1, p. 8: 52 Courtonne; PG 32, 228 A. 1697. Свт. Григорий Богослов. Слово III к призвавшим и не встретившим, 1//SC 247, p. 242: 5 Bernardi; PG 35, 517 A 8 (θεοποιν относится к ρημα). 1698. Пс. 45, 11. 1699. ποδηγς, букв. «стоповодитель»; в PGL только однокоренные слова, но слово, хотя и редкое, не является неологизмом: его можно найти у древних поэтов и ряда церковных писателей (преимущественно Феодорита). 1700. Прп. Исаак Сирин. Слова, I, 34//P. 152 Spetsieris; по рус. пер. слово 41, с. 174. 1701. Там же, I, 85//P. 339 Spetsieris; по рус. пер. слово 21, с. 94: «безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения». 1702. Пс. 79, 19. 1703. Пс. 118, 175. 1704. Это слово несколько раз встречается в трактате, но каждый раз приходится переводить его по контексту. Буквально оно означает «слитие», «слитность», подразумевается «с миром». Так, в одной из употребительных утренних молитв (седьмой, ко Пресвятой Богородице) оно встречается в выражении «мирскаго мя превышше слития сотвори». 1705. См.: 1Тим. 5, 6. 1706. Мф. 8, 22. 1707. Ср.: Ин. 14, 17. 1708. Ин. 17, 3. 1709. 8-й член//P. 57 Alberigo-Ritt er; Mansi 3, 565. 1710. См.: Деян. 1, 4. 13–14. 1711. Ср.: Флп. 2, 15. 1712. Ср.: Мф. 5, 13. 1713. Пс. 54, 8. 1714. Пс. 54, 9. 1715. Пс. 54, 8. 1716. Пс. 18, 14–15. 1717. Пс. 18, 15. 1718. Пс. 54, 9. 1719. Ср.: Рим. 10, 17. 1720. См.: Исх. 33, 20–23. Каллист развивает здесь толкование, ставшее классическим со времени свт. Григория Богослова (Слово XXVIII о богословии, 3//P. 66 Barbel; SC 250, p. 104 Gallay; PG 36, 29 A) и свт. Григория Нисского (О жизни Моисея, II//SC 1 ter, § 220–251 Danielou; Vol. VII/1, p. 110: 16 – 121: 3 Musurillo; PG 44, 400 C – 408 D). См. также: Danielou 1950, 197. 1721. Пс. 33, 6. 1722. Так в подлиннике (ошибочно). Аналогичные неточности встречаются в трактате неоднократно 1723. Ос. 10, 12. 1724. Ср.: 1Кор. 15, 31. 1725. Ср.: Пс. 136, 9. 1726. Там же. 1727. Там же. 1728. Ср.: Пс. 83, 6. 1729. Евр. 12, 14. 1730. Букв. «беззаботного досуга», μερμν σχολ.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

552:10–18. Сказав о чадородии как назначении брака и приведши слова Ап. Павла 1Тим.5:14–15 , продолжает: «да, вполне допускает и одной жены мужа, будет ли то пресвитер, или диакон, или мирянин, находящийся в браке безукоризненно. Но спасется (жена) через чадородие»… IV. 20. 62:13–20: «Освящается брак, по Слову совершаемый, если супружество подчиняется Богу и устроится с истинным сердцем в удостоверении веры 1Тим.4:5 ; Евр.10:22–23 . Ib. 28 у мужа и жены одна… цель и одно стремление… 622:1–2 в качестве помощницы, по Писанию, жена. Григорий Богослов Orat. 37 In Matth. XIX 1–12 с.5: Христос называется «Создателем супружества» Migne 36. 288. с. Русс. III, 179. Если ты еще не сопрягся плотью, не страшись вступления в брак: ты чист и после брака… Христос чудодействует на браке и чтит супружество своим присутствием. Orat. 40 In sanctum baptisma с. 18 Migne 36. 381. b. Рус. III. 238. «Она (Горгония) не отлучилась от Духа от того, что сочеталась с плотью, и не забыла о первой Главе от признания главою мужа, но, послужив миру и природе в немногом и сколько сего требовал закон плоти, или, лучше сказать, Тот, Кто дал такой закон плоти... Мало того: самый плод тела, т. е. детей и внучат своих она соделала плодами Духа… и супружество соделала похвальным» Or. VIII. In Laud. Gorg. с. 8. Migne 35. 797 а-с. Рус. I. 221–222. Златоуст (цитаты без названия сочинении Златоуста и Августина заимствуются из index’ob Монфокона): Брак есть благо, 1. 350 с VI. 192 c-d, – установлен Богом 1. 279. а, – союз, Богом определенный, – разврат (πορνεα) служит его разрешением и разрушением In Colos. Hom. XII, – дан ради чадородия, а еще более для угашения разжигания природы и к обузданию плоти и блуда 1. 345. е. VI. 189. е. De virg. с. XIX, – дело законное 1. 46. b, – брачное соитие есть дело честное перед Богом, а совершаемое только ради похоти подвергается смерти In Hebr.13,4 Hom. XLVIII, – не должен подвергаться порицанию III. 210. b-c, – не препятствует добродетели и достижению царства небесного VI. 159. d-e, и неба, в противном случае Бог не сотворил бы жену и не назвал бы ее помощницею In Matth. Hom. XXVI, – в нем нет никакой нечистоты (против Манихеев) I.344. с., – в Евр. 12под γιασμς – святостью, без коей никто не увидит Господа, разумеет брачное целомудрие – если кто находится вне брака, да пребывает, говорит апостол, чистым, или пусть вступает в брак; а если находится в браке, пусть не развратничает, но да сожительствует, со своею собственною женою. Ведь и это – святость. Не брак – святость, но брак сохраняет святость веры, не позволяя иметь дело с блудницею, ибо брак честен, но не свят, – брак чист, однакож не сообщает и освящения (ο μντοι κα γιοσνην παρχει) In Hebr. cap. XII Hom. XXX. t. XII. 339–400.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И посему им надо потами и трудами наравне с пресвитерами стойко держаться добродетели и вместе с ними усиленно подвизаться. " Ибо служивши добре " , говорит Апостол Павел, " степень себе добр снискают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе " (1Тим.3:13). Те же, кто сверх благодати священства, получили, в свой удел лечить человеческие мысли и душевные недуги, и прияли от Христа власть разрешать и связывать грехи, чем в большем нуждаются старании и в потах и трудах для стяжания добродетели, тем и большего удостоятся дара и славы И поэтому они должны проявлять постоянный тщательный интерес к изучению священных и божественных канонов, так чтобы не дерзать предпринимать что-либо вопреки или помимо их, но старались бы заботиться о душах человеческих согласно их предписаниям. Прежде же всего, священник должен быть безупречный труженик, представляющий собою добрый пример для других, готовый научить, страннолюбивый, приветливый утешитель скорбящих, всегда готовый найти слово утешения, помогающий нуждающимся, обуздывающий богатых, не пьяница, т.е. - не буян - согласно увещанию божественного Павла - не задорный, не корыстолюбивый, но тихий, миролюбивый, с кротостью наставляющий противников: не дает ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (1Тим.3:4; 2Тим.2:25). Так во всем поступая, возлюбленные, вы спасете и самих себя и слушающих вас. Молитесь же и о нас, дабы изо дня в день шли вперед наши дела в преуспеянии (проповеди) Евангелия Христова, и как это приличествует, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя Веры Иисуса Христа (Евр.12:1), чтобы мы, и пастыри и паства, удостоились райской обитали в Самом Христе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Примечания: 1. Epistola III. Migne P. Gr. t. 150, col. 320-349. 2. Латин. перевод всюду вместо " наше " говорит " ваше " . 3. " То Запигон " - " искорка " , " зачаток " . 4. Греч. " омодиастой гегонотес " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/542/...

3) служить им хорошим примером; 4) охранять их от соблазнов, дурных примеров и привычек. 538. Кого мы должны еще почитать кроме родителей? Кроме своих родителей мы должны еще почитать: 1) представителей государственной и церковной власти, в особенности главу государства и своего епископа; 2) своих священников и учителей; 3) крестных родителей, опекунов и благотворителей; 4) работодателей и своих начальников по службе; 5) всех старых людей. 539. Почему мы называем священников духовными отцами? Мы называем священников духовными отцами потому, что они нас ведут к духовной жизни и заботятся о нашем спасении, как наши собственные родители. Пояснения: I. Родителей своих не любит тот, кто им возражает, приносит им скорбь и страдание, желает им зла, говорит о них свысока, стыдится их или плохо с ними обращается. II. Проступки против родителей являются большим грехом, и в Ветхом Завете некоторые из них карались смертью ( Исх.21:17 ). III. Служащие должны быть преданы своим предприятиям, в которых они работают; обязанностью же заведующих предприятиями и вообще всех работодателей является выплачивать своим служащим справедливую заработную плату и заботиться об их телесном и душевном благе. IV. Святой Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» ( Евр.13:17 ). V. Тот же апостол пишет своему ученику Тимофею (которого назначил епископом): «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» ( 1Тим.5:1–2 ). VI. «Пред лицом седого вставай и уважай лицо (т. е. личность) старца» ( Лев.19:32 ). VII. Что людей, которые заботятся о нашем благополучии, следует почитать, как родителей, видно на примере Самого Христа: хотя святой Иосиф не был Его отцом, несмотря на это Господь Иисус Христос «был в повиновении у него» ( Лк.2:51 ). VIII. Святой Павел говорит, что каждый должен повиноваться высшей власти, потому что «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим.13:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). IV. В Первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим.2:4 ), сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В Пс.18говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит ( Рим.1:20 ). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам Сам Бог , и то тем, что Он о Себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал Свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его. 7. Через кого дал Бог людям Свое откровение? Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов. Пояснение: Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). 8. Необходимо ли людям Божие откровение?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Лк. 24:53 . «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Ср.: Деян. 20:7 .» Что значит «праздновать»? – спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский, и отвечает: «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда и плоти и собирает силы для работных дней жнзни» (Слово III, 19:3), – а потом «день, освященный для праздника, (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежать Богу и Его храму» (Слово IV, 7). И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники: Кол. 2:16 . «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. » 32. Об отмене субботы и праздновании воскресного дня Суббота была праздником для евреев во времена ветхозаветные; в Новом же Завете воскресением Иисуса Христа указан иной день для служения Богу. Это тот день, в который воскрес Христос. Сам Господь Иисус Христос сказал в этот день ученикам Своим: «Радуйтесь» ( Мф. 28:9 ). В этот день Он преподал им мир (Лк. 24и др.). Кто же отменил субботу как праздник для народа? Сам Господь Христос. Он, называя Себя Господином, Сам нарушал субботу ( Мф. 12:8 ; Ин. 5:16–18 ) и учеников оправдывал, когда и они, по примеру Его, нарушали ее ( Мф. 12:1–14 ). Поэтому в новозаветное время для христиан суббота не праздник. Чему радовались апостолы, когда узнали воскресшего Учителя? Конечно, тому, что Он воскрес, что Он снова с ними. Воскресение Господа наполнило их сердца радостью, и этой радости никто уже не мог отнять у них ( Ин. 16:22 ). Понятно, что радость эта должна была с особой силой пробуждаться в сердцах верующих в памятный день воскресения Исуса Христа. Посему и установилось в Церкви празднование воскресного дня. Прискорбно только, что некоторые члены ее, по обольщению «лжесловесников» ( 1Тим. 4:2 ), не хотят почтить Воскресшего с день Его воскресения, а вместе с врагами Его, иудеями, празднуют день их – субботу. Суббота дана была только для евреев, в их роды ( Исх. 31:16 ), т. е. пока они останутся евреями; а для тех, кто ожидал покоя Христова, определен был еще иной день ( Евр. 4:7 ), – именно тот день, в который «камень (т. е. Иисус Христос), отверженный строителями, соделался главою угла» ( Пс. 117:22 ). А это случилось в день воскресения Господа; Он в субботу был отвержен, Его охраняла стража ( Мф. 27:63–66 ). В первый же день недели, в день воскресный, Он сверг камень со гроба, поверг в прах стражу и явился во славе Своей, как Бог, как Владыка жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Евр.11:25 ); также: приидите насладитеся ( πολαυ’εσθιε), ихже уготовах вам почестей и венцов нёбесных. Правильно нужно было бы перевести ( 1Тим.2:17 ): для владения, пользования, или для жизни. Ср. проф. M. И. Орлов цит. ст. стр. 488, примеч. 10. 2455 Мф.25:34–35 . – «Чтобы доказать, – говорит св. Епифаний К., – что ублажение нищих по природе не противно ублажению нищих духом, которые, хотя приобретают что-нибудь правильным образом, но пищи по смиренномудрию, Он так говорит: « взалкахся, и дасте ми ясти: возжадахся, и напоисте мя» ( Мф.25:35 ); потом говорит, что они делали сие «от имений своих».Т. XLII, col. 156. Advcrs. Manichaeos (Heres. LXVI. c. 80). 2467 Ср. Василий B. Regillae fusius tract. Inter. CCLVI, col. 1253BC. И. Кассиан. Collat. XVI, c. XIV, col. 1028–1029B. Collat. XXIV, c. XXVI, col. 1320C– 1323A. 2498 Аскетическое истолкование данного места находим, напр., у преподоб. Исаака С. Λ. LXXXV, σ. 487–488. 2509 Максим И. De charitate. IV, 91 col. 1069GD. Cnfr. II, 75, col. 1008С; § 76, col. 1008CD–1009A; III, l·, col. 1017B. 2510 Ерм. Pastor. Lib. I, Vis. III, c. I. MSG. " T. II, col. 893–894. Cp. Sim. X, c. IV, col. 1011–1012. 2511 Hi sunt habentes quidem fidem, habentes autem et divitias hujus saeculi. Cum ergo venerit tribulatio, propter divitias suas et negotiationes abnegant Dominam, col. 904–905. 2518 Homil. in Genes. H. XXVIII, c. VI. T. LIII, col. 259. Cp. Авва Исаия. Or. XXI, c. V, col. 1161C. De compunctione animi. T. I, p. 31. 2521 Ibid. col. 343. Cp. Нил Син. De voluntaria paupertate, c. IX, col. 981 AB. Sermo ascet c. VI, col. 725AB. 2524 De poenitentia c. III. T. XLIX, col. 303. Cp. Климент A. Str,om. lib. VII. c. 12. T. IX, col. 5122В. Cnfr. col. 504A. 2530 Бл. Августин. Confessionum, lib. X. c. XXXIV. n. 53. T. XXXII. col. 801. Cnfr. lib. TI. c. II. n. 10. col. 679. Читать далее Источник: Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина : в 2 книгах. 1907./Книга вторая: Опыт систематического раскрытия вопроса. - СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. 1907. – 693 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Таково же учение и апостолов о духовности Божества. Ап. Павел, например, говорит: «Господь же Дух есть; а идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ). Соединением мысли о духе с мыслию о свободе ясно показывается, что Бог есть Существо личное, свободно-разумное. Та же мысль преподается апостолами, когда Он называется ими Отцом духов ( Евр.12:9 ), невидимым, единым, имеющим бессмертие ( 1Тим.6:16 ), а также, когда говорят о его разуме, воле, любви и других свойствах, принадлежащих только личному духу. Свойства существа Божия как Духа Понятие о духовных свойствах Божиих может быть составлено на основании наблюдения над природою человеческого духа, сотворенного по образу Божию. Существенные свойства, характеризующие духовно-личное бытие в конечных разумно-свободных существах, суть: разум, воля и чувство. С этих же сторон, конечно, соответственно с бесконечностию природы Божией, можно рассматривать и проявления Духа Божественного, тем более, что с этих же сторон Он, как Дух, изображается и в Откровении. Следовательно, свойства Бога, как Существа духовного, могут быть подразделены на свойства: I – разума Божия, II – воли Божией и III – чувства или чувствования Божия. Разум Божий и его свойства Бог обладает совершеннейшим разумом. Откровение называет Его «Богом разумов» ( 1Цар.2:3 ), утверждает, что «разума Его несть числа» ( Пс.146:5 ), т.е. что разум Его непостижим. Он есть начало разума и ведения существа сотворенных: «Господь дает премудрость, и от Лица Его познание и разум» ( Притч.2:6 ). Ап. Павел говорит: «Кто бо разуме ум Господень» ( Рим.11:34 ). В Боге «глубина премудрости и разума», т.е. ведения ( Рим.11:33 ). Разумность нашего духа, имеющего образ Божий, выражается в том, что он познает самого себя и окружающую его действительность; приобретая эти познания, человек разумно пользуется ими для достижения своих разумных целей, целесообразно использует свои знания, что может быть названо и обыкновенно называется мудростью; человеческому разуму, следовательно, свойственны: знание, или ведение, и мудрость. Такие же свойства усвояются Откровением и разуму Божию, только, конечно, в совершеннейшем виде: это 1) всеведение Божие и 2) премудрость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

1287 Марк Подвижник. Praecepta salutar. c. VIII, col. 1041B. Cp. E. Феофан. Цит. соч.: гнев «возникает от всего, что каким-нибудь образом тревожит ваше самолюбие». 1288 От гл. ρι’γομαι (Феодорит. Quaest. CXV In Genesin. Cp. Sufcerus. p. 504, V, или собст. оть гл. ργν (Исидор П. Lib. IV. Ер. CCXXIII. col. 1317В). В ряду восьми пороков страстная раздражительность встречается именно с этим названием большею частью как в Новом Завете (ср. Мк.3:5 . Иак.1:19 . Еф.4:31 . Кол.3:8 . 1Тим.2 (cp. Тит.1:7 ); в глагольной форме Мф.5:22, 18:34, 22:7 . Лк.14:21, 15:28 , Еф.4:26 ), так и в святоотеческой письменности (Евагрий П. De octo vitiosis cogitationibus ad Anatolium. c. I, col. 1272A; c. VI, col. 1273A. Cp. Capita practica ad Anatolium. c. XIV, col. 1225A. Нил C. De vitiis, quae opposita sunt virtutibus c. I, col. 1141 A. De octo spiritib. malitiae c. IX, col. 1153A. De diversis malignis cogitationibus c. I, col. 1201 A. И. Дамаскин. T. XCV, col. 80A. Ефрем С. T. III, p. 429B. Григорий H. De virginitate, c. XV. T. XLVI, col. 385В и др. И Златоуст. In laude. S. Pauli apost. Homil. VI. T. L, col. 508 и мн. др.). Наряду с этим именем анализируемая страсть называется также еще θυμο’ς ( Лк.4:28 . Деяен.19:28. Гал.5:20 . Еф.4:31 . Кол.3:8 . Евр.9:27 , в форме множеств. числа – θυοι’ ( 2Кор.12:20 . Гал.5:20 ). Макарий E. Homil. XV. с. L., col. 609С. Исидор П. Epist. lib. IV, 223, col. 1317. ibid., 152, col. 1237. lib. V, 144, col. 1409B. Нил C. De octo spiritibus malitiae, c. IX, col. 1153. De octo vitiis, col. 1452D, 1453A. И. Златоуст. Lib. eit), πικρι’α (разогорчение) ( Еф.4:31 . Василий B. Regulae brevius tractatae. Interr. LV. T. XXXI, col. 1120), παροξυσμο’ς. Василий B. Loc. cit. И. Златоуст. In laude S. Pauli, loc. cit). μνις и κο’τος. (И. Дамаскин. De fide orthodoxa, lib. II. c. XVI, col. 933А).–В некоторых случаях θυμο’ς и ργη’ употребляются, по-видимому, безразлично, однако, при всем сходстве, они, очевидно, заключают в себе и различие, если они употребляются даже в Новом Завете раздельно, хотя и рядом, совместно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

lib. III, 20). И я вместе со св. отцом исповедую естественные беспорочные страсти, хотя бы это не нравилось мнительному и невежественному рецензенту Моск. Вед. Что в частности радости брачные – в нормальной благоустроенной семье – не от сатаны, как думает рецензент, а от Бога, не скверны, а непорочны, этому ясно учит слово Божие, учат и св. отцы. По словам апостола, брак честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ). Людей, воздерживающихся или учащих воздерживаться от брака, как от скверны, апостол называет сожжёнными в своей совести ( 1Тим.4:2 ). То же постановили и церковные каноны . «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Такожде и мирянин» (Ап. 51 и другие). Несомненно, я и мой рецензент смотрим на брак противоположно и один из нас достоин анафемы, но кто?!. Но ведь ударение не на словах естественные страсти, а на слове свобода, – я говорю о свободе естественных страстей, о свободе плоти, о свободе мирской жизни, даже о полной свободе. Это и возмущает моего рецензента. Объяснюсь. Свобода плоти может быть или нравственная свобода, т. е. свобода её от нравственного закона, разгул, распущенность, или свобода религиозная. Очевидно, что я говорю не о первой, так как я разумею целомудренную плоть я нравственную мирскую жизнь. Я различаю нравственность мирскую, земную, утилитарную, и нравственность духовную, христианскую. Первую я не высоко ставлю, но не называю её вместе с бл. Августином прикрытым пороком. Это есть подлинная нравственность. Она утверждается на природе. «Язычники по природе законное делают». На каких же природных свойствах утверждается утилитарная мораль – на инстинкте самосохранения, или на социальном инстинкте – семейном, общественном? Я говорю последнее – и это так просто и невинно, что странно в этом оправдываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010