Глава четвертая. О переходе человека в благодатное состояние Несмотря на повреждение и немощь естественного человека, ... и пр. по Ави. стр. 39 (изд. 2–е, 1825, стр. 37). Благодать преизобилующая там, где умножается грех не оставляет ... и пр. по Ави. стр. 40, 41 (изд. 2–е, 1825, стр. 38–40) ..., а иные навсегда остаются в грехах своих. 1. Просвещение ума Первое действие благодатного обращения в человеке начинается озарением ума, истинным самосознанием. Как в темноте нощной предметы бывают или во все невидимы, или представляются между собою смешенными, или едва с трудом могут быть отличаемы: так без озарения духовного человек находится или в совершенном невежестве, и, по выражению писания, ходит во тьме ( Рим. 13:12 ) ( 1Сол. 5:5 ), ненавидит света и убегает от света, дабы изобличались дела его ( Ин. 3:21 ), или находится в омрачении ( Еф. 4:18 ) ( 2Кор. 3:14 ), в котором, не имея ни должного разумения, ни разумения о самых необходимейших предметах спасения, в непрестанном рассеянии мыслей, подобно блуждающему в темноте по неведомым путям, сам незнает куда идет ( 1Ин. 2:11 ), а посему в жизни и делах представляет смешение света со тьмою, истины с заблуждением, добра со злом или показывает в себе по видимому свет правого разумения, коим не только различает добро от зла, но понимает добро и даже делает добро, но делает не по внутренной любви и распожению к добру, а по внешнему направлению обстоятельствами жизни, или по обыкновенному течению дел, – а по сему во всяком случае находится во тьме ( 2Кор. 4:4 ). По сему Дух Божий по образу внешнего творения ( Быт. 1:3 ), и внутреннее обращение, как благодатное творение, начинает воссиянием света из тьмы: Бог из тмы свту возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лицы Иисус Христове ( 2Кор. 4:6 ). Сие благодатное сияние ума в человеке именуется в писании особенно а.) освещением, коим освещает Христос востающих от сна и воскресающих от мертвых: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 ); б.) воссиянием света благовествования ( 2Кор. 10:4 ) Христова седящим во тьме: людие седящии во тм видеша свт велий, и седящым в стран и сни смертней, свт возсия им ( Мф. 4:16 ); в.) отверстием очес ( Деян. 26:14 ) для обращения от тьмы в свет и от области сатанины к Богу и отъятием покрывала от сердца ( 2Кор. 3:15–16 ) при обращении к Богу: – егда же обратятся ко Господу, взимается покрывало: –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Древнее разграничение поместных пределов церкви Формы поместного церковного управления, в древние времена в разных христианских Церквах, были различны. Рассматривая их исторически, можно различать три главных вида: 1) первоначальный, более простой образ управления, 2) управление митрополитов, 3) управление патриархов. Но, чтобы яснее видеть происхождение этих форм, надобно предварительно обозреть древнее разграничение поместных Церквей. В веке апостольском, когда Церковь только ещё созидалась на своём основании, когда притом сами апостолы повсюду управляли ею, как вселенские учители и пастыри, – естественно не могло ещё быть строгого разграничения поместных Церквей. Иерусалим был средоточием церковного управления, откуда исходили действия апостольской власти по всем Церквам, и куда все другие Церкви обращались со своими делами ( Деян.11:22, 15:2, 22:21, 17–19 . сн. Гал.2:12 ). Впрочем, общества верующих по областям и городам, вне Иудеи, уже образовались в поместные Церкви, которые, под главным начальством апостолов, имели своё отдельное, местное управление. В посланиях апостольских уже разделяются Церкви: коринфская, ефесская, Церкви галатийские, македонская, и др. Видно, что основанием для такого разделения служило гражданское разделение областей и городов римской империи. Ибо обширнейшие пределы Церкви отличаются именем целых округов, как например, Церкви асийская ( 1Кор.16:19 ); меньшие – именем провинций, как то македонские ( 2Кор.8:1 ); – а в провинциях ещё разделяются Церкви по главным городам, например, фессалоникская ( 1Сол.1:1 ), ефесская (Ап.2:1), и пр. Все эти Церкви имели своих пастырей, епископов, которым сами апостолы поручали церковное управление ( Деян.20:17 . Тит.1:5 ). Видно и то, что главное управление сосредоточивалось в главных городах провинций, где епископы имели свои кафедры. Об этом свидетельствуют самые апостольские послания, которые надписаны на имя знатнейших городов разных провинций. Таковы послания в Коринф, Фессалоники, и пр. Ап. Иоанн возвещает суд Божий на малоазийские Церкви чрез Ефес, Смирну, Лаодикию, и пр., – знатнейшие города во всей малой Азии, и притом обращает его к главным предстоятелям (ангелам), имевшим в этих городах свои кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Как согласовать непрестанную молитву и повседневные дела К невозможному Бог не обязывает Спаситель заповедал: войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта, как толкует святитель Димитрий Ростовский , означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно – в сердце – умом молиться Богу. Заповедь эта на всех христиан простирается. Вот и апостол Павел что заповедует, когда говорит, что должно «всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом» ( Еф. 6, 18 )? Заповедует умную молитву – духовную – и заповедует всем христианам без различия. Он же всем христианам заповедует непрестанно молиться ( 1Сол. 5, 17 ). А непрестанно молиться иначе нельзя, как умною молитвою в сердце. Таким образом, нельзя спорить, что умная молитва для всех христиан обязательна; а если обязательна, то нельзя уже говорить, что едва ли возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает. Что она трудна, это правда; а чтоб была невозможна, это несправедливо. Но ведь и вообще все доброе трудно; тем паче таковою должна быть молитва – источник для нас всего доброго и верная того опора. (4, 382) Священное Писание не заповедует ничего невозможного Брат сказал: «Как ум может непрестанно молиться, когда, поя псалмы, читая, беседуя с другими, исправляя свои нужды, мы развлекаем его разными помышлениями?» – Старец отвечал: «Св. Писание не заповедует ничего невозможного. И сам Апостол, написавший сию заповедь, пел, читал, учил, работал и страдал, гонимый, а между тем непрестанно молился. Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум содержать в великом благоволении и горячем устремлении к Богу, о Нем Едином мыслить, Им Единым заниматься, Его Единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях». (3, 76) Работа не должна отвлекать от Бога Коснулись вы работ. Как у вас работы не по послушанию, а по своей воле, то вам можно распоряжаться ими так, чтоб они нисколько не отвлекали вас от внутренних деланий. Следуйте в сем св. Исааку Сирианину. Он не благоволит к работе и позволяет ее только в случае нужды, изредка. Ибо она отвлекает на себя ум. Надо особый навык приобресть, чтоб не отвлекала. Не работать нельзя. Есть естественная в ней потребность; однако ж и увлекаться ею не должно. Египетские монахи целый день работывали; но умом не отходили от Бога. (4, 407–408) Труд телесный иногда отклоняет от Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О молитве внутренней, «умной», тайно в сердце совершаемой Письма к новоначальной инокине «Близ ти глагол сей, во устех твоих и в сердце твоем» Рим.10:8 В последнем письме моем я говорила тебе, сестра, о молитве вообще; теперь скажу несколько слов о молитве исключительно внутренней, или так называемой «умной», потому что она совершается лишь умом и сердцем тайно, без всяких внешних знаков. Будучи исключительно духовного характера, она не должна и не может стесняться ни местом, ни временем, ни каким-либо другим условием, но как беспределен и безграничен Дух Святый, оживотворяющий молитву, так безгранична, непрестанна и повсюдна молитва души, втайне творимая: «На всяком месте владычествия Его (Божия) благослови, душе моя, Господа!» (Пс. 102:22). «Вечер и заутра и полудне аз к Богу воззвах» (Пс.54:18.17). «Непрестанно молитеся» (1Сол.5:17), — учит святой апостол Павел. Очевидно, что Апостол разумеет тут молитву внутреннюю, молитву сердца и ума, не внешнюю, в которой участвовала бы и плоть, ибо невозможно нашей немощной и дебелой плоти непрестанно, неуклонно предстоять на молитве как по самой немощи ее, так и по безусловной зависимости ее от обстоятельств внешней жизни, в которых она обязана принимать участие. Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа», предстоя пред Господом (1 Петр.3,4). Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и четки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. Ныне и четки, как и многое, имеющее высокодуховное значение, утратили свое значение; четки в настоящее время служат не столько принадлежностию для молитвы, сколько принадлежностью для наряда, и чтобы быть лучшим украшением, делаются ныне не из ниток или шерсти, каковыми делались прежде «вервицы» (то есть веревочные узелки) или, как их еще называли, «лестовки», а из бус, иногда даже и весьма непростых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3979...

преподобные Варсонофий и Иоанн СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ ВАРСАНУФИЯ И ИОАННА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (Выбирается подряд все, относящееся к подвигам и борьбе со страстями) 1. Настрой себя благодарить Бога за все, слыша слово Апостола: «о всем благодарите» ( 1Сол. 5, 18 ). Будешь ли ты в скорбях, или в нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных, – за все, постигающее тебя, благодари Бога, ибо «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Итак, не сомневайся душой твоего и не расслабевай ни в чем сердцем твоим; но вспоминай Апостольское слово: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» ( 2Кор. 4, 16 ). Если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест и причастником быть спасительных плодов его. 2. Пока корабль на море, он бывает подвержен опасностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опасностей, бедствий и приражения ветров, но пребывает в безопасности. Так и ты, пока пребываешь с людьми, ожидай скорбей, опасностей и приражения мысленных ветров. Когда же достигнешь в уготованное тебе пристанище безмолвия, тогда не будешь иметь страха. 3. Не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради общежития; ибо и это также значит – «полагать душу свою за братию» ( 1Иоан. 3, 16 ), – и надеюсь, что велика будет награда за труд сей. Как Иосифа Господь поставил прокормить братию свою во время голода ( Пс. 32, 19 ) в Египте, так и тебя поставил Он послужить общежитию. Я же повторяю тебе слова Апостола: «ты, убо, чадо, возмогай благодатью Духа Святого» ( 2Тим. 2, 1 ). 4. Один трудами по Богу достигает в покой Его, а другой достигает туда же смирением. Ты же держись в том устроения, чтоб получить оный за то и другое, когда умрет в тебе гнев, вследствие укрощения раздражительности в сердце твоем; и тогда исполнится в тебе слово Писания: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс. 24, 18 ). Господь да сохранит душу твою, и тело твое, и дух твой от всякого зла, от всякой противности, наносимой дьяволом, и от всякого мечтания, возбуждающего мятеж мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf Хронология от начала миробытия и до Рождества Христова по славянским Библиям и по русским рукописным хронографам, а также греческим и римским, – в которой изъясняется несогласие летописцев и показывается, что нет совершенного известия о том, в который год было Рождество Христово Думаю, что всякий, который внимательно рассмотрит сию Хронологию, удивится великому между Библиями и хронографами в летосчислении несогласию, которое (как есть основание полагать) произошло благодаря погрешностям древнейших переводов Библий на различные языки и многих писателей рукописей, друг у друга переписывавших, когда еще не существовало типографского искусства. Да будет вспомянуто здесь изречение Господа нашего Иисуса Христа ко святым апостолам: «Несть ваше разумети времена и лета, яже положи Отец во Своей власти» ( Деян. 1, 7 ). Эти слова Господни да будут и нам увещанием, чтобы мы не любопытствовали в изыскании времен и в книгах искали более пользу, нежели числа летам. Ибо и о кончине мира хотящим узнать сказано от Господа: «О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един» ( Мф. 24, 36 ). Он как бы сказал следующее: всякий пусть боится Страшного Суда Божия, а в какое лето он будет, пусть не пытается узнать. Подобное же можно сказать и относительно прежних времен: всякий пусть читает историю Божественную, написанную в Библиях, и богоугодному житию праведных мужей подражает, чтобы сподобиться их части, а за злыми не следует, чтобы избежать их погибели; что же касается лет, положенных Отцем Небесным в Своей власти, то особенно их не исследуй, чтобы не явиться скорее любопытцем, нежели чтецом книг. Хорошо говорит Апостол: «О летех и временех, братие, не требе есть вам писати» ( 1Сол. 5,1 ). Адам, по изгнании из рая, родил Сифа ( Быт.5,3 ) в год своей жизни: Библ.–130, Хрон.–230, Рим.–130. Сиф родил Еноса ( Быт.5,6 ) в год своей жизни: Б.–205,Х.–205,Р.–105. Лета от миробытия: Б.– 335, Х.–435,Р.–235. Енос родил Каинана ( Быт.5, 9 ) в год: Б.–190 (525), Х.–190 (625), Р.–90 (325)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово первое о Молитве Господней «Непрестанно молитеся», – поучает апостол церковь Солунскую ( 1Сол. 5:17 ). И заповедь эта относится ко всем нам. Но все мы знаем, как трудно исполнить эту заповедь. Ничто, может быть, так не трудно в духовной жизни, как постоянно, регулярно, правильно молиться Богу. Стяжать дар молитвы – это одно из самых больших духовных достижений. Все мы знаем, сколько препятствий воздвигает на этом пути тот, кто не хочет нашего духовного возрастания. Иногда это бывает лень, ссылающаяся на наше переутомление. Иногда мы просто забываем помолиться. Иногда мы не ощущаем потребности в молитве. Все это, однако, препятствия более простые. Гораздо опаснее то, когда в виде тонкого искушения враг шепчет нам слова о нашем не достоинстве и старается отвратить нас от молитвы в силу якобы неискренности нашего молитвенного побуждения. В таком случае какой-то голос нам говорит о нашей греховности, как препятствии к молитве. «Как можно хвалить имя Божие тем же языком, которым мы недавно произносили слова совсем неподобающие и которыми, может быть, даже и хулили это имя? Как пойти в церковь теми же ногами, которые были столь скоры на совершение разных беззаконий? Как воздевать руки горе, которыми мы творили разные неподобающие дела?» Все это тонкие искушения, и чем они тоньше, тем ядовитее и тем опаснее. Как, какими словами обратиться нам к Богу, когда мы так далеки от Него? И если мы недоумеваем, как молиться, то не вспомнить ли нам об апостолах, которые просили Господа: «Научи нас молиться» ( Лк. 11:1 ). И дал им Господь образец такой молитвы, которую никто никогда из самых знаменитых песнописцев и учителей Церкви не мог превзойти и которая по совершенству своему и простоте своей выше всякой другой молитвы. «Отче наш, Иже еси на небесех...» Вот эти-то слова и привлекают сегодня мое внимание, и о них-то и хочу я предложить вам мое поучение. «Отче наш...» Как обратиться нам к Богу с такими простыми словами, учитывая всю нашу греховность и удаленность нас от Бога. О Боге мы думаем гораздо чаще как о Совершенном Существе, бесконечно от нас далеком, о праведности и святости, безусловно, подавляющей нашу немощь и недостоинство, о Судии и Мздовоздаятеле, карающем нашу греховность. Так думал и древний Израиль, поклоняясь Богу как Судии, карающему до седьмого колена. И как же нам, чадам гнева по естеству ( Еф. 2:3 ) и сынам противления ( Еф. 2:2 ) сказать Богу: «Отче наш»?

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/s...

Содержание Письма к новоначальной инокине     «Близ ти глагол сей, во устех твоих и в сердце твоем» (Рим.10:8)    В последнем письме моем я говорила тебе, сестра, о молитве вообще; теперь скажу несколько слов о молитве исключительно внутренней, или так называемой «умной», потому что она совершается лишь умом и сердцем тайно, без всяких внешних знаков. Будучи исключительно духовного характера, она не должна и не может стесняться ни местом, ни временем, ни каким-либо другим условием, но как беспределен и безграничен Дух Святый, оживотворяющий молитву, так безгранична, непрестанна и повсюдна молитва души, втайне творимая: «На всяком месте владычествия Его (Божия) благослови, душе моя, Господа!» (Пс. 102:22). «Вечер и заутра и полудне аз к Богу воззвах» (Пс.54:18.17). «Непрестанно молитеся» (1Сол.5:17), — учит святой апостол Павел. Очевидно, что Апостол разумеет тут молитву внутреннюю, молитву сердца и ума, не внешнюю, в которой участвовала бы и плоть, ибо невозможно нашей немощной и дебелой плоти непрестанно, неуклонно предстоять на молитве как по самой немощи ее, так и по безусловной зависимости ее от обстоятельств внешней жизни, в которых она обязана принимать участие. Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа», предстоя пред Господом (1 Петр.3:4).    Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и четки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву.    Ныне и четки, как и многое, имеющее высокодуховное значение, утратили свое значение; четки в настоящее время служат не столько принадлежностию для молитвы, сколько принадлежностью для наряда, и чтобы быть лучшим украшением, делаются ныне не из ниток или шерсти, каковыми делались прежде «вервицы» (то есть веревочные узелки) или, как их еще называли, «лестовки», а из бус, иногда даже и весьма непростых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Часть вторая Глава первая § 56. О молитве и ее проявлениях В. Что есть молитва? О. Молитва есть возношение наших добрых мыслей и чувствований к Богу. В. Нужна ли молитва? О. Молитва также существенно нужна для души, как воздух нужен для жизни телесной. В. Почему нужна молитва? О. Во-первых, потому, что душа наша есть образ Божий в нас; следовательно, необходимо должна стремиться к Богу, а во-вторых, потому, что мы постоянно нуждаемся в помощи Божественной. В. Как можно молиться? О. Можно молиться трояко: во-1-х, только в душе, т. е. не выражая молитвенного настроения телодвижением, внешними знаками или голосом; во-2-х, можно молитву сопровождать и внешними знаками. В 3-х, бывает молитва только лишь наружная, без душевного расположения. В. А как должно молиться? О. Должно для молитвы иметь твердую веру в Бога, в Его Провидение, и нередко тотчас следует проявлять свою молитву и во внешних знаках. Истинный христианин должен прославлять Бога и молиться Ему не только духовно но и наружно. Слово Божие говорит: «Прославляйте Бога в душах и телах ваших». ( 1Кор.6:20 ). В. Когда должен молиться христианин? О. Непрестанно, каждый час, каждую минуту. Так как молитва для души есть то же, что воздух для тела, а без воздуха тело жить не может; то, значит, и душа верующего должна быть постоянно занята мыслию о Боге или, что то же, должна постоянно молиться. Св. Апостол Павел говорит: «непрестанно молитесь». ( 1Сол.5:17 ). В. Возможна ли такая непрестанная молитва? О. Возможна. Потому что под непрестанною молитвою не разумеется непременно наружное проявление своей молитвы, а разумеется постоянное памятование о Боге, об Его милостях к нам, об Его правосудии и постоянно твердая вера в Него. А постоянно помнить о Боге и среди обыденных занятий возможно. И все даже обыкновенные-то наши дела должны начинаться непременно с благословения Божия и благоговейно совершаться при полной преданности воле Божией. В. Как называется молитва одна только наружная, без душевного расположения? О. Лицемерною, фарисейскою. Господь Бог называет такую молитву напрасным трудом. «Чтущие устами только (без участия сердца) всуе (попусту) чтут Мя», говорит Господь. ( Мф.16:8, 9 ; сн. Ис.29:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Часть первая (догматическая) Учение о Церкви Вопрос о Церкви имеет весьма важное значение в полемике с расколом: с решением его само собою определится, кто находится в Церкви Христовой – мы православные или раскольники-старообрядцы. Если же принять во внимание, что вопрос этот доселе служит предметом взаимного несогласия между двумя главными отраслями раскола – безпоповщиной и поповщиной: что из него же вытекают многие другие вопросы, неодинаковое решение которых послужило причиной дробления в поповщине и безпоповщине, и что, наконец, он представляет собой наиболее слабый и уязвимый пункт самозащиты раскольников, оставляющий их почти всегда безответными, то значение его еще более увеличится. Значение слова « церковь ». Слово « церковь » употребляется в разнообразных значениях. В самом широком смысле под церковью разумеется совокупность всех разумных существ, небесных и земных, т. е. ангелов и людей, под единою главою – Христом ( Еф. 1:10, 22–23 ). В менее обширном, но более употребительном смысле, церковью называется общество людей, веровавших и верующих во Христа, когда бы они ни жили и где бы теперь ни находились. В этом смысле церковью именуется общество святых ( Евр. 12:22–23 ; Б Катех. л. 120 об.), ветхозаветные верующие ( Деян. 7:38 ) и все православные христиане, живущие по вселенной ( 1Кор. 12:27 , ср. Б. Катех. гл. 25, л. 120 об., Кн. о вере гл. 2, л. 22). Церковью же называется, затем, всякое частное, поместное общество православных христиан ( Деян. 8:1 . сн. Кн. о вере л. 24; 1Кор. 1:2; 12:19 ; Деян. 13:1 ; 1Сол. 1:1 и др.), а в Псалтири ( Пс. 25:5 ) – даже общество нечестивых людей. Возненавидех Церковь лукавнующих, говорит псалмопевец, и с нечестивыми не сяду. В евангелии от Матфея ( Мф. 18:17 ) словом « церковь » обозначается собрание пастырей Церкви, по Благовестнику – предстателей Церкви (см. толк. на Мф. зач. 75); в Деяниях Апост. ( Деян. 20:28 ) – собрание мирян, в посланиях же ап. Павла ( Рим. 16:3–4 ; Кол. 4:15 ) – отдельная христианская семья. Во всех указанных случаях в греческом тексте стоит слово «κκλησα» (κκαλω созываю, собираю) – собрание, общество. Но кроме κκλησα словом « церковь » переводятся на славянский язык греч. слова: τ ερν и νας – храм. В этом смысле церковью называются некоторые единичные предметы, напр.: иерусалимский храм ( ; Деян. 3:2, 3:8 ). тело Христово ( Ин. 2:19, 21 ) и тело каждого христианина: « Церковь ношу телесную? («Покаяния отверзи ми двери» – по до никоновской редакции). В старопеч. книгах называются церковью даже свойства христианского общества. «Церковь есть не стены и покров, говорит св. И. Златоуст, но вера и житие» (Маргар. л. 519, Кн. о вер. л. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010