1:3,4. Во введении обычно определяется цель литературного произведения (напр., у «Иосифа Флавия в памфлете «Против Апиона» сказано: «научить всех, кто желает знать правду» о еврейском народе); здесь Лука преследует цель дать «твердое основание... учения». Как и полагается хорошему историку, Лука «тщательно исследовал все сначала», т. е. проверял данные, которыми он пользовался. Книги часто посвящались богатому «патрону, который оказывал материальнуюподдержку автору в процессе написания книги. Греческое имя благотворителя Луки, Феофил, было широко распространено у евреев. Титул «достопочтенный», вероятно, указывает на принадлежность этого человека к высшему классу римского общества (сословию всадников), хотя Лука мог использовать этот титул просто как любезное обращение. Желание Феофила получить достоверные сведения вполне объяснимо, поскольку многие в Римской империи претендовали тогда на владение религиозной истиной. 1:5–25 Ангел и священник После пролога, выдержанного в классическом стиле (1–1..4), Лука показывает себя мастером, в совершенстве владеющим различными литературными приемами, что позволяет ему подражать стилю «Септуагинты, сохраняя ритмику, свойственную древнееврейской поэзии, которая пронизывает гл. 1, 2. 1:5 . Историки обычно начинают с перечисления царствующих особ или правителей, очерчивая тем самым хронологические рамки повествования. Ирод Великий был официальным правителем Иудеи с 37-го по 4 г. до н. э. Двадцать четыре череды («чреды») священников ( 1Пар. 24:7–18 , особенно ст. Ю) совершали служение в храме, по две недели (не подряд) в год. Священники могли жениться на израильтянках с безупречной родословной, однако они часто предпочитали дочерей священников («дочерей Аароновых», «из рода Ааронова»). 1:6 . Лука описывает Захарию и Елисавету теми же словами, какими в «Ветхом Завете характеризуются праведники, например, Ной ( Быт. 6:9 ), Авраам ( Быт. 17:1 ) и Иов ( Иов. 1:1 ). Каждый читавший библейскиеповествования понимает, что эти люди – при всех их» нравственных слабостях ( Быт. 9:21 ) инесовершенствах ( Иов. 42:3–6 ) – никогда не нарушали установленные «законом заповеди. Таким образом, Лука использует эти ветхозаветные формулы, чтобы не допустить неверного, основанного на общепринятой точке зрения толкования причины их бездетности ( Лк. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Дискуссионным является вопрос о литургическом характере ряда поэтических фрагментов в составе НЗ. Длина этих фрагментов, к-рые выделяются из контекста по стилю, наличию признаков поэтического языка, вводных фраз (напр., «Верно слово» в 2 Тим 2. 11-13; «беспрекословно» в 1 Тим 3. 16), часто не превышает 1-2 строк. Наиболее известны встречающиеся в корпусе Павловых посланий христологические (Флп 2. 6-11; Кол 1. 15-20; Евр 1. 3) и крещальные (Тит 3. 4-7; Еф 5. 14) поэтические фрагменты, к-рые, может быть, являются примерами древнейших христ. гимнов. Неизвестно, написаны ли они самим апостолом или заимствованы из Свящ. Предания. Спорным является вопрос и о гимнографическом характере Ин 1. 1-18. Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) Благодарственные гимны. Кумран. Ок. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим. 1QH) В XX в. были популярны теории о литургическом характере всего 1-го Послания ап. Петра, в к-ром видели крещальную или пасхальную службу. В наст. время эти теории отвергнуты, но ряд вероисповедных формул, содержащихся в послании, рассматриваются как весьма близкие к Г. (напр., 1 Петр 3. 18-22). Нек-рые гимны в составе НЗ являются прямыми цитатами из ВЗ (напр., 1 Петр 2. 6-8) или построены на ветхозаветных аллюзиях (напр., Еф 5. 14; ср.: Ис 26. 19; 60. 1, 2). Особую категорию составляют гимны из Евангелия от Луки - песни Пресв. Богородицы (см. ст. «Величит душа Моя Господа» ), прор. Захарии и старца Симеона (см. ст. «Ныне отпущаеши» ) и ангельское славословие «Слава в вышних Богу» (см. ст. Великое славословие ). Хотя со временем эти гимны стали важными элементами церковного богослужения (см. ст. Библейские песни ), нельзя точно сказать, когда именно началось их литургическое использование (ряд исследователей указывают на лит. характер гимнов). В раннехрист. текстах также содержится множество свидетельств о введении в богослужение Псалтири (напр., 1 Кор 14. 26; псалмопение, вероятно, подразумевается в Мф 26. 30 и Мк 14. 26 под словом μνσαντες - воспев) и др. ветхозаветных текстов гимнографического характера (Откр 4. 8; 5. 12; 15. 3-4). Однако наряду с каноническими текстами в церковном богослужении использовались и произведения межзаветной лит-ры. Так, 18 псалмов Соломона , написанных на евр. языке в I в. до Р. Х., но сохранившихся только на греч. и сир. языках, встречаются в Александрийском кодексе Библии (сер. V в.). Широкое распространение получили оды Соломона (I - нач. II в.), сохранившиеся в переводах на сир., греч. и копт. языки. Ряд гимнов встречается в апокрифических Деяниях апостолов II-III вв. («хороводная песнь» в Деяниях Иоанна, песнь о Невесте и песнь о Жемчужине в Деяниях Фомы и др.) и др. памятниках.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Храм Успения Божией Матери (Вышний Волочек) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Божией Матери в городе Вышний Волочек) — яркий пример храмовой архитектуры периода эклектики с сочетанием классицизирующих мотивов и форм русско-византийского стиля. Храм построен по проекту архитектора А. Александрова на средства купца Я. Я. Ермакова. Содержание История [ править править код ] Литография. Успенская церковь. 1899 г. История храма началась 7 июня (25 мая по ст. стилю) 1860 года, когда Вышневолоцким городским обществом было принято решение, утверждённое Губернским правлением, о строительстве купцом 1-й гильдии Я. Я. Ермаковым (с сыновьями) новой церкви при богадельном доме. Строительство продолжалось с 1864-го по 1868 год, и 21 декабря (8-го по ст. стилю) 1868 года в присутствии Высокопреосвященнейшего Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, было совершено освящение церкви в честь Успения Божией Матери, с двумя престолами: во имя Всех Святых и Воздвижения Креста Господня. 5 июля (22 июня по ст. стилю) 1869 года — день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество призреваемых увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты, получаемые с 50 тысяч рублей, которые были специально для этой цели размещены в Общественном банке Ермаковых. Храмосоздатель и благодетель Яков Яковлевич Ермаков упокоился на 75-м году жизни 14 августа (ст.ст.) 1869 г. Его дело продолжил сын Флор Яковлевич. Была открыта церковно-приходская школа и организовано Общество трезвости. В 1915 году количество прихожан составляло 148 мужчин и 149 женщин. В 1926 году закрыли богадельню, а её здание заняли под школу. 18 мая 1929 году пришло постановление СНК о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 года с колокольни сбросили колокола. Долгие годы в храме находился склад. С 1941-го по 1945 годы здесь располагался военный госпиталь, с 1944-го по 1946 года – 357-й запасной стрелковый полк и фильтрационный пункт для русских раненых военнопленных. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни — вновь открыли школу. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_Б...

А правила таковы: 1 . Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на один день. 2 . Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Но у евреев пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 марта по старому стилю (27 марта по н. ст.). Отсюда следует, что евреи иногда могут справлять пасху почти месяцем позже после григорианских христиан. Так было в 1891 и в 1894 гг., и в течение столетия (18511950) предоставлялось 15 таких случаев. В римской Церкви правила апостолов, Вселенского Собора и святых отцов упущены. Счет чисел с 1582 г. католики стали производить с разницей в 10 дней. Они 11 марта – день равноденствия – стали считать 21 марта, как и в 325 г. было, и постановили Пасху праздновать в первый воскресный день за полнолунием – в самый день действительного равноденствия или после него. Уменьшили число високосных дней. Пасхальные границы стали считать 22 марта и 25 апреля по новому стилю. И к чему это привело? Известно, что иудеи не празднуют пасху прежде 14-го числа марта по старому стилю, или 27 марта по новому стилю... Католики стали нарушать правила Соборов и иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864, 1872, 1883, 1891 гг., и вместе с иудеями, как в 1805, 1825, 1903, 1927, 1981 гг., и это потому, что католики в новых своих пасхальных границах допустили ошибки, хотя и Пасха у них после равноденствия в воскресный день. По таблицам католиков, полнолуние иногда совпадает с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, оно совпадает с воскресеньем, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда христиане Запада и иудеи празднуют Пасху в один и тот же день. Но у православных такие случаи невозможны. Вот почему Православная Церковь не может принять григорианский стиль. Еще предлагают праздновать Пасху по-прежнему, но только исключить из нашего года 13 дней и считать числа по новому стилю. Тогда наш последний предел Пасхи, 25 апреля, будет 8 мая. Тогда в некоторые годы Пасха будет в начале мая, а Пятидесятница в конце июня, для поста апостолов Петра и Павла не остается времени, и день этих святых наступит сразу после праздника Святой Троицы. Так что, пока весеннее равноденствие не дошло до последних чисел февраля и бывает в весеннем месяце марте, для юлианского календаря неважно уравнение с астрономическим годом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Итак, патриаршее послание о новом стиле было в Покровском монастыре таким образом торжественно оглашено, но до народа, собственно, не дошло, а оно имелось и осталось только в патриаршем Управлении и то только в одном единственном рукописном экземпляре. Чтобы фактически ввести новый стиль в церковную жизнь, возможно менее безболезненно, необходимо было, чтобы послание было напечатано и разослано епархиальным архиереям при указах Св. Синода, и по всем приходам всех епархий при указах соответствующих епархиальных управлений, и притом с таким расчетом времени, чтобы экземпляры послания и сопроводительные указы дошли всюду своевременно, т. е. не позже, по крайне мере, 1-го ноября ст.ст.– 14 ноября нов. ст.; иначе Рождественский пост не мог бы фактически начаться 15 ноября по нов. ст. Патриаршее Управление имело все основания опасаться, что верующие народные массы решительно откажутся праздновать праздник Рождества Христова, прежде чем исполнится законное число (40) дней Рождественского поста. Так как для прохождения указов св. Синода до архиереев, а от архиереев епархиальных указов до благочинных, от благочинных по приходам, требовалось времени не менее 10 дней, то рассылка указов св. Синода должна была быть произведена не позже как за десять дней до 14 ноября нов. ст.– самого позднего дня своевременного объявления в приходах начала Рождественского поста. Ввиду этого Патриаршее Управление должно было уже к 1–3 ноября иметь в своем распоряжении все печатные экземпляры патриаршего послания. Но этого-то как раз и не случилось. И это обстоятельство повлекло отмену нового стиля. После того, как патриаршее послание о новом стиле было торжественно оглашено за богослужением в присутствии самого патриарха перед массой народа, и об этом факте оповещено было во всех советских газетах, как центральных, так и на местах, и в московских церквах везде начали служить по новому стилю, Тучков решил, что теперь патриархом сделан шаг бесповоротный, такой шаг, которым он уже окончательно обязал себя перед русским народом и всем миром фактически ввести новый стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

«Хранить христианину на всякое лето, четыре завещанные посты. 71 Первый пост прежде Христова Рождества, иже начинается от 15.XI по 24.XII (по нов. стилю от 28.XI. по 6.I. вкл.). Вторый пост, великую Четыредесятницу, юже Христос сотвори, яко глаголет Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:2 ). Третий пост, святых апостолов, его начинает церковь по единой седмице от праздника святые Пятидесятницы, и глаголется Апостолов, вины ради сея: понеже во время оно апостоли постишася, посылаемии на проповедь Евангелия, яко видится в Деяниих их, идеже глаголет: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:3 ). Четвертый пост бывает прежде праздника Успения Пресвятые Богородицы и Приснодевы Марии, иже начинается от 1.VIII и кончается до 15-го того же месяца (по нов. стилю от 14.VIII по 27.VIII вкл.). Еще подобает хранити и пост среды и пятка, но не субботы и Господницы, по 64-му канону святых апостолов, кроме великия субботы. Еще предаде Церковь поститися и в 14 (27) сентября месяца, на Воздвижение Креста, понеже творим воспоминание страсти Господа нашего Иисуса Христа, прочитающе Евангелия страсти Его. И в 29 августа (11.IX), да почествим отсечение главы Предтечи постом. Кроме сего нам предаде не поститися в некие дни установленный. Яко убо суть от дне Рождества Христова до святых Богоявлений (по нов. ст. от 7.I по 17.I вкл.), и всея Пасхи седмицы и седмицы по Пятидесятнице, и предвозгласные, и сырные, яже долженствует всяк христианин православный хранити» (85, л. 52 об.–л. 53. Первая часть, Ответ 88). «Пост бо духовный есть удаление от грехов; нравственный же поступотребление умеренного ядения; а естественный пост еже отнюдь ниже ясти, ниже пити до времени какого, по образу ниневитян; пост же церковный есть воздержание от мяс по закону и правилам церковным, и таковый пост мирским людем в четыре времены годищные должно постити и всякую среду и пяток, от благоговенства же и понедельник, равно с монахами. 72 Монахом должно всегда поститися от мясоядения». 73

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:31–33 )» 532 . 513 О. Григорий (Ермаков), впоследствии иеромонах Геронтий, р. в 1886 г. в Тамбовской губернии. Крестьянин. Был запасным старшим унтер-офицером 5-го Пехотного Московского Его Величества полка. В Оптину принят в 1910 г. В братстве с 30 мая 1914 г. Был келейником при скитоначальнике. С 1923 г. жил в Козельске. Арестован 18 августа 1930 г. и провел 5 лет в концлагере в Соликамске. Пел в хоре тенором. О нем вспоминали: «Интеллигентный. Рыже-золотистые волосы. На левой щеке шрам». 514 Брат Пётр (Швырев), впоследствии монах Пимен. Младший келейник старца Нектария. Был со старцем в ссылке в селе Холмищи, откуда изгнал его хозяин дома из ревности. Служил в Козельске псаломщиком. В ссылке работал в шахте и погиб при обвале штрека. 521 23 апреля по ст. стилю – память св. мученицы Императрицы Александры (303) – день Ангела св. страстотерпицы Императрицы Александры Феодоровны (супруги императора Николая II). Царские дни в России были нерабочими, праздничными. 523 6 мая – день рождения Царя страстотерпца Николая II Александровича (р. в 1868); память праведного Иова Многострадального (ок. 2000–1500 гг. до Р.Х.); преподобного Михея Радонежского (1385) и других святых. 527 Имеется в виду введенное Императором Петром I в 1699 г. празднование новолетия (Нового года) 1 января вместо бывшего и в миру, как и в Церкви, 1 сентября, – это по сути еще одна из антицерковных реформ Петра Великого. 528 Строка из «Тилемахиды» В.К. Тредиаковского, огромной поэмы, написанной в 1766 г. Это был стихотворный (гекзаметром) перевод с французского прозаического романа Фенелона «Телемак» (а это был в свою очередь прозаический пересказ части «Одиссеи» Гомера. Телемак – сын Одиссея). 529 Летопись скита... Т. 2. С. 510–511. О. Кирилл (1888–1932), крестьянин по происхождению, вел Летопись с 1 января 1916 по июнь 1917-го. Эти записи, часто пространные, почти все, что сохранилось письменного от монаха-исповедника, пережившего разорение монастыря, разгон оптинцев из Козельска (где он жил вместе с о. Никоном), затем ссылку и скончавшегося от туберкулеза в г. Козлове. Последние его слова были: «Слава Тебе, Господи!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П р о с т и т е 1938 года 5-го сентября Л ю б т т в д я д я 135 . ______________ Мир дальным Мир ближним мир всем любителям сего мира носителям по мере сил старался быт я, [к’ сему миру хощу от’ити и] — этот мир оставльяю вам этот мир) — см. Ев ст гл 1 Мы пользуемся материалами из неопубликованной книги монахини Игна­тии “Схиархимандрит Игнатий, старец Зосимовой пустыни и Высоко-Петров­ского монастыря” (1945). Далее цитаты из этой рукописи даются без повторных ссылок на нее. Все даты в предисловии — по старому стилю. 2 О нем см.: Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Ка­занская Богородичная пустынь. М., 1991; Архимандрит Симеон (Холмогоров). Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб, 1996; Епис­коп Варнава (Беляев). Тернистым путем к небу. О многоплачевной и зело поучи­тельной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеа­заровой пустынь схиархимандрита о. Гавриила. М., 1996. 3 Кроме свидетельств о Зосимовой пустыни, приведенных в “Альфе и Оме­ге”, 1(8), сс. 114–115, см. также Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Чет­верухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пу­стыни. Сергиев Посад, 1995, сс. 38–51 и др. 4 О. Герман был учеником иеросхимонаха Александра (Стрыгина), старца-затворника Гефсиманского скита, подвижника, достигшего высоких степеней молитвы. Самим о. Германом об искусстве Иисусовой молитвы написана книга “Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни Схиигумена Германа. Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии”. Переиздание: М., 1995. 5 Подробнее об этой стороне жизни Высоко-Петровского монастыря см. в воспоминаниях прихожанки монастыря, духовной дочери и постриженницы о. Агафона монахини Игнатии в “Альфе и Омеге”, 1(8). 6 Снесен в 1934–1935 гг. См.: Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов в 4 тт. Т. 2. М., 1994, сс. 236–237. 7 Этот шаг церковной администрации был сделан, по всей вероятности, под давлением советских властей, раздраженных деятельностью старца, известность и влияние которого возрастали. (Незадолго до этого епархиальное начальство со­биралось назначить о. Игнатия духовником московского духовенства.) Ему было запрещено служить и принимать у себя для исповеди, что фактически означало домашний арест. Распоряжения церковной власти о. Игнатий исполнял неукос­нительно, хотя они и доставляли ему большие страдания.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

Опишет круг, подобный знаменитому сотическому циклу – в 1461 год, только гораздо большей продолжительности. В этом огромном круге лет Пасха, пройдя по всем сезонам, опять станет весенней. Заметим, что в ближайшие 1,5 тысячи лет наша Пасха всё ещё будет весенним праздником 12 . Пока же существующая разница между нашими датами в 13 дней не влияет на общую продолжительность пасхальных годов, измеряемую неделями. И к 1941 году, то есть к концу 14-го индиктиона общая продолжительность одинакова у них и у нас. 2.7 После Константинопольского Собора 1923 года в некоторых православных Церквах – Эллады, Кипра, Румынии, Сербии, Константинопольского патриархата – появилась практика праздновать Пасху по-старому, но исключив из нашего года 13 дней, считать числа по новому стилю, чтобы отмечать неподвижные праздники согласно с гражданским григорианским календарём, и наш юлианский календарь уравнять с астрономическим годом 13 . Безусловно, это заблуждение. Мы совершаем годичную память Святых по месяцеслову. В юлианском воцерковлённом месяцеслове, как отмечалось, год приближен к звёздному и уравнен в определенном периоде лет с пасхальным. В григорианском календаре используется тропический год, который не согласован с Луной и плохо с солнечной эклиптикой, а самое главное, не уравнен с нашей Пасхалией. И переход на новый стиль нарушает уравненную по времени связь месяцеслова и Пасхалии, а также годичный круг вселенской памяти. Покажем на примере. Кириопасха (Κυριοπσχα). Пасха – «праздников праздник и торжество из торжеств» . Но в ряду её встречается ещё более дивное торжество и радость – Кириопасха: совпадение праздника Пасхи с праздником Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно девы Марии – 25 марта (ст. стиль). У нас была в 1991 году. Название Кириопасха можно перевести с греческого так: Господня Пасха или Пасха Господа. Удивительное название: не есть ли каждая Пасха – Пасха Господня?! А может быть, в таком счастливом сочетании времён и в самом названии Кириопасха открывается указание на то именно, что Господь воскрес 25 марта, в день Благовещения, то есть, что это именно такое соединение времени, как при Воскресении Иисуса Христа – «первая Пасха» ! Есть много оснований для такого толкования: древнее свидетельство Иоанна Златоуста , Следованной Псалтири; монах Дионисий Малый, вводя летоисчисление от Рождества Христова, полагал Воскресение Иисуса Христа 25 марта 31 года н.э.; на этой же дате – 25 марта, но 42 года н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

— Я вообще никакой антисоветской агитации не вел и виновным себя не признаю. — Ваши показания ложны, вы изобличаетесь свидетельскими показаниями, дайте следствию правдивые показания. — Антисоветской агитации не вел, виновным себя не признаю и больше показать ничего не могу. 27 сентября Тройка НКВД приговорила о. Михаила к расстрелу. Священник Михаил Скобелев был расстрелян 1 октября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученики иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов (память 15 февраля по старому стилю) С вященномученики иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов приняли священный сан в годы гонения на Православную Церковь. Их не устрашило, что на их глазах безбожные власти жестоко расправлялись с верующими. Отец Михаил служил в Омском кафедральном соборе в 1917–1918 годы. У него была многочисленная семья из 8–ми детей. После ареста священномученика епископа Сильвестра (Ольшевского), батюшку отправили в сельский приход Новосибирской области. Его духовный авторитет был так велик, что к нему ходили люди из 30–ти окрестных сёл и деревень, несмотря на то, что там были свои храмы. Это раздражало безбожную власть. Первый раз его арестовали в 1929 году. Освобождению батюшки помог его старый знакомый, который вместе с ним учился в Москве и к тому времени работал в МУРе. Он предложил ему оставить служение в Церкви и идти работать учителем, чтобы можно было содержать большую семью, но батюшка ответил:«Я пастырь, служу Богу, моя семья не пропадёт», и не прекратил служения. 19 января 1930 года батюшку арестовали вновь, а 20–го числа состоялся суд. По приговору тройки ГПУ 15 (28 н. ст.) февраля 1930 года батюшка вместе с иереем Иоанном Куминовым был расстрелян в город Каинск (ныне Куйбышево, Новосибирской области). На допросе ему опять предлагали отречься от веры и идти работать учителем, но он не принял этого. Последнее слово его было:«Верить в Бога — это есть людям радость и счастье. Это не значит, что я совершаю преступление».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010