Разделы портала «Азбука веры» Церковная дисциплина — обязательное для верующих подчинение требованиям установленных Церковью (в Церкви) законов и правил общего порядка. Духовная жизнь христианина подразумевает дисциплину чувств, мыслей, слов и поступков и распространяется на регулярное молитвенное делание, участие в церковных таинствах , соблюдение постов и т.д. Новый Завет ясно показывает, что мерам дисциплинарного воздействия принадлежит важное место в воспитании: ( 1Кор.5:1-13 ; 2Кор.2:5-11 ; 2Фес.3:6,14-15 ; Тит. 1:10-14 ; Тит. 3:9-11 ). Спаситель установил церковную дисциплину, уполномочив Своих апостолов запрещать или позволять определенные действия и поступки, «вязать и разрешать» грехи т.е. прощать или оставлять в силе ( Мф.18:18 , Ин.20:23 ). «Ключи царства», данные Петру и определенные как власть связывать и разрешать ( Мф.16:19 ), понимаются как полномочия священнослужителей. Среди церковных взысканий известны замечание, отлучение от Евхаристии и исключение из общины, которое описывается как предание согрешившего человека сатане, князю мира сего ( Мф.18:15-17 ; 1Кор.5:1-5 ; 1Кор.11:1 ; 1Тим.1:20 ; Тит.3:10-11 ). Не противоречит ли церковная дисциплина свободе человека? Свобода   воли  — одна из черт образа Божьего  в человеке, а раскрытие образа есть одна из главных задач христианского делания. Призывая людей в Царство Божье , Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения : «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ). Насколько же свобода воли христианина сочетается с церковной дисциплиной? Вопрос неоднозначный. Ответ на него во многом зависит от того, что, собственно, вкладывается в понятие «свобода». Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии , конечно же, недопустима (как, в принципе, недопустима вообще в любых человеческих обществах, где действуют нормы внутренних законов и традиций). Достаточно часто об ограничении свободы в Церкви  «сигнализируют» не христиане, но неверующие грешники. Мол, в Церкви нельзя делать то-то и то-то, и наоборот, то-то и то-то нужно выполнять даже тогда, когда не хочешь. В действительности же, ложно ощущая себя более свободными, нежели ревностные христиане, такие люди являются куда более ограниченными в возможности реализации личных свобод, и на деле более несвободными является именно они.

http://azbyka.ru/disciplina-cerkovnaya

Выпуск четвертый. Учение о надежде (Издание четвертое) 1. Христианская надежда Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Пс.117:8 –9. И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. ПС.49:15. Господь Иисус Христос, надежда наша. 1Тим.1:1 . Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 1Пет.1:13 . Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Евр.10:35 . Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Иер.17:7 . После учения о христианской вере мы, с помощию Божией, теперь приступим к изложению православного учения о христианской надежде. Уже в обыкновенной жизни надежда служит необходимым условием деятельности человека. Все, что мы ни делаем, что ни предпринимаем – все это бывает в силу надежды, делать что-либо без надежды, значит делать без цели, а это несогласно со здравым рассудком. То же должно сказать о значении надежды и в деле благоугождения Богу и спасения души. Кто не имеет христианской надежды, тот не может и благоугождать Богу, ибо не имеет цели и побуждения для этого благоугождения. Вот почему учение о христианской надежде столь же важно, как и учение о вере. Но как при изложении учения о вере, мы прежде всего определили, что называется верою, так и теперь, при изложении учения о надежде мы прежде всего определим, что называется надеждою. Вопрос этот тесно связан с вопросом о том, что значит надеяться на Бога, и если мы ответим на этот последний вопрос, то вместе с тем ответим и на вопрос, что называется надеждою. Итак, мы спрашиваем, что значит надеяться на Бога? Псалмопевец Давид говорит о надежде: «лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека; лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Здесь упование на Господа и надежда на людей сопоставляются друг с другом и изречение это иначе можно было бы выразить так: лучше надеяться на Господа, нежели уповать на князей. Смысл его от этого не изменится. Таким образом, слова надеяться и уповать на Бога у псалмопевца имеют одинаковый смысл, и потому на поставленный нами вопрос мы можем ответить так: надеяться на Бога значит уповать на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Разделы портала «Азбука веры» Лжепророки – ложные пророки , пророки, выдающие человеческие измышления и наветы падших духов за Божественное Откровение . На начало 3го тысячелетия по Рождеству Христову, самым известным лжепророком является Мухаммед , основатель ислама . Об их делах описано ещё в Ветхом Завете: « Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего » ( Иер.14:14 ). Христос призывал беречься лжепророков: « Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные » ( Мф.7:15 ) и предупредил, что « многие лжепророки восстанут и прельстят многих » ( Мф.24:11 ). Спаситель говорил: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их»  ( Мф.7:17 ). « Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире » ( 1Ин.4:1 ). «… В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским»  ( 1Тим.4:1 ); «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ). « Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема » ( Гал.1:8 ). Как относиться к лжепророкам? «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1-3 ). Примеры лжепророков согласно Священному Писанию:

http://azbyka.ru/lzheproroki

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 26. О блаженстве Бога После исследования всего того, что относится к единству божествен-ной сущности, мы подошли к вопросу о божественном блаженстве, в связи с чем будет рассмотрено четыре пункта: 1) принадлежит ли блаженство Богу; 2) относится ли то, вследствие чего Бога называют блаженным, к деятельности Его ума; 3) является ли Он сущностным блаженством каждого из блаженных; 4) включены ли в божественное блаженство все прочие блаженства. Раздел 1. Принадлежит ли блаженство Богу? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что блаженство не принадлежит Богу· Ведь блаженство, согласно Боэцию, «есть совершенное состояние, которое является соединением всех благ» 417 . Но в Боге, в Котором нет никакой составленности, не может быть никакого соединения благ. Следовательно, блаженство не принадлежит Богу. Возражение 2. Далее, согласно Философу, блаженство, или счастье, есть вознаграждение добродетели 418 . Но Богу не приличествует приписывать ни наград, ни заслуг. Следовательно, [не приличествует приписывать Ему] также и блаженство. Этому противоречат слова апостола [Павла]: «...которое 419 в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим. 6, 15 ). Отвечаю: блаженство принадлежит Богу, но особым образом. В самом деле, под блаженством надлежит разуметь не что иное, как совершенное благо разумной природы, способной сознавать полноту своего обладания благом, сведущую о существовании добра и зла и способную направлять собственную деятельность. Все это принадлежит Богу в наивысшей степени, особенно же – разум и совершенство. Поэтому блаженство принадлежит Богу в наивысшей степени. Ответ на возражение 1. В Боге наличествует соединение всех благ, но не составлено, а просто. В самом деле, как было установлено выше (4, 2; 13, 4), то, что в сотворенном является множественным, предсуществует в Боге просто и единовидно. Ответ на возражение 2. Быть вознаграждением добродетели принадлежит блаженству, или счастью, привходящим образом, в той мере, в какой тот или иной достигает блаженства, подобно тому как и быть рожденным принадлежит существующему привходящим образом, в той мере, в какой тот или иной приходит от возможности к действительности. Но как Бог имеет бытие, которое не является результатом рождения, так же точно Он имеет и блаженство, которое не является результатом заслуг Раздел 2. Называют ли Бога блаженным в отношении ума?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Первую книгу написал я тебе, друг латинянин, по поводу возбуждённого тобой вопроса о первой и неизвинительной хуле на Духа Святого, явно отделяющей Его от Божества, так как Он потому Началом имеет не Отца только, единый Источник Богоначалия, но и Сына - Которого точное ведение богословов называет и Богом, и Богоначалием, как и Самого Духа, но не называет и источником Богоначалия, так что очевидно усвояет Ему отличительное свойство Духа. И, думаю, ты уже убедился и не нуждаешься ещё в больших доказательствах, как человек разумный довольствуясь и одним, по пословице, и: " мудрый, приняв наставление, делается ещё мудрее " (Прит.9:9). Теперь же стану говорить тебе о второй хуле, подобной первой хуле, возводимой на Сына. Потому что тотчас когда исконный общий враг, ненавистник и противник правой Веры и сеятель еретических плевел, приманкой благоговения к Сыну прикрыв уду хулы на Духа, поймал тебя, живым уловив на крючок, и в сетях своих заключив, затем и кажущееся благоговение к Сыну уничтожает в тебе, подготовляя преступление и против честного тела Его через новоизмышленное священнодействие, именно через опресноки. Таков у него искони обычный ему способ прельщения. Потому что и Адама, оного первого человека, обольстив надеждой обожения, таким образом соделал преступником заповеди, отступником от Бога и лишённым рая, в одно и то же время обманувшимся в надежде и потерявшим блага, что были в руках. Но слово [Божие] повелевает нам не быть не знающими умыслов его (2Кор.2:11; 1Пет.5:8), да и закон божественной любви предлагает наставлять друг друга (Евр.3:13), напоминать о хитростях лукавого против нас и стараться взаимным вспоможением отражать врага без всякого успеха для него и насилия (Еф.4:25-27). Посему ныне ради самой истины, которой служим, оставим ведущие к спорам (1Тим.1:4) измышления или тонкие догадки - потому что нам, христианам, и предпринимающим доискиваться истины, не следует шутить и издеваться над божественными предметами, а больше для собственного обольщения, чем других, опорочивать истину; а поставив руководителем настоящего слова, направителем и судьёй, Самого истинного Бога нашего, рождённое от Отца прежде веков, а в последнее время и с нами пожившее во плоти Слово, Премудрость (1Кор.1:24), Путь (Ин.14:6), Жизнь (Ин.11:25), Свет (Ин.1:4), Истину (Ин.14:6), богоначальнейшего Иисуса, так уже приступим к решению предлежащего предмета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Скачать epub pdf Декабрь Ефрем Сирин, св. Толкование на послания св. апостола Павла: [Евр.10:38–13:22; 1Тим.; 2Тим.; Тит..]/Предисл., пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 4. 12. С. 295–364 (1-я пагин.). (Продолжение.) —295— обретается вера и терпение; если же кто колеблется и мучится сомнением оттого, что не приходит мздовоздатель, то не будет угоден он душе моей и в тот день ( Авв.2:3–4 ). Евр.10:39 . Мы же не пребываем в сомнении, которое вредит совершению подвига нашего и нас к погибели ведет, но в вере, коею совершаем приобретение души нашей 2876 и которая возвышает нас над всем. XI Евр.11:1 . Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде. Есть также и свидетели, удостоверяющие в ней. Это – люди древнего времени, в коих она открывалась, хотя её и не видно было у людей, живших в среднее время, между древним и новым. Есть и доказательство того, что она открывает невидимое. Какое же это доказательство? – Свидетельство о древних, то есть удостоверение Писания о вере, что именно ею свидетельствованы древние отцы. Итак, Апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без неё, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея или по преданию предшественников Моисея уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что всё это видимое 2877 произошло от того невидимого, 2878 то есть: или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом. —296— Евр.11:4 . Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поскольку вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, – так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. 2879 Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, – но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит 2880 ею, то есть свидетельствуется ею ( Быт.4:1 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXVIII. О праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия Господь Иисус Христос повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования: Лк.10:7 . И святые апостолы учили о праве благовестника содержаться от трудов благовествования: Гал.6:6 ; 1Кор.9:7:9–14 . Апостол Павел сам, хотя иногда и уклонялся от вознаграждения за проповеднические труды свои, но в других случаях хвалил тех, кто облегчал его житейские нужды: Флп.4:14–16 . А потому принятие добровольного вознаграждения за труды совершения треб священнослужителями вовсе не есть торговля благодатию, как суемудрствуют сектанты, а лишь законное право священнослужителей на пропитание их с семействами. Что касается внешних отличий священнослужителей от мирян, то должно заметить: 1) Возражение сектантов против благословения рукой пастыря не основано ни на чём. В этом случае пастыри поступают согласно с Священным Писанием ( Чис.6:22–27 ; Евр.7:7 ). Так же относительно целования благословляющей руки пастыря должно заметить, что пастыри не требуют этого сами от своих пасомых, но если последние делают это по вере в благословение Божие чрез пастырей, то и здесь нет ничего предосудительного. Сам Христос не отверг целования ( Лк.7:38–45 ), и апостол Павел пишет: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую почесть, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Несправедливо сектанты разумеют под длинной одеждой, указанной в Евангелии ( Мф.23:5 ; Мк.12:38 ), священническую рясу и это ставят в упрёк священнослужителям. Что священническая ряса не похожа на фарисейскую длинную одежду, можно видеть из того, что ряса на священнике, покрытом камилавкой и молитвенно распростёршем руки, имеет форму почти правильного четыреконечного креста; между тем этого не могло быть в одежде фарисеев, так как для иудеев (как и для сектантов) есть юродство и соблазн ( 1Кор.1:18:23 ). В приведённых местах осуждается не самая одежда длинная, а горделивое ношение её, – чванно можно носить и короткую одежду. Длинную одежду, именно милоть, носили святые пророки ( 4Цар.2:8–13 ). Носил и Сам Господь ( Ин.19:23–24 ); её «разделили на четыре части», так делить стоило только очень широкую одежду; от этой одежды и происходит священническая ряса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Демон, диавол Глава падших ангелов – диавол, или сатана а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: Сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию ( Лк.10:16 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): Ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). Князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ); в) владеет царством смерти: Как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). г) есть виновник нашего падения и искушений: ( Быт.3:1–6 ). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин.3:8 ). Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ); д) противится делу Божию: Мы, я Павел [и Силуан и Тимофей], и раз, и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана ( 1Фес.2:18 ). Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них ( Откр.12:7 ); е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: У неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ). Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его ( Мф.13:19 ). Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышать, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их ( Мк.4:15 ); ж) может принимать образ светлого ангела: Сам сатана принимает вид ангела света ( 2Кор.11:14 ); з) виновник отступничества: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2:9–11 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Благочестие Ты же, человек Божий… преуспевай в благочестии… Великое приобретение – быть благочестивым ( 1Тим.6:11,6 ) Милые дети! Образец для детства, в котором находитесь и вы, образец самый высокий, есть Господь наш Иисус Христос. Оп для того и сошел с неба, для того и жил на земле сначала как дитя и отрок, а потом как юноша и муж, чтобы всем возрастам, всем званиям и состояниям преподать пример добродетельной жизни и показать истинный путь к небу. Следовательно, Он есть образец и для детского и отроческого возраста. Историю детства Иисуса мы находим у евангелиста Луки, именно в том месте, где он говорит о путешествии двенадцатилетнего Иисуса со Своими родителями в Иерусалим ( Лк.2:40–52 ). Евангелие детства Иисуса по справедливости можно назвать вашим, дети, Евангелием. Оно кратко, и это, вероятно, для того, чтобы вы детским умом своим удобнее и скорее смогли воспринять его и запечатлеть в своем сердце. Оно кратко, и между тем в нем заключается все, чему хотел научить Иисус детей, что нужно им делать, чего желать и чему подражать. В этом Евангелии к вам приложимо в особенности следующее изречение Спасителя: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ). Как хотелось бы, дети, этот урок, преподанный вам Иисусом, поглубже запечатлеть в сердцах ваших! Для сей цели я хочу изложить вам это Евангелие в нескольких поучениях, ибо в нем так много содержится хорошего и полезного, что высказать все это за один раз невозможно. Сегодня из всего богатого содержания этого Евангелия хочу выделить только одну добродетель, самую главную, которой прежде всего должны быть научены дети, – это благочестие и набожность Иисуса, Его любовь к храму, или дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Его. У евреев был закон, по которому все мужчины обязаны были ежегодно три раза являться пред лицо Иеговы в Иерусалимском храме. Когда мальчик достигал двенадцатилетнего возраста, его признавали уже стоящим под законом, и с этого времени он должен был принимать участие в путешествиях на праздники в Иерусалим. Вот почему и Иисус по достижении этого возраста идет, как видим мы из Евангелия, вместе с родителями в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

IX. О поклонении Богу Истинными поклонниками должны называться те, которые воздают Богу поклонение, наиболее сообразное с природой как поклоняемого, т.е. Бога, так и поклоняющихся, т.е. людей. Нельзя поэтому утверждать, что поклоняться Богу должно только духом (Он есть Дух), а телом не должно (Он бестелесен). Поклонение должно быть сообразно не только с природой Того, Кому кланяются, но и с природой того, кто кланяется (всякое дыхание хвалит Господа, и, конечно, каждое так, как по природе ему свойственно). Душа и тело человека произошли от Господа и вместе пользуются Божиими дарами, следовательно, вместе они должны и поклоняться Богу, благодарить Его: 1Кор.6:20 . Вся жизнь человека должна быть служением Богу: 1Фес.5:17 ; Рим.12:1 . Правда, в составе человека душа важнее тела: тело без духа мертво: Иак.2:26 ; но поклоняться Господу мы должны и духом и телом: 1Кор.6:15:19 . Примеры поклонения духовно-телесного дал нам Сам Господь: Лк.22:41:44 ; Бог требовал и принимал такое поклонение: Мф.4:10:28:9 ; Лк.17:16–18 . Телом поклонялись и наставляли им служить Богу и апостолы: Еф.3:14 ; Деян.20:36 ; 1Тим.2:8 . Из Откровения мы видим, что и в потустороннем духовном мире существует как бы телесное Богопоклонение: Откр.4:10–11 . Наконец, припомним евангельский рассказ о поклонении Богу фарисея и мытаря, из которых первый молился внутренне, сам в себе: Лк.18:11 , а второй выражал свою молитву во внешних действиях: ст.13. Кто из них оправдан? Отвергающие внешнее Богопоклонение сами себе не верны: ведь они читают же молитвы вслух, наклоняются, коленопреклоняют, руки прикладывают к груди, отсюда ясное доказательство, что человек, заблуждающийся умом, хотя и отрицает теоретически телесное Богопочитание, вопреки природе, но на практике выполняет то, что отрицает. Итак, истинные поклонники Богу это те христиане, которые поклоняются Богу в духе, т.е. в душевном расположении к Богу, в молитве и покаянии, и истине, т.е. в истинной вере во Христа, принесшего за нас в жертву Богу Тело и Кровь Свою и заповедавшего нам «творить эту тайную жертву в Его воспоминание» ( Лк.22:19 ). Ибо всякий раз, – по слову апостола, – когда мы едим хлеб сей и пьём чашу сию, смерть Господню возвещаем ( 1Кор.11:28 ), т.е. приносим истинную навеки, достаточную жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010