Слова общительный, общительность не указаны в «Материалах» Срезневского. Однако употребление слова общительный в позднем языке библейских книг засвидетельствовано («благодатливым быть, общительным». 1Тимоф. 6.18 ). По-видимому, слово общительный было образовано в высоких стилях словенского языка XVI–XVII b. Оно обозначало: «податливый» (т. е. щедрый), «уделяющий другим что-нибудь». С таким значением оно вошло и в словари Академии Российской (см. сл. 1822, ч. 4, с. 149). Здесь оно помещено без всяких стилистических помет, следовательно, признано годным для высокого и среднего стиля. Однако в словаре 1847 г. слово общительный уже признается церковным, т. е. не свойственным общеупотребительному литературному языку. В связи с этим и объясняется оно по-старому: «уделяющий другим, щедрый» (сл. 1867–1868, 4, с. 385). Таким образом, есть основания предполагать, что и слово общительный в его современном значении широко распространилось в русском литературном языке не ранее 30–40-х годов XIX b. Ср. у Д. В. Григоровича в «Литературных воспоминаниях»: «Наружность его (Даля)... отвечала его характеру, несколько жестокому, педантическому, далеко не общительному» (с.  165). У Даля отмечено как употребительное выражение: «Общительный человек – кто охотно общается с людьми, любит общество, дружелюбный, приветливый, радушный, откровенный. Общительность, свойство, качество это» (сл. Даля 1881, 2, с. 655). Однако можно думать, что эти новые значения слов общительность, общительный смутно вырисовывались еще раньше – именно в русском литературном языке конца XVIII – начала XIX b. Характерно, что в «Словаре Академии Российской» слово общительность было семантически обособлено от общительный и объяснялось так: «Склонность к соблюдению всех обязанностей в обществе» (сл. 1822, ч. 4, с. 149). На активизацию этих слов и их новых значений не могли не повлиять ближайше родственные слова, широко распространенные в языке XVIII b.: сообщать, сообщаться (ср. сверх значения «передаваться» – старое церковнославянское значение: «делаться участником в чем-либо»), сообщение, сообщество, сообщитель, сообщительно, сообщительность и сообщительный («охотно сообщающий, открывающий свои мысли», напр., «он – человек сообщительный»; сл. 1867–1868, 4, с. 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Не оставь, возлюбленный, без внимания слов Анны. Возвещая всем предстоящим могущество Господа, она как бы так говорила к собравшимся людям: „Видите ли сего Младенца, ссущего сосцы? покоюшегося у недр Матери? еще не могущего ступать по земле ногами Своими? обрезанного в восьмой день? Видите ли сего Младенца? Он сотворил веки; Он утвердил небеса; Он распростер землю; Он оградил море песком. Сей Младенец изводит ветры из сокровищниц Своих; Сей Младенец при Ное отверз хляби небесные; Сей Младенец произвел капли дождевые; Сей Младенец дает снег, как волну. Сей Младенец освободил праотцов наших из Египта жезлом Моисеевым. Сей Младенец разделил Чермное море, и чрез него, как чрез злачное поле, провел народ Свой; в пустыне ниспосылал ему манну, как дождь, и дал в наследие землю, точащую млеко и мед. Сей Младенец руководствовал отцами, соорудившими храм сей. Сей Младенец, полагая завет с Авраамом, глаголал: воистинну благословя, благословлю Тя, и умножая умножу семя Твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря ( Быт. 22:17 ). О сем Младенце лик Пророческий, в молитвенном к Нему гласе, прорек: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас ( Псал. 79:3 ). Не соблазняйтесь возрастом Младенца: ибо Он – и Младенец, и собезначальный Отцу; подлежит счислению времени, и никто не может исповедать род Его: Он – и немотствующий Младенец, и вместе дарующий мудрость и отверзающий уста; родившийся от Девы, и непостижимый по существу; зримый, и необъятный». Таковы пророческие глаголы Анны. Таково благовестие жены. Таковы деяния вдовицы, вдовицы истинной, которая сделала превосходный обмен в образе своей жизни: лишилась мужа и прияла Господа. Прожив с мужем семь лет от девства своего, и совершив таким образом седмицу лет, она после того почила от дел супружества. Прекрасно она исполнила седмицу, прекрасно субботствовала, прекрасно достигла лета благодати Господней. Анна уподобилась горлице: она не забыла супруга своего, не изменила первой верности, и потому ее не касается сие обличение Павла: егда разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущия грех, яко первыя веры отвергошася ( 1Тимоф. 5:11, 12 ). Поистине, достойна осуждения та жена, которая вместе с супругом, от Бога ей дарованным, погребает и память о нем, а особенно, когда остается у ней дитя или несколько детей, для рождения коих и самый брак узаконен. Впрочем, если юная вдовица не имеет чад, то ей, побуждаемой желанием чадородия, позволительно вступать во второй брак. Ибо и блаженный Павел, внушая это, сказал: хощу убо юным вдовицам посягати; потом, показывая цель, для чего надлежит вступать во второй брак, присовокупляет к сказанному: чада раждати, дом строити ( 1Тимоф. 5:14 ); следственно, целью всупления во второй брак должно быть чадорождение. Впрочем, если вдовица, вступающая во второй брак, имеет детей, то излишним уже представляется подобный посев, поскольку разумные колосья, обыкновенно в таком случае, не растут в согласии между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В Деяниях Апостольских говорится, что Иуда и Сила изъяснят словесно, что им преподали Апостолы на письме ( Деян. 15:22–27 ). «Итак – говорит ап. Иоанн Богослов – что Вы слышали (а не читали) от начала, то да пребывает в вас: если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (2 п. 24). 12) Христианство существует девятнадцать веков. Неужели можно допустить, что на протяжении такого продолжительного времени могло сохраниться предание в неповреждённом вид? 12) На это ответим. Православная Церковь учит, что она есть Церковь святая, есть хранительница Св. Предания. «Мы охраняем неизменно все церковные Предания, засвидетельствованные письменно или ни письменно», – говорят отцы седьмого Вселенского собора («Деян. всел. Соборов» т. VIII стр. 592–93). Почему это так? Потому, что св. Православная Церковь «есть столп и утверждение истины» ( 1Тимоф. 3:15 ). В ней пребывает благодать Св. Духа ( Деян. 20:28 ). Самый способ распространения Христовой веры говорит за то, что предание могло сохраниться в непосредственном виде. Проповедь св. апостолов передавалась не тайно, а по всем странам тогдашнего мира. Св. апостолы заботились о сохранении предания и вменяли в обязанность, как пастырям, так и пасуемым твердо блюсти Св. Предание передавать его благочестивым людям, могущим в свою очередь неповрежденно передать другим ( Тит. 1:9 ; 2Тимоф. 2:21 ). Согласно таковому повелению и поступали достойные преемники их служения – пастыри и учители церковные. Св. Иустин Философ говорит: «они (апостольские преемники) ничему не учили по собственным соображениям и никогда не впадали во взаимное несогласие, ибо, будучи чужды всякого искательства и злоумышленности, как приняли от Бога, так и передали нам учение» (Введение в Прав. Богословие, стр. 501). Папий, епископ Иерапольский, ученик апостола Иоанна Богослова, говорит так: «если мне случилось встречать кого – либо обращавшегося со старшими (апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Пусть ложные и вредные мнения не оказывают влияния на нравственную жизнь заблуждающегося, но это говорить только о том, что он не искренен и игнорирует то самое, что мы справедливо считаем ложным и вредным, а он признает истинным и полезным. Пусть нравственная жизнь и православных, христиан не вся определяется их правыми верованиями, но это свидетельствует лишь о невнимательном их отношении к их верованиям и отсюда об их нездоровой нравственной жизни, а не о том, будто не важно именно так, а не иначе, веровать. По символическим только книгам никто и не судить о фактическом состоянии нравственной жизни такого-то религиозного общества, но именно на основании символических книг православной церкви мы можем и должны оценивать данное нравственное состояние всяких христианско-религиозных обществ и отдельных его членов. Ссылка o. Светлова на то, что действительная жизнь не может охватываться какими бы то ни было «теоретическими схемами», напрасна в данном случае. Требуемое от нас Христом и апостолами и Ими же уясненное даже в деталях благочестие обнимает всю нашу религиозно-нравственную жизнь ( 1Тимоф. 4, 8 ). Но, говорит о. Светлов, Спаситель высказал слова благоволения и оправдания разбойнику на кресте, хананеянке и многим другим, хотя они не могли принести Ему полного исповедания догматов христианства. Но, во-первых, должна идти речь не о тех, которые не могли или, по независящим от них причинам, никак не могут принести Спасителю полного исповедания христианских догматов. Во-вторых, кто, при решительной невозможности сделать это, исповедал искреннюю свою веру в Него и уже, этим самым заявил готовность открыть свои ум и свое сердце для восприятия всего учения Христова тот поставил себя этим в сонм правоверующих. Уже совсем наивны ссылки нового о. доктора богословия на упоминаемых Апостолом «младенцев по вере» и на нашу непросвещенную народную массу. Младенцы по вере и наши православные крестьяне разве противятся принятию всех догматических истин христианства? Они жаждут познания их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Могут сказать, что все это приводит только к заключению о бессмертии духа человеческого, а не человека вообще. Пусть так. Но если бессмертен дух человеческий; то должен быть бессмертен и человек; человек есть существо духовно-телесное. Поэтому личное бессмертие принадлежит ему не как только духу, а как дельному человеку. И в природе не уничтожаются не силы только, но и те формы, в которых они являются, например: не сила только растительная, но и формы растений. А что там происходит по отношению к роду, тоже в человеческом мире должно быть по отношению к лицу. 37. О телесной смерти и загробном состоянии умерших Бог смерти не сотворил, а создал человека в неистление (Премудр. Солом. 1, 13; 2, 23); смерть есть следствие, оброцы греха ( Рим. 6, 23 ). Так как грех внёс в естество человека расстройство и ослабил в нём союз между плотью и духом; то часть его, сама по себе тленная, должна была, в следствие такого расстройства, подвергнуться наконец нетлению, и телесная смерть сделалась естественным явлением в мире человеческом: персть возвращается в землю, якоже бы и дух возвращается к Богу, иже даде его (Екклез. 12, 7) По отрешении от плоти, дух человека находится в таком состоянии, которое можно назвать переходным. Оно не есть состояние усыпления или мертвенной бездеятельности, не есть также состояние безразличное, то есть, ни мучительное, ни блаженное; но не есть и состояние совершенно определённое и решительное. О душах праведников говорится, что они входят в покой и не чувствуют более никаких скорбей и страданий, вместе с ангелами славословят Господа, наслаждаясь Его лицезрением, вообще, вкушают блаженство ( Евр. 4, 9. 10 ; Апок. 7, 17 ; Лук. 16, 25 и мног, друг.); но тем не менее не получают ещё полного воздаяния за свои подвиги и потому ожидают только полноты блаженства после окончательного суда Христова ( 1Тимоф. 4, 8 ; Колос. 3, 4 и друг.). Души нераскаянных грешников находятся в удалении от лица Божия, чувствуют угрызения совести, утрату блаженства и напрасно ищут облегчения своему положению ( Лук. 16, 22–25 ), но и это – только начало и предвкушение будущих вечных мук ( Апок. 20, 13. 14 ; 2Кор. 7, 10 ). Для грешников, которые не принесли в настоящей жизни достойных плодов покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия, остается возможность получить помощь от Церкви ( 1Иоан. 5, 16 ; Матф. 12, 31. 32 ). «Не напрасно, говорит св. Златоуст, узаконено апостолами поминать умерших при страшных тайнах: они знали, что великая польза бывает от того для усопших» (на посл. к Филип. бес. 3). Но начало самоисправления невозможно для человека по смерти ( Псал. 6, 6 ). Земная жизнь есть время сеяния для жизни вечной; что посеяно здесь, то созреет для жатвы там: еже аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет нетление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный ( Гал. 6, 7. 8 ). 38. О продолжении царства благодати

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Вот, братие христиане, чьей мученической кровью освящены стогны града Владимира, вот какое зрелище мученической кончины блаженного князя Владимира совершилось перед Златыми воротами, кои и доныне красуются во Владимире. Не следует ли после сего граду Владимиру быть по преимуществу благочестивым, быть примером для многих градов русских своим древним благочестием. Благочестие, по учению св. Апостола на все полезно есть, обетование, имеющее живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим. 4, 8 ). Тихая, благочестивая жизнь по заповедям Божиим, в удалении от всякого зла, в довольстве малым ( 1Тимоф. 6 – 9 ), в благодарении Бога за все ( 1Тим. 2, 1–3 ), есть спасительная жизнь и она приводит к совершенству добродетели, давая возможность немятежно делать добро ближним и умножать в себе любовь к Богу. Будем, братие, поминать мученический подвиг благоверных Князей Владимирских, павших за всю землю русскую. Памятование о сем да побуждает нас самих к подвигам христианского благочестия. 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича Опустевшая гробница св. великого князя Георгия, в которую положены были честные мощи его Ярославом Всеволодовичем, и из которой взяты были они через 4 века патриархом всея Руси Иосифом для положения в серебряной позлащенной гробнице, устроенной сим Святителем на свои средства, находится возле южной стены храма близ гробницы трех его сыновей, – причем часть гробницы св. Георгия находится в придельном алтаре, а часть выступает за иконостас на солею. В древние времена эта гробница возвышалась возле стены храма. Но когда пол в придельных алтарях был поднят, верхние части ее стали на одном с ним уровне; а т.к. пол в придельных алтарях сделан белокаменный, то белокаменные верхние края гробницы стали и вовсе незаметны. Во время реставрации 1882–84 г. верхние края гробницы были замечены и очищены так, что они в виде белых полос сделались заметными на сероватом фоне пола; однако, только после предупреждения, или при очень внимательном осмотре храма можно было обратить на них внимание. Но вот в 1889 году белокаменные плиты, которые находились между верхними окраинами гробницы, были отняты, и гробница покрыта деревянной, довольно заметной высоты, крышкой с посеребренными боковыми стенками. На верхней доске крышки сделана объяснительная надпись: «Белокаменная гробница, в которой положены были мощи великаго князя Георгия Всеволодовича по перенесении из Ростова в 1239 году и почивали до переложения в серебряную раку в 1645 году – всего четыреста шесть лет». Таким образом, место погребения святого великого князя Георгия ныне является прилично отмеченным. 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Действительно, в учении Иисуса Христа и Его Апостолов многие предписания Моисеева законодательства, взятые в их духе и внутренней сущности и очищенные от примеси национально-еврейских элементов, получили значение закона Божия и для христианской церкви. Таковы, например, известные десять заповедей Моисеева закона, составляющие основание общественной христианской морали и вместе как-бы сокращенный криминальный кодекс церкви. Таковы и некоторые определения Моисеева законодательства, относящиеся к брачному праву (например, законы о родстве и свойстве, как препятствия к браку). Но сам факт нахождения в книгах священного писания тех или других правил, имеющих отношение к внешнему порядку церковно-общественной жизни, еще не решает вопрос о присущем им характере норм божественного, неизменного права. Так, напр., в одном из посланий Апостола Павла содержится правило: «подобает епископу быть единыя жены мужу» ( 1Тимоф. 3:2 ); но мы знаем, что по действующему церковному праву для епископов обязательно безбрачие. В объяснение этого нужно сказать, что приведенное предписание Апостола дано было применительно к обстоятельствам времени, когда безбрачных кандидатов на епископство находить было трудно; впоследствии же церковь , как толковательница норм божественного права, в том же самом jus divinum нашла основание для правила, требующего, чтобы епископ был безбрачен. Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в священном писании, принадлежит к jus divinum, u чmo не принадлежит? Таким критерием может служить только ясно выраженное сознание вселенской церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в божественной воле и относится к самому существу церкви, а не есть только предписание, вызванное исключительными обстоятельствами церкви первенствующей. Отсюда сама собой открывается необходимость другого источника для познания норм божественного права, именно священного предания. Под именем священного предания разумеется совокупность правил церковной веры и жизни, полученных церковью от тех же боговдохновенных авторитетов, от которых она имеет и священные писания, но переданных не в письмени, а устно или в непосредственно апостольских установлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Видите ли, какова вдовица Анна, и как возвеличена в святом Евангелии? Анна, поистине, благодатная: благолепному ее нраву соответствовало и самое имя 114 . Послушайте это, жены, поревнуйте достославной Анне, и тем же путем теките, дабы получить такой же венец похвалы. Не представляйте в предлог беззащитность состояния вдовического, и не помрачайте светлости единобрачной жизни. Анна – венец вдовицам, – жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовством она украшалась, как диадимою царскою; дряхлея телом, она крепка была духом; при ветхости лица была лепообразна мудростью; согбенная старостью была бодра познанием; увядая от многолетия цвела Боговедением; постилась, а не пресыщалась: молилась, а не скиталась; пребывала во храме, а не обходила чужие домы; пела псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетном. Анна превзошла ту вдовицу, которую восхваляет Апостол. Какую вдовицу? Послушай, что говорит Павел: вдовица да причитается не меньши лет шестидесятих от рождения: аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще скорбных снабде, аще всякому делу благу последовала есть ( 1Тимоф. 5:9, 10 ). Вдовицу, описываемую Павлом, Анна превзошла и летами, и образом жизни. И как же не превзошла она всякую вдовицу, когда удостоилась Пророческого дара, соделалась обиталищем Святого Духа, и всем, ожидавшим явления Господа во плоти, указывала на признаки сего явления? Ты слышал, что сказал о ней Евангелист: и та, т. е. Анна, в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме ( Лук. 2:38 ). Видишь ли величие Анны? Она сделалась защитницею Господа, говорила о Нем пред лицом Его Самого. Чудная вещь! Вдовица пристыждала священников и книжников, и, пристыждая их, воодушевляла весь народ, возвещая об избавлении, имеющем быть в Иерусалиме чрез пришествие Господа: проповедовала предстоящим, прославляя Господа. Анна видела Господа Младенцем: видела дары и очистительные жертвы, с Ним и за Него принесенные, и не преткнулась сомнением о возрасте младенчества. Анна исповедала, что Сей Младенец есть Бог, Врач и Искупитель Всемощный, и Истребитель грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Лече досыт 298 ли преложоному, а звлаща 299 старане и опеку душ людских (за которые Сын Божий гойные струмене 300 пренаидорожшее крве своее вылял и сромотную смерть поднял) на собе маючому, абы был цнотливым, иобожным и учоным? Бы намней. Правда то есть, же кроль и вшелякий преложоный неуместный, яко еденъ поведел (на поле: Петр Блезений), есть лодь без стырника 301 , и птак 302 без перя. А еще выразнъй другий (на поле: Дионис Картуснианна прич. роз. 54): Преложоный и владца в писме не цвечоный 303 Естъ оселъ, короною чести увельбионый 304 . Але до науки и цноты потреба му великое чулости 305 и пильности 306 около собе повероных. Чуйности з давных часов был пиероглификом (то естъ, таемным писмом) лев, о котором поведают, иже и спячи навет 307 , маетъ отвороныя очи: «лев отверстыма очима спит», мовит Дамаскин святый (на поле: Дамаскин епистол. 16). Власный то естъ пероглифик чуйности и пилности, которую духовные и преложоные мети повинны около душ людских. Але о времена! о нравы! Свет (же з Григорием святым реку) полный естъ священников (на поле: св. Григорий великий ): вшак же 308 еднакъ на жниве Божем редкий барзо 309 знайдуется работник: гды ж священства уряд все приймуемо, делъ зась уряду не выполняемо, повинности досыт не чинимо. Повинности зась священнические, ачкольвек 310 суть незличоны 311 , особливе еднак овы, абы церковь ратовал особливыми молитвами; абы ся причинял до Бога за людми, абы ся отдалял от посполитого житя 312 способу, абы яко начастей 313 оферовал 314 чистыми руками и сердцем пренасвятшую ублагалную офъру 315 , абы ся приближал до Бога, абы былъ светлостю, абы был солю, абы был прикладом добрых дел, абы был медиатором и посредником межи Богом и людми, абы был миром 316 дому Божего, абы был возом и возницею абы проповедал слово Божие, и учил временне и безвременне (на поле: 2Тимоф. 4 ). Устне бо иереове хранимы имуть сведение, и закона от устъ его взыщут; а ведлуг 317 Павла святого, пресвитери сугубы чести достойни суть, наипаче же труждающиися во слове и ученъи (на поле: 1Тимоф. 5 ); абы, наостаток, а то набарзей, цвечил 318 и обирался в шафованю 319 сумнвня людского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

И вот члены этого общества, отчуждая себя от Церкви, живут без благодати, в ней преподаемой чрез таинства. Они довольствуются только таинством крещения, которое у них совершают неосвященные лица, – но лишают себя благодати миропомазания, и с нею обручения со Христом и залога наследия царства небесного ( Еф. 1, 14 ); лишают себя благодати отпущения грехов, преподаемой в таинстве исповеди, ибо совершаемое у них исповедание грехов пред старцами, не имеющими власти вязать и решать, не есть таинство; лишают себя благодати приискреннего общения с Господом в таинстве причащения и чрез то сами себя обрекают на духовную смерть, – по слову Христа Спасителя: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Иоан. 6, 53 ); лишают себя благодати таинства священства, и с ней благодати, преподаемой в прочих тайнах, совершаемых получившими в сем таинстве власть священнодействовать, и не имея таковых, подчиняют себя руководству учителей мирян, к общественному учительству не призванных; лишают себя благодати благословенного супружества, и одни из них совсем не вступают в брак, почитая его грехом, вопреки словам Апостола, называющего бесовским учение, возбраняющее жениться ( 1Тимоф. 4, 1–3 ), и предпочитают законному браку распутство, плодами которого наполняют воспитательные домы, – а другие довольствуются вновь придуманным чином брака, в коем благословение церковное заменяется благословением только родительским, безблагодатным; лишают себя наконец благодати елеомазания, установленного для болящих, и с нею подкрепления сил духовных и телесных. Так живет последователь беспоповщинского согласия из года в год с грехами никем не разрешаемыми и умирает без благодатного напутствия, без духовного утешения, свойственного православным христианам, отходящим в другой мир с верой в умилостивительную силу бескровной жертвы, приносимой за умерших в общении с Церковию. И из-за чего же он лишает себя всех этих благ, даруемых сохраняющим общение с Церковию? Из-за того, что ему вообразилось, будто Церковь с ее священством и таинствами истреблена антихристом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008