Слово 17. О нестяжании 1. Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали. 2. Нестяжательный инок есть владыка над миром, вверивший Богу попечение о себе, и верою стяжавший всех своими рабами. Он не будет говорить человеку о своей нужде; а что приходит, то принимает, как от руки Господней. 3. Нестяжательный подвижник есть сын беспристрастия, и что он получает, то считает за ничто. Если случится ему куда-либо отойти, все вменяет за уметы. Если же печалится о чем-нибудь, то еще не сделался нестяжательным. 4. Нестяжательный муж молится чистым умом; а любостяжательный во время молитвы представляет образы вещества. 5. Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда они и тело свое предали, то что уже будут считать своею собственностию? Тем только лишаются они пользы, что удобны и готовы к переходам с места на место. Видел я, что вещество родило монахам терпение, чтобы пребывать на одном месте; но я больше их ублажил скитающихся ради Господа. 6. Вкусивший вышних благ легко презирает земные; невкусивший же первых радуется о стяжании последних. 7. Безрассудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется, и будущих лишается. 8. О монахи! не будем невернее птиц, которые не пекутся и не собирают. 9. Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый сторицею имением или дарованиями обогатится; а последний жизнь вечную наследует. 10. Волны не оставят моря; а сребролюбца не оставят гнев и печаль. 11. Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти. 12. Непоколебимая вера отсекает суетные попечения; а память о смерти научает отвергаться и тела. 13. В Иове не было и следа сребролюбия; потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения. 14. «Сребролюбие есть и называется корень всем злым» ( 1Тим.6:10 ); и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Довольство Благочестие с довольством великое приобретение: Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога ( Притч.15:16 ). Великое приобретение быть благочестивым и довольным ( 1Тим.6:6 ). Верующие должны быть довольными а) во всяком своем состоянии: В каком звании кто призван, братья, в том каждый и оставайся пред Богом ( 1Кор.7:24 ). Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: быть в сытости и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке ( Флп.4:12 ); б) тем, чем они владеют: Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых ( Пс.36:16 ). Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою ( Притч.16:8 ). Я научился быть довольным тем, что у меня есть ( Флп.4:11 ); в) своими доходами: Спрашивали Иоанна [Крестителя] воины: нам что делать? И сказал им: никого не обижайте и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк.3:14 ); г) пищею и одеждою: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим.6:8 ). Лучше умеренное состояние с миром и любовью, чем изобильное с немирством и враждой: Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть ( Притч.15:17 ). Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором ( Притч.17:1 ). Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя, и не сказал: «кто Господь?» и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе ( Притч.30:8–9 ), Не быть никогда довольным опасно: Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день последний не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ). Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле ( Ис.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Письмо 148. Одному попечителю, о священстве Ты услышал, как еретики говорят: «Все христиане являются священниками, и поэтому особые священники нам не нужны. Ибо каждый крещеный в крещении получил священническое достоинство. Следовательно, каждый христианин или христианка могут совершать священнические действия, которые сейчас совершают только рукоположенные священники!». Знай, что это великое заблуждение. В таком случае можно было бы сказать, что все христиане – апостолы, но мы знаем, что Господь наш избрал в апостолы особых людей. Апостолы в свою очередь рукополагали сначала диаконов, потом священников и епископов или патриархов. Об этом ясно написано в Деяниях апостольских (см.: Деян. 6, 6, 14:23 ) и в посланиях святого апостола Павла (см.: 1Тим. 3 ; 1Тим. 4:14 ; 1Тим.5:17, 22 ; Тит. 1, 5 ). И святой апостол Иаков утверждает, что старейшинам церковным – пресвитерам Церкви – дана власть совершать священнодействия. Прочти слова его Послания:/Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне/( Иак. 5, 14 ). Как видишь, такое распоряжение Церкви было дано еще святыми апостолами, чтобы пресвитеры, имеющие власть от Духа Святаго, совершали таинства Божии и руководили народом крещеным и вели ко спасению. Слава Богу, это так! Ибо, если бы Промыслом Божиим не было так установлено, тогда каждый мог бы назваться священником и раскол христианства наступил бы в самом начале. Наступил бы раскол и в вере, и в церковном порядке; разве корабль церковный преодолел бы эти расколы всех минувших девятнадцати веков, подобных девятнадцати бурным океанам? И по закону Ветхого Завета священником мог быть не каждый, а лишь тот, кто был поставлен и посвящен. Но и в те времена появлялись бунтовщики, которые беззаконно присваивали себе власть совершать священнические обязанности. Так мы читали о Корее, Дафане и Авироне, которые восстали на Моисея и Аарона, восклицая:/все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?/( Чис. 16, 3 ). Но разгневался на них Господь и жестоко наказал их, и/разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их,... и сошли они ...живыми в преисподнюю, и покрыла их земля/(ср.: Чис. 16, 32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Своей церкви Господь, мы сказали, оставил все средства необходимые для достижения спасения человека. Средства эти те же, какие Он и Сам употреблял. – Как вы знаете, Господь совершил спасение наше, прежде всего, учением Своим. Он принес людям истинное учение о Боге и о спасении рода человеческого, и говорил, что Он на это и послан был Богом Отцем ( Лк.4:43 ). Посему и в Церкви Своей Он оставил после Себя апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей ( Еф.4:11 ), и заповедал им, чтобы они преподали людям Его учение ( Мф.28:19–20 ). Апостолы действительно передали учение Его людям и, по внушению Духа Святого, часть этого учения записали в книги, так называемые свящ. книги Нового Завета, а часть устно передали христианам. Затем, как вы знаете, братие, Господь принес себя в жертву за грехи мира, спас нас Своею крестною смертью. Для того, чтобы мы могли воспользоваться плодами Его крестной смерти, Он установил в Церкви Своей таинства и вообще священнодействия, чрез которые мы могли бы получать спасительную силу Божию, т. е. благодать, и назначил особых лиц для их совершения, когда преподал Апостолам власть и силу совершать таинства и другие священнодействия ( Лк.22:19 ; Ин.20:22 ; Мф.28:19 ), а Апостолы передали эту власть и силу своим преемникам, пастырям и учителям Церкви ( 1Тим. 2:1–2 ). – Наконец, братие, как известно, люди, хотя и знают путь к достижению спасения и получают помощь от Бога, могут, по своей греховной наклонности и по своей свободе, уклоняться с истинного пути. Посему нужны для них верные руководители, которые бы наблюдали за ними и направляли бы их на истинный путь. Сам Иисус Христос, во время своей земной жизни, преподавал людям разные законы, указывал побуждения для исполнения заповедей Его, обличал грешников, прощал грехи. Посему и в Церкви своей поставил особых руководителей, в лице Апостолов. Им Он вверил духовное управление, дал им власть пасти Церковь , вязать и решить грехи членам ее, отсекать непокорных от Церкви ( Ин. 21:15–17 ; Мф.18:18 ; Ин.20:22–23 ; Мф.18:17 ), а Апостолы передали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви ( Деян.20:28 ; 1Тим.5:19–22 и др.). – Итак, братие, вы видите, что Господь основал Церковь на земле для спасения людей. Посему она должна продолжать то же дело, для которого Он и приходил на землю. Она должна хранить и проповедовать Им преподанное учение, освящать членов своих таинствами, воспитывать их, руководить и приготовлять к вечной жизни. Сообразно с этим, братие, и Церковь, как основанное самим Господом и посему благоустроенное земное учреждение, есть общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Правило 40 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Понеже прилеплятися Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно: то мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения, после полнаго раскрытия разума. И тако намеревающийся вступити под иго монашества да будет не менее, как десятилетний: но и для таковаго во власти начальствующаго состоит разсмотрение, не признает ли он за полезнейшее продолжити ему время пред введением в жизнь монашескую и утверждением в оной. Ибо хотя великий Василий в священных его правилах законополагает, чтобы добровольно посвящающую себя Богу и избирающую девство, по исполнении ей семинадесяти лет, сопричисляти к чину дев: однако мы, последуя примеру правил о вдовицах и диакониссах, по соответствию определили, для избравших житие монашеское, вышереченное число лет. Ибо у божественнаго апостола предписано, шестидесяти лет вдовицу избирати в церкви ( 1Тим. 5:9 ): а священныя правила предали диакониссу поставляти четыредесяти лет: понеже усмотрено, яко церковь , благодатию Божиею, прияла большую крепость и преуспеяние, и верные в соблюдении божественных заповедей тверды и благонадежны. Сие и мы совершенно уразумев, сообразно с сим определили: намеревающагося начати подвиги по Бозе, скоро знаменати благословением благодати, яко некоею печатию, сим самым споспешествуя ему не коснети долго, ниже колебатися, паче же и поощряя его к избранию добра и ко утверждению в оном . ( I Всел. 19 ; IV Всел. 15 ; Трул. 14 ; Карф. 6 , 44 , 126 ; Двукр. 5 ; Василия Вел. 18 , 24 ) . В своем 18-м правиле Василий Великий предписывает, чтобы обет девства принимаем был от лиц, имеющих от роду 16 или 17 лет; обет же не достигших этого возраста он считает «детскими словами». Настоящее же трулльское правило от вступающих в монашество требует лишь 10-летнего возраста. Упоминая о предписании Василия Великого по данному вопросу, отцы все же замечают, что они так постановили потому, что церковь , Божиею благодатию, стала гораздо крепче и прияла большее преуспеяние, верующие же в исполнении Божественных заповедей стали тверже и надежнее; упоминая дальше о предписаниях 15-го правила IV Всел. Собора по вопросу о диакониссах, отцы замечают, что хотя ап. Павел ( 1Тим. 5:9 ) и требовал, чтобы поступающая на служение церкви имела 60 лет от роду, все же отцы IV Всел. Собора установили принимать в диакониссы имеющих лишь 40 лет от роду. Впрочем, решение вопроса о возрасте поступающего в монахи правило предоставляет усмотрению подлежащего епископа 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

составитель К.В. Гриценко Закон Божий (см. Заповедь) Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Пс.118,72 Да придёт ко мне милосердие Твоё, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение моё. Пс.118,77 …закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных.., и для всего, что противно здравому учению. 1Тим.1,8 Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Тов.4,9 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. Ос.8,12 Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается. Сир.34,8 ..ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 2Макк.4,17 ..не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за своё преступление должен умереть. 2Пар.25,4 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. Нав.23,6 Но мы не слушали гласа Его, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим. Вар.2,10 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16,16 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Лк.16,17 ..ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их . Рим.2,14–15 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Рим.4,14–15 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Рим.5,13 Разве вы не знаете, братия, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7,1 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнётся в нём. Сир.32,17 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда. Сир.32,25

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Послание 5(193). К Евфросинии игумении Воспоминание о блаженной матери, твоей – по духу и плоти, а моей – по духу, и, осмелюсь сказать, многих других, – ибо это почтенная госпожа, – побудило меня, как бы побуждаемого ею самою, высказать тебе и теперь нечто, сестра в Господе. Что же именно? То, чтобы ты подвизалась «добрым подвигом» аскетической жизни, к которой ты призвана, и исповедала «доброе исповедание перед многими свидетелями» ( 1Тим.6:12 ). Как же подвизаться? Во-первых – иметь страх Божий в сердце. Ибо где страх Божий, там соблюдение заповедей Его. Во-вторых – заботиться о смерти. Ибо где забота о смерти, там удаление от страстей. Далее – помышлять о разлуке с телом, о присутствии при этом Ангела, о возведении души на небо, где она получит местопребывание до времени воскресения, когда она соединится со сродным себе телом неизреченною силою Божией, и о том, как ей избежать начальника настоящего века, старающегося привлечь к себе восходящую душу, если он увидит ее оскверненною страстями. Не говорю о скором пришествии Жениха Христа, «с неба, с Ангелами силы Его» ( 2Фес.1:7 ), восхищении боголюбивых душ на воздух и собрании всех вообще тварей пред страшным престолом, о приговоре той и другой из предстоящих сторон, призывающем праведных в царство небесное, а грешных посылающем в огонь кромешный. Внимательно помышляя об этом, душа трепещет, страшится, сокрушается, плачет, очищается, просвещается, освобождаясь от здешних привязанностей, изменяясь и возносясь к Богу в духовной радости и неизреченном веселии от превосходнейшего созерцания блага, так что не хочет смотреть на солнце и наслаждаться в настоящей жизни. Так следует подвизаться добрым подвигом, почтеннейшая. Так подвизаясь, добрая мать твоя соединилась с Богом и переселилась отсюда с похвалою. Поспешим же и мы, увещеваю, следовать по стопам ее. Не смущайся, стремясь на высоту добродетелей, как потому, что по благодати Божией ты можешь достигнуть до высших степеней совершенства теми добрыми делами своими, о которых я слышу, так и потому, что, где есть желание, там силою Бога, любящего спасать имеющих такое настроение, мало-помалу достигается и совершенство. Может быть, ты считаешь препятствием для осуществления такого намерения настоятельство над сестрами, тяготясь управлением? Но нет, госпожа, ничто так не любезно Богу, как пасти и руководить ближних. Сам Он говорит великому Петру: «если любишь Меня, паси овец Моих» ( Ин.21:17 ); и еще: «если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» ( Иер.15:19 ); и еще: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В сороковой день после Своего Воскресения, после неоднократного явления Своим ученикам и последователям и наставлений им, Иисус Христос расстался с ними, благословляя их. Он разлучился с ними вблизи Вифании, на Елеонской горе, где было место глубочайшего Его уничижения ( Лк. 24:50 ; Деян. 1:12 ). Не вдруг, не внезапно Он стал невидим для них, как это бывало прежде ( Лк. 24:31 ); но преображенное Его тело, свободное от законов тяготения, пред изумленными взорами учеников стало постепенно удаляться от них и возноситься на небо, пока, наконец, светлое облако, как бы некая триумфальная колесница, взяло Его из вида их и на крыльях света принесло в небесное Святое святых. Небесные силы, прославившие Его рождение, без сомнения, сопровождали Его ( Пс. 46:1–6 ) при торжественном Его вшествии в мир славы. Так начало и конец Его пребывания на земле должны были соответствовать друг другу; это было единственно приличное завершение земной Его истории, награда за Его уничижение, возвращение в Его отечество, необходимое вступление в царство, где нет греха и смерти, наконец, условие Его благодатных отношений к миру, Им искупленному. Он, по выражению апостола, взошел превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:10 ). Как солнце, когда оно стоит высоко на небе, действует гораздо сильнее и обширнее, чем когда оно находится близко к горизонту, так и солнце мира духов. Видимое отшествие Его к Отцу было печатью к Его словам: «Я изшел от Отца и пришел в мир» ( Ин. 16:28; 13:3 ). Но вместе с тем здесь заключалось Подтверждение истины, что есть небесный отечественный град, отечественный дом со многими обителями ( Ин. 14:2 ), что с неба нужно испрашивать силы благодати и благословения, и что Он с неба будет устроять Свое Царство на земле. Это чудесное событие засвидетельствовано не только евангелистами Марком и Лукою ( Мк. 16:19 ; Лк. 24:51 ; Деян. 1:9 ), но и словами апостола Петра: «Взошедши на небо, Он Пребывает одесную Бога» ( 1Пет. 4:22 ; ср. Деян. 2:33–34 ) и Многими местами в посланиях апостола Павла ( Еф. 4:8–10 ; 1Тим. 3:16 ; Рим. 10:6 ; ср. Евр. 1:1 ); это есть и в Евангелии от Иоанна (3:13; 6:62; 8:21; 20:17), хотя и нет о нем исторического повествования; предполагается Вознесение и заключение Евангелия от Матфея (28:20). Как некогда Аарон поднял свои руки и благословил народ, так Христос вознесся, благословляя Своих учеников. Этим Он явил в Себе истинного Первосвященника, о Котором говорится, что Он всегда жив и ходатайствует за людей ( Евр. 7:25 ). Своим Вознесением Он открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Еф. 2:6 ; Ин. 16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Святого Духа ( Ин. 16:7 ). Христианская жизнь должна быть постоянным восхождением и вознесением к небу; мы должны ежедневно искать как духовного воскресения со Христом, таки духовного вознесения ( Кол. 3:1 ; Флп. 3:20 ; Рим. 8:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» Божественный мрак – 1) богословское понятие (как правило используемое в формате апофатического богословия ), указывающее на непостижимость Бога , Божественного бытия; покров тайны, окутывающей Божественное существо, Божественную жизнь; 2) Божественный свет. Жан Леон Жероме. Моисей на горе Синай. 1895–1890 г. Понятие «Божественный мрак» имеет библейские истоки. Оно приходит из  Ветхого Завета , согласно которому восхождение Моисея на Синай увенчивается встречей Бога во мраке, а также восходит к словам псалмопевца «мрак сделал покровом Своим» ( Пс.17:12 ). Вместе с тем все ветхозаветное богословие ясно указывает на предел человеческого познания Сущего, нисходящего к человеку в непроницаемом облаке, среди огня ( Исх.19:21 ), утверждает, что нельзя видеть Бога и остаться в живых ( Суд.6:22, 13:22 ; Ис.6:5 и др.). Ветхозаветный образ Моисея, приближающегося к Богу в Синайском мраке, становится у святых отцов излюбленным образом непознаваемости Божественной природы в доступном для человека опыте. В « Ареопагитиках » путь апофатического познания Бога уподобляется восхождению Моисея на Синай в сретение Богу. Подобный путь есть путь «отрешений» от всего сущего, ведущий к божественному мраку. Христианское подвижничество здесь сравнивается с искусством ваятеля, который должен отнять все, что скрывает статую в глыбе материала, раскрыв ее сокровенную красоту. Утверждаемый св. Дионисием, путь «отъятия всего сущего» претворяется в непостижимое соединение с Богом, обожение . Вступление в «таинственный мрак незнания» увенчивается непередаваемым человеческим языком мистическим познанием, которое несообщимо другому человеку, ибо осуществляется сверхмысленным и сверхсловесным образом по действию  благодати . Поэтому божественный мрак становится «мраком пресветлым». В мистическом созерцании человеку открывается Бог, по слову св. апостола Павла, «Единый имеющий, бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Таким образом, Божественный мрак становится неприступным светом. «Божественный мрак есть тот неприступный Свет, в котором живет Бог» (св. Дионисий Ареопагит ). Письмо Дорофею диакону

http://azbyka.ru/bozhestvennyj-mrak

Разделы портала «Азбука веры» Святые – 1) Лик мужей и жен, благоугодивших Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е.  канонизированные . К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др. 2) В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1; 13,12 ). Имена канонизированных Церковью святых указаны в Святцах, называемых также Месяцесловом . Следует отличать от подвижников, не прославленных Церковью в лике святых. Святые почитаются Церковью не как боги, а как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым возносится к величию Божию, прославившемуся в них. Святые – состоявшиеся христиане. Канонизация – не пропуск в Рай, а пример для нас. Почитание святых заключается: Христианское понимание святости Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все . В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1, 13:12 ). Действительно, через Духа Святого христианин приобщается самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» ( 1Пет.2:9 ; Еф.2:21 ), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, по образу Христа , «в жертву святую» ( Рим.12:1, 15:16 ; Флп.2:17 ). Святость христиан, происходящая от их призвания ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ), требует от них отказа от греха и языческих обычаев ( 1Тим.4:3 ): они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией ( 2Кор.1:12 ; 1Кор.6:9 ; Еф.4:30-5, 1 ; Тит.3:4-7 ; Рим.6:19 ). Это требование святости жизни лежит в основе христианской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого внешнего закона, но на то, что христианин, «достигнутый Христом», должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых ( Флп.3:10-14 ).

http://azbyka.ru/svyatye

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010