«Спорительница хлебов» Мы, светские и тем паче советские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Скажи нам, что у монахов высшей формой смирения является отвержение своей собственной воли, мы рухнем от удивления. Вот мы и спорим, спорим… Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни – преподобный Амвросий , утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал « Спорительница хлебов ». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир, связав с праздничным событием день 15 октября по старому стилю (28-го по новому), когда старца Амвросия (преставившегося 10 октября 1891 года), предали земле. В день кончины старца (23 октября по нов. ст.) почитают самого преподобного Амвросия. А на следующий день – празднуется весь Собор Оптинских святых старцев, которых у нас 14. Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года. Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах. Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи». Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.

http://pravoslavie.ru/74669.html

С просьбой о помощи в восстановлении храма протоиерей К. Парфьонов обратился к Высочайшей инстанции, а также к верующим и властям крупных городов империи, таких как Санкт-Петербург, Москва и др. В феврале в 1807 г. по приказу императора Александра был выдан единоразово из Кабинета 1000 руб. в качестве помощи. Таким образом и были собраны необходимые средства для постройки нового храма. Чертежи проекта утвердил и выдал губернский строительный комитет. 28 июля 1812 г. был заложен первый кирпич в фундамент церкви. На памятной табличке сохранилась надпись: «Основася храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Водружен бысть крест на память святых апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. В лето царстовования Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя нашего императора Александра Павловича и всея России и супруге го Благочестивейшей Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны. По благословению Преосвященнейшаго Платона архиепископа Екатеринославского Херсонскаго и Таврическаго и кавалера. При настоятеле старообрядческих церквыей и благочинным протоиерее Кондрате Парфенове и священнике Кондрате Недрагайлове и при диаконе Доментиане. При тсроителех церковных старосте Петре Кленове и Евдокиме Салавеве и купцах Борисе Горяинове и Тимофее Сувидове и Игнате Панфилове в городе Елисаветграде на форштате именуемой старообрядческой Преображенской церкви 1812 месяца июля 28 дня». 9 февраля 1813 г. ее уже освятили во имя Преображения Господня. Стоимость работ - 62100 руб. Очертания храма четки, гармоничны, сдержанные. Он пятикупольный с колокольней высотой 13 аршин, которая возвышается над притвором. Боковые входы к храму украшают портики с треугольными фронтонами, каждый из которых опирается на четыре коринфские колонны. В его основе крест. В храме три придела. Центральный — во имя Преображения Господня, южный — во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, северный — во имя Святителя Николая Чудотворца. Иконостас был выполнен местными резчиками по дереву с размахом и мастерски по образцам московской школы резчиков XVIII ст. По стилю — это культовое сооружение начала столетия. Его специалисты называли ранним классицизмом.

http://sobory.ru/article/?object=31981

Стефан Хирский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Стефан Хирский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Стефан Хирский, прп. Святой Стефан Xupcckuй(VI) Память 28-го января по старому стилю (10/февр.по нов.ст.) - один из тринадцати ассурийских отцов, ученик св. Иоанна Зедазенского. Письменных источников его биографии не сохранилось. Святой подвизался в одном из монастырей в Антиохии и был одним из двенадцати отцов, избранных Ангелом Господним на подвиг проповеди Православия в Грузии. По прибытии в Грузию св. Иоанн благословил учеников разойтись по стране для проповеди и для основания монастырей. Св. Стефан вместе со св. Зеноном Икалтойским обошли всю Кахетию, проповедуя слово Божие. Святой обосновался неподалеку от местечка Хирса, и построил обитель в честь Св. Стефана, своего небесного покоровителя. Хотя до нас и не дошло конкретных сведений о чудесах, совершенных святым отцом, можно предпологать, что он был чудотворцем ещё при жизни, творящим " многие чудеса " . Святой почил мирной кончиной. Его святые чудотворные мощи покоятся в им же построенной обители. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Стефан Хирский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3455

Января 12(-го), день Нового года по старому стилю, был я с поздравлением у царя, а потом обедал у фаворита и имел время порядочно поговорить с ним. Он сказал мне, что, считая меня своим другом, убедительно просит не дружиться с Бутурлиным, камергером принцессы Елисаветы, потому что он ни на что не годится; что прежде он был с ним дружен, но, узнав, что это нехорошо, он оставил его; что обер-шталмейстер Ягужинский живет дружно с Бутурлиным, который водит его за нос, но что он, фаворит, очень сожалеет о Ягужинском, потому что его любит, и сделает все, что только может, чтобы прервать эту связь, а как я дружен с Ягужинским, то он просит меня помогать ему в этом. Я дал ему слово и действительно через несколько дней говорил Ягужинскому так настоятельно, что он обещался раздружиться с Бутурлиным, что и сделал. Фаворит был много мне обязан за это доброе дело. Января 13(-го) Остерман сказал мне, что фаворит уведомил его о всем том, что он говорил со мною с глазу на глаз, и что они условились погубить Бутурлина, потому что очень опасно было оставлять его на таком месте, на котором он мог давать дурные советы государю; но прежде исполнения сего они хотели прервать дружбу между им и Ягужинским, чтобы не подвергнуть опале последнего. Я заезжал к фавориту 17, 20 и 23(-го) числа и нашел, что он очень охладел в нашем деле, как о том уже предуведомил меня Остерман. Мне хотелось вселить в него поболее жара и потому говорил ему сильно, доказывая необходимость возвращения в Петербург. Он обещал мне то же, что и прежде. Правда и то, что отец его, узнав кое-что из наших совещаний, старается не отходить от царя ни на минуту и чтобы еще более отвратить его от возвращения в Петербург, то уговорил его ехать на охоту на несколько недель за 50 верст от Москвы, в той уверенности, что по возвращении в Москву начнется уже оттепель и дорога испортится так, что поездку должно будет отложить до будущей зимы, ибо он очень хорошо знал, что царь не выедет из Москвы летом по причине множества дичи в окрестностях сего города, чего нет в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые укоряют Господа: мол, Сам убежал, а невинных младенцев «подставил». Но кто мы, чтобы судить Бога? Он знает, когда ввести человека в мир, когда призвать из мира. Без Его воли ни с чьей головы не упадет ни один волос. От чрева матери Он видит всякую душу, видит, как она настроена, какой путь хочет выбрать, и до каких пределов погибели склонна дойти. Желая же, чтобы все спаслись, Бог иных призывает еще во младенчестве. Так, очевидно, было и с Вифлеемскими младенцами. Они не умерли, а отошли в блаженную вечность, и матери их, если встанут на путь святости, радостно встретятся с ними. Мы же празднуем память этих младенцев в пятый день по Рождестве Христовом, 29-го декабря по старому стилю. И вот что еще удивительно. Описывая это событие, Матфей, как обычно, ссылается на ветхозаветное пророчество: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Открывая книгу пророка Иеремии, естественно ожидать, что и там тоже говорится о убиении детей Божьего народа. Но на самом деле не так. Там говорится только о пленении их, и к тому же не о времени наказания, а о времени прощения и утешения: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». И – смотрите, что говорится далее: «Так говорит Господь: удержи голос свой от рыдания и глаза свои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» ( Иер.31:15–17 ). Вот на какое радостное пророчество ссылается Евангелист Матфей, говоря о убиении вифлеемских младенцев! И еще отметим, что младенцы эти прославлены как святые, хотя и не сподобились Святого Крещения. Ребенок не виноват ни в том, что его не крестили, ни в том, что его убили. Отметим и то, что хотя убитый и отошел в блаженную вечность, в лучшую долю, но это ничуть не смягчает, а только отягощает вину убийцы. Возвращение из Египта. Мф.2:19–23

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 21-23 ). Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения. Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками. О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления ( Исх. 24, 16 ). Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя. Псалмы со 120-го по 134-й. Рекомендуемые статьи Размер шрифта: A- 15 A+ Цвет темы: Цвет полей:

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Один из этих новых и в своем роде самых точных календарей был расчитан югославским ученым Милутином Миланковичем, это так называемый новоиулианский календарь, он точнее григорианского в 10 раз. Но и в его основе тот же, так называемый, тропический год, а не звездный год, хотя расчеты по звездам точнее. Приведем и еще одно научное свидетельство, что старый стиль точнее нового. По Астрономическому календарю на 1999-ый год можно сравнить даты начал времен года по старому стилю и по новому стилю, и по данным астрономии. Начало весны Начало леты Начало осени Начало зимы ПО СТАРОМУ СТИЛЮ (в пересчете на новый стиль) 14 марта 14 июня 14 сентября 14 декабря ПО НОВОМУ СТИЛЮ 1 марта 1 сентября 1 декабря ПО АСТРОНОМИЧЕСКОМУ КАЛЕНДАРЮ на 2002 г. 21 марта 22 июня 23 сентября 22 декабря Из этого сравнения очевидно, что старый стиль точнее нового стиля, ибо даты начал времен года по григорианскому календарю (по новому стилю) отличаются от астрономических дат на три недели, а даты начал времен года по иулианскому календарю (по старому стилю) отличаются от астрономических дат только на одну неделю. То есть, иными словами, старый стиль точнее нового в три раза. А это значит, не старый стиль отстает, а новый стиль спешит. Точнее, спешат оба, но новый стиль уж слишком тороплив. Например: начало весны в 1999-м году по астрономическому календарю 21-го марта (в переводе на современное исчисление, григорианское). А по официальному, григорианскому календарю (гражданскому, которым пользуются в странах Европы, в Америке, в Австралии и отчасти в Азии и Африке, кроме местных календарей) начало весны 1-го марта,– то есть, разница между ними 20 дней, почти три недели. А вот по старому стилю, иулианскому (в пересчете чисел на новый стиль) начало весны 14-го марта,– то есть, разница между ними 7 дней, одна неделя. И это различие между новым и старым стилем и астрономическим календарем приблизительно такое же и в других датах: начала лета, осени и зимы. Везде новый стиль, современный календарь спешит недели на три, а старый стиль только на одну, в сравнении с астрономическим календарем. Итак, в отсчитывании дат времен года, то есть, сезонов, старый стиль точнее нового стиля приблизительно в три раза.

http://zavet.ru/a/rss_1033804155.html

а) (22†d†e) марта по старому стилю. В нашем случае эта формула не подходит, поскольку найденное число будет превышать число дней в календарном месяце: 22†22†1­45. В этом и подобных случаях день Пасхи вычисляется по иной формуле. б) (d†e-9) апреля по старому стилю. Таким образом, в 2008 году день Пасхи вычисляется так: 22†1–9­14 апреля. 7 . Поскольку вычисления дня Пасхи дают нам число по старому стилю, к найденной цифре нужно прибавить разницу дней между стилями: 13. В нашем случае день Пасхи по новому стилю найдем, прибавив к 14 апреля еще 13 дней. Таким образом, Светлое Христово Воскресение выпало в 2008 году на 27 апреля. Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников на 2009–2020 годы (даты указаны по новому стилю) Канонические правила, регламентирующие время празднования Пасхи Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования святой Пасхи и зависящих от него подвижных праздников. Канонические правила, определяющие день празднования Пасхи, говорят, что она должна праздноваться: 1) после первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия; 2) после иудейской пасхи; 3) в воскресный день. Условия, которым должен удовлетворять день празднования Православной Пасхи, определены следующими правилами. 1 . Седьмым 16 и семидесятым Апостольскими правилами. 2 . Определением 1-го Вселенского собора. 3 . Первым определением Антиохийского поместного собора. 4 . Тридцать седьмым определением Лаодикийского поместного собора. Нарушение этих соборных постановлений о времени празднования святой Пасхи категорически запрещается. Пасхальное приветствие Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!». А отвечать на это следует словами: «Воистину воскресе!». Такое приветствие должно сопровождаться троекратным поцелуем, называемым «христосованием». Этот обычай утвердился уже с апостольских времен. Приветствуйте друг друга с целованием святым ( Рим. 16; 16 ) – призывал своих единоверцев-римлян апостол Павел. Пасхальные обычаи

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Кроме того, волонтерам попались совершенно феноменальные находки: две таблички из оцинкованной стали, на которых каким-то писарем были выбиты данные двух похороненных офицеров. Таблички были прибиты к деревянных крестам, установленным первоначально на их могилах. Поставив кресты из армированного бетона, немцы просто бросили ненужные уже металлические таблички у их оснований. Те и пролежали так почти сто лет. Тексты надписей на табличках можно привести: «Сдесь погребено тло Капитана 15й роты. 114 п. Новоторжского полка М.Д. Арановъ..... въ бою за Родину убитъ 6-го августа 1914 го. у деревни Варупененъ» (капитан Аранов Михаил Дмитриевич действительно служил в 114-м Новоторжском полку 29-й пехотной дивизии) «Здесь погребен подпоручик 5-й батареи 28-й артиллерийской бригады Петр Лаврентьевич Волоховский, погибший за Родину 7 августа 1914 года в бою у деревни Варакупенен». Таблички были переданы в гусевский исторический музей. Их текст полностью подтвердил мои предположения. Макс Денен в своей книге ошибся с временем и местом гибели похороненных в Каттенау русских воинов. Ошибка весьма глупая для специалиста: старый стиль принят за новый, а 6-7 августа на новому стилю бои, действительно, могли идти только у границы, где-нибудь у Эйдкунена. А вот 6-7 августа по старому стилю (по новому стилю это 19-20 августа) 28-я и 29-я пехотные дивизии 20-го армейского корпуса приняли участие в Гумбинен-Гольдапском сражении. Позднее я выяснил, что и число погребенных в германских источниках указано неверно. Всего в Фурмановке (Каттенау) было похоронено не менее 37 русских воинов. Найденные сведения о двух русских офицерах вдохновили холдинг «Технополис GS» на изготовление двух гранитных именных крестов, которые были установлены на могилах 3 ноября 2017 года. Я по просьбе руководителя волонтерского движения холдинга Валерия Гусарова их освятил. Но к этому времени у меня уже был полный список воинов Русской императорской армии, погребенных на этом кладбище. В августе 2017 года пришлось немного пообщаться с Александром Ржавиным из Латвии. Тот сообщил о выписке, полученной в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, содержащей сведения о 28-ми погребенных в Каттенау (Фурмановке), в том числе и офицерах Аранове и Волоховском. Выписка была из метрической книги церкви 114-го пехотного Новоторжского полка, сохранившейся в этом архиве. По версии Ржавина, полковой священник с началом войны прекращал делать записи в метрической книге, но священник 114-го полка по какой-то причине некоторое время продолжал всё записывать. Другие же священники прекратили вести записи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине упорного желания привязать равноденствие к 21-му марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: " непогрешимый " папа римский объявил непогрешимым " исправленный " им календарь. В астрономии, кроме иулианских дней и иулианских годов, о которых говорилось выше, также есть и с 2000-го года опять закономерно введено иулианское столетие, то есть, грядущий век будет иулианским, а не григорианским. Об этом можно прочесть в приложении к упоминаемой выше книге " Астрофизические величины " (стр. 434– 435) и в Астрономическом ежегоднике на 1990-ый год (стр. 605; а также и в других изданиях), где указано следующее: " единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учета прецессии, считать юлианское столетие в 36525 суток; чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток " . Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским: то есть, счет годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвертый год 366 суток. Это использование иулианского столетия, то есть, счета по старому стилю, вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление. Старый стиль удобен и прост и не испорчен ложною наукою под влиянием политики. Здесь уместно повторить, что новый стиль, то есть, современный календарь, давно уже устарел и его хотят заменить или исправить: уже более чем полтора столетия среди ученых и не ученых ведутся обсуждения об исправлении современного календаря, григорианского, и уже поступили многочисленные предложения, десятки всевозможных проектов календарей, а в 1923-ем году была создана при Лиге Наций особая комиссия по календарной реформе, и эта же комиссия действует и в теперешней Организации Объединенных Наций, и уже издано немало книг и статей с самыми различными расписаниями так называемых " вечных календарей " . Впрочем, нужно отметить, в некоторых проектах " вечных календарей " предусматривается исчисление и по старому стилю, иулианскому, и по новейшему, исправленному стилю. То есть, старый стиль не меняется, а новый подлежит изменению.

http://zavet.ru/a/rss_1033804155.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010