Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Перейдем к библейскому анализу идеи апокатастасиса и остановимся на тех евангельских местах, которые с достаточной очевидностью говорят против учения апокатастасиса: «И ксли соблазнякт тебя рука твоя, отсеки се. Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43-46 ); «но кто будет худить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:29 ); «Тогда скажет (Царь. — Ю. 3. ) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); из слов Авраама к богачу, находящемуся в аду; «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ); «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фесс.1:9). Существует точка зрения, что слово «вечный» (греч. αινιον) в этих случаях означает «вековой», т. е. длящийся нынешний век, «эон», но не переходящий в жизнь будущего века 9 . Но и по смыслу, и по букве такое понимание не является верным, что можно увидеть из других многочисленных случаев употребления этого слова: — вечные обители: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ); — вечные времена: «Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» ( Рим.14:24 ); — вечный день; «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный» ( 2Петр.3:18 ); — вечная слава; «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ); «Посему я все терплю ради из разных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» ( 2Тим.2:10 ); «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит да соделает непоколебимыми» ( 1Петр.5:10 );

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

Вознесшись на небо и воссевши одесную Бога Отца, Хисус Христос, однако, еще раз самолично придет на землю судить живых и мертвых. Этому, второму, пришествию Его будут предшествовать невыносимо тяжелая скорбь (Мф. 24:21) и бедствия: войны, голод, эпидемические болезни и т. п. (– ст.ст. 6,7); Лк. 21:11 ; Мк. 13:8 ); придет антихрист, последний, жесточайший враг Христа и Его Церкви, который всеми силами и способами будет стараться разрушить дело Христово, выдавать себя за Бога и Христа и требовать божеского поклонения и служения ( 2Фес. 2:3–4, 8–9 ) и которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (–ст.8). В довершение бедствий солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), нынешние «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Явится на небе знамение Сына Человеческого ( Мф. 24:30 ). Его святый крест, и так как к тому времени Евангелие будет уже проповедано всему миру, то все люди поймут его значение, причем верующие во Христа будут радоваться этому знамению как символу скорого пришествия Спасителя и избавления от невыносимо тяжелой скорби и бедствий последнего времени, а неверующие восплачутся о своем неверии ( Мф. 24:30 : сн. Откр. 1:7 ). Придет Христос на облаках во славе Отца Своего, окруженный ангелами, с силой и славой великой (Me. 24:27,30), причем «пошлет ангелов Своих с трубой громогласной» (–31); «вострубить, и мертвые воскреснут нетлеынными» ( 1Кор. 15:52 ), а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес 4:17 ). «Тогда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–32), «избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их» (–24:31) и «делающие беззаконие» (–13:41) предстанут на суд Христов ( Рим. 14:10 ), и в назначенный ден Он «будет праведно судить вселенную» ( Деян. 17:31 ), воздавая каждому по делам его ( Рим. 1:6–8 ; 2Кор. 5:10 ). Поэтому скопцы совершенно напрасно говорят, что Христос пришел уже вторично на землю в виде императора Петра Федоровича или Селиванова. Что же касается доказательств, приводимых ими в защиту этого учения, напр., что антихрист явился в виде Наполеона I и т. п., то они настолько натянуты и даже нелепы, что не заслуживают опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!» (Втор 27:19; ср. Втор 24:17). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…» (Втор 10:18; ср. Пс 67:6; Сир 35:14), — а также хранит и поддерживает их (Пс 145:9). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, «первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…» (2 Мак 3:10). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон (Втор 14:28—29); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле (Втор 24:19; Руфь 2:2—3), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз (Втор: 24:20—21). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц (Втор 16:10-11) и кущ (Втор 16:13-14). По событиям середины II в. до Р. X . известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: «После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П.) разделили между собою…» (2 Мак 8:28; см. также 2 Мак 8:30). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: «Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор» (Ис 4:1). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца (Быт 38:11; Лев 22:13). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат (Втор 25:5—10; Быт 38:8). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову (Лев 21:14).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В ВЗ блудный грех рассматривался не столько как нарушение общественной морали, сколько как скверна, оскорбляющая святыню Божию - народ Израиля. Поэтому для иудея недопустим распространенный у язычников обычай «предоставления» дочерей: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнялась земля развратом» (Лев 19. 29), хотя формального наказания за это не предусматривалось. Нарушение человеком Божественного закона вызывает горькие последствия - изменение всего мироздания: истребление человека, скота, гадов и птиц «с лица земли» (Быт 6. 2-7, 13); гибель городов Содома и Гоморры (Быт 19. 1-25); истребление 24 тыс. чел. (Числ 25. 1-9) и др. (о Божией каре за Б. ср.: Isaac Syr. Sermo 62). В НЗ присутствуют гораздо более строгие понятия о браке (Мф 19. 8-9; 1 Кор 7. 10-11), целомудрии, об отношении к человеческому телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6. 13). Ап. Павел называет тело храмом живущего в христианах Св. Духа (1 Кор 6. 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа - Его Церковью (1 Кор 6. 15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и Б.) совершается прежде всего в сердце человека, т. е. в мысли и чувстве: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (Мф 15. 19; Мк 7. 21), целомудрие же ап. Павел называет Божиим освящением христиан (1 Фес 4. 3-5). Поэтому Б. и всякая нечистота «не должны даже именоваться» у христиан, «как прилично святым» (Еф 5. 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, к-рые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10; ср.: Откр 22. 15), ибо Б. растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом ( Иоанн Кронштадтский . С. 24). Блудник «отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением - греховными удовольствиями...» ( Greg. Nyss. Adv. fornic.), оскверняет в себе образ Божий: «                  » (4-й тропарь 2-й песни понедельника Великого канона прп. Андрея Критского).

http://pravenc.ru/text/149399.html

9 . Так как «всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу», «принесли Его в Иерусалим», чтобы представить пред лице Бога, а также для того, «чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). Мы видим, что за Спасителя принесены в жертву две горлицы или два голубиных птенца. Я считаю, что птицы, принесенные в жертву за рождение Господа, благословенны, как и Валаамская ослица, которая изумляет и восхищает меня, ибо удостоилась не только увидеть ангела Божьего, но и открыть уста и заговорить человеческим голосом. Намного больше я превозношу и восхваляю этих птиц, ибо они были принесены пред алтарем за Господа нашего и Спасителя, «чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). 10 . Возможно, что я привношу нечто новое и, как мне видится, едва ли достойное этого предмета. Но так как рождение Спасителя произошло по-новому, не от мужчины и женщины, а единственно от Девы, то «две горлицы или два птенца голубиных» были не из тех, которых мы видим телесными очами, но сродни Святому Духу, «Который сходил, как голубь, и ниспускался» ( Мф.3:16 ) на Спасителя, когда Он крестился в Иордане. Две горлицы были того же рода, не те, что летают по воздуху, а те, в виде которых является нечто Божественное и более возвышенное, чем доступно человеческому созерцанию. Тот, Кто был рожден и пострадал за весь мир, не был очищен в глазах Господа подобной жертвой, как и все люди. Скорее, так как Он все устроил по-новому, то и жертвоприношения у Него были новые, согласующиеся с волей Всемогущего Бога во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 15. Евангелие от Луки 2:25–29. О старце Симеоне, когда пришел он в храм в Духе Святом, до того места, где сказано: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». 1 . Необходимо найти объяснение, подобающее Божьему замыслу, почему Симеон, как сказано в Евангелии, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева», получил предсказание от Духа Святого, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа» ( Лк. 2:25–26 ). Что он приобрел, увидев Христа? Неужели ему было обещано только то, что он увидит Христа и не получит от этого никакой пользы? Или в этом сокрыт некий достойный Бога дар, который блаженный Симеон заслужил и получил? «Женщина… подойдя сзади, коснулась края одежды Его» и тотчас исцелилась ( Мф.9:20 ). Если она получила такое благо, лишь коснувшись края Его одежды, что же тогда говорить о Симеоне, который «взял Его на руки» и с торжеством и ликованием держал на руках, ибо видел, что этот младенец пришел, чтобы освободить узников и избавить его самого от уз плоти? Симеон знал, что никто не может вызволить человека из темницы тела с надеждой на будущую жизнь, кроме Того, Кого он держит на руках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сей же апостол описывает образ Христова пришествия: придет же день Господень так неожиданно, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). Тать находит самую выгодную минуту – конечно, ту, когда глубокий сон смыкает наши очи. В сей неожиданный день Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней (земля и все ее произведения) сгорят ( 2Пет.3:10 ). Все сгорит, только человек останется – прийти на Суд. Тогда разделятся праведные от нечестивых, – эти по левую, те по правую сторону предстанут пред Судией, и праведным последует окончательное определение: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; а грешникам: идите от Меня, проклятые, во огонь вечный, уготованный не вам было, но диаволу и ангелам его ( Мф.25:34 ) ( Мф.25:41 ). Закон, по которому люди будут осуждены или оправданы, есть глагол Божий. Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Действия сего события мы сейчас не знаем обстоятельнее, только когда придет Судья со славой, в величии, – тогда узнаем на самом опыте; тогда узнают все, – и доселе, может быть, не верящие во Второе Христово Пришествие. Когда же будет последний день сей, не ваше дело знать; ибо Отец Небесный положил то во Своей власти ( Деян.1:7 ). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой ( Мф.24:36 ). Св. Иоанн Златоуст это изъясняет так: «Сказано, что не знают и Ангелы; сим опровержено пытливое стремление знать то, что сокрыто от Ангелов; а что сказано: не знает даже и Сын, – сим запрещено не только знать, но даже и вопрошать, когда придет Сын человеческий, когда будет Второе Пришествие. Мы знаем только слова Апостола: тайна беззакония уже в действии ( 2Фес.2:7 ); время уже коротко ( 1Кор.7:29 ); Судия стоит у дверей ( Иак.5:9 ). Блаженный Отец Церкви учит: «Нам неизвестен этот один день, дабы строго наблюдаемы были все дни. Каждый день и каждый час должно ожидать Грядущаго на облаках ( Мф.24:30 ), то есть, непрестанно должно готовиться во сретение Жениха Сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

«Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой» (21:19). «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливой женой в пространном доме». (25:24; ср. Сир.25:21 ). Своему сыну мудрый и благожелательный отец делает такое наставление и увещание: «не внимай льстивой женщине». ( Прит.5:2 ). «Остерегай себя от негодной женщины, от льстивого языка чужой» (6:24). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее как огонь загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель». ( Сир.9:8–11 ). Ветхий Завет , если так можно выразиться, не только не покровительствует страстям, но и строго преследует обнаружение их всюду. Пусть увлечение достигнет самых последних пределов, пусть оно будет окрашено в самые яркие, чарующие, розовые краски, пусть оно имеет массу извинений с современной всё прощающей точки зрения, – это безразлично. Худо было тогда жить всем, которые были особенно внимательны к страстям, «страстям и пороху» которых приходилось «соткать» где-либо другую семью, «уйти» из своей семьи на «страну далече». Нарушивший супружескую верность и чистоту брака ( Лев.20:10–17 сл. Втор.22:22 сл. Ср. Исх.20:14, 17 ), опорочивший обрученную другому, не сохранившая своего девства ( Лев.22:21, 23–26 ), – все подлежали смерти. Одних побивали камнями пред воротами города в присутствии народа ( Втор.22:23–25 ), других предавали сожжению ( Лев.20:14 ), третьих просто лишали жизни различными способами ( Лев.20:13 и др.). Наказывал закон и за другие различные случаи фактического обнаружения страсти ( Втор.22:28–29 . Ср. Исх.22:16–17 и др.), за которые ныне у нас обыкновенно снисходительно прощают почти всех. В Новом Завете эта истина подтверждается еще с боль- —314— шею силою и раскрывается с большею ясностью и глубиною. Спаситель говорит, что даже один взгляд, брошенный на женщину «ко еже вожделети ей» ( Мф.5:28 ), является уже преступлением против седьмой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выраженное пророком Исаией Божественное откровение о характерных чертах будущего Мессии не осталось без внимания со стороны палестинских иудеев периода позднего Второго храма и нашло отражение в кумранском свитке «Мессианский сборник» 4Q175 (первоначальное обозначение 4QTest). 4Q175 представляет собой рукопись на коже размером 25 х 30 см и содержит 30 строк, почти полностью сохранившихся (за исключением начала строк 25–29). Вероятно, она является цельным документом, поскольку нет следов ни принадлежности ее к более обширному свитку, ни письменности на обороте. Палеографически она датируется серединой I в. до Р.Х. Ее интересной особенностью, соответствующей эпохе написания, является замена в тексте священной тетраграммы имени Божьего Ягве на идущие подряд четыре точки (· · · ·). Свиток содержит 5 цитат из 3 библейских книг (Чисел, Второзакония и Иисуса Навина). Последняя цитата (из Нав.6:25 ) сопровождается комментарием из прежде неизвестной около библейской книги Псалмы Иисуса Навина, найденной среди рукописей Кумрана (4Q379 22 ii 7–14). Цитаты носят мессианский характер и разделены писцом естественным образом на 4 абзаца, соответствующих описанию Мессии как пророка, царя, священника и судии : абзац, Втор.5:28–29; 18:18–19 . Мессия как пророк] 1 И сказал · · · · Моисею, говоря: «ты слышал слова 2 этого народа, которые они говорили тебе; все, что они сказали, хорошо. 3 о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все 4 заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» 5 «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои 6 в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. И когда 7 кто не послушает слов Моих, которые Пророк будет говорить Моим именем, 8 Я взыщу с того». абзац, Чис.24:15–17 . Мессия как царь] 9 И он произнес притчу свою и сказал: «Изречение Валаама, сына Веорова, и изречение мужа 10 с открытым оком, изречение того, кто слышит слова Божиим и имеет ведение от Всевышнего, кто 11 видит видение Всемогущего, падает, но открыты очи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010