30. Среда. Апостола Андрея Первозванного. Совершается полиелейная служба ап. Андрея Первозванного. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Рыб ловитву...», «И ныне» – предпразднства (Минеи), глас тот же: «Исаие, ликуй...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На стиховне стихиры апостола, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 3-й: «Скровника Петрова...», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Иосифе, рцы нам...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола Андрея...». Стихира апостола, глас 8-й: «Проповедника веры...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – седален апостола, глас 8-й. «Слава» – ин седален апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава» – ин светилен апостола, «И ныне» – Богородичен Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-13/

8. Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, апостола, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святилище пришел еси…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды), тропарь апостола, глас 2-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв…» (см. по 1-м стихословии), ин седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Празднику преполовившуся…» (см. по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола – Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-21/

30. Понедельник. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита. Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Совершается бденная служба свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителей, глас 4-й и глас 2-й – 8. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3. На литии стихира храма и стихиры святителей, глас 2-й и глас 6-й. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святители Христовы...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Девственную доброту...». На стиховне стихиры святителей, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителей, глас 2-й: «Днесь души земнородных...», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Днесь Христос во святилище приносится...». По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны святителей. Полиелей. Величание святителей и избранный псалом. Седален святителей по полиелее, глас 4-й. «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителей, глас 4-й: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются»; стих: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Евангелие святителей – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителей...». Стихира святителей, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: Богородицы (в службе святителей) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителей (два канона) на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-12/

10. Четверг 3-й седмицы по Пасхе. Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Прп. Симона Радонежского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (службу зри 4 ноября) . Перенесение мощей мч. Василия Мангазейского. Служба апостола Симона Зилота полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ревности тезоименит...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Приидоша на гроб...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Тварь, яко орел...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Возлияша мира...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й: «Уловив языки...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Мира, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце правды...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мрежею словес...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола...». Стихира апостола, глас 6-й: «Иже Божественнаго Духа...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-23/

15. Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстную седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46). Служба совершается только праздника (по Триоди). Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор...», «Воскресение Христово видевше...») не поются. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» – та же стихира. Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Прежде шести дней бытия Пасхи...». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» – та же стихира. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престоле Херувимсте...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу»; стих: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач. (первое)). («Воскресение Христово видевше...» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иерей взем кадило, кадит крестообразно» приготовленные заранее ваия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех...». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой с произнесением слов: «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды), а потом, на елеопомазании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христос...», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже...», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-28/

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119-го по 132-й (за исключением псалма 131-го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8-м гласе – четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов – песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8-м гласе – двенадцать). Тема тропарей антифонов 1-го гласа соответствует теме 5-го; во 2-м гласе – соответствие теме 6-го гласа, в 3-м – 7-го и в 4-м – 8-го. Антифоны 1-го и 5-го гласов берут свою основу в псалмах 119–121-м; антифоны 2-го и 6-го гласов написаны на основании 122–124-го псалмов; антифоны 3-го и 7-го гласов построены на основе 125–127-го псалмов; в антифонах 4-го гласа используются псалмы 128–130-й; в антифонах 8-го гласа к последним присоединяется еще псалом 132-й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого?либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха – молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1-го антифона 1-го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме 177 . В антифонах параллельного, 5-го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, – вопиет он, – услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1-й антифон 1-го гласа). А в антифоне параллельного, 5-го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

По нашему мнению, антифоны преподобного Иоанна Дамаскина весьма близки по стилю и внутреннему характеру к его воскресным и праздничным канонам. Воскресные антифоны построены на основе псалмов Давида, называемых песнями восхождения. Они охватывают тексты псалмов со 119–го по 132–й (за исключением псалма 131–го). Псалмы эти дают, таким образом, темы для антифонов всех восьми гласов. Каждый глас включает группу из трех антифонов, в 8–м гласе — четыре антифона. В свою очередь, каждый из антифонов содержит три тропаря; два первых из них развивают мысль, взятую из псалмов — песней восхождения; третий, заключительный тропарь содержит славословие Святаго Духа как Обновителя твари, споклоняемого Отцу и Сыну. Таким образом, в группе антифонов каждого гласа содержится девять тропарей (в 8–м гласе — двенадцать). Тема тропарей антифонов 1–го гласа соответствует теме 5–го; во 2–м гласе — соответствие теме 6–го гласа, в 3–м — 7–го и в 4–м — 8–го. Антифоны 1–го и 5–го гласов берут свою основу в псалмах 119—121–м; антифоны 2–го и 6–го гласов написаны на основании 122–124–го псалмов; антифоны 3–го и 7–го гласов построены на основе 125–127–го псалмов; в антифонах 4–го гласа используются псалмы 128–130–й; в антифонах 8–го гласа к последним присоединяется еще псалом 132–й. Псалмы святого пророка Давида, положенные в основу воскресных антифонов, очень выразительны сами по себе и богаты глубокими чувствами веры, надежды на Бога, славословия Его. Преподобный Иоанн Дамаскин дал этим псалмам новозаветное толкование. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, замечает, что антифоны писаны стихами. Трудно отдать предпочтение антифонам какого-либо гласа, ибо в каждом из них имеются образцы высокой поэзии и глубокого внутреннего смысла; все они, повторим утверждение преосвященного Филарета, «превосходны». Вместе с тем, сопоставляя их с псалмами, на которых они построены, можно сразу установить, что антифоны Октоиха — молитва инока, новозаветного подвижника, шествующего нелегким путем отшельнического жития. Это отчетливо видно уже из 1–го антифона 1–го гласа, где инок исповедует: Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме . В антифонах параллельного, 5–го гласа эта мысль раскрывается дальше; внутренним подвигом и молитвенными трудами иноки обретают духовную радость и блаженство: Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. Впрочем, это утешение дается не сразу, и преподобный творец антифонов раскрывает болезни и скорби иноческого пути. Внегда скорбети ми, — вопиет он, — услыши моя болезни, Господи, Тебе зову (1–й антифон 1–го гласа). А в антифоне параллельного, 5–го гласа преподобный Иоанн в состоянии глубокой скорби просит Господа: Избави душу мою от языка льстиваго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В седмичные дни ипакои и седальны читаются или поются из Минеи или Цветной Триоди, положенные наряду. В Недели (воскресения), после полиелея, поются ипакои Октоиха рядового гласа (Тип., гл. 2). В Недели, в которые случится особое празднование святому с полиелеем или всенощным бдением, или великий праздник Богородицы, также Сретение Господне, после ипакои гласа поются седальны святого или праздника (Тип., послед. 27 ноября, в Неделю). Сперва поются те седальны святого или праздника, которые положены в Минее по 1-м и 2-м стихословии кафизм, но которые в Неделю (воскресение) не были читаемы или петы по кафизмам, ибо тогда читались или пелись седальны воскресные. Потом на «Слава» читается или поется тот седален святого или праздника, который положен в Минее по полиелее, и в Типиконе отличается от других седальнов названием «полиелейный (Тип., гл. 3-я, 4-я и др.). На «И ныне» читается или полиелейный седален во 2-й раз, например: в праздники Богородичные и в Сретение, случившиеся в неделю (Тип., сент. 8-го и февраля 2-го), или Богородичен, который находится в Минее по полиелейном седальне (Тип., гл. 3). В праздники Владычные, случившиеся в неделю, поется седален праздника (Тип., послед. 14-го сент.). За седальнами поются «степенны антифоны» 452 . В степенных антифонах, как бы на призвание полиелейных стихов: «Хвалите имя Господне», «Исповедайтеся Господеви», мы исповедуем Господу свои согрешения и славим Отца, и Сына, и Святого Духа. Степенны антифоны содержатся во всех восьми гласах Октоиха. Выражение: «антифон гласа» означает антифон рядового гласа. Чаще других антифонов поется 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». Первый антифон 4-го гласа поется в седмичные дни всегда, когда в них поется полиелей, – будет ли то праздник Господень, Богородичен или святого. В Недели же (воскресения) первый антифон 4-го гласа поется только в великие праздники Господни: Воздвижение креста, Тождество Христово, Богоявление, Преображение, случившиеся в Неделю, также в Неделю ваий, апостола Фомы и в неделю Пятидесятницы 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Состав: 1) стихиры на вечерне в Великую субботу и «Свете тихий» двух распевов (1–7); 2) канон в неделю Пасхи (8–31); ирмосы: «Воскресения день» и «Святися, святися» положены на несколько напевов. 1210. Сборник песнопений на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 28 лл., полууставом конца XVIII в., без переплета, разбит,. Первый лист порван с ущербом для текста. Нет листа между 23 и 24 листами. На первом листе заглавие киноварью: «Октай на осмь гласов – творение великаго светилника преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна Дамаскина ». Состав: 1) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер», антифоны степенные и стихиры на «хвалитех» на утрене в неделю перваго гласа (1–13); 2) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» и стихиры «на хвалитех» на утрене в неделю втораго гласа (13–25); 3) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» третьяго гласа (25–28). 1211. Сборник песнопений из октоиха на линейных нотах , в восьмушку, без начала и конца, 41 л., полууставом XVIII в., без переплета; 41 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами: 4 и 5, 33 и 34, 36 и 37. Состав: песнопения: 1) гласа 2-го: богородичен догматик, стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер» и антифоны степенны на утрене в неделю, третий антифон без конца (1–4 об.); 2) гласа 3-го: богородичен догматик и стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер», антифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (5–9 об.); 3) гласов 4–8-го: стихиры: на «Господи, воззвах» с догматиками и стихиры «на стиховне с богородичнами на великой вечерне», «в субботу вечер», аятифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (9 об.–41 об.), третий антифон 8-го гласа без конца и нет Блаженнов того же гласа. 1212. Сборник песнопений , в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX в.в., в бумажном переплете; 19-й лист чистый. Состав: 1) стихиры воскресныя 1-го гласа с богородичном 1-го гласа и несколько песнопений из пасхальнаго канона, положены на крюковыя ноты (1–18); 2) канон молебен Пасце глас 1-й (20–28); 3) книга Патерик скитский изложение святаго верховнаго апостола Павла покаяние пред образом Божиим кроме иерея како исповедати грехи своя скитским инокам по вся дни (28 об.–34). Начало: «Предано святым апостолом Павлом великому Дионисию Ареопагиту глубина премудростем философу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Степенны антифоны имеются на все восемь гласов и помещаются в Октоихе на ряду. На воскресном бдении поются степенны антифоны соответствующего рядового гласа, почему и называются тогда «антифоны гласа». На великие праздники Господские и Богородичные и в дни памяти святых, которым полиелей и величание, поется только один 1–ый антифон 4–го гласа: от юности моея мнози борют мя страсти: Если с воскресным днем совпадет какой-либо великий Господский праздник, а также в Неделю Ваий, Неделю 2–ую по Пасхе, Св. Ап. Фомы и в Неделю Пятидесятницы поется один только 1–ый антифон 4–го гласа. Но если с воскресным днем совпадет великий праздник в честь Пресвятой Богородицы или святого с полиелеем, то поются «степенны гласа», то есть того гласа, который следует по ряду в данный воскресный день. В степенных антифонах, как бы в ответ на призыв полиелейных стихов хвалить Господа, мы исповедуем Господу свои согрешения и немощи и славим Отца, и Сына, и Святого Духа. Прокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит Прокимен. Этот прокимен, по своему содержанию, всегда имеет связь с тем Евангелием, которое будет читаться. На воскресном бдении, если не совпадет с этим воскресным днем Господский или Богородичный двунадесятый праздник, произносится и поется воскресный прокимен рядового гласа. Таких прокимнов, по числу гласов, всего восемь, и они чередуются каждую неделю. Если воскресный день совпадет с двунадесятым Господским или Богородичным праздником, то произносится и поется прокимен этого праздника. На бдениях под великие праздники и в честь святых поется всегда особый Прокимен праздника на 4–ый глас, содержание которого соответствует данному празднику или памяти празднуемого святого. Эти утренние прокимны всегда имеют только по одному стиху и поются ликом 2 с половиною раза. По окончании прокимна, диакон возглашает: Господу помолимся: лик поет: Господи, помилуй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010