Подобный образ неурожая и надвигающегося голода встречается также в арамейском скульптурном рельефе из Телль-Фехирийе (Fekherye), где изображено множество женщин, не могущих заполнить своими хлебами одну печь. 26:29. Каннибализм на древнем Ближнем Востоке. Только крайнее отчаяние и длительный голод могли заставить население древнего Ближнего Востока прибегнуть к каннибализму (см.: 4Цар. 6:24–30 ). Эта угроза включена в раздел проклятий во Втор. 28:53–57 , а также в ассирийские договоры VII в. до н. э., чтобы показать, как страшно покарает Бог непокорных. 27:1–34 Обеты 27:2–13. Характер обетов. Сведения об обетах встречаются в хеттских, угаритских, месопотамских и – реже – в египетских источниках. Обеты – это добровольные договоры, заключенные с божеством. В данном случае обет сопровождается внесением залога за человека, посвященного на служение в храме (см.: 1Цар. 1:11 ). Вероятно, это установление связано с выкупом первородных в Исх. 13:13 ; 34и Чис. 18:15,16 , но не имеет никакого отношения к человеческим жертвоприношениям. Величина выкупа зависит от пола, возраста и работоспособности посвященного лица. Таким способом храм получал средства на текущий ремонт и приобретение необходимого для богослужения оснащения (см.: 4Цар. 12:5,6 ). Принесение обета всегда связано с призыванием Бога (обратите внимание на серьезность этого шага в Исх. 20:7 ), после чего обе стороны обязуются поступать в соответствии с условиями обета. Обычно обеты сопровождались просьбами к божеству. Предметы, принесенные по обету, становились священными и не подлежали выкупу, за исключением предметов, непригодных для посвящения по своей природе (напр., «нечистая скотина»). Высокая цена выкупа (до 50 сиклей) говорит о том, что этот обет едва ли получил широкое распространение. 27:2–8. Посвящение людей. Вероятно, обычай посвящения человека на храмовое служение основан на представлении о том, что каждая семья должна жертвовать (напр., безвозмездным трудом) на служение Богу. Так, Самуил еще до рождения был посвящен Анной святилищу Силома ( 1Цар. 1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Книга Руфь Писатель книги. Достоверных сведений о писателе книги не имеется. Но так как она тесно связана по своему содержанию с книгой Судей, a по некоторым выражениям напоминает книги Царств ( Руф. 4:4 I Цap. 20:2 ), то писателем книги считают Самуила. Время и цель написания книги. За неимением прямых. указаний, время написания книги определяется приблизительно. Из содержания книги видно, что времена Судей были ко времени ее написания прошедшими (1 ст.) а так как о Давиде в конце книги хотя и упоминается, но не как о царе, то можно предположить, что она написана во времена Саула. Цель написания та, чтобы точнее изложить и передать потомству родословную Давида, а через него Христа, а во-вторых, чтобы в примере богобоязненной Моавитявки Руфи показать, как добродетель и правда получают награду от Господа еще в жизни временной. Обозрение содержания. Книга Руфь заключает историю Моавитянки Руфи, от которой произошло и название книги. В первой главе излагаются обстоятельства, заставившие Руфь переселиться из родной земли в землю Иудову. Во второй – обстоятельства, сблизившие Руфь с Воозом. В третьей главе изображается намерение и план, составленный свекровью Руфи, для вступления ее в супружество с Воозом. В четвертой и последней главе описывается самое это вступление в брак с Воозом, и ее потомство. Моавитянка Руфь была прообразом языческой церкви, которая, как дикая маслина, привилась ко Христу, и стала участвовать в корне доброй Маслины ( Иак.2:25 , Рим.11:17 ). Книги Царств В Еврейской библии книги Царств составляют две книги с двумя разными названиями. Первая – называется «книга Самуила», а вторая – называется «Цари». В Греческой библии – каждая из двух книг делится еще на две и таким образом являются четыре отдельные книги с общим названием «Книги Царств». Из уважения к древности еврейского канона, православная Церковь их считает так: «Первая и Вторая книги Царств, Третья и Четвертая книги Царств». Писатели книги а) Относительно Первой и Второй книги Царств существует мнение, что 24 главы Первой книги написаны Самуилом, а остальное – пророками Нафаном и Гадом, но оно не может быть принято, потому что о Самуиле, напр., встречаются такие хвалебные выражения, которых ему приписать никак нельзя. ( 1Цар. 7:15 ; 1Цар. 2:26; 3:19–20 и проч.). Указание на период царей Иудейских ( 1Цар.27:6 ) не могли сделать ни Нафан, ни Гад, а писатель, живший долго спустя по разделении царства. Но так как известно, что Самуил и Нафан вели записи о событиях своего времени ( 2Цар.29:29–30 ) то можно предположить, что их записи и послужили материалом для составления книги другим позднейшим писателем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

полглота глетъ въ кд, е лто. Отсюда встречаются указания на переводы Халдейский, Арабский, Сирский и Самаританский; Быт. 29:25 . Хаде: солгалъ; Исх. 2:23 . в въ 70. въ влг. нсть а в халд: Сир: есть, и въ Греч. есть; 27:19. в едино самаританско. и в Греч еко едино, в прочыхъ нсть. Отсюда же можно объяснять и такие выражения: 1Цар. 17:6 , 2Цар. 15:25. 37 . сего нсть ни в коихъ преводахъ (т.е. некоторых излишних слов, которые поэтому и вычеркнуты), или: по всмъ такъ Быт. 13:5 . 1Цар. 17:6. 21:15 . Еккл. 12:1 ., или: во всхъ сице 1Цар. 25:27 . 3Цар. 22:16 . 1Пар. 12:31 . 2Пар. 4:8 . 32 . При каждой главе показано её содержание (кроме Книг 2 и 3 Ездры, Песни песней, Плача Иеремиина и 3-й Маккавейской). Оглавления сии переведены буквально с издания Вульгаты (1682 г.). В книгах Левит, Числ и Второзакония, а равно и в прочих книгах, начиная с Паралипоменон, хотя не часто выставляются параллельные места (кроме книг 1 Ездры и Юдифи, при которых нет их). На слова неизвестные и места трудные исправители хотели написать замечания, или схолии. Так Быт. 11:4 . на слово асфалтъ (которым исправители хотели заманить нынешнее слово: брение) замечено: написать что есть асфатъ; 20:14. что, написа толко. Тоже пишется о словах 22:13. савекъ, 36:24. 48:7. Исх. 15:4 . о стихах 18:2. 12. 25:39. талантъ, 28:15, 30:23. сикль, 24. сикли сты и 3Цар. 12:11 . и др. Нав. 15:2 ; о переводе собственных имён замечено: въ сей глв и в прени имена превестъ с одной так е и в послдющихъ. Несколько замечаний и написано было исправителями. Из них более примечательны Быт. 41:45 . на слово: оиомфанихъ– спаситель егпе: Суд. 12:6 . класъ. Евр. сивоаеъ, слово военное, 4Цар. 4:39 . тыквицы 19 гл. на ст. 29. о знамении Езекии: сирчь: плоды зернъ прешедшаг лта на жатв испадшихъ 22:14. и живше (Олдама пророчица) в масен– во чилищи, Неем. 7:70 . арасастарови (ныне: Аоерсаф) – Иов. гл. 39, на ст. 13. (рукою Софрония Лихуда?) нееласса, есть птица, имща различно, и прекрасно, мног лчше павлина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Глава 30 Набег на Секелаг амаликитян. Возвращение в Секелаг Давида. Преследование и поражение амаликитян. 1Цар.30:1 .  В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, Амаликитяне – кочевой народ Синайского полуострова. Несомненно, они хотели воспользоваться тем обстоятельством, что военные силы филистимлян и Давида были отвлечены в данный момент далеко на север (см. прим. к 1Цар.28:4 ). 1Цар.30:5 .  Взяты были в плен и обе жены Давида: Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка. Ср. 1Цар.25:42–43 . 1Цар.30:6 .  Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих. «Народ хотел побить его камнями», считая уход Давида в Афек одной из ближайших причин разразившегося несчастья. 1Цар.30:9 .  И пошел Давид сам и шестьсот мужей, бывших с ним; и пришли к потоку Восор и усталые остановились там. Поток Восор впадает в Средиземное море, к западу от Вирсавии. 1Цар.30:14 .  мы вторгались в полуденную часть Керети и в область Иудину и в полуденную часть Халева, а Секелаг сожгли огнем. Керети – название земли филистимлян. Часть Халева – местность около Хеврона. 1Цар.30:26 .  И пришел Давид в Секелаг и послал из добычи к старейшинам Иудиным, друзьям своим, говоря: «вот вам подарок из добычи, взятой у врагов Господних», – 1Цар.30:27 .  тем, которые в Вефиле, и в Рамофе южном, и в Иаттире, [и в Гефоре,] 1Цар.30:28 .  и в Ароере, [и в Аммаде,] и в Шифмофе, и в Естемоа, [и в Гефе,] 1Цар.30:29 .  [в Кинане, в Сафене, в Фимафе,] и в Рахале, и в городах Иерахмеельских, и в городах Кенейских, 1Цар.30:30 .  и в Хорме, и в Хорашане, и в Атахе, 1Цар.30:31 .  и в Хевроне, и во всех местах, где ходил Давид сам и люди его. Долговременное пребывание Давида за рубежом еврейской страны могло быть истолковано евреями в неблагоприятную для Давида сторону. Поражение давнишних врагов Израиля – амаликитян ( Исх.17:8–16 ) и присланный старейшинам подарок должны были убедить еврейский народ в том, что в отношении своих взглядов и чувств к родине Давид остается таким же, каким был и ранее. Кроме еврейских городов, подарки Давида были посланы и во многие зарубежные местности (вблизи южной и юго-восточной окраины еврейского государства), «где ходил Давид сам и люди его», в знак признательности за прежнее гостеприимство. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ср. 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; Дан.3:53–54 ); б) они установлены для явления чрез них славы Божией. Во храме Его все возвещает о Его славе ( Пс.28:9 ); (а известно, что в скинии и во храме больше всего было изображений). И слава Бога Израилева сошла с херувима, на котором была, к порогу дома ( Иез.9:3 ); в) они установлены для молитвы пред ними. И молился Езекия пред лицом Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня и т. д. ( 4Цар.19:14–15 ). Значит, Езекия молился пред изображениями херувимов (ср. Пс.5:8 ; Пс.27:2 ; Пс.137:1–2 ). А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). Это означает, что пророк Давид после сна предстоял и молился пред образом херувимов, данным от Бога; г) для предуказания или прообразования будущих отдаленных лиц и событий. Изображение медного змея было прообразом будущего Спасителя. По этому же примеру и в этих видах пишутся изображения второго пришествия Спасителя, страшного суда. 22 . Польза от святых икон для человека: а) Он получает от них освящение: И сделай из сего миро для освященного помазания… и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения… и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится ( Исх.30:29 ); б) благословение: И оставался ковчег Господень в доме Аведара три месяца, и благословил Господь Аведара и весь дом его ( 2Цар.6:11 ); в) исцеление от недугов телесных: Израильтяне, поражаемые змеями, исцелялись от болезни и смерти, когда обращались с верою к медному изображению змея – образу Спасителя ( Числ.21:8–9 . Ср. Ин.3:14 ; Прем.16:17 ). 23 . На чем обосновывается чудотворная сила святых икон, и как понимать ее? И положи крышку на ковчег сверху; в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения ( Исх.25:21–22 ). И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах ( 1Цар.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Быт.31:25–28 . И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад. И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как пленных, оружием? зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. Речь Лавана, дышавшая порывистой страстностью, содержит, однако, некоторые благоприятные для личности Лавана черты: во-первых, довольно нежную, по-видимому, привязанность к дочерям и внукам: первых он называет сердцем своим (см. еврейский текст: «ты похитил мое сердце») и негодует, что Иаков увел их, как военнопленных (ст. 26), не дав возможности Лавану проводить своих дочерей и внуков с торжеством и музыкой, обычною на Востоке при встречах и проводах (ср. 1Цар. 18.6 ; Суд. 11:34 ); (toph – ударный музыкальный инструмент, «тимпан» – род бубна, kinnor – струнный инструмент, арфа или гусли), и даже лишив Лавана удовольствия поцеловать своих внуков (ст. 27–28). На последнее, по Мидрашу, Иаков заметил: это ты можешь сделать это еще и теперь, – Лаван и сделал это при прощании, (ст. 55); во-вторых, богобоязненность и послушание Лавана повелению Божию (ст. 29): «повеление Божие укротило его пыл, обуздало его ярость, и он относится с кротостью и как бы отеческою любовью к Иакову» ( Иоанн Златоуст , 57, 616–617). Быт.31:29–30 . Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих? Но Лаван скоро переходит к угрозе и наконец к обвинению в краже терафимов, называемых им здесь богами. Так, благоговение пред Богом истинным у Лавана омрачалось грубым языческим суеверием, а любовь к детям – эгоизмом и мстительностью. Быт.31:31–32 . Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих [и всего моего].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12. Есть ли в слове Божием примеры поклонения пред священными предметами? Иисус Навин «упал на землю пред ковчегом Господним» ( Нав.7:6 ). " Поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс.5:8, 137:2 ). 13. Откуда ведет свое начало возжжение светильников и каждение фимиамом пред иконами и вообще пред священными предметами? «Господь сказал Моисею: Сделай светильник из золота чистаго... и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его... Смотри, сделай их по тому образу, какой показал тебе на горе» ( Исх.25:31, 37–40, 27:20–21, 30:8 ; Лев.24:2 ). «И вели сынам Израилевым чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освящения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений от сынов Израилевых ( Исх.27:20–21 ). «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистаго и чистаго ливана , всего поровну, и сделай из них искусством составляющаго масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделаннаго по сему составу, не делайте себе: святынею да будет он у тебя для Господа ( Исх.30:34–37 ). 14. Могут ли совершаться чрез вещественные святыни, а, следовательно, и чрез иконы – чудеса? «И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа» ( 1Цар.6:19 ). «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» ( 2Цар.6:6–7 ). «Женщина, услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» ( Мк.5:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

14) Они же, пройдя Пергию, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. 15) После же чтения закона и пророков, начальники синагоги послали к ним, сказавши: «Мужи братия! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите». 16) Встав же и дав знак рукою соблюдать тишину, Павел сказал: «Мужи израильтяне и боящиеся Бога, послушайте. 17) Бог народа Израилева избрал отцов наших и возвысил народ во время пребывания в земле Египетской, и плечом вознесенным вывел их из нее, 18) и на протяжении сорока лет терпел нравы их в пустыне. 19) И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их, 20) где-то на четыреста пятьдесят лет. И после сего давал [им] судей, вплоть до Самуила пророка. 21) А потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова, на сорок лет. 22) И отринув его, поставил им Давида царем, о котором и сказал, свидетельствуя: «Нашел Я Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои» ( 1Цар. 13:14 ; Пс. 88:21 ). 23) Из семени сего [человека] Бог по обетованию привел Израилю Спасителя Иисуса. 24) Сначала, пред лицом пришествия Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому. 25) Когда же Иоанн завершал поприще свое, говорил: «За кого почитаете вы меня? Я – не Он; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах». 26) Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами, вам послано слово спасения сего. 27) Ибо жители Иерусалима и начальники их, не познали Его и, осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28) и, не найдя в Нем никакого основания для предания смерти, просили Пилата, чтобы позволил им убить Его. 29) И когда исполнили все написанное о Нем, сняв Его с древа, положили Его в гробницу. 30) Бог же воскресил Его из мертвых в третий день. Он в продолжение многих дней был видим тем, 31) которые вышли вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим; они же доныне суть свидетели Его перед народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Имеются в виду мирные жертвы. См. прим. к 1Цар.1:4 . 1Цар.2:18 .  Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. Ефодом называлась одна из одежд ветхозаветного первосвященника, сотканная из разноцветной пряжи и золота ( Исх.28:1 ). Льняной ефод Самуила не был, конечно, первосвященническим ефодом, так как он не имел на него никакого права. Скорее всего, это была безрукавная полотняная верхняя одежда, напоминавшая своим покроем первосвященнический ефод и потому получившая наименование последнего. Она надевалась лицами, посвятившими себя служению Богу (ср. 1Цар.22:18 ), или по особому случаю религиозной важности ( 2Цар. 6:14 ). Нечто вроде тех белых полотняных стихарей, которые употребляются прислужниками при католическом богослужении. 1Цар.2:25 .  если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф.12:31 ). «Ибо» – в смысле посему. «Решил» – в смысле попустил. Предать их смерти: см. 1Цар.4:10–11 . 1Цар.2:27 .  И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? «Человек Божий» – некто из провозвестников воли Божией (ср. 1Цар.9:6 ), имя которого осталось для нас неизвестным. «Дому отца твоего» – т.е. колену Левия, избранному Богом из числа всех других колен Израиля для особого служения Ему при скинии (см. 1Цар.2:28 ). «В Египте, в доме» (т.е. царстве) фараона. 1Цар.2:29 .  Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким возвышением они обязаны не столько подъему народного духа, сопровождающему, более или менее, всякий важный переворот, сколько личным качествам своих первых трех царей. Со времени избрания Саула исторические воспоминания евреев группируются около личности их царей, и это совершенно естественно, потому что с этого времени нити всех важнейших событий были в руках царей, и они решительным образом определяли движение исторической жизни. Особенно обильны и характерны воспоминания о трех царях нераздельной монархии, потому что ни один из последующих царей не имел такого важного значения в еврейской истории, как они, и потому, что самые личности их в высшей степени своеобразны и типичны. С этими личностями и их деяниями, важными для истории народа Божия, мы и ознакомимся далее. 3 Эфод – верхняя, важнейшая и самая блестящая часть первосвященнического облачения ( Исх. 28:6–29 ). Посредством его, каким-то, необъясненным в Библии способом, «вопрошали Господа» и получались ответы в затруднительных обстоятельствах ( 1Цар. 23:9–12; 30:7,8 ). Язычествовавшие евреи суеверно относились к нему и думали, что его можно иметь всякому для собственного употребления. Терафимы – по наиболее вероятному предположению, домашние идолы, напоминавшие своим значением римских пенатов. 27 Здесь разумеется возвышенное пророческое учение о нравственных требованиях божественного закона. Оно заключается, напр., в следующих словах Самуила, обращенных к Саулу: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение – лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех , что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». ( 1Цар. 15:22, 23 ). 29 По-видимому, в это время прекратилось идолопоклонство и в колене Дановом, упомянутое выше. Выражение ( Суд. 18:31 ): «И имели у себя истукан, сделанный Михой, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме», предположительно указывает на это время. Так как ковчег, возвращенный филистимлянами, был поставлен не в Силоме, а в Кипиафиариме ( 1Цар. 7:1 ) и так как при Давиде и Соломоне мы находим скинию уже в Гаваоне ( 1Пар. 16:39 , 2Пар. 1:3 ), то, можно подумать, что она была перенесена из Силома куда-либо именно Самуилом, когда он начал устроять религиозные дела народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010