искусстве неск. интерпретаций, напр.: 2 иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в. и 2-я пол. XVI в.); икона «Похвала Богоматери» из Георгиевской ц. Вологды (посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); икона «Похвала Богоматери» (1-я пол. XVI в., Львовская галерея искусств); икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Кириллова Белозерского мон-ря (сер. XVI в., ГРМ); пелена напрестольная «Похвала Богоматери» (нач. XVII в., ГРМ); икона «София, Премудрость Божия, со сценой преломления хлеба ап. Петром и Похвалой Богоматери» (2-я пол. XVI в., ГММК); 2 иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска - «Похвала Богоматери, с явлением Богоматери апостолам в преломлении хлеба и Софией, Премудростью Божией» (нач. XVII в.) и «Обновление храма Воскресения, с Похвалой Богоматери» (кон. XVI в.; обе - в СИХМ). «Похвала Богоматери» является центральной композицией триптиха со сценами ВЗ и жизни Пресв. Богородицы из собора вмч. Георгия мон-ря Убиси, кон. XIV в. (ГМИГ), изображены в рост 4 пророка с предметами-символами Богоматери в руках - храмом, руном, горой и дверями; ниже написаны сцены «Видение лествицы» и «Неопалимая Купина». На иконе «Богоматерь Неопалимая Купина» кон. XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГМЗК) коленопреклоненный И. стоит перед затворенными вратами храма, с к-рого его благословляет Христос. Редким вариантом иконографии И. является образ «Что Тя наречем» из Николо-Зарядской ц. Мурома (сер. XVII в., МИХМ), где И. в сцене «Рождество Христово» стоит рядом с ложем Девы, держа в руках врата и свиток. Примечательно, что на И. алый хитон в отличие от традиционно голубого. И. изображен рядом с композицией «Сошествием во ад» на визант. шитье «Малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК). Также иллюстрируются видения И. Одним из источников иконографии «Спас в Силах» послужило видение И. на р. Ховар. Самое раннее из подобных изображений - мозаика церкви мон-ря Осиос Давид в Фессалонике (кон. V в.). Подробно передан сюжет видения на иконе из ризницы Соловецкого мон-ря (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Единоличные изображения М. Р. или в паре с прп. Онуфрием Великим могли быть связаны с патрональной программой. На боковом поле чудотворной новгородской иконы Божией Матери «Знамение» ок. 1526 г. появилась фигура М. Р. как небесного покровителя нового новгородского архиерея, архиеп. Макария. Если есть подпись, то в ней святой называется только Макарием. Это дополнение новгородской иконы-святыни было связано не только с молением за восстановление церковного управления в Новгороде, но и с поновлением самой чудотворной иконы, выполненным по воле и с участием архиеп. Макария в 1528 г. (окончание этих работ в Воскресенской летописи датировано 20 окт., см.: ПСРЛ. Т. 8. С. 284). Появившиеся на боковых полях лицевой стороны иконы фигуры избранных святых, в т. ч. пара пустынников, преподобных М. Р. и Онуфрия Великого, составили повторяющуюся деталь икон-списков XVI-XVII вв. Они происходят из различных церквей: икона из собора владимирского Рождественского мон-ря, служившая надгробным образом блгв. кн. Александра Невского (сер. XVI в.; ГВСМЗ); икона 2-й пол. XVI - нач. XVII в. (с живописью XIX в.) из новгородской ц. во имя вмч. Никиты; икона кон. XVI в. из Знаменского придела с.-петербургской Входоиерусалимской ц. (ныне в ГРМ); икона 1-й пол. XVII в. из новгородского Юрьева мон-ря; икона посл. четв. XVII в. из новгородской Благовещенской ц. Парные изображения преподобных М. Р. и Онуфрия встречаются также на иконах избранных святых, подбор к-рых исследователи связывают с поминальной тематикой, как, напр., на небольшой иконе из Каргополя (XVI в., ГРМ). В зап. иконографии не сохранилось изображений М. Р. как обнаженного аскета-пустынника. Если борода святого не имеет характерного вида, опознать образ с именем Макарий становится затруднительно. Согласно памятникам зап. и поствизант. иконографии, львы сопровождали М. Р. (характерная деталь, известная из житий различных пустынников, ср. с иконографией прп. Герасима Иорданского, свт. Иеронима) и похоронили его. Композиции, на к-рых М. Р. окружен львами, известны по циклу анахоретов в росписях Кампосанто в Пизе (30-е гг. XIV в., мастер Буонамико Буффальмакко) и поздним иконам. Этот же выразительный образ нашел отражение в произведениях позднего афонского иконописания, как, напр., на иконе, являвшейся «молением» Нектария иеромонаха, сохранившейся в скиту св. Анны (XVIII в.). Небольшого размера икона-пядница представляет святого в монументальном, почти героическом облике, напоминающем о райской поре первого человека Адама, дававшего имена зверям. Старец, тело которого покрыто длинными волосами и бородой, положил обе руки на головы львов, прижавшихся к земле и поднявших к нему головы (эта сцена напоминает симметричные украшения на фасаде здания или на фронтисписе рукописи). Фигура святого выделяется в недрах черной пещеры, к-рая символизирует близкую кончину убеленного сединами старца, а также суровость его подвига.

http://pravenc.ru/text/2561458.html

В декорации храмов изображения И., как правило, локализованы в куполе и вост. части церкви: в купольной части Палатинской капеллы в Палермо, в ц. Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы, Македония (1085-1093), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Дафни (ок. 1100), в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. Богородицы Евергетиды в монастыре Студеница (1314), в церкви монастыря Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315); в простенках барабана между окнами собора Св. Софии в Вел. Новгороде (1109), ц. Рождества Христова на Красном поле близ Вел. Новгорода (90-е гг. XIV в.); на стенах вимы Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.), кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале; в тимпанах Св. Софии в К-поле (сев. тимпан не сохр.), на склонах алтарных или подпружных арок ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551). Изображение И. включалось в пророческий ряд иконостасов: на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); на иконе «Пророки Моисей и Иезекииль» XVI в. из придела Рождества Пресв. Богородицы Св. Софии в Вел. Новгороде; на иконе «Пророк Иезекииль» из Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.). Особенностью последнего варианта можно считать необычную для XVI в. статичность позы И. Изображение И. входит в многофигурную иконную композицию, где Богоматерь представлена в окружении пророков и святых: на иконе «Богоматерь с Младенцем и с избранными святыми на полях» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (1-я пол. XII в.); на иконе «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки» из Галереи Академии во Флоренции (1-я пол. XV в.); на иконе «Богоматерь с Младенцем и с пророками» (80-90-е гг. XII в., ГЭ); на иконе «Богоматерь с Христом и с пророками» живописца Лонгина 1578 г. (мон-рь Ломница, Сербия: Сковран. 1984. Ил. 27). Композиция «Похвала Богоматери», где в числе др. пророков был изображен И., в кон. XIV-XVI в. получила в рус.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Рождество, крещение, воздержание (отказ от молока матери) святого, приведение его к еп. Ростовскому Прохору и встреча старца-монаха с родителями были представлены в росписи домовой ц. во имя прп. Сергия Радонежского в новгородском Детинце (между 1459 и 1463; см.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 517). На иконах 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского Борисоглебского на Устье мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 20062. С. 204-209. Кат. 57) и 2-й четв.- сер. XVII в. (в окладе XVII в.; из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР) сцены «Рождество Варфоломея» и «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей» решены традиционно. На иконе с 12 клеймами XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. С. 96-97. Ил. 50. Кат. 114) имеется только композиция рождества (М. в темном сине-зеленом плаще), а на иконе с 16 клеймами 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора Варницкого мон-ря под Ростовом (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. С. 304-307. Кат. 86) - композиции рождества и крещения. Имена родителей прп. Сергия в клеймах подписывались редко. В XVII в., после распространения новой редакции Жития прп. Сергия, составленной Симоном (Азарьиным), появились иконы с расширенным количеством сюжетов. К ним можно отнести, напр., поволжскую икону с 30 клеймами кон. XVII в. (ЦМиАР). К. и М. изображены в 4 клеймах верхнего ряда: «Рождество Варфоломея» (М. на одре, К. восседает в арочном проеме), «Крещение Варфоломея», «Приведение старца-монаха в дом родителей» и «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж». В изображении крещения пресв. Михаил с младенцем на руках предрекает его великое будущее родителям, стоящим по др. сторону купели. К. в боярской одежде, он держит в руках белый плат для принятия младенца после совершения таинства. М. в красном плаще и белом головном уборе. В клейме со старцем-монахом родители выходят ему навстречу в таких же одеждах, причем изображены дважды - и стоящими, и коленопреклоненными, что характерно для иконописи этого времени. В композиции «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж» К. и М. с 3 сыновьями и со слугами направляются к воротам города.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

С. 37-87; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23; Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1882. С. 29, 30; Голубинский. Канонизация святых. С. 70, 71, 101, 270; Свято-Троицкий, Александро-Свирский монастырь: Крат. история мон-ря с прил. важнейших док-тов. СПб., 1901; Никодим [ Кононов] , архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Ист. сведения о церк. их почитании)//Олонецкие ЕВ. 1902. 16, 17; 1903. 19; Афанасий, мон. Преподобный Александр Свирский и основанная им обитель: К 400-летию Свирской обители (1506-1906). СПб., 1905; Конкордин А. И. Описание Новгородского Софийского собора. Новгород, 1901, 19062. С. 71, 72; Георгиевский В. Г. Ферапонтов монастырь. СПб., 1911. Прил.: Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. (7053) года. 7; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. П., 1931. М., 1990п. С. 188; Кутилова Е. К истории русской эмали//Сообщ. ГРМ. Л., 1947. 2. С. 46-48; Подобедова О. И. Изобразительные средства миниатюристов Лицевого летописного свода//Ежегодник ИИИ. М., 1960; Смирнова Э. С. Об одном литературном сюжете в живописи конца XVI в.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 365-379; Hommage to St. Alexander of Svir: The Karelian Miracle-Worker. Helsinki, 1966; Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973; он же. Статьи «Александр Свирский» и «Иродион»//СККДР. Вып. 2. Вторая пол. XIV-XVI в. Ч. 1. С. 20-21, 440-442; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера. М., 1977; Вольгин А. Преподобный Александр Свирский//ЖМП. 1978. 8. С. 73-76; НКС. Т. 3: Месяцеслов (Март-август). М., 1979. С. 776-780; Макарий [ Веретенников ] , игум. Преподобный Александр Свирский «новый чудотворец» - русский подвижник XVI века: К 450-летию со дня кончины//БТ. 1982. Сб. 23. С. 321-336; он же. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский//Альфа и Омега. М., 1995. 1 (4). С. 135-144; Климентьев А. К. Служба преподобному Александру Свирскому - памятник русской гимнографии XVI в.//Православный путь.

http://pravenc.ru/text/64396.html

В рус. традиции сюжеты Ж. и. черпались также из текстов Палеи Толковой, различных исторических сочинений, а циклы свт. Николая Чудотворца пополнялись «русскими» чудесами. Вероятно, Ж. и. создавались в Др. Руси уже в домонг. период, но до настоящего времени не сохранились. Пример самых ранних изображений эпизодов из Житий святых есть в монументальной живописи: в росписи 4 приделов Софийского собора в Киеве (ок. сер. XI в.) представлены протоевангельский цикл, описывающий Житие Богоматери, сцены из Житий апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца и из деяний арх. Михаила. Мастера Киевской Руси использовали визант. иконографические образцы, создавая иконы отечественных святых, прежде всего первых канонизированных на Руси - князей Бориса и Глеба. Наличие Жития даже весьма почитаемого святого не всегда становилось залогом распространения его Ж. и.: напр., иконы с клеймами Жития святых Бориса и Глеба встречаются довольно часто, тогда как Ж. и. прп. Феодосия Печерского чрезвычайно редки и появляются в позднее время (напр., икона рубежа XVII и XVIII вв., ГМИР - см.: Комашко, Саенкова. 2007. С. 276-277). Свт. Спиридон Тримифунтский и избранные святые, с житием свт. Спиридона. Икона. 2-я пол. XVIII в. Иконописец С. Сперанцас (Византийский музей, Афины) Свт. Спиридон Тримифунтский и избранные святые, с житием свт. Спиридона. Икона. 2-я пол. XVIII в. Иконописец С. Сперанцас (Византийский музей, Афины) Древнейшей дошедшей до наших дней рус. Ж. и. является образ «Прор. Илия в пустыне, с житием и Деисусом» из ц. прор. Илии в дер. Выбуты близ Пскова (2-я пол. XIII в., ГТГ). XIV в. датируется целый пласт житийных памятников, среди которых преобладают Ж. и. свт. Николая Мирликийского: из с. Виделебья (1337, ГРМ); из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ); из погоста Озерёво (1-я пол. XIV в., ГРМ); из Успенского собора Рязани (XIV в., РИАМЗ); из собрания А. В. Морозова (XIV в., ГТГ); из с. Павлова близ Ростова (2-я пол. XIV в., ГТГ); «Св. Николай Зарайский, с житием» (3-я четв. XIV в., из собрания В. А. Логвиненко); из Введенской ц. в Ростове (кон. XIV в., ГТГ); из собора ап. Иоанна Богослова в Коломне (кон. XIV в., ГТГ); из Николо-Угрешского мон-ря (кон. XIV в., ГТГ); из собрания Н. И. Репникова (кон. XIV в., ГРМ). Уже ранние рус. Ж. и. свт. Николая отличаются по композиции средника (полуфигурное или ростовое изображение) и по составу сюжетов в клеймах от визант. памятников. Возможно, это связано с тем, что иконописцы варьировали различные фрагменты уже известных и чтимых образов святого.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Произведения патриарха Филофея, переведенные на славянский язык 66 I. Гимны 1. Каноны во время бездождия а) Богородице. Акростих: Εχας τν αχμν λδσον μων, Κυρα. В богородичных: Φιλθου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 14–16, 58–60. Последование, певаемо к богородици о бездождии. Творение Филофеа, патриарха Константинаграда. Переведен же бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора недостойнаго, рекше и первопрезвитера («В печалех, владычице, помощницу, избавление в бедах...»). –1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 149 об.–155; 2) ГИМ, Синод., 503 (774), Сборник канонов и молитв, XVI в., лл. 22–36; 3) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 75; 4) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 254–257; 5) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 28–34 об.; 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 441, Канонник, XVII в., лл. 406–420. б) Иисусу Христу и его матери. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери, певаем в бездождие. Творение кир Филофея патриарха («Отверзавши десницу...»). – 1) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 16–22; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 140 об.–145. 2. Канон в общей нужде. Акростих: Κοινς δεσεις, Χριστ, αν δολων δχου. В богородичных: Φιλθεου. – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), XIV в., лл. 12–14. Канон молебен господу нашему Иисусу Христу, певаем в общий нужди и о бездождие, и о неблагорастворение времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьское. Ему же краегранесие: Обща молбы, Христе, твоих раб приими. В богородичных же: Филофеово. Глас шестой («Обще положим рыдание ныне, брате...). – 1) ГБЛ, ТСЛ (ф. 304), 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 217 об.–220 об.; 2) ГРМ, гр./др., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 320–328; 3) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., лл. 240–243; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 97 об.–104 (Канон молебен ко господу Иисусу Христу, певаем во опщих напастех, в бездождие и ке в благорастворение времен, и в противление ветром, и в нашествие варварьское); 5) ГБЛ, МДА (ф. 173), 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–281 (Канон молебен к господу нашему Иисусу Христу, певаем в опщих напастех, в сушу и глад, и в тяжесть, и в съпротивление ветром, и в нашествие варварьское); 6) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 590, Богослужебный сборник, кон. XVI в., лл. 173–175 об.; 7) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 471, Канонник, XVIII–XIX вв., лл. 124–127; 8) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 499, отдельный список в 16 лл., XIX в.; 9) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., лл. 217–224 об.; 10) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., л. 43; Требник Петра Могилы . Киев, 1646, ч. III, стр. 248–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ) Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ) в г. Вел. Устюг Вологодской обл. Основан, по-видимому, в 1276 г. О существовании мон-ря во 2-й пол. XIII в. свидетельствуют происходящие из него памятники: храмовая икона «Собор архангела Михаила» (кон. XIII в., ныне в собр. ГРМ) и обнаруженная в 1846 г. П. И. Савваитовым в замурованной монастырской келье Служебная Минея XIII в. (см.: Вздорнов. Кат. 11). В РГБ сохранились 2 фрагмента Минеи: Q. п. I. 53 (СК XI-XIII. 278) и Унд. 968 (СК XIV. Вып. 1. Прилож. 2. 39), на одном имеется запись Григория, «стяжавшего книгы сия святому архангелу Михаилу в монастырь в век». С кон. XVII в. появляются противоречивые летописные свидетельства об основании мон-ря. В 1-й редакции Устюжского летописца 1681 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 108) основателем обители назван прп. Киприан Устюжский , современник блж. Прокопия Устюжского († 1303). Во 2-й редакции Устюжского летописца 1746 г. (Там же. С. 110) впервые приведены даты основания В. м.- 1216 г. и кончины прп. Киприана - 29 сент. 1293 г. В Летописце священника устюжского Успенского собора Л. Вологодина 1765-1767 гг. (Там же. С. 8-14, 129) рассказывается, что прп. Киприан в 1212 г. поселился в келье за стеной Устюга «при семи езерах». Когда собралась братия, «по желанию и усердию» горожан началось строительство мон-ря, игуменом к-рого прп. Киприан оставался до своей кончины, последовавшей 29 сент. 1276 г. Л. В. Мошкова и А. А. Турилов предложили др. датировки основания мон-ря - 1276 г.- и кончины его основателя - 29 сент. 1296 г.- с учетом расхождений, имеющихся в летописных датах смерти прп. Киприана, и возможных ошибок в передаче писцами кириллической цифири ( Мошкова, Турилов. С. 53-54). Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в. Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в. Согласно Летописцу Вологодина, жители Устюга «многая от иждивений своих» вкладывали в обитель, в XIII в. были построены деревянные Введенская ц. и храм арх. Михаила, неск. иноческих келий, ограда. В XIII - 1-й пол. XVI в. В. м. входил в систему обороны города, являясь передовым форпостом на его сев. окраине; неоднократно подвергался нападениям вятчан, казанских татар и черемис. В XV в. на вост. стороне мон-ря были поставлены входные ворота, над ними башня с бойницами в 3 ряда. При архим. Герасиме I вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал В. м. несудимую грамоту (8 сент. 1510), впосл. неоднократно подтверждавшуюся рус. правителями.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Идентификация В. и А. с известными историческими лицами возможна лишь предположительно; достоверно известно, что в XVII - 1-й пол. XVIII в. они местно почитались в Ржеве. Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209) Святые кн. Владимир и кнг. Агриппина ржевские. Прорись с иконы XVII в. (ГРМ, ПМ-4209) Начиная по крайней мере с 30-х гг. XIV в., возможно и несколько ранее, Ржева находилась под властью Литовского великого княжества ; о сидевших здесь в это время князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х гг. XIV в. область принадлежала Московскому княжеству, в 1389 г. на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел. Среди ржевских князей долитов. периода, происходивших из смоленской ветви древнерус. княжеского семейства (потомков блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича ), действительно находим одного Владимира, к-рый был, судя по всему, 1-м ржевским князем, родоначальником ржевской линии смоленских князей. Это Владимир Мстиславич, 2-й сын торопецкого блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго (1178-1180), умершего на новгородском столе. Св. кн. Владимира Ржевского с кн. Владимиром Мстиславичем отождествляли Е. Е. Голубинский и архиеп. Димитрий (Самбикин) . В летописях Владимир Мстиславич впервые упоминается в 1180 г., когда умирающий отец поручил его братьям Рюрику и Давыду Ростиславичам (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 609). В Крещении князь, возможно, имел имя Флор или Лавр (если верна предположительная атрибуция В. Л. Яниным буллы с изображением св. Феодора на одной стороне и святых Флора и Лавра на другой как печати Владимира Мстиславича). В 1208 г., будучи князем псковским, Владимир Мстиславич участвовал в отражении литов. набега на Новгород. В 1209 г. был посажен своим старшим братом - новгородским кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным в Вел. Луках, сохранив за собой Псков.

http://pravenc.ru/text/159124.html

Николай Чудотворец и ап. Филипп» из дер. Телятниково близ погоста Кижи в Республике Карелия (ГТГ), «Свт. Николай Чудотворец» из дер. Перёдки Боровичского р-на Новгородской обл. (1-я пол. XIV в., ГЭ), икона Божией Матери «Одигитрия» из погоста Любони Боровичского р-на (кон. XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» из Тихвина (кон. XIV в., ГРМ), «Отечество, с избранными святыми» (из собрания М. П. Боткина, кон. XIV в., ГТГ)). Написанные для Софийского собора большие иконы «Похвала Богоматери» и «Предста Царица» («Христос Великий Архиерей») (обе 80-90-е гг. XIV в., ГММК) имеют прямые аналогии в балканской живописи кон. XIV в. и связываются с работой приезжих мастеров. Однако внушительный масштаб иконных досок наводит на мысль о том, что иконы могли быть созданы в самом Новгороде. К работе балканских художников относят также икону «Покров Пресв. Богородицы» из Зверина мон-ря (ок. 1399, НГОМЗ), близкую по стилю к росписям в ц. Рождества Христова на Красном поле - ранний пример особого варианта этой сцены с иконографической особенностью: покров-плат держат ангелы, а не Пресв. Богородица, как на иконах из др. областей Др. Руси. В иконописи сильнее, чем во фресковой живописи проявлялись местные особенности. В иконах архаизирующего направления сохранилась приверженность к художественному наследию XIII в. В клеймах житийной иконы свт. Николая Чудотворца из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ) фигуры напоминают святителей на вставной миниатюре Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124, 2-я пол. XIII в.), а на иконе из дер. Телятниково - миниатюры Соловецкого Служебника (РНБ. Солов. 1017. Л. 20 об., XIII в.). В иллюстрациях Хлудовской Псалтири можно найти параллели из круга архаизирующих икон (ГИМ. Хлуд. 3). Местная традиция проявляла себя в замкнутых, внутренне неподвижных образах, в упрощенном рисунке, декоративно-локальном цвете, плоскостной композиции и обилии надписей: иконы «Чудо Георгия о змие» (нач. XIV в., ГРМ), «Свт. Николай Чудотворец в житии» из с. Озерёва Бокситогорского р-на Ленинградской обл.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010