IV. Благодатная сила Божия, действуя в человеке, не только не уничтожает, но и не стесняет его собственной свободы. По учению слова Божия, человек: а) может противиться благодатному призванию Божию, как обличал в этом неверующих иудеев первомученик Стефан: жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян. 7:51 ); б) может угашать в себе уже действующую силу Духа Божия, от чего предостерегает верующих св. Апостол: Духа не угашайте ( 1Сол. 5:19 ); в) может оскорблять и удалять от себя Духа Божия, как говорит тот же Апостол: не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления ( Еф. 4:30 ). Тоже доказывают печальные примеры нравственного падения людей, достигавших значительной степени духовного совершенства. И так, хотя человек ничего не может в духовной жизни без благодати Божией, но и благодать Божия никого не спасает невольно. Чтобы достигнуть спасения, каждый из нас должен действовать по мере всех сил и средств своих для духовного исправления и преуспеяния своего. Само собой, впрочем, должно быть понятно, что под самодеятельностью человека в деле своего спасения надобно разуметь не то, чтобы он действовал, так сказать, рядом с Духом Божьим, или чтобы одно делал он для себя сам, а другое делала для него и за него благодать Духа Святого. Благодатная сила Божия служит для него как бы духовным светом и теплотой, при которых собственные его силы возвышаются и расширяются, так что он и видит при этом гораздо яснее и дальше, и чувствует себя несравненно живее и сильнее, чем в обыкновенном естественном своем состоянии. Таким образом, действует он сам, собственнолично, но при таких условиях и с такими средствами, которых у него самого нет, и которые дарует ему только Бог . Потому-то Апостол, говоря о себе: благодатью Божиею есмь то, что есмь, прибавляет: и благодать Божия во мне не была тщетна, но я больше всех потрудился. Потрудился сам Апостол, а не кто-либо вместо него и без него, только потрудился он, оживотворяемый и укрепляемый Духом Божьим, почему тотчас же и присовокупляет: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною, то есть, весь успех моего дела зависит от того, что я действовал благодатной силой Божьей, без чего все усилия мои остались бы бесплодными (ср. Ин. 15:5 ). Потому же и всякий из нас должен заботиться больше всего о том, чтобы благодать Божия не тщетно принята была нами ( 2Кор. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

    К. В книге Левит написано: «скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание...; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Лев. 23:24-25). Кажется, седьмой месяц указывает на последнее время, имеющее быть при скончании всего; ибо в седьмой месяц все нужно собирать с полей уже не на гумно, Палладий, но запирать в самые сокровищницы (житницы) каждого. Время плодоприношения уже проходит, наступает уже начало зимы, растения засыхают, и цветы увядают. Теперь, перенося касающееся времени на себя самих, скажем, что как сей век уже приходит к концу, и как бы уже наступает и приходит век будущий, в который любители греха необходимо будут наказаны, то каждый соберет от собственных трудов своих, если он благоразумен, и снесет в небесные сокровищницы, припомнив, что говорит Христос: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе» (Мф.6:19-20). Посему, когда Христос восстал из мертвых, слова святых тайноводителей приводят нам на память скончание века; ибо они отовсюду возвещают: «кончина века» ( Мф. 24:3; сн. Ин.2:18; 1Кор. 7:31 и др.); пусть каждый, говорят они, собирает свое имущество уже в сокровищницы небесные. Но в новомесячие, сказано, месяца, в который вы запираете плоды (в житницы), «да будет вам покой, память труб»: потому что каждый собирает в сокровищницы блага от собственных трудов и будет промышлять и заботиться о вечном блаженстве и покое, памятуя то, о чем говорит божественный Павел, а именно: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Сол. 4:16); «ибо вострубит, — говорит он же, — и мертвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52); «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Посему будем помнить об этой священной и весьма страшной трубе, когда наступит и благознаменитый, нарочитый святой праздник святых, когда они уже получат в удел уповаемое и приимут богатое возмездие за славные подвиги. Итак, необходимо, чтобы мы, востекая таковыми мыслями к высшей праведности, прекращали всякое дело, не могущее принести совершенно никакой пользы, — напротив, даже и оскверняющее. Об этом-то, я думаю, и сказал нам премудро Павел: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;... и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся» (1Кор. 7:29, 31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Апостол Павел призывает нас к горению в Духе: «Духом пламенейте» ( Рим.12:11 ), «Духа не угашайте» ( 1Сол.5:19 ). В этом горении выявляется многообразный лик Христов, будь то в образе Раба, или в славе Воскресшего. В наше время Церковь нуждается не менее, чем Малоазиатская и Лаодикийская Церкви в первом веке, в голосе Духа, говорящего Церквам: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» ( Откр.3:16, 19–20 ). 3. Таинство Слова Слово связано с Дыханием, Логос с Духом. Нельзя выделять Слово, как это сделал блаженный Августин в часто цитируемом выражении: «Accedit Verbum ad elementum et fit Sacramentum» 66 . Мы видим здесь обособление Слова в ущерб Духу. Нам важно осознать и пневматологический облик Слова, являемый Дыханием Духа. Это относимо к человеческому слову так же, как и к Божественному Откровению: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их» ( Пс.32:6 ). а. Слово Божие Можно различить три измерения Слова. Слово есть, прежде всего, Слово Божие, Слово, ставшее плотью, ставшее человеческим словом, ставшее тварным естеством. Слово творческое, приведшее нас от небытия к бытию (святитель Иоанн Златоуст ), Которое поставляет собеседника перед Собой. Слово Божие открывает Премудрость и Любовь Отца, то есть Троичную Тайну. Оно спасительно, так как оно раскрывает Домостроительство нашего Спасения, осуществляющееся в Церкви. Слово Божие читается и проповедуется, оно действенно, оно изменяет человека и само тварное естество, проникая в них, наполняя их Духом и жизнью. Слово Божие есть нисходящее благословение, наполненное Троичным Присутствием. Слово становится также ответом человека и общины Богу через славословие, благодарение, ходатайство и призывание. Человек благодарит, благословляет и отвечает Богу в непрестанном собеседовании с Ним. Человеческая молитва церковна, она включается в молитву Самого Спасителя, приобщается к священству Христа у Престола Отца (Ин; Евр), ассоциирует себя и с ходатайством Духа ( Рим.8 ; Гал.4 ; Откр.22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я и ничто. Признаки апостола во мне сказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» ( 2Кор.12:11–12 ). Отсюда видно, что св. Павел, как и первенствующая церковь , видели признаки истинного апостольства в знамениях, чудесах и силах. В послании к римлянам он же пишет: «я могу похвалиться о Иисусе Христе только в том, что относится к Богу. Но не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности его и до Иллирика» ( Рим.15:17–19 ). В послании к солунянам, сказав, «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением (посредством знамений и чудес), св. Павел прибавляет: как вы сами это знаете, каковы были мы для вас между вами» ( 1Сол.1:5 ). Такое свидетельство есть само в себе поразительнейшее, очевиднейшее свидетельство того, что в апостольской церкви святыми апостолами, да и другими совершались многие чудотворения, которыми подкреплялась сила евангельской проповеди, по обетованию Христову: «знамения верующим сия последуют: именем моим бесы ижденут, языками возглаголят новыми, на недужных руки возложат, и здравы будут, согласно заключительному слову евангелия от Марка: они же исшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми» ( Мк.16:17–18, 20 ). Вообще это поразительнейшее свидетельство истины слов и дел св. апостола Павла, что он истину своих слов и дел, совершенных пред известными церквами, подтверждает в посланиях к этим церквам их же собственным свидетельством. Убедительнейший памятник такого поразительно доказательного приема св. Павел представляет нам во втором своем послании к коринфянам. Надобно сказать, что в Коринфе апостола Павла некоторые лжеучители уничижали, – уничижали не только честь его, как апостола, но и самое учение; что впрочем терпел он и по другим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Горе тебе, диавол, или антихрист, или извращенное учение еретиков, так как ты опьяняешь учениями своими и мутным питьем (или: опьяняя, или ниспровергая, или даешь) народы обманутые, и ниспровергаешь веру их, давая им питье не от Силоама, не от Иордана, но от источников Израиля, но от потока Кедрона и от реки Египетской, о которой Иеремия говорит: «Что тебе и пути Египта, чтобы пить воду Геона» ( Иер.2:18 )? В Еврейском вместо этого написано sior ( ), т.е. «мутную» или «грязну»; в самом деле, хотя мы веруем, что реки Египта вытекали из рая, однако так как они были попираемы ногами фараонов, то утратили свою чистоту и оскверненные грязью Египетскою обратились в потоки, спасаясь от которых святой муж с радостью говорит: «Души наша перешла чрез бурный поток» ( Пс.123:4 ). Но если бы кто-либо противопоставил поток Кораф, из которого пил Илия ( 3Цар.8 ) и другой поток, из которого Господь пил на пути, – ибо так написано: «Из потока на пути будет пить» ( Пс.109:7 ), – то на это должно сказать следующее. Кто бы ни был в Египте и на пути века сего, тот, – хотя бы это был Моисей и Аарон, или Иеремия и Илия – во всяком случае необходимо должен испить чашу испытаний Египта и пустыни; посему и Господь, для того и восприявший плоть, чтобы пить от потока, в созерцании Своего величия говорит: «Отче... если возможно пусть пройдет мимо Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ). Но потом видя Себя в Египте и зная, что не могут быть очищены воды, если Он Сам не будет пить их, Он говорит: Однако же «не так, как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). Это потому, что диавол развращением и мутным питьем и некоторыми превратными учениями будет опьянять ближних, т.е. животных разумных и заставит их обманутых им смотреть в пещеры свои. В самом деле догматы Церкви свободны: они радуются дневному яркому свету: «Упивающиеся же, ночью упиваются» ( 1Сол.5:7 ), а опьяняющие их ведут их не в обители Господни, которые не потемняются никакою тенью покровов, но в пещеры. Ибо они сделали дом Отца Моего, – дом молитвы, – вертепом разбойников ( Мф.21:13 ), так как обещали сообщать нечто сокровенное и посвятить в тайны неведомые, известные только еретикам, о чем говорит и Исаия: «Все дела рук своих они будут скрывать, снося в пещеры и в расселины скал и в овраги земли» ( Ис.2:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И мы читаем далее: Мф.14:19 . «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу». Блаженный Иероним так истолковал этот текст: «Они получили повеление расположиться на траве, или, – по сказанию другого евангелиста, – на земле, по пятидесяти и по сто, чтобы, поправ плоть свою и блеск ее, и похоти мира сего, и подобно сухому сену поработив их себе, они через покаяние пятидесятницы (quinquagenarii numeri) могли возвыситься к совершенной вершине стократного числа (то есть принесли стократный плод)» . О самом чуде преумножения хлебов и рыбы блаженный Феофилакт пишет: «Принесите Мне, сказал, сюда хлебы; ибо хотя поздно, но Я Творец времени, хотя место пустое, но Я Тот, Кто подает пищу всякой плоти. Здесь научаемся тому, что, имея и малое, мы должны употреблять то на гостеприимство, так как и Апостолы, имея малое, отдали все народу; но как малое их Господь умножил, так умножится и твое малое. Господь велит народу: возлечь на траву, научая умеренности, дабы и ты покоился не на драгоценных одрах и коврах, а на чем случится. Потом взирает на небо и благословляет хлебы. Это, может быть, для уверения, что Он не противник Богу, и пришел от Отца с небес, а вместе и для наставления нам, чтоб мы, приступая к трапезе, благодарили и потом уже вкушали пищу» . Слова «дал хлебы ученикам, а ученики народу» научают нас: всё, что мы принимаем от Христа, принимать только через руки Его священников, наших предстоятелей в Господе. Сказано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» ( 1Сол.5:12–13 ). И если нам предлагают общение с Богом вне Церкви Его, то ничего такого принимать нельзя. Сказано: «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: ″вот, Он в пустыне″, – не выходите; ″вот, Он в потаенных комнатах″, – не верьте» ( Мф.24:25–26 ). И далее мы читаем: Мф.14:20–21 . «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.25:7–8 . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. «Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно, должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались не готовыми встретить жениха. Мф.25:9–10 . А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; «Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда. Мф.25:11–12 . после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. «Не знаю вас» (ср. прим. к Мф.7:23 ): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражение знать кого на языке библейском нередко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником ( 1Сол.5:12 ; 2Тим.2:19 ; Пс.1:6 и др.). Не знать, значит осуждать, отвергать. «Когда сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.). Мф.25:13 . Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– «Народ»: или множество ( ’χλος – ср. Лк.6:19 ), состоящее частью из плакальщиков или плакальщиц, частью из друзей и родственников Иаира и других посторонних. – «В смятении»: при этом плаче, крике, причитаньях, музыке, множестве народа естественно смятение, увеличившееся, вероятно, ожиданием чего-либо необыкновенного. – «Не умерла, но спит»: совершенно неосновательно заключать из этих слов, что девица действительно не умерла, что с нею было только так называемое обмирание. Объяснить так событие не согласно и с самым повествованием и намерением евангелиста, и с характером Господа Иисуса. Господь назвал и в другом случае смерть – действительную смерть – сном ( Ин.11:11 ), и апостолы, говоря о мертвых, называют их спящими ( Деян.7:60 ; 2Пет.3:4 ; 1Кор.15:6,18 ; 1Сол.4:13–15 ). И здесь Христос сном называет не успение сна, а действительную смерть девицы, выражая ту мысль, что хотя тело при смерти и лишается жизни, но душа не умирает, может снова оживить тело, и человек – воскреснуть, как бы пробуждаясь от сна. Мф.9:25 . Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. «Народ был выслан»: остались с Иисусом Христом только апостолы Петр, Иаков и Иоанн и еще отец и мать девицы ( Мк.5:37–40 ), как ближайшие свидетели чуда воскресения. Мф.9:26–27 . И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! «Двое слепых»: «узнавшие о чудотворениях Господа и веровавшие, что Он есть ожидаемый Мессия» (Евф. Зиг.). Выражение: «Сын Давидов» равнозначительно слову – Мессия. Господь действительно был сын или потомок Давида ( Мф.1:1 ). Выражение: «помилуй нас» показывало веру слепцов в Господа как чудотворца. Мф.9:28–31 . Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но мир, принявший в себя семя лжи, неизбежно, по закону природы, выносит его. Семя зла, чтобы принести сторичный плод, тоже должно, по всеобщему закону, на время как бы умереть. Все получившие печать уснут, успокоенные, примиренные и накормленные. И если у организаторов нового порядка хватит коварства, то они и тех, кто не примет печать, не будут беспокоить гонениями, чтобы и они тоже постепенно заснули. Но семя прорастет, и все вспыхнет с новой, страшной силой, и в новом, невиданном качестве. Подобно, как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». «Но вы, братия», – обращается Апостол к тем, кто никогда и ни за что не продаст своего первородства, – «вы, братия, не во тьме, – чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы». Чем спокойнее для нас время, тем беспокойнее должно быть на сердце. «Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» и от вина, и от объедения, и от обольщения тишиной и миром, и от смущения войнами и военными слухами. Ну а помыслить, что убитому за истину праведнику нужен и приятен величественный монумент, разве это не значит – вторично убить его? Пятница. О тайном и явном Лк.12:2–12 1Сол.5:9–13, 24–28 Господь предостерегал от «закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк.12:1 ), когда одно внутри, втайне, а другое – наружу, перед всеми. А Господь говорит, что вообще «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». Это – закон. И каждый, наверное, мог бы привести немало примеров действия этого закона. Причем, особенно – на хороших людях. Иному куча подлостей проходит безнаказанно, а иному и одна, самая маленькая, оборачивается позором. Поэтому всякое зло, не только сказанное или сделанное, но и сокрытое в сердце, – должно быть как уголь в руках, как меч над головой. Но бывает и другое тайное, то, что хотят сделать с нами враги: оклеветать, заточить, уничтожить. Бывает сокрытым то, что могло бы мгновенно оправдать от всех обвинений. И тут уже те же слова Господни звучат утешением. И это тайное будет открыто. Если надо, Господь и в этой жизни оправдает, как, например, Сусанну от клеветы развратных стариков ( Дан.13 ), или как Пресвятую Деву от подозрений Иосифа ( Мф.1:19–20 ). Если же все-таки придется пострадать за правду, то истина откроется в вечной жизни, к величайшей славе невинного страдальца. Господь Сам перед всеми оправдает, и Сам введет в круг Ангелов Небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Писании. – Относительно этих нареканий на православных пастырей нужно заметить следующее. Во-первых, уподобление православных пастырей антихристу, который сядет в храме, и весьма кощунственно и совершено неосновательно. Можно ли, имея хотя малую искру страха Божия и небольшую долю здравого смысла, уподоблять православные храмы, в которых прославляется Св. Троица, и православных пастырей, верующих в Св. Троицу, храму, в котором сядет последний антихрист, который, отвергая всех богов, только одного себя будет выдавать за Бога ( 1Сол.2:4 )? Пророк Даниил так описывает последнего антихриста: будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев ( Дан.11:36 ). Для каждого очевидно, что ни одного из указанных признаков нельзя приписать православным пастырям, а потому и нельзя уподоблять их последнему антихристу. При том же, время царствования последнего антихриста, по свидетельству Св. Писания, будет продолжаться три с половиною года ( Откр.13:5, 12:6 ); а между тем чин православного богослужения, по которому в известное время при богослужении епископ и пресвитер садятся в храме, существует уже несколько столетий. Обряд сидения епископа и пресвитера в известное время при богослужении не относится к существу веры, не есть догмат, а потому он иногда и не исполняется епископом и пресвитером при священнослужении. Во-вторых, относительно благословения рукою пастырей, преподаваемого мирянам, ап. Павел говорит: меньший благословляется большим ( Евр.7:7 ). И еще в ветхом завете мы видим, что патриархи благословляли своих детей ( Быm. XLIX гл.). Мельхиседек, иерей Бога Вышнего, благословил Авраама и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт.14:19 ). Господь заповедал чрез Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли народ ( Лев.9:22–24 ; Числ.6:22–27 ). Из заповеди Божией о благословении видно, что рукою пастыря благословляет Сам Бог и чрез благословение священника ниспосылается Божие заступление, помилование и мир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010