии этого периода характерны различия в деталях: в воинских атрибутах (оружие (копье или меч), к-рым Г. поражает змея), в динамике движения и окрасе коня (помимо традиц. белого встречаются варианты вороного - напр., на новгородской иконе, 2-я пол. XIV в., ГТГ; на иконе из Сев.-Вост. Руси из собрания М. В. Розановой, XIV в., Британский музей, Лондон; на тверской иконе, 2-я пол. XVI в., ГТГ; гнедого - на новгородской иконе, 2-я пол. XVI в., ЦАК МДА). Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Вмч. Георгий Победоносец. Икона из собр. И. С. Остроухова. Новгород. Нач. XV в. (ГТГ) Изображение «Двойного чуда» встречается редко (напр., на костромской иконе «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития» (нач. XVIII в., ЯИАМЗ, клеймо 16)). Причем «Чудо с отроком» имеет особый, отличный от др. извод: пеший Г. передает спасенного отрока отцу-священнику (напр., в клеймах 2 житийных икон XVI в. «Чудо вмч. Георгия о змии» из собрания старообрядческого кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве (клеймо 15) и из Богородице-Рождественского собора в Устюжне (клеймо 14), в 1994 похищена из экспозиции УКМ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010