17 . Но время обратить слово к начальникам нечестия: а также надо рассмотреть, не будет ли тоже самое относиться и к другим. Итак, отпав раз от истины, опираясь неразумно на свои поспешные суждения, они сочиняют ложь, насколько хватает их сил, задаются глупыми и странными вопросами, выдумывают бабьи и ребяческие басни, не согласные ни с истиной, ни сами с собой, переиследуют исследования, которые не имеют к ним никакого отношения, не понимая нни того, что говорят, ни того, что утверждают. Вопросы (которыми задаются они) изобретены ими на пагубу себе и слушателям, чтобы дать ответ не только за свою погибель, но и за вред, причиняемый последним. Их злобу и погибель предвозвестило уже Св. Писание, – к ним можно приложить с полным правом следующие места из него. Когда глашатай евангелия и учитель божественных тайн предвидел в духе их злобу, то провозгласил пророчески, что внидуть волцы тяжцы в вас, не щадящий стада. И от вас самих восстанут мужи глаголющии развращенно, еже отторгати ученики в след себе ( Деян. 20:29–30 ). И в другом месте он говорит, что таковы бо лжива апостолы, делатели льстивии преобразуюащеся во апостолы Христовы. И не дивно: сам бо сатана преобразуется во ангела светла. Не велие убо, аще и служитилие его преобразуются яко служители правды: имже кончина будет по делом их ( 1Кор. 11:13–15 ). II ее Дух ли, замечает он, явственна глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию ( 1Тимоф. 4:1–2 ). И затем: в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величава, горда, хулницы, родителем противляющиися, неблагодарны, неправедны. нелюбовны, непримирительны, клеветницы, невоздержницы, некротцы. Неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущий образ благочестия, силы же его отвергщиися ( 2Тим. 3: 1–5 ), Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленны умом и неискусны о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Так теперь мы, как судии, вот какой должны дать суд о тебе, вот каковыми должны почесться твои новшества! Когда тебя не знали, тебя избрали, а когда тебя узнали, осудили тебя. Теперь надобно нам сказать вместе с учителем язычников: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы ( Римл. 8, 26 ). Эти слова не прилично ли от нести к той Церкви, которая, руководствуясь более молвою о тебе, а не знанием, презрела людей достойных, какие были в ней? Оказалось неверным мнение тех, которые хорошо о тебе думали. Кто мог предположить, что под одеждой овцы скрывается хищный волк? Есть у апостола слова: подобает и ересем в вас быти, да искусни явлени бывают в вас (1 Коринф. 11, 19). Приклони ухо твое и выслушай слова, которые он сказал Тимофею и Титу. Что он повелевает им? то, чтобы они уклонялись скверных суесловий ( 1Тимоф. 6, 20 ). Потому что это содействует к успеху только нечестия, возращая всегда терния и волчцы. Он просил Тимофея пребыти в Ефесе, да завещает неким не инако учити ( 1Тимоф. 1, 3 ). Пред очами у меня слова пророка Иеремии; страшная содеяшася на земли: пророцы пророчествоваша неправедная (Иерем. 5, 29. 30). Скажи мне: эти слова Писания остаются ли неизвестными тебе, или ты знаешь их, но пренебрегаешь ими? Если они остаются для тебя неизвестными, не стыдись узнать истину так же, как ты не боялся узнать ложь и учить ей. Если же ты пренебрегаешь ими, тогда как знаешь их, то подумай, что ты ничем не оправдаешься, когда от тебя потребует отчета в порученном тебе таланте Тот, кто чрез них хочет всегда получить Себе прибыль от этой святой ссуды. Посмотри, какая казнь постигла того, кто скрыл полученный им талант, и возвратил его в том виде, в каком принял его ( Матф. 25, 24–30 ). Поэтому рассмотри со вниманием как велика и грозна опасность не возвратить того, что ты принял. Можешь ли ты тогда сказать Господу нашему: их же дал еси мне, сохраних, когда ты закалаешь и терзаешь, как мы слышим, Церковь Его? Что говорит тебе Твоя совесть, когда ты живешь в этом городе, почти всеми оставленный? О если бы они в то время употребили большую осторожность, нежели какую они употребляют ныне, когда им нужно искать спасения! Откуда пришло тебе желание направить свои речи на такие вопросы, решение которых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем ослабляется в нем благоговение к рождению Девы? Нечестивыми словами о Боге недолжно возмущать чистоту древней веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Итак, устное исповедание грехов пред священником, имея основание и начало в ясно выраженной воле Божией о кающихся грешниках, существовало и по неложному обещанию Господню («кому простите грехи, тому простятся») должно существовать всегда в Церкви Христовой, как необходимое условие для получения прощения грехов от Самого Господа. Тексты Св. Питания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение: 2  Цар. 12:13; Лук. 5:21 ; 1Иоан. 2:1 ; Иак. 5:16 ; Мф. 6:12 ; Иер. 17:5 ; Мк. 2:5 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов. В таинстве покаяния– христианин получает разрешение от грехов, совершенных после крещения: Иоан. 20:21–23 ; Мф. 18:18 ; Деян. 19:18 ; 1Иоан. 1:8–9 ; Мф. 3:6 ; Сир. 4:30 ; 2Цар. 12:13 . Покаяние или исповедь существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Притч. 28:13 ; Пр. Сол. 11:24; Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездры 10:10–11; Неем. 1:6–6 ; Ионы гл. 3-я. Пропов. о покаянии: Иоан. Креститель: Мф. 3:2–6 ; Мк. 1:5 . Христос обещал апостолам дать власть прощать или разрешать людям их грехи; Мф. 16:19, 18:18 , а по воскресении даровал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . Св. апостолы пользовались этою властью прощать и связывать грехи: 1Тимоф. 1:20 ; 1Кор. 5 гл.; 2Кор. 2: 8–10 . Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тимоф. 5:18–20 ; Ефес. 4:11 ; Иуд. ст. 22 – 23, ибо Христос сказал им: Матф. 20:20 . Без исповеди человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . 6. О ТАИНСТВЕ БРАКА. Сектанты не признают брака за благодатное установление, а только за священный обряд. Православная же Церковь , согласно с словом Божиим признает и учит, что брак есть таинство. И Св. Писание ясно указывает нам, что брак есть таинство. В книге Бытия находим свидетельство, что брак благословил Сам Бог (1, 28). Господь Иисус Христос, бывший на браке в Кане Галилейской, Своим присутствием благословил и освятил брак ( Иоан. 2:1–11 ). Когда к Христу Спасителю обратились фарисеи с вопросом: «позволительно ли разводиться мужу с женою» ( Мк. 10:2 ). Он дал истинное понятие о браке, как таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Нечто о правах священно- и церковно-служителей в отношении к богослужению Имеет ли право простой священник благословлять кого-либо из мирян, не получивших благословения архиерейского, надевать стихарь для участия в богослужении? – Могут ли употреблять стихарь стихарные причетники двоеженцы, и женившиеся на вдовах? – Может ли диакон совершать церк. службы сам один без участия и благословения священника? – Об употреблении скуфьи и камилавки. – Об употреблении черной скуфьи, получаемой от архиерея. §1. Могут ли простые священники сами, без благословения архиерейского, разрешать кому-либо из мирян и даже причетников, не посвященных в стихарь, надевать стихарь для участия в богослужении? Ответ должен быть отрицательный, потому что право носить стихарь приобретается посредством особого посвящения, которое совершается архиереем; оно состоит в пострижении посвящаемого, в облачении его в так называемую малую фелонь, и в особенном руковозложении (хиротесия) архиерейском (Сравн. Нов. Скриж. ч. III, гл. I, §§2–6). Все эти действия и обряды, совершаемые архиереем, никогда не могут быть совершаемы священниками, и потому никто из них не может и благословлять кому-либо надевать стихарь для участия в богослужении ( Тит. 1:5 ; 1Тимоф. 5:22 ). Исключение из этого могут составлять игумены пресвитеры и архимандриты, которым по древнему правилу предоставляется право поставлять чтецов в своих монастырях (VII Всел. Собор. прав. 14). Но это относится уже к практике монашеской, а к простым священникам не относится. §2. Архиереи имеют право благословлять употребление стихаря и без особенного посвящения, и даже заочно; так они дают подобное благословение иногда семинаристам для произношения проповедей, прислуживания в церкви, и т.п. Само собою разумеется, что такое благословение дается на определенный срок, по миновании которого может быть возобновляемо для тех, которые по выходе из семинарии остаются на службе в духовном звании, напр. в должности псаломщиков, или учителей училищ, и т.п. Вследствие этого, если бы кто из таковых, по соглашению, конечно, с местным настоятелем, пожелал произносить проповедь , или читать Апостол в стихаре, то священник также должен благословлять ему употребление оного, как и лицам, получившим действительное пострижение архиерейское, без всякого прекословия, по обычаю (Из принятой практики).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Имеет ли право простой священник благословлять кого-либо из мирян, нс получивших благословения архиерейского, надевать стихарь для участия в богослужении? Могут ли употреблять стихарь стихарные причетники двоеженцы, и женившиеся на вдовах? – Может ли диакон совершать церк. службы сам один без участия и благословения священника? – Об употреблении скуфьи и камилавки. Об употреблении черной скуфьи, жалуемой от архиерея. – Могут ли совершать какие-либо требы заштатные священники? – На каких основаниях иноепархальные священнослужители могут служить в чужих епархиях? – Чин встречи Их Императорских, Величеств и других особ Высочайшей Фамилии в случае проезда их в церкви – Чин встречи архиерея при посещении им епархии. – Какие особенные условия должен наблюдать священник, если бы случилось ему служить в присутствии архиерея? § 16. Право носить стихарь и церкви приобретается мирянами и самыми причетниками посредством особого посвящения, которое совершается архиереем; оно состоит в пострижении посвящаемого, в облачении его в так называемую малую фелонь, и в особенном руковозложении (хиротесия) архиерейском (сравн. Нов. Скриж. ч. III, гл. I, §§ 2–6). Все эти действия и обряды, совершаемые архиереем, никогда не могут быть совершаемы священниками, и потому никто из них не может и благословлять кому-либо надевать стихарь для участия в богослужении без благословения или разрешения архиерейского ( Тит. 1:5 ; 1Тимоф. 5; 22 ). Исключение из этого могут составлять игумены-пресвитеры и архимандриты, которым но древнему правилу предоставляется право поставлять чтецов в своих монастырях (VII всел. собор. нрав. 14). Но это относится уже к практике монашеской, а не к простым священникам. § 17. Архиереи имеют право благословлять употребление стихаря и без особенного посвящения, и даже заочно; так они дают подобное благословение иногда семинаристам для произношения проповедей, прислуживания в церкви, и т. п. Само собою разумеется, что такое благословение дается на определенный срок, по миновании которого может быть возобновляемо для тех, которые но выходе из семинарии остаются на службе в духовном звании, напр. в должности псаломщиков, или учителей училищ, и т. п. Вследствие этого, если бы кто из таковых, по соглашению, конечно, с местным настоятелем, пожелал произносить проповедь , или читать Апостол в стихаре, то священник также должен благословлять ему употребление оного, как и лицам, получившим действительное пострижение архиерейское, без всякого прекословия, по обычаю (Из принятой практики).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

244. Епископ в своей частной Церкви или епархии есть местоблюститель Христов („Правосл. исповедание” чл. 1, отв. на вопр. 85), и след. главный начальник как над всею подведомственною ему иерархиею, так и над паствою (Посл. Восточ. патриарх. о Прав. вере чл. 10). В частности: 1) „Епископ есть главный учитель в своей Церкви и для простых верующих и для самых пастырей. Это показывают послания св. Апостола Павла к Тимофею епископу, которому Апостол с особенною силою заповедовал: внимай себе и учению ( 1Тимоф. 4:16 ; сл. 6:12); проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2–5 ); заповедовал вместе, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал за пресвитерами, как проходят они свое учительское служение и с ревностью подвизающихся в слове сподоблял сугубой чести ( 1Тим. 5:17 ). – Пресвитеры, получая от епископа всю свою власть чрез таинственное рукоположение, от епископа же приемлют и власть учительства по отношению к своим пасомым, которую и обязываются употреблять со всем тщанием и усердием ( 1Тим. 5:17 ; Прав. св. Апост. 58). Впрочем, и после сего, как показывают те же слова св. Апостола ( 1Тим. 5:17 ) и 39-е правило Апостольское, пресвитеры, как во всем, так и в преподавании учения постоянно подлежат надзору и суду своего архипастыря. 2) „Епископ есть первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной Церкви. Некоторые священнодействия, как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так он один имеет право рукополагать во священника и в прочие чины церковные на основании слова Божия ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ), правил св. Апостолов (Прав. 2) и св. Соборов (Антиох. 9). Он один только имеет право освящать миро и жертвенник, или антиминс, чтó также видно из правил соборных (Карф. прав. 6) и вообще учения Прав. церкви („Прав. испов.” ч. 1. отв. на вопр. 105). Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме исключительно принадлежащих епископу ( Иак. 5:14 ; снес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   Второе выражение евангелиста свет — φως — так же, как и первое, име­ет не менее глубокий смысл; им определяется, так сказать, сущность Сло­ва. Сущность Божественной природы хотя собственно и неизреченна, но слово свет яснее других подобий представляет человеческому разумению чистейшую и всесовершенейшую природу Божества. Этим объясняется, между прочим, что все народы во все времена и на всех языках мыслили Бога не иначе, как под образом света. Свет солнечный освещает, оживля­ет и делает плодотворной физическую природу; свет Божественный есть такое же жизненное начало для мира духовного. Так называется Бог, как первопричина всего, живущим во свете неприступном (1Тимоф.6:16); так и Христос говорит о Себе, что Он есть свет миру (Ин.8:12; 9:5). Глагол бе, — ην (в противоположность φανει — светится в 5 ст.) выражает ту мысль, что Слово есть постоянный источник духовного света и духовной жизни для людей.    В 5 ст. евангелист говорит, что Слово — свет не перестало освящать людей даже и после того, как люди отпали от Бога, когда мрак греховный, по выражению пророка, покрыл всю землю и все народы: и свет во тме светится, и тма его не объять.     И свет во тме светится. Совесть, которую Господь дал людям, есть луч Его света, который и во тьме светит. И язычники имели совесть. Всякое сознание греха, желание искупления и спасения, какое встречаем и в язы­честве, есть сияние этого света. Но кроме этого внутреннего голоса сове­сти, Слово, Свет, светило и внешним образом, чрез избранных Своих, пат­риархов и пророков, светило до тех пор, пока Само стало плотию(ср. Евр.1:1; 3:3—6; 1Кор.10:4; Евр.11:26).     И тма его не объят. Люди, не смотря на голос совести и убеждения по­сланников Божиих, до такой степени увлеклись ложью, что почти утрати­ли способность к восприятию его (3:19), или — как передают мысль еванге­листа св.Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт, — тьма, покрывавшая человечество, как ни густа была, не одолела и не поглотила его (света).    С шестого стиха начинается новое (второе) отделение пролога, и на­чинается оно речью об Иоанне Предтече. Словами 6 ст. бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн — евангелист определяет природу Иоанна Предтечи: говорит, что он был человек, и говорит это, несомненно, потому, что были люди, которые, смотря на стро­гий образ его жизни, считали его Ангелом или другим высшим существом. Чтобы опровергнуть это ложное мнение, евангелист говорит, что Иоанн был человек, посланный, впрочем, Богом, о чем и предсказал еще, как из­вестно, пророк Малахия (3:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

p. 95), но брат Господа по плоти. Он поставлен здесь на первом месте не потому, что ап. Павел этим самым показывал особое уважение к нему, но потому, что он стоял, как известно, во главе иерусалимской общины, был первым ее епископом (Credner. Einl. 1:2. Р.571). В этом проглядывает в ап. Павле желание воздать должное почтение матери церквей и ее высокоуважаемому представителю, который стоял в исключительной, родственной близости к Господу. Но что во мнении Павла ап. Петр и другие апостолы из двеннадцати стояли выше, – это несомненно. Если бы ап. Иаков, занимавший видное положение епископа, был одним из двеннадцати, то ап. Павел в первое свое посещение Иерусалима (1:18) представился бы не петру, а ему. Но как представитель двеннадцати ап. Петр был первым для Иерусалима и для всего иудео-христианства. Возможность находиться в личном отношении ко Христу, в качестве Его учеников, составляет неотемлемое право только двеннадцати. Этим правом не пользовался никакой апостол, даже иаков, хотя он и был братом Господа по плоти. «Ο δοκοντες στλοι εναι» – подобная метафора для обозначения главных защитников чего-либо присуща не только новозаветным писателям ( 1Тимоф. 3:15 ; Апокал. 3:12; Посл. Климента к Коринф. 1:5) но и класическим. Pind. Ol. 2. 146; «κτορ’ σφαλε Τροας μαχον στραβ κονα» Eur. Iph. T. 50/67. Hor. Od. 1, 35. 13 и др. (См. Sieffert, стр. 113). «Κοινωνα» не значит только союз в смысле соглашения, но свободное и существенное общение верующих в духовной жизни. Так, по крайней мере, употребляется в нов. завете и у ап. Павла, напр. Деян.2:42 ; 2Кор.9:13 ; 1Кор.1:9; 10:16 ; 2Кор.13:13 ; Фил.1:5; 2:2; 3:10 и др. Стих 10. « κα σποδασα ατ τοτο ποισαι». Аорист – «σποδασα» указывает, что апостол говорит о времени от заключения этого условия до написания данного послания к Галатам. Это доказывают следующие доводы. Если бы св. Павел говорил здесь о своем путешествии в Иерусалим с милостыней ( Деян.11 гл.), тогда он должен бы сказать: »σπουδσαμεν», т. е. намекнуть на то, что он сделал для этого с Варнавой и Титом, ибо ранее, пока он был с ними, они вместе собирали и отсылали, или сами приносили милостыню в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Бог не требует, чтобы христианин удалился совсем от мира и всех житейских забот; можно оставаться в мире, исполнять все необходимые мирские дела, но не порабощаться мамоне, и даже оставаться хорошим истинным христианином. Я скажу тебе даже нечто более и для тебя, быть может, удивительное: если захочешь и будешь разумен, то ты можешь все житейские дела и заботы обратить как бы в служение Богу. Что может быть утешительнее этого? Каким бы малым или великим трудом и делом ни занимался ты – твое занятие будет служением Богу, если ты пред началом труда призовешь Бога в помощь, трудишься усердно и охотно и по окончании трудов благодаришь Бога. Всякая, например, торговля, по-видимому, не может считаться служением Богу, да и на самом деле весьма часто, к сожалению, превращается в служение мамоне; но если человек торгует честно и правдиво, богатством не гордится, в бедности не малодушествует, и от прибыли своей уделяет на добрыя дела усердно и по возможности, то этим самым он освящает свое занятие. Всякая добрая мать семейства трудится дни и ночи для блага и счастия своей семьи, она следует своему сердечному влечению, и вместе с тем исполняет свой священный долг и, по слову апостола, «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» ( 1Тимоф. 2, 15 ). Достойный слуга служит своему господину за вознаграждение, но если служит он усердно, честно, и находится в вере Христовой, то служение его сочтется за христианскую добродетель. Точно так же и всякий истинно верующий христианин во всех своих делах служит Богу. «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога Отца» ( Колос. 3, 17 ). Или, как тот же апостол Павел пишет: «и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» ( Кол. 3, 23 ). Словом, кто поступает по правде, чистосердечно, помнит Бога, имеет совесть, тот есть слуга Божий. Кто же несправедлив, зол, ленив, сварлив, завистлив, тот есть раб мамоны, а не Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возьмем другой пример. Христианство разрешает, и благословляет браки. По слову св. Ап. Павла, «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в браки» ... ( 1Тимоф. 4:1–3 ) ... Появление подобных лжеучителей (к числу которых, однако, нельзя относить проповедников девства и его преимуществ перед браком), таким образом, – по учению Слова Божия, – один из признаков наступления «последних времен». Брак в христианстве – святое таинство, одно из семи. Все эти истины – общеизвестны и нами здесь не доказываются, а лишь констатируются. «Гангрский Собор» первым своим правилом предает, «анафеме» всякого, «порицающего брак», как таковой, –девятым правилом подвергает тому же наказанию «девствующего не по причине красоты девства, но потому, что он «гнушается браком», – десятым правилом присуждает к такому же наказанию всякого, «кто превозносится над состоящими в браке» (цит. «Прав.»: стр. 108–109: 1–е прав. и толков. – Аристина и др.; стр. 116–117: 9–е прав. и толков. Аристина и др.; стр. 117: прав. 10–е и толков. Аристина же и пр.) ... Но, если христианство так высоко смотрит на браки, – если оно разрешает последний, благословляет его, – дает человеку право вступать в браки..., – значит ли это, что каждый непременно и обязан жениться – мужчина, выходить замуж –женщина? Нисколько. Наоборот: давая христианину указанное право, христианство в тоже время проповедует, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Корф. 7:38). «Желаю», говорит безбрачный св. Ап. Павел, «чтобы все люди были, как и я» (–7), т. е., безбрачны же; «безбрачным... и вдовам», продолжает он, «говорю: хорошо им оставаться, как я» (–8). Следовательно, данным правом христианин должен пользоваться и в отношении к «браку» – осмотрительно, с большим рассуждением. Новый пример. В случае нарушения супружеской верности мужем или женой, христианство разрешает развод, как ясно говорится об этом в «Нагорной Беседе» Спасителя ( Матф. 5:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002   003     004    005    006    007    008