I. Лицо, к которому Павел писал Тимофей, один из апостольских сверстников. Имя его означает: честь Божия, или почитающий Бога, или любезный Богу. Рожден от отца родом грека и матери иудеяныни, в Листре городке Иконии ( Деян.16:1,2 ); мать имел Евникию и бабку Лоиду, коих непорочная вера похваляется от Павла во 2 Послании к Тимофею ( 2Тим.1:5 ). С младых лет изучил Священные Писания ( 2Тим.3:15 ); от Павла, в Листре пребывающего ( Деян.14 ), к вере во Христа приведен ( 1Тим.1:2 ; 2Тим.3:11 ). Когда Павел его нашел достойным и узнал, что он совершенную от Церкви похвалу заслуживает, то заблагорассудил его избрать себе в спутника и служителя Евангелия; а как необрезание у иудеев в великой было ненависти, то, чтобы их привлечь ко Христу, Тимофея или своею рукою обрезал, или обрезать повелел, рассуждая о употреблении обрезания и о оставлении оного, по обстоятельству мест, времен и лиц ( Деян.16 :1с). После того Тимофей, млад будучи возрастом, но стар в вере и добродетели, Павлу сделался споспешником во благовестии Евангелия, как явствует из Деяний и надписей посланий, и разные по Евангелию и Церкви Иисуса Христа отправлял посольства ( 1Кор.4:17; 16:10 ; 1Фес.3:2 ). За веру, охоту, отвержение себя и тщание о спасении человеческом, особенно Павлу пред другими был любезен ( Флп.2:19–22 ); узы за Христа претерпел, и свободился от оных ( Евр.13:23 ). Наконец от Павла епископом поставлен в Церкви Ефесской 1Тим.1:3 . Он именуется от Павла присным чадом ( 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 ), возлюбленным чадом, и верным о Господе ( 1Кор.4:17 ) братом и служителем Божиим, и споспешником во благовестии Христове ( 1Фес.3:2 ; Рим.16:21 ; 1Кор.16:10 ), и рабом Иисуса Христа ( Флп.1:1 ). II. Место и время писания Писано сие послание в Македонии, в городе Филиппах ( 1Тим.1:3 ), в 70-м году по Рождестве Христове, а в 17– м по вступлении в служение Тимофея. III. Случай Павел из Италии во Ефес возвратившись, нашел многие и великие погрешности; поскольку тут были льстецы, склоняющие к Моисееву закону, и люди любопытные, о пустых и негодных вопросах единственно между собою рассуждающие, презрев главное и к строению Божию, еже в вере, нужное учение ( 1Тим.1:3–10; 4:7; 6:3–5 ). Многие притом были, кои христианских должностей не исполняли, и жили бесчинно 1Тим.2:8–15; 3:11,12; 5:4 _ 16,20; 6:1,2,6–10,17–19. Также Александр и Именей от веры отступили, и других на свою сторону привлекать старались ( 1Тим.1:19,20 ). Нет сомнения, чтобы и сам Павел самолично постарался сие зло искоренить; но как сие требовало долгого времени, а Павел по обещанию поспешал в Македонию, то Тимофея оставил во Ефесе, дабы о всем том старался, о чем надобно стараться; и чтоб он сие сходственно и с важностью мог исполнить, то сим посланием, как некоторою грамотою апостольскою, его снабдил, которой тем наипаче ему был нужен, что много было там гордых, которое Тимофея презирали. ( 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Сектант : Бог не создал ничего нечистого (см.: Деян.10:15 ; Рим.14:14, 20 ; 1Тим.4:4–5 ; Тит.1:15 ), а значит, в освящении вещества нет нужды. Почему же вы придаете такое значение подобным «священнодействиям»? Священник : Вместе с великим Павлом мы исповедуем, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Но у апостола, как видишь, принятие творения Божия с благодарением предполагает освящение его словом Божиим и молитвой, а это должны совершать те, кому вверено быть домостроителями Таин Божиих ( 1Кор.4:1 ) и совершать служение Богу ( Евр.5:1 ). Наиболее же подходящее для освящения вещество есть вода, которая затем, при окроплении ею других веществ и предметов, действует как орудие очищения и освящения (см.: Исх.30:18–20 ; Лев.8:6; 14:8 ; Числ.8:7; 19:9–12 ). Уже Ветхий Завет свидетельствует об особой роли воды в созидании, очищении и спасении мира. Еще до начала миробытия Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Во времена Ноя Бог через воду положил предел безудержному распространению греха (см.: Быт.6:17–22; 7:1–24; 8:1–18 ). По Моисееву закону, всякий человек освобождался от нечистоты через водное омовение себя и своих одежд (см.: Лев.15:10 ). В Ветхом Завете предречена, сверх того, вода, очищающая не только тело, но и душу (см.: Иез.36:25–26 ). А Господь Иисус Христос прямо возвестил о новом рождении от воды и Духа ( Ин.3:5 ), и Он же уподобил Святой Дух рекам воды живой (ср.: Ин.7:38 ). Другое вещество, особенно часто употребляемое при освящении, есть святой елей, а библейские основания для этого я уже приводил. Итак, посредством воды и елея Церковь освящает землю, пашни, плоды, жилища и многое другое, низводя благословение Божие на все, с чем связана повседневная жизнь христиан. Православный : Где в Священном Писании дано повеление освящать воду, елей и всякое иное вещество? Священник : Уже Ветхий Завет знал очищение при посредстве различных молитв и обрядов например, очищение роженицы в сороковой день (см.: Лев.12:7–8 ; Лк.2:22–24 ). Упоминание же о молитвах, как и сами молитвы на освящение воды и елея, на благословение хлеба, вина, плодов и иных снедей, находим у отцов и учителей ранней Церкви (например, у мученика Иустина Философа 131 , у Тертуллиана 132 , у святителя Василия Великого 133 , в древнейших чинопоследованиях и уставах (например, в «Апостольских постановлениях» 134 , относящихся к концу III началу IV вв.) и в первых богослужебных книгах (например, в «Евхологии» Серапиона Тмуитского , IV век). Ныне они собраны в книге, именуемой «Евхологий», которая соединяет в себе Служебник и Требник. Глава 26. Каждение ладаном. Анафора 135 . Хоругви. Свечи

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Основную мысль трактата «Камень веры» выражает такими словами: «человеку ум совершен имущу, боголюбиву же и праведну, благая дела суть потребна ко спасению, и тех вера едина спасения вечного не соделовает» (929). Это положение трактата доказывается: (Гл. I). Во-первых, свидетельствами св. Писания, которые говорят: а) о необходимости терпения, трудов и добрых дел для спасения ( Евр.10:36 ; Флп.2:12 ; 2Кор.7:10 ; Мф.19:17, 25:34–36 ; Иак. 1:22, 25 ); б) о недостаточности для этой цели одной только веры, без любви, целомудрия и других добродетелей ( Иак.2:14, 19–26 ; 1Кор.13:2 ; 1Тим.2:15 ; Мф.5:20 ) и в) изображают жизнь вечную, как награду и воздаяние Божие за дела человека ( Мф.20:8, 5:12, 16:27, 25:21 ; Пс.61:13 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7–10 ; 2Сол.1:5 ; Рим.2:5–7 ; Апок.22:12, 7:14 ; 2Тим.4:7 ) (931 а –933 б ). (Гл. II). Во-вторых, учением св. отцов церкви. Так, они спасение человека приписывают благодати Божией и добрым делам самого человека. Последние совершенно необходимы: одна вера, без доброй жизни, не приносит никакой пользы человеку. Напротив, христианин, преданный грехам, подлежит большему наказанию и осуждению. Вера только в связи с делами имеет спасающее значение, так что, как одно доброе дело, без веры человека в Бога, не приносит ему похвалы, так и одна вера, без добрых дел – мертва (934 а –937 а ). (Глава III). В-третьих, соображениями разума, основанными на св. Писании. 1) Если одно лицо обещает другому награду под условием его труда и заслуги, то совершенно необходимо выполнить это условие для получения награды: в противном случае теряется на нее всякое право. Господь Иисус Христос обещает нам царствие небесное под условием добрых дел и соблюдения Его святых заповедей ( Мф.5:20, 19:17, 6:14, 19:29, 18:3 ; Ин.13:17, 15:14 ; Лк.13:3, 10:28 ); согласно со Христом учат и св. Апостолы ( Рим.8:13 ; 2Тим.2:12 ; 1Тим.4:8 ; Иак.2:8, 1:12 ; Апок.3:21 ; ср. Иез.18:21–22). Поэтому необходимо творить добрые дела для приобретения царствия Божия (937 б –940 б ). 2) То, что служит причиною спасения, необходимо соблюдать всякому желающему спастись; вера и добрые дела суть причины спасения ( Мф.25:34–36 ; Апок.7:14–15 ) и потому необходимы для всякого христианина (940 а –941 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Москва, 1871 г., книга 3, гл. 3, стр. 275). О епископской степени, как отличной от пресвитерской, свидетельствуют еще: св. Иустин мученик , Тертуллиан , св. Климент александрийский , Ориген , св. Киприан и другие. А Тертуллиан , как и Ириней, в непрерывном от Апостолов порядке преемства епископской степени в каждой церкви, основанной апостолами, видит главный довод к обличению еретиков. Обращаясь к еретикам, Тертуллиан пишет: «пусть объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником и предшественником кого-либо из апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская Климента, рукоположенного Петром; равно прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самых Апостолов, имели у себя они – отрасли апостольского семени» (Praescript. haeres cap. 32). Св. Климент александрийский пишет: «в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов суть подражания ангельских чинов» (Какой богач спасется. Христ. Чтение 1836 года, ч. III, стр. 275. Стромат. кн. VI, стр. 667). Таким образом, от времени Самого Иисуса Христа и апостолов в Церкви Христовой существует два разряда людей: иерархия и паства, клир и миряне. Иерархии в Церкви Христовой принадлежит право учительства, священнодействования и управления ( Мф.28:19–20 ; Ин.20:22–23 ; Мф.18:17, 18 ; 1Кор.12:27–30 ; 1Тим.3:15 ). Иерархию составляют лица, избранные из общества верующих, возведенные на свою степень Духом Святым чрез священное рукоположение преемников апостольского служения ( Еф.4:11–14 . 1Тим.4:14, 5:22 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . 1Кор.12:29–30 ) и передающие другим избранным лицам благодатный дар священства, или право на учительство, священнодействие и управление в Церкви. Первыми иерархами в Церкви Христовой на земле, после вознесения на небо Христа, остающегося вечною невидимою Главою земной Церкви ( Евр.7:24, 25, 28 ), были Апостолы, получившие от Него право вязать и решить ( Ин.20:21–24 ; Мф.28:19–20, 9:37–38 ; 2Кор.5:18 ; Гал.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиерейство Иисуса отличалось от архиерейства Аарона настолько, насколько отличается тело от производящей им тени, ибо архиерейство Аарона было образ и сень, и обетование будущего вечного архиерейства, Аарон же и преемники его были человеки, подлежащие немощи и греху, поэтому и однажды только в год он входил во Святая Святых, дабы принести жертву за грехи людские, и её не свободно, но после того, как прежде приносил жертву умилостивительную за свои грехи. Иисусово же архиерейство было самое предобразованное и предвозвещенное, вечное и истинное архиерейство. Сам же Иисус был и есть и будет вечный Архиерей, «Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11–12 ), ибо не был человек, облагаемый немощью, но Богочеловек, Сын Божий, денница Славы Его и характер ипостаси Его, вечно существующий, прежде веков рожденный и вечно пребывающий архиерей, вечно приносит свою жертву за жизнь и спасение мира священными Своими литургиями, которые учинил в Церкви Своей, ибо в таинственной совершаемой жертве, Он – приносящий и приносимый, приемлющий и раздавающий. Святые апостолы называют Иисуса Христа: 1) Посредником за всех: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). 2) Спасителем мира: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ); «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» ( 1Ин.4:14 ). 3) И умершего за всех людей: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). III. О Царском достоинстве Христа Спасителя 1. Спаситель наш Иисус Христос, как по преимуществу Царь Спаситель наш Иисус Христос как Великий и Вечный Царь, что сотворил? Спаситель основал на земле Царствие Небесное сразу после Вознесения Своего, когда сел одесную Отца и принял от безначального Отца Своего власть на Небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

II. Не имеет для себя основания ни в свящ. Писании, ни в вере древней Церкви и та мысль, будто до половины III века пастыри Церкви не имели ни высшей какой-нибудь степени, ни особенного характера, ни особенного авторитета в сравнении с прочими членами ее, которым всем принадлежало будто бы дотоле право священноначалия, как обществу. 1 . В свящ. Писании а) показано, что право быть членом общества верующих во Христа принадлежит всякому, иудею и язычнику, только бы он, уверовав, отродился водою и Духом ( Рим. 3:29, 30 . Ин. 3:5 ). Между тем, дело пастырства в Церкви не было достоянием всякого, не говорим – некрещенного, но и крещенного. Для восприятия сего дела на себя нужно еще было, с одной стороны, быть призвану свыше, от Бога ( Евр. 5:4 ): а с другой – получить, независимо от крещения, особое дарование, дар Божий ( 1Тим. 4:14 . 2Тим. 1:6 ]. Таким образом, пастыри, по изображению и свящ. Писания, суть лица, отделенные от общества верующих посольством Св. Духа и поставленные на дело своего служения рукоположением благодатным ( Деян. 13:2, 3, 4 ): вот и высшая степень и вместе особенный характер, принадлежавшие пастырям Церкви, жившим до половины III века, а от них долженствовавшие перейти к их преемникам ( Тит. 1:5 )! В свящ. же Писании показано б) и то, что пастыри Церкви, возгревая в себе дар Божий, живущий в них возложением рук священничества ( 1Тим. 4:14 . 2Тим. 1:6 ), обязаны были и проповедывать слово Божие, утешая верных в здравом учении, а противящихся ему обличая ( Тит. 1:9. 2:15 ), и заграждая им, если нужно, и уста ( Тит. 1:11 ), и быть верными строителями таин Божиих ( 1Кор. 4:1, 2 . Тит. 1:5 ), и пасти свыше вверенное им стадо Божие ( Деян. 20:28 ). издавая для него постановления ( Деян. 15:5–30 ), пред всеми обличая согрешающих ( 1Тим. 5:20 ), то с кротостию ( 2Тим. 2:15 ), то со всяким повелением ( Тит. 2:15 ), то нещадно ( Тит. 1:13 ): вот и особенный авторитет пастырей Церкви, живших до половины III века, также имевший перейти от них к преемникам их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:4–5 ), — ибо Христос воспринял в Единство Божеской Ипостаси не естество ангелов, а естество человеческое: Не от Ангел бо когда приемлет, но от Семене Авраамова приемлет ( Евр.2:16 ). Глава III. Темное царство злых духов Различие между демонами по силе злобы и со стороны отношений между собой. — Природа демонов. — Ум и воля их. — Число отпавших от Бога духов. — Местопребывание злых духов и главы их. Хотя падшие духи и связаны вечными узами и блюдутся на суд великого дня ( Иуд.6 )но гордость заставила их образовать какое-то свое темное царство, в котором находятся различные чины и степени, начальства и подчиненные. О царстве злых духов ясно говорит Иисус Христос: Аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? ( Мф.12:26 ). Что не все падшие духи равны между собой и что у них есть различие и соподчинение, об этом говорит Иисус Христос: Если нечистый дух найдет место в человеке, из которого он был изгнан, незанятым то возвращается назад, причем приводит с собою еще семь бесов, злейших себя ( Лк.11:26 ). Есть, значит, у них различие по силе злобы. В слове Божием твердо установлено также и различие их со стороны внешних отношений, есть у них начальники и подчиненные. Падшие духи в Св. Писании именуются то духами злыми ( Лк.7:21 ), то духами нечистыми ( Мф.10:1 ), то духами злобы ( Еф.1:12 ), то бесами или демонами ( Втор.32:27 ; Лк.8:30, 33, 35 ; Ап.9:20), то духами обольстителями ( 1Тим.4:1 ). Апостол Петр называет их ангелами согрешившими ( 2Пет.2:4 ), а апостол Иуда — не сохранившими своего достоинства ( Иуд.6 ), но везде Слово Божие различает главного из них, или предводителя. Его оно называет дьяволом или клеветником ( Мф.13:39 ), сатаною или противником ( Мф.12:26 ), искусителем ( Мф.4:13 ), велиаром или владыкою пустоты ( 2Кор.6:15 ), вельзевулом или начальником нечистых ( Лк.11:15 ), лукавым ( Мф.13:38 ; Еф.6:16 ), князем мира сего ( Ин.14:30 ), человекоубийцею от начала ( Ин.8:44 ), лжецом и отцом лжи ( Ин.8:44 ), князем бесовским ( Мф.9:34 ), обольщающим всю вселенную ( Откр.12:9 ), драконом и древним змием ( Откр.20:2 ), властью тьмы ( Кол.1:13 ); всех же прочих демонов, по отношению к главному, называют ангелами дьявола ( Мф.25:41 ), служителями и ангелами сатаны ( 2Кор.11:15 ). Св. ап. Павел различает между злыми духами — начала, власти и миродержителей тьмы века сего ( Кол.2:15 ; Еф.6:12 ), то есть называет их, между прочим, теми самыми словами, которыми обозначаются разные степени мира ангельского ( Кол.1:16 ). Ясно отсюда, что злые духи сохранили отношения между собой в той градации и в том виде, в каком были эти отношения до падения, но только теперь их деятельность приняла другое направление — злобное. Прежде между ними различие устанавливалось по степени преуспеяния каждого в добре, теперь же оно основывается на степени преуспеяния каждого во зле…

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

4) Вслед за ап. Павлом ( 1Кор.7 , Евр.13:3 , 1Тим.4:3 , 1Тим.5:14 ), брак, вопреки еретическим хулениям супружества, считается делом Божиим, не греховным и свободным от скверны, данным от Бога прародителям в раю для взаимопомощи и размножения людей посредством деторождения, а после грехопадения – и как средство к упорядочению половой страсти, к избеганию разврата и к целомудрию. Игнатий (?) Ант. в распр. ред. послания к Филад. с. VI: «Если кто пагубою и скверною назовет законное соитие и рождение детей, таковый имеет живущаго в нем дракона–отступника». Ср. Иринея С. Наег. L. I с.24:2 С.28:1. Тертуллиан против отрицателей и хулителей брака (Маркиона) говорит, что таковые являются нарушителями воли Творца, благословившего супружество, как дело честное и святое, назначенное для рождении людей: «если не будет браков, то нет святости… Может ли желать спасения человека, коему воспрещает рождаться? Adv. Marc. 1.30. Брак никогда не запрещался и есть благо Ad Uxor. 1, 3–6, – De virg. vel. 10. Он есть средство против блуда Adv. Marc. 1, 29. Апостол в 1Фес.4:3–4 говорит о воздержании от блуда, а не от брака… Закон природы… исключает не брак, а похоть или половую страсть, увлекающую наш сосуд (находящейся) в честном браке… Предпочитает браку воздержание и девство, но не запрещает С. Магс. V. 15. Вооружаясь против отрицающих брак, считающих злом чадородие и супружеское соитие называющих нечистью, Климент Александрийский высказывает такие мысли о браке: „свято происхождение, посредством коего существует мир, – у освященных (чад Церкви Христовой) свято и семя, ибо в нас должен освящаться не только дух, но и нрав и жизнь и тело Strom. III. 6. ed. Pott. 532:34–37, – цель брака – чадородие, а конец – благочадие, – продолжение бытия универса, – произращает для Бога, – рождение уподобляется творчеству Бога Paedag. II. 1о. 220:8–11, – не сей, где не желаешь, чтобы для тебя росло посеянное, – не касайся вообще никого, кроме своей жены ibid. 224:37; 225:1, – одно только голое удовольствие, хотя бы и в браке допускалось, беззаконно, неправедно и неразумно – Ib.225:16–17 – женами не должно пользоваться как любовницами, но брак служит на помощь всей жизни и для высшего целомудрия Strom II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010