КАНОН, глас 6 Песнь 1 Яко посуху пешешествовав Израиль,/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь/поим, вопияше. Припев: Святая блаженная мати Домнико, моли Бога о нас. Просвети ми ум и озари чувства моя, согрешений мрак души моея отгнав, Христе Боже, да чистою совестию возмогу песнь составити и возвеличити угодницу Твою, блаженную матерь нашу богомудрую Домнику. Небесный Отец благоизволи тя прославити в Царствии славы со Ангелы и Святыми Своими, идеже во свете невечернем и присносущнем предстоиши Ему, свято и праведно на земли поживши, подвигом юродства Христа прославила еси и ныне молишися о всех, чтущих святую память твою. Слава: Дивное и преславное чудо явися на тебе, преподобная мати, ангельски бо на земли пожила еси и, веру адамантову имея, победила еси немощь плотскую и прияла еси от Бога венец нетленный. И ныне: Великому милосердию Агнца Твоего причастники сотвори нас, Богородице, в день великаго и славнаго Суда Его, егда второе на землю приидет со славою страшною. Песнь 3 Несть свят,/яко же Ты, Господи Боже мой,/вознесый рог верных Твоих, Блаже,/и утвердивый нас на камени/исповедания Твоего, Небесная возлюбивши, вся красная мира сего оставила еси, преподобная, и во обитель всельшися, неленостными трудами постничества Богу угодила еси, Егоже моли спастися душам нашим. Христа нас ради волею до зрака рабия смирившагося возлюбила еси, блаженная, бдением и молитвами душевныя страсти умертвив, на гору безстрастия взошла еси, Домнико богомудрая. Слава: Мрак житейских заблуждений и житейския гордости светлостию святых молитв, Домнико святая, прожени, да помощию твоею грехов оставление приимше, милость у Христа Бога обрящем. И ныне: Преблагословенная Богородице, многая скорби в земней жизни Твоей претерпевшая, помози нам крест земнаго жития в терпении, благодарении и радовании до конца понести. Седален, глас 4: Любит милость и истину Господь, и ты, блаженная мати Домнико, подобяся Тому, буди милостивая ходатаица о спасении нашем, да тебе ради и мы, обретше благодать, не отпадем вечныя славы, яко память твою святую песньми ныне величаем.

http://pravicon.com/info-3747

Человек, обновленный Духом, делается Богоносцем, делается храмом Бога и священником, священнодействующим в этом храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиной (111, 332). Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух учитель,-произносящий Слово Божие, и слушающие Его разделяют учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не свое слово, но слово Божие, слушающий ощущает, что слышит Слово Божие... (111, 493). Какое ощущение объемлет человека, произносящего глаголы Духа, ощущающего в себе действие Духа? - Ощущение, которое свойственно иметь созданию перед его Создателем. Тогда человек явственно ощущает, видит, что он-ничто (111, 493). Истина засвидетельствована на земле Духом Святым... Где нет свидетельства от Духа-там нет доказательств истины (111, 509). Святой Дух действует самовластно как Бог: приходит в то время, как смирившийся и уничижившийся человек отнюдь не чает пришествия Его (112, 65). Ум человеческий сам собой, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем Божественным светом... исполняется Божественного разума и невозможно ему... мыслить о своем... (112, 65). Что же такое, что может принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован... Дух Святой... (112, 109). Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее... (112, 350). Где пришествие Духа, там не ищи естественного порядка и закона.., и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он делает победителем ум, до сих пор побеждавшийся. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 446). Хула на Духа Святого " не простится... ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12, 32) Священное Писание возвещает нам, что Христос в неизреченном единении двухсоставен. Он-Бог и человек. Ибо Слово стало плотию (Ин. 1, 14). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и самарянке сказал: " Бог есть дух " (Ин. 4, 24), а человечество Слова-Сыном Человеческим, ибо говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Слово стало плотию, т.е. Сын Божий, собезначальный Богу Отцу и Духу Святому, соделался человеком, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы. Дивное, ужасное и спасительное таинство! Безначальный, – принял начало по человечеству, бестелесный – стал плотоносцем, Бог – человеком, не переставая быть Богом: неприступный, которого трепещут Серафимы и Херувимы, лица закрывающие, – для всех доступным в рабием зраке. Отчего и для чего же такое снисхождение Творца к преступным Своим тварям; – к человечеству, которое по своей воле отпало от Бога, своего Творца? По величайшему, неизглаголанному милосердию Владыки к Своему созданию, Который не мог видеть весь род человеческий, Им созданный, наделенный дивными дарами, – порабощенным дьяволу и навеки обреченным на страдания и муку. И слово стало плотию!... Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных – святыми; чтобы от тления возвести к нетлению; от земли – на небо; от рабства греху и дьяволу – в славную свободу чад Божиих, от смерти – к бессмертию; чтобы нас сделать сынами Божиими и спосадить на престол, как царских детей. О, безмерное благоутробие Божие! О, неизреченная премудрость Божия! О, чудо, ужасающее ум не только человеческий, но и ангельский! Воздадим славу Богу! С пришествием на землю Сына Божия во плоти, по принесении Им Себя Самого в жертву за грешный род человеческий, вместо проклятия, которое изречено было вначале Богом, – людям верующим даруется благословение Отца небесного; они получают усыновление и обетование вечного наследия жизни; сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается Отец небесный через таинство возрождения, т. е. через крещение и покаяние. Люди избавляются от мучительнейшей смертоносной державы дьявола, от терзаний греха и всяких страстей; человеческое существо – обожается ради безмерного милосердия Сына Божия, и ему семьдесят крат седмерицею отпускаются грехи; грешники – помилованы, нечистые – очищаются, оскверненные – освящаются, немощные – исцеляются, обесчещенным даруется безмерная честь и слава; омраченные просвещены божественным светом благодати и разума; уму человеческому дан разум Божий – ум Христов имамы 504 , говорит Св. Апостол Павел; человеческому сердцу – сердце Христово; тленное – обессмертствовано, нагое и израненное грехом и страстями – украшено божественною славою; гладное и жаждущее насыщено и утолено – питающим и укрепляющим душу словом Божиим и Пречистым телом и Божественною кровью Христовой; безутешные – утешены, насильствованные от дьявола избавлены и избавляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из описания его младенчества ясно видно было, что он предназначен был от Бога для жизни пустынной, и потому никакие волны моря мира сего, ни самые тонкие искушения миродержителя тьмы века сего, не утушили сей благодатной искры в его сердце. Читая же в Читиях Минеях житие Св. великих пустынножителей, он весьма удивлялся, как они жили одни в отдаленных пустынях, и чувствовал в душе своей непреодолимое, таинственное влечение к такому же роду жизни, но не знал каким образом управить себя на оный путь? И потому весьма обрадовался, услышав о некоторых пустынниках, живущих в Брянских лесах, и отправился к ним. Старый между ними был тогда иеромонах Отец Адриан, – а прочие были ученики его. О сем первом прибытии своем к пустынножителям сам Отец Зосима пишет в житии Отца своего Василиска 1 следующее: «Отец Адриан встретил меня с великою радостию и благоприятством; один взор на него привел меня в изумление, ибо он был в худом и раздранном одеянии, лицом худ и бледен, тонок и сух телом и высок ростом. Я пробыл у них несколько времени, смотря с удивлением на все поступки их. Все у них было бедное и простое, только нужду их удовлетворяющее; пища самая постная и убогая. Сверх всех положенных правил молитвенных, они еще вставали ночью и возбуждали друг друга на молитву. Какого рода была жизнь их, такие были и преуспеяния. Как сам Отец Адриан, так и все живущее с ним были кротки, молчаливы и послушны. И все, что только я видел в них и у них, приводило меня в удивление и благоговение; но более всего удивило меня еще то, что Отец Адриан не взял от меня денег, которые я от усердия жертвовал. Сие столь безмерно изумило мой мирской младый разум, что я не вытерпел, воскликнул: «О чудо! Есть же такие люди на земле, коим не нужно денег, ибо они презрели все временное». Мир и тишина жизни их, удивительное простосердечие и благоговение в обхождение друг с другом, духовная взаимная любовь и дружество между ними; также и дивное послушание и нелицемерная преданность и уважение их к начальствующему Отцу Адриану, равно и его усерднейшее попечение о поддержании жизни их, более о их спасении: – все сие казалось мне жизнью ангельскою и привлекало душу мою. Я размышлял сам в себе: как счастлив буду я, если сподобит меня Бог , подобно им, провождать такую же безмятежную жизнь в беспрепятственном служении и угождении Единому Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

(Музыка перестает играть. Огонь-Огнев продолжает напевать гренадерский поход, потом тревогу; Флажолет тихо подыгрывает. Между тем Огонь-Огнев собирает крышки от французских патронных сум, отдает их 2-му юноше. Флажолет перестает играть) «Нате-ка, сударь, десяток вам и десяток вашему брату. Положите в сухарные мешки. Пригодится вперед. Ведь у вас в них дней с пять нет ни крошки хлеба. Стало быть и есть порожнее место… (Взглядывает на 4-го юношу). Э! да вы не спите? Как, сударь, ваша рана? Помогла ли ей наша родная земля по-прежнему? Юноша 1-й. Слава Богу, Михайла Михайлович! Кажется, лучше. Не так уж рвет глаз. (Оба юноши укладывают в сухарные мешки крышки сум). Огонь-Огнев. То-то, мои миленькие! русская земля во сто раз лучше всякого немецкого лекарства. Помните это! Уж я вам и прежде говорил. Ранят ли: возьми с своего креста земли своей, русской, положи в самую тоненькую тряпочку, крепко накрепко смочи своими слюнями, и с молитвою ко господу Богу приложи ее к раненому месту; да как начнет подсыхать, опять смочи покрепче. Стошнится ли по родных, по своему отцовскому дому, возьми щепоточку этой святой русской землицы, с молитвою ко господу Богу, вкинь в манерочную крышку, налей водицы, перекрестись, и выпей. Пройдет, и рана и тоска пройдет. Велико дело земля русская! (Обращаясь к раненому грена д еру). А ты что крехчешь, неженка купецкий сынок? Видишь, расклоктался словно курица с цыплятами! Эко диво! ранен! да ништо ты в кость ранен? Да ништо лекарь рану твою не перевязал? Да ништо я сам восемь раз не был ранен? Терпи! нишкни! крехтанье не поможет. Да этого и подмосковные бабы не делают. (К юноше 1-му) Так ли это, сударь? Юноша 1-й. Так-то так, Михайла Михайлович, да вон-то как. Ведь ей-богу иногда становится не в сутерпь. Огонь-Огнев. Ну да это оттого, что его поздравила пуля в другой раз. Когда случится еще, то на третьем подарке перестанет клоктать. Попривыкнет. Юноша 1-й. Да скажи, дядюшка Михайло Михайлович! откудова ты взял песни, что теперь-то пел. Огонь-Огнев. Откуда? вот диво дивное, чудо чудесное! откуда? (треплет себя в грудь) Отсюда!

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот, слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. “ Потому что видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих” (Мф. 13, 12–15). Между тем, способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: “ Кто имеет, тому дано будет и приумножится”.   Неделя пятая по Пятидесятнице   (Рим. 10, 1–10; Мф. 8, 28–9, 1). Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, “чтобы Он отошел от пределов их”. Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся. Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, — они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять.   Понедельник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Когда же это гнусное письмо было прочитано и святые сочли вздором написанные в нем слова, варвар, вскипев обычным и варварским гневом и разъярившись за то, что оказался презренным, снимает овечью шкуру притворства и кротости, обнаруживает внутреннего волка и повелевает предстоявшим палачам бросать каменьями в святых; и они тотчас, согласно приказу, стали бить их камнями, пока не разбили даже связи мозгов и не сокрушили кости. 18.  Претерпевавшие сию страшную казнь пели про себя следующий псалом: «Терпя потерпех Господа, и услыша молитву мою, и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя» (Псал. XXXIX, 1–2). И исполнив псалом, творили молитву, говоря: «Господи, Господи Вседержителю, Творец всякой твари, удостоивший нас недостойных лицезреть и поклониться честным и славным местам, в которых Ты волею претерпел чистые и божественные страсти ради нашего спасения, затем благоволивший причастить нас столь славным и великим дарам, укрепи нас, рабов Твоих, совершить добрый подвиг (Ср. Тим. 1, VI, 12. Тим. 2, IV, 7), и не отступи от нас, ибо скорбь близка, и нет помогающего (Псал. XXI, 12) без Твоего могущества и благости. Сотри рожны лукавого, да не посмеется над нами, и соделай суетными надежды его. Ибо ради имени Твоего мы оставили все и последовали за Тобою и, возненавидевши тленную и текущую славу, избрали жизнь вечную и наслаждение на небесах. И ныне, Владыко, хотящий всем человекам спастись а к познанию истины придти (Ср. Тим. I, II, 4), удиви и на нас милости Твои (Ср. Псал. XVI, 7), да познают враги истины, что Ты еси Бог и нет иного кроме Тебя(Ср. Сир. XXXIII, 5). И тебе  славу и благодарение воссылаем со безначальным Твоим Отцом и со всесвятым и благим и животворящим Духом во веки веков. Аминь». 19.  По окончании молитвы се ангел, сошедши с неба, укрепил их и сделал здравыми, как прежде. Араб же, узрев дивное чудо, назвал мучеников обманщиками и кудесниками и повелел отвести их в узилище и содержать под крепчайшей стражей, пока он снова не представит их к своему седалищу для иных испытаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Господи! Согрешил аз, согрешил перед Тобой. Помилуй меня, ибо нет иного человека более меня, согрешившего. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. О Спасе! Аз людям блудным, при Ное жившим, подражал и их наследовал аз жребий: погружение в поток греха. Быт.6:1–17 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ты Хаму — отцепосрамителю последовала, душе моя, ибо ты не прикрыла обнажения, но, обернувшись, бесстыдно зрела наготу ближнего твоего. Быт.9:22 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Беги, душе моя, подобно Лоту, от воспламенения греховного, беги из Содома и из Гоморры, беги из пламени безумных страстей. Быт.19:15–17 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Помилуй меня, Господи, помилуй меня, — взываю Тебе, — когда приидешь с ангелами Твоими, дабы воздать всем по делам их. Слава: О Троица несоставная — простая и несотворенная, естество безначальное, в Тройственности Ипостасей воспеваемая! Спаси нас, с верой почитающих Державу Твою. И ныне: О дивное чудо! Ты, Богородице, от Отца рожденного превечно Сына безмужно родила и, как Матерь, Его Ты молоком питала, и девственное естество Свое навеки соблюла. Песнь 4 Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися, и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся; слава силе Твоей, Господи. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Бодрствуй, душе моя, и крепись, великому патриарху подобясь, дабы стяжать тебе и добродетели, и ум созерцающий, дабы коснуться им недоступного Божественного Мрака, и обрести великое сокровище. Быт.32:28 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. В двенадцати начальниках колен , рожденных великим патриархом, дан тебе, душе, образ ступеней духовной лестницы добродетелей , кои, подобно детям, мудро расположены для твоего по ним к небу восхождения. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Исаву отверженному подражая,ты добровольно отдала, душе моя, обольстителю твою первозданную красоту, и, отеческого благословения лишившись, впала в греховные действия и помыслы. Посему, как сугубо несчастная, ныне покайся. Быт.25:32, 27:37 . Мал.1:2–3 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

В город Назарет ныне прибыв,/Тебя, Город одушевленный Царя Христа/Гавриил приветствует, взывая Тебе:/“Радуйся, благословенная, облагодатствованная Богом!/Ты примешь во чрево Твое Бога воплощающегося,/и через Тебя человечество/вновь к древнему (блаженству) по Своему благосердию призывающего./Благословен Плод чрева Твоего божественный, бессмертный/подающий через Тебя миру великую милость!” Слава, и ныне, глас 1: В шестый месяц Архистратиг послан бысть/к Тебе, Деве и Чистей,/возвестити Тебе слово спасения,/вкупе же и звати Тебе:/радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою,/родиши Сына Превечнаго из Отца,/и спасет люди Своя от грех их. Слава, и ныне, глас 1: В шестой месяц Архистратиг послан был/к Тебе, Деве и Чистой,/возвестить Тебе слово о спасении,/а вместе с тем и воззвать Тебе:/“Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!/Ты родишь Сына, предвечно рожденного от Отца/и спасет Он народ Свой от грехов их!” Свет отрадный: и прокимен дня На стиховне стихиры, глас 8. Подобен: О, преславного чудесе: Стихиры на стиховне, глас 8, Подобен: О дивное чудо: Начальник Вышних сил,/с Небес в Назарет слетев,/Деву лобызает, –/радуйся, – глаголя, –/колеснице чистая Божества:/Тя от века Бог возлюби, в жилище изволи./Раб Владычень, к Тебе пришельствуяй есмь вопити:/родиши бо Господа/и нетленна пребудеши. Начальник вышних Сил/Гавриил, (с небес) слетев,/Деву приветствует, возглашая:/“Радуйся, Колесница чистая Божества:/Бог Тебя от века возлюбил и в жилище избрал!/Я же здесь присутствую как раб,/о пришествии Твоего Владыки возглашая;/и вот, Ты Господа родишь,/оставаясь непорочной!” Стих: Благовестите день от дне/спасение Бога нашего. Стих: Благовествуйте день за днём/спасение Бога нашего. Пс 95:2А Что твой вид огненный? –/Гавриилу Чистая со удивлением рече, –/что твое достоинство и словес сила?/Зачати Сына провещаваеши Ми,/Аз же искуса мужеска не вем,/отыди далече, не прельстиши человече,/якоже прежде Еву праматерь змий льстивый. “Почему вид твой огненный?” –/Гавриилу Священная сказала с изумлением, –/“Каково звание твое/и в чем слов твоих сила?/О деторождении ты возвещаешь Мне,/Я же опыта общения с мужем не имею./Далеко отойди, не прельсти меня, человек,/как прежде Еву праматерь змий-обманщик!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagovesh...

8 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня. 9 Величание святых отцов поется только в храме их имени. 10 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 188. В особой службе в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. отдельное издание) величание равноап. кн. Владимиру приводится в следующей редакции: «Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю землю Русскую Святым Крещением просветившаго» (М., 2014. С. 17). 11 Ср. со службой равноап. Ольги в Минее (11 июля). 12 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 13 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир равноап. Владимира входит славник, глас 2-й: «Не от человек звание приял еси…». Пропущенная хвалитная стихира равноап. Владимира в этом случае может петься в стихирах на литии (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»). 14 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак равноап. Владимира. 15 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»). 16 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 17 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня. 18 Стихира Крещения Руси «О, дивное чудо! Водою Крещения…» – 1-го гласа. Ср.: Чинопоследования праздника Крещения Руси. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988. С. 21. 19 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…». 20 Величание святых отцов поется только в храме их имени. 21 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». 22 В случае пения изобразительных антифонов. 23 Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010