Л. Якобили в XVII в. создал народную версию Жития Е. на итал. языке ( Iacobili L. Vite dei Santi e Beati dell " Umbria. Foligno, 1647. Bologna, 1971r. T. 1) и наметил основные даты жизни Е. следующим образом: 487 г.- приход в Нурсию, 526 г.- избрание настоятелем, 23 мая 540 г.- кончина. По преданию, после смерти Е. Ф. удалился в Фульгинию (ныне Фолиньо, обл. Умбрия, Италия) к свт. Викентию и жил в построенном им монастыре во имя свт. Сильвестра. Скончался Ф. 1 июня 547 г. Останки святого были погребены в кафедральном соборе св. Фелициана. Согласно сведениям, зафиксированным в дипломах герм. императоров Оттона III и Конрада II (кон. X - 1-я пол. XI в.), Е. был настоятелем мон-ря Кампли, основанного в кон. V в. св. Спесом в Касторианской долине. В X в. здесь было уже крупное бенедиктинское аббатство в честь Е., где хранились мощи и одежда святого. Однако, по мнению нек-рых зап. ученых, следует различать 3 обители в этой долине (DHGE. T. 16. Col. 77). Память Е. впервые появляется в Мартирологе аббатства Фарфа (XI в.) под 23 мая. Празднование Ф. совершалось 27 июня в Нурсии, 1 июня в Фульгинии. Петр Наталис († 1370) в «Каталоге святых» объединил день памяти Е. и Ф. под 28 дек. ( Petr. Natal. CatSS. II 11). Кард. Цезарь Бароний заменил в Римском Мартирологе эту дату 23 мая. В греч. синаксарях память Е. и Ф. отсутствует, хотя «Диалоги» свт. Григория Великого были известны в Византии уже со 2-й пол. VIII в. В календарь РПЦ память Е. и Ф. перешла из Четьих-Миней, составленных свт. Димитрием Ростовским. Ист.: BHL, N 2791; ActaSS. Mai. T. 5. P. 249-251; MartRom. Comment. P. 204; Flodoardus canonicus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 845-848; Pirri P. L " abbazia di S. Eutizio in Valcastoriana presso Norcia. R., 1960. P. 9-16, 257-263. (StAnselm.; 45) [la Legenda S. Eutizio]; MartUsuard//PL. 124. Col. 850; ЖСв. Авг. С. 397-401; Патерик Римский. Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Подгот. изд.: К. Дидди. М., 2001. С. 260-271. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255; Т. 3. С. 336; Carrafa F. Eutizio e Florenzo//BiblSS. Vol. 5. Col. 340-341; Verbraken P. Euticius//DHGE. T. 16. Col. 77-78.

http://pravenc.ru/text/187594.html

  Четкую и однозначную позицию занимала Ольга Николаевна в вопросах о прославлении Царственных Мучеников в России и о так называемых «екатеринбургских останках», которые государственная комиссия идентифицировала как принадлежащие семье последнего русского Императора Николая II, после чего останки безвестных мучеников торжественно были перезахоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге под видом царских. На основании многочисленных независимых научных и богословских изысканий, в том числе и проведенных по ее личной просьбе, Ольга Николаевна категорически отвергла выводы государственной комиссии. Она ни разу, после появления там «екатеринбургских останков», не посетила Екатерининский придел, хотя регулярно бывала в Петропавловском соборе во время визитов в Санкт-Петербург, чтобы почтить память Августейшего Деда своего супруга – Императора-Миротворца Александра III.   Свое мнение Ольга Николаевна неоднократно высказывала Святейшему Патриарху Алексию и Священноначалию Русской Православной Церкви, которая, не признавая подлинность «екатеринбургских останков», причислила Государя Николая II, Государыню Александру, Цесаревича Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию к лику святых на Архиерейском соборе в августе 2000 года.   Почетный академик Российской Академии Художеств (2005), автор множества публикаций в зарубежной и российской прессе, а также нескольких книг, вышедших в России, — «Чудо на Русской Голгофе» (Владивосток, 1994), «Неравный поединок» (М., 1995), «Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна (1882-1960). Жизненный путь» (М., 1997), «Под благодатным покровом» (М., 2000), «Царского рода» (М., 2004; 2-е изд.: СПб., 2004), «Живая душа. Встречи с Владыкой Иоанном (Снычевым)» (СПб., 2005). Член Союза писателей России.   Скончалась 1 мая 2020 года. 05.09.2020 853 09.06.2020 1233 06.05.2020 791 02.07.2019 1294 13.06.2019 992 28.03.2019 1887 25.03.2019 1353 07.12.2018 1327 14.06.2018 1745 29.11.2017 1128

http://ruskline.ru/author/k/kulikovskaya...

Гаврилов А.К. Языкознание византийцев// История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.129–131. Иоанн Филопон//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.    Иоанн Филопон//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.372–374. Куртик Г. Иоанн Филопон//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.  Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. – М.: Искусство, 1992. – Кн. 1. С.33–35. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века.   Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  Рожанский И.Д. На рубеже двух эпох : (Иоанн Филопон в споре с аристотелевской концепцией космоса//ВИЕТ. – 1983. – 3. Сидоров А.И. Жизнь и труды святителя Григория Великого//Григорий Двоеслов. – Творения. – М.: Паломник, 1999. Сидоров А.И. Логика и диалектика Иоанна Филопона: О характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью (на основании фрагментов из сочинения " Посредник " )//Историко–философский ежегодник’98. – М.: Наука, 1998. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Троицкий С.В. Иоанн Филопон//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Шичалин Ю.А. Иоанн Филопон//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/2928912

Рукопись снабжена пространным послесловием писца, скрывшего свое имя за местоимением «кто-либо» (см.: Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII в. София, 2003. Т. 1. С. 48-49, 57; 162-163), содержащим традиц. молитвенное обращение к Спасителю и сообщающим о написании книги в 1359 г. повелением митр. Германа при царе Иоанне Александре, его сыне Иоанне Шишмане и при патриархе «богспасного Цариграда Тырнова» Феодосии. Относительно личности заказчика «Г. с.» существуют различные мнения. Иванова-Мирчева считает имя перенесенным из писцовой записи протографа рукописи и отождествляет митр. Германа с болг. патриархом X в. Германом (Гавриилом) . Но это представляется невероятным потому, что писцы, повторяя послесловия своих предшественников, обычно заменяют именно персоналии, а дату могут оставить прежней (см., напр.: Мошкова Л. В. , Турилов А. А. Плоды ливанского кедра. М., 2003. С. 48-51). Более обоснованно мнение Дылевского и составителей свода записей болг. писцов, считающих митр. Германа главой неустановленной болг. епархии в 1359 г. Как единое целое «Г. с.» не издан, однако мн. входящие в него тексты опубликованы (обычно с фотовоспроизведением). Изд.: Kaluzniacki E. Aus der panegyrischen Literatur der Südslaven. W., 1901 [Житие прп. Параскевы]; Климент Охридски. Похвално слово за св. архангели Михаил и Гавриил//Слова и поучения. София, 1970. С. 71-76; Иоан Екзарх Български. Слово за Преображение и Похвала за Иоан Богослов//Слова. София, 1971. Т. 1; Иванова-Мирчева Д. , Икономова Ж. Хомилията на Епфаний за слизанието в ада: (Неизв. старобълг. превод). София, 1975. Лит.: Jufu J. Sbornicul lui German//Ortodoxia. Bucur., 1960. N 2. P. 253-279; Иванова-Мирчева Д. Германов сборник: Български писмен паметник от X в. в препис от 1359 г.//Български език. 1965. 4/5. С. 309-314; она же. За архаичността на Германовия сборник - старобългарски писмен паметник от X в.//Там же. 1966. 5. С. 495-310; она же. Из старобългарския хомилиар: (Новооткрити преписи)//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1969. С. 309-314; Мирчев К. Неизвестен препис на Климентовия слово за архангелите Михаил и Гавриил//Български език. 1966. 5. С. 421-439; Дилевски Н. Към въпроса за произхода на Германовия сборник от 1359 г.//Там же. 1967. 4. С. 305-322; СтБЛ. С. 105-106.

http://pravenc.ru/text/164809.html

Причиной написания 3-го Жития Л. (BHL, N 4942-4943; изд.: Die Vitae. 1881. S. 85-134) стали беспорядки, возникшие в мон-ре Верден в сер. IX в. (до нападения норманнов в 863). Основными целями автора Жития были «восхваление Господа и Его деяний и назидание слушателей» ( Kaus. 1992. S. 21). В 3-м Житии приведены данные о чудесах Л., заимствованные из устной традиции. Важные сведения о Л. и об основанном им аббатстве Верден сохранились в монастырских дарственных грамотах 793-806 гг. В картулярий аббатства Верден (ркп. Leiden. Univ. VLQ 55, 2-я пол. IX в.; см.: Blok. 1960. S. 11-15; Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des IX. Jh. Wiesbaden, 2004. Tl. 2. N 2220) включены 66 грамот, из к-рых 31 относится к указанному периоду (изд.: Blok. 1960). Древнейшая грамота о дарении мон-рю 3 участков земли датирована 22 февр. 793 г.; последнее дарение было получено Л. 9 окт. 806 г. До 805 г. святой именуется пресвитером и аббатом, позднее - епископом ( Blok. 1960. N 30-31). В грамотах упоминаются имена дарителей и первых насельников Вердена, монастырские постройки. В Житии св. Лебуина, составленном в Вердене в сер. IX в. (BHL, N 4810b), повествуется о 1-й миссии Л. к племенам, жившим на р. Эйссел в районе совр. Девентера. Панегирик в честь Л. был написан в кон. X в. верденским агиографом Уффингом (изд.: Die Vitae. 1881. S. 223-225). В панегирике нет дополнительной информации о Л., но текст является важным свидетельством почитания святого. К подобным источникам относится стих-посвящение из 18 строф, написанный неким Родольдом (изд.: Ibid. S. 226). Сведения о миссии Л. в Хальберштадте и Хельмштедте, основанные на более ранних преданиях, приведены в хрониках Титмара Мерзебургского и Саксонского Анналиста (XI-XII вв.) (Die Chronik. 1935. S. 208; Die Reichschronik. 2006. S. 64-65; см. также: Hauck. 1966. S. 368-370; Angenendt. 2005. S. 129). Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в. Церковь св. Лиудгера в Мюнстере. 2-я пол. XII в.— кон. XIV в. В 1-й пол. XII в. на основе Древнейшего Жития в Вердене было составлено пространное стихотворное Житие Л. (Die Vitae. 1881. S. 135-220). Житие состоит из 1204 строк, объединенных в 3 части («литании») (об источниках Жития см.: Ibid. S. LXXIII-LXXX). Стихотворное Житие не получило распространения (его текст сохр. в единственной ркп. XVI в.), но приведенные в нем сведения о чудесах и почитании Л. имеют большую ценность для изучения культа святого. Гуманист Иоганн Мурмеллиус, возглавлявший в 1508-1513 гг. уч-ще Л. в Мюнстере, составил оду в честь святого. С возрождением почитания Л. в епископстве Мюнстер связано создание стихотворного лат. Жития (кон. XV в.; сохр. не полностью), прозаического Жития, составленного Иоганном Цинцинниусом (опубл. в 1515), и 2 нижненем. версий Жития святого (см.: Ibid. S. XCV-CV).

http://pravenc.ru/text/2110611.html

Успенский собор Новодевичьего мон-ря, в подклете к-рого с 1949 по 1981 г. размещался Издательский отдел Московской Патриархии. Фотография. 2009 г. Успенский собор Новодевичьего мон-ря, в подклете к-рого с 1949 по 1981 г. размещался Издательский отдел Московской Патриархии. Фотография. 2009 г. 19 сент. 1960 г. председателем И. о. был назначен сменивший митр. Николая на посту председателя ОВЦС Подольский еп. Никодим (Ротов ; впосл. митрополит Ленинградский). Еп. Никодим стал также и 1-м председателем редколлегии «Богословских трудов» - начавшего выходить с 1960 г. ежегодного сборника, в к-ром публиковались работы совр. богословов, а также труды выдающихся церковных деятелей прошлого, творения св. отцов и учителей Церкви. 14 мая 1963 г. архиеп. Никодим (Ротов) был по его ходатайству освобожден от должности председателя И. о. ввиду большого объема работы в ОВЦС. Новым председателем И. о. был назначен нареченный епископом Волоколамским Питирим (Нечаев ; впосл. митрополит), занимавший эту должность более 30 лет. Его ближайшими помощниками были архим. Иннокентий (Просвирнин) , П. В. Уржумцев , И. А. Минаков, В. П. Овсянников; деятельно сотрудничал с И. о. ответственный секретарь ОВЦС А. С. Буевский . В связи с расширением сферы деятельности и увеличением числа сотрудников в нач. 80-х гг. была осуществлена реконструкция (фактически строительство) здания издательского центра Московской Патриархии на Погодинской ул., вблизи Новодевичьего мон-ря (освящено 22 сент. 1981), с домовым храмом во имя прп. Иосифа Волоцкого. Длительное время И. о. был единственным изд-вом в стране, выпускавшим правосл. лит-ру: Свящ. Писание, богослужебные книги, творения св. отцов и учителей Церкви, жития святых, катехизические пособия, богословские труды, журналы, пособия для церковно- и священнослужителей, правосл. календари. Несмотря на жесткий гос. надзор, осуществлявшийся Советом по делам религий при Совете министров СССР , И. о., преодолевая мн. ограничения, постоянно увеличивал тиражи и номенклатуру церковных изданий.

http://pravenc.ru/text/293874.html

До 1917 г. существовало не менее 640 правосл. журналов и газет. Абсолютное большинство из них было закрыто после Октябрьской революции 1917 г. Лишь в немногих регионах страны (в основном там, где власть еще не принадлежала большевикам) до окончания гражданской войны продолжали выходить местные епархиальные издания. В 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) получил разрешение на выпуск офиц. органа РПЦ «Журнала Московской Патриархии» и стал его издателем и главным редактором. Журнал выходил в 1931-1935 гг. и с 1943 г., долгие годы был единственным периодическим церковным изданием в РСФСР. С 1960 г. печатался альманах «Богословские труды» - единственное научное церковное издание. В 70-80-х гг. XX в. в самиздате выходили нелегальные правосл. издания: ж. «Вече» В. Н. Осипова, «Московский сборник» Л. И. Бородина, журналы «Мария» Т. М. Горичевой, «Надежда» З. А. Крахмальниковой , «Община», «Выбор» и др. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Фотография. 1943 г. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Фотография. 1943 г. Развитие российской церковной журналистики после 1917 г. продолжилось за границей, где духовные журналы стали средством единения эмигрантов. Рус. культурно-религ. центры, созданные за границей, вели активную издательскую деятельность. В 20-30-х гг. XX в. там выходило неск. десятков религ. изданий, в которых сотрудничали рус. философы, богословы, публицисты. В изд-ве «ИМКА-Пресс» выходил ж. «Путь» , Русское студенческое христианское движение издавало «Вестник» (впоследствии «Вестник Русского христианского движения» ), РПЦЗ выпускала газ. «Православная Карпатская Русь» (впосл. «Православная Русь» ). Характер изданий во многом определялся ограниченными материальными возможностями беженцев. Чаще выходили альманахи, сборники, к-рые можно было выпускать по мере накопления материала и средств независимо от времени. Помимо издания печатных СМИ в рус. эмиграции стали применяться новые формы журналистики. В 1979 г. появилась 1-я правосл. радиостанция, вещающая на рус. языке,- «Голос Православия». Идея ее создания принадлежала Е. П. и Е. Е. Поздеевым и протопр. Б. Бобринскому . Студия радиостанции находилась в Париже, вещание велось на коротких волнах первоначально из Африки, а затем из Португалии и покрывало часть территории СССР. Радиостанция получила поддержку Православного богословского института прп. Сергия Радонежского , Свято-Владимирской семинарии ПЦА . В программу вещания входили проповеди, беседы (в т. ч. Сурожского митр. Антония (Блума) ), записи книг, передачи с объяснением богослужения, праздников, детские катехизаторские передачи.

http://pravenc.ru/text/182365.html

– 1903, 50. – С. 1964–965. – 1907, 40. – С. 1743. Труды Киевской духовной академии. – 1870, май-июнь. – С. 15. – 1875, июнь. – С. 209–210. Православный собеседник. – Казань, 1897, март. – С. 185; май. – С. 216–217. – 1898, октябрь. – С. 394. – 1901, апрель. – С. 51. – 1905, январь. – С. 99–110; июль-август. – С. 18. – 1907, апрель. – С. 579–586; май. – С. 708–736; ноябрь. – С. 120–147. – 1908, март. – С. 384. Странник. – СПб., 1872, май. – С. 73. – 1891, май. – С. 83. Церковный вестник. – 1891, 4. – С. 62–63. Душеполезное чтение. – 1897, ч. 2. – С. 662, 669. Русская старина. – 1874, август. – С. 778. – 1879, апрель. – С. 268, 303. – 1882, апрель. – С. 182, 185; июнь. – С. 28–29; октябрь. – С. 179. – 1888, март. – С. 715. Православное обозрение. – 1868, январь-декабрь. – С. 1, 30–31, 76–91, 138. – 1870, декабрь. – С. 428–430. – 1889, сентябрь-декабрь. – С. 742–769. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 4. – С. 79; 19. – С. 417. – 1873, 3. – С. 61–63. – 1879, 9. – С. 166. – 1880, 17. – С. 267. – 1891, 24. – С. 771. – 1897, 18. – С. 861. Исторический вестник. – 1887, апрель. – С. 213–214. – 1889, август. – С. 370. – 1896, август. – С. 431. – 1906, апрель. – С. 290. Хибарин И. Русская Церковь и дружба между народами//Журнал Московской Патриархии. – 1959, 11. – С. 48–51. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 3. – С. 69, 70. – 1949, 7. – С. 36–44. – 1950, 7. – С. 75. – 1960, 7. – С. 46–47. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, февраль. – С. 573; март. – С. 346, 352. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т.5. – С. 963, 972; т.8. – С. 232. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 945; т. 2. – С. 1602. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 121–122. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

4 . Месяцесловы и святцы справочного характера: «Книга глаголемая о российских святых». Кон. XVII–XVIII в.; подлинники словесные, лицевые святцы и лицевые подлинники; соборные памяти, установленные в Русской Церкви в 1960–1990 гг.; календари. 5 . Месяцесловы и святцы изданий, посвященных неканонизированным подвижникам благочестия и мученикам. Обзор основных источников и большая часть имен угодников Божиих, живших до XVIII в., приводятся в исследовании: Сергий (Спасский) , архиеп. Полный Месяцеслов Востока. 1-е изд. М., 1876. 2 т.; 2-е изд. Владимир, 1901. Агиологические исследования, справочные пособия и публикации памятников русской агиографии во 2-й пол. XIX в. существенно дополнили исследование архиепископа Сергия и новые данные были учтены им во 2-м издании (Владимир, 1901). Важное значение для русской агиографии имеют также следующие издания: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1870; Словарь исторический о святых, чтимых всею Русскою Церковию и местно. М., 1862; Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описаний их. 2-е изд. Чернигов, 1865. Кн. 1–3; Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви. Также иверских, и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1855–1868. Т. 1–18; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882; Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.), обще и местно чтимых, изложены в таблицах, с картою России и планом киевских пещер. Справочная книга по русской агиографии. СПб., 1891; Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. М., 1893; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд. М., 1903. Уникальный свод сведений по русской агиографии, обобщающий достижения церковных и светских историков, агиографов и краеведов, был издан архиеп. Димитрием (Самбикиным) : Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. 2-е изд. Сентябрь– декабрь. Каменец-Подольск, 1892–1895. Вып. 1–4; Январь–август. Тверь, 1897–1902. Вып. 5–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010