б) По своему уму. Спаситель сказал Апостолам, когда они спрашивали Его о последнем дне мира – о дни же том или о часе никтоже весть ни Ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец ( Мк. 13:32 ). Отселе видно и то, что Ангелам доступно ведение высшее, нежели человеку, и то, что это ведение имеет свои пределы. в) По своей крепости и могуществу. Слово Божие свидетельствует, что Ангели крепостию и силою больши нас суть ( 2Пет. 2:11 ; снес. Пс. 102:20 ). Но могущество Ангелов имеет свои границы и не простирается до того, чтобы они сами собою могли творить чудеса: благословен Господь Бог Израилев творяй чудеса един ( Пс. 71:18 ). § 45. Число Ангелов и степени: небесная иерархия 1. Мир Ангельский представляется в Св. Писании необычайно великим. Один из тайнозрителей Ветхого Завета в сновидении своем видел, что когда Ветхий деньми седе на престол своем, тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему ( Дан. 7:9, 10 ). Другой тайнозритель новозаветный, также видел и слышал глас Ангелов многих окрест престола Божия – и бе число их тысяща тысящами ( Ап. 5:11 ). Множество вой небесных восхвалили пришествие на землю Сына Божия для искупления рода человеческого ( Лк. 2:13 ). Во тмах святых Ангел Своих приидет Господь, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых ( Иуд. 14–15 ). Со тмами Ангелов вступает в общение и каждый человек, истинно верующий во Христа Спасителя ( Евр. 12:22 ). 2. Будучи столь многочисленны, Ангелы разделены на особые классы или степени. Ап. Павел ясно различает эти классы, когда говорит о Сыне Божием: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще Престоли, аще Господствия, аще Начала, аще Власти: всяческая Тем и о Нем создашася ( Кол. 1:16 ), и когда, изображая славу Спасителя по вознесению Его на небеса, выражается, что Отец посадил Его одесную Себе на небесных, превыше всякого Начальства и Власти и Силы и Господства ( Еф. 1:21 ). Кроме того из самых названий, какие усвояет силам Ангельским Слово Божие, можно заключать о различии их по достоинству: одни из них, например, называются Ангелами ( 1Пет. 3:22 ), а другие Архангелами ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 9 ). Верование Церкви об этом предмете выразилось на пятом вселенском Соборе (553), когда она осудила Оригена , между прочим за то, что он допускал, будто Ангелы по своим силам и достоинствам совершенно равны между собою, и будто первоначально они не были разделены на классы, а разделились уже в последствии, когда некоторые из них пали.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В частности, обновляется ум человека и его познавательно-мыслительная сила ( Рим.12:2 Кол.3:10 ) чрез усвоение себе ума ( 1Кор.2:16 ), мыслей и всего вообще духовного строя Спасителя ( Флп.2:5 ), – в нем живет Христос, Божия премудрость ( Гал.2:19–20 , – 1Кор.1:24 ), – он мыслит по Христу, в Коем обитает вся полнота божества телесно (сообразно богочеловечеству Спасителя), а не по немощным и бедным стихиям мира сего, как это свойственно теперешнему человеку ( Гал.4:3–9 Кол.2:8–20 ). С возвышением нашего духа над временно-пространственными формами бытия и мышления, прекратятся пророчества, ибо не будет различия между прошедшем, настоящим и будущим, – а с уничтожением вещественно-пространственных органов речи, перестанет языкоговорение и вообще человеческий язык. Упразднятся даже и самое теперешнее знание – частично-аналитическое, младенчески-несовершенное, гадательно-гипотезное, силлогизмное и посредственно-отражательное чрез ощущения, представления и понятия, – и перейдет в интуитивное, совершенное, полное, непосредственное, лицом к лицу и самоопознавательное, подобное нашему познанию самих. себя, след. и самодостоверное ( 1Кор.13:8–12 ). Вера перейдет в видение теперешних предметов веры и в умосозерцание новых ( 2Кор.5:7 ). Надежда сменится обладанием теперешних предметов ожидания (вечной жизни и др.) и перейдет в радостное устремление к новым, нам теперь недоведомым ( Рим.8:24–25 ср. Деян.24:14–15 , – Гал.5:5 мы духом от или вследствие веры ждем праведности, Флп.1:20 . Кол.1:5 , – 1Тим.1:2 , – 4:10. Тим.1:2, – 2:13, – 3:7. Евр.6:11–18 , – 1Ин.3:3 , – 1Пет.3:5 др.). Наконец любовь, как действенная и творческая сила ( 1Пет.4:8 , – 1Ин.2:5 , – 4:12–17), не подлежит качественным изменениям ( 1Кор.13:8 ), допуская только разные степени напряжения и энергии ( Еф.4:16 . Флп.1:9 , – 1Сол.1:12 , – 5:13, – 2Сол.1:3 Иуд.2 ), начиная от питания и грения каждым своей плоти ( Еф.5:29 ), любви к ближнему как к се6е самому, – к отцу, матери и пр. и кончая вселюбовью (всем сердцем, всею душою), к Богу ( Мф.22:37–39 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

О Внутреннем Богопочтении Понятие о внутреннем Богопочтении Почтение как вообще происходит из сознания совершенств, так и почтение к Богу имеет основанием своим Божественные совершенства, в которых Бог явил и являет себя человеку и внутренне и в образе и подобии своем, и внешне-естественном и благодатном мире, и которые составляют внутренние основания обязанностей человека к Богу, суть истина и Божественный ум, правота и святость в воле, а бесконечная Благость во всех намерениях и действий Божественных. Посему сии самые Божественные совершенства и составляют основание – почтение – к Богу. – Итак, внутреннее Богопочтение есть такое благочестивое расположение духа и сердца в Христианине, по которому он будучи весь проникнут чувством Божества и познавая Бога, как высочайшую святость и совершенство, стремясь к Нему как к Высочайшему благу и блаженству, Единого Бога имеет первым началом; побуждением и последним концом всех своих мыслей, чувствований и желаний сердца. – Свойства внутреннего Богопочтения Из понятия о внутреннем Богопочтении открывается во 1х свойства 2х виды оного. поскольку основание, предмет и цель внутреннего Богопочтения, есть Бог , как Высочайшая Истина, Святость и Блаженство; то внутреннее Богопочтение должно быть в свойствах своих разумное, чистейшее, высочайшее. – Бог есть существенная истина ( Пс. 33:6 ), коего все дела: и все заповеди и закон и все пути суть истины; есть высочайшая премудрость, коего все сокровища премудрости и разума суть сокровенны ( Кол. 2:3 ) и от коего исходит всякий разум и смысл ( Ис. 10:16 ) ( Притч. 8:12 ), есть чистейший свет, в котором нет ни малейшей тени ( 1Ин. 1:5 ). По сему Богопочтение Христианина должно быть разумным в основании ( Рим. 12:2 ), в образе совершения ( Рим. 12:1, 4 ) ( 1Сол. 5:20 ), – и в цели ( Флп. 4:9 ), так чтобы Христианин кланяясь Богу в духе и истине ( Ин. 4:24 ), ведал Богоугодное воле Божией ( Еф. 5:18 ), приходя во свете истинного благоразумия, мог с совершенною уверенностью сказать, что он знает Бога, которому покланяется и в которого верует ( 2Тим. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но ты сказал: " слова их расслабляют мой ум " . Вспомним же, что говорит Приточник: мед каплет от устен жены блудницы (Притч.5:3), под медом разумея сладость пожелания. И что еще присовокупляет? - Яже на время наслаждает гортань: последи же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюду остра (4). И в другом месте говорит Писание о людях, облеченных во одежды овчия, которые внутрь суть волцы хищницы, делатели беззакония (Мф.7:15.23). Ибо Апостол сказал, что словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18). Ужели не представляешь и того, что если и сто лет будем служить распутству, то, по прошествии оных, сокрушит нас смерть, а по смерти - суд? Если же скажешь, что ты человек знатный; то представь себе, что и восставшие на блаженную Сусанну в Вавилоне были начальниками народными, а блаженный Иосиф был купленным рабом у египтянки. Ужели не слышал ты сказавшего; не приими лица на душу твою, и не срамляйся о падении твоем. Есть бо стыд наводяй грех, и есть стыд слава и благодать (Сир.4:25.26)? Нет нам оправдания, потому что живем не в пустыне непроходимой. Кому делают принуждение, тот подай голос, и множество соберется на помощь. Но обратим внимание, не в нас ли причина проступка. А это дело гнусное и тяжкое. Смотри, не управляют ли нами неприличные движения, не пышна ли у нас одежда, не пахнет ли от риз благовониями, как у женщин (лучше пусть душа издает благоухание Святаго Духа в превосходном житии), не вымыты ли тщательно ноги (такая старательность совершенно противна целомудрию), не выше ли колен поднята одежда (это обличает бесстыдство души), не бесчинны ли наши взоры, не склонны ли мы к смеху, не говорим ли сами смешного; не властолюбивы ли мы и сребролюбивы, не преданы ли мы чревоугодию и пиянству, не поступаем ли невежественно и неосмотрительно, не бегаем ли безмолвия, не отвращаемся ли от труда, не срамны ли слова наши, и вся наружность не изображает ли страсти, и голос не прикрашен ли искусством для внушения любви и для обольщения. Ибо все это и подобное тому достойно порицания, непозволительно и несвойственно христианам: всякий, кто ведет себя так, уготовляет себе жестокий и тяжкий суд гнева. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость (1Сол.4:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/834/...

И наиболее чуткие люди, и из маловерующих, настолько ценят и любят страдания, что даже не желают принять будущего социалистического безмятежного сытого, вседовольного рая, и не столько потому, что дорога к блаженству неведомых потомков улита потом и кровью предков, сколько оттого, что внутренне, органически не могут воспринять в свое сознание и сердце жизни без страданий, как жизни буржуазно-пустой, скучной, бессодержательной, уподобляющей человека скотом несмысленным ( Пс.48:13 ). Борьба – вот смысл жизни, говорят наиболее резкие из них. Каждый момент блаженства должен получить себе право на свое существование через скорби. Здесь сказывается основной закон правды: выстрадать сперва блаженство, иначе, как говорит апостол, аще кто не хочет делати, ниже да яст ( 1Сол.3:10 ). Этот закон возложен Творцом после грехопадения человека: В поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:19 ) как средство для того, чтобы падшее человечество не опустилось совсем до скотоподобного состояния беспечности, самодовольного эгоизма, а отсюда и до жестокости к ближнему, особенно же в виду того, чтобы оно, хотя поневоле, обращалось к Богу. Но такое идеальное воззрение на страдания не удерживалось вполне и широко в истории рода человеческого: одни опустились в разного рода пороки, о которых апостол Павел пишет в Послании к римлянам; другие же дошли до крайне пессимистических выводов, до прямого отчаяния, характерным выражением которого является буддийское учение о небытии. Но и в том и другом случае страдания казались глубоко бессмысленными; слово о кресте для погибающих было юродством, безумием, как говорит апостол Павел (см.: 1Кор.1:18 ); в лучшем же случае оно было практическим требованием инстинкта, не оправдываемым принципиально. И только в христианстве крест не только был признан необходимой нуждой, но и славным венцом (см.: Ефес.2:16 ). Святой апостол Павел прямо говорит, что крест есть дар Божий (см.: Флп.1:29 ), что это знак любви Господа к родным чадам (см.: Евр.12:6 ); а поэтому не только не следует удивляться и роптать в скорбях, а, наоборот, тогда-то именно и радоваться особенно: всегда радуйтесь, особенно же когда впадаете в искушения различные [ср.: Иак.1:2 ], и сам апостол ничем иным не хочет хвалиться, как только Крестом Иисуса Христа Распятого ( Гал.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Яко овча на заколение ведется ( Ис.53:7 ), но Он – Слово, возвещаемое гласом вопиющаго в пустыни ( Ис.40:3 ). Был мучен и язвен ( Ис.59:5 ), но исцеляет всяк недуг и всяку язю ( Мф.4:23 ). Возносится на древо и пригвождается, но восстановляет нас древом жизни, но спасает распятого с Ним разбойника, но омрачает все видимое. Напоевается оцтом, вкушает желчь, но кто же Он? Претворивший воду в вино, Истребитель горького вкушения, сладость и весь желание ( Песн.5:16 ). Предает душу, но область имать паки прияти ю ( Ин.10:18 ), но раздирается завеса, потому что горнее делается открытым, но расседаются камни, но восстают мертвые. Умирает, но животворит и разрушает смертью смерть. Погребается, но восстает. Нисходит в ад, но возводит из него души, но восходит в небеса, но придет судить живых и мертвых и подвергнуть истязанию подобные твоим слова. Если одни речения служат для тебя поводом к заблуждению, то другие да рассеют твое заблуждение! Такой даем ответ говорящим загадочно, – даем неохотно (потому что для верных неприятно пустословить и препираться словами – для них довольно и одного противника ( 1Тим.5:14 ), однако же даем по необходимости для нападающих (потому что и лекарства существуют для болезней), чтобы узнали они, что не во всем они мудры и не неодолимы в своих излишних и упраздняющих Евангелие мудрованиях. Ибо, когда, оставив веру, предпочитаем ей силу слова, и несомненность Духа уничтожим своими вопросами, а потом слово наше побеждено будет ве-личием предметов (это же необходимо последует, когда словом движет немощное орудие – наша мысль), так что бывает? Немощь слова пред-ставляется нам недостаточностью самого Таинства, и таким образом кра-сота слова обращается в уничтожение Креста, как рассуждает об этом и Павел ( 1Кор.1:17 ). Ибо исполнение нашего учения есть вера. Но Ты, возвещаяй соузы и разрешаяй сокровенная ( Дан.5:12 ), наводящий и нас на разум, как сводит наросты насильственно вторгающихся учений, изменив этих наиболее, соделай из хитрословов верными и из именуемых ныне христианами! К этому и убеждаем вас, о сем и молим по Христе, примиритеся с Богом ( 2Кор.5:20 ), и Духа не угашайте ( 1Сол.5:19 ), лучше же сказать, да примирится с вами Христос и, хотя поздно, да воссияет вам Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

12). И к Галатам: течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине? ( Гал. 5:7 ). И в другом месте: темже хотехом приити к вам, аз убо Павел единою и дважды, и возбрани нам сатана ( 1Сол. 2:18 ). И к супругам: и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). И еще: глаголю же, духом ходите, и похоти плотския не совершайте. Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал. 5:16–17 ). Составленные из того и другой, мы по необходимости должны терпеть взаимную борьбу той и другой субстанции. И к Ефесеям: несть наша брань к крови и плоти, но к началам, и ко властем, и к правителям оной тьмы, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6:12 ). А некто полагает, что мы после крещения должны быть беззаботны и спать? Равно и в послании к Евреям: невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе, и обличающих ( Евр. 6:4–6 ). Нельзя, конечно, отрицать, что просвещенные, вкусившие дара небесного, сделавшиеся причастниками Духа Святого, вкусившие доброго Божия глагола, получили крещение. Если же получившие крещение не могут грешить, то каким образом апостол говорит в данном случае: и отпадших? Но чтобы Монтан и Новат, утверждающие, что нельзя обновлять в покаяние второе распинающих Сына Божия себе и обличающих, не нашли этого места благоприятным для себя, он далее устраняет такое заблуждение, и говорит: надеемся же о вас, возлюбленнии, лучших, и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. Не обидлив бо Бог , забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя его, послуживше святым и служаще ( Евр. 6:9–10 ). И действительно, со стороны Бога было бы великою несправедливостью, если бы Он только грехи наказывал, а добрых дел не принимал во внимание. Я сказал так, говорит апостол, чтобы отвлечь вас от грехов и страхом безнадежности сделать более осторожными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Апостол Павел пишет: исполняйтеся Духом ( Еф. 5:18 ): это тоже значит, что сказать: исполняйтеся Благодатию; и далее апостол показывает способ, как надобно исполняться Духом, присовокупляя: назидая самих себя псалмами, песнями и пением духовным, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф. 5:19 ). В другом послании говорит: Духа не угашайте ( 1Сол. 5:19 ), т. е. не препятствуйте действовать в вас Благодати или Святому Духу, в чем первомученик Стефан обличал неверующих иудеев, говоря: люди жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда упорствуете против Святого Духа ( Деян. 7:51 ) Братия! по беспредельной благости Господа Спасителя нашего, все мы призываемся ко спасению, и Он всем предлагает спасительную Благодать Свою: ибо Он для всех открыл путь ко спасению Своими заслугами и Своею крестною смертью. Но от нас самих зависит принять спасительную Благодать и идти путем спасения. Господь никого не принуждает, но всех призывает ко спасению. Будем же внимательны ко гласу Господа Спасителя. Не будем беспечны и нерадивы о собственном спасении. Что же необходимо для того, чтобы спасительная Благодать обитала и действовала в нас, и вела нас ко спасению, и к получению вечной блаженной жизни на небе? Чтобы спасительная Благодать всегда обитала и действовала в нас и руководила нас на пути спасения, к достижению вечной блаженной жизни, для этого необходимы истинная вера и добрые дела. Об этом будет сказано, если Бог благословит, в следующем поучении. Аминь. Поучение 61. Для спасения необходима вера и добрые дела Чтобы спасительная Благодать вселилась и действовала в нас ко спасению нашему, для этого нам необходимо иметь истинную веру и делать добрые дела, или соблюдать заповеди Божии. Только вера, свидетельствуемая добрыми делами, делает нас способными к принятию спасительной Благодати, чтобы при её содействии достигать нам своего спасения. Что вера и добрые дела необходимы для нашего спасения, это ясно показывают слова Господа Спасителя, сказанные святым апостолам: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам ( Мф. 28:19, 20 ). Иже веру имет и крестится спасен будет; а иже не имать веры осужден будет ( Мк. 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Опасность от сих врагов каждому тем более угрожает, чем сильнее и стремительнее они в своей злобе и зависти, чем разнообразнее могут, и коварнее умеют действовать. Они могут и умеют возбудить в человеке злые намерения ( Ин. 13:2 ), воспрепятствовать тому, что нужно было бы для блага людей ( 1Сол. 2:18 ), даже возобладать человеком ( Мф. 10:8 ; Мк. 5:9–14 ; Лк. 10:14 ) и, при невнимательности человека, похищать у него предложенные средства ко спасению, как тò изобразил сам Господь Иисус Христос в притче о сеятеле, сеющем семена свои: приходит диавол, и вземлет слово от сердца их, да не веровавше спасутся ( Лк. 8:5–15 ). В отражении сих опасностей тем более требуется бдительности, предусмотрительности и осторожности, чем хитрее духи неприязни назирают и следят за нами, стараются искушать и запинать нас, от младенчества до последнего предела нашей жизни. Таковое положение наше в отношении к искусителю не будем отрицать, если вникнем в сказанное о самом Спасителе нашем, в образ и в защиту нам, допустившем до Себя искусителя, что искуситель отъиде от Него до времене ( Лк. 4:13 ). В книге Ермы Пастырь сказано два духа находятся при человеке: один дух добрый, другой дух злой 13 . Это мнение принято, как мнение древнее, св. Григорием Нисским 14 , повторено нашим отечественным Иерархом Туровским Кириллом 15 , встречается и в жизнеописаниях святых 16 . Итак, если, по премудрым намерениям Божиим, попускается диаволу и миродержителям тьмы века сего действовать в мире ко вреду и соблазну тех, которым суждено воинствовать в здешней жизни для достижения отечества небесного: то уже само собою разумеется, что неотступное охранение и благодетельное руководствование христиан воинствующих усвоять сильным крепостью Ангелам Божиим сколько прилично, столько же и благопотребно. Судя по нашей маловнимательности к путям и средствам спасения и по забывчивости о врагах, ищущих нашей погибели, такое охранение, можно сказать, необходимо для отражения неистовых усилий диавола погубить нас безвозвратно. Разрешение недоумений

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Потому не радуйся в веке сем плачевном, ни о чем временном не радуйся, потому что все в нем непосто­янно и превратно, все в нем ложно и изменчиво. Если же хочешь утешаться – утешайся Одним Господом; ес­ли хочешь радоваться – радуйся о Едином Господе. Ибо радость плотская скоро гибнет, а радость о Госпо­де вовеки пребывает; утешение земное внезапно исче­зает и обращается в горесть, а утешение Пресвятого Духа всегда о Господе утешает и будет утешать во веки вечные – утешением неизреченным. Итак, радуйся не о чем-либо ином, но о Господе. «Радуйтеся о Господе... вси правии сердцем», – говорит про­рок ( Пс.31:11 ). И апостол говорит: " всегда о Господе радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите» ( 1Сол.5:16–18 ). В этом наше спасение. Не о чем ином радуйся, только о Господе. Ибо всякая радость не о Господе есть ложь, обольщение; всякое утешение не о Господе есть тяжесть и смущение души. Итак, ра­дуйся не о пище и питие, не о богатстве и славе мира сего, не о каких-либо красотах и безсмысленных по­хотях, но о Господе радуйся, о Едином Боге веселием веселись. Во временном ни в чем нет истинной радости; там радость фальшивая, временная, безумная. Ибо во тьме света не бывает, в смерти жизни не найдешь. Во лжи правда не является. Радость мира сего фальшива, уте­шение его изменчиво, веселие легко и скоро проходит. На короткое время вывеет радость и утешение – и внезапно наступает горесть, на короткое время весе­лие – и внезапно плачь и рыдание; еще утешение не прошло – и уже постигла скорбь и печаль. Потому радуйся радостию о Едином Господе и ве­селись веселием о Нем. Радуйся о Господе Боге, ибо Бог твой – Бог вели­кий, вечный, бессмертный, всемогущий Вседержи­тель; Бог щедрый, милостивый, праведный, челове­колюбивый и премилосердный; Отец щедрот, Бог всякого утешения. Его есть небо и земля, горы и хол­мы, дерева и дубравы. Его – всякое дыхание и вся тварь, видимая и невидимая, которая на небе и на земле. Его – солнце и месяц, звезды и все небесные стихии; Его – воды и реки, моря и озера, источники и бездны, град и снег, дожди и ветры, громы и мол­нии. Его – все люди и все роды земнородные. Его – ангелы, архангелы, престолы, господствия, херуви­мы, серафимы и все небесные силы. Там правда, там суд нелицемерный, сама благость и человеколюбие, там премудрость и источник разума. Там тишина, по­кой, небоязненность и безпечалие. Там слава, богат­ство, сокровища и вечное наслаждение. Там радость, веселие, свет, озарение, красота, благолепие, сла­дость и всякое утешение. Там свобода, простор, оби­лие и век неизменяемый. Там все есть, что только лю­ди любят. Только прилепись к Господу Богу твоему всею душою твоею и о нем Едином радостию радуйся и веселием веселись.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010