Таким образом, и разрушение храма не составляет самостоятельного, не имеющего к парусии никакого отношения, события, и парусия остается главным, наиболее важным пунктом апостольского вопроса. Положение главного, центрального события сохраняет парусия и в ответной беседе Иисуса Христа. Все содержание этой беседы имеет прямое или косвенное отношение к паки-пришествию Христа, все, так сказать, проникнуто светом этого события. Если Иисус Христос говорит о явлении лжемессий и предостерегает учеников Своих от веры в них, то потому, очевидно, что за этими лжеявлениями последует истинное Его Самого явление. Если Он указывает на различные нестроения в жизни мира, то вместе с тем определяет и их отношение к приносимому парусией концу; говорит о суде над Иерусалимом и прозирает до суда над миром, имеющего наступить с Его парусией. Приточные увещания к бодрствованию имеют прямую цель – приготовить верующих к паки-пришествию Христа. Так, главной особенностью содержания эсхатологической беседы является парусия. Что же такое παρουσα? Παρουσα значит собственно нахождение, присутствие – ( 2Кор.10:10 ; Флп.2:12 ); также прибытие, пришествие, как начало присутствия – ( 1Кор.16:17 ; 2Кор.7:6–7 ). В последнем значении, т. е. в значении вообще пришествия употребляется это слово в св. Писании Нового Завета и по отношению к Иисусу Христу – ( Мф.24:27 , Мф.24:37 , Мф.24:39 ; ср. 1Кор.15:23 ; 1Сол.2:19 ; 1Сол.3:13 ; 1Сол.4:15 ; 1Сол.5:23 ; 2Сол.2:1 ; Иак.5:7 и др.). На основании тех мест св. Писания, в которых встречается данный термин, можно точнее охарактеризовать это пришествие. Прежде всего, оно есть еще событие будущего, предмет надежд и желаний ( 2Пет.3:12 ). Пришествие Господне еще только γγικε – приблизилось ( Иак.5:8 .), а не наступило. Особенно отчетливо выступает эта черта парусии в 1 посл. ап. Иоанна, где слова „в пришествие Его – ν τ παρουσ ατο“ составляют параллель словам „когда Он явится“ – δταν φανερωϑ ( 1Ин.2:28 ). Итак, в настоящее время еще нет парусии, а есть только „обетование – παγγελα“ её ( 2Пет.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

1Сол.2:15 .  которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, Здесь словами « πσιν νθρποις εναντων» прекрасно обрисован богоборческий и враждебный человечеству характер иудейства. Всюду, где только был Ап. Павел, последнее гнало его. С другой стороны, великий Апостол, странствуя по языческим городам, мог прекрасно заметить то чувство, с которым относились всюду к иудейству. Слова Ап. Павла находят прекрасное подтверждение в истории Тацита, который говорил, что Иудеи имеют «adversus omnes alios hostile odium» (V:5). He лучше о них отзывается и римский сатирик Ювенал; «Romanas autem soliti contemnere leges, Iudaicum ediscunt et servant ac metuunt jus… Non monstrare vias eadem nisi sacra colenti, Quaesitum ad fontem solos deducere verpos». XIV:100–104. «Св. Павел видит образчик их вражды к человечеству в их оппозиции распространению Евангелия среди язычников. Но и та и другая их характеристика и их исключительность в вопросе о духовных привилегиях, и их себялюбивая замкнутость в житейских отношениях вообще – были обязаны своим существованием одному и тому же чуждому любви и свободы духу, тем более ненавистному, что он был карикатурой и неестественным наростом на исключительной чистоте их старого монотеизма» (Lightfoot, op. cit. стр. 34). 1Сол.2:16 .  которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. « Приближается на них гнев до конца» – нет никаких оснований относить эти слова к факту разрушения Иерусалима. Если бы это было так, ссылки на такое чрезвычайное событие были бы и в других местах послания, да и здесь это событие описывалось бы более определенно. Ап. Павел здесь читал, так сказать, знамения времен, грядущую судьбу богоборного и жестоковыйного жидовства. 1Сол.2:17 .  Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. 1Сол.2:17–3:10 . Беспокойство Ап. Павла относительно христианской церкви в Ф-ке, посещение Ф-ки Тимофеем, и радость благовестника при виде благосостояния их церкви и роста их веры и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Судя по ходу мыслей в кн. Деяний, для писателя не было никаких оснований делать какое-нибудь особенное ударение на национальности этих σεβμενων, и афинские σεβμενοι так и называются просто σεβμεvo ι в той же самой главе кн. Деяний ( Деян.17:17 ). Но, допуская неожиданность комбинаций των σεβμενων Ελλνων мы все же смеем думать, что поправка проф. Рамсея едва ли требуется. Мы склонны остаться при Т. Receptus, и искать примирения иным путем, именно на основании данных, взятых из самих же посланий Апостола Павла. Мы должны прежде всего допустить, что Апостол Павел пробыл в Ф-ке гораздо более, чем три недели, как это, по-видимому, вытекает из ст. Деян.17:2 . В послании к Филиппийцам он напоминает последним, что они « и в Фессалонику и раз и два присылали… на нужду» ( Флп.4:16 ). Но мы знаем, что Филиппы отстоят от Фессалоники на сто миль, и 3 недель едва ли было бы достаточно для того, чтобы послать Апостолу Павлу пособие παξ και δις. Значит, нужно предположить что Апостол пробыл в Ф-ке долее трех недель, и не встретив сочувствия среди Евреев, обратился с проповедью Царства Божия прямо к язычникам, среди которых его « благовествование Божие со многим подвигом» ( 1Фес 2:2 ) имело громадный успех, вполне оправдывающий слова первого послания к Ф-м в 1Сол.1:9 и 1Сол.2:14 . Весьма правдоподобно то предположение, что книга Деяний описывает лишь тот период в миссионерской деятельности Апостола в Ф-ке, который был связан с синагогою. Что Апостол оставался гораздо больше времени в Ф-ке, чем 3 недели, об этом говорит и то обстоятельство, что он счел нужным заняться своим обычным ремеслом ( σχηνοποις τη τχνη), чтобы не быть в зависимости и в тягость кому-нибудь, и чтобы войти в более близкие отношения с своими учениками и последователями, и тем усилить благие результаты проповеди ( 1Фес 2:7–12 ). Наконец, судя по 1Сол.5:12 , церковь Ф-я была несколько сорганизована, что также говорит о том, что Апостол Павел прожил в Ф-ке больше чем 3 недели. Таким образом, не прибегая в поправке в тексте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В книге же Деяний Апостольских повествуется, что возвратившийся Св. Тимофей прибыл вместе с Силою к Апостолу Павлу уже не в Афины, а в Коринф, куда он передвинулся с проповедью о Христе ( Деян. 18:5 ). Таким образом, послание к Солунянам написано было из Коринфа. К точнейшему определению времени написания руководит также книга Деяний Апостольских. О переселении Ап. Павла из Афин к Коринф она повествует так: «после сего Павел, оставив Афины, перешел в Коринф. И нашедши некоторого иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу жену его (потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима) пришел к ним» ( Деян. 18:1–2 ). Указ императора Клавдия об изгнании из Рима иудеев, по свидетельству римских историков, относится к 52-му году по Р. Х. Если прибавить к сему несколько времени на то пока переселились в Коринф и устроились в нем Акила и Прискилла, и пока жил у них Св. Павел, проповедуя о Христе по субботам в синагогах до получения известия о Солунянах, то написание к ним послания следует отнести приблизительно к концу 53-го или к началу 54-го года по Р. Х. Последовательный экзегетический анализ 1-го послания к Солунянам Все послание видимо разделяется на две части: на историческую и нравственно-догматическую, с надписанием и приветствием в начале послания, и с заключительными распоряжениями и благожеланиями в конце его. I. Приветствие шлет Ап. Павел от себя, Силуана и Тимофея с пожеланием благодати и мира Божия Солунянам ( 1Сол. 1:1 ). II. В исторической части – обстоятельствами обращения Солунян, образом своего действования у них самыми страданиями их, а равно и своим сочувствием к ним, Св. Ап. Павел старается расположить Солунян к крепкому стоянию в вере Христовой, которую они приняли от него ( 1Сол. 1:2–3:13 ). а) Обстоятельства обращения Солунян были, можно сказать, необычайны, с явными признаками божественного избрания их. «Наше благовествование у вас», несмотря на кратковременность его, «было не в слове только, – пишет им Апостол, – но и в силе, … и со многим удостоверением»; … «и вы, … стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаи; так что нам ни о чем не нужно рассказывать, … сами они сказывают, … – как (необычайно) вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» ( 1Сол. 1:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И горе нам, если мы, вместо того, чтобы прославлять Бога богодарованными силами нашей духовно-телесной природы, станем разорять созданный Богом в нас, в нашем сердце, в недрах нашего существа храм Божий и бесславить наше христианское звание своим недостойным поведением! Воля Божия есть освящение наше ( 1Сол. 4:3 ). Бог призвал нас не к нечистоте, но к святости ( 1Сол. 4:7 ). Только освящаясь благодатными дарами в недрах святой Церкви и проводя жизнь »во всяком благочестии и чистоте« ( 1Тим. 2:2 ), можем мы надеяться на то, что исполняется и над нами слова Господа и Спасителя: »кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим...и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« ( Ин. 14:21, 23 ). Святая Церковь высоко чтит и прославляет тех носителей святости, которые еще здесь на земле удостоились быть отмеченными явными признаками Божественного присутствия и благоволения. Так, обращаясь к святителю и чудотворцу Николаю, она взывает к нему словами акафиста: «радуйся, святыни чистое и честное жилище!» (икос 3-й). О преподобном Сергии Радонежском она говорит, что он «молитвой, верой, любовью к Богу и чистотою сердца устроил душу свою во обитель Пресвятыя Троицы» (молитва акафиста). Пречистую же и Преблагословенную Деву и Богородицу Марию она прямо именует «пречистым храмом Спасовым» (кондак праздника Введения во храм), «небом и храмом Божества» (догматик 1-го гласа). В то же время, научая нас смирению и предостерегая от опасности самообольщения, святая Церковь всячески старается напомнить нам о том, как мы далеки еще от идеала христианской жизни и в каком печальном состоянии находится подчас храмина души нашей. Когда мы приближаемся к престолу величия Божия, чтобы приобщиться святых Христовых Таин, она, как заботливая Мать и Наставница, влагает в уста наши следующее смиренное исповедание нашего недостоинства: «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити» (молитва ко св. Причащению 2-я). То есть – Господи! со скорбью сознаю я, что недостоин, чтобы Ты вошел под кровлю храма моей души, ибо храм этот пуст и едва не обрушивается от ветхости, и Тебе, подобно бесприютному путнику, не находящему пристанища для отдыха, невозможно сотворить во мне Твою божественную обитель...

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

( Ис. 43 гл). Тако глаголет Господь Вседержитель ( Агг. 2:12 ), Святый Израилев... Сия глаголет Адонаи Господь... ( Иез. 18 ). Когда явился во плоти Божественный Законоположник, Он также на свое Божественное достоинство указывал, как на незыблемую опору возвещаемого Им закона. Уча, яко власть имый, Он преподавал Свои заповеди новые в дополнение ветхого закона Моисеева, и чтобы побудить к их исполнению, присовокуплял только: Аз же глаголю вам... В сем слове – «Аз же» – заключалась всемощная сила Божия, низлагавшая всякое упорство воли, готовой возразить проповеднику нового закона. Ту же силу Своей законодательной власти являл Спаситель, когда давал такой ответ: аще кто хощет волю Его (Бога Отца) творити, разуметь о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю ( Ин.7:17 ). Итак, нужно только увериться в Божественном происхождении учения Христова, чтобы потом беспрекословно следовать ему, и чтобы избежать упрека в противлении чистой и спасительной истине. Сим можно изъяснить, почему иногда Апостолы, побуждая христиан исполнять какое-нибудь нравственное предписание, к убеждению наставляемых приводили одно то напоминание, что такова воля Божия. О всем благодарите, говорит Апостол; и, далее, только присовокупляет: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе ( 1Сол.5:18 ). Или: сия есть воля Божия святость ваша ( 1Сол.4:3 ). А св. Ап. Иоанн, обязуя всех веровать в Иисуса Христа и любить ближних, побуждает к сему тем, что сам Бог дал нам такую заповедь: сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга, яко же дал есть заповедь нам ( 1Ин.3:23 ). Высочайшая благость Законодателя Но Единый верховный Законоположник есть вместе и высочайший наш Благодетель и Спаситель. Получаемые благодеяния обыкновенно располагают благодарить благодетеля, решаться для него даже и на трудные пожертвования. Люди благодарные, чтобы достойно почтить своих благодетелей, стараются воздать им, со временем, больше того, что получили от них: но чем можем воздать Богу за все, что Он воздает нам? Ничем более, как любовью к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Нравственный Закон, рассматриваемый в самом приложении к действиям, есть нравственное правило для свободной человеческой деятельности, соединенное с необходимою силою обязательности. поскольку Закон обязывает волю человека, а воля собственно не может покоряться никакому закону, токмо закону умного определения: отселе как в нравственно–естественном законе главное основание обязательности есть высочайшая воля Бога Законодателя. Посему для христианина, приемлющего и содержащего Божественный откровенный Закон, началом обязательности или духовной необходимости действовать служит следующее правило: должно всегда и во всем безусловное оказывать повиновение откровенной воле Божией ( 1Сол. 4:3 ) или воле Божией во Христе Иисусе ( 1Сол. 4:8 ), сообразно сему и внутреннее правило всегдашней деятельности христианина по примеру И. Христа есть единственно воля Божия: не ищу воли моея ( Ин. 5:30 ), не моя воля, но твоя да будет ( Лк. 22:42 ), не якоже аз хощу, но якоже ты ( Мф. 26:39 ). К сему безусловному повиновению откровенной воле Божией, при известности откровения, без исключения обязываются все и каждый, потому что, во 1 х Бог есть высочайший Владыка и Господь всей разумной и неразумной твари, и потому беспредельное имеет право и давать всем законы и требовать от всех повиновения и наказывать за неповиновение. Един есть Законоположник и Судия, спасти и погубити ( Иак. 4:12 ). Во 2 х Что воля Божия есть высочайшее святое правило умной, святой и правой деятельности ( Рим. 12:2 ), коей повиноваться как святешей истине и истинной святости для каждого умного существа без дальнейшего исследования причин – должно быть выше и святее всего: Господи, к кому идем? глаголы живота вчного имаши ( Ин. 6:68 ). В 3 х Что воля Божия есть источник всех благ, а повиновение оной единственное средство к приобретению всех благ: да волю Божию сотворше, приимете обетование ( Евр. 10:36 ). Понятие о Нравственности вообще Отношение действий к закону в рассуждении сообразности оных к законам составляет нравственность. Действия согласные с законом называются нравственно добрыми, несогласные нравственно злыми, или противонравственными. Свойство христианской нравственности

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И священниками – через святое миропомазание каждый христианин становится теперь священником Богу Всевышнему, получает благодать Всесвятого Духа и способен священнодействовать Богу. В чем священнодействие христиан? «Жертва Богу – дух сокрушен» ( Пс. 50:19 ); «приносите жертвы правды» ( Пс. 4:6 ). Как жертву возносит христианин Богу молитву за себя и за всех людей. Как приятный Богу фимиам возносятся молитвы святых перед небесным жертвенником (8,3–4). «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр. 13:15–16 ). Как священник каждый христианин призван также и на служение Богу, как пишет апостол Павел к фессалоникийцам: «вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» ( 1Сол. 1:9 ). Каждый христианин призван служить Богу теми дарами, которые ему даны в рождении его и в святом миропомазании. Это служение благовестия, наставления, утешения, взаимопомощи, обличения или даже пророческое служение, больных исцеление, чудотворение ( 1Кор. 1:2 ). Это всеобщее священство и в Ветхом Завете и в Новом Завете, не надо путать с тем особым священнослужением, которое Бог учреждал и в Ветхом Завете (Аароново священство), и в Новом Завете (апостольское священство). Это, как говорит Павел, «служители Христовы, и домостроители тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Их особое служение состоит в управлении домом Божиим (Церковью) через наставничество и тайнодействия (совершение святых таинств). На это служение подается особая благодать через таинство рукоположения, идущее непрерывно от апостолов. Тайнодействовать может только рукоположенный священник ( 1Тим. 4:14 ), служить же Богу, как царь и священник, призван каждый христианин, помазанный Духом Святым ( 1Сол. 1:9 ). Как наряду со всеобщим священством есть священство особое, иерархическое, так и наряду со всеобщей царственностью христиан есть царство особое. В христианских государствах цари помазывались епископами на царство через вторичное помазание святым миром. И Богу, Который через Сына Своего вырвал нас из царства сатаны, омыл от грехов, возвел в дивное состояние царей и священников – слава и держава во веки веков, аминь . Славословие, которое каждодневно возносит святая Церковь к престолу Божию. Во веки веков означает вечно. Аминь – по-еврейски «истинно, да будет так», произошло от слова «аман» – утверждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Кто есть христианин? Христианин это человек, который живет Христом и во Христе. Божественна заповедь святого Евангелия Божия: «поступайте достойно Бога» (Кол 1:10), Бога, Который воплотился и как Богочеловек весь остался в Церкви Своей, которая Им живет и пребывает вечной. А живут достойно Бога, когда живут по Евангелию Христову. Потому естественна и эта божественная заповедь святого Евангелия: «живите достойно благовествования Христова» (Флп 1:27). Жизнь по Евангелию, жизнь святая, жизнь божественная — это естественная и нормальная жизнь для христиан. Ибо христиане по своему призванию — святые. Это благовестие и заповедь звенит, как колокол через все Евангелие Нового Завета (ср. 1 Сол. 4:3, 7; Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; Еф. 1:1, 18, 2:19, 5:3, 6:18; Фил. 1:1, 4:21—22; Кол. 1:2, 4, 12, 22, 26; 1Сол. 3:13, 5:27; 2 Тим. 1:9; Евр. 3:1, 6:10, 13:24; Иуд.1:3). Стать целиком святыми, и душой и телом, вот наше призвание (ср. 1 Сол. 5:22—23). Это не чудо, но норма, правило веры, логика и природа евангельской веры. Ясна и предельно ясна заповедь святого Евангелия: «По примеру призвавшаго вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр 1, 15). А это значит: по Христу ­­ Святому, Который, воплотившись и став человеком, явил в Себе совершенно святую жизнь, и как таковой заповедует людям: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1:16). Он имеет право заповедовать это, ибо, став человеком, он Собою Святым дает людям все божественные силы, необходимые для святой и благочестивой жизни в этом мире (ср. 2 Петр. 1:3). Соединившись с помощью веры духовно и благодатно со Святым — Господом Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь.    Живя Христом, святые и творят дела Христовы, ибо Им они становятся не только могущественны, но и всемогущи: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). И в них ясно осуществляется истина Всеистинного, что верующие в него будут делать Его дела, и большие будут делать: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12). И поистине: тень святого апостола Петра исцеляет, святой Марк Фраческий словом движет и переставляет гору... Если Бог стал человеком, то и жизнь Божественная стала жизнью человеческой, и могущество Божественное стало могуществом человеческим, и истина Божественная стала истиной человеческой, и правда Божественная стала правдой человеческой: все Божие стало человеческим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кто есть христианин? Христианин это человек, который живет Христом и во Христе. Божественна заповедь святого Евангелия Божия: поступайте достойно Бога ... (Кол 1, 10), Бога, Который воплотился и как Богочеловек весь остался в Церкви Своей, которая Им живет и пребывает вечной. А живут достойно Бога, когда живут по Евангелию Христову. Потому естественна и эта божественная заповедь святого Евангелия: живите достойно блarobecmbobahiя Христова (Флп 1, 27). Жизнь по Евангелию, жизнь святая, жизнь божественная это естественная и нормальная жизнь для христиан. Ибо христиане по своему призванию святые. Это благовестие и заповедь звенит, как колокол через все Евангелие Нового Завета (ср. 1 Сол. 4, 3. 7; Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 2; Еф. 1, 1. 18; 2, 19; 5, 3; 6, 18; Фил. 1, 1; 4, 21. 22; Кол. 1, 2. 4. 12. 22. 26; 1Сол. 3, 13; 5, 27; 2 Тим. 1, 9; Евр. 3, 1; 6., 10; 13, 34; Иуд. 3). Стать целиком святыми, и душой и телом, вот наше призвание (ср. 1 Сол. 5, 2223). Это не чудо, но норма, правило веры, логика и природа евангельской веры. Ясна и предельно ясна заповедь святого Евангелия: По примеру призвавшаго васъ Святаго, и сами будьте святы во всехъ поступкахъ (1 Петр 1, 15). А это значит: по Христу=Святому, Который, воплотившись и став человеком, явил в Себе совершенно святую жизнь, и как таковой заповедует людям: будьте святы, потому что Я святъ (1 Петр. 1, 16). Он имеет право заповедовать это, ибо, став человеком, он Собою Святым дает людям все божественные силы, необходимые для святой и благочестивой жизни в этом мире (ср. 2 Петр. 1, 3). Соединившись с помощью веры духовно и благодатно со Святым Господом Христом, христиане и получают от Него святые силы, чтобы вести святую жизнь. Живя Христом, святые и творят дела Христовы, ибо Им они становятся не только могущественны, но и всемогущи: все могу въ укрепляющемъ меня Iucyce Христе (Фил. 4, 13). И в них ясно осуществляется истина Всеистинного, что верующие в него будут делать Его дела, и большие будут делать: Истинно, истинно говорю вамъ: bepyющiй въ Меня, дела, которые творю Я, и онъ сотворитъ, и больше сихъ сотворитъ (Ин 14, 12). И поистине: тень святого апостола Петра исцеляет, святой Марк Фраческий словом движет и переставляет гору... Если Бог стал человеком, то и жизнь Божественная стала жизнью человеческой, и могущество Божественное стало могуществом человеческим, и истина Божественная стала истиной человеческой, и правда Божественная стала правдой человеческой: все Божие стало человеческим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/281/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010