сост. Г. И. Катышев Служба на празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя Максимовская ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры Триоди 3 и Богородицы 5, гл. 1. Подобен: О, дивное чудо: О, дивное чудо!/Царица Небесная святителю Максиму является/и омофор тому подает./Веселися, граде Владимире,/таковаго посещения сподобивыйся./Возопиим, вернии,/святителя Максима имуще предначальником,/Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою Церкви Русской велию милость. Дивны Твоя тайны, Богородице!/В вышних с Сыном Твоим пребывающи,/на землю присно призираеши/и людей, к Тебе притекающих,/богоподобными чудесами осияваеши./Православные, вкупе со святителем Максимом возопиим:/Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою земли Русской велию милость. Твое дивное явление святителю Максиму/славят Силы Небесныя./Радуются же людие града Владимира,/ежелетно знамение милости Твоея воспоминающе,/припадают к Тебе, Царице Небесная, архиереи и священницы,/монаси и вси православнии и вопиют:/Благодатная, радуйся,/с Тобою Господь,/подаяй Тобою людем русским велию милость. 148 ЗРИ: Слава, глас 6: Приидите, вернии,/преславное явление Богоматери празднуим./ Днесь ангельстии собори торжествуют/и на веселие нас, земных, призывают/с любовию немолчно пети:/радуйся, на Небеси царствующая/и сущих на земли посещающая./Радуйся, священническаго чина честная похвало./Радуйся, всех верных упование и спасение./Темже Тя христианский род/непрестанно ублажает. И ныне, Триоди. Чтения три, Богородицы ( Быт. 28, 10–17 ; Иез. 43, 27 и 44, 1–4; Притч. 9, 1–11 ). На литии стихира Триоди литийная мимошедшей Недели и Богородицы Стихира самогласна, глас 2: Небес высшая, и Херувим славнейшая,/и всея твари честнейшая,/премногия ради чистоты/Материю Божиею быти сподобльшаяся,/Сына Своего Божественнаго на руку держащи,/святителю Максиму является,/радости того исполняет/и всем верным подает велию милость. Слава, и ныне, глас 5: Воспойте, людие, Матери Бога нашего, воспойте./ Днесь бо святителю Максиму является,/из Нея без семене Воплощшагося/на руку Своею держащи./ егоже и молит непрестанно/даровати граду Владимиру и всей земли нашей/мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии в честь икон Ея, Именуемых Печерская-Нерукотворенная и Свенская-Печерская 12 НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: О, дивное чудо: О, дивное чудо:/Пречистый лик Богоматере самописуется,/и ужаса исполняются Ея повелением/мусию 13 кладущии гречестии иконописцы/в небеси подобней церкви Печерстей/и трепетно взывают к Первообразней:/Чистая, радуйся, нас не оставляющая,/Господь с Тобою. Непостижно явление иконы Богородицы/на стене Печерския церкве/и дивно сияние, солнца светлейшее, исходящее от нея,/превосходит же ум земнородный/и ужасает явление Духа Всепречистаго/из образа чудеснаго, яко голубя,/подающаго нам собою велию милость. Преславное ныне чудо,/дивно явление светлаго образа Пречистыя Богородицы/с Предвечным Младенцем видяще,/иконописцы гречестии вкупе с преподобным Алипием/от души славляху Ю,/с ними же и мы недостойными усты/от сердца вопием Обрадованней:/радуйся, Царице, нас не оставляющая. Слава, глас 5: Кто не удивится и не прославит/Заступницу рода нашего,/чудесно являющую еже о нас промышление/в сияющем лике Своем,/незримо изображенном/в благодати исполненной церкви Печерстей,/еже видяще и благоговейно воспоминающе,/благодарно вси воззовем Обрадованней:/радуйся, наша истинная Мати,/Печерская похвало. И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне. И чтения. Бытия чтение (глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго/и иде в Харрань./И обрете место, и спа тамо,/зайде бо солнце,/и взят от камения места того, и положи возглавие себе,/и спа на месте оном, и сон виде:/и се лествица утверждена на земли,/еяже глава досязаше до Небес,/и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней,/Господь же утверждашеся на ней и рече:/Аз Бог Авраамов, отца твоего,/и Бог Исааков, не бойся:/земля, идеже ты спиши на ней,/тебе дам ю и семени твоему./И будет семя твое, яко песок земный,/и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки,/и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем./И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути,/яко не имам тебе оставити,/дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе./И воста Иаков от сна своего и рече:/яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех./И убояся, и рече:/яко страшно место сие,/несть сие, но дом Божий,/и сия врата Небесная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1. Подобен: О, дивное чудо: О, преславное чудо:/новоявленный апостол Сибири и Америки является нам/и молитвенник теплый к Богу – Иннокентий пречудный нам бывает;/веселися, обитель преподобнаго Сергия,/имущи в себе мощи святителя,/взыграйте, православных множества,/предивнаго Иннокентия имуще в бедах заступника и вопиюще к нему:/радуйся, светильниче Российский земли,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. О, дивное чудо:/се бо воистинну в Российстей стране/православия столп непоколебимый –/равноапостольный Иннокентий является нам,/темже, Богомудрых собори,/на высоту духом возноситеся, святителю вопиюще:/радуйся, апостоле наш,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Дивны Твоя тайны, Христе Боже,/яко даровал еси нам новаго светильника веры и благочестия,/возсиявшаго на небеси церковнем/в лице святых, Богу угодивших,/апостола Сибири и Америки,/святителя Иннокентия, к немуже возопиим:/святче Божий, Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Днесь ликуют собори верных/в память твою, святителю Иннокентие,/и велегласно вопиют:/ты, любве ради Христовы страну свою оставив,/вселился еси на морских островех,/да просветиши светом Евангелия неведущия Христа,/идеже апостольски потрудился еси,/языческая племена крестив,/доброделанию их научил,/человеческия обычаи украсил еси, вопиющих ти:/радуйся, просветителю наш,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Твое славят успение иерархов собери,/иноков лицы и вся языцы, тобою просвещеннии,/радуются земнороднии о твоей славе и воспевают:/святителю Христов Иннокентие,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Глас 2: Киими похвальными венцы/венчаем святителя,/предстоящаго на Небеси Богу,/не оставляющаго же нас духом,/священнопроповедника Богомудра, нравов/апостольских подражателя,/сей бо воистинну есть достоин безсмертныя славы,/егоже венчает на Небеси Христос Бог наш,/имеяй велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово на тот же день Успения Пренепорочной Девы-Богородицы, в том же Успенском соборе сказанное в 1866 г. О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается. (Стих. 1, на Господи воззвах) И в самом деле, нельзя не удивляться, каким образом, и за что, Пренепорочная Мария, уязвляется, жалом смерти, яко едина от жен мертвенных, тогда как смерть есть оброк и возмездие за грех ( Рим. 6:23 )? Каким образом полагается во гробе Та, которая, приняв в Себя жизнь присносущную, и соделавшись матерью Слова всесотворшего, явилась пред лицом земли и неба источником жизни для всех земнородных? Но св. Церковь , изумляясь сему таинству, сама же и поясняет его. «От мертвых чресл произведшися», говорит она о Пресвятой Деве, «естеством подобна, чистая, исхождение разреши» 15 . То есть: происшедши от смертных родителей, Пречистая была подобна нам по естеству, а потому и смерть вкусила. Да и как было Марии, дщери Адама первага и перстнаго, не вкусить смерти, когда и сам Адам второй – бывший в духе животворящ, родившись от Нее во времени, вкушал смерть и проходил мраком могильным, чтобы разрушить все сопротивное животу и свету? Итак, братия, уже не дивное только чудо, но и святое и премудрое, что источник жизни – Владычица Ангелов и человеков, не изъемлется из общего закона смерти, коей оканчивается на земли все земное и временное. Но если так, то в чем же будут состоять плоды спасения, совершившегося через Слово воплощенное, для самой Виновницы жизни и спасения? О, весьма во многом, даже и в самой смерти. Ибо что значит, что св. Церковь смерть всех богопрославленных святых, именуя то кончиной, то преставлением, смерть Приснодевы не иначе называет, как только успением, как бы в смысле исключительном? Не то ли, что святейшая Богоматерь, по разумению Церкви, действительно не умерла, а уснула сном дивным и Ей только свойственным? Правда, кончина или смерть и каждого из нас, имеет большое сходство с обыкновенным засыпанием, или сном. И чтобы понять это, следует только вспомнить: когда, как и для чего мы спим? Кто не знает, что мы предаемся сну, по прошествии дня и после целодневных трудов и занятий, когда силы телесного организма нашего начнут в нас ослабевать и изнуряться? Кто не знает, что, когда мы засыпаем: тело наше совершенно перестает служить душе и становится неподвижным и нечувствительным ни к каким явлениям жизни; а душа, не теряя самоличности и самосознания, вступит в иные условия жизни, действует как бы вне тела и становится способнее к общению с миром духовным? Кто не знает, что мы засыпаем и спим для того, чтобы, пробудившись в следующее утро, восстать к новой жизни, с обновленными силами и в теснейшем соединении души с телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Содержание Глава 1    В лета благочестиваго и христолюбиваго самодержца Русския земли, великаго князя Василия Васильевича всея Русии, при святейшем митрополите Фотие Киевском и всея Русии. Егда восхоте Бог болма своего угодника прославить, светильнику не под землею быти, но всеми-же видиму быти. Случися и се по некоему строению Божию. Церкви обвалившеся весма во время божественныя Литургия; священником еще во алтари. Но благодатию л. 358 об. Христовою и молитвою угодника его Святаго Чудотворца митрополита Алексия вси невредими сохранени быша. И тако тоя место очистивши, хотяще паки воздвигнути новую церковь. И начаша копати рвы во основание церкви, и абие обретоша тело блаженнаго Алексия цело и невредимо, и ризы его не истлевша. О, превеликое чудо! толиким летом поминувшим и святому во гробе лежащу — не изменися святое его тело и ризы его, яко вчера оболчены; понеже убо да сбудется реченное Богом во святом Евангелии — «не может град укрытися верху горы стоя, и никтоже, вжег светильник л. 359. поставляет его под спудом», или под одром (Мф.5:14–15). Такоже и саму светильнику не мощно на толико лет сокровену быти под землею; се же все бысть премудраго Бога промышлением. Яко же слышано бысть Святаго обретение, и се слышавше благоверный и христолюбивый князь Василий Васильевич и вси благовернии князи — приидоша скоро на дивное чудо и на обретение тела Святаго и при святейшем же Фотии, митрополите Киевском и всея Руссии, и с ним же епископы и прозвитеры, весь чин церковный приидоша со псалми и пением и свещами и с кандилы хвалу велию воздающе всемогущему Богу л. 359 об. и угоднику его Чудотворцу Алексию.    Народи же московстии мнози с радостию стекошася видети честное и святое его тело. Пришед же благоверной и великий князь Василий Васильевич всея Русии и вси благовернии князи — видевша таковую славу Божию и поклонишася Святому и божественному его телу преподобнаго отца нашего Алексея и возрадовася радостию великою зело; и, вздохнув из глубины сердца, глаголя: «хвалю и славлю Тя Господи Боже мой и Пречистую и Непорочную Твою Матерь, яко сподобил мя еси раба твоего в моя лета видети таковое сокровище и благости л.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отделение третье. О Боге искупителе падшего рода человеческого Искупитель человеков Триипостасный Бог не оставил падшего человека в его жалком и безвыходном для него положении. Человек сам собой не мог ни примириться с разгневанным Богом, ни исправить своей поврежденной природы, и потому должен бы навсегда оставаться под осуждением Божиим, как преступник закона. Но Сам Бог от вечности предопределил спасти падшего человека. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, Бог истинный, единосущный Богу Отцу, Творец всего, по исполнении времен, назначенных Богом, пришел в мир и воплотился для искупления и спасения людей, жил на земле, пострадал, распят на кресте, умер, воскрес, вознесся на небо с плотию прославенной, сидит одесную Бога Отца и придет некогда судить живых и мертвых, и царству его не будет конца. Понятие о воплощении Сына Божия Воплощение состоит в единении Слова Божия с природой человеческой. Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). По употреблению в св. писании, речение плоть означает всего человека; слово плоть бысть, т. е. Божие Слово восприняло полное человеческое естество, тело и разумную душу, не преставая быть Словом, Сыном Божием, Богом. «Само Божие Слово, – говорит св. Григорий Богослов ,– предвечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, определение и Слово Отца, приходит к своему образу, носит плоть ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему кроме греха» ( Григорий Богослов . Слово 38). Важность тайны воплощения Воплощение Сына Божия есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о спасении людей и величайшее таинство веры. Исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим.3:16 ). Оно есть высочайшее дело Божией премудрости, благости, милосердия и вместе дивное чудо и тайна любви. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). С полным благоговением должны люди принять то, что писание и предание сообщают о сей тайне и для горних духов необъятной ( 1Пет.1:12 ). Цель воплощения

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 13 октября, 2006 Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст службы  Покрова Пресвятой Богородицы . Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. На Велицей вечерни, Блажен муж: антифон 1. Стихиры на 8, глас 1. Подобен: О дивное чудо! О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. [Дважды.] Дивный прорече Исаиа: будет бо, рече, в последняя дни яве гора Господня, и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие, горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников. Тем весело вопием Ти: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. О чудное украшение всем верным еси! Пророческое истинное сбытие, апостолом слава, и мучеником удобрение: девству похвала, и всему миру предивный покров: покрый, Владычице, омофором милости Твоея императора и вся люди, вопиющия: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. Ины стихиры, глас 4: Подобен: Яко добля: Яко богонасажденный рай, и место животнаго древа, напаяемо Духом Святым, Тебе, Богородице, сведуще, Творца всех рождшую, животным хлебом верныя питающа. Емуже о нас со Предтечею молися, честным омофором покрывающи императора и люди от всякия напасти. [Дважды.]

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

IX. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ О дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. (Август 15. вел. веч. на Господи воззвах стих. 1) Возвратившись с горы Елеонской, Матерь Божья начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего, Она рассказала усыновлённому Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесённую Архангелом, завещая нести её при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела украсить покой и ложе Своё, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить всё необходимое для погребения. Иоанн немедленно послал к святому Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу 60 и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением и самого дня; а святой Иаков предуведомил о том же всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан обоего пола со всех сторон притекли в дом Иоанна. Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и своими воплями и рыданиями наполнили весь дом, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сирыми. Пресвятая Дева увещевала их не плакать, а скорее радоваться о Её исходе, говоря, что, представ престолу Божьему и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость обо всех, живущих на земле. И не только не оставит их сирыми, но ещё будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим. Среди утешительных для человечества обетований, Матерь Божья не оставила сделать распоряжение относительно Своего имущества и погребения. Она завещала отдать две одежды Её двум бедным вдовицам, с усердием и любовью служившим Ей и имевшим от Неё пропитание; а также объявила волю Свою, чтобы тело Её было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Её святые родители и праведный обручник. 61

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Скачать epub pdf 18. Неделя Пятидесятницы Троицын день Дeяh. II, 1–11 1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11. критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? После воплощения и воскресения Сына Божия сошествие Святого Духа и основание Церкви составляет, без сомнения, самое замечательное в истории и обильное последствиями событие, которое, будучи само – чудо, совершилось в мире в сопровождении чудесных явлений. Да, мы видим в нем не какое-нибудь обособленное и бесследное событие, но дивное, жизненное происшествие – источник бесчисленных божественных действий и откровений в истории, источник жизненной струи, непрерывно текущей по всем векам и поглощаемой вечностью. Дух Святой, в период ветхозаветный озарявший только по временам и в известном месте, и притом только нескольких особенных людей, по вознесении Христа на небо навсегда вселился в общество верующих в Искупителя и с тех пор действует в Церкви Христовой Своими благодатными дарами, ограждая ее от врагов и руководя ее к своей конечной цели. Господь пред Своим отшествием к Отцу обещал Своим ученикам послать Духа истины, Который будет с ними всегда. При этом Он не велел им отлучаться из Иерусалима до тех пор, пока не исполнится обетование и пока они не будут озарены Духом Святым ( Дeяh. I, 4–5 ), потому что с Сиона, по пророчеству Исайи, должен выйти для мира закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Uc. II, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Слово на тот же день Успения Приснодевы и в том же соборе сказанное в 1865 г. О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание богородичен святый доме. Стих 1 на Господи воззвах. Так предначинает духовное веселие и торжество св. Церковь , воспевая ныне кончину или Успение Пресвятой Девы, виновницы нашего спасения. Так возбуждает она к священной радости последнее земное жилище Богородицы – Гефсиманию, а с ней и всех верующих, населяющих все концы мира! Но день смерти и отшествия от мира сего кого бы ни было, а тем паче, наших друзей и благодетелей, по обыкновенному порядку, не представляет для нас, братия, никаких причин к веселью и радости. Смерть, чья бы она ни была, для каждого из нас, скорее, горька, чем утешительна; гроб и могила, сокрывающие от нас на всегда близких нам, всегда и для всех скорбны и болезненны. Что же значит, что день кончины и преставления Святейшей Богоматери, день, в который она оставила навсегда скорбную юдоль мира и сущих в ней, празднуется на земле с такой радостью и торжеством? Что значит, что не земля только, не мы одни, живущие в поднебесной, но и само небо, все сонмы святых небожителей, все лики горних чинов ангельских, торжествуя преславное успение Приснодевы, сияют сугубым светом всемирного веселия? Но если небо и торжествует, приемля в себя Богоизбранную Царицу неба и земли; если горние силы и радуются, созерцая во славе боголепной Владычицу Архангелов и Ангелов; то это еще понятно. Но что движет к радости грешную землю, когда оставляет ее Святейшая из земнородных, – оставляет Та, которая, живя на земле, составляла ее славу и велелепие, служила ей раем и небом? Что побуждает к веселью и торжеству бедных грешников, лишающихся в преставлении Богоматери видимого покрова и заступления? Не скорее ли бы нам и всей земле скорбеть о том, что, с кончиной Приснодевы, вземлется от земли живых видимая отрада и утешение, – престает жить с нами и среди нас наша надежда, наш покров, наша помощь и защита, наша благодатная Матерь, – Дева Мария?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010