Беседа 16 1Тим.5:21–23 .  Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Нравственные наставления. 1. Сказав о епископах, о диаконах, мужах, женах, о вдовицах, о пресвитерах и о всех прочих, и показав, над кем простирается власть епископа, (апостол) когда стал гово­рить о суде, присовокупил: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию». Вот, наконец (он изрекает) страшное увещание, потому что не посовестился (сказать это) даже из уважения к тому, что Тимофей был его возлюбленное чадо. Тот, кто не постыдился сказать о себе: «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ), тем более не устыдился и не посовестился (ска­зать так) и Тимофею. Впрочем, он хорошо (поступает), при­зывая в свидетели Отца и Сына; но для чего еще – избранных ангелов? Вследствие великого снисхождения, потому что и Мои­сей говорит таким же образом: «то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею» ( Втор.4:26 ), – вследствие великого снисхождения Господня. И опять: «слышите дебри, основания земли; Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется» ( Мих.6:2 ). А призывает он Отца и Сына в Свидетели сказанного им для того, чтобы в грядущий день, если бы что совершилось во­преки долга, остаться правым пред Ними, то есть, как бы снимая с себя всякую (ответственность). «Заклинаю тебя сохранить сие, – го­ворит он, – без предубеждения, ничего не делая по пристрастию». То есть, ты должен быть дружелюбным и справедливым к судящимся и ожидающим от тебя приговора и никто не должен пред­располагать тебя в свою пользу и склонять на свою сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 1. О священно-церковнослужителях I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа через архиерейское рукоположение. II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг через архиерейское рукоположение делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства через архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?... А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа через архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Кроме того, известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог , и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение ( Ин.3:15–17;6:51;12:47 ; 1Ин.2:2 ; Рим.3:28–30 ) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь , члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо ( Кол.1:5–6 ). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В каком виде Христос устроил Свою церковь и из кого Он её составил? – «Егда бысть день, говорит евангел. Лука, призва ученики Своя и избра от них дванадесяти, их же и апостолы нарече». ( Лк. 6:13 ) Он же говорит: «По сих же яви Господь и иных семьдесят» ( Лк. 10:1 ) «Павел и Тимофей, раби И. Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы» ( Филип. 1:1 ). « Церковь поставляется на епископах, говорит св. Киприан, и всяким действием церкви управляют те же начальствующие лица... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», (ч. 1, пис. 17. стр. 139). «Ни епископ да не превозносится пред диаконами и пресвитерами, ни пресвитеры – пред народом, говорит св. Ипполит: потому что из тех и других состоит тело церкви». (Озер. стр. 74, изд. 5.; св. Златоуста читай выше в прим. 11.) «Имя церкви, говорит св. Кирил. Александ., являет собой множество уверовавших, священнослужителей и народ, пастырей и учителей, находящихся под их руководством и управлением», (ч. 7, стр. 504). «Как в теле иное начальствует и как бы председательствует, говорит св. Григорий бог., а иное состоит под начальством и управлением, так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни оставались пасомыми и подначальными, а другие... были пастырями и учителями к совершению церкви, и имели к другим такое же отношение, как душа к телу и ум к душе, дабы то и другое недостаточное (пасомые) и избыточествующее (пастыри), будучи подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом духа, представляло одно тело, совершенное и истинно-достойное самого Христа нашей Главы 15 (Озер. стр. 73 ) «Без них (епископа и пресвитера) церковь несть избрана, говорит св. Игнатий богон., ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (Трал. л. 7) «Замечательно, говорит св. Кирилл Иерусал., что слово собери, т. е. церковь в первый раз употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона первосвященником» (поуч. XVIII, стр. 425 изд. 1824 г.). Из приведённых свидетельств видно, что Христос создал церковь Свою, состоящую из пастырей и пасомых неодоленною, какое устройство останется неизменным до конца мира по предсказанию Господа: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ). И ап. Павел говорит о церкви, что она есть столп и утверждение истины. ( 1Тим. 3:15 ; Еф. 3:21 ). А эти слова показывают, что первоначальное устройство церкви никогда не может разориться, о чём подробнее будет сказано ниже, в главе 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

в коем начало оных Правил с общим их употреблением и уважительностью выводится из первых веков Христианства Писано в Губернском городе Туле Преосвященным Мефодием, Епископом Тульским и Белевским, и Ордена Св.Анны I-ro класса Кавалером О Тимофее! Предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума. – 1Тим. 6:20 . Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе; и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити. – 2Тим.2:1, 2 . Темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, пли посланием нашим. 2Сол2:15 . Св. Златоуст, в 4-й беседе на сие послание к Солуняном, делает следующее заключение: «Отсюда явствует, что (Апостоли) не все посланием, а многое и без писания предали; но и то и другое также достоверно. Почему и предание Церкви почитаем достойным вероятия. Предание; ничего больше не требуй». Церковь Христова и во время самых Апостолов, богодухновенно управлявших ею, не могла без того быть, чтоб в ней, между сынами ее, не возникли некоторые самоугодливые или легкомысленные и буйствующие люди 1 . Почему и тогда еще, как выходили некоторые бесчиния между Христианами, так и верховным правителям Церкви, святым Апостолам, належала нужда промышлять о средствах, служащих к отвращению всякого неустройства, нарушающего благосостояние Христианского общества 2 . Между таковыми спасительными средствами, Апостольскою, или паче рещи, Божиею мудростию промышленными, должны почитаемы быть не токмо заключающиеся в писании Послания Св. Апостолов, но и предания оных изустные, каковые Церкви – начальникам, избранным по благочестию мужам, вверены были. Апостол Павел, пиша к Тимофею, Ефесскому Епископу, вот что говорит: Ты убо, чадо мое, возмогай, во благодати, яже о Христе Иисусе; и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и нных научити 3 . А сие изречение Павлово и есть неоспоримым доказательством, что Св. Апостоли, благоучреждая Христову Церковь , не все полезное оной вместили в своих писаниях, но некоторые Правила словесным преданием утверждали в сердцах верных, – в таких сердцах, которые надежно сохраняли истину, нежели хартия и чернило.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

В творениях отцов Церкви и в канонах симония признается страшным грехом против Святого Духа. Сущность этого греха состоит в том, что дары Духа становятся предметом купли и продажи. Слово «симония» обязано своим происхождением первому свято-покупателю Симону волхву, который, увидав, что «через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян.8:18–21 ). Но грех симонии старее этого события и своего названия. Тарасий, патриарх Константинопольский , усматривает следы симонии еще в Ветхом Завете в действиях царя Израильского Иеровоама, который ставил «из народа священников высот. Кто хотел, того он (царь) посвящал и тот становился священником высот» ( 3Цар.13:33–34 ). С большею очевидностию симония указывается в продаже Исавом первородства и в проступке Гиезия, взявшего подарки с Неемана. Упомянутый п. Тарасий кроме того уподобляет повинных в симонии «Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену серебра» 1 . К получившим священство через подкуп древние церковные писатели относили слова: «кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). Получающие же деньги за посвящение в духовный сан считались нарушителями завета Господня: «даром получили, даром и давайте» ( Мф.10:8 ). Вообще порок симонии считался явлением нетерпимым в христианстве, нечестивой попыткой соединить служение Богу и маммоне. I Не видно, чтобы в апостольское время существовал этот порок: тем не менее апостолы старательно предостерегали пастырей от корыстолюбя, на почве которого возрастает симония. Апостол Петр увещевает пастырей пасти Божие стадо «не для гнусной корысти». Апостол Павел ставит себе в заслугу, что он «ни сребра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал». Он же писал к Тимоею, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», что «никакой любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( 1Петр.5:2–4 ; Деян.21:33 ; 1Тим.6:10 и Ефес.5:5 ). Эти изречения седьмой вселенский собор признавал имеющими отношение к симонии, а п. Тарасий, на основании их и слов ап. Петра к Симону: «нет тебе в сем части и жребия», – уверяет, что в получившем духовную должность чрез симонию «нет благодати Св. Духа, т. е. святыни священства. Тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время – до рукоположения или после рукоположения».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Верую. Вера образованных людей Предисловие В наше время многие люди, особенно молодые, после долгих и мучительных духовных скитаний и поисков открывают для себя православную веру, ее богодухновенную истину, ее неоценимое значение для жизни и спасения каждого человека. Между тем, чтобы начать жить в этой истине, необходимо узнать о ней из подлинных, достоверных источников, от истинных свидетелей веры, но по возможности современных читателю и близких ему в его духовных стремлениях. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10, 17 ). Основанная на слове Божием, записанном в Священном Писании , проповедь веры, хранимая и передаваемая в Церкви из поколения в поколение опытом церковной жизни и спасения, прежде всего в святой литургии, представляет собой одну из главных задач и для нынешнего поколения пастырей и богословов; это важно особенно сегодня, когда умножаются ложные пророки и самозванные учителя веры, люди извращенного ума и далекие от истины, горделивые невежды, не следующие «здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,... зараженные страстью к состязаниям и словопрениям» ( 1Тим. 6, 3–4 ). Подлинное церковное учение о вере, то есть истинно православный, апостольский и святоотеческий катехизис, является сейчас насущной потребностью как для тех, кто только вступает на путь веры, так и для тех, кто вырос и воспитан в Православии с детства, но не имел возможности получить более глубокие знания о вере. Такой катехизис должен быть неотделим от церковной проповеди , вдохновленной словом Божиим, но в то же время простой, доступной и убедительной «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор. 2, 4 ). Таким был катехизис раннехристианских веков, самый известный из которых написан святым Кириллом Иерусалимским . Святоотеческий катехизис, как правило, был адресован катехуменам (оглашенным, то есть тем, кто изучает веру для принятия святого крещения) или новокрещеным и толковал Символ веры, краткое исповедание основных истин христианской веры, которое произносится перед таинством крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Все приходящие к Богу и желающие сподобиться вечной жизни по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру, и ни для успешного получения чинов, ни из ласкательства пред сильными, или по страху к ним не делаться предателями неоцененного сокровища веры. Если бы умирая, особливо же умирая за благочестие, поступали мы под другую власть: то справедливо было бы ужасаться нам смерти. Но один и тот же Господь живых и мертвых. Посему для чего бояться смерти? Апостол говорит: Никтоже нас себе живет, и никтоже себе умирает. Аще бо живем, Господеви живем: аще же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще умираем, Господни есмы. На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе да и мертвыми и живыми обладает (Рим.14:7-9). Если не сложим с себя тела ради добродетели, то подвергнемся сему по необходимости, когда придет смерть. Итак, с усердием надобно нам подвизаться за правое исповедание Господа нашего Иисуса Христа. Когда вера сильна и процветает, тогда не все верные делаются явными: кто домогаясь похвал, лицемерно держится npabjro учения веры, а кто, боясь порицания, стоит в вере. Но как скоро настало гонение, или угрожает опасность ради слова, тотчас обнаруживают они страстное состояние душ своих. Таким образом нередко погибали многие. До наступления гонения благочестивые провозглашали иных держащимися правого учения и даже защитниками благочестия: но как скоро наступало гонение, сии, украшавшиеся прежде именем верных, отступив, оказывались поборниками злочестия и жестокими гонителями, сожженными своею совестию (1Тим.4:2); потому что в них любовь к тленному и земному превозмогла над любовью к нетленному и небесному, и страх человеческий превозмог над страхом Божиим; почему вместо доброй славы понесли они стыд. Итак всем нам не должно обращать внимания на труд ради правого исповедания Господа нашего Иисуса Христа. В таком случае и деятельная жизнь наша, став твердою, будет благоприятна Богу, по слову Апостола: без веры же невозможно угодити Богу (Евр.11:6). Пишем же тебе об этом, чтобы не лишиться тебе своей опоры, увлекшись заблуждением нечестивцев, и не вступить в согласие с теми, которых отлучает Апостол, говоря: мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, враги креста Христова, имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени плачущии, яко тии утешатся 1. Объяснение второй заповеди блаженства " Какие плачущие находятся на пути к блаженству?» – спрашивает святитель Филарет, митр. Московский. «Христос Спаситель, – говорит он, – ублажает нищих не просто, но нищих духом ( Лк.6:20 ). И когда, по сказанию св. Луки, говорит: «блажени, алчущии ныне: яко насытится» ( Лк.6:21 ), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство; но, как полнее и яснее сказует св. Матфей, «блажени алчущии и жаждущии правды» ( Мф.5:6 ). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и, по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию. Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в Раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него; и Сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: «в печалех снеси тую вся дни живота твоего» ( Быт.3:17 ), – когда сказал Еве: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя» (ст. 16). Что Бог поступил в сем, как Праведный Судия, сие понятно само собою. А что Он поступил в сем и как Человеколюбивый Врач, сие требует изъяснения. Христос Спаситель сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Оно есть в нас, конечно, не в полноте, как оно есть на Небе; но по крайней мере в начатке, когда живет в нас благодать Божия, когда вселяется Христос верою в сердца ( Еф.3:17 ). По прямой с сим противоположности справедливо можно сказать, что и царство дьявола, или иначе ад и самый огонь геенский, не в полноте, а в начатке, внутрь человека есть, когда живет в нем грех. Сей скрытый огонь оказывает себя в действиях. Он непрестанно возжигает в душе грешника желания к новым грехам и жжет совесть ( 1Тим.4:2 ) темным, но всегда мучительным сознанием зла, при особенных обстоятельствах, разгорающимся в пламя отчаяния. Посему, как для угашения пожара нужна вода, так для угашения неестественного огня греховного в душе нужны слезы покаяния. Как для уврачевания расстройства в здоровье, произведенного роскошью и неумеренностью в пище и питье, употребляются горькие врачевства; так для уврачевания души, зараженной впечатлениями греховных услаждений, требуются скорби покаяния и горькие слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 3. Об обязанностях христианина в отношении к ближним Обязанности Христианина в отношении к ближним Иисус Христос выразил в кратких словах: Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе ( Лк. 10:27 ). Чтобы понять во всей полноте сию важную заповедь, для сего нужно рассмотреть: 1) Кто есть ближний наш? 2) Почему должны мы любить его? 3) Какова должна быть наша любовь к нему, и, наконец, 4) в каких действиях и поступках должна выражаться она? Кто есть ближний наш? Вопрос: Кто есть ближний наш? предложен был некогда Иисусу Христу одним Иудейским ученым. Ответ на оный заключается в Притче о благодетельном Самарянине ( Лк. 10:30–37 ), где ясно указано, что ближним нашим мы должны почитать каждого человека, кто бы он ни был. Ибо для Самарянина, которого Иисус Христос представил примером поведения в отношении к ближним ( Лк. 10:37 ), ближний был несчастный, нисколько ему не известный. Чтобы помочь ему, для этого он не считал нужным узнать наперед, кто он таков, друг или враг, Иудей ли, язычник или Самарянин. Он видел в нем человека, который имел нужду в помощи, и которому он мог подать помощь. Впрочем, невзирая на то, что все вообще люди суть наши ближние и все имеют право на нашу любовь, на некоторых мы должны смотреть, как на ближайших, и оказывать им преимущество пред другими в наших отношениях к ним. Таковы суть: наши родители, родственники, друзья, благодетели, сограждане, единоверцы, с которыми мы соединены теснейшим союзом, нежели с другими. Так, Господь Бог , предписывая Израильтянам обязанности к ближним, прежде всего внушает им обязанность в отношении к родителям, полагая ее в основание всех прочих обязанностей. Сие внушает нам и пример Иисуса Христа, который, умирая на кресте, заботился о своей Матери и поручил ее нежному попечению возлюбленного Ученика своего; сие внушает нам и Апостол Павел, когда говорит: Аще кто о своих, паче же о домашних своих не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть ( 1Тим. 5:8 ); и в другом месте: Дондеже время имамы, да делаем благое ко всем, паче же присным в вере ( Гал. 6:10 ). Это замечание нужно для нас потому, что по ограниченности сил наших мы не можем оказывать деятельной любви и пособия всем вообще людям. Почему должны мы любить ближнего?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010