«Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли» – музыкальные инструменты евреев того времени: псалтирь и гусли – струнные; свирель – духовой; тимпан – вроде нашего тамбурина или бубна. «И они пророчествуют». «Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (например, Чис.11:25 ; 1Цар.10:6,10,13 ; 1Цар.19:20 и др.), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема прекращается и «пророчествование» ( Чис.11:25 ; 1Цар.10:13 и др.). 1Цар.10:6 .  и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. «И ты будешь пророчествовать»... См. прим. к концу 1Цар.10:5 . 1Цар.10:8 .  И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать. Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу действий ( 1Цар.10:7 ), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом, истолкователь и провозвестник божественной воли – пророк – есть и будет в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа. См. примеч. к 1Цар.8:6 . Галгал – город священных воспоминаний ( Нав.4:4,5:5 ); расположен на востоке от Иерихона, вблизи р. Иордан. 1Цар.10:9 .  Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. «Бог дал ему иное сердце»: под воздействием божественного помазания Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, кем должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 1Цар.8:6 ). «И сбылись все те знамения»: см. 1Цар.10:1–7 . 1Цар.10:10 .  Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Цар.10:23 .  И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. «От плеч своих выше всего народа», т.е. выше всех головой. 1Цар.10:24 .  И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь! Физические достоинства человека в древности ставились очень высоко; по ним нередко измерялись и его внутренние достоинства ( 1Цар.16:7 ). Там, где главное назначение того или иного человека усматривалось в обязанности защищать вверенные ему интересы путем применения физической силы, вышеотмеченные достоинства человека имели, конечно, решающее значение. По свидетельству Геродота (III, 20; XII, 187), ефиопляне избирали своим царем того, кто был выше других ростом. Того же физического соответствия своему предполагаемому назначению хотели видеть в своем царе и евреи ( 1Цар.8:20 ). Увидев рослую, могучую фигуру Саула, народ с восторгом закричал: «Да живет царь!» Господь попустил совершиться избранию Саула, дабы евреи осязательно убедились в том, что для теократического государя (см. прим. к 1Цар.8:6 ) грубая физическая сила не составляет главного требуемого качества ( 1Цар.16:1,7 ); дабы опытно осведомившись о том, каким не может быть их царь, сознательнее отнеслись к божественному указанию в лице преемника Саула ( 1Цар.16:1,7 ) о том, каким он должен быть. 1Цар.10:25 .  И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. «Права царства», записанные Самуилом и положенные пред Ковчегом Господним, нужно отличать от изображенной им пред народом картины обычного в то время на Востоке поведения царя ( 1Цар.8:11–18 ). В противоположность означенной картине и в соответствии с Втор.17:14–20 Самуил, по всей вероятности, изобразил в «Правах царя» тот желательный, с теократической точки зрения (см. прим. к 1Цар.8:6 ), идеал царя, которому должен следовать царь евреев. Впрочем, действительное содержание этого важного документа не дошло до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 . Анна, мать Самуила, в молодости была бесплодна и, придя в дом Господень, в скорби молилась и горько плакала и дала обет, говоря: Господи Всемогущий, Боже Саваоф! Если Ты дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его, и вина и сикера не будет он пить, и бритва не коснется головы его ( 1Цар.1:11 ). 19 . И Господь благословил Анну, и родила она Самуила, и вскормила дитя, и отдала его в храм служить Господу ( 1Цар.1:1922 ). 20 . И за дар, что Анна привела Богу Самуила, Господь благословил ее, и она еще родила трех сыновей и двух дочерей ( 1Цар.2:2021 ). 21 . Отрок Самуил был в благоволении у Господа и людей, а о Илии первосвященнике и судии Израильском за то, что он не обуздывал своих сыновей Офни и Финееса, которые отвращали своим нечестием людей от Бога и спали с женщинами, собиравшимися у входа в скинию, был суд Божий: Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня Илия и его сыновья и дом их будут посрамлены ( 1Цар.2:30 ). 22 . И прославил Господь Самуила и открыл ему глас Свой, и он узнавал глас невещественный – Божий: «Самуил, Самуил», и открывал ему Бог тайны, и волю Свою, и суд Свой ( 1Цар.3 ). 23 . И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним ( 1Цар.3:20 ). 24 . За нечестие Офни и Финееса, за то, что священники оскверняли приношение и угашали веру в народе, филистимляне умертвили 30 тыс. израильтян, был взят ковчег Божий, и два сына Илии умерли, а сам Илия умер от скорби ( 1Цар.4:1018 ). 25 . А от ковчега Господня было наказание язычникам Вефсамиса. За то, что они открывали ковчег и не чтили святыню Господню, погибло 50 тыс. ( 1Цар.6:19 ). 26 . И сказал пророк Самуил дому Израилеву: «Не служите идолам, и солнцу, и луне, ибо они не сотворили вас, а служите одному Господу, и Он поможет вам». И покаялся народ, и вознесли всесожжение Богу, и возгремел Господь сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем ( 1Цар.7:3, 10 ). 27 . Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали ему: Поставь над нами царя. И молился Самуил Богу, и неугодно было это Богу ( 1Цар.8:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Глава 5 Пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян. 1Цар.5:1 .  филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. Азот, Геф ( 1Цар.5:8 ), Аскалон ( 1Цар.5:10 ), Газа, Аккарон ( 1Цар.6:17 ) – филистимские города, расположенные к западу от Иерусалима и Хеврона. 1Цар.5:2 .  И взяли филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. Дагон – языческое божество филистимлян, с головой и руками человека, туловищем рыбы. Для язычников Дагон был выразителем и покровителем плодородия. (Подробнее об этом можно прочитать в сочинении М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897 г., с. 285–292. ) 1Цар.5:6 .  И отяготела рука Господня над азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, [а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние]. «И отяготела рука Господня» над филистимлянами (ср. 1Цар.5:7,9,11 ): грозные знамения, сопровождавшие собой пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян, должны были показать последним неуместность посвящения Ковчега языческим идолам, величие и могущество Бога Израилева и полное ничтожество их собственных божеств, бессильных помочь не только другим, но и себе ( 1Цар.6:5–6 ). «И Господь поражал их (филистимлян) и наказал их мучительными наростами»: «Семьдесят толковников, – замечает блаж. Феодорит, – перевели: «поражены были на седалищах»; Акила – «имели веред гангрены»; Иосиф Флавий показывает, что они страдали поносом. «Никто да не признает эти указания за разногласие, ибо за поносом следовала болезнь седалищ – частое извержение воспалило (в славянском переводе сказано: «и воскипе им на седалищах») извергающие части; с течением же времени воспаление перешло в гангрену» (толк. на 1Цар., вопр. 10). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Установление царской власти в еврейском народе. 1Цар.8:1 .  Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. «Сыновей своих»: обет назорейства (см. примеч. к 1Цар.1:11 ) не соединялся с обязательным безбрачием давшего этот обет. 1Цар.8:3 .  Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. Вирсавия – город вблизи южных границ Ханаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы (см. примеч. к 1Цар.1:1 ) в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила (ст.3). 1Цар.8:5 .  и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей. 1Цар.8:6 .  И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. «И не понравилось слово сие Самуилу». Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т.е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и Небесным Царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его Небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа. Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю ( 1Цар.8:7–8 ). К тому же, прося себе царя, евреи выразились: «как у прочих (т.е. языческих) народов».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», – эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196). Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь ; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...». 2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар.3:19–20 ). После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов ( 1Цар.7:3 ), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни ( 1Цар.7:15 ), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий ( 2Цар.35:18 ). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» ( 1Цар.8:9 ), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова ( 1Цар.9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Так, уже Моисей обращается к Израилю с следующими пророческими словами: «Когда войдёшь в землю, которую Бог твой даёт тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней и скажешь: поставлю я над собою царя, как все народы, что кругом меня... то поставляя поставь над собою царя, которого изберёт Себе Иегова Бог твой». ( Втор.17:14–20 ). Пророчество Моисея в своё время исполнилось. При самом установлении царской власти в еврейском народе ( 1Цар.8:9,10 ), первый царь этого народа Саул был избран, указан народу и назначен Самим Богом, несмотря на то, что желание иметь царя исходило от народа и что Бог не одобрял его желания поставить себе царя и даже разгневался на него за это желание (ср.: Ос.13:11 ), так как в нем скрывалось домогательство народа освободиться от непосредственного водительства Божия, сопровождаемое ослаблением его веры и надежды на Бога и недостаточною покорностью Его воле (ср.: Ос.13:9–11 ). Мало того, что Бог избрал, назначил и указал народу его первого царя, Он повелел ещё Самуилу помазать его на царство. И это произвело в Сауле переворот: «Бог дал ему иное сердце», а когда сошёл на него Дух Божий, то он стал пророчествовать. И, по словам Самуила, Бог упрочил бы его царствование в Израиле навсегда. Но так как Саул тотчас же по вступлении на престол не исполнил повеления Господня, то Самуил ему сказал, что теперь не устоять его царствованию ( 1Цар.13 ). Это потом и оправдалось: в сражении на горе Гелвуе израильтяне были разбиты филистимлянами, трое сыновей Сауловых были убиты, а сам Саул, чтобы не попасться в руки врагов, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31 ). Раньше ещё печальной кончины Саула Господь отступил от него ( 1Цар.18:12 ), «отступил» от него «Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа» ( 1Цар.16:14 ). Тогда же Бог указал Самуилу на Давида, младшего сына Иессея, как на преемника Саулу, и Самуил помазал его на царство, «и почил Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар.16 ; 2Цар.12:7 ). Бог же предизбрал на царство из многих сыновей Давидовых Соломона ещё при жизни Давида ( 1Пар.28:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Глава 16 Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко двору Саула. 1Цар.16:1 .  И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. Иессей из Вифлеема Иудейского – внук Вооза, женившегося на моавитянке (Руфь см. кн. «Руфь»), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при Моисее ( Чис.1:7 ; 1Пар. 2:10 ). 1Цар.16:2 .  И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»; Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся преждевременного, насильственного прекращения не только его личной жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой – тех печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве. Слова Господа: «возьми в руку твою телицу» и проч. – не научение неправде, а указание на действительно необходимое действие: великое событие священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть ознаменовано религиозным обрядом (ср. 1Цар.9:15–27,10:1,8 ). «И пророк действительно совершил жертвоприношение ( 1Цар.16:5 ). Посему сказано ему, чтобы, до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о приходе в город) придаточное» (Блаж. Феодорит толк. на 1Цар., вопр. 36). 1Цар.16:4 .  И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? «Мирен ли приход твой?» «Потому ли, что неожиданные посещения пророка обусловливались большей частью необычайными событиями, и притом тревожного характера, или потому, что напряженное состояние, роковая борьба между пророческим и царским могуществом чувствовалась всеми, следившими за положением дел и опасавшимися тяжелых напряжений и смут, старейшины города поспешили выйти навстречу пророку и с трепетом спросили: «С миром ли идешь к нам?» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог избрал и назначил своего избранника царем, а не предоставил этого дела самому народу, не взирая на то, что желание иметь царя исходило от народа, и что Бог не одобрял этого желания, так как в нем скрывалось домогательство народа освободиться от непосредственного водительства Божия, сменить теократическое управление монархическим, заменить Божие правление человеческим, – таким, какое было у прочих народов. И мало того, что избрал, назначил и указал народу его первого царя: Он повелел еще Самуилу помазать его на царство. И это произвело в Сауле переворот: Бог дал ему иное сердце, а когда сошел на него Дух Божий, то он стал пророчествовать. Все это рассказано в Первой книге Царств, в 8-й, 9-й и 10-й главах. И по словам Самуила Бог упрочил бы его царствование над Израилем на всегда. Но так как Саул уже по вступлении на престол не исполнил повеления Господа, то Самуил ему сказал, что теперь не устоять его царствованию ( 1Цар.13 ). Это потом и оправдалось: в сражении на горе Гелвуе израильтяне были разбиты филистимлянами, трое сыновей Сауловых были убиты, а сам Саул, чтобы не попасться в руки врагов, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31 ). Раньше еще смерти Саула Господь отступил от него ( 1Цар.18:12 ), отступил от него Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа ( 1Цар.16:14 ). Раньше же смерти Саула и его сыновей Бог указал Самуилу на семью Иессея, Вифлеемленина, и из восьми сыновей Иессея указал на самого младшего – Давида, как на преемника Саулу, и Самуил помазал его на царство, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после ( 1Цар.16 гл., 2Цар.12:7 ). Бог же предъизбрал на царство из многих сыновей Давидовых Соломона еще при жизни Давида ( 1Пар.28:5–7 ). Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама половину царства, северную, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его Иеровоама, возвысивши его из среды простого· народа ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его потомки-преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что возставит Себе Господь под Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов ( 3Цар.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Посему, если храм был для евреев символом, знаком отношений завета между Богом и евреями, то он, необходимо, являлся и знаком отношений, характеризуемых откровением Бога евреям, а, следовательно, и местом этого откровения. Это назначение скинии собрания, а вместе с тем и храма указал Сам Господь. Давая евреям предписания о жертве всесожжения, Господь говорит: «это всесожжение постоянное в роды ваши перед дверями скинии собрания перед Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым и освятится (место сие) славою Моею»... ( Исх.29:42–43 ) 82 . «Освящу скинию собрания и жертвенник, – говорит далее Господь, – и буду обитать среди сынов Израилевых и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них» ( Исх. 29:44–46 ). Здесь тесно связываются между собой три разбираемые идеи: обитания Бога, места пребывания и откровения Его среди народа еврейского; здесь подчеркнуто и то, что пребывание Бога среди евреев имеет ту цель, чтобы евреи «узнавали», познавали Иегову, как своего Бога. Так что одним из главных назначений храма, как места присутствия Бога среди народа Израильского, было служить местом откровения Бога Израильтянам. «Место обитания Бога, – говорит Бер, – есть ео ipso место Божественного откровения, обнаружения» 83 . Здесь в храме евреи, таким образом, могли находить разрешение религиозных вопросов, отсюда исходило руководительство Бога народом еврейским. Известно, вместе с тем, что первосвященник, облеченный в священные одежды, мог давать ответы от Бога на предлагаемые вопросы. ( Суд. 20:18 ; Суд.20:23 ; Суд.20:26 ; 1Цар.22:10 срв. 1Цар.23:9–12 ; 1Цар.30:7–8 ); а постоянным местом пребывания всех первосвященнических одежд был храм или скиния, откуда они могли быть уносимы только при особых обстоятельствах (срв. 1Цар.23:9–12 ; 1Цар.30:7–8 ). Если же из храма должны были исходить, и действительно, исходили руководственные указания и наставления, касающиеся разных сторон религиозно-национальной жизни евреев, то это явление, конечно, должно было содействовать развитию и укреплению в сознании евреев того представления, что храм есть центр и душа их религиозно-национальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010