Евр 9:1–7 21 ноября, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Послание к Евреям, зачало 321А Братья, этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, пока существует первая скиния. Она есть притча для настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным воздающего служение Богу: это только предписания, относящиеся к плоти, с яствами и питиями и различными омовениями, наложенные до времени исправления. И поэтому Он есть посредник Нового Завета, чтобы после смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных при первом завете, призванные получили обещанное вечное наследие. Ибо, где завещание, там необходимо установление смерти завещателя. Завещание ведь действительно при наличии мёртвых, потому что оно никогда не имеет силы, пока жив завещатель. Потому и первый завет не утвержден без крови. И действительно, когда Моисей огласил по Закону каждую заповедь всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водою и шерстью багряной и иссопом, окропил, как самую книгу, так и весь народ, говоря: “Это кровь Завета, который заповедал вам Бог”. И окропил также кровью скинию и все сосуды богослужебные. И по Закону почти всё освящается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное – жертвами лучшими. Евр 9:8–10; 15–23 Вторник 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 321Б Братья, Христос, придя как Первосвященник будущих благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения, и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, – вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление. Ибо, если кровь козлов и быков и пепел телицы окроплением оскверненных освящает к чистоте плоти, – тем более кровь Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому и Истинному. Евр 9:11–14 Неделя 5 Великого поста. Послание к Евреям,

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

И вот уже Апостол Павел может радостно воскликнуть: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ). Тот, кто верит и надеется, тот уже сейчас и здесь начинает жить в свете Царствия Божия, жить жизнью полной, осмысленной, устремляющейся к своей конечной цели. Тот не станет отгонять от себя мысль о конце века сего, но, видя в нем новое начало, будет носить в себе эту мысль как светильник, как драгоценную жемчужину надежды. Христианская надежда – семя вечной жизни. В Господе Иисусе Христе человек живет уже не в этом мире, не в «веке сем», в котором он должен умереть и исчезнуть. В Иисусе Христе человек уже живет на небе, в предвосхищении радостного Дня Господня, залитого Божественным светом. 1я неделя Великого поста, 8 марта 2009 г. ( Евр.11:24-26, 32-40, 12:1-2 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 24 Верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона. 25 Кратковременным наслаждениям греха он предпочел страдание с народом Божиим 26 и поругание Христа он счел богатством бóльшим, чем сокровища Египта, ибо свой взор он устремлял на воздаяние. 32 И что еще сказать? Ведь никакого времени не хватит мне рассказывать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле и о тех пророках, 33 которые верою побеждали царства, вершили правосудие, получали обещанное Богом, заграждали пасти львов, 34 гасили мощь огня, избегали острия меча, вставали в силе из немощи, становились крепкими в бою, обращали в бегство полчища врагов. 35 Некоторые женщины обретали своих мертвых сыновей воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от предложенного им избавления, чтобы встретить лучшее воскресение. 36 Иные терпели издевательства и бичевания, иные – оковы и темницу. 37 Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечом; они скитались в овечьих и козьих шкурах, терпели лишения, гонения и муки, – 38 и это те, которых не был достоин мир! – блуждали по пустыням и горам, пещерам и ущельям. 39 И все они, имевшие столь доброе свидетельство за веру, не получили обещанного, 40 поскольку Бог, предусмотрев нечто лучшее для нас, не пожелал, чтобы они без нас достигли совершенства.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, способный снисходить к немощным и заблуждающимся, поскольку и сам подвержен немощи; из-за нее он и должен, как за народ, так и за себя, приносить жертвы о грехах. И никто сам себе не присваивает этой чести, но призываемый Богом так, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”; как и в другом месте Он говорит: “Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека”. Евр 4:14–5:6 Аллилуиа, глас 1: Стих: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Аллилуия, глас 8 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73 , 2А, 12 Евангелие от Марка, зачало 37: Евангелие от Марка, зачало 37 Рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми. И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе. Сказал Господь: Кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною. Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мip, а душе своей повредит? Ибо что даст человек в выкуп за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И говорил Он им: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе. Мк 8:34–9:1

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-t...

ко Евреем, зачало 304. Апостол Послание к Евреям, зачало 304 В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся, якоже риза, обетшают. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся. Кому же когда из Ангелов сказал Бог: “Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих”? Не все ли они – служебные духи, посылаемые на служение для тех, кому предстоит наследовать спасение? Сего ради подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем. Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние. Како мы убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися? Потому мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное чрез Ангелов слово оказалось твердым, и всякое преступление и ослушание получало справедливое воздаяние, то как мы избежим, пренебрегая столь великим спасением, которое, взяв начало с говорившегося Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него? Евр 1:10–2:3 И святителю, ко Евреем, зачало 318: И святому Послание к Евреям, зачало 318А Братие, таков нам подобаше архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше Небес быв. Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес. Закон бо человеки поставляет первосвященники, имущыя немощь: слово же клятвенное, еже по законе, Сына во веки совершенна. Глава же о глаголемых: такова имамы первосвященника, иже седе одесную Престола Величествия на Небесех, святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Насаждённые в доме Господнем/во дворах Бога нашего расцветут. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Пс 91:14; 32:1 Апостол к Римлянам, зачало 121 от полу. Апостол. Послание к Римлянам, зачало 121Б Братие, молю вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. Ваше бо послушание ко всем достиже. Радуюся же еже о вас. Хощу же вас мудрым убо быти во благое, простым же в злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь. Братья, призываю вас следить за производящими разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо таковые Господу нашему Иисусу Христу не служат, но своему чреву, и речами приятными и складными обольщают сердца простодушных. А ваше послушание стало известно всем; потому я радуюсь о вас, но хочу, чтобы вы были мудры на добро и бесхитростны на зло. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь. Рим 16:17–20 Аллилуия не поётся. Евангелие от Матфея, зачало 75. Евангелие от Матфея, зачало 75 Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и, спасти погибшаго. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с собою паки единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь церкви; аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех. На сугубой ектении, прибавляются прошения:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Древо познания добра и зла 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Неделя сыропустная Слово в Неделю воспоминания Адамова изгнания Накануне Великого поста мы должны осмыслить, что происходит с каждым человеком и со всем человечеством. Это воскресенье называется воспоминанием Адамова изгнания. Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему. Одна запретная заповедь была у человека: не вкушать от древа познания добра и зла. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, — сказал Господь, — смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная возможность познания зла. И человек знал, что зло существует вовне, и оно смертельно опасно. Почему же он не поколебался даже мыслью и бесстрашно прикоснулся к злу, зная о заповеди Божией? Мы видим, что в этот таинственный момент воля человека перестает быть всецело устремленной к Богу. И совершается мгновенное изменение его внутреннего мира. Человек, который познал зло, согрешил, становится совершенно другим, с другим восприятием жизни. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, а неестественным ему кажется то, что было раньше. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15—16). Когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем в них то, что было при первом грехопадении. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). «Дерево хорошо для пищи» — это похоть плоти. «Оно приятно для глаз» — это похоть очес. Оно «вожделенно, потому что дает знание» — это гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

http://moral.ru/adamovo-izgnanie/

Прочие же одиннадцать, сердцем воспринявшие слова сегодняшнего евангельского зачала о смирении и подражавшие примеру Учителя в служении из любви, прославились и на земле и на небесах, и во времени и в вечности. Как Иуда, закончили и все те, кто отверг учение и пример Христов; а как прочие одиннадцать апостолов, закончили и все те, кто усвоил спасительное учение и подражал непревзойденному примеру. Тысячи иуд взрастила земная история человечества, но и тысячи тысяч православных и верных учеников и последователей Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И как Господь победил в конце Своей кратковременной земной истории, так победит Он и в конце всей долгой всемирной истории. Воинство спасенных и прославленных последователей Его будет несравненно большим, чем воинство Его противников - богоборцев и друзей диавола. О, если бы и нам оказаться в войске спасенных и прославленных! О, если бы и нас помиловал Господь Иисус Христос в последний день, когда солнце земное внезапно помрачится, чтобы никогда более не воссиять! Сладчайший и животворящий Господи, прости нам грехи наши прежде дня оного! Презри все дела наши, как нечистые и ничтожные, и спаси нас по одной Твоей безмерной милости, по коей и пришел Ты на землю, да спасешь нас, недостойных. Тебе подобает слава, Господи великий и дивный, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.  Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря Ин., 41 зач., 12:1-18. Кто приносит в дом радость? Добрый гость. Кто приносит в дом еще большую радость? Друг дома. Кто приносит в дом наибольшую радость? Домовладыка, возвратившийся после долгого отсутствия. Блаженны руки, простершиеся ко Христу и принявшие Его как доброго гостя! Блаженны уста, приветствовавшие Его как друга! Блаженны души, поклонившиеся Ему с хвалебною песнью как домовладыке! За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Скачать epub pdf РАДОСТЬ ХРИСТИАНИНА (Неделя православная) «Радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир». Среди печальных дней великого поста, когда усилены наши молитвы и воздержания, когда мы скорбим и плачем о своих согрешениях, – нашу смиренную душу посещает и радость. Когда очищением от своих грехов в таинстве покаяния приступили мы к святой чаше жизни и вкусили Пречистого Тела и Крови Христовой – в нашу душу нисшел мир, покой, радость о Духе Святом... Откуда сие? Если посмотреть на наше причащение Христовых таин со стороны, глазами неверующего, то здесь несомненно чудо, сверхестественное явление. В самом деле, подходят к чаше люди смущенные, скорбные, а отходят радостные, покойные, с светлыми лицами. Что это, как не чудо? Почему? – Потому что мы вкусили не какой-либо обыкновенной пищи, а Самого Тела и Крови Христовых. Только для неверующего все это страшно и непонятно, хотя духовного преображения нашего, совершающегося у него на глазах, неверующий отрицать не может. «Душевный человек, говорит Св.Апостол, не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Для верующего же христианина ясно здесь видна сила Божия, как о сем говорит наш Спаситель: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). Здесь указана для тебя, возлюбленный, цель твоей жизни и вместе с тем твое счастье и постоянная духовная радость – в общении с Богом. Когда скорби обойдут тебя, найдет уныние и ужас от зла окружающего, не падай духом: Спеши в храм Божий православный, очищай душу свою в таинстве покаяния и приступай к Святой Чаше. И ты вкусишь и увидишь: как благ Бог, узнаешь, что в общении с Богом именно и есть то настоящее счастье, которого никто из людей и ничто земное дать тебе не смогут... А в нынешнюю неделю православия к этой нашей личной радости присоединяется еще другая: радость за Церковь Божию, которая ныне празднует победу над всеми многочисленными врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

[«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».] Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. [«В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя. Ты, Христе Боже, воскресил из мёртвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе – победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».] Стих 2. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Израилев, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 3. Да речет убо дом Ааронь яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Ааронов, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 4. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажут ныне боящиеся Господа, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Прокимен и причастен, глас 4 Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. [«Благословен Идущий во имя Господне. Бог – Господь и Он явился нам».] В страстную седмицу Название Страстная седмица эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Великий понедельник В Великий понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т. е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. 298. 689 Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж, 1933. С. 220. 690 См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. — The Lenten Triodion. London, 1977. P. 40—43. Перу Филофея Коккина принадлежит служба св. Григорию Паламе во 2-ю Неделю Великого поста, а перу Геннадия — канон св. Григорию. Подробнее о происхождении и развитии Постной Триоди см. в: И. Карабинов. Постная Триодь. 691 Суббота мясопустная. Утр. Хвал. 692 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.1. 693 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.3. 694 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.3. 695 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.6. 696 Неделя крестопоклонная. Утр. Икос преп. Романа Сладкопевца (греч. текст, несколько отличающийся от напечатанного в Триоди постной, см. в SC 128, p. 286). 697 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.7. 698 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.9. 699 Неделя крестопоклонная. Утр. Канон. П.9. 700 В. Ильин. Запечатленный гроб. С. 19. 701 Тропарь Лазаревой субботы. 702 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.4. 703 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.4. 704 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.5. 705 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.6. 706 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.7. 707 Лазарева суббота. Утр. Канон. П.8. 708 Лазарева суббота. Утр. Экзапостиларий 1. 709 Лазарева суббота. Утр. Экзапостиларий 2. 710 Неделя ваий. Утр. Хвал. 711 Неделя ваий. Утр. Хвал. 712 Это замечание относится, впрочем, и к большинству других богослужебных текстов. Ср. также наше замечание относительно иконографического характера кондаков преп. Романа Сладкопевца. 713 Неделя ваий. Утр. Икос преп. Романа Сладкопевца (греч. текст см. в SC 128, p. 30—32). Такой тип экзегезиса Священного Писания, при котором происходит смещение и смешение различных временных, пространственных и понятийных пластов, был характерен для александрийской экзегетической традиции. Ср. замечание В. Болотова (Лекции по истории Древней Церкви. Т. IV. Петроград, 1918. С. 6): «В тоне александрийского экзегезиса написаны многие гимны Церкви, например, на Вход Господень в Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010