21. Видишь, как все предсказывают пришествие Господне; видишь, как они знают глас воробья. Какой это глас, посмотрим: яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе ( 1Сол.4:16 ). Архангел возгласит и скажет всем: вставайте во сретение Господне. Страшно пришествие Владыки! Давид говорит: Бог яве приидет, Бог нам, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна, и проч. ( Пс.49:3 ). Придет к Отцу, как говорит ныне чтенное Писание, Сын Человеческий на облаках, между тем как течь будет река огненная, в которой должны быть испытаны люди. Если у кого златые дела, тот будет светлее; у кого же дела нетверды, как тростник, тот будет гореть в огне. А Отец воссядет, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его, аки волна чиста ( Дан.7:9 ). Человекообразно представлено сие. Почему? Потому что Он есть Царь людей, неоскверненных грехами. Ибо Он говорит: Я убелю грехи ваши, как снег, и как волну ( Ис.1:18 ). Чрез что означается отпущение грехов, или даже и безгрешное состояние. Придет Господь с небес на облаках, так как на облаках и вознесся Он. Ибо Сам Он сказал: и узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ). 22. Но какой бы признак Его пришествия был такой, чтобы противная сила не дерзнула Ему уподобиться? И тогда явится, говорит Христос, знамение Сына Человеческаго на небеси ( Мф.24:30 ). А истинное, собственное Христу, знамение есть Крест. Световидное знамение Креста предшествует Царю, Который прежде был распят, чтобы увидевши оное иудеи, пронзившие Его прежде и умыслившие зло против Него, восплакали все из всех колен, говоря: это Тот, Которого заушали; это Тот, Коего лице заплевали; это Тот, Которого связали узами; это Тот, Которого, распявши, уничижали прежде. Куда, скажут они, убежим мы от гнева Твоего? Будучи окружены Ангельскими воинствами, никуда не возмогут убежать они. Знамение Креста — страх врагам Иисуса, а радость друзьям Его, верующим в Него, или проповедовавшим Его, или пострадавшим за Него. Кто же будет тогда столь блажен, чтобы явиться другом Христовым? Не презрит рабов Своих столь великий, славный Царь, сопровождаемый Ангелами, с Отцем седящий на престоле. Ибо чтобы не смешались избранные со врагами Его, послет Ангелы Своя с трубою великою, и  соберут избранныя Его от четырех ветр ( Мф.24:31 ). (Одного Лота не презрел Он; как же презрит многих праведников?) Приидите благословеннии Отца Моего ( Мф.25:34 ), скажет Он им, несомым тогда на колесницах облачных, собранным Ангелами.

http://azbyka.ru/apokalipsis/oglasitelno...

12). И к Галатам: течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине? ( Гал. 5:7 ). И в другом месте: темже хотехом приити к вам, аз убо Павел единою и дважды, и возбрани нам сатана ( 1Сол. 2:18 ). И к супругам: и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). И еще: глаголю же, духом ходите, и похоти плотския не совершайте. Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал. 5:16–17 ). Составленные из того и другой, мы по необходимости должны терпеть взаимную борьбу той и другой субстанции. И к Ефесеям: несть наша брань к крови и плоти, но к началам, и ко властем, и к правителям оной тьмы, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6:12 ). А некто полагает, что мы после крещения должны быть беззаботны и спать? Равно и в послании к Евреям: невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе, и обличающих ( Евр. 6:4–6 ). Нельзя, конечно, отрицать, что просвещенные, вкусившие дара небесного, сделавшиеся причастниками Духа Святого, вкусившие доброго Божия глагола, получили крещение. Если же получившие крещение не могут грешить, то каким образом апостол говорит в данном случае: и отпадших? Но чтобы Монтан и Новат, утверждающие, что нельзя обновлять в покаяние второе распинающих Сына Божия себе и обличающих, не нашли этого места благоприятным для себя, он далее устраняет такое заблуждение, и говорит: надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших, и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. Не обидлив бо Бог , забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя его, послуживше святым и служаще ( Евр. 6:9–10 ). И действительно, со стороны Бога было бы великою несправедливостью, если бы Он только грехи наказывал, а добрых дел не принимал во внимание. Я сказал так, говорит апостол, чтобы отвлечь вас от грехов и страхом безнадежности сделать более осторожными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

( 1Сол.4:16–17 , чтение Апостола на отпевании) Пришествие Господа в конце веков будет Днём Суда, Днём Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом ( Дан.7 ; Мф.24 ). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами. Присутствие Христа – Света и Истины – само уже является судом миру. В этом смысле все люди и весь мир уже судимы, или, точнее, уже живут в присутствии той реальности, которой они будут судимы. Поскольку Христос нам явлен, у нас нет никакого оправдания в неведении и грехе ( Ин.9:39–41 ).Бог не хочет «смерти беззаконника» ( Иез.18:23 ), напротив, Он «хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» ( 1Тим.2:4 ). Он делает всё, что в Его власти, дабы спасение и жизнь вечная были открыты и возможны для всех. Но Господь не может лишить Своих созданий свободы, которую Он Сам им дал и которую Он никогда не отнимет, поэтому Он позволяет тем людям, которые отказываются от общения с Ним, жить со «диаволом и ангелами его». Но даже в этом Бог – любвеобилен и справедлив.Следовательно, учение о вечном аде не означает, что Бог мучает людей, наслаждаясь их наказанием и болью, или отделяет Себя от них, заставляя страдать без Своего присутствия (хотя, если люди ненавидят Бога, то они рады отделению, а не страдают от него), – напротив. Господь Бог любит их и позволяет существовать вечно всем – и святым и грешникам. Все воскреснут из мёртвых для вечной жизни: «творившие добро – в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:29 ). Тогда Бог будет  – «всё во всём» ( 1Кор.15:28 ), и для любящих Его – воскресение из мёртвых и Его присутствие будут раем, а для ненавидящих Бога – воскресение из мёртвых и Его присутствие будут адом. Таково учение Православной Церкви. … Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение больше всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

151. Неудачи надо терпеть с радостию (1879 г.)    Возмогай о Господе и в державе крепости Его! — Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола: «всегда радуйтеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия» (1Сол.5:16, 18). — Слова апостольския ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. — И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово св. Давида; помянух Бога и возвеселихся. .    На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!    Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица. 152. Доброе намерение в добро вменяется    Послал я к тебе к сырной неделе или маслянице разсказ «Краснобай»; но так как почта опаздывает, то думаю, что разсказ этот получили вы на первой неделе Великаго поста, и потому дело это вышло очень некстати. Прошу прощения за неуместное и неблаговременное угощение. Многая дела человеческия бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимаго успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову пр. Исаака Сирина, и совершенство совершенных не совершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь, сильны все привести к полезному концу. — Не вотще Господь глаголет в Св. Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже, и паки; невозможная от человек, возможна вся от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Апостол Павел пишет: исполняйтеся Духом ( Еф. 5:18 ): это тоже значит, что сказать: исполняйтеся Благодатию; и далее апостол показывает способ, как надобно исполняться Духом, присовокупляя: назидая самих себя псалмами, песнями и пением духовным, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф. 5:19 ). В другом послании говорит: Духа не угашайте ( 1Сол. 5:19 ), т. е. не препятствуйте действовать в вас Благодати или Святому Духу, в чем первомученик Стефан обличал неверующих иудеев, говоря: люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда упорствуете против Святого Духа ( Деян. 7:51 ) Братия! по беспредельной благости Господа Спасителя нашего, все мы призываемся ко спасению, и Он всем предлагает спасительную Благодать Свою: ибо Он для всех открыл путь ко спасению Своими заслугами и Своею крестною смертью. Но от нас самих зависит принять спасительную Благодать и идти путем спасения. Господь никого не принуждает, но всех призывает ко спасению. Будем же внимательны ко гласу Господа Спасителя. Не будем беспечны и нерадивы о собственном спасении. Что же необходимо для того, чтобы спасительная Благодать обитала и действовала в нас, и вела нас ко спасению, и к получению вечной блаженной жизни на небе? Чтобы спасительная Благодать всегда обитала и действовала в нас и руководила нас на пути спасения, к достижению вечной блаженной жизни, для этого необходимы истинная вера и добрые дела. Об этом будет сказано, если Бог благословит, в следующем поучении. Аминь. Поучение 61. Для спасения необходима вера и добрые дела Чтобы спасительная Благодать вселилась и действовала в нас ко спасению нашему, для этого нам необходимо иметь истинную веру и делать добрые дела, или соблюдать заповеди Божии. Только вера, свидетельствуемая добрыми делами, делает нас способными к принятию спасительной Благодати, чтобы при её содействии достигать нам своего спасения. Что вера и добрые дела необходимы для нашего спасения, это ясно показывают слова Господа Спасителя, сказанные святым апостолам: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам ( Мф. 28:19, 20 ). Иже веру имет и крестится спасен будет; а иже не имать веры осужден будет ( Мк. 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Если же раскроем книги Нового Завета, узрим в сих добродетель признательности, дошедшую до совершенства, Богом предписанного. Самарянин, упоминаемый в нынешнем Евангелии, ни жертвенников не созидал, ни животными жертвовал, ни вещественные дары приносил Иисусу Христу, Благодетелю и Врачу своему: но сердцем и душею жертвовал Ему. Сердце его, осязая благотворение, тронуто сим было. Почему возвратился, «со гласом велиим славя Бога» ( Лк.17:15–16 ). Душа его исполнена была чувствительности к Иисусу Христу: почему «паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». Сокрушение сердца и благопризнательность отверзли уста его, и научили его словам благодарственным. Поскольку же сокрушение сердца есть приятная Богу жертва, – «жертву Богу дух сокрушен» ( Пс.50:19 ): того для и принял Богочеловек словесную благодарность яко жертву чистую и всесожжение совершенное. «Востав», рече ему, «иди: вера твоя спасе тя» ( Лк.17:19 ). Богодухновенный Апостол Павел столько был благодарен Богу, с небеси призвавшему его и показавшему его Апостолом и проповедником Евангелия ( Кол.1:24 ), что радовался во страданиях за Христа и предпочитал смерть самой своей жизни ( Флп.1:23 ). Сей, говорю, небесный человек, в послании к Солунянам, предписал самое правило долженствуемой нами Богу благодарности: «о всем», сказал, «благодарите, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» ( 1Сол.5:18 ). Что значит то, что во всяком деле, и о всем, что только с нами ни случается, либо радостное, либо скорбное, либо здравие, либо болезнь, либо благополучие, либо смерть, должны мы приносить Богу благодарность, – во всяком нашем состоянии должно благодарить Бога, ибо сие угодно Самому всех Богу: «сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас». Но как может, скажешь, человек быть благопризнательным пред Богом при случае неудоботерпимой болезни, или случившегося ему горестнейшего бедствия? Не имеет тогда места терпение; роптание порождается и подвержен бывает человек зловредному хулению. Когда я здоров, когда я благополучен, когда всем доволен, все убеждает меня быть признательным и благодарным; но когда немощен, несчастлив, злополучен, – может ли иметь при таковых обстоятельствах благопризнательность место? Убо сие учение Апостольское, «о всем благодарите», кажется неосновательным и есть неудобоисполнительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Что же теперь остается сказать о тех христианах, которые отвергают священство и не только не повинуются пастырям Церкви православной, но еще глумлятся и всячески издеваются над ними? Таковые еретичествуют, Божию повелению противятся и смертно согрешают. Так, еще в Ветхом Завете сказал Господь: человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той. И вси людие услышавше, убоятся, и не будут нечествовати к тому ( Втор.17:12–13 ). Значит, человек не почитавший священника в Ветхом Завете подлежал смерти. И действительно, так было: мы знаем, что Корей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только дерзнули восстать на него, и считать себя равными начальствующему первосвященнику, немедленно восприяли наказание за святотатственную дерзость, быв поглощены землею. И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие в их возмущении, были пожраны снисшедшим от Бога огнем, чтобы стало очевидным, что священники Божии отмщеваются Тем, Кто поставляет священников. В 1-й книге Царств говорится, что, когда иудейским народом оказано было презрение к избраннику Божию Самуилу за его старость, Бог во гневе сказал: не тебе уничижиша, но Мене уничижиша ( 1Цар.8:7 ). Сам Господь наш Иисус Христос всегда оказывал должное законным архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания Христа. Так, когда Он очистил прокаженного, то сказал ему: шед покажися иереови, и принеси дар ( Мф.8:4 ). Будучи почтителен к священникам, Он этим учит и нас оказывать истинным пастырям законное и полное уважение. «Всех же, восстающих на священников Божиих, – говорит святой Киприан Карфагенский , нужно или отлучать, или усмирять. Мы же увещеваем и просим: пусть они лучше познают свой грех , пусть загладят вину свою, признав за нами наше право; потому что мы желаем и стараемся скорее милосердием и терпением побеждать оскорбления и обиды каждого, нежели наказывать за них по власти священства». Ведая сие, братие, будьте внимательны к пастырям вашим духовным. Повинуйтеся наставникам вашим и покаряйтеся ( Евр.13:17 ); имейте их попреизлиха в любви ( 1Сол.5:13 ). Не чуждайтесь пастырей, будьте почтительны к отцам духовным, посвятившим себя на служение святыне и спасению христиан ( 1Кор.16:18 ). Окружайте их, по заповеди Апостола, любовью и молитесь за них постоянно, как за отцов духовных, возносящих молитвы не только о своих пасомых, но и о всем мipe. Помогайте в их ревностном, не легком труде, потому что всякий труд требует поддержки, а тем более труд пастырей, как соработников у Бога, как служителей Христовых и строителей Таин Божиих ( 1Кор.4:1 )! Христианин! всею душею твоею благоговей Господеви и иереи Его чти. Всею силою твоею возлюби сотворшаго тя и служителей Его не остави. Бойся Бога и прослави иерея. ( Сир.7:3–33 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но почему надписание именует Авимелеха, а история передает имя Анхуса, царя Гефесского? На сие имеем такое объяснение, дошедшее до нас по преданию, что Авимелех было общее имя царей Филистимских, но что каждый из них имел и собственное наименование. Подобное можно видеть в Римском государстве, где цари вообще называются кесарями и августами, но удерживают и собственные свои имена. Таково же у египтян имя фараон. Ибо фараоном называется египетский царь при Иосифе, фараоном именуется и тот, который чрез четыре поколения, при Моисее, стал царем Египта; фараон был и во времена Соломона, ибо сказано: «поят дщерь Фараоню» ( 3Цар. 3, 1 ); фараоном также именовался царствовавший во времена пророческого служения Иеремии (см.: 4Цар. 23, 29 ). Так и Авимелех был и во дни Авраама, и во дни Исаака, и теперь именуется во времена Давида. Об Аврааме сказано: «И рече Авимелех, и Охозаф невестоводитель его, и Фихол воевода силы его, ко Аврааму, глаголя» ( Быт. 21, 22 ). Равно и об Исааке: «Бысть же много время тамо: и приникнув Авимелех царь Герарский окном, виде Исаака играюща с Ревеккою» ( Быт. 26, 8 ). Так и здесь, в надписании, Авимелех времен Давидовых назван общим царским именем, история же передает его имя Анхус, которое было собственное, данное ему при рождении. Пред ним-то изменил лицо свое Давид, когда был принесен на руках домочадцев, бил в городские ворота и, как сказано, «слины своя точаше по браде», так что Анхус сказал домочадцам: для чего принесли вы его ко мне; не имею нужды в неистовых, «яко» внесосте «его, да беснуется предо мною» (ср.: 1Цар. 21, 13, 14 ). И таким образом Давид, отпущенный оттуда, спасся, как сказано, «прииде в пещеру Одолламску» (ср.: 1Цар. 22, 1 ). Посему, как избежавший великой опасности, воссылает он такое благодарение освободившему его Богу и говорит: (2) «Благословлю Господа на всякое время». Избежав смерти, он как бы полагает для себя уставы жизни, настраивая душу свою к строгому образу деятельности, чтобы ни одной минуты времени не оставлять без благословения, но при начале важных и неважных дел обращаться к Богу. Не стану думать, говорит он, будто бы что-либо делается моим старанием или приключается по случайному стечению обстоятельств, но «на всякое время благословлю Господа» – не только при благоденствии, но и в несчастные времена жизни. Сим наученный Апостол говорит: «Всегда радуйтеся». «Непрестанно молитеся». «О всем благодарите» ( 1Сол.5:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

И все прочее, и в особенности это: и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Сол.4:16 ). 18 . Но особенно заметьте то, что Павел, как бы перстом указывая, говорит: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Ибо тело это восстанет не в том состоянии немощи, в котором оно теперь, то же самое восстанет, но изменится, быв облечено в нетление; изменится подобно тому, как железо от огня делается огненным, или, лучше, как знает это воскрешающий Господь. Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии, оно будет вечным. Уже не будет иметь нужды в нашей пище для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения. Оно будет духовное, чудное, такое, которого свойств изъяснить как должно мы не можем. Тогда праведники, говорит Писание, воссияют, как солнце ( Мф.13:43 ) и луна и как светила на тверди ( Дан.12:3 ). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, чтобы люди, судя по тому, что видят, верили тому, чего ожидают. Тот, Который дает несколько, может подать и все: Тот, Кто сотворил червя блистающим, тем более просветит праведного человека. 19 . Итак, мы восстанем и все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы смог он как надлежит обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться. И праведно воздаст Бог и тем и другим. Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукой и милостыню даем рукой, равно и все прочее. Итак, поскольку во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим. 20 . Итак, будем, брат, хранить тела свои, не станем употреблять их на зло, как чужие; не будем, подобно еретикам, говорить, что эта одежда телесная есть чужая, но будем хранить, как свою. Ибо надлежит нам дать ответ Господу во всем, что мы сделали в теле. Не говори: никто меня не видит, и не думай, что нет свидетельства дел твоих: человека – свидетеля часто нет, но Творец, неложный свидетель, пребывает верный на небесах ( Пс.88:38 ) и видит дела твои: притом и скверны греховные остаются на теле. Ибо как рана, приключившаяся телу, хотя бы как-нибудь излечена была, оставляет, однако же, по себе признак, так и грех уязвляет душу и тело, и знаки бывших ран остаются в обоих, а изглаждаются только у тех, которые приемлют крещение. Прежние язвы души и тела исцеляет Бог через крещение, но впредь все мы вообще должны остерегаться, чтобы сохранить нам эту одежду телесную в чистоте и чтобы ради кратковременного любодеяния и сладострастия или другого какого-либо содеянного греха не лишиться небесного спасения, но чтобы наследовать Царство Божие, вечное, которого всех вас Своею благодатью да сподобит Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

С тою же целью раздавались и трубные гласы. Мириады Ангелов присутствовали в это время на Синае ( Втор. 33:2 ), сопровождая своего Царя подобно тому, как и земные цари являются в сопровождении ближайших своих слуг. Что трубные звуки производимы были Ангелами, об этом можно догадываться из того, что и второе пришествие Господа на суд будет сопровождаться явлением Ангелов с трубою громогласною ( Мф. 24:30 ; 1Сол. 4:16 ). – И убояшася вси людие в полце. Громы, молнии, мрак облака и трубные звуки возбуждали страх в Евреях, как торжественные знамения особенного присутствия на Синае Господа славы, существа святейшего и Владыки вселенной. Пред Ним трепещут безгрешные Ангелы, мог ли не трепетать немощный и грешный человек. – Вместе с сим чрез страх, наведенный на Евреев этими знамениями, Господь предварительно давал им разуметь строгость закона, для провозглашения которого Он явился на Синае. Строгость закона проявлялась в страшных проклятиях нарушителям его и в суровых наказаниях за всякую вину, например, в смертном приговоре за злословие отца и матери. Исх. 19:17 . Изведе же Моисей люди во сретение Богу из полка, и сташа под горою. Изведе Моисей люди из полка, подвел их к той черте, которая отделяла Синай от народа. – Во сретение Богу, вблизи места явления Его. – Сташа под горою. Стоя у подошвы горы народ мог явственно расслышать голос Господа, имеющего изречь с вершины ее десять заповедей. Исх. 19:18 . Гора же Синайская дымяшеся вся, схождения ради Божия на ню во огни, и восхождаше дым, яко дым пещный: и ужасошася вси людие зело. Дымяшеся вся, схождения ради Божия во огни. Дым, покрывавший Синайскую гору, не одно и тоже, что облак, похожий на дым, – это был яко дым пещный, следовательно поднимался кверху, что не свойственно облакам. Яко пещный, – это значит, что гора Синайская походила в это время на огнедышащую, хотя не видно, чтобы это явление было действием подземного огня, и чтобы при сем извергалась лава с камнями. Явление произведено единственно силою всемогущества Божия, а не естественными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010