Слова на праздники господские и богородичные и на дни святых. Слово в день торжественного венчания на царство и священного миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 1 . «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 11, 17 ). Если когда, то наипаче в сии священные минуты можно и с большим приличием сказать, и с большим назиданием выслушать заповедь Апостола Петра: Бога бойтесь, Царя чтите. Воспоминая днесь торжественное венчание на царство и священное помазание Благочестивейшего Государя Императора Николая I, мы не можем не иметь той благоговейной мысли, что Помазавший его есть не иной кто, как сам Бог , Царь царей и Господ господин; не можем не иметь того утешительного чувства, что помазанник Божий есть истинно отец наш, Царь мудрый и правосудный, благой и кроткий. Иначе мыслить, иначе чувствовать было бы вопреки слову Божию, которое как избрание Царей, так и помазание их и превознесение усвояет прямо единому Богу, – было бы вопреки очевидной истине, которая о делах правды и милосердия Царева говорит неумолкно всем верным сынам отечества, – вопреки самой цели настоящего собрания, которая заключается не в другом чем, как в излиянии пред престолом Всевышнего теплых молитв о здравии и спасении Царя нашего. Иначе мыслить и чувствовать было бы знаком отступления от Бога, знаком безверия и нечестия. Но да сохранит нас Бог от помышлений и чувствований, противных духу Евангелия, убеждениям опыта, гласу разума й совета. Россияне всегда отличались пред прочими народами богобоязненностью и царелюбием, отличаются и ныне, и будут отличаться всегда, как никогда не отступят от веры и закона Божия. Россияне всегда верили, верят и ныне, что Всевышний поставляет Царей и преставляет ( Дан.2, 12 ), что нет власти, которая была бы не от Нею ( Рим.13, 1 ), что нет народа, над которым Он не был бы Царем и Господом ( Псал.21, 28. 29 ). Россияне всегда творили молитвы, моления, прошения, благодарения за Царя и за всех, иже во власти суть ( 1Тим.2, 1. 2 ), творят и ныне со всем усердием в простоте своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день священного венчания на царство благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского, сказанное в Киево-Печерской Лавре 22 августа 1835 г. «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть» ( 1Тим. 2:1–2 ) В то время, когда благочестивейший государь наш восходил на Всероссийский императорский престол, и в знамение невидимого облечения «силою свыше» ( Лк. 24:49 ) принимал видимое «помазание... от Святаго» ( 1Ин. 2:20 ), мы едва ли могли исполнить сие апостольское завещание во всей полноте его. Способнее были молиться и просить, нежели благодарить и славить. Знала Россия о благих свойствах нового самодержца, ободрялась первыми движениями Богом врученного ему скипетра, – но будущее было закрыто! Видим был только ряд теней и облаков, ряд новонасаждений царственных, которые ожидали от него света, теплоты и жизни. Теперь, после толиких знамений благословения свыше, по совершении столь многих опытов мудрости и силы, среди чрезвычайных успехов брани и мира, когда от прежних мраков не осталось ничего, кроме имени, когда события превзошли большей частью самые ожидания, – теперь настоящий день царственный для самых взыскательных любителей отечественной славы соделывается днем благодарений и славословия. Чего не благоволил Господь узреть нам в монархе нашем? Чем не засвидетельствовано, что благодать помазания, низшедшая в настоящий день на главу Его, «не тща бысть» ( 1Кор. 15:10 ), что Дух Божий, Дух премудрости и силы, носится «от того дне» над ним ( 1Цар. 16:13 ), наставляя его на всякую истину, отвращая от всякого вида неправды, соделывая любезным пред очами Бога и человеков? Верные чада Церкви, ищущие видеть в помазанниках Божиих преимущественно силу веры и образ благочестия, сколько раз уже имели вы утешение быть свидетелями или слышателями того, как монарх наш со всеми нуждами и надеждами царства любит повергаться пред Престолом Царя царствующих; как благодушно переносит самые тяжкие испытания, которыми Промысл любит посещать и очищать народы, Ему угодные; с какой готовностью простирает всякий раз щедрую десницу на сооружение алтарей и распространение пределов Церкви; с какой мудрой твердостью воспящает устремления людей буиих и ненаказанных против мира и единства веры; с какой непоколебимостью стоит против соблазнов века и тлетворного духа времени!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

СМИРЕННЫЙ ТИХОН Божиею Милостью Патриарх Московский и всея России возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской. «Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого» ( Гал.1:4 ) Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы ненавистной и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали не только под покровом ночной темноты, но и в явь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и других). Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. Апостола: «Согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» ( 1Тим.5:20 ). Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения: «изъмите злаго от нас самих» ( 1Кор.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том II Источник Законоучителя Императорского Воспитательного общества благородных девиц протоиерея Василия Гречулевича   Взгляд духовного пастыря на своё служение и свои отношения к пасомым 1 Божественною благодатию всесвятого и животворящего Духа, по дару Самого Христа Спасителя, чрез таинственное рукоположение власти апостольско-святительской и я, недостойный, сопричтён к священному сонму служителей алтаря Господня. По неисследимым судьбам всеблагого промысла Божия священнослужению моему предназначено быть в этом самом святилище, в котором вы, юные питомицы, изливаете перед Богом свою душу в усердных молитвах, ожидая от Него, Отца светов, благодати и милости; и благовествовать спасительные истины св. веры отныне суждено мне под тем самым кровом, который как бы заменяет для вас кров родительский, где истинно материнской любовию и щедротами всемилостивейшей монархини столь благодетельно зиждется ваше счастие, на прочном основании истинного просвещения ума и религиозно-нравственного образования сердца. Итак, среди вас-то именно, предстоящие во св. храме сем юные молитвенницы, предначинать буду песнь Богу моему в церкви Его; о ваших-то немощах, нуждах и потребностях обязан и я, по званию служителя Христова, ходатайствовать у престола Божия и всеми моими душевными силами умолять Его неизреченную благость; о ваших-то грехах юности и неведения приносить буду бескровную жертву, имеющую совершаться до скончания века за спасение мира. Это вы – та нива, на которой и я, быв послан самим небесным Господом жатвы, стану посевать семена здравых словес, в вере и любви, яже о Христе Иисусе ( 2Тим. 1:13 ), наставлять вас в истинах благочестия, которое на всё полезно, обетование имея живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим. 4:8 ). Это вы – те духовные чада Церкви Христовой, которых истинному вечному благу я должен посвящать все дни и часы моего земного бытия, не щадя ни трудов и покоя, ни сил и самой жизни! О, это вы, – смотрите, где конец наших новых отношений, – это вы некогда, в последний день, станете о страну меня перед престолом самого нелицеприятного Судии и будете свидетельствовать о мне, довольно ли я был усерден в священнослужении, руководстве и наставлении вас на пути к спасению, а равно и сами подлежать будете свидетельству и меня, грешного, о вашем собственном усердии ко св. вере и спасению своей души!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА – «СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ». (1ТИМ.3,15) «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее» ( Мф.16,18 ) . «Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие» – радостно поет Церковь в великий и славный день Сошествия Святаго Духа на Апостолов. Дух Святый сошел на Апостолов, и на земле явилось«Царствие Божие, пришедшее в силе» , о котором предрекал Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни  ( Мк.9,1 ) , – Царство Духа Божия, Церковь Христова, которой Господь дал великое обетование, что «врата адова не одолеют ее» ( Мф.16,18 ) . Церковь Христова основана на земле, но она – не земного, а небесного происхождения. Церковь Христова состоит из людей, но она – не человеческая организация, а Божественная. Это потому, что Глава ее – Божественный Основатель ее – Господь Иисус Христос – Сын Божий Единородный , «нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася» . Цель, с какой основана Церковь Христова, – спасение душ в жизнь вечную, а потому никаких чисто-земных целей, земных задач истинная Церковь Христова не может, не должна себе ставить . Это совсем не значит, что она вовсе должна быть отрешена от земли и от всего земного – нет! – но это значит, что она должна быть выше всего временного, земного: на все земное смотреть и все земное расценивать с возвышенной высоты своего положения – со стороны своей высокой цели, своего высокого назначения – вечного спасения людей . Все, что на земле содействует этой высокой цели, для Церкви приемлемо и Церковью одобряется и благословляется; все, что достижению этой цели мешает, так или иначе препятствует, – для Церкви неприемлемо, Церковью отвергается. С Церковью Христовой ведут жестокую борьбу «не на жизнь, а на смерть» «врата адовы», то есть все самые отборные адские силы, – на ее уничтожение или, хотя бы, на ее обезличение, чтобы сделать ее, по выражению Самого Христа-Спасителя «солью обуявшей» ( Мф.5,13 ) , дабы она стала неспособной выполнять свое высокое назначение – спасать души людей в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1.Сказавши о епископах и начертав их образ, и показав, что они должны иметь и чего избегать, (апостол) опускает чин пресвитеров и переходит к диаконам. Почему так? Потому, что невелико расстояние между пресвитерами и епископами. И первые получили тоже дар учительства и также суть предстоятели Церкви, – поэтому то же самое, что он сказал о епископах, применимо и к пресвитерам. Первые одним только (правом совершать) рукоположение выше последних, и в этом одном заключается их видимое преимущество перед пресвитерами. «Диаконы также». То есть, и им должно иметь то же самое. Что же это именно? Быть непорочными, целомудрен­ными, гостеприимными, кроткими, не сварливыми, не сребролюб­цами. А что он сказал: «также», желая видеть их такими, на это он указывает, когда говорит дальше: «честны, не двоязычны» то есть непронырливым и нехитрым. Действительно, ничто столько не делает человека бесчестным, как проныр­ство, и ничто столько не приносит вреда в Церкви, как хи­трость. «Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести». Этим вот он показывает, что такое значит – быть непорочным. Смотри, впрочем, что и здесь он говорит: не из новообращенных. Выражение: «и таких надобно прежде испытывать», то же значит, что сказанное им об епископах; таким образом он показывает (внутреннюю) связь, потому что тут нет ничего среднего. Поэтому употребил он и там выражение: не новообращенных. Не безрассудно ли, в самом деле, в частном доме вновь купленному рабу не прежде по­ручать какую-либо домашнюю работу, чем он, вследствие долговременного испытания, представит доказательства своего расположения, а в Церкви Божией извне вошедшего тотчас поста­влять в числе знатнейших? Женам, т. е. диакониссам, " должны быть честны, не клеветницы 6 , трезвы, верны во всем.» ( 1Тим.3:11 ). Некоторые полагают, что это сказано просто о женщи­нах; но это несправедливо. Что, в самом деле, он мог иметь в виду, вставляя в средину своей речи несколько слов о женщинах? Говорит он здесь о таких женщинах, которые облечены званием диаконисс. «Диакон должен быть муж одной жены» ( 1Тим.3:12 ). Это прилично было сказать и о женщинах диакониссах, так как это (звание) весьма нужно, полезно и до­стойно уважения в Церкви. " Диакон, – говорит он, – должен быть муж одной жены». Видишь ли, что и от диаконов он требует той же самой добродетели? Хотя они по сану и не равны епископу, однако должны быть так же непорочны, так же чисты. «Хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» ( 1Тим.3:12–13 ). Везде он говорит об управлении детьми, чтобы прочие не имели повода к соблазну. «Ибо хорошо служившие, – говорит, – приготовляют себе высшую степень, то есть совершенство и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса». Он как бы так говорит: те, которые показали себя трезвен­ными в низших (степенях), скоро достигнуть и остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О почитании духовных пастырей Верующие должны · принимать их, как посланников Божиих: [Ибо] уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ). – [Итак] каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); · внимать и следовать их наставлениям: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его ( 2Фес.2:14 ). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ); · следовать их примеру: Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ). [Ибо] вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Фес.3:7 ); · подражать их вере: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр.13:7 ); · почитать и уважать их: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ); · молиться за них: умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Рим.15:30 ). Молитесь за нас ( Евр.13:18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор.9:11 ). Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим.5:18 ) [Отправляя 12 апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал им]: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ). Об обязанностях пастырей по отношению к верующим

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Г. Будь нестяжателен (Мф.19:21–22) 1. Библейские тексты о любостяжании (скупости, жадности к приобретению богатства) Любостяжание а) запрещено: «Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). – «Кумиры богов ...сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» ( Втор.7:25 ). – «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). «Заповеди: не кради... не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ). – «Воля Божия есть... чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво» ( 1Фес.4:3, 6 ). – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» ( Евр.13:5 ). б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: «Любостяжатель... есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). – «Любостяжание... есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). – « Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). в) ненасытимо: «Человек одинокий... а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством... И это суета и недоброе дело» ( Еккл.4:8 ). – «Кто любит серебро, тот не насытится серебром... и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это – суета» ( Еккл.5:9, 10 ). г) исходит из сердца и оным овладевает: « Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... кражи, лихоимство... завистливое око... безумство» ( Мк.7:21, 22 ). – «Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти... к тому, чтобы делать притеснение и насилие» ( Иер.22:17 ). – «Сердце их увлекается за корыстью их» (Иер.33:31). – «Сердце беззаконников приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: «Желающие обогащаться впадают... во многие безрассудные и вредные похоти... Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вступление и разделение Апостол Павел учит: един Ходатай (посредник, μεστης) Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 , слич. 1Ин. 2:1 , Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ), заключая в понятии о ходатайстве или посредничестве Иисуса Христа все действия Его, относящиеся к строительству спасения рода человеческого. Таким образом, все действия Иисуса Христа, как Посредника между Богом и человеками, составляют одно великое служение Единородного Сына Божьего, к совершению которого, предвечным советом Божьим, Он предназначен был ещё прежде создания мира ( 1Петр. 1:20 ), и по принятии естества человеческого помазан был елеем святым Духом Божественным ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18–21 ). Это Божественное служение Иисуса Христа – Его ходатайство или посредничество между Богом и человеками – в Св. Писании выражается различными наименованиями, как: искуплением ( Евр. 9:12, 15 , слич. 2Петр. 2:1 ; Гал. 3:3; 4:5 , Откр. 5:9 ), спасением ( 1Пет. 1:5, 10 ; Рим. 13:11 . Еф. 1:13 ; Евр. 2:3, 10:5, 9 ), примирением ( Рим. 5:1,10 ; 2Кор. 5:18–20 , Еф. 2:16 ; Кол 1:20, 22 ), ходатайством ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15 ) и пр. Но как вообще познаём мы вещи через различение признаков их; так тем более, исследуя великие предметы, мы по необходимости разлагаем их в наших понятиях на разные части, чтобы тем удобнее было ограниченному уму нашему приобретать сколько можно более ясное и полное познание о них. По этой необходимости, и служение Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков, как в Ветхом, так и в Новом Завете, представляется под разными образами, которые все могут быть возведены к трём главным видам: – служения Пророческого, – служения Первосвященнического и – служения Царского. Поэтому издавна, в созерцательном учении о Христианской Вере, служение Иисуса Христа разделялось на три должности: – Пророческую, – Священническую и – Царскую. Такое разделение представляется достойным уважения и принятия, по следующим причинам: а) Сими понятиями о трёх служениях (как выше замечено) ещё в Ветхом Завете раскрываемо было строительство спасения чрез Иисуса Христа, как в прообразовательных лицах, каковы были Пророки, Первосвященники и Цари, например, Моисей, Мелхиседек, Аарон, Давид, Соломон и др., так и в пророчествах (о чём будет сказано при раскрытии каждого вида служения порознь).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Глава XV Мф.15:1–2 .  Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: Зачем ученики Твои преступают [или: обходят] предание старцев? Удивительно неразумие книжников и фарисеев: они обличают Сына Божия в том, что Он не соблюдает человеческих преданий и предписаний. Мф.15:2 .[окончание]  Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Конечно, руки, т. е. дела, должны быть умываемы, но не дела тела, а души, чтобы в них пребывало Слово Божие. Мф.15:3 .  Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете [или: обходите] заповедь Божию ради предания вашего? Ложное обвинение Он опровергает вполне истинным возражением. Если, говорит, вы небрежете о заповедях Божиих ради предания человеческого, то почему считаете необходимым обличать Моих учеников за то, что они мало ценят приказания старцев ради сохранения того, что установлено от Бога? Мф.15:4–10 .  Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Исх.20:12 , Лев.21:17 ; Лев.20:9 ). Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ). И, призвав народ, сказал им: Слушайте и разумейте. Под почитанием в Писании разумеются не столько приветствия и исполнения обязанностей, сколько милостыня и принесение даров ( Исх.20:21 ; Лев.20 ). " Вдовиц, – говорит апостол, – почитай, истинных вдовиц» ( 1Тим.5:3 ); здесь под почтением разумеется дар. И в другом месте: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Этим повелением нам также заповедано, чтобы волу молотящему мы не закрывали уст ( Втор.25:4 ), и трудящийся достоин своей награды ( Лк.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010