Этот термин восходит к Свящ. Писанию ВЗ, где он засвидетельствован как в бытовом («изделие», Ис 29. 16; см.: BDB. P. 428), так и в антропологическом («намерение, стремление») значении. Последнее представлено в таких ключевых позициях, как повествование о потопе или рамочный текст к обличительной песни Моисея (Втор 32. 1-43). Согласно Быт 6. 5, основной причиной потопа стало то обстоятельство, что человеческие мысли постоянно были устремлены ко злу; при этом используется выражение       букв. «устремление помышлений его [т. е. человека] сердца». В рамочном тексте песни Моисея в кн. Второзаконие понятие   раскрывается в связи с представлением о Божественном предведении. Бог знает о буд. преступлениях народа Израилева, при этом в сам момент обращения к Моисею, до того как народ вошел в землю обетованную, Бог видит   израильтян (Втор 32. 21), их наклонность ко злу, к-рая уже проявилась в период странствования по пустыне (см.: Втор 32. 27). Т. о.,   человека в известной степени обрекает его на последующее нарушение закона, к-рое описано в тексте как неизбежность: «...ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой; и когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их. Я знаю мысли их (   букв.- «намерение его», т. е. Израиля), которые они имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в землю, о которой Я клялся» (Втор 31. 20-21). Термин   обозначает здесь намерение не как волевую установку в отношении конкретного поступка, а как склонность поступать определенным образом (что соответствует и внутренней форме термина   корень   подразумевает форму - в данном случае в нравственном смысле, как модель поведения, в то время как намерение в отношении конкретного поступка обозначается словом   образованным от глагола   («желать»)). Тексты К. о. продолжают линию осмысления понятия   заданную в Свящ.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Этот псалом почти повторяет 95 пс., продолжается хвалебная и благодарственная песнь Богу за Его милость, но она пока только ожидаемое благо, ещё не пришедшее («идет судить землю… будет судить… народы»). 1 Господь есть Царь над всем миром и народами, люди должны восхвалять Его. 4 Делами Его справедливости полна история жизни Иакова. 6 Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал. Вечен и милостив Господь, достоин хвалы и превозношения. 1 Воспевайте Господа, служите пред Ним. 3 Он наш Творец и Пастырь, а потому входите в Его храм для прославления Его великого имени, от служения и верности Ему зависит и вечность Его великих обетований над Его народом. Давид рисует образ своего будущего правления, идеал своего царствования, и вместе с тем мучительное ожидание: «когда Ты, Господи, придешь ко мне?» 2 Господи, услышь меня в день моей скорби. 4 Я одинок и несчастен. 11 Вследствие Твоего гнева я иссох, как трава. 13 Восстань, Господи, пошли Твою помощь, чтобы народы убоялись Твоего имени. 17 Господь услышит молитву узников и возвратит их на Сион, чтобы они возвещали имя Господне пред всеми народами. 24 Спасение из плена несомненно произойдет, но кто доживет до этого счастливого времени. Для Бога вечного не имеет значения течение времени, но не так с человеком. 1 Благослови, душа моя, Господа, очищающего духовные недуги и осыпающего внешними благами. 6 Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца. 11 Его милость к нам неизмериа. 19 Да благословит Царя всего мира всё сотворенное Им. 1 Благослови, душа моя, Господа, Творца и Промыслителя. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии; 5 воду и землю, назначил им пределы; 10 произвел источники, растения, животных; 14 создал нужное для питания, всем назначил места обитания. 19 Воды и земли полны жизни и движения 27 и всё живое питается Твоими дарами, поддерживается Твоей силой. 33 Буду воспевать Бога, да не будет беззаконных на земле. 1 Славьте Господа среди народов и всегда ищите лица Его. 5 Вспоминайте о чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово. 8 Он хранит завет, данный Аврааму и всему Израилю. 12 Господь никому не позволял обижать их. 17 Во время голода переселился Иаков в землю Хамову. 24 Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его, и Господь послал Моисея. 39 Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его».

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

32 Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине». 33 Церк. слав. «щедроты Божии» – благодатные дары жертвенной любви Божией к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение его души. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф.5:9 : «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 34 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин”). 35 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т.н. песенной Утрени 39 Облеки их в Славу Твою – т.е., облачи всех любящих храм Божий невидимым облаком божественной Славы (Шихины). 42 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого 44 Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин.1:1 : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты?», – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т.е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх.3:14 : «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр.1:8 : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин.8:58 : «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь». «Бессмертен сый» – бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

5 . Сегодня нам также читалось, что Моисей отделил наследство определенным коленам ( Нав.13:8–32 ), но после этого мы читаем, что Иисус разделил наследство согласно повелению Господа ( Нав.14:1 и далее). Таким образом, сначала Моисей распределял наследство, а затем Иисус. Теперь уразумей, что Моисей есть закон. И те, кто жили по закону, получили наследство первыми, хотя находились еще вне пределов земли обетованной. Затем, когда они получили землю в наследство, они не обладали ею и не распределяли ее между собой, но ожидали, когда она будет определена им в удел Иисусом. Разве не ясно, что то же говорит Апостол евреям, когда пишет о древних отцах, которые ублажили Бога «верою» ( Евр.11:2–5 )? И добавляет: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:39–40 ). Соответственно, у них уже было Его обещание, и они успокоились (ср. Нав.1:13 ) и были признаны достойными получить наследство через Моисея. Несмотря на это, они еще борются сами, они сражаются за тех, кто воюет под предводительством Иисуса. Но ты, конечно, захочешь узнать, кто эти воины и какую битву они ведут. Я так думаю, что отцы, усопшие прежде нас, сражаются вместе с нами и помогают нам своими молитвами. Я слышал, как один из старых учителей говорил подобное, когда объяснял стих из книги Чисел, в котором написано: это собрание поедает наше собрание, «как вол поедает траву полевую» ( Чис.22:4 ). Он сказал: «Для чего используется это сравнение, если не для того, чтобы понять из этого отрывка, что собрание Господне, которое прежде нас переселилось в святые места, съест противное собрание языком и устами, иначе говоря, истребит наших противников прошениями и молитвами». И потому мы должны сражаться с нашими невидимыми врагами не силой оружия, но молитвой и размышлением над словом Божьим, добрыми делами и помышлениями. Ибо так были вооружены отцы и побеждали верой и делами (ср. Иак.2:14–25 ). Посмотри, наконец, что сказано о них так: «Народ поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.14:31–15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Во время брака в Кане Христос превращает в вино В., приготовленную «[по обычаю] очищения Иудейского» (Ин 2. 6) для омовения рук и мытья сосудов, тем самым принесенное Христом спасение заменяет ритуал исполнения закона (ср.: Ин 1. 17). Рассказ об умовении ног во время Тайной вечери символически показывает, что земное служение Иисуса Христа есть служение любви (Ин 13. 1; ср.: Ин 15. 13). У колодца Иакова (Ин 4. 5-6, 12) Спаситель говорит, что принес истинную В. и Сам является источником В., текущей для вечной жизни: «...всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 13-14). Эти загадочные слова находят объяснение в контексте всей проповеди Христа в изложении евангелиста Иоанна: пить В. жизни - значит верить (Ин 7. 38), дарованная Им «живая» В., струящийся источник В.- это Его Слово (Ин 8. 37; 15. 7), Его Дух (Ин 7. 39; 14. 17) и Он Сам (Ин 6. 56; 14. 20; 15. 4-5). В этом смысле принесенная Господом Иисусом В. жизни толкуется евангелистом как Св. Дух: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7. 38-39). В. в кн. Откровение Иоанна Богослова предстает как гибельная стихия и средоточие богоборческих сил. Из моря выходит зверь, получивший силу и власть от дракона (Откр 13. 1-2). «Победившие зверя и образ его» стоят без ущерба для себя на «стеклянном море, смешанном с огнем», и «поют песнь Моисея» (15. 2-4). Они являют образ древнего Израиля, к-рый прошел через уничтожившую египтян В. Чермного м. и остался невредимым. После появления нового неба и новой земли «моря больше нет» (ср.: 21. 1). Метафора потопа используется, когда говорится о драконе, к-рый пытается погубить жену, пустив ей вслед «воду как реку» (12. 15). Однако «многие воды», на к-рых сидит властвующая над миром «блудница» (17. 1; ср.: Иер 51. 13), понимаются как подвластные ей народы (Откр 17. 15).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Об этом приуготовлении Невесты к браку с Господом так размышляет бл. Иероним в толковании на Ис. 35:7 : «Она прежде была жаждущею и непроходимою, не имеющею живой воды, и Господь не проходил чрез неё; но теперь она же расцветет в лилию или, как яснее выразил Акила, καλκωσις, что мы можем назвать распускающеюся розою ещё с неразвернувшимися листками. Расцветет же, чтобы сказать с апостолом: «во всяком месте Христово благоухание есмы ( 2Кор. 2:14–15 ), и оное из Песни Песней: цветы видны на земле, мандрагоры издали благовоние». Так незримо и таинственно в божественной и бесстрастной любви сочетается Богу душа. Глава 8 Невеста взывает к Жениху: 8:1–2 Кто даст тя, брате мой, ссуща сосцы матере моея? Обретши тя вне целую тя, и ктому не уничижат мене. Пойму тя, введу тя в дом матери моея, и в ложницу заченшия мя; тамо мя научиши, напою тя от вина с вонями строенаго, и от воды яблок моих. 8:1–2 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! Тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Невеста утомлена от неопределенности своего положения и своего отношения к Жениху. То над нею осуждающе иронизируют дщери Иерусалимские, то её избивают стражи градские, то даже Сам Жених покидает её. И она с некоторою завистью думает о том, что недоступное и недозволенное ей в её желании близости к возлюбленному своему, вполне было бы доступно, будь он её брат. Тогда эта близость воспринималась бы совершенно естественно и просто, никто не осудил бы и не воспрепятствовал. Естественно, возникает вопрос: разве может Невеста удовлетвориться положением сестры? Разве не жаждет она большего, чем доступно сестре, будь он её братом? Об этом размыслим так: 1 . А разве не по греховной испорченности человеческой природы стал невозможен и возбранен по Закону Моисея брак между единокровными? Ведь через единокровные браки размножился род Адамов, а позднее Ноев. При праотцах Аврааме, Исааке и Иакове единокровный брак был желателен. Таким образом, при возврате к первозданной чистоте и неиспорченности, которая естественно и воспета в Песни Песней, родство не послужило бы препятствием к браку, но, наоборот, было бы для него естественной основой и даже условием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Песнь 1. Ирмос Воду прошед, яко по суху, из Египетска зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю Богу нашему поем. Из Египетска зла – возможно двоякое истолкование: 1) из египетского рабства и 2) от египетских казней (имеются в виду наказания Божии, посланные на Египет, согласно повествованию книги Исход). Я склоняюсь ко 2-му варианту. Воду перейдя как сушу, убежав от египетских казней, израильтянин взывал: поем Избавителю нашему Богу. Тропарь 1 Моисей на море пророчески, видев облаком и столпом древле огненным, славу Господню, вопияше: Избавителю Богу нашему поем. Текст тропаря напоминает об исходе евреев из Египта (Исход, гл. 13–14). Пророчески. – Когда беглецам угрожала погоня египетского войска, и народ охватила паника, Бог, таинственно говоря с Моисеем как с пророком-духовидцем, уверил Его, что пошлет израильтянам Свою чудесную помощь. В Своей речи, как она передана в Библии , Бог трижды повторяет: " Я покажу славу Мою на фараоне и на всем войске Его» ( Исх 14, 4, 17, 18 ). Итак, выражение «пророчески видев» , по отношению к Моисею, может означать: «видев исполнение того, что ему было прежде открыто, как пророку». На море – т. е. при переходе через Красное море, когда по мановению жезла Моисея воды моря расступились перед израильтянами, а затем сомкнулись, потопив гнавшихся за ними египетских колесничников. Облаком и столпом… огненным. – «И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской. (…) Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» ( Исх 13, 18, 21 ). Моисей видев некогда славу Господню на море, – что ему было прежде открыто, как пророку, – и во облаке, и в огненном столбе, восклицал: поем Избавителю нашему Богу. Тропарь 2 Яко каменем, телом покрывся, видением Невидимаго зря, Моисей Боговидец взывааше: Избавителю Богу нашему поем. Книга Исход свидетельствует о явлении Бога Моисею на горе Синай: «…И потом сказал Он: лица моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на той скале. Когда же будет проходить слава Моя, я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе пройду мимо» ( Исх 33, 20–22 ). Св. Григорий Богослов , приводя этот эпизод в одной из своих проповедей, замечает в скобках: «что бы ни означал… камень» , намекая на то, что в его время существовали разные типологические истолкования этого места. Здесь Дамаскин использует одно из них: камень скалы означает телесность, нахождение в смертной плоти, которая не позволяет человеку «видеть Бога как Он есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Так что мы смело говорим: “Господь мне помощник, и не убоюсь: чтò сделает мне человек?”» ( Евр. 13:5–6 ). Климент Александрийский , во второй книге своих «Строматов» много рассуждающий о борьбе со страстями, применяет Нав. 1:5 своим наставлениям: «Величайший из даров нам Божиих, это дар умеренности. Сам Бог говорит: не оставлю тебя и не покину тебя. Как бы так сим говорит Он: позаботься, чтобы оказаться тебе достойным того избрания, которое тебя соединяет со Мною и Моего о тебе промышления» 75 . Иисусу Навину нечего бояться – он будет вести «войну Господню» ( 1Цар. 17:47 ), и Тот, Кто был с Моисеем, будет и с ним. Иисус знал, как близок был Господь к Своему рабу Моисею, «человеку Божию». И вот теперь он слышит: как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. От него же только требуется быть твердым и мужественным: Будь тверд (qzx) и мужествен (/ma) (1:6) – тверд в верности Богу и завету с Ним, в хождении по Его заповедям и мужествен в борьбе с Его врагами. Этот призыв здесь повторен трижды: 1:6,7,9. В 7-м стихе добавлено: будь очень мужествен (dam/ma). К твердости и мужеству Иисус был призываем еще при жизни Моисея, как Моисеем ( Втор. 31:7 ), так и самим Господом ( Втор.31:23 ). К тому же Господь призывал и весь народ: «Будьте тверды и мужественны» ( Втор. 31:6 ). Без твердости и мужества не овладеть землею грозных хананеев. Слабым и трусам не видать победы: Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им. Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих (1:6–7). В мидрашах и послемидрашитской агадической литературе Иисус Навин представляется как верный и старательный исполнитель закона Моисеева, скромный, богобоязненный, и потому мудрый. Эти качества похваляются в так называемых книгах мудрых Израиля (канонические: Иов, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней; неканонические: книга Иисуса сына Сирахова, Притчи Соломона) и в Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Часто размышляла Она о той преблагословенной Деве, через Которую должно произойти рождение Сына Божия, мысленно ублажала служанку Её и смиренно желала таковою быть, не дерзая и думать о том, что Сама будет сею Девою. Душа Ее искала Божественного воплощения. Ориген: « Да лобзает он меня лобзанием уст своих! (1:1). Смысл этих слов такой: доколе жених мой будет посылать мне лобзания чрез Моисея, доколе он будет давать мне лобзания чрез пророков? Я уже желаю коснуться его собственных уст; пусть он сам придет, пусть сам снидет ко мне» В тот великий день 76 Дева Мария, по Преданию, читала книгу пророка Исаии. Ей раскрылись слова: «Се, Дева во чреве приимет...» В увлечении божественной любви и пламенного нетерпения скорее узреть обетованного Мессию, Она стала молитвенно взывать к Его милосердию: «Когда же настанет то вожделенное время, и Создатель Мой благоволит сойти с небес и принять плоть человеческую?» Она жаждет Его воплощения: О, если бы ты был мне брат (через воплощение), сосавший груди матери моей! (так именует Она Деву, служанкою Которой жаждала быть) тогда я, встретив тебя на улице (живущим среди нас), целовала бы тебя (ибо душа Моя любит Тебя) и меня не осуждали бы никакие грехи (8:1). Между нами не было бы никакого средостения. И в тот великий День к святой Деве слетел с небесных высот архангел Гавриил. Небо склонилось к земле. Устами архангела божественный Жених говорил имеющей стать Богоневестою: Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя , радуйся, благодатная! благословенна Ты между женами. Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал – кончились времена ожидания и греховного хлада. Цветы показались на земле; время пения настало – скоро ангельские хоры возвестят о рождении от Тебя Сына Божия. И голос горлицы слышен в стране нашей – ибо Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, с горних высот эта божественная Голубица осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Смоковницы распустили свои почки – ибо кончилось бесплодие Закона (смоковницею означается Ветхий Завет ), начинает плодоносить благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

114 Но все же первая из этих трех точек зрения преобладает. Судя по надписаниям, можно полагать, что авторами отдельных псалмов являются Моисей, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. Моисею принадлежит 89 псалом («Песнь Моисея, человека Божиего»), написанный им, судя по содержанию, после окончания 40-летнего странствования по пустыне. 115 Авторству Соломона принадлежат 71, 126 и 131 псалмы. 71 псалом написан им после восшествия на престол. 126 – после окончания постройки храма. 131 – по поводу перенесения Ковчега Завета из скинии в храм. Существуют также апокрифические псалмы, надписанные именем Соломона. Они входят, однако, в состав Септуагинты. Асаф, Еман и Ефам (Идифун) – левиты времен царя Давида и Соломона. Вместе со своими сыновьями они играли на музыкальных инструментах во время богослужений. «И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещали на цитрах, псалтирях и кимвалах» ( 1Пар. 25, 1 ). Музыканты были разделены на двадцать четыре чреды (см.: 1Пар. 25 ), в соответствии с числом сыновей Асафа, Емана и Идифуна, у которых было, в общей сложности, было двадцать четыре сына, каждый из которых был поставлен руководить чредой музыкантов. Асаф был главным распорядителем священной музыки и пения. Играл он «по наставлению царя» ( 1Пар. 25, 2 ), то есть Давида. У Асафа было четыре сына. Его творения ценились столь же высоко, как и псалмы самого Давида. Материалом для псалмов Асафа послужили события из жизни царя Давида. Считается, что сам он написал псалмы 49, 72, 77, 80 и 81. Авторами псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 считаются потомки Асафа. Еману, левиту из племени Каафы 116 , принадлежит 87 псалом. 1 книга Паралипоменон именует Емана «прозорливцем царским» ( 1Пар. 25, 5 ). У него было четырнадцать сыновей и три дочери. После перечисления сыновей Емана, в 1 книге Паралипоменон говорится: «все эти сыновья Емана, прозорливца царского, по словам Божиим, чтобы возвышать славу его. И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трех дочерей. Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя, или Асафа, Идифуна и Емана. И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь» ( 1Пар. 25, 5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010