Что может быть яснее и убедительнее этих слов Самого Господа Иисуса Христа? На основании их в Греко-Российской Церкви и совершается священный и божественный обряд умовения ног, глубоко знаменательный по своему внутреннему смыслу. Сектанты, будучи помрачены в разуме и отчуждены от жизни Божией по причине своего невежества и ожесточения сердца ( Еф.4:18 ), не понимают внутреннего смысла этого обряда, освящённого личным примером Христа Спасителя, и потому называют его театральным, уподобляясь немым псам, не могущим лаять, бредящим лёжа ( Ис.56:10 ). Смысл же этого обряда тот, что истинный последователь Христа должен питать самоотверженную любовь к своим ближним ( 1Ин.3:16 ; Ин.15:12–13 ); проникаясь самым глубоким смирением ( Лк.17:10 ; Флп. 2:5–8 ), эта любовь в истинном христианине должна исключительно направляться к тому, чтобы нравственно очищать, усовершать и возвышать ближнего, дабы он сделался достойным членом царства Христова ( Мф.5:48 ; 1Пет. 4:8 ; Гал.6:2 ; 1Фес.5:11,14 ) и блаженным участником Его воскресения ( Откр.20:6 ; Флп.3:20–21 ; Рим.6:5 ). Между прочим, ап. Пётр, не разумевая того смысла, какой имело умовение Спасителем на тайной вечери ног своих учеников, воспротивился Господу и решительно заявил Начальнику жизни нашей, что он не даст Ему своих ног для умовения ( Ин.13:6–8 ). Тогда Господь изрёк ап. Петру следующую угрозу: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (ст. 8), т. е. перестанешь быть Моим другом ( Ин.15:14 ) и потеряешь вечное спасение ( Евр.5:8–9 ; Ин.8:51 ). Эти грозные слова Спасителя всей своей тяжестью и падают теперь на сектантов, восстающих против обряда умовения ног и других благолепных священнодействий Православной Церкви, в которых, как в книге, ясно и наглядно изображается история нашего искупления. Н. Булгаков Мессарош П.И. Следует ли ходить с крестным ходом на Иораднь в приморских городах.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 679–681 (Письмо в редакцию журнала «Миссионерское Обозрение».) Мне неоднократно приходилось слышать крайне разноречивые объяснения наших священников об обязательности крестных ходов в приморских городах в дни, когда Православной Церковью установлено освящение вод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец Церковные Каноны внушают мирянам оставаться среди мирских занятий и оказывать послушание своим предстоятелям (гл. 7). Церковная деятельность уже не их сфера. Все эти призывы к повиновению церковной власти несомненно констатируют стремление сосредоточить все ветви церковного управления в предстоятелях, ограничить самостоятельность верующих, подчинить её авторитету церковной власти. Разумеется это не значит, что активное участие мирян в делах церковного управления к концу II века совсем прекратилось. Оно отчасти предполагается, отчасти прямо констатируется источниками и этого времени. По Церковным Канонам верующие подают голоса (ψηφσασθαι) при избрании епископа (I). Так же как в первенствующей церкви верующие принимали участие и в обсуждении вопросов веры. По словам Евсевия (V, 16.) верующие часто и во многих местах собирались по поводу учения Монтана, исследовали его, отвергали, как еретическое. Однако в других отношениях мы видим заметное ограничение прав мирян. Как известно, в апостольские времена в христианской церкви учительство признавалось не только правом, но часто и обязанностью каждого христи- —279— анина ( Гал.6:1 и д.; 1Фес.4:11 ; Иак.5:19–20 ; Евр.3:13 ; 1Пет.4:10–11 ). Христиане учили не только в частных, но и в богослужебных собраниях ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ). Однако в виду сильного распространения лжеучений в конце апостольского времени была сознана необходимость возложить обязанность учительства преимущественно на предстоятелей церкви ( 1Тим.3:2; 5:17 ; Тит.1:7:9–10 ). В конце же II века публичное учительство становится почти исключительно правом предстоятелей. Епископ есть единственный авторитетный учитель, охраняющий чистоту веры (doctrina fidei) 2438 и обладающий для этого особой харизмой veritatis. 2439 В начале III века официальные учителя из мирян (при богослужении) становятся редкостью. Опровергая мнение Димитрия, епископа александрийского, отрицавшего право мирянина проповедовать в церкви, Александр, епископ иерусалимский, и Феоктист, епископ кесарийский, могли указать лишь три примера учительства мирян, да и то из истории не своих, а других церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закон Божий запрещает блуд, т. е. удовлетворение плотскому вожделению вне супружества и удовлетворение, не соответствующее цели супружества ( Быт.2:24 ; Мф.19:4, 6 ; Еф.5:31 ; 1Кор.7:27, 39 ) 464 . Еще в Ветхом Завете в седьмой заповеди десятословия заповедано: «Не прелюбы сотвори», т. е. не превращай любви к ближнему законной и чистой – в нечистую, незаконную, называемую любодеянием (или блудом в широком смысле слова). Седьмая заповедь закона Божия запрещает преступную любовь, т. е. плотскую, сладострастную, ту, когда мужской пол обращается к женскому незаконно, вне законного супружества, без благословения Божьего и церковного, по влечению одной слепой нечистой страсти. Священное Писание Нового Завета с еще большей строгостью предписывает бегать блуда и всякой нечистоты, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие ( 1Кор.6:20 ; Откр.21:27 ). Или не знаете, говорит апостол Павел, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы... Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ; ср.: Гал.5:19–21 ). Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления ( Кол.3:5–6 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть ( Быт.2:24 ). А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого вы имеете от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые есть Божии ( 1Кор.6:15–20 ). Если же кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий должен быть свят, а этот храм вы ( 1Кор.3:16–17 ). Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (т. е. истинным христианам), ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ( Еф.5:3 ; 1Фес.4:7 ). Будем же, заповедует апостол, вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим.13:13–14 ; ср.: Тит.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Гонения антихриста и страшные преследования им верующих во Христа будут продолжаться сорок два месяца, или три с половиной года: даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр.13:5 ; ср. Откр.12:6, 14 ; Дан.7:25 ). Хотя брань антихриста против Церкви Христовой будет яростной и жестокой, но врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Господь не оставит верующих без Своей помощи и для укрепления их во дни великой скорби пошлет двух свидетелей ( Откр.11:3–12 ), которые будут отклонять людей от обольщения антихриста и проповедовать скорое наступление дня Господня. «Господь, по милосердию Своему, – говорит святой Ефрем Сирин , – пошлет Илию фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его. Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут не понесет никто ответственности на Суде». 828 Антихрист обольстит погибающих ( 2Фес.2:10 ), а не верных сынов Церкви. Глава ее Господь Иисус Христос, пребывающий в ней со Святым Духом (ср. Мф.28:20 ; Ин.14:16 ) до скончания века соделает ее неодоленною и она пребудет непоколебимой до конца мира. Так в ней не прекратится до второго пришествия Христова евхаристическая жертва ( 1Кор.11:26 ), а, следовательно, будут до конца дней совершители таинств (священство) и верующие, принимающие их (таинства). По любви к верным чадам Своей Церкви Господь сократит время брани антихриста: ради избранных сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Из числа живущих во дни антихриста христиан избранные будут собраны от четырех ветров ангелами ( Мф.24:31 ) и восхищены на облаках в сретение Господу ( 1Фес.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Что же будет с тобой, если ты не позаботишься, сколько возможно, познать и усвоить себе то, чего требует от тебя высокое звание – верующего? Трудно ли будет коварству обольстить тебя, невинность, и совратить с пути правого, если познание святой веры не умудрит тебя во спасение ( 2Тим.3:15 )? И тебя, юность неопытная, что предохранит от заблуждений, если ты, не имея основательного познания в своей вере, встретишься на пути жизни с духами лестчыми ( 1Тим.4:1 ), кои не Господеви нашему Иисусу Христу работают, а своему чреву, иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых ( Рим.16:18 )? К чему послужат для всех и каждого из нас, бр., Святейшие Таинства, богослужение, заповеди, вся силы, «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), – к чему послужит, наконец, самая смерть Богочеловека и Его живоносное Воскресение, если мы не будем иметь о сих членах нашей веры возможно ясного понятия? «Вера от слышания», говорит ап. Павел ( Рим.10:17 ); но как веровать в то, о чем не слыхали ( Рим. 10:14 ), о чем, быть может, и не желают даже иные слышать? Итак, кто бы ты ни был, вникай как можно глубже в основание веры Христовой и вся искушающе, добрая держа ( 1Фес.5:21 ): чем благонамереннее будут твои исследования, тем ты скорее убедишься в её Божественности. Изучай тщательнее её догматы и правила – и не будешь увлекаться различными и чуждыми учениями ( Евр.13:9 ). Бойся только сомнения и нерешительного коснения на этом пути разумного убеждения; ибо путь сомнений похож на спуск с крутой горы: первые шаги по нем ровны и тихи, но последующие невольно ускоряются сами собой до того, что и хотел бы уже остановиться, но не можешь. В случае недоумений касательно веры всего лучше и безопаснее искать для себя руководства и наставления у Православной Церкви: с нею «во вся дни» Спаситель пребывает ( Мф.28:20 ), Её и врата адовы не одолеют ( Мф.16:18 ). В противном случае идущий к вере путем разумного убеждения легко может погрешить и, что всего опаснее, отделившись надолго от единой прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

повязки на лбу и на руках со словами из закона, которые являлись, как бы средством, предохраняющим от нарушения закона (ср. Втор.6:8 ), «воскрылия одежд» (τ κρσπεδα τν ματων от τ κρσπεδον – край, кайма, ср. Μф. 9:20, «прикоснулась к краю Одежды – το κρασπδου το ματου), т.е. кайма, бахрома, кисти на краях одежд (ср. Чис 15:38–39 ). Хранилища и кисти фарисеи из тщеславия увеличивали. «Бог повелел им (евреям)», – говорит святой Иоанн Златоуст , – «как малым детям, делать то же, что многие делают во избежание забывчивости, обвязывая палец льном или нитью, т.е. пришивать по краям верхней одежды шнурки гиацинтового цвета до самых ног, чтобы, взирая на них, они вспоминали о заповедях, – и это называлось воскрылиями. Α они (фарисеи) особенно заботились о том, чтобы делать широкие повязки («хранилища») и увеличивать воскрылия одежд, что показывало их крайнее тщеславие». 297 Стих 6–7-й . «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» «Синагога» – место религиозного обучения иудейского народа и его молитвенных субботних собраний. Храм был только в Иерусалиме, а синагоги в каждом месте, населенном евреями (ср. Мф.4:23, 6:5 , Мк.13:9 ; Деян.9:20, 13:5, 15:21 и др.). «Любят», т.е. из честолюбия стремятся к «предвозлежанию» (προτοκλισαν – первое место за столом), «председанию» (πρωτοκαθεδρας – первые места около кафедры). Священство новозаветное «предстоит» в храмах по долгу службы (ср. 1Фес.5:12 – называются пастыри – «предстоятелями»; 1Тим.5:17 ), а верующие занимают места «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Из уважения к своим пастырям православные пасомые сами обыкновенно предлагают им занимать в их домах почетные места. Стих 8-й . «А вы не называйтесь учителями (αββ), 298 ибо один у вас Учитель ( καθηγητς – руководитель, предводитель, учитель) – Христос, все же вы – братья». Господь Иисус Христос, как «свет истинный, посвящающий всякого человека» ( Ин.1:9 ; ср. Кол.2:3 ; 1Кор.1:24 ), есть Единственный Учитель, а пастыри Церкви, во главе с апостолами поставлены Им ( 1Кор.12:28 ; Еф 4:11 ) возвещать миру Его учение ( Мф.28:19–20 299 ), а не свое; и в несобственном смысле слово Божие именует их учителями (διδασκλους – Деян.13:1 ; Иак.3:1 ; Рим.2:20 ; 1Кор.12:28–29 ; 1Тим.2:7 ; 2Тим.1:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Для любви к себе самому нет от Бога заповеди: ибо всякий любит самого себя по внутреннему побуждению (по природе). 31–32. Брак Христиан совершается во образ духовного соединения Христа с Церковью . Брак да будет у всех честен, и ложе непорочно: блудников же и прелюбодеев будет судить Бог ( Евр.13:4 ). Гл. 6. Ст. 11–17. Верный, как воин Христов, сражается не с подобными ему человеками, но с диаволом. Кто готовится на брань, тот препоясывает чресла, облекается в броню, обувает ноги в сапоги, принимает щит против раскаленных стрел, надевает на голову шлем и берет в руки меч: так и в духовной брани препоясываются (в уме) истиной, облекаются в праведность, защищаются против нападений (стрел) душевного врага верой, возлагают на себя (как шлем) надежду спасения ( 1Фес.5:8 ) и поражают диавола Словом Божиим. 19. О трудящихся во благовествовании Евангелия молите Бога Слова, да даст и умножит им свет и силу к верному и неукоснительному продолжению и совершению служения. 18 Из Послания Св. Ап. Павла к Филиппийцам Гл. 1. Ст. 12–14. Бел несчастные обстоятельства любящим Бога содействуют ко благу ( Рим.8:28 ) и к славе Божией ( Ин.9:3 сл.). 20. Как жизнью нашей во Христе, так и смертью за Христа прославляется Христос. 21. Праведник к жизни не имеет пристрастия, и смерти не боится ( Лк.2:29 ). 23–24. Смерть покой от скорбей, но не желай смерти, если жизнь твоя может быть полезна тебе и другому. 29. Кто хочет последовать Христу, тот должен не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Мф.10:38 ). Гл. 2. Ст. 1. Духовная радость есть внутреннее утешение за любовь к Богу и ближнему; а милосердие и сострадание есть общение духа с страждущим. 2–3. Будьте единомысленны между собою, не высокомудрствуйте и не мечтайте о себе; но по смиренномудрию почитайте один другого лучшим себя ( Рим.12:16 ). Всякий возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится ( Лк.14:11 ). Елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящеши благодать. Сир.3:18 . 6. Почитать себя равным Богу есть Богохульство ( Ин.10:30, 33 ), но Иисус Христос, будучи образом Божиим (Богом во втором лице) справедливо называл Себя равным Богу или Сыном Божиим ( Ин.10:30, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

И ещё спросил я, Иоанн: Господи, будут ли вспоминать там о виноградниках и прочем, [оставленном] здесь? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, как сказал пророк Давид: помните, что [вы] персть; дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветёт. Подует над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его ( Пс 102 /103:14–16). И ещё он сказал: выйдет дух его и возвратится в землю его. В тот день исчезнут все помышления его ( Пс 145 /146:4). (13) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и они возьмут от земли все славное и все честное, и святое, и чтимые и святые иконы, и славные и честные кресты, и церковные святыни, и божественные и священные книги, и все чтимое и святое вознесётся на облаке в воздух. И тогда повелю принести великий и священный скипетр, и протяну его в руке Моей к ним 738 , и поклонятся ему все Мои чины ангельские. Тогда вознесётся вся природа человеческая на облака, как пророчествовал апостол Павел: вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе ( 1Фес. 4:17 ). Тогда изыдут все духи лукавые, которые на земле, которые в бездне или где ещё есть на лице всей земли от восхода солнца до заката, которые, прилепились со служителями [своими] к диаволу или к Антихристу, и [также] восхищены будут на облака. (14) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих на лице всей земли, и зажгут землю на восемь тысяч пятьсот пядей, и сгорят горы великие, и все камни расплавятся и станут как пыль, и сгорят все деревья, и всякий скот, и все гады, ползающие на земле, и всякий, находящийся на лице земли, и всякая птица, парящая в воздухе, и потом не останется на лице всей земли ничего колеблющегося, и станет земля недвижима. (15) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда отпечатаю четыре части восточные, и выйдут четыре ветра великих и возвеют на лице всей земли от одного конца до другого конца вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Когда Игнатия привезли в Рим и приближался момент, когда его должны были бросить на растерзание хищникам, воины спросили у него, почему он беспрерывно повторяет слово " Иисус " . Он ответил, что это слово написано в его сердце. Существует рассказ, что когда хищники растерзали мученика, и один из воинов мечом рассек его сердце, то на нем действительно было золотыми буквами написано слово " Иисус " . Неважно, считаем ли мы этот рассказ чудом Божиим или благочестивой легендой. Во всяком случае это, как и другое имя Игнатия - Богоносец - говорит о том, что практика молиться именем Христовым очень древняя. В Своей прощальной беседе с учениками Христос заповедал молиться во имя Его, и эту заповедь христиане стали исполнять с самого начала. Как видно из Нового Завета, в имени Христа скрывалась особенная сила. Поэтому, когда апостол Петр исцелил хромого и у него спросили: " Какою силою или каким именем вы сделали это? " Он ответил: " То да будет известно всем вам... что именем Иисуса Христа Назорея " (Деян.4:7-10). Иисус сам указывал на молитву во имя Его, утешая оставшихся в мире своих учеников: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю... И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое, просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. (Ин.14:13-14,16:23-24) И действительно: молитва во имя Христово является радостью всех поколений вплоть до наших дней. Начиная с IV столетия, отшельники и жители монастырей сохраняли эту молитвенную традицию. Но молитва Иисусова не является привилегией только монашествующих, а предназначена для всех христиан. Таким образом, нам необходимо знать эту молитвенную традицию, которая называется упражнением в молитве Иисусовой, чтобы и " наша радость была совершенной " . Молитва Иисусова Вот слова молитвы Иисусовой: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " . Употребляется также более короткая форма: " Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя " . Епископ-мученик Игнатий непрестанно повторял имя Иисуса. Молитва Иисусова также предназначена для беспрерывного произношения. Так осуществляется прямой призыв апостола: " Непрестанно молитесь " (1Фес.5:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

3. 1Фес. 5, 15 : Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. 4. Еф. 4, 26 : Солнце да не зайдет во гневе вашем. 5. Гал. 5, 15 : Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 6. Притч. 24, 17 : Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. 7. Притч. 12, 28 : Путие злопомнящих – в смерть. 8. Притч. 21, 24 : Иже памятозлобствует – беззаконен. 9. Притч. 14, 15 : Незлобивый веру емлет всякому словеси 39 . 10. Притч. 1, 22 : Елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся. 11. Сир. 28, 2 : Прости ближнему твою обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. 12. Свт. Василий Василий: Не должно допускать, чтобы во гневе на брата зашло солнце ( Еф. 4, 26 ), чтобы ночь встала между вами и дала повод для неумолимого осуждения в день Суда. 13. Свт. Григорий Богослов : Кто далек от зла, тот менее всего подозревает зло. 14. Злому очень легко обвинить и доброго, а доброму трудно обвинить и злого. Кто не расположен ко злу, тот не способен и к подозрению. 15. Никто злом зло не исцелит, но только добром. 16. Свт. Иоанн Златоуст : Когда поймем, что пострадали от сорабов, вспомним, и что сами сотворили пред Владыкой, и тогда страхом своих грехов сможем быстро избавиться от ярости на чужие прегрешения. 17. Если должно вспоминать о согрешениях, то лишь только о своих. Если же о своих будем помнить, то никогда чужих не будем обдумывать. 18. Если оставите врагам вашим, то отпустится и вам. Оставь рабам прегрешения, чтобы принять Господнее оставление прегрешений. Если же много согрешил, то насколько больше оставишь [другим], настолько большее получишь оставление. Ради этого мы были научены говорить: «Остави нам… как и мы оставляем ( Мф. 6, 12 ), чтобы мы научились, что мера оставления нам от нас же первое получает начало. Так что насколько больше враг [твой] действует против тебя, настолько больше тебе благотворит. Итак, поспешим и поторопимся примириться с опечалившим нас, справедливо или несправедливо гневаемся. Ибо если примиришься здесь, то избавишься от Суда там. Если же смерть, придя, наступит посреди оставшейся вражды, то на будущий Страшный Суд необходимо быть введенным по справедливости, и последнее осуждение получишь по решению Судии всех земных, и оба примете неотвратимое возмездие: кто несправедливо гневался – из-за того, что несправедливо, и кто справедливо гневался – из-за того, что справедливо памятозлобствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010