Кроме ректора и префекта, бывших в священномонашеском сане и ведших старшие классы – Богословии и Философии, в Семинарии образовался штат учителей – для начальных предметов. Большею частью это были «бельцы», не имевшие священного сана и монашеского звания. Некоторые были и из монашествующих. Из светских учителей дальнейшая жизнь связана была с Монастырем у Федора Шелковникова, вышедшего в священники монастырской приходской церкви. Один из учителей, Николай Васильевич Музовский с 1786-м года был священником в Дрездене, а в последствии, при Императоре Николае 1-м, был духовником Их Величеств, обер-священником Главного Штаба и Гвардейского Корпуса и членом Святейшего Синода 3644 . Из монашествующих учителей некоторые, по выходе из Семинарии, получили высшие иерархические степени. В 1762-м году определен был учнтгелем класса Физики иеродиакон Антоний, в мире Александр Румовский. В 1763-м году он быль назначен законоучителем Сухопутного Кадетского Корпуса, в 1770-м году произведен во архимандрита Вяжицкого Монастыря и проповедника в Московскую Академию, 2-го февраля 1774-го года хиротонисан во епископа Переяславского, в 1776-м году переведен в Астрахань, где и скончался 10-го ноября 1786-го года, будучи с 1785-го года архиепископом 3645 . Иеродиакон Евгений, в мире Емельян Романов, сын священника Новгородской епархии, получивший образование в Новгородской Семинарии и принявший монашество в 1776-м году, был назначен в 1776-м году в сане иеродиакона, из Новгородской Семинарии, учителем Информатории Александро-Невской Семинарии и в том же году законоучителем в Сухопутный Кадетский Корпус. Затем из законоучителей Корпуса 3-го июня 1784-го года был определен архимандритом Московского Златоустова Монастыря, 25-го апреля 1789-го года переведен в Волоколамский Монастырь, а в декабре – во Владимирский Цареконстантинов, в 1794-м году в Ростовский Борисо-Глебский. По другим сведениям, он был учителем с 1784-го года в Олонецкой Семинарии, с 1785-го – во Владимирской, с 1786-го года префектом и игуменом Боголюбова Монастыря, с 1789-го года настоятелем Архангельского в Юрьеве Польском Монастыря, а затем Цареконстантиновского, с 1794-го года ректором Ярославской Семинарии и настоятелем Ростовского Борисо-Глебского Монастыря, с 1795-го года Новоторжского Борисоглебского, с 1798-го года ректором Тверской Семинарии, с 1799-го года архимандритом Макарьева Троицкого Калязинского Монастыря. 4-го марта 1800-го года хиротонисан во епископа в Кострому, где и скончался 9-го декабря 1811-го года 3646 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

Стефана нового, в декабре – 4-го мученицы Варвары и 6-го чудотворца Николая мироточивого, в январе – 10-го Григория нисского 16-го поклонение цепям корифея апостолов Петра, 19-го перенесение мощей Григория Богослова и 27-го перенесение мощей Иоанна Златоуста , в феврале – 7-го память Феодора Стратилата и 17-го Феодора Тирона, в марте – 9-го сорока мучеников, в апреле 23-го великомученика Георгия, в мае 2-го Афанасия Великого , в июне – 8-го Феодора Стратилата, 9-го Кирилла александрийского и 27-го преподобного Сампсона, в июле – 1-го чудотворцев-бессребреников, 2-го Положение честной ризы Богоматери, 8-го великомученика Прокопия, 11-го великомученицы Евфимии, 20-го пророка Илии, 27-го мученика Пантелеимона и 31-го положение честного пояса непорочной Богоматери (Zachariae, Jus graeco-romanum, Р. III, coll. IV, nov. 67). – Можно бы было, по-видимому, думать, как, вероятно, думает вышеозначенный казанский канонист, что тут «гражданский» законодатель, не праздники устанавливает для всей империи, а даёт предписание для судов гражданских, и что подобный законодательный акт мог бы проистекать и от турецкого султана. Но как раз именно «гражданская» точка зрения совершенно отсутствует: в новелле явственно оговорено, что дни рождения и восшествия на престол императора, в отмену I. 7 § penult. Cod. de feriis, причисляются к будням. Обратимся теперь к фактам из русской истории, довольствуясь теми, которые приводятся в книге самого профессора Голубинского, отмечая и те суждения, в которых выражается его собственное «правосознание». Почтенный профессор читает, например, летописное известие о том, что печерский игумен обратился с просьбою вписать имя Феодосия в синодик (в список святых, поминавшихся на праздничных литиях) не к митрополиту, а к великому князю Святополку и что великий князь повелел митрополиту вписать и епископам по всем епископиям вписывать, что они и сделали с радостию. Факт этот, очевидно, не нравится автору, и он рассуждает нижеследующим образом. «Если бы предполагать», говорит он, «что летописец с точностию передаёт дело, то нужно бы было сказать, что игумен печерский усвоил великому князю право, которое этому последнему не принадлежало, и что великий князь присвоил себе право митрополита и позволил себе по отношению к нему незаконное принуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

архимандрита Иллариона 1030 , высочайше утвержденным 14-го февраля 1721-го года определением Святейшего Синода назначен архиереем в «Хинское Царство» 1031 . 5-го марта 1721-го года он был хиротонисан, с титулом епископа Переславского, и в апреле отправился в Китай. В марта 1722-го года прибыл в Иркутск и здесь остановился, долго п бесплодно ожидая результатов переговоров о пропуска в Китай чрез Монгол но, оставаясь сначала в Иркутске, а потом переехав в Селенгинск. В 1725-м году выяснилось, что Китайские власти не дадут пропуска духовной особе в сане епископа, именовавшейся в своем полном титуле, по тогдашнему, «великим господином», и после этого преосвященному Иннокентию назначено было пребывание, впредь до указа, в Иркутском Вознесенском Монастыре с управлением им. А 16-го января 1727-го года состоялось назначение его епископом Иркутским 1032 . Скончался владыка 26-го ноября 1731-го года. В 1805-м году состоялось прославление его мощей. Празднование в честь его установлено 26-го ноября 1033 . Назначен был в январе 1721-го года к Ростовскому епископу Георгию иеромонах Спиридон, взятый из флота, но в марте снова возвращен во флот, на Котлин остров 1034 . Трое произведены во архимандриты: наместник Варлаам (Голенковский) в Каргополь, в Крестный Монастырь, служившие во флоте иеромонах Ион Богоявленский в Кострому, в Богоявленский Монастырь, и Иоаким Чудовский в Донской Монастырь 1035 , на место архимандрита Иерофея, переведенного в Ново-Спасский Монастырь. Архимандрит Иов настоятельствовал в Костромском Богоявленском Монастыре до 1739-го года 1036 . Архимандрита Иоаким (Струков) произведен был в архимандрита 24-го декабря 1721-го года. Он был сын священника Усманского уезда, был священником Московского Благовещенского собора с 1696-го года, в 1712-м году принял монашество, до келарства в Чудовом Монастыре был игуменом Селижарова Монастыря, 4-го июня 1727-го года хиротонисан во епископа Переяславского, 7-го июня 1730-го года назначен Воронежским, скончался на 63-м году жизни 1-го сентября 1742-го года и погребен в Воронежском Благовещенском соборе 1037 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– в храме Богородичном: а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства; – в храме святого: тропари: предпразднства, храма, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак предпразднства. Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые (накануне праздника читаются два рядовых чтения: данного дня и грядущего под зачало) и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указаны чтения святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются рядовые. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и рядового святого. б) в период попразднства «Блаженны» на 8: 2 рядовые песни канона праздника на 8 (если короткий период попразднства, например, 10 сентября) или одна рядовая песнь праздника на 6 (если длительный период попразднства, например, 19 сентября). Если один из святых имеет «Блаженны», то читаются рядовая песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь канона святого на 4 (например, 27 декабря). Входный стих: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» (в попразднство Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного – «во святых Дивен сый»). По входе: – в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, 1-го святого, 2-го святого; кондак храма, кондак 1-го святого; «Слава»: кондак 2-го святого, «И ныне»: кондак праздника;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Столп отписей з 200-го году по 1701-й год, а в нем 13 отписей в денежных платежах. Столп [отписей] з 200-го ж году по 1701-й год, а в нем 7 отписей в денежных платежах. 11 отписей з 200-го же году по 1702-й год в сенном платеже. 13 росписок со 190-го году по 1702-й год в славленых деньгах Святейшаго патриарха певчим. 20 отписей со 191-го году по 1701-й год в полоняничных деньгах. (Л. 63) 6 отписей з 201-го году по 206-й год в денежных платежах, да росписка Ивана Хметевского во взятье крестьянина, да другая росписка в приеме Якова Кульмаметева. 13 отписей с 700-го году и на нынешней 1701-й год в новогороцком хлебном платеже. 2 отписи в решетошных деньгах 206-го да 207-го годов. Запись на домовую мельницу пустоши Шамровки, что на церковной земле села Симы приселка Добрынского, на крестьян Ивашка Родионова с товарыщи 204-го году, а под нею черная владельная память. Поступная запись подьячего Василья Годовикова на дворовое место 202-го году. Заемная кабала Ивана Михайлова сына Куроедова в домовом овсе в пяти четвертях 188-го году. Две отписи в карабельных денежных платежах 207-го и 208-го годов. Три росписки в отпуску с Воронежа подводчиков 204-го году. (Л. 63 об.) Росписка дьяка Осипа Дудина, да Алексея Беликова, да Михаила Стахеева во взятье на Воронеж денег и писем, за их руками, 207-го году. Росписной список стряпчих Бориса Бушуева, да Костромы Богоявленского, да Суздаля Спаса Евфимиева да Покровского девича монастырей Козьмы Истомина, Андрея Телятева, Михаила Стахеева в кумпанских карабельных всяких подлинных писмах, за их руками, 1700-го году и под тем росписным списком списки з договорных всяких писем. 5 указов великого государя о людех, и о пушках, и о кормовых деньгах, и о богинетах, и о ядрах на Воронеж да список о столярах 207-го году. Допросные речи про карабельное строение Спаса Евфимиева монастыря оброчных крестьян Ивашка Михайлова с товарыщи 206-го году. Список з записи иноземца Дацкие земли [Елизарья] Елизарьева сына Избранта 206-го году. Книги приходные и росходные всего кумпанства карабельному строению 205-го году, воронежские.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Величание: Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне». Стихи из псалмов: Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс. 8, 2–3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого (Пс. 9, 6). Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22). Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами (Пс. 98, 2). Там сокрушил Он стрелы лука (Пс. 75, 4). Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские (Пс. 47, 12). Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме (Пс. 101, 22). Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины (Пс. 68, 36). Тебе, Более, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме (Пс. 64, 2). Благословен Идущий во имя Господне. Бог Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс. 117, 26–27). Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим (Пс. 115, 10). Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род (Пс. 145, 10). Хвала Ему пребудет во век (Пс. 110, 10). Прокимен, гл: 4. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Стих: Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле (Пс. 8, 3.2). Стихира после Св. Евангелия гл. 2: Ныне Христос входит в город Вифанию, сидящий на молодом осле, уничтожая неразумное поклонение твари в обоготворении природы. Канон, гл. 4. Песнь 1 Ирмос: Источники бездны явились неимеющими влаги, и открылось дно волнуемого бурею моря, ибо Ты мановением запретил его волнение и спас избранный народ, поющий победную песнь Тебе, Господи. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Тропари 1. В устах незлобивых и грудных младенцев устроил Ты хвалу Твоих служителей, чтобы низложить противника и воздать крестным страданием за падение древнего Адама, а древом креста восстановить его, поющего победную песнь Тебе, Господи.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Минеях); кондак П. 3-го гласа Ορθοδξοις δγμασι, τν Εκκλησαν φαιδρνας (Православными повелении Церковь просветил еси...) с икосом Επ τν θαυμαστν Αλεξνδρειαν σπεδοντες πορευθμεν τ νο (В дивней Александрии потщимся шествовати умом...) (только в греческих и в зеленых Минеях). Канон П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа имеет акростих, в к-ром указано имя автора: Εγκωμιζω τν τρισλβιον Πτρον. Θεοφνους (          ); нач.: Εν τος φωτεινοττοις, τν διαγωγν χων σκηνμασι (          ); ирмос Ασωμεν τ Κυρ (    ). Также последование П. включает: 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» 1-го гласа (в рус. Минеях отнесены на хвалите, в Зеленых Минеях - на стиховну вечерни) со славником 4-го гласа (в греческих и русских Минеях на стиховне вечерни, в Зеленых Минеях - на стиховне вечерни и на хвалитех); 2 стихиры-подобна плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на хвалитех (в греческих и Зеленых Минеях); светилен общий сщмч. Клименту и П.; седален П. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа. Чтения на литургии П. и сщмч. Клименту зафиксированы уже в ранних памятниках. В Типиконе Великой ц. назначены прокимен Пс 115. 6 со стихом 115. 3, Апостол Фил 3. 20-4. 3, аллилуарий Пс 43. 2, Евангелие Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В редакциях Студийского устава (Студийско-Алексиевском, Евергетидском, Мессинском Типиконах) чтения предлагаются в основном те же, однако в нек-рых редакциях другие прокимен (Пс 149. 5) со стихом (Пс 149.1) и аллилуарий (Пс 131. 9). В древних рукописях сохранилось 6 канонов П. визант. авторов, не вошедших в печатные издания (все - плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа). По 2 рукописям известен канон, посвященный всем 4 празднуемым 25 нояб. святым: сщмч. Клименту, П., вмч. Меркурию и вмц. Екатерине, нач.: Τετραφεγγ κλλη, μαρτρων σμπνοιαν (Четверосиянной единодушной красоте мучеников...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε (      :) и со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 489-505). В рукописи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины сохранился канон, нач.: Ενσει μεμυημνος κα ερωσν λελαμπρυσμνος (Задумало просвещенное и ублистанное священство...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Для прокимнов восьми гласов на чтении Евангелия на воскресной Утрени использованы стихи следующих псалмов. Первый глас – “1. Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем; 2. Словеса Господня, словеса чиста ( Пс.11:6–7 )”. Второй глас – “1. Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя ( Пс.7:7–8 ); 2. Господи Боже мой, на Тя уловах, спаси мя ( Пс.7.2 )”. Третий глас – “1. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится ( Пс.95:10 ); 2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля ( Пс.95:1 )”. Четвертый глас – “1. Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас, Имене Твоего ради ( Пс.78:9 ); 2. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам ( Пс.43:2 )”. Пятый глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во зеки (самое близкое зто 1Цар.24:21 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Шестой глас – “1. Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас ( Пс.79:3 ); 2. Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа ( Пс.79:2 )”. Седьмой глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забуди убогих Твоих от конца ( Пс.9:33 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Восьмой глас – “1. Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род ( Пс.145:10 ); 2. Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем ( Пс.145:1: 2 )”. Итак, для прокимнов используются псалмы – 9, 11, 43, 79, 95, 145 и, кроме того, для прокимна “Всякое дыхание...” – стихи псалмов 148–150. Следовательно, прокимны, при всей их краткости, как бы обнимают всю Псалтирь, – мы как бы всю ее мысленно прочитываем прежде, чем приступим к слушанию Евангелия. Третий вид употребления псалмов на Утрени – это новозаветное преображение их содержания. Самый характерный пример представляет 18-я кафизма, псалмы которой претворены в песни в честь Святого Духа – степенны (антифоны недели утра Осмогласника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010