4 октября – Собор Новгородских святителей (в день памяти святого благоверного князя Владимира Новгородского, †1052). Начало общей панихидной памяти было положено в 1439 году. Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI – XVII вв. Список имён – Минея Октябрь. М., 1980. С. 835 (см. также 10 февраля). 4 октября – Собор Казанских святых (в день обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского – 1595). Установлен в 1984 году по благословению Патриарха Пимена при епископе Казанском и Марийском Пантелеимоне. Список имён предполагается опубликовать в Минее дополнительной. 5 октября – Собор Московских святителей Петра (†1326), Алексия (†1378), Ионы (†1461), Филиппа (†1569) и Ермогена (†1612). Установлен Патриархом Иовом 5 октября 1596 года, впоследствии внесены имена святых Филиппа (1875) и Ермогена (1913 1 ; службу составил князь Симеон Шаховской, автор XVII века. 10 октября – Собор Волынских святых (в день святителя Амфилохия, епископа Владимира Волынского, †1122). Установлен в 1831 году. Тропари и кондаки написаны протоиереем А. Хойнацким . Список имён – Минея Октябрь. С. 259–261, 836. 23 января – Собор Костромских святых (в день памяти преподобного Геннадия Костромского, †1565). Установлен в 1981 г. по благословению Патриарха Пимена при архиепископе Костромском и Галичском КассианСм. ЖМП (Журнал Московской Патриархии). 1982. 10. С. 10–12.. Тропарь, кондак и величание составлены архиепископом Костромским и Галичским Кассианом. Список имён – Минея Январь. М., 1983. Ч. 2. С. 302–303. 29 января – Собор Великопермских святителей, Герасима († ок. 1441), Питирима (†1456) и Ионы (†1470). Установлен Патриархом Ермогеном около 1607 года. Служба составлена епископом Афанасием (Сахаровым) в день памяти святой благоверной княгини Анны Новгородской (†1056). Соборное празднование установилось в период 2-й пол. XVI–XVII вв. Список имён – Минея Февраль. С. 772 (см. также 4 октября). В неделю 2-ю Великого поста – Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Установлен в кон. XVII – сер. XIX вв. Канон иеромонаха Мелетия Сирига (2-я пол. XVII в.). Список имён – Минея Февраль. С. 767–770. В связи с данным Собором необходимо обратить внимание на рукописный сборник, составленный в Киево-Печерской Успенской Лавре в 1953 году: «Дополни­тель­ная Печерская минея». Источники дополнительных текстов различны: Анфологион сер. XVIII в., вновь написанные тексты в Киево-Печерской Лавре в 20-е годы и в 40–50-е годы. Поскольку сборник сложился к 1953 году и отражает богослужебную практику Киевской Лавры последнего периода, мы рассматриваем его в данном разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Аноним (Х в.). Житие Михаила Малеина (Х в.) СимеонМетафраст (ум. ок. 987). Жития: Николая, архиепископа Мир в Ликии (IV в.) Спиридона Тримифунского (ум. 348) Ефрема Сирина (306–378) Амфилохия, епископа Иконийского (ум. 394) Анронина и Афанасия (379–395) Иоанна Хрисостома (341/7–407) Арсения Великого (кон. IV – нач. V вв.) Евфросинии Александрийской (ум. 470) Аполлинарии (ум. 470) Маркиана Эконома (ум. 473) Евфимия Великого (377–473) Авксентия(ок. 408–474) Евсевии (Ксении) Миласской (ум. 475) Феодоры Александрийской (ум. 480) Даниила Столпника (409–493) Матроны Пергской (ок. 420/430 – ок. 510/515 или 524 г.) Сампсона Ксенодоха (ум. 530) Ксенофонта и Марии (VI в.) Авраамия и Марии (VI в.) Потапия (VI в.) Марина (Марии) и Евгения (VI в.) Анастасия Перса (ум. 628) Стефана Нового (ум. 764/765) Андрея, погребенного в Суде (en krisei) (ум. 767) Феофана (ум. 841) и Феодора Начертанных (ум. 844) Иоанникия Великого (754–846) Феоктисты Паросской (IX в.) Галактиона и Епистимии XI-XIV века Аноним (между 965–1037 гг.). Житие Нифонта Констанцского Аноним (нач. XI в.). Житие Афанасия Афонского (ум. ок. 1000 г.) Иаков Монах (XI в.?). Житие блаженного Владимира (ум. 1015) Варфоломей (ум. ок. 1065). Житие Нила из Рессано (Калаврийского) (910–1005) Чудеса иконы Св. Марии Римской (Римской Богородицы) (ок. 860–1060 гг.) Георгий (вторая пол. XI в.). Житие Лазаря Галесиота (Галесийского) (ок. 9671054) Феодор Продром (первая noлobuhaXII в.). Житие Мелетия Младшего Аноним (cepeдuhaXII в.). Житие Никона Метаноите (ум. 998) Григорий Кипрский (XIIIb.). Похвальное слово епископу Евфимию Мадитскому (ум. ок. 990) Максим Диакон (ок. 1300 г.). Чудеса муч. Косьмы и Дамиана Никифор Каллист Ксанфопул (ок. 1300 г.). Житие Евфросиньи Новой (854–922) Никифор Каллист Ксанфопул (1308–1312 гг.). Чудеса константинопольского монастыря Пиги Феоктист Студит (1330-е гг.). Чудеса Патриарха Афанасия I (после 1311 г.) Константин Лукит (ок. 1298–1330 гг.). Энкомий Св. Евгению [Трапезундско- му] (первая пол. XIII в.) Иоанн Лазаропул (ок. 1340–1364 гг.). Синопсис чудес Св. Евгения (первая пол. XIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евсевий Памфил – см. Евсевий Кесарийский Евстафий Епифанийский – византийский историк 68 Евстафий Солунский – византийский историк, богослов, комментатор античных авторов (XII в.) 268, 275 Евтропий (Эвтропий) – евнух, консул (конец IV в.) 34 Евфимия – святая, мученица 98 Евфимия Владимировна – русская княжна, супруга венгерского короля Кальмана 252, 261 Евфрат – императорский евнух, абасг 80 Евхерий – сын консула Стилихона 59 Едерм – стратиг 111 Елена – византийская императрица, супруга Константина VII Багрянородного 144 Елена – супруга императора Феодора II Ласкаря 312 Епифаний Кипрский , еп. Саламинский 39, 248 Замолксис – скиф-гет, пребывавший в рабстве у Пифагора и затем проповедовавший его учение 208 Зевс – древнегреческий бог 88 Зиевил – предположительно ябгу-хаган западных тюрков Тунгши-ху 114, 115 Зинислав – «архонт росов», неизвестный русский князь 217, 233 Зинон (Аспар) – византийский император (474–491) 46–50, 53, 54, 56, 121 Зинонида – супруга императора Василиска 48 Зоил – «первый гражданин» Херсона 120, 121 Зосим – византийский историк (V– нач. VI в.) 32, 34, 59, 108 Зоя – византийская императрица, супруга Льва VI 154 Зоя – византийская императрица, супруга Михаила Калафата 235, 237 Иаков Нисибийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Ибн Русте – арабоязычный ученый-энциклопедист (1-я пол. X в.) 767 Ибн Фадлан – арабский путешественник и писатель (1-я пол. X в.) 165, 171 Иван – см. Иоанн Игнатий – патриарх константинопольский (847–858, 867–877) 131, 134, 135, 178, 218 Игнатий – автор Жития Георгия Амастридского 129 Иезекииль – библейский пророк 129, 209 Иероним Стридонский – церковный писатель (342–419 или 420) 31, 32 Иерослав – «архонт росов», неизвестный русский князь 233 Иерослав (Ярослав Осмомысл) – галицкий князь (1153–1187) 266, 268 Изз ад-Дин Кай-Кавус I – см. Азатин Изз ад-Дин Кай-Кавус II – иконийский султан (1246–1257) 312 Изяслав Мстиславич – великий князь киевский, князь волынский (1097–1154) 260, 271, 275 Иисус Христос 13, 15, 16, 18, 21, 132, 135, 137, 140, 142. 143, 146, 151, 179, 185, 194, 198, 219, 303, 315

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Иеронимовом мартирологе память погребения (depositio) М. указана под 10 янв. и 2 июля. Согласно календарю «Depositio episcoporum» и Каталогу Либерия, погребение епископа состоялось 10 или 11 янв.; 2 июля, вероятно, день епископского рукоположения М. ( Kirsch. 1924. S. 68, 122). Оба дня памяти епископа скорее всего были включены в Иеронимов мартиролог из рим. календаря 1-й пол. V в. На основании данных Иеронимова мартиролога прп. Беда Достопочтенный внес в составленный им мартиролог краткую запись о поминовении М. под 10 янв. Под этим днем память святого была указана в большинстве церковных календарей и мартирологов эпохи Каролингов . Однако в некоторых каролингских календарях и во 2-й редакции мартиролога Адона Вьеннского поминовение М. значится под 10 дек. (дата и краткое сказание в мартирологе Адона заимствованы из Liber Pontificalis) (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 461-462; Tl. 2. S. 1051-1052; Tl. 3. S. 1576-1577. (MGH. Libri memoriales; 2)). В авторской редакции мартиролога Узуарда поминовение М. отсутствует. В Риме поминовение М. впервые было указано в календаре Латеранской базилики, составленном во 2-й пол. XII в. ( Jounel. 1977. P. 94, 322-323). Кард. Цезарь Бароний внес память М. в Римский Мартиролог 10 дек. с указанием, что епископ «много претерпел в гонение Максимиана». В 1969 г. память М. была исключена из календаря Римского Миссала; т. о., общецерковное поминовение М. прекратилось. В современной редакции Римского Мартиролога память М. значится под 10 янв.; отмечено, что святой был современником «мира Церкви», провозглашенного имп. Константином Великим; из-за своей деятельности, направленной на сохранение церковного единства, понтифик подвергался нападкам со стороны донатистов. Мощи М. были перенесены в монастырскую ц. святых Стефана и Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите) в Риме, построенную папой Павлом I (757-767). Согласно Liber Pontificalis, папа велел перенести в городские церкви мощи мн. святых, чьи усыпальницы в пригородных катакомбах были заброшены и пришли в упадок (LP. T. 1. P. 464-465). В 761 г. останки Римских епископов Стефана I и Сильвестра I были помещены в мон-ре, к-рый основал папа Павел. Святые, мощи к-рых находились в этом мон-ре, перечислены в надписи на плите, сохранившейся в ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите; среди них - М., поминовение к-рого совершалось 10 янв. (о надписи см.: Gray N. The Paleography of Latin Inscriptions in the VIIIth, IXth and Xth Cent. in Italy//Papers of the British School at Rome. L., 1948. Vol. 16. P. 52-53). В надписи из ц. Санта-Прасседе М. назван среди святых, чьи мощи были перенесены «из подземных кладбищ» в этот храм 20 июля 817 г. по указанию папы Римского Пасхалия I (LP. T. 2. P. 54, 64).

http://pravenc.ru/text/2563226.html

Церковь расположена на сев. стороне кардо, главной улицы М., и ныне составляет часть археологического музея. Она была одним из первых христ. памятников М., обнаруженных в 1887 г.; была раскопана в течение сезонов 1973-1974, 1979-1985, 1991-1992 гг. В структуру этой церкви было включено здание II-III вв. в форме ротонды, расположенное на высокой платформе; предположительно святилище. В 1-й пол. VI в. к этому зданию был пристроен прямоугольный в плане зал (7,3×9,5 м). На мозаике в нем изображены нильские сцены и мифологические мотивы, связанные с сюжетом трагедии Еврипида «Ипполит» (действующие лица обозначены именами Федра, Ипполит и др.). На другой панели представлены восседающая на троне Афродита, рядом с ней Адонис, Грация и 3 эрота. К этим сценам добавлены 3 персонификации богини Тюхе, символизирующие Рим, Грегорию (неизв. город) и М. Сидящие на тронах богини Тюхе держат длинные жезлы, увенчанные крестами. Художественный стиль мозаик не отличается особым изяществом. На 2-м этапе развития здания зал был разделен на маленькие комнаты. В кон. VI в. на этом же месте на пожертвования некоего Мины была построена ц. Пресв. Девы Марии. Уровень ее мозаичного пола расположен на 1,3 м выше «зала Ипполита». Экзонартекс и нартекс церкви оказались над «залом Ипполита». Центральный неф церкви сохранил форму ротонды, повторяя очертания расположенной под ним рим. постройки. Юж. стена церкви частично выходит на кардо. Алтарная часть образована с помощью соединения квадратного помещения и полукруглой апсиды, внешние стены к-рой имеют полигональную форму, отражая к-польское или малоазийское влияние. Считается, что в эпоху правления раннеислам. династии Омейядов, при еп. Феофане, мозаичный пол был обновлен в соответствии с новой тенденцией аниконизма - отказа от фигуративных изображений. Центральным мотивом новой программы декора стал круг со сложным переплетением геометрических фигур; в мозаике теперь не было фигуративных изображений. В мозаике встречаются также греч. надписи, прославляющие Христа и Пресв. Богородицу. Отдельные исследования указывают, что надписи содержали мотив полемики с исламом. Вопрос датировки этой новой мозаики представляется неоднозначным. Пиччирилло указывал на посвятительную надпись, в которой содержится точная датировка, читаемая им как 767 г. по Р. Х. Однако выложенное мозаикой число сохранилось нечетко. По мнению Ш. С. Клермон-Ганно, который 1-м описал эту надпись, на ней указан год 974 по эре М., что соответствует 662 г. по Р. Х. Однако в контексте открытий аналогичных орнаментальных мотивов в декоре христ. храмов Иордании и Палестины, к-рые датируются по данным нумизматики и керамики V-VI вв., датировка этого памятника раннеислам. эпохой уже не выглядит столь уверенной и в наст. время остается спорной.

http://pravenc.ru/text/2561204.html

Слова эти были подхвачены некоторыми царедворцами в виде намека на необходимость разделаться с монахом, они бросились к тюрьме и вторглись в нее. Стефан был волочим по улицам за, веревку, привязанную к одной из его ног, пока не умер, и тело его было разорвано в куски, которые были брошены в одно место, назначенное для погребения язычников и отлученных лиц, самоубийц и преступников 2577 . Патриарх Константин, не смотря на всю свою податливость, был обвиняем в изменнических сношениях, со Стефаном и в непочтительных отзывах об императоре, и на основании этого обвинения он был сослан на один остров, а на его место на патриарший престол возведен был Никита, евнух славянского происхождения. Во втором году своей ссылки Константин был обратно привезен в столицу (767 г.). Будучи подвергнут таким побоям, что не мог уже более ходить, он принесен был в собор, где против него громко были прочитаны различные обвинения и при каждом указании на преступление, особый императорский чиновник ударял его в лицо. Затем он принужден был стоять па кафедре, когда Никита произносил его отлучение, после чего с него сняты были церковные одеяния, знаки его церковного достоинства, и он обратно выведенный из церкви. На следующий день его привели в ипподром, волоса, брови и борода были у него вырваны, он посажен был на осла лицом к хвосту, который приказано было держать ему обеими руками, и его племянник, с отрезанным носом, водил этого осла кругом, на потеху зрителям, всячески издевавшимся и плевавшим на низложенного патриарха. Затем он был грубо повален на пол, и, попираемый ногами, лежал там, служа предметом издевательства черни до самого окончания игр этого дня. Несколько дней спустя несколько патрициев были посланы спросить его в тюрьме касательно его мнения о православии императора и определений собора против иконопочитания. Патриарх, думая смягчить ярость своего гонителя, выразился обо всем одобрительно. «Это», – сказали они, «все, что мы и хотели услышать далее из твоих нечестивых уст; теперь ты предан проклятию и тьме кромешной!».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К IX в. мощи И. были перенесены из крипты; в «Деяниях Неаполитанских епископов» сообщается, что его гробница находилась в кафедральном соборе Неаполя - базилике Стефания, названной по имени основателя храма еп. Стефана I (499-501) и строителя нового здания еп. Стефана II (767-800). Считается, что останки епископов были перенесены из катакомб в собор еп. Иоанном IV Книжником (842 - ок. 850) в связи с разграблением пригородных усыпальниц герц. Беневенто Сиконом, похитившим мощи св. Ианнуария, или из-за угрозы нападения арабов. С X в. почитание И. стало ослабевать, его образ смешивался с образом еп. Иоанна IV Книжника. В неаполитанских календарях XII-XIV вв. память И. перемещена на 1 или 2 апр. Во 2-й пол. XIII в. Иоанн Кимелиарх, автор Жития Иоанна IV Книжника (BHL, N 4417), включил в жизнеописание рассказ о видении св. Павлина. В XV в. свидетельств почитания И. не отмечено. В XVI в. кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе память только одного св. Неаполитанского еп. Иоанна, к-рая совпадала с памятью св. Павлина (22 июня). В неаполитанском календаре кард. Дечо Караффы (1619) сохранилась память 1 апр., однако здесь она связывается с Иоанном Книжником. Восстановление местной памяти И. в архиепископстве Неаполь под 3 янв. было осуществлено с разрешения Конгрегации обрядов в 1955 г. Ист.: ActaSS. Apr. T. 1. P. 32-36; Uranius. [De obitu Paulini]//PL. 53. Col. 864-865; Gesta episcoporum Neapolitanorum//MGH. Scr. Lang. P. 406; Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947. P. 45, 50, 53-54; Brown V. A New Beneventan Calendar from Naples: The Lost «Kalendarium Tutinianum» Rediscovered//Medieval Stud. Toronto, 1984. Vol. 46. P. 385-451; MartRom. Comment. P. 250. Лит.: Delehaye H. Hagiographie napolitaine//AnBoll. 1941. T. 59. P. 19-21; Ambrasi D. Giovanni I di Napoli//BiblSS. Vol. 6. Col. 929-930; idem. Il cristianesimo e la Chiesa napoletana dei primi secoli//Storia di Napoli. Napoli, 1967. Vol. 1. P. 623-759; Fasola U. M. Le catacombe di S. Gennaro a Capodimonte. R., 1975; Luongo G. Jean I de Naples//DHGE. T. 27. Col. 333-336.

http://pravenc.ru/text/469732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [Авраамий, Аврамий; греч. Αβραμ, Αβραμης, Αβραμιος, лат. Abraham, Abramius; из древнеевр.  ,   - отец высоты, отец множества](ок. 350 - между 422 и 444), свт. (пам. 14 или 13 февр.), еп. Каррский. Происходил из обл. Кирской (Сирия). В юности А. подвизался в Халкидской пуст. близ Антиохии, где следовал чрезвычайно строгой аскезе, отчего тяжело заболел и не мог ходить. Исцелившись чудесным образом, он покинул пустыню и под видом торговца прибыл в сел. Ливан близ Эмесы (совр. Хомс, Сирия), где решил проповедовать Евангелие среди язычников. Поселившись в небольшом доме, А. сначала неск. дней безмолвствовал, а потом вместе с др. христианами стал совершать Божественные службы. Узнав об этом, жители селения пришли в ярость и, завалив двери, решили с кровли засыпать собравшихся землей. Однако, увидев, что замурованные в доме люди продолжают молиться и ничего не предпринимают для своего спасения, жители Ливана, пораженные их мужеством, раскопали вход и приказали заключенным покинуть селение. В это время туда прибыли сборщики податей, и А., не помня обид, причиненных ему, согласился быть покровителем поселян и внес за них залог 100 солидов. Многие жители Ливана под влиянием А. крестились и построили храм, в к-ром А. стал иереем и прослужил 3 года, после чего решил вновь удалиться в пустыню. Между тем опустела кафедра г. Карры (Харран, Сев.-Зап. Месопотамия), и преподобный, вопреки желанию, был рукоположен во епископа. Ему досталась в управление провинция с многочисленным языческим населением. Став епископом, А. сохранил образ жизни пустынника: питался одним салатом, цикорием и петрушкой, отказываясь от овощей, приготовленных на огне, хлеба и даже воды. А. стал известен своей заботой о странниках, а также удивительной способностью примирять враждующие стороны и защищать несправедливо обиженных. Слава о его подвигах дошла до имп. Феодосия II , к-рый пригласил А. в К-поль и принял его с великим почтением. В столице преподобный скончался, после чего сам император с торжественной процессией провожал до гавани его останки, к-рые затем перевезли в Сирию. Краткое житие святого было трижды переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в., видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого помещено под 14 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Стб. 481). Ист.: Феодорит. История боголюбцев. XVII; он же. Церк. ист. IV 28; ActaSS. Febr. Т. 2. 1658. Col. 767-768; SynCP. Col. 465. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 976; Tillemont. Mémoires. T. 7. P. 785; T. 8. P. 482; T. 12. P. 407, 670; ЖСв. Февр. С. 290-291. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/62852.html

«Тогда Шейхун, обнажив его тело, дал ему 500 ударов бычачьими жилами, мученик же Христов стойко выдерживал испытание. Шейхун же, рассвирепев еще больше, дал патриарху еще столько же ударов. Пол стал красным от крови патриарха, мясо его стало распадаться, жилы и кости обнажились, и он был брошен в тюрьму, чтобы быть там убитым» 628 . Однако убит вскоре был сам Шейхун, и с его смертью гонение прекратилось. Патриарх получил свободу, а впоследствии даже был отправлен с дипломатической миссией к византийскому двору. Вернувшись в Палестину, Лазарь скончался 629 . Амир аль-кабир Шейхун играл видную роль в государстве за десять лет до взятия Александрии (его убийство произошло в июле 1357 г.) 630 . М. Канар соотнес гибель Шейхуна с пребыванием патриарха Лазаря в Константинополе, подтвержденным документами осени 1357 г. Тем самым гонение на Лазаря, описанное Иоанном Кантакузином , относили к середине 1350-х гг. 631 Однако этой датировке противоречит другой важный источник: «Исповедь» Павла Тагариса, византийского авантюриста и самозваного патриарха († после 1394 г.). Минуя подробности его бурной биографии, отметим только, что после 1363 г. молодой Тагарис оказался в Палестине, где благодаря своей неотразимой харизме вошел в доверие к патриарху Лазарю и был возведен им в диаконы. В скором времени патриарх был вынужден покинуть Палестину из-за мамлюкских преследований и оставил своим местоблюстителем Тагариса 632 . Причем, как и в случае с Шейхуном, отъезд патриарха почти совпал с убийством еще одного амир аль-кабира, на сей раз Яль- буги, который пал от рук заговорщиков в декабре 1366 г. 633 Присутствие Лазаря в Константинополе подтверждено многими документами, относящимися ко времени с мая 1367 по ноябрь 1368 г., в том числе перепиской восточных патриархов с папой о проекте созыва Вселенского собора для примирения православия с католичеством 634 . Тагарис же тем временем столкнулся с серьезными проблемами в лице некоего Дамиана, претендовавшего на Иерусалимский престол. Дамиана поддерживали Александрийский патриарх и, видимо, мусульманские власти. Павел Тагарис, опасаясь за свою жизнь, бежал к Антиохийскому патриарху Михаилу I. Последний, также попав под его влияние, возвел Павла в пресвитеры и доверял ответственные посты. Как писал еще в позапрошлом веке А. И. Пападопуло- Керамевс, все эти события было бы легко датировать, знай мы годы правления Михаила 635 . Точное же время вступления Михаила I на престол установил Ж. Насралла только полвека назад благодаря еще не изданной тогда хронике упомянутого дамасского историка Ибн Касира. Хронист пишет: «И пришел ко мне во вторник 9 шавваля г. х.] патриарх Бишара, прозываемый Михаилом 636 , и поведал мне, что митрополиты Сирии присягнули ему, чтобы сделать его патриархом в Дамаске взамен патриарха в Антиохии» 637 . Дата избрания Михаила указана достаточно точно: шавваль 767 г. х. – это июнь 1366 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Павел находился на своем смертном одре (767 г.), Тото, герцог непийский, отправился в Рим во главе вооруженной толпы, принудил некоторых епископов поспешно рукоположить своего брата Константина во все степени священства, и предоставил ему обладание папским престолом. Самозванец занимал его в течение тринадцати месяцев, после чего он был низвергнут противной партией, и на место его в папы возведен был Стефан III (или IV), сторонники Константина подвергнуты были варварским наказаниям, свойственным тому веку, как напр. лишению глаз или языка; сам он, после заключения его в монастырь со стороны одной партии врагов, был вытащен оттуда другой партией их, ослеплен и в таком положении брошен на улице 2639 . С соизволения Карла и Карломана, который только что наследовал от своего отца Пепина королевскую власть (769 г.) над франками и звание патриция Рима, состоялся собор. Константин был приведен перед собранием и был спрошен, почему он, будучи мирянином, задумал захватить апостольское седалище. Тот объяснил, что он принужден был занять эту должность вопреки своей воле, бросился на пол, простер свои руки и с потоками слез просил о прощении в своем незаконном поступке. На следующий день он опять был приведен на собор, и был спрошен касательно «нечестивого новшества своих действий» с такой строгостью, которая заставила его возразить в ответ своим судьям, что это не было новшество, в доказательство чего он указал на архиепископа Равенны и епископа Неаполя, которые сразу же из мирского состояния возведены были в сан епископов. При этом ответе члены собора в ярости повскакали со своих мест. Они набросились на слепца, подвергли его жестоким побоям и вытолкали из церкви, в которой происходили заседания. Затем они приступили к отмене рукоположений и других официальных актов, которые он совершил в качестве папы, сожгли летописи его папства и произнесли анафемы против всякого, кто бы стал стремиться к папству, не пройдя должным образом степени кардинала-священника, или кардинала-диакона. Новый папа Стефан со всем духовенством и массой римских мирян, пал ниц, и со слезами, сокрушались о том, что они принимали евхаристию от рук самозванца, и все подвергнуты были должному покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010