13–22. В противоположность прежнему своему спокойному и обеспеченному положению под отеческим попечением Промысла Божия, молящийся праведник представляет трогательную картину настоящего своего крайне бедственного состояния, угрожающего ему неминуемою гибелью (ст. 13–19), и в виду этого усердно молит Господа сжалиться над ним и поспешить к нему на помощь и избавление (ст. 20–22). быдоша м тельцы мнози, юнцы держаша м: 13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, верзоша на м уста сво, к левъ восхищай и рыкай. 14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 13–14. Множество врагов обступили страдальца; они с яростью нападают на него будто рассвирепевшее стадо молодых быков, или сильных Васанских волов, устремляющихся на хищного зверя. Раскрыли на него пасть свою (ср. Пл. Иер.2:16; 111:46 ), будто голодный лев, когда он рыкает, готовясь схватить и растерзать добычу свою (ср. Ам.3:4 ). С такою зверскою яростью преследовали Давида Саул и его сторонники (ср. Пс.7:3; 16:12; 34:16–17; 56:5 ); но еще разительнее исполнилось это на Иисусе Христе, между врагами и обвинителями которого пред судом Пилата ясно различаются две части – с одной стороны неразумная толпа народа, действовавшая, подобно стаду быков, под сторонним влиянием, упорно и с какою-то дикою яростью требуя осуждения Его на смерть ( Мф.27:20, 22, 23, 25 и др.), а с другой собственно враги Его – первосвященники, старейшины и книжники, которые именно с алчностью голодных львов искали Его смерти ( Мф.26:3–4, 59, 65–66 ; ср. Ин.12:10–11 и др.) и в буквальном смысле разверзли на Него уста свои, когда взводили на Него различные обвинения пред Пилатом и, требуя осуждения на смерть, вместе с толпой неистово кричали: смерть Ему! распни, распни Его! ( Лк.23:18, 21, 23 и др.). Сл.-гр.-русское тельцы соответствует евр. слову которое означает молодых быков с вполне развитыми рогами (ср. Пс.68:32 ), обладающих уже производительною способностью (ср. 1Цар.6:7:10 ) и употребляется для наименования этих животных в возрасте от 3 (Rosenmüller по Бохарту; ср. 1Цар.1:24 по греч.) до 7 лет ( Суд. 6:25 ). юнцы (=греч.-лат.) букв. с евр. сильные Васаиские (русск. Библ. Общ. и Лонд.), т. е. отличающиеся особенной крепостью и силою быки, откормленные на тучных пажитях Васана, Заиорданской области в пределах полуколена Манассиина, между горою Ермонон, рекою Иавоком и городом Салхою ( Втор.3:10, 13 ; И. Нав. 13:11, 29–30 ), которые славились богатыми пастбищами и множеством разводившегося на них лучшего в Палестине рогатого скота ( Иер.50:19 ; Мих. 7:14 ; Втор.32:14 ; Ам.4:1 ; Иез.39:18 ). 70 толк. имя Васана – принимали в нарицательном значении тучный (Ср. Пс.67:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9 ). 29 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18. мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2–5). Глава 30 3031,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы. 30:1–7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом. 30 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии. заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии. не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему. 30 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4Цар. 8,21 ). укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5 ). 30 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение. 30 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону. в Цоане. См. ком. 19,11. до Ханеса. Город в среднем Египте в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса). 30 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7–11). 30 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам. 30 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля ( ). дети. См. ком. к 1,2. закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1 ). 30 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести. провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1Цар. 22,8 ; Иер. 6,14; 14,13–16; 20,9.10; 28,8.9 ; Иез. 13 ; Ос. 9,7–9 ; Ам. 2,12; 7,12.16 ; Мих. 2,6–11; 3,5.11 ), чего никак нельзя сказать об Исаие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так пусть же ночь будет вам вместо видения, тьма вам – вместо предвещанья! Звучит прямое обращение к пророкам. Им провозглашается проклятие за жадность, безответственность и приспособленчество. В наказание опустится на них духовная тьма, они лишатся способности получать откровения. Ср. Иез.7:26 ; Плач.2:9 . , видение (во сне или наяву) – обычный и вполне легитимный способ получения пророческой вести, а вот (гадание, переводим через предвещание) – строго запрещаемая Танахом практика ( Втор.18:10 ; 1Цар.15:23 ; 4Цар.17:17 и др.; исключение – Притч.16:10 , где – в положительном ключе). Гадать израильтяне научились, по всей видимости, от хананеев (ср. Втор.18:14 , где – вероятно, гадатели по облакам, а – гадатели вообще) 168 . Видимо, оппоненты Михи были не только пророками, но по совместительству ещё и гадателями. Помимо гаданий по облакам в Исраэле пользовалось спросом гадание с помощью деревянного жезла (рабдомантия) 169 : «Народ Мой вопрошает своё железо и жезл его даёт ему ответ» ( Ос.4:12 ). Наверное, были и иные способы гаданий, и все они были незаконными и не открывали воли Божьей, а лишь вводили в заблуждение и гадателей 170 , и заказчиков. Зайдёт солнце над этими пророками и померкнет над ними день. Те, кто должны просвещать других, сами окажутся без света. Ср. Ам.5:18 ; Соф.1:15 . И устыдятся провидцы, и посрамятся гадатели, все они покроют уста свои, потому что не будет ответа от Бога. Провидцам () и гадателям () будет стыдно перед своими благодетелями, которые напрасно будут ждать от них указаний, что делать. В годину испытаний пророкам ( Мих.3:6 ), провидцам и гадателям нечего будет сказать своим кормильцам, правителям и богатеям, нечего будет передать им от Бога, потому что на все обращённые к Нему вопрошания они не получат ответа (). Ср. Ам.8:12 . А все прежние предсказания – о мире и благоденствии – окажутся ложью. Пророки без пророчеств, провидцы без видений, гадатели, неспособные отгадать – кому будет нужным это лишённое водительства Духа Божьего «духовенство»? Устыжённые в своей никчёмности, в профессиональной непригодности, они покроют свои уста, а точнее, усы (). Прикрывать рукой или рукавом бороду и усы – многозначный жест (ср. Лев.13:45 ; Иез.24:17, 22 ; Притч.30:32 ), которым провидцы и гадатели будут выражать свой позор и ступор: те, кого считали «представителями Бога», будут сильно смущены Его молчанием 171 . Ведь молчание Бога смерти подобно: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии твоём я не уподобился нисходящим в могилу» ( Пс.28 /27:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Исх.20:4–5 ; Лев.26:1 ; Втор.5:8 ; Пс.96:7 ). Так как по существу Бог абсолютно духовен, Он и может быть, и должен быть, и есть вездесущ, безграничен, необъятен, невместим (см. 3Цар.8:27 ; 2Пар.6:18 ; Ис.66:1 ; Иер.23:24 ; Пс.138:7–9 ; Иов.34:21 ; Ам.9:2 ), вечен (см. Втор.32:40 ; Иер.10:10 ; Ис.40:28 ), неизменен (см. Пс.101:26–28 ). Сверх того, Богу усвояются свойства совершенной святости, совершенного всемогущества, совершенной праведности, совершенной благости; все это свидетельствует о совершенной духовности природы Того, Кто – «Бог духов и всякия плоти» (ср. Чис.16:22 ; Евр.12:9 ; Иов.12:10 ; Зах.12:1 ). В ветхозаветном Откровении находятся и некоторые, на первый взгляд, антропоморфические представления о Боге. В нем часто упоминается Божие лицо, руки, очи, уста, ноги и другие телесные органы, которым усвояются и соответствующие психофизические функции (см. Быт.4:16 ; Исх.1:15 ; Ис.25:11 ; Иер.3:15 ; Пс.32:6, 98:5, 43:3–4, 16:6 ). Но это происходит как оттого, что ветхозаветное Откровение приноравливается к ветхозаветному человеку, недостаточно готовому для постижения Бога как чистой духовности, так и оттого, что люди судят о Боге по аналогии со своим психофизическим строением. При всем том это не реальный, а мнимый антропоморфизм, антропоморфизм слова и выражения, а не идеи и содержания, ибо Бог в Ветхом Завете вообще представляется как Существо, безмерно высшее любого тела и вещества (см. Иов.10:4–5 ; 1Цар.16:7 ; Пс.120:4 ; Ис.40:28 ), поэтому самым строжайшим образом запрещается изготовление кумиров и видимых Божиих изображений (см. Исх.20:4–5 ; Втор.5:8 ). В Новом Завете царствует истина об абсолютной духовности Божия существа. Сам Спаситель ясно и понятно учит: «Бог есть дух» (Πνεμα Θες, Ин.4:24 ). Опровергая языческие, грубые, чувственные представления о Боге, апостол Павел говорит: «Не должны есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человечу» 15 ( Деян.17:29 ; ср. Ис.40:18–20 ). А христиан он учит, что Бог есть абсолютная духовность: «Господь же дух есть; а идеже дух Господень, ту свобода» 16 ( 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Во все времена властелины и начальники любят окружать себя льстецами. Так было и в Древнем Исраэле. Выдающие себя за посланников Всевышнего приспособленцы и прихлебатели, которым противостоит Миха, пророчествуют за плату – кусают зубами своими ( ). Уже сам этот факт свидетельствует о том, что Господь их не посылал и что они «изрекают лживое предвещание» ( Иез.13:7 ). Желая угодить зажиточным «клиентам», своим кормильцам, они, как сказано у Йехезкеля, народ Божий «вводят в заблуждение (), говоря «мир», тогда как нет мира» ( Иез.13:10 ). Параллель Мих.3:5 и Иез.13:10 очевидна. Ср. также Иер.6:13–14 . В израильском пророческом движении были глубокие внутренние проблемы. Большинство выдававших себя за глашатаев YHWH были профессиональными обманщиками, готовыми напророчествовать всё, чего ни пожелает руководство. Видимо, поэтому настоящие пророки должны были дистанцироваться от пророческих корпораций. Как, к примеру, Амос, отказавшийся называться пророком и заявивший: «Я не пророк и не сын пророка» ( Ам.7:14 ) 165 . Пророки времён Михи в своей массе, видимо, поддерживали злодейства правителей и богатых латифундистов по отношению к обедневшим крестьянам и одобряли отъём у последних земель и домов за долги. Богачи, со своей стороны, покровительствовали этим пророкам, кормили их со своих столов и, наверное, считали их большими патриотами и «духовной скрепой» общества 166 . Конечно, такое покровительство требовалось отрабатывать. Выслуживаясь перед своими господами, пророки становились их пособниками, чтобы разделить вместе с ними вину за надвигающуюся катастрофу. После Михи пройдут поколения, и вина за разрушение Йерушалаима и за вавилонский плен будет возложена именно на пророков: «Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твоё пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию» ( Плч.2:14 ). Ср. Зах.13:4 . Миха иронизирует: тому, что этим жадным пророкам не платит, они объявляют священную войну ( ) – то есть, ни много ни мало объявляют их врагами Бога. Глагол в породе piel означает «освящать». Оппонтенты Михи «освящают войну» – используют возвышенную концепцию священной войны, войны Господней ( Исх.17:16 ; Втор.20 ; Нав.3:5, 6:16, 20 ; 1Цар.18:17 и др.) в своих личных интересах. Выражение – Иер.6:4 ; Иоил.4:9 167 . Их претензии на право объявлять священную войну – это или ничтожные попытки манипулировать Богом, или пустословие. Миха выставляет этих пророков жалкими и смешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

24 не на землю проливал ее. Пролитая кровь, если она не «покрыта пылью», вопиит об отмщении (см. Быт. 4,10 ; Иов 16,18 ). 24 чтобы он разгорелся. Огромный котел пустым ставят на огонь, чтобы он, раскалившись, очистился, но накипь ничто не может удалить. Символически это означает, что Господь принял решение погубить город. 24:16–17 Погребальный ритуал сопровождался плачем и рыданием (27,31; Быт. 23,2 ; Ам. 5,16; 8,10 ; Мк. 5,38; 16,10 ; Откр. 18,19 ). Скорбящие обнажали головы и посыпали их пеплом и пылью ( Нав. 7,6 ; Иов 2,12 ). Снимали обувь и шли босиком ( Ис. 20,2 ; Мих. 1,8 ). Лицо и голову прятали в ладонях ( 2Цар. 15,30 ; Есф. 6,12 ). В пищу принимали лишь то, что приносили благодетельные утешители. Но для Иезекииля эти признаки скорби слишком слабы, чтобы передать его безмерное горе. 24 не останешься уже безмолвным. См. ком. к 3,24–27. Сообщение Иезекииля подтверждается: к уведенным в плен пришла весть, что Иерусалим разрушен. Отныне пророк свободен от немоты, на которую был обречен Богом. Глава 25 2532,32 Пророки нередко предсказывали исход того или другого сражения ( 3Цар. 20,13.14.22; 22,6.7 ; 4Цар. 9,6,7 ; Иер. 28,8 ). Пророчества против чужих народов фактически участвуют в священной войне. Слова Иезекииля напоминаю пророчества с поля сражения, которые его предшественники нередко произносили по ходу реальных военных действий. Иезекииль строит свои пророчества как бы по географическому принципу: он начинает с Аммана, расположенного на севере, и далее, по ходу часовой стрелки, продвигается к югу, чтобы затем вновь вернуться к северу, к финикийским государе вам. Потом он обращается к великой державе на юге, к Египту. Иезекииль делает большинство древних государств Ближнего Востока прямым предметом своих пророчеств. Однако в своих обличениях Иезекииль ни разу не назвал Вавилон и не призвал на него суд Божий (см. ком. к 38,2). 25:1–7 Ср. 21,28–32. Длительные взаимоотношения израильтян с аммонитянами носили изменчивый характер, но все же превалировал конфликт ( Втор. 2,19.37 ; Суд. 3,13 ; 1Цар. 11,1–11 ; 3Цар. 11,7.33 ; 2Пар. 20,1.10.22.23; 26,8; 27,5 ; Иер. 27,3; 40,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Амос был пастухом в Фекое, на границе Иудейской пустыни (Ам 1:1). Он не принадлежал к пророческому сословию; Ягве взял его от его стада и отправил, чтобы он пророчествовал в Израиле (Ам 7:14–15). После краткого времени, которое он провел в святилище отступников в Вефиле (Ам 7:10 сл) и, вероятно, кроме того еще и в Самарии (ср. Ам 3:9; 4:1; 6:1), он был выдворен из Израиля и вернулся к своему прежнему занятию. Он пророчествовал во времена Иеровоама II (783–743 гг. до Р. Х.), — с человеческой точки зрения, в блестящую эпоху, когда Северное царство расширилось и разбогатело, но роскошь знатных глумилась над нищетою бедняков, а пышность богослужения скрывала отсутствие истинной веры. С простой, величественной прямотой и образностью кочевника Амос от лица Божия осуждает развратные обычаи горожан, социальную несправедливость, ложное обрядоверие, не вовлекающее сердца в богослужение (Ам 5:21–22). Ягве, Всевышний Господь мира, карающий народы (Ам 1–2), грозит суровым судом Израилю, потому что богоизбранность обязывает его к наивысшей праведности (Ам 3:2). День Господень (это выражение впервые появляется здесь) 6 будет мраком, а не светом (Ам 5:18 и сл). Кара будет ужасающей (Ам 6:8 и сл) и, осуществляя ее, Бог призовет некий народ (6:14), а именно ассириян, которых пророк хотя и не называет, но преимущественно имеет в виду. Однако в книге пророка Амоса брезжит заря надежды, — перспективы спасения для дома Иакова (Ам 9:8), для “остатка” Иосифова (Ам 5:15; это выражение используется здесь впервые в пророческих текстах). Глубинное откровение Бога как Всемогущего Господа вселенной, Опоры праведности изрекается с незыблемой уверенностью, и при этом не создается впечатления, что пророк говорит нечто новое. Новизна заложена в той силе, с которой он заставляет вспомнить требования чистой веры в Ягве. Книга была передана нам в некоторой неупорядоченности; в частности, прозаический рассказ (Ам 7:10–17), находящийся между двумя видениями, лучше было бы поместить после них. Можно усомниться в идентификации некоторых кратких фрагментов как принадлежащих самому Амосу. Славословия (Ам 4:13; 5:8–9: 9:5–6) могли быть присоединены ради богослужебных чтений. Краткие предсказания против Тира, Едома (Ам 1:9–12) и Иудеи (Ам 2:4–5) относятся, видимо, к послепленной эпохе. Далее, оспариваются такие места, как (Ам 9:8б–10) и прежде всего (Ам 9:11–15). Не существует веской причины для того, чтобы сомневаться в подлинности первого из этих мест, но весьма вероятно, что второе из них включено в текст позднее. Но это не следует обосновывать включенными в него обетованиями спасения, которые изначально были темой пророческой вести (здесь, Ам 5:15 и в то же время у пророка Осии); скорее то, что сказано о “скинии Давидовой падшей”, о возмездии Едому, о возвращении и возрождении Израиля, имеет предпосылкой эпоху плена и (с некоторыми дополнительными доработками) может быть приписано второзаконнической редакции книги. Книга пророка Осии

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Но он уклоняется от обличающих его и упорствует в своих грехах, поэтому суд должен наступить ( Ам.5:1–17 ). Последняя причина суда – всеобщая уверенность в безопасности. Одни желают пришествия дня Господня, не думая, что он будет для них днем погибели, так как они, хотя служат Богу жертвами, но нарушают правду и забывают, что Бог в начале не требовал жертв и однако сохранял народ ( Ам.5:18–27 , сн. Деян.8:43,44 ), – другие же день Господен считают далекими от себя, не обращают внимания, что некоторые царства погибли вокруг их и продолжают беззаконие. Они погибнут первые, когда Самария совершенно будет оставлена господом, когда злые люди пожнуть плоды своих дел ( Ам.6:1,2 ) и на самоуверенных и гордых прийдет тяжкое наказание ( Ам.6:3–14 ). III. Цель божественного суда, или спасительные намерения Божия (в трех видениях) 7:1–9:15. По молитве пророка, Господь устранил два наказания (саранчу и засуху) (ср. Ам.4:7,8 и Ам.4:9 ), и о теперь конец Его снисхождению ( Ам.7:1–9 ), потому что слова пророка подвергаются осмеянию, как будто он говорит против Израиля по внушению царя иудейского; за это он и возвещает строгое наказание ( Ам.7:10–17 ). Израиль созрел для плена ( Ам.8:1–3 ): земля полна угнетений ( Ам.8:4–6 ): войско неприятельское наводнит ее ( Ам.8:7,8 ). Идет горе на всякое веселие в неправде ( Ам.8:9,10 ), пока взалчут слова Божия ( Ам.8:11–14 ). Господь разрушит жертвенник (в Вефиле) и воздаст за беззаконие ( Ам.9:1 ); неизбежна погибель, которую Господь посылает на них; к чему прикоснется могущественная Его рука, то погибнет. Израилю будет не лучше, чем и другим народам ( Ам.9:2–7 ). Впрочем нужно решето, чтобы отделить благочестивых от нечестивых ( Ам.9:8–9 ). Гордое царство Иеровоама погибнет; но дом Давидов будет восстановлен из развалин (ср. Деян.15:16 ). Тогда наступит время, когда народ овладеет наследием своих врагов и будет наслаждаться богатым благоволением Божиим; народ возвратится в свою землю, устроится в ней и будет вечно и безопасно обитать на ней ( Ам.9:10–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Они думали, что живут согласно с законом Божиим. Поэтому, значительная часть обвинений пророка Амоса направляется на ложное служение Израиля Иегове. Из Ам.5:14 вытекает, что израильтяне с гордостью хвастались своим союзом с Иеговой, желали приближения «дня Иеговы» ( Ам.5:18 ) и надеялись, что он принесет им счастье, богатство и господство, не зная того, что он будет для них днем суда, а не благ ( Ам.5:18–20 ). Ссылаясь на изведение их Иеговой из Египта и на обетования Божии, израильтяне продолжали считать себя любимцами Иеговы, не смотря на свою порочность, и выражали уверенность в безнаказанности своих преступлений. Они думали, что одними лишь жертвами, без внутреннего обращения, может быть вызвано Его благоволение ( Ам.5:22 ). Поэтому они ревностно служили Иегове в Вефиле, Галгале, Вирсавии и Дане ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), надеясь снискать себе тем Его милость, и, принимая к сведению обещания своих пророков о благах в «день Иеговы», с большим жаром совершали путешествия в указанные города, приносили бесчисленные и обильные жертвы ( Ам.4:4,5 ) и устраивали много торжественных праздников ( Ам.5:21–23 ). Амос резко обличает это внешнее благочестие, лицемерное богослужение и ложное богопочтение при всех святилищах и высотах ( Ам.7:9 ). Указывая на неугодность Иегове всех этих жертв и религиозных церемоний ( Ам.5:21,22 ), Амос говорит, что в Вефиле и Галгале только грешат ( Ам.4:4 ), а не ищут Иеговы ( Ам.5:4 ). Иегова хотел обратить к Себе народ великими бедствиями, но последние не достигли цели ( Ам.4:6–12 ) и потому Он угрожает теперь гибелью Израилю и всем его святилищам ( Ам.3:14; 5:5; 7:9; 8:10,13,14; 9:1 ), которую напрасно израильтяне будут стараться отвратить ревностным исканием слова Господа ( Ам.8:11,12 ). Изображая преступления израильтян и возвещая им гибель несомненную ( Ам.5:2 ) и безмерную ( Ам.5:3 ), пророк не оставляет и увещаний: гибель может и не совершиться, если израильтяне взыщут Господа. Потому пророк увещевает относительно истинного богопочтения и предостерегает перед соблазнами ложного, – убеждает злых искать добра и ненавидеть зло, и тогда Иегова может быть помилует остаток Иосифов ( Ам.5:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

II. Конец Есть тот: 1) чтобы история Церкви и общества Иудейского, и перемены в правлении продолжалась, и причина оные осталась в памяти. 2) Чтобы наконец имеющим последовать царям пример неблагополучного царства, равно как и благополучнейшего во 2Цар. предложить. 3) Чтобы дать знать, что Церковь Божия в самых общества возмущениях и переменах была соблюдена и до потомков сохранена. 4) Чтобы славные Божьего милосердия, судеб и особенных Божиих мужей примеры предать потомкам. III. Разделение На три части разделяется сия книга. В первой части содержатся дела, учиненные в бытность Илия первосвященником и судиею народа, – от гл. 1 до 5 ( 1Цар.1–4 ), где: 1) Зачатие и рождение Самуила, 1Цар.1 . 2) Песнь Анны, служение Самуилово Богу, нечестие сынов Илиевых, объявление смерти оным, и проч. 1Цар.2 . 3) Звание Самуила от Бога. 1Цар.3 . 4) Пленение Кивота, смерть сынов Илиевых и самого Илия. 1Цар.4 . Во второй содержатся дела, учиненные под правлением Самуила Пророка и Судии народа, – от гл. 5 до 13 ( 1Цар.5–12 ), где: 1) Поставление от Азотян Кивота в храме бога своего Дагона, сокрушение его и проч. 1Цар.5 . 2) Возвращение Кивота и поражение Вефсамисатян. 1Цар.6 . 3) Возвращение Кивота в Кариафиарим, покаяние и обращение к Богу, побеждение иноплеменников, и мирное состояние народа израильского. 1Цар.7 . 4) Прошение царя, и Царское право, 1Цар.8 . 5) Саулово искание ослят, и избрание его в царя. 1Цар.9 . 6) Помазание Саула на царство. 1Цар.10 . 7) Саулова победа над Наасом; вторичное его помазание в Галгалех при всем народе, и торжества народа, 1Цар.11 . 8) Самуилово свидетельство о своем правосудии и невинности во время правления народом; увещание его, и проч. 1Цар.12 . В третьей, содержатся дела, учиненные в царствование Саула, – от 1Цар.13 до конца книги, где: 1) Дела, учиненные в благополучном состоянии Саула. а. Война с филистимлянами, и жертвоприношение Саулово. 1Цар.13 . б. Победа над филистимлянами, 1Цар.14 . 2) Божие отвращение они Саула за пощадение Амалика, и возвещение ему от Самуила о лишении царства, 1Цар.15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010