Апостол Павел призывает нас к горению в Духе: «Духом пламенейте» ( Рим.12:11 ), «Духа не угашайте» ( 1Сол.5:19 ). В этом горении выявляется многообразный лик Христов, будь то в образе Раба, или в славе Воскресшего. В наше время Церковь нуждается не менее, чем Малоазиатская и Лаодикийская Церкви в первом веке, в голосе Духа, говорящего Церквам: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» ( Откр.3:16, 19–20 ). 3. Таинство Слова Слово связано с Дыханием, Логос с Духом. Нельзя выделять Слово, как это сделал блаженный Августин в часто цитируемом выражении: «Accedit Verbum ad elementum et fit Sacramentum» 66 . Мы видим здесь обособление Слова в ущерб Духу. Нам важно осознать и пневматологический облик Слова, являемый Дыханием Духа. Это относимо к человеческому слову так же, как и к Божественному Откровению: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их» ( Пс.32:6 ). а. Слово Божие Можно различить три измерения Слова. Слово есть, прежде всего, Слово Божие, Слово, ставшее плотью, ставшее человеческим словом, ставшее тварным естеством. Слово творческое, приведшее нас от небытия к бытию (святитель Иоанн Златоуст ), Которое поставляет собеседника перед Собой. Слово Божие открывает Премудрость и Любовь Отца, то есть Троичную Тайну. Оно спасительно, так как оно раскрывает Домостроительство нашего Спасения, осуществляющееся в Церкви. Слово Божие читается и проповедуется, оно действенно, оно изменяет человека и само тварное естество, проникая в них, наполняя их Духом и жизнью. Слово Божие есть нисходящее благословение, наполненное Троичным Присутствием. Слово становится также ответом человека и общины Богу через славословие, благодарение, ходатайство и призывание. Человек благодарит, благословляет и отвечает Богу в непрестанном собеседовании с Ним. Человеческая молитва церковна, она включается в молитву Самого Спасителя, приобщается к священству Христа у Престола Отца (Ин; Евр), ассоциирует себя и с ходатайством Духа ( Рим.8 ; Гал.4 ; Откр.22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я и ничто. Признаки апостола во мне сказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» ( 2Кор.12:11–12 ). Отсюда видно, что св. Павел, как и первенствующая церковь , видели признаки истинного апостольства в знамениях, чудесах и силах. В послании к римлянам он же пишет: «я могу похвалиться о Иисусе Христе только в том, что относится к Богу. Но не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности его и до Иллирика» ( Рим.15:17–19 ). В послании к солунянам, сказав, «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением (посредством знамений и чудес), св. Павел прибавляет: как вы сами это знаете, каковы были мы для вас между вами» ( 1Сол.1:5 ). Такое свидетельство есть само в себе поразительнейшее, очевиднейшее свидетельство того, что в апостольской церкви святыми апостолами, да и другими совершались многие чудотворения, которыми подкреплялась сила евангельской проповеди, по обетованию Христову: «знамения верующим сия последуют: именем моим бесы ижденут, языками возглаголят новыми, на недужных руки возложат, и здравы будут, согласно заключительному слову евангелия от Марка: они же исшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми» ( Мк.16:17–18, 20 ). Вообще это поразительнейшее свидетельство истины слов и дел св. апостола Павла, что он истину своих слов и дел, совершенных пред известными церквами, подтверждает в посланиях к этим церквам их же собственным свидетельством. Убедительнейший памятник такого поразительно доказательного приема св. Павел представляет нам во втором своем послании к коринфянам. Надобно сказать, что в Коринфе апостола Павла некоторые лжеучители уничижали, – уничижали не только честь его, как апостола, но и самое учение; что впрочем терпел он и по другим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Воскресение Христово есть важнейшее событие в деле нашего спасения. Господь Своим воскресением запечатлел наше спасение и показал, что жертва, принесенная Им, принята Богом Отцем. Апостол Павел говорит, что Господь «предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ). Без воскресения Христова не было бы спасения нашего. Тот же Апостол прямо говорит: «если Христос не воскрес; то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Кроме этого воскресение Христово важно в деле нашего спасения и потому, что Господь Своим воскресением одержал победу над смертью и тем положил основание и нашему блаженному воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», – учит Апостол Павел. Как вы знаете, братие, наказанием за грехи первых людей в раю была смерть, как душевная, вечное удаление от Бога, вечное проклятие, так и телесная. Все потомки Адама подверглись этому наказанию. Господь Своим воскресением одержал победу над смертью, приблизил человека к Богу, и дал ему надежду на получение вечной блаженной жизни по воскресении из мертвых. Хотя полная победа над смертью совершится по кончине мира, как учит апостол Павел: последний же враг испразднится смерть ( 1Кор.15:26 ), но тем не менее смерть уже не страшна для христианина, потому что она есть для него только переход к новой жизни. Чтобы понять, каким образом, вследствие воскресения Христова, воскреснем некогда и мы, и довершится полная победа над смертью, нужно принять во внимание то, что по учению слова Божия, мы чрез веру во Христа и чрез приобщение св. таинствам Его становимся причастниками Христу ( Евр.3:14 ), едино со Христом ( Ин.6:26; 15:4–5 ), а в Нем и причастниками Его жизни. Потому то и учил Он Сам: Аз есмь воскрешение, и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Равным образом и апостол Павел относительно таинства крещения учил: или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся... Аще же умрехом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним: ведяще, яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умираешь: смерть Им ктому не обладает ( Рим.6:3,8–9 ) Итак, братие, не будем страшиться смерти: она приведет нас к вечной блаженной жизни, если будем достойны ее. Не будем скорбеть при виде смерти, как скорбят прочие не имущии упования ( 1Сол.4:13 ), то есть не имеющие веры в воскресшего Господа. Никтоже да убоится смерти, свободы бо нас Спасова смерть! восклицает св. Иоанн Златоуст . Будим твердо надеяться, братие, что грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут ( Ин. 5:25 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Все, что в духе свободы, – трудно. Проще – когда назначили цену, и – отдал. Тут, кстати, и погордиться можно, и одновременно пороптать. А когда о цене молчат, начинается борьба помыслов: мало дать – стыдно, много – жалко. Вот и думай, и решай. Наша церковь сохранила дух Христовой свободы. И хотя мы видим, что в свечном ящике на все установлены определенные цены, но мы понимаем, что так быть не должно. Ревнующие о благочестии священники постепенно стараются вводить в своих храмах свободное пожертвование за все, даже за свечи. Но и везде, в любом храме: если не можешь заплатить установленную цену за что-либо, скажи об этом, и никто тебе не откажет. Апостол заповедует, чтобы мы «ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво». Но как недопустимо говорить дающему: «мало», столь же недопустимо говорить: «много». Один Бог знает, что для кого много, а что мало. Главное, чтобы давать смиренно, понимая, что ничем не сможешь оплатить благодати Святого Духа. Но и не давать, или давать мало, – тоже надо смиренно, и не смотреть при этом завистливым оком на плоды чужой щедрой милостыни. Четверг. О «мире и безопасности» Лк.11:47–12:1 1Сол.5:1–8 Господь сказал: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы». Очевидно, убивать Божьих людей, а потом строить им памятники, – дела одного рода. Не выполнив Божью волю, строим памятник тому, кто эту волю возвещал! Что будет, если пришествие Господне в сонме всех воскресших праведников застанет нас за этим занятием? А «день Господень так придет, как тать ночью», неожиданно, когда перестают ждать, когда особенно крепок сон, «когда будут говорить: «мир и безопасность». Именно тогда, «внезапно постигнет их пагуба». По-видимому, будет такое время, когда человечество, после всех столкновений «народ на народ и царство на царство», на время успокоится, объединится под одной рукой в одну всемирную империю. И все религии объединятся, потому что каждая пожертвует своей исключительностью. При этом весь мир будет уставлен памятниками и гробницами тем, кто за единственность своей истины когда-то положил душу. Библиотеки будут уставлены их книгами, прекрасно изданными. По этим книгам будут писать научные работы, изыскивая то, что является общим для всех религий. Всякое отличие и своеобразие будет считаться предрассудком своего времени, и поэтому – случайным и лишним. Тогда же, очевидно, будет ставиться на чело и на руку единая имперская печать с числом зверя, позволяющая покупать и продавать. Ставиться она будет только в обмен на обещание не лезть со своей истиной и не смущать мирно пасущиеся народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

д. ( Кол. 3 гл.). Здесь место самого разнообразного аскетизма, требуемого применительно к каждой личности. Пока в христианине происходит покаянный процесс, борьба со страстями, греховными навыками, падениями и восстаниями, здесь совершается, так сказать, отрицательно-положительная сторона усвоения Искупления: с одной стороны, постепенно вытесняется грех до изгнания его из периферии всего существа, а с другой, заполняются освобожденные места души свободно и с любовью воспринятою святостью от Христа, происходит постепенное облачение в нового человека, восстановление его, т. е., в райской праведности. Но как в прародителях до их грехопадения чрез свободное послушание воле Божией должна была начаться в собственном смысле святая, впредь беспредельная жизнь в Боге, так и в христианине, только с момента истребления в нем силою Духа Святого («прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны...») всякой греховности в естестве, начинается в полном смысле святость, как главнейшая цель жизни ( 1Сол.4:2–3 ; Еф.1:4 ), для которой уже нет пределов; бесконечность ее чрез жизнь в Боге: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Эта беспредельная святость для людей живет во Христе, в Котором для нас «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Она относится главным образом к будущей жизни, где Бог во Христе Иисусе явит преизобильное богатство благодати Своей и благости Своей» ( Еф.2:6–8 ). Это есть высший дар Искупления Христова для людей, который мы имеем в Нем только чрез Его Искупление мира Кровью Его ( Откр.12:11 ): только в этом Искуплении христиане получают сыновство Божие. «Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, Которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем Искупление Кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его» и т. д. ( Еф.1:4–7 ). Сущность усвоения Искупления представлена Христом в притче о званных на вечерю ( Лк.14:16–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Е) В Откровении св. Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности антихриста «двух Свидетелей,» которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда кончат свидетельство свое, будут умерщвлены, потом через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо ( Откр. 2:3–12 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор верующего во Христа человечества, со времени вознесения на небо от земли Сына Божия, направлен на величайшее будущее событие мировой истории – Его второе пришествие на землю. Действительность этого ожидаемого пришествия со всей определенностью многократно засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей этого события ( Матф. 16:27 ; гл. 24; Мрк. 8:38 ; Лук. 12:40; 17:24 ; Иоан. 14:3 ). О нем возвещают ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ); напоминают часто апостолы: ап. Иуда ст. 14–15, 1Иоан. 2:28 , 1Петр. 4:13 , многократно ап. Павел: 1Кор. 4:5 , 1Сол. 5:2–6 и др.). Сам Господь начертал перед Своими учениками образ Своего пришествия в следующих чертах: Оно будет внезапным, для всех явным: Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Матф. 24:27 ). Прежде всего – явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (ст. 30). Это будет, по общему толкованию свв. Отцов, знамение животворящего Креста Господня. Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (ст. 30), со святыми Ангелами ( Мар. 8:38 ). Он сядет на престоле славы Своей ( Матф. 25:31 ). Таким образом, второе пришествие будет иным, чем первое, когда Господь смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной. Он придет праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Матф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но да спасется им мир, приходил дать Свою душу для избавления многих. Воскресение мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Евр.10:25 .  Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. «Что значит: «не оставляюще собрания своего»? Он имеет в виду, что от собрания и взаимного общения происходит великая сила ( Мф 18:20 ; Ин.17:11 ; Деян 4:32 )… от него умножается любовь; за умножением же любви необходимо следуют и дела по Боге…» (Злат.). – «Как есть у некоторых обычай». Здесь апостол предлагает не только увещание, но и укоризну, с запрещением. – «Приближение дня оного…» В подлиннике настоящего места нет слова «оный» и, по-видимому, не должно быть, так как здесь разумеется собственно вообще наступление светлого для христиан времени – нравственно светлое состояние их и полное торжество их в великий день славы Церкви Христовой (ср. Евр.8:8 ; Рим 13:12 ; 1Кор 3:13 ; 1Сол.5:4–8 ). Впрочем, если принять во внимание Евр.10:27 , то можно сказать, что и здесь отчасти должно разуметь «день оный» – для одних светлый и радостный, а для других страшный и гибельный. Евр.10:26 .  Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, «Не остается более жертвы за грехи…» – т. е. нет второй жертвы, нет второго креста. «Потому он и говорил неоднократно о жертве, что она одна и одна, – с целью показать не только то, что она отличается от иудейских, но и предохранить слушателей, чтобы они не ожидали другой жертвы по закону иудейскому» (Злат.). Евр.10:27 .  но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Доселе спокойное рассуждение апостол прерывает грозным указанием на страшный суд Божий и огонь геенский, сопоставляя это грозное последствие измены Новому Завету с тоже грозным – за измену Ветхому, но так, что показывает при этом и большую ответственность за измену Новому, и более грозное за это наказание, и, так сказать, его сообразность и справедливость. Евр.10:28 .  Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этих слов ясно, что только истинный христианин, рожденный не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога, верующий во имя Христа ( Ин. 1:12, 13 ), исполняющий заповеди Его, может познавать Бога, Которого не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ). Все же другие исследователи Божественного Откровения, – все Штраусы, Ренаны, Толстые и т. п., не имеющие любви к Богу и не исполняющие Его заповедей, хотя бы всю жизнь свою посвящали на изучение Св. Писания Ветхого и Нового Завета, никогда не достигнут до познания истинного Бога... Современные Христу книжники и фарисеи иудейские собственными очами видели совершенные Им чудеса, собственными ушами слышали преподанное Им учение, но они не имели любви к Богу, сердце их огрубело, – и они не познали истинного Бога, не уразумели Его сердцем и не обратились, чтобы Он исцелил их ( Мф. 18:15 ; Марк. 4:12 ; Лук. 8:10 ). «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ). Наконец, по христианскому учению, от любви к Богу непосредственно зависит и любовь к ближнему. «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» ( 1Ин. 4, 11. 12. 20 ). Желающим ближе и подробнее ознакомиться с тем, как истинное христианство учит о любви к Богу и ближним, рекомендуем со вниманием прочитать еще следующие места новозаветных писаний: Мф. 5, 43–48 ; Марк. 12, 29–31; 33 ; Лук. 6, 34; 10, 27 ; Ин. 3, 16 ; 1Петр. 1, 8; 22; 2, 17; 3, 10; 4, 8; 5, 14 ; 2Петр. 1, 7 ; , 2Ин. 1, 1. 3. 5. 6 ; Рим. 5, 5. 8; 8, 35–39; 12, 9; 13, 14, 15; 15, 30 ; 1Кор. 8, 1; 13, 1–4. 7. 8. 13; 14, 1; 16, 22; 2 Kop. 2, 4; 5, 14; 6, 6; 8, 7. 8; 24; 9, 7; 13, 11. Галат. 5, 6. 13–14. 22 ; ; Филип. 1, 9. 17; 2, 1. 2 ; Колос. 1, 4. 8. 13; 2, 2; 3, 14 ; 1Сол. 1, 3; 3, 6. 12; 4, 9; 5, 8 ; 2Сол. 1, 3; 2, 10; 3, 5 ; 1Тим. 1, 5. 14; 2, 15; 4, 12; 6, 11 ; 2Тим. 1. 7; 2, 22; 3, 10 ; Евр. 6, 10; 10, 24 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Кого называют отцом, тому доверяют. Даже человек способен «нежно обходиться с детьми своими». Даже слуга Божий имеет дерзновение говорить: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши». «Тем более Отец Небесный». Поэтому будем просить с сыновним доверием, и не забывать благодарить за все исполненные просьбы. А еще больше – благодарить за просьбы неисполненные. Потому что именно тут, может быть, сильнее всего сказывается Его любовь, которая «не ищет своего» ( 1Кор.13:5 ), не ищет славы и похвал, а ищет только истинной пользы и совершенного блага своему возлюбленному. Четверг. О разделении сатаны в себе Лк.11:14–23 1Сол.2:9–14 Однажды Господь «изгнал беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить». А фарисеи, вместо того, чтобы прославить Исцелителя, и порадоваться за исцеленного, сказали: «он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского». Откуда такая мысль? Лишь бы отмахнуться от истины? Или – кто упорно враждует против истины, тот неизбежно начинает верить только в силу бесов? А Господь далее показывает, что в этих словах не Ему укор, но приговор самому темному царству. Он показывает, что и во лжи может быть прославление истины, и тем большее прославление, чем бессовестнее ложь. Он говорит: даже если вы правы, даже если Я «силою веельзевула изгоняю бесов», то значит «сатана разделился сам в себе». Ну а если так, то «как устоит царство его»? Как часто мы наблюдаем смертельную борьбу зла со злом же. Страсти борются за человека. Гневливость разрушает блудные союзы. Тщеславие не дает воли чревоугодию. А иногда низкие страсти в прах сокрушают гордость. Кажется, победил ту или иную страсть, а на самом деле просто хозяин у тебя переменился, а ты так и остался рабом. А в общественной жизни идет борьба тирании с анархией. Только порадуешься, что свергнута жестокая тирания, как наступает такой разгул анархии, что с тоской вспоминаешь прежние времена. А едва кто-то начнет восстанавливать порядок, сразу такие реки крови потекут, что подумаешь: ну его, этот порядок!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Кто желает видеть этот образ Божий, тот должен любить Бога, дабы и Сам Бог возлюбил его, и будет он не раб, а друг, творящий волю Господню. ♦ ♦ ♦ Христос Свой мир освещает не неким малым светом: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его ( Пс.18:7 ). Он всех милостиво просвещает, нечестивого не отвергает, а хочет исправить, ожесточенного желает не отлучить от Церкви, а смягчить и для того зовет их: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:28–29 ). ♦ ♦ ♦ Часто сами слезы утешают и облегчают мысль, часто плач успокаивает сердце и печальный дух. ♦ ♦ ♦ Если язычники, не имеющие надежды на воскресение, утешаются только воображением, что после смерти не будет никакого чувства, тем более мы должны иметь утешение, поскольку нам не полагается бояться смерти, ибо это конец грехов, и мы не должны сожалеть о утраченной жизни, которую восстанавливает воскресение. ♦ ♦ ♦ Кто умеет прощать, тот признает себя человеком, тот следует путем Христа Спасителя, Который, приняв плоть, предпочел прийти в мир Спасителем, нежели судьей. ♦ ♦ ♦ Где неверность, там и слепота. ♦ ♦ ♦ Бог, преклоняя слух Свой, слышит не телесно, а духовно, по снисхождению к нашей слабости. Преклоняет слух Свой к нам, чтобы вошло в него наше моление. Подавая милость, не требует голоса: не нужен был голос Тому, Который слышал Моисея, хотя он и молчал, и восклицал, обращаясь к Нему одними бессловесными стонами. Господь может слышать и кровь, не имеющую голоса и языка. Вопияла, обращаясь к Нему, кровь в мученичестве и в братоубийстве. ♦ ♦ ♦ Апостол Павел увещевает: За все благодарите ( 1Сол.5:18 ). Ибо всегда имеем, за что благодарить Бога, никогда не бываем без дара Божия, каждый день обязаны Ему жизнью. Что ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор.4:7 ), – говорит апостол Павел. А так как всегда принимаешь, то всегда и призывай, и поскольку все, что ни имеешь, имеешь от Бога, то признавай себя всегда должником; однако хочу я, чтобы ты заплатил долг свой с любовью, а не с принуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010