Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И зависть – ужасная, диавольская и трудноисцелимая страсть, начав с которой Каин тотчас перешел к братоубийству. И далее эта страсть последовательно привела иудеев к убийству Господа. Посему ужасна, как мы сказали, и порочна зависть. Ибо зависть досадует и томится. И как червь дерево и моль одежду, так и зависть разъедает сердце и [иссушает] лицо впавшего в ее руки. Тот же, кому завидуют, преуспевает далее и Господом покрывается, как Иосиф: насколько завидовали ему братья, настолько Бог возвысил его и даже довел до царства. Так же и Саул из зависти гнал Давида, как написано: И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч! ( 1Цар. 18:7 ). И тотчас укоренилась зависть в сердце Саула, и он сказал:Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи ( 1Цар. 18:8 ). И дом завистливого Саула [с течением времени] умалялся, дом же ставшего объектом зависти Давида возрастал и укреплялся, и он воспел: И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое ( Пс. 108:5 ). И опять-таки: Прокленут тии, и Ты благословиши ( Пс. 108:8 ), я же не предлагах пред очима моима вещь законопреступную ( Пс. 100:3 ). И пророк Аввакум: Чисто око еже не видети зла и взирати на труды болезненныя ( Авв. 1:13 ). Апостол же, отличая завистливых учителей, пишет филиппийцам: Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа… думая увеличить тяжесть уз моих ( Флп. 1:15–16 ). И увещая их, продолжает: Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас ( Еф. 4:32 ); Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви ( Еф. 5:1–2 ). Ибо свойства чистой души – разум независтливый, ревность незлая, непрестанное вожделение славы Господней. Посему не подобает Господним ученикам быть одержимыми завистью или быть смущенными, особенно когда увидим неких братьев, которые менее значительны, чем мы, или некрасивы, но преуспевают и становятся начальниками. И тогда услышим Господа, говорящего: уступи ему место, чтобы возлечь выше ( Лк. 14:9 ). Но лучше подивимся праведному Промыслителю, ясно и непостижимо 91 присудившему, чтобы тот, жалкий, первенствовал и предводительствовал и чтобы получил удел 92 , а мы были бы на последнем месте. Посему, возлюбленные, да избежим зависти – порождения диавола, чтобы не быть осужденными ни вместе с Каином, который, стеная и трясясь, закончил жизнь, ни с порочными иудеями, которые из зависти к Господним чудесам предали его [Col. 1604] на смерть, как свидетельствует Евангелие. Ибо пришедшим им сказал Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти ( Мф. 27:17–18 ). Непамятозлобный же Господь, словно овча незлобивое, все переносил. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

1Цар.10:20–21 : «И велел Самуил подходить всем коленам израилевым и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево, и указан Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили». Непонятно, каким образом мог быть указан отсутствовавший Саул? Недоумение это устраняется чтением LXX, которые после слов: «и указано племя Матриево», имеют еще: «и приводят племя Матриево по мужам». Из этих слов видно, что подобно тому, как вызывалось каждое колено и племя в отдельности и брало тот или другой священный жребий, также отдельно выкликалось и имя каждого лица, принадлежавшего к племени Матриеву. Одинаковое чтение с переводом LXX имеет и одна еврейская рукопись у Кенникота. Опущение же в мазоретском тексте произошло от повторения одних и тех же слов (племя Матриево) и благодаря позднейшей корректуре, исключившей выражение «по мужам», как не вяжущееся с предыдущим. 2Цар. 3:7 : «У Саула была наложница по имени —361— Рицца, дочь Айя. И сказал Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего»? При слове «сказал» в мазоретском тексте не назван субъект, не указан он и в предшествующих стихах главы. Правда, в следующем стихе он назван; но во всяком случае при обычном письме автор позволяет себе опускать имя действующего лица лишь при повторении его, но никак при первом его употреблении. На этом основании следует предпочесть мазоретскому чтению чтение LXX, где после слова «сказал» стоит: «Иевосфей сын Саула». Чтение это разделяется перев. Сир., араб., Вульг., 1 кодексом Кенникота и 2 кодексами де-Росси. Преимущество чтения перевода LXX пред чтением мазоретским следует признать и в других местах, как напр.: 1Цар.6:1; 12:14; 13:8 ; 2Цар.2:22–23; 6:6; 13:37; 22:12. 27 ; 3Цар.8:16 . Третий род повреждений в тексте мазоретском составляют вставки. Последние, однако, представляют собой довольно редкое явление среди ненамеренных повреждений текста, что само собой понятно. В книгах царств с уверенностью можно указать лишь один пример непроизвольной вставки, происшедшей благодаря невнимательности переписчика. Это именно в 2Цар.6:3–4 . По мазоретскому тексту эти стихи читаются так: «и поставили ковчег Божий на колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме. Оза же и Ахио, сыновья Аминадава везли колесницу новую и вывезли его из дома Аминадава, который на холме, с ковчегом Божиим и Ахио шел впереди ковчега». По переводу же LXX слов, напечатанных курсивом, нет. Недостающая в греческом переводе фраза есть абсолютно тожественное и, следовательно, совершенно бесцельное повторение слов 3-го стиха. Благодаря этой фразе следующее за ней выражение «с ковчегом Божиим» стоит вне всякой связи (из дома Аминадава, который на холме, с ковчегом Божиим), тогда как без нее оно служит естественным приложением к слову «колесницу». Далее, при втором «новую» (колесницу) должен стоять член, как стоит он при втором «колесницу». Однако его нет. Отсутствие его может быть объяснено лишь тем, что второе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону. 2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути. 2 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего. храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких ( 1Цар. 17,51 ). Этот же термин применим и к Давиду ( 1Цар. 16,18 ), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис. 9,6 ). 2 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову». 2 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25 . Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет. в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией. Глава 3 36,14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2,6–16. 3:1–15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля. 3:1–8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам. 3 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4,1 и 5,1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета ( Втор. 4,1; 5,1; 6,3.4 ). См. также Ис. 1,2 ; Иер. 2,4 ; Ос. 4,1 . 3 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор. 7,7.8 : «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим». потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч. 3,11.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Однажды враг и преследователь его, Саул, вошел в пустую пещеру; в то время там находился Давид со своими приближенными, – Давид, которого уже давно и несправедливо преследовал царь. Мужи Давидовы, тотчас, стали разжигать в нем мщение и убеждали его воспользоваться этим случаем, чтобы убить Саула. Но Давид отверг их предложение: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню. Он только подошел к царю, не давая себя заметить, и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула ( 1Цар. 24:4–5,7–8:11–12 ). Что же здесь знаменует собою Саул, как не худых начальников? И что – Давид, как не добрых подчиненных? Как ни беззащитно было положение Саула, Давид устрашился, однако же, поразить его мечом; так и всякий подчиненный должен питать уважение к начальникам и воздерживаться от всяких укоризн и порицаний, не дерзая уязвить личности мечом своего языка, касаясь ее слабостей; Давид позволил себе только отрезать край одежды Саула; подобно тому, и подчиненные могут скромно и безвредно для начальника судить о его делах, но не осуждать его самого, как бы, касаясь только ризы его; могут даже высказываться перед ним, но с кротостью и смирением Давида (там же, ст. 9–17), решаясь на это не без трепета, подобному тому же Давиду, о котором в Писании замечено при этом: но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула ( 1Цар. 24:6 ). Таким образом, подчиненные не должны осуждать начальников, хотя бы дела их и были достойны осуждения. Если же наш язык, иногда, грешит в этом, то сердце наше должно искупить этот грех покаянием, чтобы нам самим не подпасть суду Того, от Кого установлены предержащие власти. Ибо, восставать против начальников – значит восставать против Того, Кто даровал им власть и поставил их начальствовать над нами; нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению ( Рим. 13:1–2 ). Потому-то и Моисей, когда узнал, что народ ропщет на него и Аарона, сказал: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа ( Исх. 16:8 ). С другой стороны, нельзя отвергать и то, что добрые пастыри обязаны во многом не пренебрегать ласковой приветливостью и угождением в отношении к пасомым, только, отнюдь, не из самолюбия, но для того, чтобы, любезностью заслуживаемого ими уважения, поддерживать в них любовь к истине и таким снисходительным обращением, как бы, пролагать путь, по которому вверенные их управлению души должны восходить к любви Творца своего. Ибо трудно и очень трудно – опять скажу то же, что сказано мною в предыдущей главе – чтобы охотно слушали и слушались того проповедника, к которому не расположены, хотя бы он возвещал своим слушателям истинные пути спасения со всем усердием пастыря-проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Пророк Божий исполнил волю Божию, собрал войско в 603, 550 человек. Вот как говорит об этом Слово Божие: „И сказал Господь Моисею: от 20 лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их». ( Числ.1:1–3 ). „И было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Там же. 46 ст.). Привлечены ли были Богом к военной службе духовные лица ветхозаветной церкви? Нет. Вот как свидетельствует об этом Слово Божие: „Только колено Левиино не вноси в перепись и не исчисляй их вместе с сынами Израиля, но поручи Левитам скинию Откровения и все принадлежности её». (Там же. ст. 49 и 50). Со времен Царей у Израильтян было постоянное войско. Вот что сказал Бог народу Израильскому при избрании первого Царя: „Сыновей ваших Он возьмет и приставит к колесницам своим и сделает всадниками своими и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесяти начальниками, и чтобы они делали воинское оружие и колесничный прибор его» ( 1Цар.8:11–12 ) (Ср.: 1Цар.13:2,14:52,24:3 ). Войско израильского народа состояло из конницы и пехоты. Оно разделено было на части «по полкам», каждый полк имел. своего командира или Начальника, а все войско имело одного верховного Начальника или главнокомандующего. Бог повелел Моисею учредить в каждом полку особое знамя и держать его постоянно на высоком месте для того, чтобы все воины, взирая на драгоценную священную хоругвь, возлагали свою надежду и во время мира и на поле битвы на Всемогущего Творца, Господа воинств. Воодушевляемые священными знаменами израильские воины храбро сражались со врагами. Бог повелел Моисею: «Сделай две серебряные чеканные трубы для созывания воинов, снятия станов, тревоги и разных других сигналов как в мирное, так и в военное время». ( Числ.10:2–10 ). Молодые войска израильского народа сначала обучались военному искусству, а потом приводились к присяге, которою воины обязывались служить верно и правдиво как Истинному Богу, так и своим военачальникам ( Числ.10:8 ). Израильское войско, имея все известные в то время роды оружия, руководствовалось в своих действиях разными приемами военного искусства, как то: посылкой разведчиков или «соглядатаев», устройством засады, обходов, приступов и т.п, ( Нав.2:1,7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

«Повинуйтесь, – го­ворит, – наставникам вашим и будьте покорны»; а ныне все извра­щено и ниспровергнуто. Говорю это не ради начальствующих, – какую пользу получат они от нашего почитания, если даже мы будем им в высшей степени послушны? – но для вашей собственной пользы. Уважают ли их, они не получат от того никакой пользы для себя в будущей жизни, но еще могут подвергнуться большему осуждению; оскорбляют ли их, они не потерпят от того никакого вреда в будущей жизни, но еще могут иметь более оправдания. Нет, для вас же самих я желаю, чтобы так было. Когда начальствующие уважаются под­чиненными, то и это обращается против них, как напр. Илию Бог говорил: " избрал тебя из дома отца твоего» ( 1Цар.2:28 ); а когда оскорбляют их, как, например, случилось с Самуилом, то Бог говорит: «ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня» ( 1Цар.8:7 ). Так оскорбление служит им в пользу, а уважение в тягость. Итак, я говорю это не ради их, но ради вас самих. Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. «Кто принимает вас, – сказал Господь, – принимает Меня» ( Мф.10:40 ); священников Его, сказано в другом месте, имей в чести ( Числ.18:8 ). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом. Хотя бы священник был нечестив, но Бог , видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, сам воздаст тебе награду. Если «кто принимает пророка, во имя пророка, – как говорит Господь, – получит награду пророка» ( Мф.10:41 ), то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду, то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелевает Господь. «На Моисеевом седалище, – сказал Он, – сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф.23:2, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Когда апостолы спрашивали Самого Господа о времени восстановления царства Израилева, Господь отвечал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:6–7 ). Сообразно с целями Своего мироправления, Бог в определенные времена воздвигает и том или другом народе потребных мужей в качестве орудий для выполнения мудрых целей Его управления народами. В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир.10:4 ). Так, задолго до рождения Кира пророк преднарек имя его, предсказал его появление, его победы и отношение к израильскому народу ( Ис.45:1–2 ). В своих победах сам Кир видел назначение, определенное ему небесным Владыкою всех царств и народов ( 1Ездр.1:2 ). Пр. Иеремии Сам Бог говорил: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер.1:5 ). В том же смысле говорит о себе апостол, что он избран Богом на апостольское служение от чрева матери своей ( Гал.1:15 ). Власть, без которой существование общества не мыслимо, происходит от Бога. Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан.4:22, 29 ; сн. Сир.10:4 ), Он низлагает царей и поставляет царей ( Дан.2:21 ; сн. Иер.27:5–6 ). Каждому народу поставил Он вождя ( Сир.17:14 ; сн. 10:4; Прем.6:1–3 ). Он дарует от Себя властителям или царям державу и силу ( Прем.6:3 ), венчает их славою и честью ( Пс.8:6 ), елеем святым помазывает их ( Пс.88:21 ; 1Цар.12:3–16 ; Ис.41:1 и др.), так что с того дня почивает на них Дух Господень ( 1Цар.16:11–13 ). Наконец, Сам же Он и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Притч.8:15–16 ); сердце царя – в руке Господа ( Притч.21:1 ). Поставляемые через царей, как помазанников Божиих, низшие власти поставляются Богом, почему повиновение власти, по учению апостола, есть повиновение Божию повелению и установлению: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Самуил не хочет соглашаться, он видит, что это отступничество, но Бог говорит ему: «Послушай голоса народа… ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» ( 1Цар.8:7 ). Затем следует целая картина того, чем будет их жизнь: «Вот какие будут права у царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать перед колесницами его… И дочерей ваших он возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы… Но народ не согласился послушать голоса Самуила и сказал: нет, пусть царь будет над нами» ( 1Цар.8:11–19 ). Они хотят купить внешнее благополучие ценой свободы. Но не этого хочет для нас Бог . Здесь происходит как раз обратное событиям Исхода: Божия воля в том, чтобы защищенность рабов была оставлена и заменена незащищенностью свободных людей в становлении. Это трудно, потому что пока мы в становлении, мы еще не умеем быть свободными и не хотим больше быть рабами. Вспомните, что происходило с евреями в пустыне, как часто они жалели о времени, когда были в Египте – рабами, но накормленными. Как часто они плакались, что теперь у них нет крова, нет пищи, что зависят они только от Божией воли, на которую они еще не научились полагаться полностью: потому что Бог подает нам благодать, но становиться новой тварью предоставляет нам самим. Как и евреи в Египте, мы прожили всю свою жизнь рабами; своей душой, своей волей, всем существом своим мы еще не стали подлинно свободными людьми: предоставленные собственным силам, мы можем впасть в искушение. И эти слова – «Не введи нас во искушение» ( Мф.6:13 ), не подвергай нас суровому испытанию – должны напоминать нам о сорока годах, которые понадобились евреям на то, чтобы пересечь небольшое пространство, лежащее между землей Египетской и Землей обетованной. Они шли так долго потому, что каждый раз, как они отворачивались от Бога, путь их поворачивал вспять от Земли обетованной. Единственный путь, которым мы можем достичь Земли обетованной, это идти по следам Господа. Как только наше сердце обращается назад, к земле Египетской, мы возвращаемся по своим следам, сбиваемся с пути. Мы все были освобождены милостью Божией, все мы стоим на должном пути, но кто скажет, что он не возвращается беспрестанно по своим следам или не сворачивает с правильного пути? «Не введи нас во искушение» ( Мф.6:13 ) не дай нам снова впасть в состояние рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

3–4. Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Признавая Давида мятежником, Саул неоднократно похвалялся превосходством своей силы над ним. Так, когда Давид ушел из Номвы в Филистимскую землю, в город Геф, к царю Анхусу, а отсюда перешел в город Кеиль и донесли Саулу, что Давид пришел в Кеиль, то Саул сказал: «Бог предал его в руки мои; ибо он запер себя, вошедши в город с воротами и запорами». – «И созвал Саул весь народ на войну, чтоб идти к Кеилю, осадить Давида и людей его». Давид снова должен был спасаться бегством ( 1Цар.22:7–8,13 и сл.). – Так похвалялся Саул своим злодейством и творил беззаконие весь день – постоянно. – Неправду измышлял язык его, или – язык Саула высказывал измышленную им неправду, – то, чего в действительности не было. И лесть, точнее – коварство ты соделал своим орудием, которое так убийственно, как изощренная или хорошо отточенная бритва, не только очищающая бороду, но и срезающая голову одним взмахом. – Как несправедлив был коварный Саул в отношении к Давиду, это засвидетельствовал пред ним первосвященник Авимелех. На допросе царя, почему он оказал помощь Давиду, который будто бы враг царя, Авимелех заявил решительно: «кто из всех рабов твоих так веренее, как Давид? Он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем». И это свидетельство свое Авимелех запечатлел мученическою смертью ( 1Цар.21:14,16,18 ). – И вот, Давид с изумлением и огорчением спрашивает, почему Саул так похваляется злобой, силой и коварством: он предвидит, что Саулу предстоит страшная гибель, – он соделается жертвой гнева и проклятия Божия (ст. 7–9). 5–6. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. С негодованием и огорчением Давид говорит о Сауле: «ты возлюбил злобу более, нежели благость», – любишь злое настроение питать злодеяниями больше, нежели добродушие, питающееся добрыми делами милости и справедливости; возлюбил неправду, неже глаголати правду, – любишь говорить неправду больше, нежели правду, разумеется – в обвинении неповинного Давида. Ты возлюбил глаголы потопные, – такие слова, а с ними и дела, которые гибельны и губительны для других, – они высказываются языком льстивым коварным. Возбужденный гневом, Саул высказывал коварные и клеветливые обвинении на Давида с страшными угрозами; они волновали народ и разрушали мирное течение жизни, подобно тому, как потоп – бурное наводнение все потрясает, разрушает и увлекает в безвестную даль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010