Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26)     Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Не­чаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Про­исхождение из духовного сословия располагало его к по­степенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – ака­демия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обу­чение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпуск­ное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было по­священо выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пятая книга Ветхого Завета у евреев называется «Деварим» («Слова»), по первому значимому слову книги; в греческой Библии она озаглавлена Δευτερονμιον, что переводится как Второзаконие. Греческое название означает, что в этой книге содержится повторение законов, изложенных в Книгах Исход, Левит и Числа. 2. Богослужебное употребление Пятикнижия в православной церкви Книга Бытие почти в полном объеме используется за богослужением; так как паремии из Книги Бытие являются рядовыми чтениями в седмичные дни Святой Четыредесятницы, то за шесть седмиц Великого поста вычитывается большая часть всей Книги Бытие. Кроме седмичных дней Великого поста, Книга Бытие употребляется в некоторые праздники. Так, рассказ о первых трех днях творения мира ( Быт.1:1–13 ) является 1-й паремией на Рождество Христово, Богоявление и в Великую Субботу. В Неделю ваий полагается чтение о благословении Иакова Иуде ( Быт.49:1–2, 8–12 ); в Великую Субботу (10-я паремия) – о жертвоприношении Исаака ( Быт.22 ); в праздники Богородичные – о лестнице, виденной Иаковом ( Быт.28:10–17 ). Книга Исход имеет широкое употребление. Благодарственная песнь Моисея, воспетая после перехода евреев через Чермное море (гл. 15), послужила основой для 1-й песни канона на утрене. В качестве же паремий из Книги Исход читаются: главы 1-я и 2-я – на вечерне в первые три дня Страстной седмицы; 2:5–10 (о спасении младенца Моисея из воды) – в Богоявление; 3:1–8 (о явлении Бога Моисею в купине) – в Благовещение Пресвятой Богородицы; 4:15–29 (о явлении Моисея перед израильтянами в Египте) – в Богоявление; 12:1–11 (об установлении Пасхи) – 3-я паремия Великой Субботы; 12:51; 13:1–3, 10, 12–16 (о посвящении первенцев Богу) – в праздник Сретения Господня; 13:20–15:19 (о переходе евреев через Чермное море) – 6-я паремия Великой Субботы; 15:22–27; 16:1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) – в Воздвижение Креста Господня и Богоявление; 19:10–19 (о приготовлении евреев к заключению завета с Богом) – в Великий Четверг; 24:12–18 (о восхождении Моисея на гору Синай) – в Преображение Господне;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия, а накануне совершается торжественное всенощное бдение. Во время вечернего (всенощная) и утреннего (литургия) богослужения звучит множество песнопений, обращенных к Пресвятой Богородице. Главной чертой Сретения является сочетание особенностей Господского и Богородичного праздника, то есть праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Даже богослужебные одежды церковнослужителей могут быть как белыми — как в Господские праздники, так и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет, голубой — чистоту и непорочность Девы Марии. Богослужение Сретения имеет свою специфику. Во-первых, стоит упомянуть о трех паремиях («паремия» по-гречески означает «притча»), то есть отрывков из Священного Писания, чаще всего из Ветхого Завета. Они читаются на богослужении для того, чтобы глубже передать суть праздника. В начале они читались на литургии, а с VII–VIII веков стали читаться на вечерне. Первая паремия передает ветхозаветную историю, в которой рассказывается о происхождении обычая, по которому Иисуса Христа принесли в Иерусалимский храм. Речь идет о событиях, связанных с исходом израильского народа из Египта, спасением еврейских первенцев и учреждением праздника ветхозаветной пасхи. Вторая паремия — это видение пророка Исаии, в котором описано величие Бога на престоле, окруженного серафимами. Книга пророка Исаии глава 6, стихи 1–12 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

http://foma.ru/sreda-15-fevralja-2023-go...

Итак, поговорим о текстах, из которых состоит наше богослужение. МОЛИТВА Конечно, все богослужение постоянно перемежается молитвами в разных видах, начиная с общих ектений и заканчивая молитвами тематическими. Но кроме молитвы, важной частью богослужения является ЧТЕНИЕ Евангелие На первом месте чтения стоит Евангелие , отрывок из которого читается на любой праздничной утрене. Может за одно Богослужение читаться и несколько отрывков: например, в последовании утрени Великого Пятка, читаются 12 характерных отрывков из Евангелий. Кроме утрени, Евангелие может читаться и на вечерне (см.: вечерни в Великий Пяток или первого дня Пасхи ). Так же оно может читаться на часах (на Страстной седмице или в Сочельники Рождества и Крещения Христова ). Напомню, что про Литургию мы сейчас не говорим. Апостол Чтению Евангелия как правило предшествует чтение Апостола (т.е. послания и деяния Апостолов), а так же тексты из Ветхого Завета , хотя и не всегда. Паремии Тексты Ветхого Завета, звучащие за богослужением, называются паремиями , что в переводе означает “прообразы” (того, что произошло в новое евангельское время). Сегодня паремии чаще всего читаются на великой вечерне, образуя некие циклы. Свои паремии есть на Господские праздники. Есть паремии Богородичных праздников: вспомните Лествицу Иакова и притчу Соломона “ Премудрость созда себе дом… ”, вспомните “врата затворенные” из пророчества Иезекииля — все это удивительной красоты прообразования Ветхого Завета о Богоматери. Также есть паремии на памяти святых: преподобнические, святительские и т.д. Читаться зараз могут как один, так и два или даже три отрывка. Например, в будние дни Великого поста на вечерне читаются 2 паремии (из книги Бытия и книги Притчей), а на 6 часе 1 паремия. А в Великую Субботу на вечерне, Устав предписывает чтение 15 паремий. Кстати, почему, знаете? Потому что это чтение сформировалось в те времена, когда в этот день совершалось крещение особенно большого числа оглашенных и происходило это именно в этот момент службы, и чтобы заполнить время совершения Крещения для находящихся на службе читали отрывки из Ветхого Завета. Сегодня в этом (как правило) уже нет нужды, ибо никто не крестит в этот момент, но пока еще большинством эти паремии продолжают читаться во исполнения буквы Устава.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

– Когда возникла практика чтения паремий и есть ли отличия в этом аспекте в древних богослужебных традициях? – Практика использования за христианским богослужением ветхозаветных чтений существовала уже в IV веке, о чем краткое свидетельство находим в «Апостольских постановлениях» (памятник, датируемый 380-ми годами), где сказано, что пасхальную ночь следует проводить в «бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, пророков, псалмы». Более подробное изложение древней практики встречаем в памятнике V века – в армянском переводе иерусалимского Лекционария (Лекционарий – книга, содержавшая богослужебные чтения), где уже указаны ветхозаветные чтения для основных служб годичного круга. Более поздний памятник древней иерусалимской традиции – грузинский перевод Лекционария VII века – уже содержит весьма большое количество паремий, причем паремийных чтений здесь даже больше, чем новозаветных, есть чтения из таких книг, которые в нашем современном богослужении не употребляются: 1 и 2 Царств, книги пророков Осии, Амоса, Наума, Аввакума, Аггея; особенно примечателен тот факт, что в навечерие Богоявления читается отрывок из 3 книги Ездры – книги, которая сейчас даже отсутствует в греческой Библии ! Не исключено, что это вообще единственный случай богослужебного употребления 3 книги Ездры в истории Православной Церкви. Главное же отличие иерусалимской традиции (как и традиций древних восточных Церквей) – употребление ветхозаветных чтений на литургии. Например, на литургии праздника Крещения Господня читали 4 паремии и по одному апостольском и евангельскому чтению. – Если, как Вы говорите, в древней Церкви была широко распространена практика чтения паремий на литургии, то почему у нас паремия читается на вечерне? – Это – прямое влияние богослужебной традиции Константинополя, которую в итоге мы и переняли в полной мере. Здесь действительно паремии читались только на вечерне (за незначительными исключениями). В литургической науке в XX веке доминировала мысль, что до VIII века и в Константинополе было ветхозаветное чтение на литургии, однако современные литургисты (во многом под влиянием работ датской исследовательницы Сиссе Энгберг) сомневаются в этом по причине полного отсутствия константинопольских памятников, в которых была бы отражена подобная традиция. Возможно, отнесение паремий к службе вечерни связано с пониманием самой вечерни как своего рода ветхозаветного богослужения, которое символически отражает время до рождения в мир Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремияна сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремиина большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремийнакануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремийнавечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремийнавечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремийнакануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Великую субботу П. (из Книги прор. Иезекииля) читается на утрене, что является уникальным случаем. Эта П. помещена перед чтениями из Апостола и Евангелия, к-рые по сути занимают в этот день место литургийных чтений. Литургийные чтения перенесены на утреню из-за того, что в Великую субботу литургия не должна совершаться утром, поскольку это день древнейшего - предпасхального - поста. Т. о., П. на утрене Великой субботы можно считать литургийной. Литургийные П. были хорошо известны в традиции древнего иерусалимского богослужения ( Zerfass. 1968); впрочем, вопрос о том, входила ли П. в состав чина литургии в доиконоборческую эпоху в К-поле, является дискуссионным ( Engberg. 2006; Eadem. 2016; Taft. 2011). В тот же день на вечерне, переходящей в литургию (эта служба происходит из древнейшего пасхального бдения; см.: Bertoni è re G. The Historical Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. (OCA; 193); по богослужебным уставам средне-, поздне- и поствизант. эпох, включая ныне действующие, она должна совершаться в субботу вечером, однако на практике совершается обычно в Великую субботу утром), читаются сразу 15 П., содержащих пророчества о Воскресении Христовом (поскольку служба является пасхальным бдением) и о таинстве Крещения (поскольку прямо во время этих П. и совершалось крещение оглашенных). Подражанием именно этой службе является удлинение цикла П. накануне праздников Рождества Христова и Богоявления. В древней практике П. входили в состав соответствующей книги - Профитология , или Паремийника. Визант. Профитологий обычно состоял из 2 частей: П. Великого поста и Страстной седмицы, П. праздников и общих П. ликам святых. В поствизантийскую эпоху П. были распределены по соответствующим богослужебным книгам: П. из 1-й ч. Паремийника вошли в состав Триоди Постной, из 2-й - в состав Минеи служебной, Минеи общей, Триоди Цветной и Постной. В совр. практике П. печатаются в составе указанных книг, хотя и предпринимаются попытки вернуть Профитологий в обиход как самостоятельную богослужебную книгу.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

Кто-то может сказать: «Ох, что-то здесь слишком многое нужно принять на веру». Но пока вы не закрыли этот текст или не выключили видео, я внесу еще большее смущение в ваше постмодернистское сознание. Этот праздник выражает целостность, непрерывность Откровения не только от апостолов к святым отцам – но и от ветхозаветного Авраама к этим отцам. На вечерне этого праздника читается паремия, отрывок из главы 14-й Книги Бытия. В нем описывается, как Авраам, узнав о том, что его родственник Лот попал в плен, собрал маленькую армию из 318 своих слуг и освободил Лота. Чтение именно этого отрывка из Ветхого Завета, говорящего о 318-ти домашних слугах Авраама, аллегорически говорит нам о том, что 318 Отцев 1-го Вселенского Собора так же являются как бы воинством Бога Авраама. Т.е. что Бог Авраама – это Бог святых отцов. …В таинстве Церкви есть много моментов, которые с наскоку не понять. Особенно из-за человеческих грехов, ошибок и слабостей. Например, церковные разделения или же насильственное преследование еретиков. И тем не менее – в это день мы празднуем тот замечательный факт, что Господь даровал Откровение именно людям, человечеству, в соборном контексте Церкви. И все мы призваны жаждать этого Откровения – этой мудрости, которая дана нам в призывающем к смирению историческом контексте Церкви. Да-да, именно к смирению. Нужно очень много смирения, чтобы быть частью того, что мы называем Церковью. Чтобы принять Откровение, дарованное не отдельным, разъединенным индивидам, но соборно, общине верующих, Церкви. Реальность Церкви Христовой приводит нас к принятию друг друга, т.е. несовершенных людей, с верой в искупленное человечество. Ибо наше человечество искуплено в богочеловеческом Теле Церкви. Как сказано в икосе на утрени в Неделю святых отец 1-го Вселенского собора: «…Услышим Божью Церковь, вопиющую : Жаждущий да идет ко мне и пьет; чаша, которую я держу, есть чаша премудрости, питие истины в ней я растворила словом, изливает она воду не прекословия, но исповедания. Из нее пьет нынешний Израиль и созерцает Бога возглашающего. Видите, видите, что это – Я Сам, и Я не изменяюсь. Я, Бог – первый, Я – Бог и после того, и кроме Меня вообще нет иного. Потому причащающиеся насытятся и восхвалят благочестия великое таинство».

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Делая таковые сличения, мы убедились, что в новом издании сделаны некоторые изменения в порядке текста, кое-что исправлено, много прибавлено, а кое-что лишнее даже выкинуто. Многое, разумеется, оставлено в прежнем виде и наконец, есть места даже такие, которые хотя исправлены, но почему-то либо не совсем правильно, либо правильные указания прежних изданий заменены ошибочными. Все это, взятое вместе, понудило нас заняться предлагаемым трудом. К этому нужно заметить, что мы будем касаться не опечаток, а исключительно, –неправильностей, хотя существующие в издании опечатки очень напрашиваются на исправление, напр.: на стр. 165 сказано, что отличие великой вечерни от вседневной, между прочим, составляет «паремия» (вместо «паремии»); затем и распорядок этих отличий вечерни великой не такой должен быть и «стихиры» должно было показать под лит. Б, а не Г, так как стихиры следуют раньше входа, а речь здесь идет не о стихирах на стиховне, и др. Наконец, – пропуск слов: «Господи Владыко», пропущено «и» (таблица вечерни), «Пресвятая (вместо «Всесвятая») Троице» на стр. 349, «Сый благословен Бог», пропущено «Христос» и пр. Итак, начнем разбор указанного в предисловии отдела этой книги, ссылаясь на страницы издания 1907 года. стр. 144 Сперва коснемся рубрики «Великая вечерня» и укажем на сам распорядок, где вечерня, совершаемая не на бдении, разделяется на два отдела случаев, причем указание во втором отделе под 4) должно очевидно быть отнесено к отделу первому под цифру 5), так как вечерни в сочельники и в великий пяток относятся к последующему дню, а не к истекающему. Погрешность эта кажется неважной, но для «изучающих» устав, она может служить недоразумением. стр. 147 В рубрике «Часы великопостные» под цифрой 1) сказано, что если в среду и пятницу сырной недели случатся перечисленные здесь же праздники, то совершаются обыкновенно вседневные часы. – Слово «обыкновенно» должно быть выкинуто совсем. стр. 165 На этой стр. в четвертой сноске сказано, что на малой вечерне однажды положена паремия на субботу сырную, если в этот день случится Сретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Во время чтения П. служащему духовенству положено восседать на «сопрестолии», т. е. там же, где и во время чтения Апостола на литургии. Чтения Апостола происходят при открытых царских вратах, на время чтения П. царские врата затворяются. Однако если П. окружается прокимнами - как в дни Великого поста или особыми тропарями - как в навечерия Рождества Христова и Богоявления или части самих П. исполняются певчески - как в Великую субботу, царские врата на время пения отверзаются. В нек-рых случаях П. заимствуются не из книг ВЗ, а из апостольских Посланий (как правило, в дни празднования памятей апостолов, составивших эти тексты; но есть и иные примеры заимствования П. из НЗ вместо ВЗ). В таких случаях царские врата на время чтения П. остаются отверстыми. Каждая П. предваряется объявлением заглавия книги, из к-рой заимствовано чтение, и возгласом диакона (или, при его отсутствии, священника): Πρσχωμεν (  ), т. е. «будем внимательны». П. действительно заслуживают особого внимания, т. к. в правосл. богослужении литургическое чтение ВЗ существует только в форме П., к-рые звучат лишь накануне праздников и в великопостный период, т. е. отмечают собой особые дни года (в отличие от П. псалмы из Псалтири и библейские песни, исполняемые в составе всех служб суточного круга ежедневно, являются не чтениями, а песнопениями). Можно сказать, что чтение П. на вечерне (или на часах, а в Великую субботу - на утрене) - такой же важный момент богослужения, как чтение Апостола на литургии, уступающий по значению лишь чтению Евангелия. Лит.: Rahlfs A. Die alttestamentlichen Lektionen der griechischen Kirche. B., 1915. (Mitteilungen des Septuaginta-Unternehmens; 1/5); Zuntz G. Das byzantinische Septuaginta-Lektionar («Prophetologion»)//Classica et mediaevalia. Cph., 1956. Vol. 17. P. 183-198; Zerfass R. Die Schriftlesung im Kathedraloffizium Jerusalems. Münster, 1968; Engberg S. G. The Prophetologion and the Triple-Lection Theory: The Genesis of a Liturgical Book//BollGrott. Ser. 3. 2006. Vol. 3. P. 67-92; eadem. The Needle and the Haystack: Searching for Evidence of the Eucharistic Old Testament Lection in the Constantinopolitan Rite//Ibid. 2016. Vol. 13. P. 47-60; Old Testament in Byzantium/Ed. P. Magdalino, R. S. Nelson. Wash., 2010; Taft R. F. Were there once Old Testament Readings in the Byzantine Divine Liturgy?: Apropos of an Article by S. G. Engberg//BollGrott. Ser. 3. 2011. Vol. 8. P. 271-311.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010