Евр. 6:1 . Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога. Еф.5:26 . Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; Примеч . Этими словами сектанты силятся доказать, что очиститься можно только посредством слова, а не воды. Здесь апостол указывает на слова, какие должно произносить при крещении. Выражение посредством «слова» стоит отдельно от выражения «банею водною» и указывает, что эти выражения не тождественны (а различны). «Баня водная» –это вода обыкновенная, а «слово» – это слова, произносимые при ( погружении в воду крещаемого: «во имя Отца и Сыиа и Святого Духа». Отсюда выражение «очистить банею водною по средством слова» означает – очистить святым крещением, в котором, при троекратном погружении в воду (ба нею водною), произносятся слова: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (по средств. слова) Мф. 28:18–19 , ср. Деян. 2:41. 22:16 . Мф. 28:18. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе, и на земле. 19 . Итак, идите, на учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Деян. 2:41 . И так охотно принявшие слово его крестились; и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. Деян. 22:16 . И так, что ты медлишь? Встань, крестись, и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса. Иов.9:30 .Хотя бы я, омылся и снежною водою, и совершенно очистил руки мои, 31 . То и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои. Иер. 2:22 . Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Примеч . Приведенные ветхозаветпыя места свящ. Писания сектанты выставляют против необходимости водного крещения. Бесплодность «омовений» снежною водою, а равно «мылом и щелоком» нисколько не подрывает достоинства христианского крещения в «чистой воде» срав. Евр. 10:22 ; это высказано было в то время, когда еще не было «посредника» между Богом и согрешившими людьми, а следовательно, не было и Христова крещения: Иов. 9:33 : 1Тим. 2:5 и 1Тим. 3:5 . Притом высказано было не относительно будущего (христианского крещения), а относительно современного состояния Иова («я омылся») и народа изральского («ты умылся»). В этом месте, действительно, слово «вода» следует понимать в переносном смысле, что видно из следующего 39 ст. Но что этим не дается права понимать в переносном смысле и другие места св. Писания о водном крещении – это видно из Слов самого Господа: Ин. 3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

119. В каком из этим четырех как бы возрастов благодать возрождения застанет известного человека, тогда ему и отпускаются все прошлые грехи, и виновность, приобретенная вместе с рождением, снимается возрождением. И такое большое значение имеет то, что «Дух дышит, где хочет» ( Ин. 3:8 ), что некоторые не узнают того второго рабства под законом, но одновременно с заповедью начинают иметь божественную помощь. 120. Прежде чем человек может стать способным воспринимать заповедь, он необходимо живет сообразно с плотью; но если он уже омыт таинством возрождения, то ничего не теряет, если и теперь отойдет из этой жизни. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, ...чтобы владычествовать и над живыми и над мертвыми» ( Рим. 14:9 ); и не будет держать царство смерти того, за кого умер Он, свободный среди мертвых ( Пс. 87:6 ). 121. Итак, все божественное учение направляется к любви, о которой апостол говорит: " цель же назидания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» ( 1Тим. 1:5 ). Итак, цель всякой заповеди есть любовь, то есть всякая заповедь направляется к любви. Если же или из страха наказания, или по какому-нибудь плотскому побуждению бывает так, что она (заповедь) не направляется к той любви, которую изливает Дух Святой в сердца наши ( Рим. 5:5 ), то она еще не исполняется надлежащим образом, хотя и кажется, что исполняется. Любовь эта есть именно любовь к Богу и ближнему; и именно «на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:40 ). Возьми Евангелия, возьми апостолов; ведь не откуда-нибудь еще – этот голос: »цель назидания есть любовь ( 1Тим. 1:5 ) и «Бог любовь есть» ( 1Ин. 4:16 ). Следовательно, все, что заповедует Бог, например: «не прелюбодействуй» ( Мф. 5:27 ), и все, что не повелевается, но предлагается в качестве совета, например: «хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор. 7:1 ), – все это правильно исполняется тогда, когда направляется к любви Бога и ближнего ради Бога, и в этом веке, и в будущем; Бога – теперь, посредством веры, тогда, посредством виденья, и самого ближнего – теперь, посредством веры. Ибо мы, смертные, не знаем сердца смертных, тогда же «осветит Господь скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и... каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ); потому что предметом похвалы и любви одним ближним в другом будет то, что в целях открытия будет освещаться Самим Богом. Похоть же уменьшается по мере возрастания любви до тех пор, пока эта последняя дойдет здесь до такой высоты, больше которой уже ничего не может быть: " большей же любви никто... не имеет, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). Там же, где не будет никакой похоти, кто укажет, какова там будет любовь? Ведь когда не будет никакого притязания со стороны смерти, тогда будет высшее совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Речь идёт, как мы видим, об очень важном библейском термине. Моногамия здесь уподобляется одной плоти, возвращая нас к повествованию о сотворении человека Богом (см.: Быт.1:27; 2:21–22 ). Ведь выражение «взял одно из ребр его» ( Быт.2:21 ), которое описывает процесс сотворения женщины, должно быть переведено более корректно: от природы Адама берётся часть, половина, бок или грань, и создаётся жена. В еврейском варианте в тексте стоит выражение («миццалота») производное от (цела) – «ребро, сторона , бок», что подтверждает и Септуагинта μαν τν πλευρν ατο (πλευρ – «бок»). Поэтому брак в таком смысле есть восполнение и единение человеческой природы, естественно, что никакого единства и никакой одной плоти не может быть между одним мужем и несколькими жёнами или наоборот. Смысл слов Откровения Божьего однозначен: одна плоть в браке – это один муж и одна жена, никакой второй, третьей и четвёртой плоти для человека не предусмотрено Творцом. Как одно тело у человека, так и один брак. Об этом, в частности, мы найдём у апостола Павла: Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь ( Еф.5:28–29 ). Само учение Господа Иисуса Христа и его разъяснение святыми Апостолами ставит отношения супругов в браке на высшую нравственную высоту. Господь запрещает развод супругов и уравнивает мужчину и женщину в плане ответственности за распад семьи (см.: Мф.19:3–12 ; Мк.10:2–12 ), чего, кстати, не было в Ветхом Завете (см.: Втор.24:1 ). В апостольских посланиях также единственно возможной для христиан формой брака провозглашается моногамия, что однозначно следует из текстов посланий апостола Павла (см., например: 1Кор.6:9; 7:1–11 ; Еф.5:22–23 ; Евр.13:4 ). Вдовы, которые получают помощь от Церкви, должны быть женою одного мужа ( 1Тим.5:9 ). В отношении епископов, пресвитеров и диаконов утверждается установление муж одной жены ( 1Тим.3:2, 12 ; Тит.1:6 ). Поэтому никаких иных вариантов, кроме как допущение только одного брака в отношении христиан в Новом Завете не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

· Священное Предание – Деян.16:4 – они предавали верным... (не письменно, а духовно и устно); Ин.21:25 – миру не вместить бы написанных книг...; 2Фес.2:15 – стойте и держите предания...; Ин.20:30 – не написано в книге сей...; 1Кор.11:2 – держите предания...; 2Кор.3:3 – вы – письмо Христово,... написанное не чернилами, но Духом Бога живаго... (не письменно, а духовно и устно); Евр.6:2 – учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... (подробности этих священнодействий здесь не раскрыты, но известны православным); Мк.1:15 – веруйте в Евангелие (до написания книг Нового Завета!)...; 2Тим.2:2 – что услышал от меня...; Мф.13:11 – вам дано познать тайны Царства Небеснаго, тем же не дано... (какие тайны – в тексте не указано); Кол.3:16–17 – делали словом или делом...; 2Ин.1:12 ( 3Ин.1:13–14 )- поговорить устами к устам...; 2Фес.3:5 – Господь же да направит ваши сердца... (не письменно, а духовно и устно); Мф.15:7–10 – уча учениям, предписаниям человеческим... слушайте и разумейте...; Мф.28:20 – уча их соблюдать все, что Я заповедал вам... (не письменно, а духовно); Иуд.3 – за веру, раз навсегда преданную святым (до написания книг Нового Завета!)...; Кол.1:5–7 – слышали раньше в слове истины... как научились... (не письменно, а духовно и устно); Ин.1:34 – я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий... (не письменно, а духовно и устно); Мк.4:11 – и говорил им: вам дана тайна Царства Божия... (не письменно, а духовно и устно); Деян.1:3 – которым Он и показал Себя живым, по страдании Своем, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием...; 8:12 – благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа...19:8 – он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием... (не письменно, а духовно и устно); 28:23,31 – говорил им, свидетельствуя о Царстве Божием, и убеждая их об Иисусе... проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе... (не письменно, а духовно и устно); 1Тим.6:20 – вверенное тебе сохрани... (не письменно, а духовно и устно); 2Петр.1:20 – ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения...; 3:16 – во всех посланиях... есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной гибели... (понимается лишь в Священном Предании); 1Тим.2 :.6 – таково было в свое время свидетельство...; Откр.3:3 – вспомни, что ты принял и слышал, и храни... (не письменно, а духовно и устно).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ис.66:22 . «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше». Объяснение. Что это пророчество относится не ко времени после Страшного суда, когда будет новое небо, видно из следующего 23 стиха этой же главы. Значит, поклонение Богу и телом и духом будет и должно совершаться до страшного суда. И только после страшного суда, когда не будет уже смены дня и ночи, недель и месяцев, явится новый порядок Богопоклонения: Откр.21:23–25:22:5 . Мал.1:11 . «От востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф». Объяснение. Ветхозаветное поклонение было тесно связано с жертвой: Быт.12:7:22:5 . Жертвоприношения приурочивались к одному определённому месту: Лев.17:3–9 ; Втор.12:5–14 ; 3Цар.8:16 ; 1Пар.22:1 . Но с пришествием Мессии это определённое для всех место поклонения Богу и жертвоприношений не должно иметь значения, ибо это поклонение свободно в отношении места, как свободен дух, т.е. везде: Мк.11:17 ; 1Тим.2:8 ; Ин.4:21 . Всё же христианская жертва и во времена апостолов приносилась на известных жертвенниках, отличных от жертвенников ветхозаветных: Евр.13:10 ; 1Кор.10:18 . Приносилась в известных помещениях, отличных от жилых людских помещений: 1Кор.11:22 . Эти-то дома, начиная с Сионской горницы ( Мк.14:15 ), в которой Христос установил таинство святого Причащения, и были первыми христианскими домами молитвы, или храмами. Основные места Священного Писания в учении о поклонении Богу, которые необходимо заучить наизусть 1Кор.6:20 . Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. Рим.12:1 . Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 1Тим.2:8 . Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Признак апостольских Преданий а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6 . б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9 . в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь , ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10 ; Еф.2:20 . Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7 . В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания Лк.1:2–4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 ; 2Тим.1:13:2:2 , иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2 . Деян.1:1–2 . «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала. До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал». Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2 , а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25 . Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24 ; 1Тим.4:14 ; Тит.1:5 . Деян.13:46 . «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

обрезание, принесение жертвы, необходимо и для христиан. Против них в своих послания Ап. Павел и учит, что для христиан необходимо для спасения неисполнение обрядовато закона Моисеева, а вера в Господа Искупителя. Но и при этом Апостол разумеет под верою не простое принятие учения Христова умом, но веру живую, действующую любовию ( Гал.5:6 ), и посему убеждает верующих жить достойно Бога, во всем угождать Ему и приносить плод во всяком деле благом ( Кол.1:10 ), упражняться в благочестии ( 1Тим.4:7 ), обогащаться добрыми делами ( 1Тим.6:18 ), и напоминает, что всем должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Так и Ап. Павел, как вы видите, братие, учит о необходимости любви и сообразных с нею добрых дел для нашего спасения. Как не довольно для христианина одной веры, без любви и добрых дел, так, братие, нельзя спастись одною любовию и добрыми делами без веры. Каждый человек прежде всего должен любить Господа Бога, а Он есть существо непостижимое, и посему для того, чтобы любить Его, нужно веровать в Него. Так и учит Ап. Павел, когда говорит «без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Нужно также веровать, братие, в Господа Иисуса Христа, нас ради пострадавшего и во все учение Его. Выше говорили мы с вами, братие, что добрые дела необходимы для нашего спасения, но они необходимы не сами по себе, а как свидетельство и выражение нашей веры. Мы не должны ставить их в заслугу себе, ибо, по ясному учению слова Божия, спасение человека есть дар Божий, и подается человеку по вере в Господа Иисуса Христа. Никтоже может прити ко Мне, говорил Господь Иисус Христос, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин.6:44 ). Апостол Павел писал Ефесянам благодатию (бо) есте спасени чрез веру и сие не от вас Божий дар не от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ). Тот же Апостол писал Тимофею спостражди благовествованию Христову, по силе Бога, спасшого нас и призвавшого званием святым, не по делом нашим, но по своему благоволению и благодати данней нам о Христе Иисусе ( 2Тим.1:8–9 ) и Титу егда (же) благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святого ( Тит.3:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В святых водах Крещения человек омывается от первородного греха и, если он крестился взрослым, он полностью очищается от содеяных грехов; но потом он по немощи человеческой может впадать в новые согрешения. Снисходя к этой нашей немощи, Господь и установил святое Таинство Покаяния, чтобы в нем мы, как во втором крещении, снова и снова очищались от содеянных грехов, которые нам отпускает через пастырей Сам Бог. Господь Иисус Христос еще во время Своей земной жизни обещал апостолам дать власть прощать и оставлять людям грехи. Сначала Он обещал эту власть апостолу Петру, когда тот исповедал, Его Сыном Божиим ( Мф.16:18–19 ), а потом и всем остальным апостолам, когда повелел отлучать нераскаявшихся грешников от Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:17–18 ). Явившись ученикам после Своего воскресения, Господь действительно даровал им эту власть и таким образом установил святое Таинство Покаяния: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... приими- те Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Апостолы, выполняя волю Господа, пользовались дарованной им властью – принимали верующих, исповедывавшихся и открывавших им дела свои ( Деян.19:18 ), отлучали тяжких грешников, как например, коринского кровосмесника ( 1Кор.5:1–5 ), Именея и Александра от общения церковного ( 1Тим.1:20 ) и разрешали снова принимать в общение ( 2Кор.2:10 ). Апостолы передавали эту власть своим преемникам, епископам ( 1Тим.5:19–22 ), а те, через рукоположение, священникам. Мирянам же такой власти не дано. Следовательно, там, где нет законных пастырей, не может быть и Таинства Покаяния, не может быть прощения грехов. Протестанты отрицают покаяние как Таинство, отрицают необходимость исповедания грехов перед священником, считая, что каяться надо только перед Богом, как каялся Давид. Действительно, в сердце своем мы должны постоянно сокрушаться о содеянных грехах, молить Бога о прощении, о помощи, об очищении от греховной скверны, и чем ближе человек к Богу, тем сильнее в нем ощущение своей греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Плодами покаяния Святая Церковь называет сокрушение в содеянных грехах, молитвы, слезы, выражение любви к Богу и ближним. Грешные души могут получить облегчение не в силу собственных заслуг или через раскаяние, что после частного суда невозможно, но через благотворения и молитвы, совершаемые живыми за умерших, особенно на литургии. Это учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с покаянием, получить облегчение и даже освобождение от мучения основано на Слове Божием. Святые апостолы заповедуют нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). Но так как живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни ( Рим.14:8 ), то мы должны молиться за наших ближних и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда через смерть переселяются в другой мир. И особенно много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Как и всякая наша молитва к Богу, молитва за ближних, живых ли, умерших ли, может быть угодна Ему, сильна и действенна только тогда, когда она возносится во имя Господа Иисуса Христа ( Ин.14:14 ), Который един и посредник между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ). Но Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес Ему на Кресте в жертву Самого Себя – собственное тело и собственную кровь ( Евр.9:14,26 ). В Таинстве Евхаристии и сейчас приносится Богу та же самая Жертва, преломляется то же самое Пречистое Тело нашего Искупителя за жизнь мира ( Ин.6:51 ), проливается самая Честная Кровь Его во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Поэтому Господу угодна наша молитва за усопших, когда мы соединяем ее с приношением Бескровной Жертвы. Отпущение грехов усопшим возможно и после их смерти: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:32 ). Кроме того, святой Иоанн Богослов прямо и ясно говорит, что Господь Иисус имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), то есть может открывать ад и освобождать оттуда грешников. Не имея возможности для покаяния, они могут получить это освобождение только по ходатайству за них перед Господом живущих на земле близких и силой молитв Церкви. Святые отцы и учителя Церкви признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение молитв и милосердия, особенно церковных молитв и Бескровной Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Мы в отчаянных обстоятельствах... мы гонимы... низлагаемы... всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса ( 2Кор.4:810 ). Но вместе с этим θλψις является естественно необходимым состоянием органической жизни. Таковы скорбные обстоятельства безгрешного брака ( 1Кор.7:28 ). Таковы же скорби тела тлеющего, т. е, изживающего в трудах и болезнях свои органические силы ( 2Кор.4:1617 ). Таковы же были скорби Господа нашего Иисуса Христа ( Кол.1:24 ). Который быль язвен за грехи наши и мучим за беззакония наши: Он был распят в немощи ( 2Кор.13:4 ). Все это побуждает человека сознавать свою беспомощность и по инстинкту самосохранения чувствовать страх и трепет ( 1Кор.2:3 ). Смертное было бы преходящим свойством человеческого тела и никогда не имело бы конкретного обнаружения, если бы состояние человеческой души было вполне нормально и возникшая жизнь не оставляла бы своего естественного русла: На сие самое и создал нас Бог , чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:5, 4 ). А так как жизнь сосредоточивается в душе и ею оживляется тело, то душа и должна была обратиться в неиссякаемый источник жизни для своего тела. На примере последнего Адама мы видим, что и сама душа в этом случае должна была возвыситься до состояния животворящего духа ( 1Кор.15:45 ). Нормальное течение жизни прерывается в настоящее время смертью . Естественно доживет народонаселение земного шара в день Христов, когда никто не умрет, но все изменятся, так как мгновенно произойдет процесс поглощения смерти жизнью. Хотя во Христе обитает вся полнота Божества телесно, однако Он, прежде чем вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ) и оказался с телом славы ( Флп.3:21 ), явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): здесь подчеркивается необходимость закона постепенного развития: не духовное прежде, а душевное, потом духовное ( 1Кор.15:46 ). Сначала тело душевное, а затем тело духовное. Жизнь в ощущениях Чувственный опыт душевного человека отрицательно представлен апостолом Павлом в следующем выражении: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). φθαλμς οκ εδεν... В обычном своем состоянии глаз видит лишь лице во плоти ( Кол.2:1 ), т. е. покоится на плотяных и вообще на материальных объектах. Душа переполняется зрительными образами внешней действительности, и самая деятельность человека испытывает на себе их влияние. Господь сказал Моисею: смотри... сделай все по образу (k. t. τπον), показанному тебе на горе ( Евр.8:5 ). Моисею был показан Богом тип скинии, её модель. Он был обязан в точности воспроизвести ее, построив скинию, во всем подобную виденной. Здесь налицо не одно зрительное ощущение, но и зрительный образ и его репродукция, при помощи которой выполнено практическое дело постройки скинии, реализована однажды виденная модель. По аналогии с этим к душевной деятельности человека следует отнести деятельность художников, скульпторов, архитекторов и всякую иную, нуждающуюся в глазомере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010