Ст. 6. заключает частное наставление об отношении поучаемых к наставникам. Кατηχομενος λγον наставляемый в учении евангельском. Сл. Лук. 1:2. 4 . Деян. 6:16 . 1Гал. 5:17 κοινωνεν; нередко означает принимать в ком участие, разделять с другим свой достаток, свой хлеб, свои имущества; на примере требованиям святых приобщающеся, Рим. 12:13 . Фил. 4:14. 15 . Евр. 12:16 . посему св. Златоуст выражает наставление галатам так: да покажет к нему щедрость. Не дивно, что тогда, как в филиппийцах апостол видел изумлявшую его щедрость к служителю слова Божия ( Фил. 4:10–19 ): в галатах не видал он этой щедрости. Когда же не бывает людей худых? Еще более вероятно то, что учители лжи, чтобы охладить в галатах любовь и уважение к Павлу, указывали им на издержки их для Павла и его спутников, как лишние и незаконные. Во всяком случае пусть помнит, что апостол не за людей холодных к нуждам служителя слова Божия. – Солунянам писал он: молим же вы, братие: знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе и наказующих вы и имейте их по преизлиха в любви за дело их. 1Сол. 5:12. 13 . Тоже 1Тим. 5:17 . Ст. 7. 8. побуждая галатов как к благотворительности, так вообще к делам благочстия, апостол указывает на неприступное величие Божие и на следствия действий наших. Ст. 7. Нельститеся, не обманывайтесь, не обольщайте себя ложными извинениями; так выражается писание и в других случаях, когда хочет вразумить в важности какого-нибудь преступления, считаемого за маловажное. 1Кор. 6:9. 15. 33 . Иак. 1:16 . Бог поругаем не бывает μ μυκτηρζεται; по древнему славян. чтению: подражаем не бывает, – не подражняем ли? иначе непонятный перовод. Mυκτιρζειν – осмеивать, поднимать на смех ( 1Мак. 7:3. 4 . Прим. 1:30. 15, 5. Иер. 20:7 ); насмехаются обыкновенно или над недальновидностью другого, или над беисилием воли его. Нечестие может доходить и до того, что может смеяться мнимой не дальновидности и бессилию промысла Божия, ненаказанно нарушая права и обязанности; 2Пет. 3:4 . Иначе оно бывает и более умеренно. Люди обманывают людей, оставляют их осмеянными, забывая о Боге. Отказывая учителям в приличном содержании по пустым предлогам и по тайному своекорыстию, они обманывают учителей, но не обмануть Бога. Он видит сердечные расположения наши, и наши дела и медлит наказывать беззаконие по долготерпению; в свое время совершит он праведный суд свой и не попустит, чтобы ненаказанно нарушали устроенный им нравственный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Авва отче Aββα πατηρ – первое сирское, второе греческое воззвание к Отцу небесному. – Как образовалось это сложное воззвание? Так взывал к Отцу небесному сам Сын Божий, когда молился во днях плоти своей. Мк. 14:36 . Ученики Его – святые апостолы, часто слыша это воззвание и наученные именовать Бога Отцом своим, с любовию удержали воззвание Господа своего, и таким образом воззвание чад Христовых осталось в молитвах их на все времена; сирское воззвание – Авва, – самым звуком своим выражает детскую нежность чувства, и потому тем более удержано было в молитвах. Ст. 7. темже уже неси раб. Время несовершеннолетия прошло, Мессия пришел и собственно для того, чтобы освободить нас от рабства; и так неси раб, но сын; последнее присовокуплено как плод чувства радующегося о новом благе и в радости повторяющего название предмета радостного. Аще же сын, и наследник: имя сына дает полное право получить наследство отца. Христианин – наследник Божий и здесь и в будущей жизни. Здесь наследство его состоит в преимуществах обещанных Отцу верующих, – в обильных дарах Духа св. ( Гал. 3:29 ); там – в вечном блаженстве, неувядаемом, истинном, 1Пет. 1. 4 , в блаженстве равном блаженству самого Искупителя нашего; впрочем если только с ним Спасителем нашим страждем. ( Рим. 8:17 ). И это все Иисусом Христом. Ему дана всякая власть на небе и на земле Мф. 28:18 . по Его крестным заслугам. Без Него нет ни спасения, ни блаженства. Отделение 5. 4, 8–20 Показав высокие преимущества, дарованные Иисусом Христом христианину, апостол обращается к галатам с обличением и увещеванием их к исправлению. После строгого укора в том, что они опять впали в рабское состояние, от которого прежде освободились. 8. 9, а) представляет свое опасение, что не напрасно ли он проповедовал им Христа. 10. б) объясняет, с какою любовью они приняли благовествование его. 11–16. г) показывает, что противники его неблагонамеренны. ст. 17. 18. д) изъявляет отеческую, постоянную заботливость свою о их спасении. 19. 20. Но тогда до обращения ко Христу ст. 3. не ведуще Бога, т. е. ни Его свойств, ни должного ему служения; так апостол рассуждает об язычниках и в других местах 1Сол. 4:5 . Еф. 2:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Равным образом и другой св. Отец замечает: «Как бывает с заключенным в сосуде вином, которое, когда цветет виноград в поле, слышит запах и цветет вместе с ним, – так думай и о душах грешников: они получают некоторое благодеяние от приносимой за них бескровной жертвы и благотворения, как знает и повелевает единый Владыка живых и мертвых, Бог наш» 209 . «Как вещественная частица, усвоенная организмом, получает от него новые свойства и новую жизнь, так и верующий в живом союзе с телом Христовым способен получить от него новые свойства и новую жизнь, лишь бы он не отторгался от Церкви своим личным неверием и нечестием. Поэтому молитвы в церкви одних за других возвышают несовершенных между ними и помогают им духовно возрастать до блаженного состояния в царстве Христовом. Это – не внешняя помощь богатых бедным, не внешнее заступничество сильных за слабых, не судебное зачисление заслуг одного лица другому, но внутреннее сообщение жизни и силы от целого к частям. Как на земле, так и за гробом каждый верующий объемлется любовью церкви, проникается ее духом и постепенно возрастает в любви Христовой, которая есть начало и верх совершенства христианского» (Протоиерей Фаворов, Очерки Правосл. Догмат. Богословия). Наконец, наши молитвы могут быть благотворны для скончавшихся в правой вере и с истинным раскаянием потому, что, отшедши в другой мир в общении с церковью, они притом в самих себе перенесли туда начаток добра, или семя новой жизни, которого только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших теплых молитв, при благословении Божьем, может мало–по–малу развиться и принести плод, как развивается доброе семя в земле под живительным влиянием солнца, при благорастворении воздуха, – между тем как для скончавшихся в нечестии и нераскаянности и совершенно погасивших в себе дух Христов ( 1Сол.5:19 ) ничего не помогут никакие молитвы живущих еще братий, подобно тому, как ничего не могут сделать для оживления гнилых семян, потерявших начало растительной жизни, ни влияние солнца, ни благорастворенный воздух, ни питательная влага.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Собственно «душевное» течение силы нашего духовного начала направлено ко всей житейской среде и земному обиходу. Его действием душа творит науки, искусства, ремесла и созидает свой практический быт, обнаруживая здесь три свои главные способности: ум, чувство и волю. Высшая сторона душевной силы, которою люди соединяются с Богом, есть дух (πνεμα). О духе Священное Писание упоминает, например, в словах: «ваш дух, душа и тело во всей целостности да сохранится без порока» (ср. 1Сол.5:23 ). И еще: «слово... проходит до разделения души и духа» (ср. Евр.4:12 ). В духе лежат идеи, понятия бесконечного и нравственного, предчувствия духовных вещей и закон самоотверженно-любвеобильного действования. Человеческий дух способен непосредственно от Бога принимать напечатления и веяния Божественной силы, слышать Божии слова, созерцать тайны горнего мира, провидеть будущее. В то время как тело и душа человека являют в себе наиболее свойства растительной и животной жизни, его дух есть высший орган, воспринимающий благодать Святого Духа и служащий храмом Святого Духа ( Рим.8:9 ; 1Кор.2:12, 3:16, 6:19 ; 2Кор.6:16 ). Ему свойственно воспарять к высшему ведению и уразумению Божественной истины. При несвязанности страстями души и тела дух человека необыкновенно облагораживает и приспособляет к единству любвеобильного настроения все деятельные обнаружения ума, чувства и воли. Он все время противостоит разложению и распаду, открывающемуся пред ним в бытии, и от ощущения – первичного явления познания, перерабатываемого в представления, понятия и умозаключения, – поднимается к общим понятиям. Посредством их он осознает, наконец, все познаваемое в едином Первоначале, Боге. Познание чистым духом окружающего мира никогда не разрывается с чувством сердца. Это опознание всего уразумеваемого в Боге состоит в том, что представления чувственного мира сердечно переживаются духом как впечатления от Божиего творения, как явление свойств и действий Божиих, непрерывно возрастающее в направлении простоты, глубины и единовидности. Дух держит чистое сердце горящим чувствами благоговейной и преданной Богу любви, движет Его прославлять, благодарит Бога в ответ на переливающуюся в него от Божия Существа силу Божественной любви. Сердечное предстояние духа человеческого Богу в неизъяснимо приятном чувстве возбуждает его к могучей деятельности любви благодатию Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

С помощью таких молитв можно научаться вниманию и сосредоточенности на молитве. 19. Иисусова молитва Апостол Павел говорит: “Непрестанно молитесь” ( 1Сол.5:17 ). Часто спрашивают: как же можно молиться непрестанно, если мы работаем, читаем, говорим, едим, спим, и т. д., то есть делаем то, что, казалось бы, несовместимо с молитвой? Ответом на этот вопрос в православной традиции является Иисусова молитва. Верующие, практикующие Иисусову молитву, достигают непрестанной молитвы, то есть непрестанного предстояния перед Богом. Каким образом это происходит? Молитва Иисусова звучит так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. Есть и более краткая ее форма: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. Но можно свести молитву и к двум словам: “Господи, помилуй”. Человек, который совершает Иисусову молитву, повторяет ее не только во время богослужения или на домашней молитве, но и в пути, во время еды и отходя ко сну. Если даже человек говорит с кем-то или слушает другого, то, не утрачивая интенсивности восприятия, он, тем не менее, продолжает где-то в глубинах своего сердца повторять эту молитву. Смысл Иисусовой молитвы заключается, конечно, не в механическом ее повторении, но в том, чтобы всегда ощущать живое присутствие Христа. Это присутствие ощущается нами прежде всего потому, что, произнося молитву Иисусову, мы произносим имя Спасителя. Имя есть символ своего носителя, в имени как бы присутствует тот, кому оно принадлежит. Когда юноша влюблен в девушку и думает о ней, он непрестанно повторяет ее имя, потому что она словно бы присутствует в своем имени. И поскольку любовь наполняет все его существо, он чувствует необходимость повторять это имя вновь и вновь. Точно так же христианин, который любит Господа, повторяет имя Иисуса Христа, потому что все его сердце и существо обращено ко Христу. Очень важно при совершении Иисусовой молитвы не пытаться воображать Христа, представляя себе Его как человека в какой-либо жизненной ситуации или, например, висящим на кресте.

http://azbyka.ru/o-molitve

18) Путь настоящий в том состоит, чтобы проходимое и оставляемое нами позади, не привлекало нас обратно, иначе явимся на том месте, из которого вышли, достойные осуждения, и труд наш будет напрасен. Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься 19) Пробуди мысленное око твое, воздремавшее от уныния, да не уснешь в смерть (Пс. 118, 28; 12,4). Бодрствуй, да познает ум твой како наблюдать за доброю землею твоею, чтобы не возросло в ней терние и не подавило семени. Блюдись, ибо «окрест нечестивии ходят» (Пс.11, 9) 20) «Отче наш» (всю молитву) повелено произносить и совершенным, и грешным. Совершенным для того, чтобы они познавши, чьими сынами сделались, постарались не отпасть от Него; грешным же для того, чтобы они со стыдом называя Отцем Того, Которого часто оскорбляли, осудили себя и пришли в раскаяние 21) Если ты непрестанно молишься по слову Апостола (1Сол. 5, 18), то не нужна продолжительность, когда встаешь на молитву; ибо ум твой весь день пребывает в ней. Когда сидишь за рукоделием, должно читать или говорить псалмы изустно, и при конце каждого псалма молиться сидя, как например: „Боже, помилуй мя окаянного! " Если же беспокоят тебя помыслы, то прибавь: „Боже! Ты видишь скорбь мою, помоги мне " . Но по временам надобно вставать на молитву, и преклонять колена, с подобными же словами. Поя, или читая псалмы наизусть, должно произносить их в слух, если нет никого близко 22) Что до ночи касается, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца, и кончив славословие, спи шесть часов, потом встань на бдение, и бодрствуй остальные четыре часа 23) Желая омыть скверны, омой их слезами: ибо они чисто омывают всякую скверну. Пока не умолкнет гортань твоя, взывай ко Иисусу: «Наставниче, спаси ны, погибаем» (Лк.8,24). Очисти сердце свое от пепла, и воспламени тот огонь, который Господь пришел ввергнуть на землю: Он истребит все сие и сделает золото твое чистым. Много потребно нам трезвения 25) Удивительно, как мирские люди, ища приобретений, не обращают внимания ни на диких зверей, ни на нападения разбойников, ни на опасности моря, ни на самую смерть, и не ослабевают душою, лишь бы приобрести желанное, хотя и не знают наверно, получат ли его; мы же, окаянные и ленивые, получившие власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражескую, и слышавшие сие: «Аз есмь, — не бойтеся» (Ин.6, 20), зная несомненно, что мы не своею силою боремся, но силою укрепляющего нас Бога, изнемогаем и унываем. От чего так? От того, что не пригвоздилась плоть наша страху Божию (Пс.118, 120), и мы никогда не забывали «снести хлеб наш от гласа воздыхания нашего» (Пс. 101, 56). Потому переходим мы из одного в другое, что не приняли совершенно огня, который Господь пришел ввергнуть на землю (Лк. 12, 49). Огнь сей сжег бы и истребил терние на мысленной нашей ниве. Послабление себе, нерадение и любовь к телу не допускают нас восстать

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

1Сол.5:19. Духа не угашайте.    С высоты духовной жизни нисходит теперь Апостол к самому ее источнику и роднику. Обычно живет человек в беспечности и нерадении о Богослужении и спасении. Зовущая ко спасению благодать пробуждает спящего грешника; он, внявши сему зову в чувствах покаяния, восходит до решимости посвятить прочее жизнь свою на дела Богоугодные и тем содевать свое спасение; это решение обнаруживается ревностию, которая становится мощною, когда сочетавается с нею Божия благодать, посредством Божественных таинств. С сей минуты христианин начинает духом гореть, то есть неослабно ревновать об исполнении всего, на что совесть указывает ему как на волю Божию. Сие горение духа можно поддерживать и усиливать, можно и погасить. Возгревается он паче всего делами любви к Богу и ближним, составляющей существо сего духа, верностию вообще всем заповедям Божиим с покоем совести, безжалостными к себе подвигами Душевно-телесными, молитвою и Богомыслием. Погашается отклонением внимания от Бога и дел Божиих, неумеренным озабочением себя делами житейскими, поблажками чувственным удовольствиям, плоти угодием в похоти, пристрастиями. Погасни сей дух, погаснет и жизнь христианская. Человек опять становится, как был, нерадивым и беспечным, и начинает жить, как живется, не заботясь крепко, на худое ли он попадает или на доброе. Предостерегая от сего пагубного шага, Апостол и внушает не угашать духа, то есть этого духа ревности, склоняясь на то, что противно ему, а, напротив, возгревать и питать его тем, что сродно ему. Что здесь святой Павел выразил так коротко, то в послании к Римлянам изъясняет в трех положениях: (будьте) «тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12:11). «Не только будьте тщательны, но неослабны; не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны» (Златоуст на это место послания к Римлянам). Гореть духом значит посему, всеусердно ревновать о том, чтобы угождать Господу, святую волю Его исполняя неопустительно, как делают рабы в отношении к господам, а не угашать духа — не угашать сей ревности. Святой Златоуст пространно рассуждает о сем горении духа. Приводим кратко слова его:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

1Сол.4:8. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас.    Отметать — бросать с презрением, не оказывать должного внимания и уважения, пренебрегать. Апостол говорит, что, кто пренебрегает этою заповедию и нерадит о точном исполнении ее, тот не человеку оказывает неуважение и презрение, а Самому Богу. Не «человеку» — или брату, которого женою завладеет, или Апостолу, который дал заповедь о чистоте. В первом случае Бога он презирает потому, что Бог призвал его к чистоте, а он предается нечистоте; Бог говорит: Я отмститель таковым, а он — свое. Следовательно, ни во что ставит угрозу Божию и Самого Бога. Во втором — потому, что Апостолы не свои давали заповеди, а Божий; вследствие чего, кто их не слушается, тот оказывает ослушание Самому Богу: «отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя», говорит Господь (Лк. 10:16). У святого Златоуста видна та и другая мысль. «Бог отмщает, говорит он, не за лица, тобою оскорбленные, а за Себя. Осквернил ты себя — оскорбил Бога. Хоть блудница не имеет мужа, однако же Бог отмстит тебе, поелику Он отмстит за Себя. Делая это (прелюбодеяние), ты оказываешь презрение не столько к лицу, сколько к Богу. Это видно из того, что от мужа по крайней мере скрываешь это, а о Боге, Который видит, и не думаешь. Скажи мне, если б царь удостоил кого багряницы и многих иных почестей, а тот, получив приказание жить сообразно с саном, пошел бы и осквернился с какою-либо женщиною, кого бы он оскорбил — женщину или царя, удостоившего его награды?»     «Давшаго Духа Своего Святаго в нас». «В нас» — нам. Кому же? — Или Апостолам, которые не от себя говорили, но от Духа Святого научаемы. «Не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас», — сказал Господь Апостолам (Мф. 10:20). Почему, кто им противится, тот не человекам согрешает, но Богу, как Анания и Сапфира (Деян. 5:4). В этом смысле в приведенных словах будет содержаться объяснение, почему отметающий заповедь о целомудрии не человека отметает, но Бога; или нам — всем христианам, кои, получив благодать Святого Духа и имея Его живущим в себе, должны покоить Его и не оскорблять (Еф. 4:30). Оскорбляется же Он больше всего нечистотою. Почему в другой раз Апостол в побуждение к чистоте выставляет особенно то, что христиане суть храм живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6:19). Кто вдается в блуд, тот презирает, оскорбляет и изгоняет сего небесного гостя своего. Экумений пишет: «Бог Дал нам Духа Святого, а мы изгоняем Его нечистотою. Как же после этого не оскорбляем мы и давшего, и дарованного?» — В этом смысле в приведенных словах дается христианам сильнейшее побуждение к хранению себя в чистоте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Дух Святый, посланный в мир Сыном от Бога Отца, Своею Божественною силою усвояет людям плоды Искупления и потому собственно Он есть Совершитель освящения людей. Излияние на спасаемых Благодати Божией, – Благодати Христовой, есть действование Святаго Духа. Он совершает оправдание Им же привлекаемый ко Христу грешников, чрез сообщение правды Христовой, возрождая их в таинстве Крещения ( Ин. 3:5 ), таинственно входит в самое внутреннее существо их ( 1Сол. 4:8 ), или, как выражено в Св. Писании, – в их сердца ( 2Кор. 1,22 ; Гал. 4,6 и др.); так что верующие становятся местом обитания Духа Божия; «Дух Божий живет» в них ( Рим. 8,9 ; 1Кор. 3,6 ), а тела христиан, – «храмы Св. Духа» ( 1Кор. 6:19 ). Объемля собою все существо спасаемого, Дух Святый воссоединяет человека с Господом Иисусом, а через Господа с Богом ( Еф. 2:18 ). Дух Святый, живущий в людях, и составляет основание Благодати, а явление Благодати есть действие Святаго Духа. Человек, усвоивший дары Благодати, тем самым находится в общении с Духом Святым, ибо сила Божия и Само Божество – неотделимы. В чем состоит сущность Благодати, как особой силы Божией, Писание не определяет; не может определить этого и человеческий разум. Для разума непостижимы до конца и существо сил естественных, тем более это должно сказать о Благодати – силе сверхъестественной. В Откровении и опытах христианской жизни даются некоторые указания на таинственные действия этой силы на человека, хотя и вполне ощущаемые, но постигаемые лишь отчасти; указываются также и на орудия и средства, чрез который Благодать сообщается и действует. На основании этих указании различаются «виды Благодати», которые по существу являются «образами действия Благодати» в различных условиях духовной жизни. Проявление каждого «вида Благодати» имеет свои особенности как в действиях ее, так и в орудиях и средствах, чрез которые они/Действуя/осуществляются в деле духовного возрождения и спасения человека. Это различение «видов Благодати» способствует некоторому уяснению явлений духовной жизни и самого понятия о Благодати (в сущности – единой). Необходимость Благодати для спасения. Необходимость Благодати для начала духовной жизни во Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Следовательно, действие благодати Духа Божия – «еже хотети и еже деяти о благоволении», освобождая «закон ума человека» из рабства «закону уд», делает первый действительно активной силой, могущей творить истинное добро, и только с этим высвобождением, с этим «возрождением и обновлением Святым Духом» ( Тит.3:5 ) свобода начинает быть у человека истинно свободною. Потому и говорит Св. Писание: «...идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ). Даже это действие благодати Духа Божия, как «привлечение ко Христу» ( Ин.6:44 ), как забота и попечение о «содевании своего спасения» ( Фил.2:12 ), причем сладость ли добра и радость спасения, страх ли вечного осуждения от Бога воздействием Духа Божия действуют препобедительно в добре над злом – что не имеет существенного различия для почина и укрепления воли в добре – даже такое, говорим, действие благодати Духа Божия служит сохранению в человеке истинной свободы, дозволяя быть и свободе выбора, и свободе самоопределения истинно и действительно свободными, так как в противовес такому «привлечению» Божию действует с силой в человеке обольщение злом, искушающая его сладость греха, ложь самости и вожделение самозакония. Но свидетельствуя так о действии благодати Духа Божия, Св. Писание в то же время свидетельствует, что такое действие благодати не есть действие непреоборимое для человека, ибо воля человеческая остается всегда решающей силой в человеке во всех воздействиях на него «свыше» от Духа Святого. Потому апостол и советует, и наставляет, говоря: «Духа не угашайте» ( 1Сол.5:19 ), «познавайте Духа Божия» ( 1Ин.4:2 ), «не оскорбляйте Святого Духа Божия» ( Еф.4:30 ); «но паче исполняйтеся Духом» ( Еф.5:18 ), оказывая «послушание истине чрез Духа» ( 1Пет.1:22 ); потому, с другой стороны, человек, даже принявший Христа, может снова попирать Сына Божия и оскорблять Духа благодати ( Евр.10:29 ), может, значит, и при благодати «Бога Спасителя» также впасть в суету помышлений, вожделев вопреки Богу и Его закону, как впал в суету Адам, находясь в осенении и в озарении благодатью «Бога-Творца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010