Ранняя христианская гимнография. История церковной музыки и песнопений начинается с самого основания Церкви. Истоки этой истории находят в ветхозаветном богослужении (прежде всего – в пении текстов Псалтири, принятом в иудейской религиозной общине). По модели библейских псалмов были составлены более 30 «благодарственных гимнов» в Кумранской общине; кроме того, здесь были найдены порядка 15 апокрифических псалмов, часть которых впоследствии вошла в христианские переводы Библии (например: Пс. 151 ; Сир. 51:13–30 ). Что имел в виду апостол Павел под словами «духовная песня», когда советовал христианам Эфеса «вразумлять друг друга» «псалмами, славословиями и духовными песнями» (ψαλμος κα μνοις κα δας πνευματικας), и как эти произведения выделялись из ряда молитв, благословений, славословий и вероисповедных формул 1042 , сказать сложно. Однако сам факт использования первыми христианами в своем богослужении гимнов фиксируется не только христианскими, но и языческими источниками (в частности, Плинием Младшим 1043 ). Новый завет дает некоторые основания для предположений о том, что в раннехристианском богослужении использовались Псалтирь (см., например: 1Кор. 14:26 ; Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ) и иные ветхозаветные тексты гимнографического характера (см.: Апок. 4:8; 5:12; 15:3–4 ). Предполагается, что литургическое значение могли иметь некоторые произведения межзаветной литературы: 18 «псалмов Соломона» (1 в. до н.э.), написанных на еврейском языке, но сохранившихся только в греческом и сирийском переводах (они включены в Александрийский кодекс Библии сер. 5 в.); широко распространенные «оды Соломона» (1 – н. 2 в.), сохранившиеся в сирийском, греческом и коптском переводах. Некоторые гимны введены в апокрифические «Деяния апостолов» 2–3 вв. («хороводная песнь» в «Деяниях Иоанна», «песнь о Невесте» и «песнь о Жемчужине» в «Деяниях Фомы» и др.) и некоторые другие памятники. Дискутируется вопрос о литургическом характере и времени введения в литургический обиход поэтических фрагментов Нового завета ( Ин. 1:1–18 ; 1Пет. 3:18–22 ; 1Тим. 3:16 ; 2Тим. 2:11–13 ; Флп. 2:6–11 ; Кол. 1:15–20 ; Евр. 1:3 ; Тит. 3:4–7 ; Еф. 5:14 ), в том числе – заимствованных из Ветхого завета или построенных на ветхозаветных аллюзиях (например: 1Пет. 2:6–8 ; Еф. 5:14 ), известных гимнов из Евангелия от Луки – песней Богородицы («Величит душа Моя Господа» – Лк. 1:46–55 ), Захарии («Благословен Господь Бог Израилев» – Лк. 1:68–79 ) и Симеона («Ныне отпущаеши» – Лк. 2:29–32 ), а также ангельского славословия «Слава в вышних Богу» ( Лк. 2:14 ) 1044 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Иисус Христос, чему учил других, то в совершенной точности исполнял и Сам, так что Своим врагам мог говорить: «кто от вас обличает Мя о гресе» ( Ин.8:46 )? – и о Своей ревности к исполнению воли Божией свидетельствовал: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дело Его» ( Ин.4:34 ). Он был чужд всякого лицемерия и всякого греха, как учит Св. Апостол: «Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше» ( 1Пет.2:22–23 ). Неоднократно указывал ученикам на дела Свои, как на образец для них: ( Ин.13:15 ) «образ дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите;» – ( Мф.11:29 ) «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Слч. 16:24; Ин.15:10 ). – Так смотрели на жизнь Иисуса Христа и Апостолы. Св. Иоанн говорит: «о сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи: и мы должни есмы по братии души полагати» ( 1Ин.3:16 ). Апостол Пётр учит: «на сие и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Апостол Павел пишет: «молю вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу» ( 1Кор.4:16 ). в) Особенно показывал ревность Свою Иисус Христос, твёрдо и неустрашимо всегда проповедуя Своё учение. Пророк Исаия от лица обетованного Спасителя предрекал: «положи уста Моя, яко меч остр, и положи Мя, яко стрелу избранну» ( Ис.49:2 ). «Положих лице Свое, аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя: кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне. Се Господь поможет Ми ( Ис.50:7–9 ). Иисуса Христа таким изображает и Евангельская история. Он, хотя был кроток и смирен, но, когда нужно было, строго и неустрашимо изобличал заблуждения и пороки: видим, напр., как Он восставал против книжников и фарисеев лицемеров (Мф. гл. 23.); как Он ревновал по святости дома Божия, когда входил в него, и изгонял производивших во храме торг ( Ин.2:14–16 ), о чем было предсказано: «ревность дому Твоего снеде Мя» ( Пс.68:10 ). И самые враги Иисуса, искавшие погибели Его, свидетельствовали о истине, хотя и злонамеренно: «Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию во-истмнну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком» ( Мф.22:16 ). Наконец Иисус Христос утвердил и запечатлел Своё Божественное учение смертью. Он свидетельствовал о истине пред первосвященниками и старейшинами Иудейскими ( Лк.22:69–70 ; Ин.18:20–21 ), и пред Пилатом говорил: «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину» ( Ин.18:37 ). Поэтому Апостол Павел говорит: «завещаваю ти пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание» ( 1Тим.6:13 ); и в откровении Св. Иоанна Иисус Христос называется свидетелем верным и истинным ( Откр.1:5, 3:14 ). Чудотворения Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Мих.3:5, 10–11 осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд; справедливая плата за труд священника этим местом не воспрещается (см. 1Кор.9:7, 11, 14 . 2Кор.11:8 . Гал.6:6 ). В Мал.1:6–2:9 осуждаются ветхозаветные пастыри и пасомые за небрежное отношение к алтарю Господню. Высказанные здесь ветхозаветным пастырям предсказания Господни уже сбылись; храмовая молитва совершается теперь не в одном Иерусалиме, но на всяком месте (1, 11); кровавые жертвы прекратились, и этим «плечо» у иудейских священников отнято (2, 3): иудейские пастыри вместе со всеми иудеями находятся теперь в пренебрежении у всех народов (2, 9). Называя самозваных пресвитеров штундистских «старшими братьями», сектанты, на основании 1Пет.5:3 , делают упрек, православным пастырям за их начальственное положение. Упрек этот не уместен, так как сам апостол, похваляет «достойно начальствующих пресвитеров» ( 1Тим.5:17 ). Заповедуя пастырям, чтобы они с своей стороны не допускали недостойного господствования над пасомыми, которое может подавлять последних, сам Апостол от пасомых тут же требует, чтобы они «повиновались» пастырям ( 1Пет.5:5 . Евр.13:17 ). § 14. Чествование тварей Истинному богопоклонению не препятствует правильное чествование творений Бога: само Св. Писание дает примеры чествования св. ангелов ( Нав.5:14 ), св. людей ( 4Цар.2:15 ), свящ. мест ( Исх.3:5 ; Нав.5:15 ; Деян.7:33 ), свящ. предметов ( Числ.10:35, 36 . Евр.11:21 ). При чествовании тварей мы чествуем и покланяемся собственно силе Божией, которая проявилась в этих – св. личностях ( 2Пет.1:4 ; 2Фес.1:10 ) и свящ. предметах ( Мк.5:27–30 ; Деян.19:11, 12 ). Но самое чествование и поклонение должны мы воздавать Господу и тварям не одинаково: как выразил это VII вселенский собор отцов Церкви, Господа мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству» (λατρεα – напр. Рим.1:9, 14 ), а тварей – «почитательным поклонением» τιμητικ προσκνησις – Евр.11:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Дети мои, пишет апостол Иоанн, станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). На этом основании Апостолы призывают христиан к самым разнообразным делам благотворения, как в отношении к телу, так особенно в отношении к душе. Обративший грешника от ложного пути его спасет, по словам апостола Иакова, душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 . Сравн. Гал.6:1 ). Самою ближайшею сферою благотворения должна быть, по учению Апостолов, семья. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, говорит апостол Павел, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). Исполнивши долг любви в своей семье, христианин должен, по учению Апостолов, помогать, насколько может, как членам своей церковной общины, так равно и членам других общин. Дело служения сего, говорит апостол Павел, не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми ( 2Кор.9:12–13 ). Помимо наставлений общих, ко всем христианам относящихся, Апостолы дают наставления отдельные, относящиеся к лицам разных званий, состояний и положений. Взаимные отношения христианских супругов должны определяться, по учению апостола Павла, так: Жены, говорит он, повинуйтесь мужьям своим как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:22–23, 25 . 1Пет.3:1–7 ). Детям внушает тот же апостол повиноваться своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость ( Еф.6:1 ), а родителям – не раздражать чад своих, но воспитывать в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Христианскому гражданину внушается быть покорным всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро ( 1Пет.2:13–14 . Сравн. Рим.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь:    «Если бы мы или даже Ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (т. е. да будет отсечен от Церкви) (Гал. 1:8, 9). Поэтому «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Господь хвалит Ангела (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает Ангелов (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению Валаама и пророчицы Иезевели, которые вводят в заблуждение верующих (Откр. 2:6, 14, 20).    Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину:    «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес. 2:10-12). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:1, 2). «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины... Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне» (2Тим. 2:16-19). «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим. 4:3, 4). Жизнь Церкви — возрастание в любви    Церковь — общество, построенное на любви, царство любви. Тексты об этом: Мф. 22:39, 40, Ин. 14:15, Ин. 15:12, 1Ин. 3:1, Иак. 2:14-26, Деян. 4:32-35, 1Пет. 4:8, 1Ин. 2:5, 1Ин. 3:16-18, 1Ин. 4:7, 8, 1Ин. 4:17-21, 1Ин. 1:2, 1Ин. 2:25, 1Ин. 3:14, 1Ин. 5:2, 3, 2Ин. 1:6, 1Кор. 13:1, 2, 1Кор. 14:1-8.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Как мы уже имели случай в своем месте упоминать, Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Вскоре после начала Его проповеди оказалось, что «люди более возлюбили тьму нежели свет»( Ин.3:19 ). Жестокие словесные схватки с не понимавшими Христа иудеями закончились тем, что «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). Неприятие Христа, враждебная конфронтация окружавшей Его среды проявились в конечном итоге в том, что Он был предан, схвачен, осужден и распят. Казалось бы, победное воскресение Христа Спасителя, исполнение Его обетования о ниспослании Святого Духа и блестящие успехи первичной апостольской проповеди ( Деян.2:41, 47 ) давали основания надеяться на то, что противление мира свету христианского благовестия имеет сугубо временный характер, и что в течение немногих лет исполнятся слова пророка: «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). Некоторые места посланий позволяют предполагать наличие у апостолов такого оптимизма ( Ин.5:4 ; 1Кор.15:51 ), соединенного с их эсхатологическими ожиданиями ( 1Сол.4:15–17 ; Откр.22:20 ). Однако очень скоро стало очевидным фактом не только решительное неприятие благовестия большинством иудеев и медленное проникновение его в языческую среду, но и ожесточенное противление ему со стороны большей части общества (гонения, преследования). Более того, среди самих христиан наблюдались и болезненно переживались греховные падения ( 1Кор.5:1–6 ), взаимные распри ( Деян.15:37–39 ; Иак.2:1–63 ; Гал.2:11–14 ) и даже отступничество ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.4:10, 14–16 ). Несомненно, как у апостолов, так и у других христиан всплывали в памяти слова Христа, предупреждающие их о предстоящей тяжкой борьбе со злом, как вне, так и внутри Церкви ( Ин.16:2, 33, 17:14 ; Мф.10:16–28 ). Отсюда далекие от всякого внешнего оптимизма увещания к терпению ( 1Кор.15:58 ; 2Кор.4:16–18 ; 2Тим.2:3, 12 ), постоянные, перемежаемые обличениями убеждения соблюдать чистоту нравов ( Иак.1:22–26, 2:14–26, 4:1–11 ; 2Пет.2 ; Иуд.3–20 ; 1Кор.5:6:1–10 ; 2Кор.6:14–18 и мн. др.) и, наконец, прямые предсказания предстоящих внешних страданий, а также тяжких внутренних падений и отпадений( 1Пет.5:6–10 ; 2Пет.3:3–4 ; 1Ин.2:18–19 ; 2Сол.2:1–12 ; 2Тим.3:1–9, 12–13 ). Началась длительная и продолжающаяся и поныне борьба света с тьмою в мире и в каждом человеке; христианская Церковь в целом и каждый ее верный член в частности стали считаться с тем, что «последнее время» ( 1Ин.2:18 ) исчисляется не годами и даже не десятками, а многими сотнями, может быть, и тысячами лет, но борьба от этого не стала менее тяжелой и напряженной, скорее наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Из главенствующей в сатанинских глубинах ада нечистой троицы, именно второй – диавол действует на земле и среди людей, пока прикровенно – в змие, Каине, иудеях ( Ин.8:14 ), Иуде Предателе ( Ин.6:70 и 13:2), в искусителе Христа ( Мф.4:1 сл. парал. Лк.) в пустыне и при страданиях ( Лк.4:13 ), Елиме волхве ( Деян.13:10 ), в распространении и усилении зла среди людей ( Мф.13:39 парал. Евр.2:14 , – 1Пет.5:8 др. мн.), в своих исчадиях ( 1Ин.3:8:10 ), антихристах ( 1Ин.2:18–24 , – 4:3, – 2Ин.7 ). Так дотоле, пока посеянные диаволом и растущие в хлебе (пшенице) плевелы вместе с ним не созреют «до жатвы» ( Мф.13:24–30, 36–43 ). Как первое пришествие Христа было, когда грех стал крайне грешен, а благодать стала преизбыточествовать, так и второе явление Спасителя в пришествие антихриста ожидают окончательной зрелости добра и зла, для последней и решительной борьбы их между собою. И как «явление Христа Бог откроет в свое время» ( 1Тим.6:14–15 ср. Деян.1:6–7 ), так и антихриста ждет «его время», когда, наконец, «сатанинскае глубины ада» и сам «сатана» престанут держать его у себя, и он явится творить свое диавольское дело открыто и самолично (ср. Откр.20:7–10 ). «И тогда откроется человек беззакония (греха, – беззаконник), коего присутствие (пришествие) будет no действию сатаны в проч. Человек беззакония: в противоположность Богочеловеку – сатаночеловек. По мнению некоторых, он также родится и также от девы, но не Пресвятой и Безневестной, а от Блудницы (даже 12 дев-блудниц!), притом блудной в развратной не по слабости, а по принципу, по отрицанию брака и возведению разврата в догму (хлысты, скопцы др.). Так получается полная и открытая противоположность антихриста Христу. И если «антихрист во всем хочет уподобиться Сыну Божию», (Ипполит) и «мирообольститель явится как Сын Божий и сотворит знамения и чудеса» (Учение 12 апост. XVI. 4), то это уподобление должно понимать как противоподобие жизни, учению и делам Христа. «И тогда (в «свое время», когда «(со)держащее» – сатанинские глубины ада, и («содержащий» – сам Сатана, «будет от среды» отстранены, перестанут (со)держать у себя антихриста) откроется беззаконник (человек беззакония или греха, – возводящий грех и беззаконие в догму), коего Господь Иисус уничтожит (так что «был и нет и в погибель отойдет...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Петр Иисуса Христа, кровью Которого искупляются верующие, называет непорочным и пречистым агнцем, предназначенным еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ), а ап. Павел домостроительство спасения называет тайной, сокровенной от вечности в Боге ( Еф.3:9 ), и об уверовавших во Христа учит, что Бог от начала через освящение Духа и веру истине избрал их ко спасению ( 2Сол. 2:13 ), что прежде создания мира предопределил Он усыновить их Себе через Иисуса Христа ( Еф.1:4–5 ) и что для этого дарована им благодать во Христе Иисусе прежде вековых времен ( 2Тим. 1:9 ). В чем же, по учению Откровения, заключалось то побуждение, которое подвинуло Бога к предвечному предопределению и предначертанию будущего домостроительства спасения падших людей? Оно заключалось не в чем ином, как в одной к людям любви Божией, о чем засвидетельствовал Сам Христос, уча о Боге, что Он тако возлюби мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ), а также прямо и ясно учили апостолы Иоанн и Павел, указывая на любовь, как на главное и единственное побуждение, предрасположившее Бога ко спасению людей через Своего Сына ( 1Ин. 4:9–10 ; Еф. 2:4 ). Понятно поэтому, что предвечное определение Божие о домостроительстве спасения обнимало собой всех людей, или имело своею целью всем предоставить возможность спастись, что подтверждается и прямым свидетельством Откровения о том, что Бог не хочет погибели ни одному грешнику ( Иез.33:11 ), а всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим. 2:4 ), почему и долготершт на нас, не хотя да кто погибнет, но да вей в покаяние приидут ( 2Пет. 3:9 ), и Христос, пришед в мир призвать к покаянию не праведников, а грешников ( Лк.5:32 ), предал Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:6 ), за всех вкусил смерть ( Евр.2:9 ), или умер ( 2Кор. 5:14 ), и стал умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ). Но для спасения наделенного Богом свободной волей человека, по учению Откровения, недостаточно одного на то соизволения Божия, а требуется и со стороны самого человека и согласие, и живое участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

16. Кто предусматривает или знает предварительно о гонениях своих ( Деян.14:22 сл.), тот менее и страшится их, и менее смущается мыслью о тягости их ( 1Пет.4:12 ). 22. Кому дает Бог радость спасения, тот, подкрепляемый владычественным Духом Божиим научает беззаконных путям Его, и грешники обращаются к Нему ( Пс.50:14, 15 ). 23–25. Живущий под кровом Всевышнего, в тени Всемогущего почивает ( Пс.90:1 ); не Допустится до него зло, и удар не достигнет до него ( Пс.90:10 ). 26–27. Обращающийся к Богу грешник не вдруг во всех добрых находит себе друзей, ибо они не верят обращению его; но кто узнает в нем Божию благодать, тот знакомит его со святыми. 31. Церковь Христова растет содействием Святаго Духа ( Деян.11:21, 23 ). Вера есть дар Святого Духа ( 1Кор.12:9 ). Страх Господень или любовь к Богу и человекам есть Божий дар ( Сир.1:13, 18 ). 37. Для грешного тела и по смерти нужно водное очищение или омовение. 39. Мудрость женского рукоделия есть Божие дарование ( Исх.35:35 ). Гл.10. Ст. 1–2. Когда язычники, не имеющие закона (Моисеева) по природе законное делают, то они, не имея закона, сами себе закон ( Рим.2:14 ). 4. Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде, приятен Ему ( Деян.10:35 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их несчастии, и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак.1:27 ). 4, 6. Добрые дела приятны Богу, но без веры во Христа никто не увидит царствия Божия ( Деян.4:12 ). 10, 17. Видение в духе, являемое во время молитвы ( Деян.10:9 ; Лк.1:9, 13 ), походит на исступление; здесь уже не действуют телесные чувства, но происходит одно созерцание духовных предметов в образах ( Деян.10:11–16 ). Видение видят в исступлении ( Деян.11:4 ; Лк.1:13 сл.). 15. Всякое творение Божие хорошо, и ничто не гнусно, если приемлется с благодарением; поскольку освящается словом Божиим и (или) молитвой ( 1Тим.4:4–5 ). Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что из уст исходит, оскверняет человека ( Мф.15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010