Этот Александр мог быть лжеучителем из 1Тим. 1:19,20 , хотя это имя было широко распространенным. «Много сделал мне зла» – речь может идти и об осведомителе, доносчике; но не ясно, действительно ли Павел относится к Александру как к одному из тех, кто выдал его римским властям. Павел, вероятно, не был арестован в Эфесе, поскольку он перед этим провел зиму в Никополе; он, возможно, направлялся в Рим и просто прибыл во время начавшихся преследований христиан при Нероне ( Тит. 3:12 ; ср.: 2Тим. 4:10 ). Псалмопевцы часто молили Бога оправдать и воздать по делам их врагам (напр.: Пс. 16:13,14; 34:1–8,26; 54:16; 68:23–29 ). Павел здесь предсказывает (будущее время), а не молится о возмездии (ср.: Пс. 51:6; 54:24; 62:10,11; 72:17–20 и др.); вместе с тем, он подчеркивает, что Бог воздаст каждому по заслугам в конце времен. 4:16. Здесь Павел, по всей видимости, имеет в виду не свое заточение, упомянутое в Деян. 28:30,31 , которое, вероятно, завершилось благополучно, а более позднее слушание дела после своего повторного ареста. Это могло быть предварительное слушание дела, рпта actio, до передачи его в римский суд (на практике, вероятно, не самому императору). 4:17,18. Здесь у Павла, возможно, ссылка на исповедание веры Давида или Даниила ( 1Цар. 17:37 ; Дан. 6:27 ; ср.: 1Мак. 2:60 ); Даниил был брошен в ров со львами по приказу царя, хотя царь сделал это с большойнеохотой. Лев в древней литературе был символом высшей власти, здесь это относится к власти Нерона. Уже после смерти Павла, во время преследований христиан Нероном, некоторые христиане в буквальном смысле слова были брошены на съедение львам на арене. Но Павел использует выражение «львиные челюсти» как метафору в том смысле, в котором она часто встречается в Ветхом Завете (см., напр.: Пс. 21:14, 22 ). Слово, переведенное как «избавит», указывает на земное избавление и безопасность (ст. 17), но этот термин применялся и к окончательному спасению (ст. 18). Молитвы в древних письмах считались деломестественным, поскольку жизнь была буквально пронизана верой, которую исповедовали и на практике.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

§4. О потребности священных храмов Положение истины Для оной же веры и Церкви, к поучению слова Божия и совершению Таинств, а притом и к общему молитвословию нужнопотребны суть, второе, священные храмы. [Довод I, от примера Христова, и прочее.] I.Noheжe Сам Бог повелел их созидать (Исход, главы 25, 26 и 27), а к ним и посвятить приказал в священнослужение Аарона с детьми его (главы 28 и 29), Сам Спаситель и Его божественные апостолы во храме обыкновенно либо на сонмищах, бывших тогда вместо храмов, сеяли семя евангельской проповеди ( Мф.26:55 . Ин.18:20 . Деян.5:20; 11:26; 13:5 ), по тому ж примеру надобно, конечно, поступать и ныне. Ибо поучать каждого в законе особо отнюдь несовместно. А храмы как для общего учреждаются собрания, так общее для всех преподаётся в них наставление и чтением, и пением, и обрядами. По сей причине Златоуст 99 храм или Церковь нарицает и судилищем, и врачебницей, и целомудрия училищем, и душ наказательницей, и обучением течений, на небеса ведущих. Для того же и Павел святой 100 всем сынам Церкви повелевает не оставлять общих собраний; поскольку на оных во дни Господские издревле общее молитвословие и Евхаристию предначинали всегда чтением апостольских книг или пророк, и поучительным на прочтённые места от предстоятеля словом 101 . [Довод II, от Святого Писания.] II.Чmo также надлежит до молитвословия: где оное приносить пристойнее и полезнее, как не во храмах? Храмы определены быть домом молитвы ещё в Ветхом Завете ( 3Цар.8:30 . Ис.56:7 ); ознаменованы ж на то и в Новом ( Мф.21:13 . Евр.10:25 ); притом исполнены особенным благодати присутствием ( 2Пар.6:21 . Мф.18:19, 20 ). Для того во храме покланяться Господу и жрети Елкана с женой своей ежегодно восходили из града своего в Силом ( 1Цар.1:3 ). Да и Сам Иисус то ж чинил с Матерью Своею и Иосифом во Иерусалиме ( Лк.2:41 ), а Даниил, будучи ещё в плене вавилонском, преклонял колена своя пред Богом против храма ( Дан.6:10 ). Анна ж, дщерь Фануилова, от храма даже не отходила, служащи постом и молитвой ( Лк.2:37 ). Апостоли также бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога ( Лк.24:53 . Деян.2:46–47 ). По таким обстоятельствам, не упоминая Златоуста 102 , общие в Церкви молитвы перед домашними зело восхваляющего 103 , самая «Книга о вере» 104 титлу сыновства поставляет в том, еже бы часто посещати церковь святую и жити в ней и, приходя с Давидом, молящеся, глаголати: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем 105 . Возможно бо-де и в дому помолиться, но не тако, якоже в церкви, идеже бо собор общий ангел и человек и Самого Господа, ради пречистых словес Его: идеже бо, – рече, – два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреди их 106 ; а наипаче при Божественной литургии теплейше молитвы на небо возносятся. А правило 5-е Собора Гангрского 107 анафемой поражает того, кто учит о доме Божием нерадети, ни собиратися в нём во время молитвы на пение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

2) Не закрывайте руки своей для ближнего. Господь воздаст сторицей. Если разломите хлеб свой нищему, он увеличится в ваших руках. 3) Дадите им вы ясти (ст. 16). Обязанность наша, по примеру Господа, заботиться о доставлении удовлетворения потребностей наших ближних, духовных и телесных. 4) При благословении Божием малое и скудное делается великим и преизбыточествующим (ст. 17, 19, 20). 5) Пример Христа, очень часто уединявшегося для молитвы (ст. 22, 23), как побуждение нас к усердной и постоянной молитве ( Мф.6:5, 6 ). 9-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 59, гл. 14, ст. 22–34; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 128, гл. 3, ст. 9–17). 1) Жизнь – море бурное. Волны – грехи заливают нас. Нам кажется, что мы гибнем. Будем крепко держаться за Господа... Держась за руки Его, мы не утонем. 2) Не бойтесь! Не бойтесь смущений житейских, не бойтесь страхов и страданий. Знайте, что в тяжелую минуту придет Он со Своею помощью. 3) Сопоставление жизни человеческой с бушующим морем (ст. 24). В нашей жизни мы встречаем постоянно опасности, но они страшны и губительны только тогда, когда нас оставляет Господь (ст. 22, 24); затем, когда в бедах мы не прибегаем тот же час за помощью с молитвою и раскаянием к Богу (ст. 26, 30) и, наконец, тогда, если кто решается оставить корабль, или Церковь (ст. 29, 30) или же теряет веру и надежду (ст. 31). 4) Верующие – Божий храм, Божие строение, Божия нива (ст. 9, 16). Любвеобильность и человеколюбие Господа в этих образах и наименованиях людей. 5) «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (ст. 16). а) Высокое достоинство нашей души ( Мф.6:25, 16:26 ; Мк.8:36, 37 ; Лк.9:25 ); б) Грех пренебрежения своею душою ( Мк.8:36 ); в) Счастье и радость души, в которой живет Святой Дух ( Рим.14:17 ; Ефес.5:9 ); г) Горе души, покинутой Святым Духом ( Мф.21:19 ; Ин.13:27 ; Лк.11:26 ; Рим.1:28 ; 1Цар.16:14, 15 ; Ис.63:10 ; Иерем.15:6). 6) Великая кара Божия на соблазнителей и растлителей души человеческой (ст. 17; Мф.18:6, 7 ; 2Петр.2:13 ; Рим.1:24–26 ). Увещание удаляться от соблазнителей ( 2Кор.6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

На этом этапе все христианские конфессии признают такие высказывания Библии “человеческим языком” божественного откровения, снисхождением Бога к немощным человеческим понятиям. Следовательно, в божественном откровении важно не то, как часто Бог применяет тот или иной образ повествования, а насколько эти образы близки к тому, что мы называем адекватной реальностью. Мы всегда избираем тот образ, те сравнения и аналогии Писания, которые помогают нам наиболее полно вместить истину. Фундаментом всякой богословской концепции является нравственный облик Господа Бога. И для христиан важным выражением этого облика служат свидетельства о Боге и Бога о Самом Себе запечатлённые на страницах Священного Писания. И здесь мы видим совершенно аналогичную ситуацию. Образность речи, как мы убедимся ниже, безусловно, простирается и на эту часть откровения. Так, при чтении Писания (особенно Ветхого Завета) прежде всего, поражает формальная схожесть облика Бога Небесного и царей земных с их характерами и страстями. Слова Писания о гневе ярости, мести и прочих человеческих чертах Всевышнего употребляются в Библии постоянно и удивляют своей прямолинейностью. Причиной сему есть то, что в Ветхом Завете для представления о Великом Боге чаще других употребляется образ царя: Господь Бог ваш — Царь ваш ( 1Цар.12:12 ; Ис.43:15 ; Иер.10:7-10; 46,18 ; Зах.9:9 ; Пс.46:3-8; 5,3; 23,7-10; 43,5; 94,3 ). Я Царь великий ( Мал.1:14 ), Царь Израиля ( Ис.44:6 ) – говорит о Себе Сам Господь. Посему и дела Свои Он, применяясь к человеческому разумению, именует по-человечески. Что делали земные цари (даже самые положительные)? – требовали подчинения, воевали, мстили врагам и предателям, радовались их поражению, гневались и т.д. И как продолжение образа царя по отношению к Богу, Библия часто говорит о Нём в соответствующих категориях. Искушение свести христианское богословие к набору “прямых цитат из Библии” можно преодолеть только если внимательно отнестись к самим этим цитатам. Заглянув в симфонию, нетрудно заметить, что в Библии гораздо чаще говорится о гневе и раздражении Божьем, нежели о раздражении людей. Бог Библии очень часто описывается пребывающим во гневе и в ярости и в великом негодовании ( Иер.21:5; 32,37 ; Втор.29:28; 32,19 ; Пс.77:49; 84,5 ; Ис.10:25; 30,27 ; Иез. 13:13; 22,31 ; Соф.3:8 ; Зах.1:15 ; Мих.5:15 ). Он то и дело посылает на грешников ярость гнева Своего ( Иов.20:23 ). Сам Господь говорит об этом так: Совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя ( Иез.5:13 ). В “Откровении” Иоанна Богослова красочно изображён Сын Божий, Который топчёт точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя ( Откр.19:15 ), и подобных примеров в Писании множество.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

телесъ ра паши. идо в гор ( περιπτματι περιπεσον, чит. περ πτωμτων); 18:18. и наре столпъ имене свои. вдова авесомл ( χερ βεσσαλμ, чит. χρα). 3Цар. 2:9 . и сведеши гра его с въ адъ ( τν πολιν, чит. πλιν, в ст. 35. это же переведено: старость); 12:30. и бста въ храм гни ( εασαν, чит. σαν); 17:12. аще е въ скровищи мое что ( ε στιν μοι γκρυφας, чит. ν κρυφας). 4Цар. 3:10 . ко затвори гь. г. цр ( κκλησε, чит. κκλεισε); 23:22. ко не бы паха си мнгъ трижы ( κριτν, чит. τρτον). Из вышепоказанного можно заключать, что переводчик книг Царств не одно лицо с переводившим предшествовавшие книги Библейские. Это подтверждается и тем, что многие слова в книгах Царств передаются иначе, нежели как они переводились в предыдущих книгах: κκκινος Исх. 25:4 . Лев. 14:4 . пер. червленица, но 2Цар. 1:24 . кокыг; λαμπναι Чис. 7:3 . кола т.е. колесницы, но 1Цар. 26:5 . светлая; σωρς Нав. 7:26. 8:29 . могила, но 2Цар. 18:17 . ковчег камень; στλη; Исх. 23:24 . Втор. 7:5 . столпы, 4Цар. 3:2. 10:27. 23:14 . тело или телищо (в смысле идола), 3Цар. 14:23 . (в ркп. в начале гл.) образы мерзкия. 1Цар. 10:1 . ко помаза т гь на своеи бласти ( π κληρονομαν ατο ες ρχοντα), но в Пятикнижии κληρονομα всегда переводилось причастие; θυσιαστριον и θυσα 3Цар. 3:15 . 4Цар. 3:27 . переводится жертвенник, жертва. Язык перевода 4-х книг Царств мало представляет решительных доказательств в пользу его современности с переводом предшествующих книг. Укажем, впрочем, на следы древности, сохранившиеся в переводе, который, по его несовершенству, более мог подвергнуться изменению, нежели в других книгах. Таковы напр. формы грамматические 3Цар. 11:26 . иерова снъ наващь; 4Цар. 13:1 . снъ июшь (Иоахаз сын Ииуев); 1Цар. 12:9 . побжахть; 17:2. строхтс; 3Цар. 1:1 . двах и ризами многами; 1Цар. 28:3 . б умерлъ; 2Цар. 1:3 . есмь гоньзлъ; 7:21. 22. 3Цар. 8:29. 44 . створи, ре, избра (2 л.); 10:19. бшеть; 4Цар. 13:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

мре (сов. 3. л.); 1Цар. 14:1 . придев (двойств.); 9:11. шли бх воды почертъ; 3 Цар, 12:33. и взиде въ лтарь пожертъ; 17:11. и иде вз (неоконч. достиг.); 4Цар. 3:15 . приведи ми пвець; 4:36. снъ твои; 3Цар. 2:29 . и держитс по рогъ требника (но 1:50. за рог); при вопросе частица то; 2Цар. 11:11 . то како азъ внид; 20. то почто приближистес къ граг. Древние слова: 1Цар. 25:1. 28:3 . 2Цар. 1:12. 3:31. 11:26 . гитис, вместо плакать по умершем ( κπτεσθαι), как и Быт. 23:2 .; 3Цар. 13:30 . вистас по не сестр его ( κψαντο ατν οα δελφ); 2Цар. 18:9 . и 4Цар. 2:24 . въ чащ лга – дубравы ( τς δρυς); 3Цар. 11:3 . и бы (Соломону) женъ вдовиць. . (так во всех трёх списках, но должно быть: ведовиць, – γυνακες ρχουσαι начальных жён) а т. (наложниц παλλακα); 1Цар. 12:9. 15:18 . повдитьс с кем, вместо воевать ( πολεμεν); 3Цар. 5:11 . в къвлонъ пшениц ( κρους πυρο – мер); 6:7. и кладивъ и врадовъ ( κα σφρα κα πλεκυς – млаг и секира); 7:14. (в ркп. гл. 6.) вътрь мдныи ( τκτων χαλκο); 17:11. хабъ покрты ( λψ δ μοι ψωμι ρτου); 4Цар. 2:12 . снзникъ, вместо конник ( ππες); 4:18. и стербь трочищь – возмужал); 5:5. 22. и. трбниць зла. и. измнъ краснъ ( ξακισχιλους χρυσος κα δκα λλασσομνας στολς, ныне чит. 6,000 златник и 10 изменяемых риз); 7. идаци (чит. еда ци) азъ бъ есмь (вместо неужели аз...?) – ко се проказе мною (вместо ищет во мне вины, подыскивается – προφασζεται). Замечательно, что 2Цар. гл. 22., содержащая известную песнь Давида по освобождении от врагов, буквально заимствована переводчиком из Псалма 17. – Перед 3Цар. гл. 17. во всех списках написано киноварью: ильи пророка. Острожские издатели Библии пользовались сим списком книг Царств, исправляя его, но не везде. Вышеприведённые из ркп. места в Остр. издании читаются: 1Цар. 2:27. 28 . еда ли являя не изъявихся домови отца твоего, и иже бе с ним в земли Египетстей, раб в дому Фараоню; 2Цар. 1:18. 19 . и рече еже научити сыны Иудины стреляния, яко писано есть в книге истинне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Что касается , то для нас важно решить вопрос о возможности для него быть в состоянии сопряжения с именем, обозначающим объект возвещения. Обращаясь к евр. Библии, находим, что в ед. ч. в st. constr. только в Мал.3:1 соединяется с , да в Ис.63:9 с , а в остальных (67) случаях – то с , то с . Во мн. ч. встречается гораздо реже (12 раз), при чем 3 раза с и 9 раз с другими именами: ( Суд.11:13 ), ( 1Цар.19:20 ), ( 1Цар.25:42 ), ( 4Цар.1:3 ), (ψ.77:49), ( Притч.16:14 ), ( Ис.14:32 ), ( Ис.33:7 ) и ( 3Цар.20:9 ). Из последних случаев только в двух, – Притч.16:14 и Ис.33:7 , – слова и могут выражать объект возвещения. 1723 Слово в качестве nomen rectum употребляется в следующих местах ветхозаветного текста и в следующих формах и сочетаниях. а) В форме в сочетаниях: 1, ==«знак завета» ( Быт.9:13, 12, 17; 17:11 ); – 2, ==«союзники Авраамовы»==букв. «Господа союза Авраамова» ( Быт.14:13 ); – 3, ==«соль завета» ( Лев.2:13 ) 1724 ; – 4, ==«отмщение завета» ( Лев.26:25 ); – 5, наиболее частое сочетание – ==«ковчег завета Иеговы» или ==«ковч. з. Божия» 1725 ( Чис.10:33 ; Втор.10:8; 31:10, 25, 26 ; Нав.3:3, 17; 4:7, 18; 6:8; 7:15; 8:33; 23:16 ; Суд.20:27 1Цар.4:3, 4 [+], 5; 2Цар.15:24 3Цар.3:15; 5:26; 6:19; 8:6 ; 1Пар.11:8; 15:26, 28, 29; 16:6 37; 17:1; 22:19; 28:2, 18; 2Пар.5:2, 7; 6:11 ; Иер.3:16 ; – еще см. ниже, лит. б, 6 – ); – 6, ==«Ваалвериф» (соб. и.)==букв. «господин завета» ( Суд.8:33; 9:4 ); – 7, ==«капище бога Берифа» или «дом бога завета» ( Суд.9:46 ); – 8, ==«отступники от завета» ( Дан.11:30 ); – 9, ==«злодействующие против завета» ( Дан.11:32 ). – б) В форме в сочетаниях: 1, ==«книга завета» ( Исх.24:7 ; 4Цар.23:21 ); – 2, ==«кровь завета» ( Исх.24:8 ); – 3, ==«слова завета» ( Исх.34:28 ; Втор.28:69; 29:8 ; 4Цар.23:8 ; 2Пар.34:31 ; Иер.11:2, 3, 6 ); – 4, ==«скрижали завета» ( Втор.9:9, 11, 15 ); – 5, ==«проклятие завета» ( Втор.29:20 ); – 6, – см. лит. а, 5 ( Нав.3:6 bis. 8, 11, 14; 4:9; 6:6); – 7, ==«все слова книги завета» ( 4Цар.23:2 ; 2Пар.34:30 ; Иер.11:8; 34:18 ); – 8, ==«узы завета» ( Иез.20:37 ; – слово » – παξ λεγμενον); – 9, ==«земля завета» ( Иез.30:5 ). – в) В форме в сочетаниях: 1, ==«все твои союзники» ( Авд.1:7 ); – 2,  ==«в крови твоего завета» ( Зах.9:11 ) и 3, ==«твоя законная жена» ( Мал.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

33 . и ноги наши легки как (у) ланей: ( Пс. 17:34 ( Авв. 3:19 ); 1Пар. 12:8 ср. Деян.9:36 ) К стр. 28–33: ср. 2Пет. 2:4–8 условие, объемлющее несколько стихов. Для образности речи ср. 2Пет. 2:12. 17 Стр. 29–30 в нек. оп. II. 34 . (и тогда) не были бы мы в состоянии возблагодарить Тебя ( 1Цар. 20 (21)10; ср. 2Пар. 7:7 ; Сир. 18:4 ; Иез. 46:7 ср. стр. 27) 35 . Бог Господь наш и Господь отцов наших! (Ср. стр. 3 и 16 Деян. 3:13; 5:30 ) 36 . и благословлять имя Твое (Ср. стр. 2 и 27 Пс. 145:1 др.) 37 за одно из тысячи тысяч миллионных и тьмы тем многократных благодеяний, ( Дан. 7:10 ; Пс.31:19, 145:7 ср. 1Пет. 1:7, 3:4, 8, 18, 4:8, 19 ; 2Пет. 3:8 ) 38 . что сотворил Ты с отцами нашими и с нами. ( 1Цар. 24:19 др. Лк. 1:72 ) К стр. 37. Количественная многосложность нередка у ап. Петра; γαθοποια – απ. λεγ. 1Пет. или χρηστοττων ср. 1Пет. 7:11 и 1Пет. 2:9 . III. 39 . Из Египта вывел Ты нас, ( Иер. 34 (41)13 ср. стр. 10) 40 . Господи Боже наш! (Ср. стр. 3) 41 . и из дома рабства (рабов) освободил нас, ( Мих. 6:4 ср. Пс. 106:10 ; Деян. 2:40 ср. стр. 10) 42 . в голод питал нас ( Пс. 33:19 ; Иов. 5:20 ) 43 . и в избытке довольствовал нас, (Ср. 1Пет. 4:3 ) 44 . от меча избавлял нас, ( Пс. 22:21, 144:11 ; Деян. 12:1 сл.) 45 . и от чумы спасал нас, ( Иер. 15:21 ср. 1Пет. 3:20 ) 46 . и от болезней жестоких и упорных исторгал нас. ( Втор. 28:59 ; Пс. 103:3 ; Мк. 1:34 ) Своею поэтичностью строфа представляет в отношении и ко всей молитве нечто подобное тому, чем является 2-я глава 2-го послания ап. Петра в обоих посланиях. 3-й стих строфы сходствует с речью ап. Петра во 2-й главе книги Деяний. Строфа отличается также обилием синонимов, заимствований и примеров из Ветхого Завета. Строки 28–30 и 34–35 дважды процитированы в Вавилонском Талмуде: Berachoth 59. б сред. Goldsch. 219 кон. 220 нач. (с вариантом без 29–30 строк) и Taanith 6. б кон. Gold. 421 кон. 422 нач. (до 30 строки). Все строки 3-го стиха (39–46) имеют одинаковые окончания: () – нас, наш. Тоже: 1–2 и 4–5, 3 и 6, 15–17, 21–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В таинстве брака верующие получают благодать, освящающую супружество и рождение и воспитание детей. Еф. 5 :22–27, 31–32; 1Кор. 7 :39; Ин. 2 :1–11; 1Кор. 7 :2–17, 25–28. О храме , как месте молитвы и особого присутствия Божия. Исх. 25 :1, 8–9; Чит. гл. 25 – 27 и 30 ; 1Пар. 28 :11–19; 3Цар. 8 :12–13, 17–19, 9 :3; Ин. 2 :13–17; Мк. 11 :17; Мф. 23 :21; Ин. 7 :14, 28, 10 :23; Мф. 26 :55; Лк. 19 :47, 22 :53; Лк. 24 :53; Деян. 2 :46; Чит. гл. 3 и 4 ; Деян. 24 :11–12, 22 :17–21, 11 :26; Кор. 11 :18, 22, 14 :34–35; Откр. 11 :1, 19, 15 :5–8 4 :2–11; 2Фес. 2 :1–4; Пс. 131 :13–14. О почитании св. икон . Исх. 25 :1, 18, 19–22, 26 :1, 31; 3Цар. 6 :23–29, 32, 8 :10–11, 9 :3; Числ. 20 :6; Нав. 7 :6; 2Цар. 6 :14, 12 :20; Пс. 5 :8; 3Цар. 8 :12–53, 9 :3; 1Пар. 28 :2; Пс. 79 :2; Ин. 2 :13–17; Мк. 11 :11, 15–17; Ис. 6 :1–5; Дан. 7 :9–14; Ин. 14 :9; Лк. 3 :22; Откр. 5 :6; Пс. 137 :1–2; Пс. 16 :15; Пс. 94 :6. О почитании св. Креста . Ин. 3 :14, 12 :32; Лк. 12 :50; Гал. 6 :14; 1Кор. 1 :23; 1Кор. 2 :2, 1 :18; Рим. 1 :16; Евр. 13 :13: Еф. 2 :13–16; Мф. 24 :30; Откр. 7 :2–3, 9 :4; Флп. 3 :18; Пс. 21 :2, 9, 18–19; Мф. 27 :35, 39, 4, 49; Лк. 23 :35; Ис. 9 :6, 53 :4–12; Мф. 20 :19; 26 :63, 27 :12; Быт. 48 :13–14; Ис. 60 :13; Пс. 98 :5; Пс. 131 :7. О почитании св. мощей . 4Цар. 13 :21; Сир. 48 :13–14; Пс. 33 :21; Пс. 115 :6; Прем. 2 :23–24; 1Кор. 15 :53; 2Кор. 4 :10–11; Мф. 27 :53; 2Тим. 1 :8–10; Мф. 9 :21, 14 :36; Деян. 19 :12; Деян. 5 :12, 15. О почитании св. угодников . Сир. 44 :14; Ин. 5 :10–11; Евр. 13 :7; Откр. 3 :7–9; 4Цар. 2 :15; Тов. 12 :15–16; Быт. 19 :1–2; Нав. 5 :13–15; Числ. 22 :81; 1Пар. 21 :16; Пс. 149 :9; Иов. 5 :1. О молитвенном ходатайстве св. угодников . 1Петр. 3 :12; Пс. 33 :16–17; Быт. 20 :6–7; Иов. 42 :7–9; Исх. 8 :8–13, 28–29; 1Цар. 7 :8, 12 :19–23; Ис. 37 :4; Иер. 37 :3; Деян. 8 :24; Быт. 20 :17; Прем. 18 :21; Иак. 5 :16–18; 2Петр. 1 :13–15; Лк. 20 :38; Рим. 14 :8–9; 2Макк. 15 :12–14; Зах. 4 :12–14; Откр. 11 :3–4; Откр. 8 :3–4; Вар. 3 :4; Исх. 32 :11–14; Зах. 1 :12–13. О молитве за умерших . 1Тим. 2 :1; Иак. 5 :16; Лк. 20 :38; Еф. 6 :18; Вар. 3 :4–5; Сир. 7 :36; Иер. 16 :7; Тов. 4 :17; 2Макк. 12 :39; 2Цар. 1 :2, 3 :31–35; 1Цар. 2 :6; Мф. 12 :31–32; 1Петр. 3 :18–20, 4 :6; Откр. 1 :18.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Псалом 11. Молитва уповающего на Бога праведника при оскудении вокруг него благочестия и усиливающемся господстве лжи и обмана В Пс.11 благочестивый псалмопевец, в глубокой скорби об оскудении в окружающем его обществе благочестия и усилении порока, особенно лжи и обмана, молит Господа спасти его от коварства надменных нечестивцев (2–5) и, утешенный богооткровенным обещанием помощи Божией угнетаемым праведникам (ст. 6–7), выражает твердую уверенность во всегдашнем охранении их Господом от козней и насилия развращённых притеснителей (8–9). Писателем псалма, по свидетельству надписания (ст. 1), был Давид, которому он всего более и приличествует по всем отличительным чертам своего содержания, равно как и по близкому сходству с другими псалмами этого писателя (ср. ст. 2–3 с Псс. 13:1–3; ст. 3 с 5:10; 27:3; 139:3–4; ст. 4 с 5:7; 51:6–7; ст. 5 с 9:25, 58:8; 13:1а; ст. 6 ст. 33:19–20; 34:36; ст. 7 с 17:31; ст. 9 с 30:14). Очень вероятно, что такая молитва составлена была Давидом пред началом или в первое время Саулова гонения (ср. бл. Феодорит и Зигабен), когда, при болезненном состоянии царя Саула, во всем государстве обнаружился упадок благочестия, правосудия и благоустройства, и умножились несправедливости, притеснения и насилия ( 1Цар.22:2 ), а при самом царском дворе, под влиянием болезненной подозрительности царя, сильно развилось лицемерие, клевета и интриги, и Давиду пришлось на самом себе испытать силу коварного языка завистников, которые, наружно выказывая ему дружественное расположение, на самом деле злобно клеветали на него Саулу и возбуждали последнего к преследованию его, как мятежника ( 1Цар.18:22–25; 22:7–9; 24:10 ; ср. выше изъясн. на Пс.7:1, 4–6 ). а. Въ конецъ, смй, аломъ Двд. 1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. Ст. 1 см. внп. 3 стр. 17а), 223), 15а) и 29,3. в. Спси м, гди, к скд прпбный: к умалишас истины сынвъ человческихъ. 2. Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010