В стихирах на праздник Преображения Господня воспроизводится внешняя обстановка этого события: молитва Спасителя, сон учеников, свет на вершине горы и сияние Спасителя, появление пр. Моисея и Илии, беседа с ними Господа, страх апостолов и голос Бога Отца. Параллельно с этим в стихирах раскрывается внутренняя сторона этого события и указывается цель Преображения Господня. Иисус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и этим укрепить их веру перед предстоящими Ему страданиями, показать “светлость” Своего воскресения, научить тому, что добродетельные люди удостоятся Божественной славы, и чтобы “облистать светом почерневшее Адамово естество”. В стихирах и тропарях канона сопоставляется явление Бога Моисею на горе Хорив с настоящей его беседой с Господом Иисусом и указывается, что теперь исполнилось пророчество царя Давида, возвещавшего, что “Фавор и Ермон о имени Его (Господа) возрадуются”. Стихиры праздника приглашают верующих молиться, чтобы Господь “озарил всех светом неприступной Своей славы”. Содержание паремий (избранных отрывков из книг Ветхого Завета, читаемых в вечерне, следующее. Первая паремия ( Исх. 24:12–18 ) повествует о пребывании Моисея на Синайской горе; вторая паремия ( Исх. 33:11–23, 34:4–8 ) – о явлении славы Божией Моисею; наконец, третья паремия ( 3Цар. 19:3–16 ) рассказывает о явлении славы Божией пророку Илии. В конце вечерни и на других богослужениях поется следующий тропарь. Тропарь Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Изменив свой вид на горе, Христе Боже, Ты показал Своим ученикам славу Твою, насколько они могли выдержать. Пусть, молитвами Богородицы, и нам грешным воссияет Твой вечный свет! Податель света, слава Тебе. Кондак На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание бо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Все, кто бывает в храме хотя бы и нерегу- лярно, слышали: «Пророчества Исаиина чтение…» или «Притчей чтение…». Это значит, что сейчас на вечерне (как пра- вило, именно на ней) будет читаться па- ремия (или паримия – оба написания допустимы) – фрагмент Ветхого заве- та, связанный с тем новозаветным собы- тием, которое Церковь начинает праздно- вать вечером (литургические сутки начи- наются с вечера, как известно) и продол- жит на следующее утро. Наш собеседник Алексей Кашкин расска- жет о том, какой может быть эта связь, о паремиях, включенных в последование двунадесятых праздников. Зачем в храме читается Ветхий Завет в виде паремий? Без паремии не может быть полноценно раскрыто содержание христианского праздника; ведь два Завета неразделимы, Ветхий Завет – неотрывная часть Священного Писания. Празднуя событие новозаветной истории, Церковь всегда находит в Ветхом Завете какой-то прообраз этого события, иногда явный, иногда более скрытый. Почему паремия читается на вечерне? Вечерня – это по содержанию своему богослужение ветхозаветное, оно символически отражает время до рождения в мир Спасителя. В современном богослужении паремия используется не так часто, как в древности. Например, сегодня на Литургии паремии не читаются: чинопоследование святителя Иоанна Златоуста и Василия Великого этого не предусматривает. А чинопоследование древней Литургии святого апостола Иакова обязательно включает паремию. Видимо, ранние христиане в большей степени, нежели мы, ощущали необходимость чтения Ветхого Завета за богослужением. Кроме того, чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. В первые века христианства Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. Сегодня у нас есть три праздника, богослужение которых включает большое число паремий, а остальные великие и двунадесятые праздники – по три паремии. Много паремий читается на Рождество Христово, на Богоявление и в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Третье приложение включает богородичные отпустительные воскресные восьми гласов, поемые после тропарей в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение. Всего имеется 8 таких богородичных, что соответствует количеству гласов. Четвертое приложение включает богородичные отпустительные, поемые после тропарей святых без знака или шестеричных святых. Поиск богородичного в этом приложении зависит, как и во втором приложении, не только от гласа, но и от дня недели. Гимнография Минеи: самоподобен, подобен, самогласен, паремии Самоподобен (αυτομελον) – песнопение, метрика и мелодия которого служит образцом для метрики и мелодии другого песнопения. Подобен (προσομια) – песнопение, которое заимствует для себя метрику и мелодию у другого песнопения, самоподобна. Самогласен (ιδιομελον) – песнопение, которое в своей мелодике и метрике совершенно самостоятельно, не заимствует их у других песнопений и не служит образцом для других песнопений. Паремия – это отрывок из Священного Писания, в котором раскрывается тема празднуемого события. Наименование паремии происходит от греческого παροιμα – притча, поговорка. Паремии читаются обычно на вечерне после прокимна (три паремии), а также на 6 часе в Великом посту (из пророка Исайи – одна паремия) и на Царских часах. Паремии бывают из Ветхого и Нового Завета. Ветхозаветное чтение обычно имеет по отношению к празднику прообразовательное значение. Например, в Богородичные праздники могут читаться отрывки о переходе через Чермное море (прообраз девственного рождения), о неопалимой купине, видении лестницы Иаковом, видении Иезекиилем затворенных северных врат. Так Православная Церковь толкует Библию своим богослужением. Иными словами, богослужение отражает экзегетическую традицию Церкви. При чтении ветхозаветных паремий Царские врата иконостаса закрываются. При чтении новозаветных – остаются открытыми. Этим показывается, что ветхозаветные события являются прообразом новозаветных. В уставе паремии обозначаются словами «чтения» или «чтения три». Триодь Наименование и состав

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

– Как и Рождество, Богоявление предваряется навечерием, или крещенским сочельником, – днем строгого поста. Утром нас ждет длительная служба – Великие часы, Великая вечерня и затем Литургия святителя Василия Великого … – Да, но в этом году Крещение выпало на понедельник, в связи с этим нас ждут определенные изменения в праздничном цикле. Великие (в обиходе – Царские) часы будут совершены в пятницу, а Великая вечерня, на которой читается 13 ветхозаветных паремий,– накануне, в воскресенье, но уже после Литургии святителя Иоанна Златоуста . Вечером в воскресенье – всенощное бдение, а наутро в понедельник – Литургия святителя Василия Великого и освящение воды. – Каково содержание крещенских Великих часов и Великой вечерни? – Схема та же, что и на Рождество. Но отметить следует вот что. И на часах, и во время вечерни мы слышим псалмы и паремии (напомним, что паремия – это фрагмент ветхозаветного текста, читаемый во время богослужения), в которых так или иначе упоминается вода. Где-то она упоминается лишь мимоходом, где-то говорится о чудесном действии, совершенном посредством воды. Примеры – паремия об исцелении сирийского военачальника Неемана пророком Елисеем (см.: 4Цар. 5 ); о переходе Израиля через Чермное море (см.: Исх. 14 ); о переходе израильтян через Иордан при Иисусе Навине (см.: Нав. 3 ). А апостольские чтения на каждом из Великих часов связаны с Таинством Крещения. Что вполне понятно – ведь это тексты уже новозаветные. Также на каждом из часов читается Евангелие: на первом и на девятом – от Матфея, на третьем и шестом – от Марка. Евангелие, читаемое на первом и третьем часе, рассказывает об Иоанновой проповеди , на шестом и девятом – непосредственно о Крещении Господа в Иордане. На Великой вечерне, которая, напомню, будет в этом году совершаться в воскресенье после Литургии, мы услышим стихиры, в которых вновь раскрывается смысл праздника: « Приклонил еси главу Предтечи (перед Предтечей, под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– Как и Рождество, Богоявление предваряется Навечерием, или Крещенским сочельником, – днем строгого поста. Утром нас ждет длительная служба – Великие часы, Великая вечерня и затем Литургия святителя Василия Великого … – Да, но когда Крещение выпадает на воскресенье или понедельник, в праздничном цикле происходят изменения. Великие (в обиходе – Царские) часы совершаются в пятницу, а Великая вечерня, на которой читается 13 ветхозаветных паремий,накануне (соответственно, в субботу или воскресенье) утром, но уже после Литургии святителя Иоанна Златоуста . Вечером, в канун праздника – всенощное бдение, а наутро, в самый праздник, – Литургия святителя Василия Великого и освящение воды. – Каково содержание крещенских Великих часов и Великой вечерни? – Схема та же, что и на Рождество. Но отметить следует вот что. И на часах, и во время вечерни мы слышим псалмы и паремии (напомним, что паремия – это фрагмент ветхозаветного текста, читаемый во время богослужения), в которых так или иначе упоминается вода. Где-то она упоминается лишь мимоходом, где-то говорится о чудесном действии, совершенном посредством воды. Примеры – паремия об исцелении сирийского военачальника Неемана пророком Елисеем (см.: 4 Цар. 5 ); о переходе Израиля через Чермное море (см.: Исх. 14 ); о переходе израильтян через Иордан при Иисусе Навине (см.: Нав. 3 ). А апостольские чтения на каждом из Великих часов связаны с Таинством Крещения. Что вполне понятно – ведь это тексты уже новозаветные. Также на каждом из часов читается Евангелие: на первом и на девятом – от Матфея, на третьем и шестом – от Марка. Евангелие, читаемое на первом и третьем часе, рассказывает об Иоанновой проповеди , не шестом и девятом – непосредственно о Крещении Господа в Иордане. На Великой вечерне мы услышим стихиры, в которых вновь раскрывается смысл праздника: «Приклонил еси главу Предтечи (перед Предтечей, под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Наиболее близкая к первоначальному тексту редакция Студийского синаксаря сохранилась в так называемом Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 года, дошедшем до нас только в славянском переводе (см.: Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001). Как и в Типиконе Великой церкви, службу Благовещения в Великую субботу здесь предлагается совершать по аналогии с уставом соединения благовещенского последования со службой Великого четверга. Общий порядок, следовательно, таков. На вечерне в Великую пятницу: стихиры дня (т. е. Великой субботы) и праздника (т. е. Благовещения), «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читаются паремии дня и праздника (как известно, в константинопольском послеиконоборческом лекционарии Благовещение имеет 5 паремий — 3 общих Богородичных и 2 особенных, Исх 3. 1b — 8a и Притч 8. 22–30, пророчествующих о Боговоплощении; здесь читаются только 3 общих Богородичных паремии); следует пение «Да исправится…»; читаются Апостол и Евангелие дня и совершается литургия Преждеосвященных Даров (в древней константинопольской практике в Великую пятницу всегда совершалась литургия Преждеосвященных Даров). На утрене в Великую субботу: на «Бог Господь» — тропарь праздника и тропарь дня («Благообразный Иосиф»); после кафизмы (следует заметить, что знаменитых похвал Великой субботы в уставах студийской традиции еще не было — они появляются только в Иерусалимском уставе, да и то не сразу, — кафизма пелась с обычным припевом «Аллилуия») — седальны праздника и дня; затем — степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие праздника; после 50 псалма —каноны праздника и дня (по 3 песни — кондак дня, по 6 песни — кондак праздника); на хвалитех стихиры праздника и дня; чтения в конце утрени — Великой субботы. Днем в Великую субботу должен совершаться крестный ход. На вечерне в Великую субботу: стихиры дня и праздника, «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читается первая паремия дня, а затем — 2 особые паремии праздника и, наконец, оставшиеся паремии дня; после малой ектении — «Елицы во Христа крестистеся» (эта особенность службы Великой субботы, связанная с ее крещальным характером, специально отмечена как отличие устава соединения Благовещения с Великой субботой от устава его соединения с Великим четвергом); прокимен дня; Апостол и Евангелие — праздника и дня; совершается литургия свт. Василия Великого (Там же. С. 337–339).

http://patriarchia.ru/db/text/221536.htm...

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На полиелее – величание праздника. Канон праздника «Сушу глубородительную землю» – творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания). Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) – (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности – в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а на 6 часе и на вечерне читается паремия. Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная Триоди поется на великой вечерне праздника, на стиховне на «Слава» и на утрене на «Слава» на хвалитех. Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В виду важности содержания прокимна будем, братия, с особенным вниманием вслушиваться в содержание его, к чему и святая церковь призывает нас словами: «вонмем, мир всем, премудрость». (Сост. по указ. источн.) 10. Беседа о паремиях После обряда входа, на праздничной вечерне, читаются паремии, т.е. отделения из ветхозаветных, иногда (в праздники апостольские) из новозаветных книг. Паремиязначит притча, т.е. такое учение, в котором истина содержится под покровом иносказания или под видом сжатого многознаменательного изречения. Собрание таких притчей представляет известная книга Соломонова – Притчи. Название паремий усвоено чтениям из святого писания на вечерне (а также на великопостных и царских часах) потому, что многие из них содержанием своим, пророчественным или прообразовательным, указывают прикровенно, подобно притчам, на лица или события, воспеваемые в той церковной службе, в состав которой входят, и все вообще преподают уроки мудрости, которые каждый может прилагать к себе, усматривая в них прикровенное отношение лично к себе, как бы ни было обще их содержание. Значение паремий в этом последнем смысле мы указываем, имея в виду паремии рядовые, которые для повседневных вечерних служб в пост четыредесятницы берутся подряд из книг Бытия и Притчей. Слушая такие паремии в церкви и не видя их применения к тому или другому дню четыредесятницы, к которому они приурочены, каждый из нас должен применять их только к себе, например повествование из книги Бытия о падении Адама должен относить к себе в том смысле, что и мы на месте Адама, пожалуй, также бы согрешили и что история грехопадения Адамова повторяется с каждым из нас больше или меньше. Что же касается до вечерних паремий в праздники, также во дни страстной седьмицы, то такие паремии всегда имеют отношение к этим праздникам или дням, иногда близкое, иногда отдаленное, косвенное. Так одни из них прообразовательно указывают на воспоминаемое событие: например, паремии о жертвоприношении Исаака, о тридневном пребывании Ионы во чреве кита читаются в навечерие Пасхи потому, что эти события прообразовали смерть и воскресение Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Посещение всенощного бдения очень важно для целостного восприятия и православного богослужения в общем и для Божественной литургии в частности. Фактически в этимологическом и даже содержательном смысле и всенощное бдение, и часы, и Литургия составляют одно целое – одно богослужение, которое можно, на мой взгляд, объединить под словом Литургия (в переводе с греческого – «общее дело, служение»). Но во всенощном бдении можно выделить наиболее важные моменты службы. С Божьей помощью назовем их: само начало богослужения с возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», являющимся исторгнутым из глубины жизни Церкви сугубым начальным славословием Богу, каждение на предначинательном 103-м псалме при открытых Царских вратах, вход на вечерне с последующим чтением паремий, чтение шестопсалмия, полиелей с чтением Евангелия, каждение на «Честнейшей», завершающее богослужение, великое славословие. Каждый из моментов требует предельного внимания молящегося. Поговорим о чтении паремий. К сожалению, часто приходится видеть, как люди без должного уважения относятся к чтению паремий. Как только чтец выходит на середину храма и раскрывает книгу, начиная возглашать Священное Писание, тут уж пошли и свечи ставить, и разговаривать, в общем, заниматься своими делами, упуская Слово Божье, читаемое специально для нас, являющееся животворным родником для души. И, конечно, совершается двойной грех. С одной стороны, нерадивая беспечность, когда Слово Божье проходит мимо наших ушей, мимо сердца, мимо души. Мы упускаем возможность богообщения, созерцания Господа, нашего исцеления глаголом, исходящим из уст Его. С другой стороны, в этом есть нотки святотатственные, когда человек во время богослужения поворачивается к своему Создателю внутренне – спиной, тем самым оскорбляя Его. Итак, что же такое паремия? Во-первых, ее нужно рассматривать в неразрывной связи со входом на вечерне. Когда во время пения определенных молитвословий (на воскресной службе – это догматики, на двунадесятые праздники – стихира праздника) священники выходят из алтаря северными диаконскими дверями, идут по солее, становятся напротив Царских врат лицом к ним, благословяют их с молитвой «Благословен вход святых Твоих…», что обозначает: в это время все святые и Ангелы вместе с батюшками совершают вход. Потом священник крестообразно благословляет кадилом (либо Евангелием) Царские врата, поворачивается, целует иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы возле Царских врат, благословляет свещеносцев и входит в алтарь Царскими вратами. Это священнодействие – символ того, что Христос пришел в мир спасти людей. Царские врата символизируют Пресвятую Богородицу, посредством Которой Спаситель пришел в мир. Возглас «Премудрость, прости» обозначает, что сейчас будет звучать слово Премудрости, внимая которое мы должны стать ровно, выпрямиться, но не только внешне, но и внутренне.

http://pravoslavie.ru/98938.html

Об исполнении пророчества Иоиля в день первой по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит св.ап.Пётр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, то, увидев их говорящими на разных языках «якоже Дух даяше им провещавати» ( Деян.2:4 ), удивлялись и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Пётр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Св.Духа и привёл текст пророчества с заменой начальных слов «по сих» словами «в последния дни» ( Деян.2:14–21 ). Свою речь перед иудеями и прозелитами ап.Пётр закончил призывом их к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Св.Духа. «Вам бо есть обетование и чадом вашым и всем дальним, елики аще призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). Следовательно, по толкованию ап.Петра, ниспослание благодати Св.Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и другие таинства) во все времена Её исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения. 2:30–32. С обетованием о ниспослании даров Святого Духа у пророка Иоиля соединяется предвозвещение наступления «дня Господня», т.е. праведного суда, в который спасутся только призывающие имя Господне, и изображаются знамения второго пришествия (2:30–32) очень сходно с указанными в Евангелии от Матфея (24:29–30). Слова пророчества Иоиля: «И будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется» ап.Павел приводит в Послании к Римлянам ( Иоиль 2:32 Рим.10:13 ). 4 . Богослужебное употребление книги пр.Иоиля Из книги пророка Иоиля, соответственно её мессианскому значению, заимствуются три паремии: 2:23–32 – пророчество об излиянии Св.Духа – читается как паремия на вечерне в день Пятидесятницы, когда вспоминается исполнение этого пророчества; 2:12–26 и 3:12–21, изображающие суд Божий, читаются как паремии на часах и вечерне в среду Сырной седмицы, которая посвящается воспоминанию Страшного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010