Апостол Павел заботится о том, чтобы между членами Церкви царили добрые взаимоотношения: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотою»(1Тим.5:1–2). В 1Тим. целый параграф посвящен вдовам: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц» (1Тим.5:3–16), не тех, кто занимается домом, детьми и внуками (1Тим.5:4). Апостол много пишет о том, кто такая истинная вдовица: она одинока, предает себя Богу и посвящает дни и ночи молитве (1Тим.5:6). Женщина может быть отнесена к разряду вдовиц, если ей не меньше шестидесяти лет, и она была жена одного мужа (1Тим.5:9). Вполне вероятно, что здесь идет речь о церковной институции: возможно, эти вдовы выполняли какое-то церковное служение. Относительно молодых вдовиц апостол пишет, что они не должны быть «праздны, болтливы» и «говорить, что не должно» (1Тим.5:13): пусть «вступают в брак, рожают детей…» (1Тим.5:14). Один параграф посвящен тому, как прилично выглядеть женщине. Их внешний вид должен быть скромным, «со стыдливостью и целомудрием», им не подобает украшать себя «плетением волос, золотом, жемчугом, многоценною одеждой» (1Тим.2:9). Во время собраний общины «женщины должны быть в безмолвии» ( 1Тим.2:11 ); ей не позволено учить на этих собраниях (1Тим.2:11–12; ср. 1Кор.14:34–35). В более коротком Послании к Титу один параграф повествует о пресвитерах-епископах (Тит.1:5–9). В отдельный отрывок собраны советы верным, старцам, пожилым женщинам, молодежи, рабам ( Тит.2:1–10). Было бы неверным на основании описанной в Пастырских посланиях иерархической структуры церковных общин делать вывод о поздней датировке этих посланий. Напротив, подобная структура кажется типичной для 60-х годов. Все свидетельства Нового Завета о церковной иерархии Первоначальная иерархия Известно, что иерархическая организация возникла в Церкви постепенно. Наряду с апостолами, основавшими Церкви, очень рано появились пророки, основной ролью которых была проповедь во имя Божие, и учителя (διδσκαλοι), вероятно, отвечавшие за наставление новообращенных: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28; ср. Еф.4:11). Как сообщается в Книге Деяний, богослужение возглавлялось пророками и учителями (Деян.13:1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Это хождение Апостол изображает в гл. III и IV. Дальнейшее развитие лжеучения в том же направлении отмечают послания Апостола Павла к Тимофею. Важнейшие черты лжеучения, как они представлены здесь, следующие. Лжеучители посланий к Тимофею несомненно стоят на иудейской почве: они желают быть законоучителями, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают, а потому незаконно употребляют закон ( 1Тим.1:7–8 ; cp. Тит.1:10, 14, 2:9 ). Но, как и колосские лжеучители, они не выдерживали чисто законнической точки зрения и не были представителями фарисейского направления. Здесь заметно тоже увлечение аскетизмом, каким отличались колосские лжеучители: запрещение вступать в брак и употреблять известные роды пищи ( 1Тим.4:3 ; ср. Тит.1:13–14 ). Наряду с аскетизмом Апостол указывает в лжеучителях и черты, рисующие их нравственный облик: это – люди в высшей степени развращенные, хотя и прикрываются видом благочестия, чтобы извлечь отсюда для себя пользу ( 2Тим.3:2–9, 13 ; 1Тим.4:1, 6:5 ); они оставили путь нелицемерной веры и благой совести и намеренно противятся истине ( 1Тим.1:5, 19, 6:3 ; 2Тим.3:8 ); они горды, гнусны и непокорны, неспособны ни к какому доброму делу ( 1Тим.6:4 ; Тит.3:16 ). Их учение ведет только к нравственному разложению общества и даже внесло гибель в христианские семейства ( 2Тим.2:14 ; 1Тим.6:4 ; ср. Тит.1:11 ). И эти лжеучители с практическими требованиями, разрешающимися иногда в нравственное развращение, соединяли теоретическое учение. «Дух ясно говорит, – пишет Апостол, – что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая, духам обольстителям и учениям бесовским»... ( 1Тим.4:1 ). «Я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» ( 1Тим.1:3–4 ; ср. Тит.1:16 : «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются»). «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь погодного пустословия и прекословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» ( 1Тим.6:20–21 ). И наименование ψεδνυμος γνσις, содержанием которого служат басни и родословия, несомненно стоящие в тесной связи с учением колосских лжеучителей о духах, и аскетизм, также, вероятно, основанный на дуалистических воззрениях, равно как и нравственный либертинизм, позволяют видеть в посланиях к Тимофею указание на представителей гностического направления, развившегося под влиянием тех же воззрений, какие уже отмечены в речи о колосских лжеучителях 238 . Замечательно, что, переходя к речи об отступниках. Апостол Павел указывает Тимофею на великую благочестия тайну: «Бог явися во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Это утверждение еще больше, чем данные в послании к Колоссянам, убеждают в том, что заблуждения относительно таинства воплощения развивались и распространялись среди малоазийских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» ( 1Тим.5:1–2 ). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины ( 1Тим.5:16 ). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам ( 1Тим.5:14 ). б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25) Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор.15:4 ) и «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ). Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» ( 1Тим.5:20 ). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Аналогичные качества предъявляются к диаконам ( 1Тим.3:9–10 ) и женам ( 1Тим.3:11 ), под которыми надо разуметь диаконисс (в русском переводе излишне прибавлено после «Равно и жены» местоимение – «их», отчего получается, будто речь идет о женах диаконов. Но тогда непонятно, почему Апостол оставил без внимания жен епископов и пресвитеров? Речь здесь и не просто о женщинах, т.к. непонятно было бы, к чему среди речи о служащих в Церкви вести речь о них? Значит, речь здесь о служащих женах, каковыми были в древности диакониссы. Шестой Вселенский Собор дает правила о их торжественном поставлении ( А.П. Лопухин , Толковая Библия , т. XI, II., 1912, стр. 395). Диакониссы разносили по домам причастие, заботились о столах, служили при крещении, миропомазании женщин; они и сейчас существуют в роли псаломщиц, но с меньшими полномочиями (см. 5, 9). Апостол добавляет лишь те качества, которые наиболее нарушались диакониссами в связи со спецификой их особого служения: «не клеветницы, трезвы, верны во всем» ( 1Тим.3:11 ). 4. Общие наставления пастырям (1Тим.3:14–4, 16) а) Что составляет высшую вероучительную истину ( 1Тим.3:14–16 ) Отлагая подробные наставления Тимофею до будущей личной встречи, ап. Павел кратко сообщает ему, «как должно поступать в доме Божием», который он называет « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Церковь , таким образом, есть «дом Божий», жилище Божие, поэтому она во всех своих действиях исполнена святости, благодати и истины. Основанная на Христе, абсолютной Истине, она есть «столп и утверждение истины», т. е. осуществление и хранение божественной истины в реальной исторической действительности. В ней открылась «великая благочестия тайна» – тайна спасения человеческого рода, которую Апостол изобразил в шести положениях о Христе: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Это своего рода символ веры апостольского времени, высшая истина, оберегаемая Церковью . Сама же Церковь является высшим авторитетом для пастыря в вопросах вероучения ( 1Тим.3:15 ). б) О лжеучителях «последнего времени» (1Тим.4:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

а) Относительно церковной молитвы ( 1Тим.2:1–8 ) Ап. Павел преподает Тимофею и всем пастырям главнейшую заповедь: «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ), т. е. совершать всякого рода молитвы: просительные, благодарственные, причем не только о себе и единоверцах, но и за языческие власти. Этим самым низлагаются ложные мнения о христианах как врагах государства, устраняется повод к ожесточению против них, и для христиан становится возможным проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим.2:2 ). Сами враги христианства становятся лучше через молитву о них. Молитва за врагов есть выражение самой сущности христианства, ибо Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Ради этого Христос, будучи Сыном Божиим, восприняв в Себя человечество и предав Себя «для искупления всех» ( 1Тим.2:6 ), стал «один Посредник между Богом и человеками» ( 1Тим.2:5 ). Христос назван «единым Посредником» (mesiahz) – посредник, по-славянски «Ходатай» – в смысле единого Спасителя всех, так как Он, восприняв в полноту Своего Божества полноту всей человеческой природы, смог и искупить ее. Христос стал посредником в деле примирения человечества с Богом. Но принятие «посредника» не вполне выражает значение подвига Иисуса Христа, потому что посредничество предполагает равенство примиряющихся, что исключается в данном случае. Поэтому более соответствует лицу Иисуса Христа понятие о Ходатае, Поручителе о виновных, Который принимает на Себя их ответственность. Назван же Он «человеком» потому, что Ходатаем (в искуплении) Он стал, восприняв человечество и пострадав в нем. Апостол также указывает, что молитвы в церковных собраниях должны возглашать «мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), т. е. твердые в вере и нравственно чистые, разумеется, получившие на это право и благодатный дар через рукоположение. б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (1Тим.2:9–15)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава 5 1Тим.5:1 .  Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев. 1Тим.5:2 .  Стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. «Старца не укоряй, но умоляй якоже отца». Апостол разумеет здесь не иерея, но преклонного летами. Это дают видеть и последующие слова. «Юношы, якоже братию: старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою». Поскольку, кому вверены души, тому необходимо беседовать и с юными женами, то Апостол не без нужды присовокупил: «со всякою чистотою», чтобы при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством или зрения, или слуха. Потом снова обращается к учению о церковных чинах. 1Тим.5:3 .  Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 1Тим.5:4 .  Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 1Тим.5:5 .  Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь. «Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще ли кая вдовица чада или внучата имать, да учится прежде свой дом благочестиво устроити и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь». Вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением. Они же, как освобожденные от забот, имеют у себя одно дело – пребывать всегда в божественных молитвах. А имеющим у себя чад или внуков надлежит иметь попечение о них и воздавать им тою же попечительностию, какою сами пользовались от отцов, чтобы вознаграждение, следовавшее родителям, передать детям и от них восприять за то их услугами. 1Тим.5:6 .  А сластолюбивая заживо умерла. «Питающаяся же пространно, жива умерла». Неумеренностию в пище подавляет она в себе разумную силу и делает, что сила сия в теле ее, как в гробе каком, остается неподвижною. 1Тим.5:7 .  И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава V Отношение Тимофея к старым женщинам и мужчинам (1–2). Отношение к вдовам (3–16). Тимофей и пресвитеры (17–20). Заключение пастырских наставлений (21–25). 1Тим.5:1 .  Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 1Тим.5:2 .  стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по-разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по-греч. здесь поставлено слово πρεσβτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты ( старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. « Со всякою чистотою». В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий. 1Тим.5:3 .  Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 1Тим.5:4 .  Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 1Тим.5:5 .  Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим.5:6 .  а сластолюбивая заживо умерла. 1Тим.5:7 .  И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть « истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы. « Они прежде пусть учатся»… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах ( Иоанн Златоуст , Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» ( μανθαντω). « Почитать свою семью» – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки ( εσεβεν) и возрастали в почтении к предкам ( τ. προγνοις – по-русски неточно: « родителям».)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На Крите у Тита широкие апостольские полномочия. Павел оставляет его там, чтобы он – …довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). В 1Тим. и Тит. подробно перечисляются те качества, которыми должен обладать человек, облеченный церковной властью: 1Тим.3:1-7 . Тит.1:6-9 . В обоих текстах настойчиво подчеркивается, что кандидат на епископское служение должен быть совершенно бескорыстен: корысть может погубить все пастырские таланты и дарования. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем  – наставляет Павел Тимофея. –  А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6:8 . Ср. 3:3). О том же самом – к Титу: Епископ должен быть… не корыстолюбец ( Тит.1:7 ). Видимо, корыстолюбцем был упоминаемый во 2Тим. Димас. Автор послания сетует о нем: Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Но епископы как преемники апостолов поставлены не только управлять, но и учить. Об этой их функции немало говорится в пастырских посланиях. Например: Епископ должен быть… учителен ( 1Тим.3:2 ). Епископ должен быть… держащимся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7,9 ). Трудящиеся в учительстве «пресвитеры» (опять же имеются ввиду епископы) заслуживают поощрения: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Также: 1Тим.4:7,13,16; 6:20-21 . Тит.2:7-8 . Ср. Деян.6:4 . Завершим этот небольшой обзор цитатой из Первого послания к Тимофею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они находятся на оборотной стороне священнического креста, возложенного на нас в день поставления во пресвитеры: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Заключение

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Апостолы Павел и Варнава, проходя по малоазийским городам: Листре, Иконии и Антиохии, и утверждая учеников своих в вере, поставляли им пресвитеров для каждой церкви чрез священное руковозложение, как это видно из Деяний Апостольских: рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали ( Деян.14:23 ). Поставивши Тита епископом критским, апостол Павел потом писал, что Тит не только должен был заступать его место, но и сделать то, чего сам Апостол не успел исполнить. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров , как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Тот же Апостол к ефесскому епископу Тимофею писал, с каким уважением должно относиться к пресвитерам: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17–18 ). Эти слова свои Апостол подтверждает свидетельством Писания как ветхозаветного ( Втор.25:4 ), так и новозаветного ( Мф.10:10 ). Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим.5:19 ; Втор.19:15 ). Обязанности пресвитеров состояли в научении народа ( 1Тим.5:17–18 ), в совершении таинств ( Иак.5:14 ) в зависимости от епископа ( 1Тим.5:19–20 ) и пасении стада Божия ( Тит.1:5 ; 1Пет.5:1, 2 ; Деян.20:18, 11:30 ). Первая и высшая иерархическая степень епископская получила своё происхождение тоже во времена апостольские. Епископы имели своею обязанностью назидать свою паству евангельским учением и примером своей жизни ( 1Тим.4:12 ), совершать священнодействия, необходимые для спасения человека, или таинства ( Мф.28:19–20 ; 1Кор.4:1 ), рукополагать епископов, пресвитеров и диаконов, судить и награждать их, и управлять церковью ( 1Тим.3:1–15, 4:14, 5:17–22 ; Тит.1:5 ). Богоучрежденность епископского чина и его отличие от пресвитерского и диаконского можно видеть из Деяний и Посланий апостольских и Писаний мужей и учеников апостольских. В Деяниях апостольских рассказывается, что в антиохийской церкви было несколько богодухновенных учителей и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в неведении моем совершал я против церкви Его и в неверии. 1Тим.1:14 . Но ...преумножилась благодать... Господа нашего... с верою и любови ю, [которая] во Христе Иисусе: то есть преумножилась во мне та вера, которую я гнал, – и преизобильно излилась на меня любовь Иисуса Христа, Коего некогда я хулил. 1Тим.1:15 . Верно это слово... и всякаго принятия достойно, что... Иисус... Христос пришел... грешников спасти, как и Сам Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Лк.5:32 ). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава [первый... из] грешников. 1Тим.1:16 . Но для того... помилован... я, чтобы... во мне, чрез обращение меня, показал... Иисус Христос ... все долготерпение Свое. Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников, кои имеют у веровать Ему, дабы и они, подобно мне, снискали себе жизнь вечную. 1Тим.1:17 . Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава... и... честь... во веки веков. Аминь. 1Тим.1:18–19 . Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал... ты в них добрым воинствованием, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный ( Деян.9:15 ), – или же ему дано пророчество, – почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, – и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. 1Тим.1:20 . Из таковых один есть Именей и другой Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010