Есть несколько ветхозаветных примеров, проясняющих этот вопрос. У первосвященника Аарона была жена Елизавета из колена Иудина – дочь Аминадава и сестра Наассона ( Исх. 6:23 ), тех самых Аминадава и Наассона, которые упоминаются в родословии Спасителя. Здесь мы видим первое пересечение колена Левиина и Иудина, причем пересечение линий священнической и царской. Затем ( 4 Цар., 11 ) описан момент, когда дочь Ахава и Иезавели Гофолия, которая была выдана замуж за Иорама, сына Иудейского царя Иосафата, после смерти мужа и сына-наследника попыталась истребить всех потомков Давида ( 4Цар. 11:1 ). Единственного уцелевшего наследника царского дома царевича Иоаса, сына Охозии, спасает у себя первосвященник Иодай вместе со своей женой Иосавефой, дочерью царя Иорама ( 2Пар. 22:11 ). То есть жена первосвященника была не просто из Иудина колена, а царевна из рода Давидова. Это второе пересечение этих двух колен, причем в линии священнической и царской, на страницах Ветхого Завета. Поэтому вопросов по поводу того, что Мария была родственницей Елизаветы, у нас уже быть не может, поскольку даже на страницах Писания мы видим по крайней мере два пересечения этих двух родов. 8.4. Последние указания. Песнь Моисея Приближаясь к концу своей жизни, пророк Моисей произносит последние наставления сынам Израиля: «Господь предложил тебе два пути: путь жизни и путь смерти», то есть путь подчинения воле Божией, исполнения заповедей Божиих и путь уклонения от Бога. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан» ( Втор. 30:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Жизнь в Ханаане для израильтян, так же, как и наша жизнь сегодняшняя, не свободна от затруднений, нестроений и различных искушений. Это была жизнь борьбы, усилий и труда. Это мирная жизнь среди трудностей, когда искушения время от времени одолевают людей, но тем не менее люди находят в себе силы вернуться на путь правый, на путь спасения. Т.е. жизнь, исполненная подвига и усилий. Различные признаки указывают на то, что этой книге придаются разные значения. В этой книге, например, повторяется около двадцати раз слово «слушать». Пятнадцать раз повторяется слово «помнить». Каждые семь лет книга должна была читаться всему народу, т.е. в юбилейный год ( Втор.31, 9–13 ). Это был предмет, о котором надо было особо заботиться, поскольку эта книга должна была храниться с ковчегом завета ( Втор. 31, 24–26 ). «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав, возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога нашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою; вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы непокорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? соберите ко мне всех старейшин колен ваших и судей ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух все слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю; ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа Бога, раздражая Его делами рук своих» ( Втор. 31:24–30 ). Глава 32 включает в себя великолепную песнь Моисея, которую он воспел перед своей кончиной. «Внимай небо, я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославлю; воздайте славу Богу нашему» ( Втор. 32:1–3 ). В своей речи и песне Моисей воспевает верность Божию по отношению к народу израильскому и неверность Израиля по отношению к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

и не явит больше благоволения Своего? 8 Неужели навсегда прекратилась милость Его, в род и род пресеклось слово Его? 9 Неужели Бог забыл о милосердии, удержал в гневе сострадание Своё?» () 10 Тогда сказал я: «Вот в чём горе моё: не являет Вышний силу Свою, как прежде». 11 Помяну дела Господни, вспомню о давних чудесах Твоих; 12 Буду думать о всех делах Твоих, размышлять о великих свершениях Твоих. 13 Боже, свят путь Твой! Какой бог так велик, как Бог наш?! 14 Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил среди народов силу Твою, 15 Избавил рукой Твоей народ Твой – сынов Иакова и Иосифа. () 16 Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды, и убоялись; Содрогнулись бездны, загрохотали великие воды. 17 Из облаков хлынул ливень, из туч раздавался гром и стрелы Твои летали. 18 Гром Твой гремел в урагане, молнии Твои освещали вселенную, земля содрогалась и трепетала.  19 По морю путь Твой прошёл, стези Твои – по великим водам, но следов Твоих не было видно. 20 Словно овец повёл Ты народ Свой рукой Моисея и Аарона. Слава Кафисма 11 Псалом 77 (78) 1 Песнь Асафа. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих! 2 Открою в притчах уста мои, произнесу древние загадки. 3 Что услышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 Не скроем от детей их, возвещая грядущему роду О славе Господа, о могуществе Его и о чудесах Его, которые Он сотворил. 5 Он дал повеление Иакову, положил закон для Израиля: Всё, что заповедал Он отцам нашим, возвестить детям их, 6 Чтобы узнал грядущий род, дети, которые будут рождены. Чтобы и те, что восстанут, возвестили детям своим: 7 Возлагать на Бога надежду свою, не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его; 8 Чтобы не стали они подобными отцам их, роду упорному и мятежному, Роду, чьё сердце не было чистым и чей дух не был верен Богу. 9 Сыны Ефрема, отличные лучники, обратились в бегство в день брани, 10 Ибо они не хранили завета с Богом, не хотели поступать по закону Его; Забыли о делах Его и о чудесах, которые Он явил им, 12 О чудесах, которые Он совершил пред отцами их

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Издавна, говорит, наш род отличается склонностью ко греху. После стольких чудес, явленных ради них в Египте, они не захотели уразуметь Твоей силы. Поэтому и пророк говорит: «увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные» ( Ис.1:4 ). Они не уразумели, говорит, чудес, бывших в Египте, хотя, находясь среди египтян, не ощущали разразившихся над теми наказаний; и, получив освобождение, не подумали, что не своей праведности, но божественной милости обязаны они этим по­сещением. Об этом, равно как и о том, что было в пустыне, вкоротке сказал предшествующий псалом, нисколько не обвиняя народ; настоящий же псалом воспроизводит рассказ об этих событиях, чтобы показать, в чем согрешили иудеи. «И огорчили (Тебя), входя в Чермное море». Увидев, что египтян преследуют, а море преграждает путь к бегству, они не стали ожидать Твоей помощи, но восстали на великого Моисея с такими речами: «разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» ( Исх.14:11 ) Но, однако и тогда, когда они оказались неблаго­дарными, Ты даровал им спасение, о чем и сказал псалмопевец: «но Он спас их ради имени Своего, дабы показать силу Свою,и удержал Чермное море, и оно иссохло, и провел их по бездне, как по пустыне. И спас их от руки ненавидящих и избавил их от руки врагов» ( Пс.105:8–10 ). Сло­вом Своим обнажив дно моря, Ты сделал для них эту великую бездну пустыней, удобной для езды на лошадях. Так как пустыни, благодаря отсутствию растений и каких-либо и искусственных преград, представляется весьма удобной для бега, то легкость перехода чрез море пророк и обозначил сравнением с пустыней. " Покрыла вода притеснителей их: ни один из них не остался» ( Пс.105:11 ), потому что всех египтян потопило море. Одно и тоже море евреям принесло спасение, а египтянам наказание. «И поверили они слову Его [и] воспели хвалу Ему» ( Пс.105:12 ). Великий Моисей руководил при этом хором мужчин, а хором женщин руководила пророчица Мариам. И песнь их записана в книге Исход. " Но скоро забыли дела Его, не стерпели совета Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Исх.15:21 .  И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море. Как видно из Исх.15:1 , песнь исполнялась мужчинами: по ее окончании рассказывалась история освобождения ( Исх.15:19 ), а затем в заключение хор женщин во главе с Мариам исполнил первый стих песни. Исх.15:22 .  И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Вплоть до Исх. 18:27 – путь от Чермного моря до Синая. Перечисление станов и имевших место при остановках событий. Из показания Чис. 33:10 , что третий стан евреев был при Чермном море, с несомненностью следует, что по переходе через море евреи пошли не по прямой караванной дороге, ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу, вдоль восточного берега Чермного моря. Пустыня Сур, иначе называемая Ефам ( Чис. 33:8 ), могла получить двойное имя от двух лежащих в ней городов. Три дня пути по ней без воды говорят о силе жажды и естественности отмеченного далее ропота. Исх.15:23 .  Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: [Мерра]. Место первой остановки – Мерру полагают обыкновенно в вади (поток, русло, долина) Гавара. Подобно Мерре источник Гавара отмечается несколько соленым вкусом воды, что и теперь бедуины считают ее самой худшей во всей окрестности. Исх.15:24 .  И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Исх.15:25 .  [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. Естественное объяснение чуда не имеет для себя оснований. Текст не содержит и намека на то, чтобы Моисей вычерпал воду, и вновь появившаяся оказалась хорошей (мнение Иосифа Флавия). Равным образом опытами путешественников не подтверждается тот взгляд, будто дерево обладает естественными свойствами превращать горькую воду в годную для питья. Не знают такого дерева и арабы. Событие служило испытанием веры народа в том отношении, что он не усомнился в действенности употребленного Моисеем чрезвычайного средства, – не усомнился и не отказался пить ту воду, о которой только что говорил: «что нам пить?» Так точно и для обратившегося ко Христу вера в Него, распятого на кресте, прообразуемом древом Мерры ( Ефрем Сирин ), служит утешением и усладой в земной юдоли. «Слыша о древе Мерры, – говорит Григорий Нисский , – конечно, будешь разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля» ( Чис.16:1–32 ). Что сказать мне ещё? Что Корей (а его имя, , означает «холодный», то есть нечувствительный, безразличный к наставлениям Господа и даже к наказаниям Его, а также и «остриженный»; имя же отца его, , означает «елей» и указывает на помазание; «таким образом, “Корей, сын Ицгара» – это “остриженный, сын елея»: он как бы остриг голову, “подставляя» ее под особое помазание, призванное наделить его верховной властью» 1174 ) увлек за собой людей, как несмысленных младенцев, потому что «масса... по природе своей находит удовольствие в ругательствах по адресу правителей и готова согласиться с любым мнением, с которым к ней обращаются»? 1175 Что «погибли эти люди во свидетельство всемогущества Господа Бога и гибель их была достойна сожаления не только вследствие чрезмерности постигшего их бедствия, которое само по себе вызывало грусть, но и потому, что родственники их были довольны постигшим тех заслуженным возмездием», ибо, «невзирая на свое родство с погибшими, они, ввиду случившегося, не могли не одобрить такого Божиего суда и не печалились, потому что считали, что с приверженцами Дафана погибли самые преступные элементы народа»? 1176 Что души возмутителей народа сошли в , «преисподнюю» 1177 , что «означает не могилу, а особое духовное пространство, где пребывают души умерших нечестивцев, испытывая там страдания соответственно своим грехам»? 1178 Но не могу не добавить еще, вслед за Критским светильником, что и ты, «душа, уклонилась от Господа твоего, как Дафан и Авирон», которые самими «своими именами свидетельствовали, с одной стороны, о желании силой вернуть “законные» прерогативы своего предка, а с другой – о преступности этого замысла в очах Божиих» 1179 . Посмотри, душа, на деяния Кореевы: он, человек, «который занимал, как по своему происхождению, так и по богатству, видное положение среди евреев, отличался красноречием, которым умел увлекать народную толпу», и – позавидовал родственнику своему Моисею! 1180 Он презрел власть Господа и выступил сначала тайно, а потом – и открыто против богоустановленного царственного достоинства Моисея и священства Ааронова и увлек за собой на богоборческий путь еще и «двести пятьдесят лучших мужей»! 1181

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

М., 2004. С. 170–171). Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари ( Кол. 1:15 ) и как первенец Девы ( Мф. 1:25 ) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом того служения, которое на земле заканчивается великим событием: воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя Отцу во искупление человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лк. 2: 30–32 ). Эта благодарственная песнь по мыслям и выражениям восходит к некоторым местам книги пророка Исаии: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава ( Ис. 11:10 ). Иессей был отцом царя Давида. Поэтому корень Иессеев – ожидаемый людьми Мессия-Христос, Сын Давидов (см.: Мф. 1:1 ), Который, как показала двухтысячелетняя история, станет знаменем пререкаемым. Это знамениеразделит людей на верующих и неверующих, возлюбивших свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое? – Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной» (Святитель Иоанн Златоуст ). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16 ). На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча – церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный книгой Левит (см.: Лев.12: 2–4 ), посвящение первородного сына Богу (см.: Числ. 3:13 ), символический выкуп его ( Исх. 13:13 ). Однако легко увидеть, что духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Равнодушие в вере и тепло-хладность, а затем и положительное отступление от Бога начинаются нравственным разслаблением, утверждаются на посягательстве воли человеческой против воли Божией и оканчиваются Богохулением и даже некиим Богоненавистничеством. «Воспою возлюбленному Моему, говорит прор. Исаия, песнь Возлюбленного Моего о винограднике его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, разсудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» ( Ис.5:1–4 ). Виноградник Божий, обнесенный стеною и благоустроенный попечительною рукою Божиею во всех частях своих, есть Св. Церковь Божия на земле, как в Ветхом, так и в Новом Завете ( Мф.21:33–43 ): обилие и богатство средств, а равно премудрая целесообразность оных для человека, дарованных Церкви от Бога, дабы поддерживалась, укреплялась и воспитывалась вера человека, делают жалобу Господа, обращенную к Его возлюбленному винограднику, уже праведным осуждением не достоинства и нерадения самих верующих. Евангельский богач, мучась в аду, вступил с Авраамом, которого он узрел издали блаженствующим в раю, в препирательство о том, что Господь будто бы недостаточно дал средств для возбуждения и поддержания в нем веры, когда он – богач жил на земле: ему, как повествуется в Евангелии, желалось бы, чтобы мертвые являлись благовествовать живым; но что же мы слышим от отца верующих – Авраама? «У них – живых, говорит Авраам, есть Моисей и другие пророки: пусть слушают их. Если Моисея и пророков не слушают: то если бы кто и из мертвых воскрес, не послушают» ( Лк.16:19–31 ). Бывает духовно-нравственное состояние человека, когда он слухом услышит, но не разумеет, и очами своими будет смотреть, но не увидит как свидетельствует Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Схоронив умерших первенцев, египтяне стали сожалеть, что отпустили евреев. Фараон наскоро собрал войско и погнался за ними. Евреи были у Чермного (Красного) моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, они пришли в ужас. Вместо того чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: подними жезл твой, простри руку твою на море и раздели его. Моисей исполнил повеление Божие. Поднялся сильный ветер и раздвинул море. Вода стала по сторонам как стена, и израильтяне пошли через море посуху. Слыша в стане израильском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время израильтяне вышли на другой берег, и Моисей по повелению Божиему снова простер руку свою на море. Воды морские слились и потопили фараона со всем его войском. Видя такое чудо, евреи воспели благодарственную песнь Богу: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море. Переход евреев через Чермное (Красное) море стал прообразом крещения, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху. Глава 11. Дарование Закона Божия на горе Синай. Скиния ДАРОВАНИЕ ЗАКОНА БОЖИЯ НА ГОРЕ СИНАЙ. На пятидесятый день после выхода из Египта евреи подошли к горе Синай и остановились. Черная туча покрыла вершину горы. Раздался гром, заблистала молния, послышался трубный звук, а затем – голос Бога Отца, говорящий: 1. Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и ели-ка в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им… 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе… 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему… 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли…

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Указанное влияние различных священных книг на пр. Иеремию иллюстрируем примерами. Говоря о влиянии на Иеремию пр. Исаии, мы сказали, что при этом нужно разуметь и вторую половину пророчеств этого последнего. Если мы возьмем, напр., совершенно тожественные места у пророков Иеремии XXXI, 35 (Так говорит Господь...) Который возмущает море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Ему – 67 Исаии LI, 15. (Я Господь Бог), возмущающий море, так что волны его ревут, Господь Савваоф имя Его –   то должно признать оригинальность Исаии: у него подобные описания всемогущества Божия часты во второй части, а контекст Иеремии носит на себе следы влияния других источников, напр. Бытия I, 15. 16, о чем у нас уже была речь 68 . По контексту также приведенным словам естественнее стоять у Исаии, говорящего о всемогуществе Божием, выразившемся в творении неба и земли (ст. 13), во власти над мятежными стихиями природы (ст. 15. Я Господь Бог , возмущающий море...), в промыслительной силе Божией (ст. 16. Тению руки Моей покрою тебя), нежели у Иеремии, который ставит рядом непреложность законов природы и всемогущество Божие. Несомненно также, что песнь о погибели Вавилона – Исаии XLVII, 1–3 отразилась на Иеремии XIII, 18. 22. 26. Сойди и сядь ( ) на прах, девица, дочь Вавилона, сиди ( ) на земле; престола нет, дочь халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку, сними покрывало твое, подбери подол ( ), открой голени, переходи через реки. Откроется нагота твоя и даже виден будет стыд твой – Скажи царю и царице смиритесь, сядьте пониже (), ибо упал с головы вашей венец славы...За множество беззаконий твоих открыл подол твой () обнажены пяты твои...Поднят будет подол твой на лице твое чтоб открылся срам твой – При дословном сходстве некоторых выражений ( , и , и , и – ), при наличности сходных синонимических слов ( и , и ), здесь замечается тожественный ход образов и мыслей. Царства представляются в виде блестящих дев; исходит приказание от Вышняго снять царские знаки достоинства; подобно бесстыдным, они принуждаются публично обнажать свою срамоту. Оригинален Исаия, потому что он сразу развертывает образ, тогда как у Иеремии он прерывается реальными указаниями на судьбу царства Иудейского, на Иехонию и царицу (18 ст.), а также другими образами – заблудшагося стада (20 ст.), рождающей женщины (21 ст.). Должно заметить также, что вместо слова , стоящего у Исаии и являющегося παξ λεϒ μενον 69 , Иеремия по своему обычаю 70 употребляет сходное с ним и по начертанию, и по произношению, и по смыслу .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010